Гимнастика после дневного сна
картотека (младшая группа) на тему

Дроздова Ирина Валерьевна

Гимнастика после дневного сна 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gimnast._posle_dn._sna.doc413 КБ

Предварительный просмотр:

Т.Е. Харченко

Гимнастика после дневного сна

в детском саду

                         Группа раннего возраста

Оформление: воспитатель группы  

раннего возраста    Дроздова И. В.

Москва 2013 г.

« Маленькие птички »

(комплекс с элементами дыхательной гимнастики)

                                          Проводится в групповой комнате.

        Воспитатель слегка стучит по окну и говорит: «Ребята, посмотрите, к нам в гости прилетели маленькие птички. Просыпайтесь, поднимайтесь. По смотрите на птичек. (Можно повесить за окном вырезанных из бумаги птиц или понаблюдать за настоящими птицами из окна.) Давайте поиграем. Сегодня мы с вами – маленькие птички».

        Дети встают с кроватей и переходят в групповую комнату.

        Ходьба стайкой (15 секунд).

        Ходьба в разных направлениях (15 секунд).

        Медленный бег по кругу (15 секунд).

        Построение в круг.

        Дыхательное упражнение «Порадуемся птичкам»

        Произнести: «Ах!» - вдох, задержать дыхание, выдыхая, произнести: «А-а-а-х». Повторить 2 раза.

        Упражнение «Птички машут крыльями»

        Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки за спину.

        Руки в стороны, помахать всей рукой и кистью.

        Спрятать руки за спину.

        Повторить 5 раз. Темп умеренный.

        Указание: «Сохранять устойчивое положение теля».

        Упражнение «Птички зовут своих друзей»

        Исходная позиция: стоя, ноги врозь, руки на поясе.

        Поворот вправо, назад; произнести: «Чирик, чирик».

        Вернуться в исходную позицию.

        Поворот влево, назад; произнести: «Чирик, чирик».

        Повторить 4 раза. Темп умеренный.

        Упражнение «Птички клюют зернышки»

        Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены.

        Присесть, постучать пальчиками рук по полу.

        Вернуться в исходную позицию.

        Повторить 4 раза. Темп умеренный.

        Указание: «Хорошо выпрямиться после приседания».

        Упражнение «Птички веселятся»

        Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены.

        8-10 раз подпрыгиваний на месте, чередуя с ходьбой на месте.

        Повторить 3 раза.

        Ходьба врассыпную в медленном темпе (15 секунд).

        Дыхательное упражнение «Дуем на крылышки».

        На счёт 1,2 – вдох. На счёт 1,2,3,4 – выдох.

        Повторить 2 раза.

        Ходьба по ребристым дорожкам. Одевание.

« Поиграем  с  носиком »

(комплекс с элементами дыхательной гимнастики и самомассажа)

        Проводится в кроватях, затем в групповой комнате.

        Воспитатель: Просыпайтесь детвора.

                        Всем вставать уже пора.

                        Носик больше не сопит.

                        Из-под одеяла не торчит.

                        Носик наш проснулся.

        Давайте, ребята, поиграем с нашими носиками.

        Звучит спокойная музыка.

        Все упражнения проводятся из исходной позиции лёжа на спине.

        Упражнение «Найди свой носик»

        Воспитатель.

                        Ну-ка, носик свой найди

                        И скорей мне покажи.

        Предлагает детям с закрытыми глазами найти нос и подёргать его кончик. Повторить 4 раза. Темп умеренный.

        Упражнение «Носик дышит»

        Педагог предлагает детям закрыть рот, сжать губы.

Глубокий вдох через нос, глубокий выдох через нос. Повторить 4 раза.

        Указание: «Выдох длиннее вдоха». Выполнять медленно.

        Упражнение «Носик тренируется»

        Вдох. На вдохе оказывать сопротивление воздуху, надавливая указательными пальцами обеих рук на крылья носа. Выдох через нос.

На выдохе руки от носа убрать. Повторить 4 раза.

        Упражнение «Носик радуется»

        Вдох через левую ноздрю (правая в это время закрыта указательным пальцем правой руки), выдох через правую ноздрю (при этом закрывается левая).

        Выполнить 8-10 вдохов-выдохов. Темп медленный.

        Упражнение «Носик - шалунишка»

        Вдох. На выдохе постукивать указательными пальцами обеих рук по крыльям носа и произносить: «М-м-м». Повторить 4 раза. Темп умеренный.

        Упражнение «Массаж носика»

        Поглаживание носа от ноздрей к переносице и наоборот в течении 20 секунд. Повторить 3 раза.

        Упражнение «Смешная рожица»

        Предложить детям покривлять носом, ртом, губами. Повторить 2 раза.

        Воспитатель. Как мы славно поиграли!

        Дети встают с кроватей и переходят в групповую комнату.

        Дыхательное упражнение «Петух»

        Исходная позиция: стоя, ноги врозь, руки опущены.

        На счёт 1,2-вдох, поднять руки в стороны. На счёт 3,4,5,6-выдох, опустить руки, хлопая себя по бёдрам и произнося: «Ку-ка-ре-ку». Повторить 4 раза.

        Упражнение «Шагом марш»

        Ходьба, высоко поднимая колени.

        Дыхательное упражнение. Указание: «Выдох длиннее вдоха». Повторять в течении 20-30 секунд.

        Бег стайкой на расстояние до 10 метров.

        Медленная ходьба.

        Закаливающие процедуры.

« Ушки на макушке »

(комплекс с элементами самомассажа)

                Проводится в кроватях.

        Воспитатель.

                Ушки, ушки на подушке,

                Ушки, ушки на макушке.

                Просыпайтесь, пробуждайтесь

                И вставайте, поднимайтесь.

                Надо многое услышать,

                Надо многое узнать,

                А для этого сначала

                Надо с вами поиграть.

        Давайте поиграем с нашими ушками.

        Все упражнения проводятся из исходной позиции сидя на кровати. Звучит спокойная музыка.

        Упражнение «Покажите ушки»

        Воспитатель.

                Свои ушки вы найдите.

                И скорее мне покажите.

        Предлагает детям с закрытыми глазами найти уши и слегка подёргать их. Повторить 4 раза.

        Указание: «Сильно за уши не дёргать».

        Упражнение «Похлопаем ушами»

        Завести ладони обеих рук за уши и загнуть уши всеми пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко опустить их.

        Повторить 4 раза.

        Упражнение «Одеваем серёжки на уши»

        Захватить кончиками большого и указательного пальцев обеих рук мочки ушей, осторожно потянуть их вниз, а затем опустить.

        Повторить 4 раза.

        Упражнение «Красивые ушки»

        Указательными и большими пальцами обеих рук растирать уши снизу вверх и обратно до ощущения тепла в течение 20 секунд.

        Упражнение «Моем  за ушками»

        Растирать за ушами снизу вверх до ощущения тепла в течение 20 секунд.

        Упражнение «Согреем наши ушки»

        Согреть ладошки, потерев ими друг об друга, до ощущения тепла. Затем приложить к ушам ладошки и тщательно потереть ими всю раковину.

        Дети встают, выполняют закаливающие процедуры (моют лицо, уши, шею, руки).

« Смешной Буратино »

(комплекс с элементами самомассажа)

                Проводится в кроватях.

        В аудиозаписи звучит песня «Буратино» из телефильма «Приключения Буратино», муз. А.Рыбникова, сл. Ю. Энтина.

        Воспитатель: У каждого из вас есть любимая игрушка. А мне больше всех игрушек нравиться Буратино. Давайте сегодня покажем его в наших упражнениях. Внимательно слушайте и выполняйте все задания.

        Упражнение «Добрые глазки»

        Исходная позиция: лёжа на спине.

        Потереть ладошки обоих рук до ощущения тепла, приложить к глазам.

        Повторить 2 раза. Показ воспитателя.

        Упражнение «Длинный нос»

        Исходная позиция: лежа на спине.

        Указательными пальцами обеих рук энергично провести по крыльям носа от ноздрей к переносице и обратно в течение 20 секунд.

        Повторить 4 раза. Темп быстрый.

        В конце упражнения показать длинный нос Буратино и слегка его подергать.

        Показ и объяснение педагога. Поощрения.

        Упражнение «Маленькие ушки»

        Исходная позиция: лёжа на спине.

        Растирать уши снизу вверх и обратно до ощущения тепла в течение 20 секунд.

        Повторить 2 раза.

        Упражнение «Умелые ручки»

        Исходная позиция: сидя на кровати.

        Пощипывание пальцами правой рукой по левой руке от пальцев до плеча снизу и наоборот в течении 30 секунд.

        То же самое, но выполняя похлопывание.

        Упражнение «Быстрые ножки»

        Исходная позиция: лежа на спине, руки вытянуты вдоль туловища.

        Поднять ноги и помахать ими в воздухе.

        Повторить 4 раза. Темп быстрый.

        Упражнение «Устали ножки»

        Исходная позиция: сидя на кровати.

        Пощипывание пальчиками правой рукой по левой ноге снизу вверх и наоборот в течении 30 секунд.

        То же самое, но выполняя похлопывание.

        Каждый выполняет в своём темпе.

        Дыхательное упражнение «Ах!»

        На счет 1- вдох, затаить дыхание; на счет 2,3,4- выдох. На выдохе произносить: «Ах-х-х-х». Повторять 3 раза.

        Звучит песня «Буратино».

        Дети встают. Можно предложить им потанцевать под музыку.

« Ласковые котята »

(комплекс с элементами самомассажа)

                Проводится в кроватях.

        Звучит медленная колыбельная песенка «Серенькая кошечка» муз. В.Витлина, сл. Н.Найденовой.

        Воспитатель: Ребята, вы знаете, кто к нам приходил, пока вы спали? Отгадайте загадку?        Мохнатенькая,

                                Усатенькая,

                                Лапки мягоньки,

                                А коготки востры.  (Кошка)

        

        Правильно, киска. А теперь давайте поиграем. Сегодня мы с вами – маленькие, пушистые котята.

        Педагог читает стихотворение, дети выполняют соответствующие тексту движения.

Любит котик умываться,

Вместе с нами закаляться:

Лапку правую потрет. (Похлопывание правой руки левой рукой от кончиков пальцев вверх по руке в течении 20 секунд.)

А затем ее встряхнет. (Потрясти правой рукой.)

И о левой лапке тоже (Похлопывание левой руки правой рукой в течении 20 секунд.)

Он забыть  никак не может. (Потрясти левой рукой.)

Ножки быстры у котят. (Растирание правой ноги в течение 20 секунд.)

Будем к ножкам приступать. (Потрясти правой ногой.)

Котик ножки моет чисто. (Растирание левой ноги в течение 20 секунд.)

Ножки бегать будут быстро. (Потрясти левой ногой.)

Котик, лобик не забудь. (Провести пальцами обеих рук по лбу от середины к вискам. Повторить 4 раза.)

Глазки. (Погладить закрытые глза от переносицы к внешнему краю глаз и   обратно).  Повторить 4 раза.)

Ушки. (Растирать уши снизу вверх и обратно в течение 20 секунд.)

Носик. (Указательным пальцем энергично провести по крыльям носа от ноздрей к переносице и обратно в течение 20 секунд.)

Грудь. (Постукивание по груди кулачками обеих рук в течение 20 секунд.)

Все помыл пушистый зверь.

Чистым стал на целый день.

Веселиться будет кот. (Хаотичные движения руками и ногами.)

Нет болезней, нет забот. (Поднять вверх руки и ноги. В быстром темпе повторить 3 раза.)

        Вновь звучит медленная колыбельная песенка «Серенькая кошечка».

        Ребята- «котята» ложатся на животик и «точат свои коготки», тихо мяукают: «Мяу-мяу». Отдыхают. Воспитатель проходит около каждого ребенка, гладит его.

        Дети встают и одеваются. Закаливающие процедуры.

« Занимаемся спортом »

(комплекс с элементами корригирующей и дыхательной гимнастики)

                Проводится в групповой комнате.

        Воспитатель:

                Солнце светит:

                Где тут дети?

                На подушке, на простынке

                Нежат розовые спинки?

                День деньской пришел давно

                И стучится к нам в окно!

                Просыпайтесь поскорей,

                В зал идите побыстрей.

                Ждут вас палки и гантельки,

                Дуги, обручи, скамейки.

        Звучит спокойная музыка.

        Дети встают с кровати и переходят в групповую комнату.

        Воспитатель:  

                Я начну стихи читать,

                Вы – задания выполнять.

                Дружно в круг скорей вставайте

                И за мной все повторяйте.

        Дети встают в круг. Воспитатель произносит стихотворение, ребята выполняют соответствующие тексту движения.

                По ровненькой дорожке шагают наши ножки. (Ходьба обычная.)

                Мы на пальчиках идем, все идем        выше голову несем, мы несем. (Ходьба на носках.Указание: «На пол не смотреть».)

                И на пяточках идем, все идем. (Ходьба на пятках.)

                Очень весело идем, мы идем.

                Вновь шагают ножки прямо по дорожке. (Ходьба обычная.)

                Мы умеем ловко прыгать (Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.)

                Посмотрите вы на нас.

                Продолжаем дружно прыгать (Прыжки с ноги на ногу.)

                И вот эдак еще раз.

                Побежали ножки

                По ровненькой дорожке. (Обычный бег.)

                Мы бежали, мы бежали,

                Наши ноженьки устали.

                Мы немножко отдохнем

                И опять вперед пойдем. (Обычная ходьба.)

                Отдохнули мы немножко,

                Снова, снова побежим.

                Даже змейкой мы умеем,

                Если очень захотим. (Бег змейкой.)

                Вновь шагают наши ножки

                Прямо по дорожке. (Обычная ходьба.)

        Упражнение «Постоим на одной ноге»

        Стоять на одной ноге, сначала на левой, затем на правой.

        Упражнение «Веселые собачки»

        Передвигаться на высоких четвереньках (руки и ноги прямые).

        Дыхательное упражнение «Молодцы!»

        Вдох через нос. Задержать дыхание. Медленный выдох через рот. При выдохе произнести: «Мо-лод-цы!» Повторить 3 раза        Закаливающие процедуры.

« Веселые жучки »

(комплекс с элементами корригирующей гимнастики)

        

        Проводится в кроватях.

        Звучит спокойная музыка.

        Воспитатель: Наступила весна, теплое время года. Просыпается все: природа, насекомые. Давайте представим, ребята, что мы с вами – жучки. Нам хорошо под теплым солнышком.

        Все упражнения проводятся из исходной позиции лежа на спине.

        Упражнение « Жучки потянулись »

        Хорошо потянуться, руки в стороны, вверх.

        Темп медленный. Повторить 3 раза.

         Упражнение « Проснулись глазки »

        Погладить закрытые глаза от переносицы к внешнему краю глаз и обратно.

        Темп медленный. Повторить 3 раза.

        Упражнение « Проснулись ушки »

        Растирать уши снизу вверх и обратно до покраснения и ощущения тепла в течение 20 секунд.

        Упражнение « Проснулись лапки »

        Поднять перед собой вытянутые вперед руки и потрясти ими.

        Темп умеренный. Повторить 3 раза.

        Упражнение « Веселые жучки »

        Лежа на спине, руки вдоль туловища.

        Хлопки руками перед собой.

        Воспитатель. Сейчас жучки побегут по дорожкам.

        Дети встают с кроваток.

        Педагог выкладывает ребристые дорожки.

        Ходьба по дорожкам медленная и быстрая ( 2 минуты).

        Воспитатель. Жучки устали, пора им и подкрепиться.

        Дети одеваются и готовятся к полднику.

« Забавная зарядка »

(комплекс с элементами корригирующей и дыхательной гимнастики)

        Проводится в групповой комнате.

        Звучит спокойная музыка.

        Воспитатель проходит около каждого ребенка, лаксково будит его, гладит по голове.

        Воспитатель:         Слышишь, музыка играет –

                                 На зарядку приглашает.

        Ребята встают с кроватей и переходят в групповую комнату.

        Тихо звучит музыка В. Шаинского к песне «Вместе весело шагать».

        Воспитатель строит детей в круг.

                                Вот по кругу мы идем

                                Раз, два, три. Раз, два, три. (Обычная ходьба по кругу.)

                                На носочках мы идем.

                                Раз, два, три. Раз, два, три. (Ходьба на носках.)

                Ноги выше поднимаем (Ходьба с высоко поднятыми коленями.)

                Раз, два, три. Раз, два, три.

                Веселей теперь шагаем

                Раз, два, три. Раз, два, три. (Ходьба обычная.)

                                Если кубик на пути

                                Раз, два, три. Раз, два, три. (Ходьба с перешагиванием.)

                                Ты его перешагни.

                                Раз, два, три. Раз, два, три.

                Быстрым шагом мы пойдем

                Раз, два, три. Раз, два, три. (Ходьба быстрым  шагом.)

                А теперь бегом, бегом

                Раз, два, три. Раз, два, три. (Обычный бег.)

                                Остановитесь, встаньте в круг

                                Раз, два, три. (Построение в круг.)

                                Так чтоб ровным был наш круг.

                                Раз, два, три.

                Упражнение « Вырастим большие »

                 Воспитатель

                        Мы становимся все выше,

                        Достаем руками крыши.

                        На два счета поднялись,

                        Три, четыре – руки вниз.

                Исходная позиция: основная стойка.

                Потянуться на носках, поднимая руки вверх – вдох.

                Вернуться в исходное положение. Выдох.

                Повторить 4 раза. Темп медленный.

                Воспитатель

                        Вновь шагают ножки,

                        Прямо по дорожке. (Ходьба обычная.)

                        Раз, два, три.

                              Раз, два, три.

Закаливающие процедуры.

                                 « Разноцветные шары »

(комплекс с воздушными шарами и элементами дыхательной гимнастики)

        Проводится в групповой комнате.

        Во время тихого часа разложить воздушные шары на кроватках, на полу.

        Воспитатель   Посмотрите – ка, ребята,

                            Чудо дивное случилось,

                            Сколько шариков воздушных

                            В спальне нашей появилось!

        Ребята, давайте поиграем с шариками.

        Дети встают с кроватей, переходят в групповую комнату. Каждый ребенок получает шарик. Дети встают врассыпную.

        Упражнение « Разноцветные шары «

        Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, шарик в опущенных руках (обхватив шарик с обеих сторон).

        Руки с шариком вверх.

        Вернуться в исходную позицию.

        Повторить 5 раз. Темп умеренный.

        Индивидуальные поощрения.

        Упражнение « Покажи шарик другу (маме, бабушке)»

        Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки с шариком перед грудью.

        Повернуть туловище в одну сторону. Темп медленный. Вернуться в исходную позицию.

        Повернуть туловище с шариком в другую сторону. Вернуться в исходную позицию.

        Повторить 2 раза в каждую сторону. Темп медленный.

        Указание: «Сохранять устойчивое положение. Шарик постараться не ронять».

        Упражнение «Поиграем с шариком»

        Исходная позиция: сидя на полу, ноги врозь, шарик в опущенных руках.

        Наклон к правой ноге. Достать шариком до носков ног.

        Вернуться в исходную позицию.

        Наклон к левой ноге.

        Вернуться в исходную позицию.

        Повторить по 2 раза к каждой ноге. Темп умеренный.

        Указание: «Хорошо выпрямиться».

        Упражнение « Шарик отдыхает «

        Исходная позиция: лежа на спине, шарик в руках перед грудью.

        Поднять обе ноги.

        Вернуться в исходную позицию.

        Повторить 4 раза. Темп умеренный.

        Указание: «Ноги опускать тихонько. Пяточками по полу не стукать».

        Дыхательное упражнение « Подуем на шарик »

        Исходная позиция: стоя, шарик в согнутых перед грудью руках, ноги вместе.

        Подуть на шарик. На счет 1 – вдох. На счет 1,2 – выдох.

        Повторить 4 раза.

        Ходьба врассыпную с шариками в руках в медленном темпе (20 секунд).

        Воспитатель        А каких шары цветов?

                                Кто ответить мне готов?

        Дети останавливаются и называют цвета воздушных шариков.

        Воспитатель        Вы, ребята, не зевайте,

                                С шарами весело играйте.

        Играет веселая музыка. Дети подбрасывают воздушные шары, подпрыгивают и стараются их поймать.

        Воспитатель. Давайте соберем шарики и развесим в нашей группе. Пусть они нас радуют. Улыбнитесь шарикам. Педагог собирает шары.

        Воспитатель. А чтобы и шарики нам улыбались, после полдника мы приклеим им глазки и ротики

        « Легкие платочки »

(комплекс с платочками с элементами дыхательной гимнастики)

        Проводится в групповой комнате.

        Звучит спокойная музыка. Дети встают с кроватей и переходят в групповую комнату.

        Воспитатель

                        Все проснулись, потянулись,

                        И друг другу улыбнулись.

        Дети встают врассыпную. Воспитатель дает каждому ребенку платочек.

        Упражнение « Переложи платочек »

        Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, платочек в опущенной руке.

        Поднять обе руки, переложить платочек из одной руки в другую.

        Вернуться в исходную позицию.

        Повторить 5 раз. Темп умеренный.

        Индивидуальные поощрения.

        Упражнение « Подними платочек »

        Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, платочек в руке, согнутой в локте перед грудью.

        На слова воспитателя: «Урони!» отпустить платочек.

        На слова «Подними!» присесть и поднять платочек.

        Повторить 4 раза. Темп умеренный.

        Указание: «Хорошо выпрямиться после приседания».

        Упражнение « Спрячь платочек »

        Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, платочек в опущенной руке.

        Присесть, спрятать платочек за спиной (на пол платок не класть).

        Вернуться в исходную позицию.

        Повторить 2 раза. Темп умеренный.

        Указание: «Сохранять устойчивое положение. Платок стараться не терять».

        Упражнение « Подуем на платочек »

        Исходная позиция: сидя на полу, ноги вместе, платок перед грудью в согнутых руках (держа платок за уголки обеими руками).

        На счет 1,2 – вдох.

        На счет 1,2,3,4 – выдох.

        Повторить 4 раза.

        Указание: «Чей платочек выше поднимется?»

        Упражнение « Хорошее настроение »

        Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставить, руки на поясе, платок в одной руке.

        8 – 10 подпрыгиваний и ходьба на месте.

        Повторить 3 раза. Индивидуальные указания.

        Воспитатель. А сейчас я хочу предложить вам поиграть. Только будьте внимательными. Игра так и называется: «Внимательные дети». Если я покажу зеленый платочек вы побежите друг за другом по кругу, размахивая платочками. Если покажу красный платочек – вам надо остановиться.

        Игра повторяется 3 раза.

        Ходьба по кругу, размахивая платочками (20 секунд).

        Воспитатель собирает платочки.

« Детские ладошки »

(комплекс с элементами пальчиковой гимнастики)

        Проводится в групповой комнате.

        Воспитатель предлагает детям посмотреть на свои ладошки. Поднять руки перед грудью и поиграть ладошками. Затем похлопать в ладоши.

        Ребята встают с кроватей, переходят в групповую комнату.

        Построение в круг (около ориентиров).

        Упражнение « Покажи ладошки »

        Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены.

        Руки вперед, ладошками вверх. Сказать: «Вот!»

        Вернуться в исходную позицию.

        Повторить 5 раз. Темп умеренный.

        Указание: «Сохранять устойчивое положение тела».

        Упражнение « Хлопни по ладошке »

        Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены.

        Присесть, хлопнуть правой ладошкой по левой ладони перед собой.

        Вернуться в исходную позицию.

        Повторить 4 раза. Темп умеренный.

        Упражнение « Поиграем пальчиками »

        Исходная позиция: сидя на полу, ноги врозь, руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулаки.

        На счет от 1 до 8 сжимать и разжимать пальцы рук.

        Повторить 4 раза. Темп быстрый.

        Показ воспитателя. Поощрения.

        Упражнение « Достань ладошками до колен »

        Исходная позиция: сидя на полу, ноги вместе, руки опущены.

        Наклониться вперед и хлопнуть ладошками по коленкам.

        Вернуться в исходную позицию.

        Повторить 4 раза. Темп умеренный.

        Указание: «Сильно ладошками не ударять».

        Упражнение « Дружные ладошки »

        Исходная позиция: сидя в кругу, ноги врозь, взявшись друг с другом за руки.

        Ходьба по кругу, взявшись за руки (15 секунд).

        Ходьба обычная по кругу (10 секунд).

        Воспитатель. А сейчас мы поиграем в пальчиковую игру «Ладушки – ладушки».

        Исходная позиция: стоя.

        Ладушки, ладушки! (Пальцами правой руки хлопать по ладошке левой руки.)

        Пекла бабка оладушки. (Пальцами левой руки хлопать по ладошке правой руки.)

        Маслом поливала, (Поглаживать левую ладошку.)

        Детушкам давала. (Поглаживать правую ладошку.)

        Даше два, Паше два, (Загибать на каждой руке по одному пальцу: сначала большие, затем указательные.)

        Ване два, Тане два. (Загибать средник, затем безымянные пальцы.)

        Хороши оладушки

        У нашей бабушки. (Хлопать в ладоши.)

        Итак повторяется 2 раза.

        Воспитатель. После полдника мы с вами нарисуем свои ладошки.

        Закаливающие процедуры.

«Играем в прятки»

(Комплекс сэлементами дыхательной гимнастики.)

В прятки пальцы рук играли    

И головки убирали.              

Вот так, вот так,                   Ритмично сгибать и разгибать пальцы на руках

Свои головки убирали        

В прятки пальци ног играли

И головки убирали.              

Вот так, вот так,                    Ритмично сгибать и разгибать пальцы на ногах

Свои головки убирали        

В прятки руки заиграли      

Помахали, помахали.          

Вот так, вот так,                      Руки поднять, помахать ими перед собой и    

И под спинку их убрали                    спрятать под спинку

       

В прятки локти заиграли        Исходная позиция: лежа на спине.

Заиграли, заиграли     .            Ноги вместе. Руки за голову.

Вот так, вот так,                      Сведение и разведение локтей перед собой.

И нисколько не устали          

В прятки язычок играл      

Из — за зубок выбегал.          Открыть немного рот и очень быстро

Вот так, вот так,                       выбрасывать язык вперед

Вновь за зубки убежал.           и втягивать его назад.

Нос в стороне не устоял.         Через нос с шумом набирать воздух,

Сильно — сильно задышал.    задерживая дыхание на 1 — 2 сек.

Вот так, вот так,                       С шумом выдыхать воздух через губы,

Так вот сильно задышал.         сложенные трубочкой, произнося:

          «У-у-у-» Выдох удлинен.

  «Колючие ежата»

(Комплекс с элементами дыхательной гимнастики)

Проводится в кроватях.

  • Упражнение «Ежата просыпаются»

Исходное положение: лежа на спине, руки вдоль туловища.

Поднять руки над головой, потянутся.

Вернуться в и.п.; повторить 4 раза, темп умеренный

  • Упражнение «Ежики выполняют зарядку»

Исходное положение: лежа на спине, руки вдоль туловища.

Поднять согнутые ноги вколенях, обхватить их руками.

Вернуться в и.п.

Повторить 4 раза, темп умеренный

  • Упражнение «Ежики отдыхают»

Исходное положение: лежа на спине, руки вдоль туловища.

Поворот на правый бок. Вернуться в и.п.

Поворот на левый бок. Вернуться в и.п.

Повторить 4 раза, темп умеренный.

  • Упражнение «Ежата резвятся»

Исходное положение: лежа на спине, руки вдоль туловища.

Поднять ноги и руки и потрясти ими.

Вернуться в и.п.

Повторить 3 раза

  • Дыхательное упражнение «Дуем на лапки»

На счет 1, 2 — вдох. На счет 1,2,3,4 — выдох.

Повторить 2 раза.

«В гостях у солнышка»

(Комплекс с использованием приемов самомассажа)

Проводится в групповой комнате.

  • Упражнение «Улыбаемся солнышку»

Исходное положение: Стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены.

Руки через стороны вверх, помахать ими, улыбнуться, вернуться в и.п.

Повторить 3 раза, темп умеренный

  • Упражнение «Прячемся от солнышка»

Исходное положение: сидя, ноги согнуты в коленях, руками обхватить колени.

Поворот сидя, переступая ногами на 360.

Вернуться в и.п.

Повторить 3раза, темп у каждого свой.

  • Упражнение «Загорают ножки»

Исходное положение: сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади.

Сгибать и разгибать ноги.

Повторить 4 раза, темп умеренный.

  • Упражнение «Радуемся солнышку»

Исходное положение: ноги слегка расставлены, руки на поясе.

8 — 10 подпрыгиваний, ходьба на месте.

Повторить 3 раза

  • Дыхательное упражнение «Греем руки»

Исходное положение Стоя или сидя, руки согнуты в локтях, ладошками к лицу.

Вдох, Длительный выдох на руки.

Пальчиковая  гимнастика

Упражнения и игры пальчиковой гимнастики

Пальчик, мальчик (народная потешка)

        Исходная позиция: все кроме большого пальца зажаты в кулак. Большой палец оттопырен.

                        - Пальчик, мальчик,

                        Где ты был?

                        - С этим братцем – в лес ходил. (Показать указательный палец.)

                        С этим братцем – щи варил. (Показать средний палец.)

                        С этим братцем – кашу ел. (Показать безымянный палец.)

                        С этим братцем – песни пел. (Показать мизинец.)

Сомни платочек

        Предложите малышу одной рукой (второй рукой не помогать) смять как можно сильнее носовой платочек (салфетку). Затем это же задание выполнить другой рукой. Задание можно выполнять и двумя руками вместе.

В гости к пальчику большому

        Исходная позиция: все пальцы сжаты в кулак.

                В гости к пальчику большому (Оттопырить большой палец.)

                Приходили прямо к дому:

                Указательный (Показать указательный палец.)

                И средний. (Показать средний палец).

                Безымянный (Показать безымянный палец.)

                И последний

                Сам мизинчик – малышок

                Постучался на порог:  ( Показать мизинчик.  Затем все пальцы сжать в кулачки  и постучать кулачками перед собой ).

                Пальцы все друзья, (Сложить обе руки в замок.)

                Друг без друга им нельзя. (Имитация мытья рук.)

Маленькие ножки идут по дорожке

        Исходная позиция: сидя за столом, руки лежат на столе.

                Маленькие ножки

                Идут по дорожке. (Ходьба пальчиками по столу вперед и обратно.)

                Большие ножки

                Бегут по дорожке. (Бег пальчиками по столу вперед и обратно.)

Мы умеем быстро бегать

        

        Исходная позиция: сидя за столом, руки лежат на столе.

                Мы умеем быстро бегать,

                Песни петь и танцевать. (Пробежаться пальцами по столу вперед и                         обратно. Темп умеренный, затем быстрый.)

                А еще мы млжем очень,

                Очень ловко постучать. (Запястья лежат на столе.  Пальчиками                         постучать по столу: каждым пальцем, затем всеми пальцами                                 вместе.)

Моя семья

        Исходная позиция: стоя или сидя, все пальцы сжаты в кулак.

                Вот мой папа, (Показать большой палец.)

                Рядом мама, (Показать указательный палец.)

                Брат, (Показать средний палец.)

                Сестра, (Показать безымянный палец.)

                А это я. (Показать мизинчик. Похлопать в ладоши.)

                Вот и вся моя семья!

Дружная семья

        Исходная позиция: сидя или стоя, руки согнуты в локтях,  все пальцы сжаты в кулак.

                Вот дедушка, (Показать большой палец.)

                Вот бабушка, (Показать указательный палец.)

                Вот папочка, (Показать средний палец.)

                Вот мамочка, (Показать безымянный палец.)

                Вот и я. (Показать мизинец.)

                Наша дружная семья. (Соединить пальцы рук в замок.)

Наши пальчики устали

        Исходная позиция: сидя за столом.

                

                    Наши пальчики устали.      Пошевелить всеми пальцами.

                Долго, долго рисовали.      Постучать пальчиками друг об друга                                                                  мизинец правой руки о мизинец левой,  безымянный о безымянный, средний о средний, указательный о указательный, большой о большой.)

                Мы немного отдохнем    Поглаживание ладошкой правой руки по левой руке и наоборот.

                И рисовать опять начнем. Подуть на пальчики.

Зайки, зайки – молодцы

        Исходная позиция: сидя за столом. Руки лежат на столе. Все пальцы сжаты в кулаки.

        Зайки, зайки – молодцы.  Выдвигать одновременно вперед указательный

        Вышли на зарядку.            и средний пальцы

        Раз-два, раз-два,                Спрятать пальцы в кулак. И так далее.

        Вышли на зарядку.                         .

                Зайки, зайки – молодцы. Положить кулаки на стол

                Вышли на зарядку.          Выставить указательные пальцы                                                      Раз-два, раз-два               обеих рук,

                Делают зарядку,              убрать; затем средние, затем                                                                           безымянные пальцы и т.д.

Раз, два, три, четыре, пять

         Исходная позиция: стоя, руки согнуть в локтях перед грудью. Пальцы сжаты в кулаки.

                Раз, два, три, четыре, пять. (Под счет педагога раскрывать пальчики                         по одному, начиная с большого.)

                Будем в пальчики играть. (Постучать пальчиками одной руки по                         пальчикам другой руки.)

                Закрываем и молчок. (Сжимать пальчики по одному, начиная с                                 мизинцев.)

                Сжали пальцы в кулачок. (Покрутить в воздухе кулачками.)

Мы играем на рояле

        Исходная позиция: сидя за столом, кисти рук на столе.

                        Мы играем на рояле,

                        Посмотрите все на нас.

                        Ловко двигаются пальцы,

                        Играть научим мы и вас.

        Предложите детям «поиграть на рояле» (имитация).

        Меняйте темп игры: «играйте» медленное произведение, затем быстрое.

Рисуем пальчиками

        Предложите детям порисовать пальчиками.

        Подготовьте краски, воду, лист бумаги, салфетку. Пусть малыши рисуют всеми пальчиками по очереди правой и левой рукой.

        Интереснее будет, если вместе с малышами рисовать будете и вы. Затем вымойте руки.

Дождик, дождик, веселей

 (народная потешка)

Исходная позиция: сидя или стоя.

Дождик, дождик, веселей!    Указательным пальцем правой руки стучать                                                                  по ладошке левой руки.)

Капли, капли, не жалей.        Стучать указательным пальцем по                                                              каждому пальцу левой руки,

                                                 начиная с мизинца и обратно.

Только нас не замочи.           Указательным пальцем левой руки стучать                                                                                    

                                                 по ладошке правой руки

Зря в окошко не стучи.          Стучать указательным пальцем по каждому

                                             пальцу правой руки, начиная с мизинца и обратно.

Ладушки, ладушки

(народная потешка)

        Исходная позиция: сидя или стоя.

                - Ладушки, ладушки!           Потереть ладошки друг о друга.                Где были?

                -У бабушки.                          Хлопать в ладоши.

                _ Что вы ели?

                - Кашку.                                Указательным пальцем правой руки                 делать круговые движения по ладошке левой руки, затем наоборот.

                - Что вы пили?

                - Простоквашку.

                Простоквашка вкусненька, Хлопать в ладошки)

                Кашка сладенька.                Указательным пальцем правой руки                 делать круговые движения по ладошке левой руки.

                Бабушка добренька.            Указательным пальцем левой руки  делать круговые движения по ладошке правой руки.

Сидит белка на тележка

(русская народная потешка)

        Исходная позиция: сидя или стоя, руки согнуты в локтях, пальцы рук сжаты в кулак.

                Сидит белка на тележка,

                Продает она орешки. (Кулачки вниз, вверх, вниз, вверх перед грудью.)

                Кому?

                Лисичке – сестричке, (Выпрямить большие пальцы обеих рук.)

                Воробью, (Выпрямить указательные пальцы обеих рук.)

                Синичке, (Выпрямить средние пальцы.)

                Мишке толстопятому, (Выпрямить безымянные пальцы.)

                Заиньке усатому. (Выпрямить мизинцы.)

Сорока – белобока

 (русская народная потешка)

        Исходная позиция: сидя или стоя.

                Сорока – белобока.

                Кашу варила, (Пальцы левой руки соединить вместе, приподнять.                         Указательным пальцем правой руки «мешать кашу» в центре                                 ладошки левой руки.)

                Деток кормила.

                Этому дала. (Указательным и большим пальцами правой руки                                 загибать к центру ладошки большой палец левой руки.)

                Этому дала. (Указательным и большим пальцами правой руки                                 загибать к центру ладошки указательный палец левой руки.)

                Этому дала. (Указательным и большим пальцами правой руки                                 загибать к центру ладошки средний палец левой руки.)

                Этому дала. (Указательным и большим пальцами правой руки                                 загибать к центру ладошки безымянный палец левой руки.)

                Этому не дала. (Подергать мизинчик.)

                Ты воды не носил,

                Дров не рубил,

                Каши не варил –

                Тебе нет ничего.

Дождик

 (народная потешка)

        Исходная позиция: сидя за столом, кисти рук лежат на столе.

                        

                        Дождик – дождик,

                        Полно лить,

                        Малых детушек

                        Мочить. (Постукивать по поверхности стола подушечками                                 пальцев обеих рук: сначала большим пальцем, потом                                         указательным и т.д.)

Веер

        Исходная позиция: стоя или сидя.

                Солнце светит очень ярко (Помахать руками над головой.)

                И ребятам очень жарко. (Погладить пальчиками обеих рук свое лицо.)

                Достаем красивый веер. (Согнуть руки в локтях, поднять ладошки                         перед лицом, пальцы на каждой руке раздвинуть.)        

                Пусть прохладует повеет. (Помахать руками на лицо.)

                                        Т. Сикачева

Этот пальчик хочет спать

        Исходная позиция: стоя или сидя, руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулаки.

                Этот пальчик хочет спать. (Оттопырить указательный пальчик левой                 руки.)

                Этот пальчик – прыг в кровать. (Оттопырить средний пальчик левой                         руки.)

                Этот пальчик прикорнул. (Оттопырить безымянный пальчик левой                         руки.)

                Этот пальчик уж заснул. (Оттопырить мизинчик левой руки.)

                Встали пальчики: «Ура!» (Соединить все прямые пальцы.)

                В детский сад идти пора. (Помахать всеми пальцами левой руки в                         воздухе.)  

                                        М. Кольцова

Идет коза рогатая

(народная потешка)

        Исходная позиция: сидя за столом.

                Идет коза рогатая,  (Выставить вперед указательный палец,                                 остальные пальцы соединить, приставить ко лбу – «рожки».                                 Покачать головой.)

                Идет коза бодатая. (Выставить вперед указательный и средний                                 пальцы, остальные пальцы соединить. Поиграть пальчиками перед                         собой.)

                Ножками топ – топ, (Сложить все пальцы в кулак, постучать по                         столу.)

                Глазками хлоп – хлоп. (Поморгать.)

                Кто каши не ест, (Погрозить указательным пальчиком правой руки.)

                Молока не пьет – (Погрозить указательным пальчиком левой руки.)

                Забодает, забодает. (Выставить вперед указательный и средний                         пальцы, остальные пальцы соединить. Поиграть пальчиками перед                         собой.)

Вышли мыши как – то раз

(английская песенка)

        Исходная позиция: сидя за столом.

                Вышли мыши как-то раз. (Походить всеми пальчиками по столу.)

                Поглядеть, который час. (Пальчики соединить, приставить к глазам,                         посмотреть словно в биноколь.)

                Раз-два-три-четыре- (Загибать пальчики на руках, начиная с мизинцев                         до указательных одновременно на обоих руках.)

                Мыши дернули за гири. (Кулачками стукнуть по столу.)

                Вдруг раздался страшный звон – (Хлопнуть в ладоши перед собой.)

                Убежали мышки вон. (Пробежаться пальчиками по столу.)

        

Раз – два – три – четыре – пять!

        Исходная позиция: стоя или сидя.

                Раз – два – три – четыре – пять!

                Будем пальчики считать. (Под счет педагога загибать пальчики на                         правой руке, начиная с мизинца.)

                Крепкие, дружные,

                Все такие нужные. (Соединить руки в замок перед грудью, надавить                         ладонью правой руки на ладонь левой руки.)

                

                На другой руке опять:

                Раз – два – три – четыре – пять!

                Будем пальчики считать. (Под счет  загибать пальчики на                                 левой руке, начиная с мизинца.)

                Пальчики быстрые,

                Хоть не очень чистые… (Пошевелить пальчиками в воздухе.)

                Пальчики дружные,

                Все такие нужные. (Хлопать в ладоши перед грудью.)

                                                З. Александрова

Куд – куда? Куд – куда?

        Исходная позиция: стоя или сидя.

                Куд – куда?

                Куд – куда? (Указательным пальцем правой руки загибать пальцы на                         левой руке, начиная с мизинца.)

                Ну – ка, ну – ка.

                Все сюда. (Поглаживать ладошкой правой руки согнутые пальцы                         левой руки.)

                Ну – ка к маме под крыло!

                Куд – куда вас понесло?

                                                В. Берестов

Улитка, улитка

(народная потешка)

        Исходная позиция: сидя за столом.

                Улитка, улитка,

                Покажи свои рога, (Кулаки положить на стол. Выставить                                 одновременно на обоих руках указательные и средние пальцы.)

                Дам кусок пирога, (Соединить пальцы вместе на каждой руке,                                 положить на стол, ладошками вверх.)

                Пышки и ватрушки,

                Сдобной лепешки. (Имитация лепки пирожков.)

                Высуни рожки. (Кулаки положить на стол. Выставить одновременно                 на обоих руках указательные и средние пальцы.)

Я слепил пять караваев

        Исходная позиция: стоя или сидя.

                Я слепил пять караваев (Растопырить пальцы на обеих руках и                                 помахать ими перед грудью.) 

                И несу домой.

                Этот – папе, (Указательным пальцем правой руки загнуть         мизинец                           на левой руке.)

                Этот – маме, (Указательным пальцем правой руки загнуть                                 безымянный палец на левой руке.)

                Этот – деду, (Указательным пальцем правой руки загнуть средний                         палец на левой руке.)

                Этот – бабе, (Указательным пальцем правой руки загнуть                                         указательный палец на левой руке.)

                Ну а этот – мой. (Указательным пальцем правой руки загнуть                                 большой палец на левой руке.)

Пальчики

        Исходная позиция: стоя или сидя, руки согнуты в локтях, подняты, пальцы сжаты в кулаки.

                Раз – два – три – четыре – пять!

                Вышли пальчики гулять. (Поочередно, начиная с большого пальца,                         разогнуть все пальчики.)

                Раз – два – три – четыре – пять!

                В домике спрятались опять. (Поочередно, начиная с большого пальца,                         согнуть все пальчики. Поднять прямые руки и немного потрясти                         ими.)

Рисунок

        Исходная позиция: стоя или сидя.        

                Киска кисточку взяла (Поднять к плечу согнутую в локте руку.)

                Что рисует нам она? (Имитировать рисование, поднимая и отпуская                         руку.)

                Это дом с высокой крышей. (Соединить руки над головой – «крыша».)

                На крыльцо котенок вышел. (Вытянуть ладони перед собой.)

                Побежит он по дорожке

                К полосатой маме - кошке. («Пробежать» пальчиками по бедрам.)

                Вот зеленая трава. (Пошевелить перед собой пальцами.)

                Вот скамейка у пруда. (Положить ладони одну на другую –                                 «скамейка».)

                В небе круглая луна. (Поднять руки, соединив указательные и                                 большие пальцы – «луна».)

                Видно Кисе спать пора. (Положить ладони под щечку.)

                                                М. Картушина

Дыхательная гимнастика

Игровые упражнения дыхательной гимнастики

Греем ручки

        Исходная позиция: стоя или сидя, руки согнуты в локтях, ладошками к лицу.

        Вдох. Длительный выдох на руки.

        Повторить 4-5 раз.

Рубим дрова

        Исходная позиции: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены.

                Руки поднять вверх – вдох. Наклониться вперед (имитация рубки дров) – выдох. Повторить 3 раза.

Каша кипит

        Исходная позиции: сидя, одна рука лежит на животе, другая – на груди.

        Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить «Ф – ф – ф – ф». Повторить 3 – 4 раза.

Часики идут

        Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены.

        Размахивая прямыми руками вперед и назад произносить «Тик – так».

        Повторить 8 – 19 раз.

        Указание: «Соблюдать устойчивое положение». 

Бросим мячик

        Исходная позиция: стоя, мяч в опущенных руках.

        Поднять руки вверх – вдох. Бросить мяч от груди вперед. При выдохе произносить длительное «У – х – х – х». Повторить 5 – 6 раз.

Трубач играет на трубе

        Исходная позиция: сидя или стоя, кисти рук сжаты в трубочку, руки подняты.

        Вдох. Медленный выдох, громко произнести: «П-ф-ф-ф-ф».

        Повторить 4 – 5 раз.

        Указание: «Соблюдать устойчивое положение».

Звонкий петушок

        Исходная позиция: встать прямо, ноги врозь, руки опустить.

        Поднять руки через стороны – вдох; выдыхая хлопать руками по бедрамЮ произнося: «Ку – ка – ре – ку».

Веселый паровозик в пути

        Ходьба по комнате, выполняя попеременные движения руками (руки согнуты в локтях) и приговаривая: «Чух – чух – чух».

        Продолжительность 20 – 30 секунд.

Вырасти большой

        Исходная позиция: стоя прямо, ноги вместе.

        Поднять руки, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох. Опустить руки, опуститься на всю ступню – выдох. Произнести: «У – х – х – х »!

        Повторить 4 – 5 раз. Темп умеренный.

        Указание: «Соблюдать устойчивое положение».

Гуси летят

        Медленная ходьба по комнате. На вдох – руки поднять в стороны; на выдох – опустить, произнося длительное: «Г – у – у – у». Продолжительность 60 секунд.

Игры на развитие физиологического дыхания

Чья птичка дальше улетит

        Цель: Развивать длительный плавный выдох.

        Материал: Фигурки птичек, вырезанные из тонкой яркой бумаги разных цветов.

        Одновременно играть могут несколько детей (по количеству птичек).

        Птичек ставят на край стола. Если играют несколько детей, можно поставить столы в ряд.

        Педагог предлагает малышам подойти к столу. Ребенок садится напротив птички, которая ему больше нравится. По сигналу воспитателя: «Птички полетели!» дети дуют на птичек.

        По окончании игры взрослый и дети определяют, чья птичка дальше улетела.

        Игра повторяется с следующей группой детей.

        Указание: «Продвигать птичку можно только одним выдохом, руками помогать себе нельзя. Дуть несколько раз нельзя».

Одуванчики

        Цель: Развивать длительный плавный выдох.

        Материал: Одуванчики.

        Игру лучше проводить на прогулке. Воспитатель дает в руку малышу сорванный одуванчик. Если играют несколько детей, одуванчик дают каждому малышу.

        По команде педагога: «Дуйте!» дети делают вдох и длительный один выдох, сдувая пушинки с одуванчика. После выдоха подводятся итоги – чей одуванчик облетел сильнее. Вновь звучит команда педагога, дети снова выполняют выдох. Подводятся итоги. Играют до тех пор, пока у всех детей с одуванчиков не облетят пушинки.

Надуй игрушку (воздушный шарик)

        Цель. Развивать длительный плавный выдох.

        Материал. Надувные маленькие игрушки или воздушные шарики.

        Педагог предлагает каждому ребенку взять игрушку (шарик), которая больше всего понравилась. Дети надувают игрушки (шарики), делая вдох через нос и медленный выдох через рот.

Куда плывет кораблик

        Цель. Развивать длительный плавный выдох.

        Материал. Кораблики, сделанные из тонкой яркой бумаги. Таз (ванночка) с водой.

        Игру можно проводить в группе или на прогулке.

        Кораблик ставят на воду. Педагог предлагает малышу подойти к тазу. Ребенок встает напротив кораблика. По сигналу педагога «Плыви!» ребенок дует на кораблик – вдох. Затем делает один длительный выдох. Взрослый ставит кораблик на прежнее место и снова предлагает подуть на него.

Игровые упражнения и игры-забавы для малышей

Угадай, кто так поет?

        Педагог загадывает загадку, дети отгадывают и изображают движения этого животного или птицы.

                                На заборе сидит,

                                По утрам кричит:

                                «Ку – ка – ре – ку!

                                 Ку – ка – ре – ку!»

(Петушок)

        (Дети ходят по залу, поднимая колени. Поднимают руки имитируя взмахи крыльев. Произносят: «Ку – ка – ре – ку!»)

                                Клю – клю – клю,

                                Клю – клю – клю,

                                Ой, как зернышки люблю.

                                «Чик – чирик» пою.

(Воробей)

        (Дети бегают по залу, имитируя полет воробьев. Приседают, клюют зернышки. Произносят: «Чик – чирик».)

                                Мохнатенькая,

                                Усатенькая,

                                Молочко пьет,

                                «Мяу – мяу!» поет.

(Кошка)

        (Дети передвигаются на четвереньках, изображая кошек. Останавливаются, прогибают спинку. Произносят: «Мяу – мяу!».)

                                По полю идет,

                                Травку жует.

                                Молоко деткам дает.

                                «Му – му» поет.

(Корова)

        (Дети ходят по залу, показывают рожки, произносят: «Му – му - му».)

Где же наши ручки?

        

        Воспитатель. Где же наши ручки? За спинкой.

        (Дети выполняют задание – прячут руки за спиной.)

        Где же наши ручки? На поясе.

        Где же наши ручки? На плечиках.

        Где же наши ручки? На коленях.

        Где же наши ручки? На голове.

Лягушата 

(игра – массаж, автор М. Картушина)

        Дети выполняют движения в соответствии с текстом:

                        Лягушата встали, потянулись

                        М друг другу улыбнулись.

                        Выгибают спинки,

                        Спинки – тростинки.

                        Ножками затопали,

                        Ручками захлопали.

                        Постучим ладошкой

                        По ручкам немножко.

                        А потом, потом, потом,

                        Грудку мы чуть – чуть побьем.

                        Хлоп – хлоп тут и там,

                        И немного по бокам.

                        Хлопают ладошки

                        Нас уже по ножкам.

                        Погладили ладошки

                        И ручки, и ножки.

                        Лягушата скажут: «Ква!»

                        Прыгать весело, друзья!»

Поймай бабочку

 (птичку, осу)

        К одному концу деревянной или пластмассовой палочки педагог привязывает нитку, к другому концу прикрепляет вырезанную из картона птичку (бабочку, осу и т.д.).

        Дети пытаются, подпрыгивая, достать бабочку.

Догони мяч

        Игровое упражнение проводится в зале или на спортивной площадке.

        Педагог подзывает к себе детей и предлагает им поиграть с мячом.

        Он раскатывает мячи в разные стороны, а дети бегут за ними, ловят их и приносят обратно. Упражнение повторяется, педагог бросает мячи в других направлениях.

Догони обруч

        Игровое упражнение проводится в зале или на спортивной площадке.

        Взрослый подзывает к себе детей. Они выстраиваются около него вдоль начерченной на земле (полу) линии. Называет имя ребенка. Ребенок бежит за обручем, который покатил взрослый. Приносит обруч обратно и вновь встает к остальным детям. Упражнение повторяется.

По узенькой тропинке

        На асфальте (полу) проводят две параллельные линии на расстоянии 30 см одна от другой.

        Взрослый предлагает малышам пройти по узенькой тропинке, не наступая на линии.

Принеси игрушку (мишку, зайку)

        Для этого упражнения можно использовать длинную скакалку, шнур или вырезать из линолеума узкую извилистую дорожку.

        При использовании шнура или скакалки до начала упражнения необходимо его (ее) разложить на полу (асфальте) зигзагами.

        Малышам предлагается принести игрушку воспитателю: пройти по дорожке и вернуться обратно.

Мяч товарищу

        Дети и педагог сидят кругом на полу. Мяч у педагога. Он прокатывает мяч любому малышу, при этом показывая и объясняя как правильно это делать.

        Ребенок ловит мяч и прокатывает его по желанию, кому хочет.

                        

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики

Найди свой домик

        Материал. Доска с отверстиями – квадрат, круг, треугольник (доску можно заменить толстым картоном). Фигурки – квадрат, круг, треугольник (того же размера, что и отверстия в доске).

        Предложить ребенку найти для каждой фигурки свое отверстие.

Сделай бусы

        Материал. Шнур (тесьма), 10 колечек от пирамидки.

        Предложить ребенку нанизать колечки на шнур. Концы шнура связать.

Составь коврик для куклы

        Материал. Лист картона (бумаги), вырезанные из цветной бумаги фигурки, клей, кисточка, салфетка.

        Предложить малышу сделать коврик: разложить фигурки по листу и приклеить.

        Помочь ребенку убрать лишний клей.

Оживи дерево

        Материал. Лист бумаги на котором нарисовано дерево без листьев, вырезанные из зеленой бумаги листочки.

        Предложить малышу разложить листья на веточки дерева и приклеить их.

Раскрась снеговика

        Материал. Лист бумаги с нарисованным на нем снеговиком, краски.

        Предложить ребенку пальчиком взять краску и нарисовать снеговику глаза, шарфик, пуговки.

Сооруди забор для машин

        Материал. Пластмассовый или деревянный детский молоточек, деревянные палочки – втулочки.

        Предложить малышу забивать палочки в песок, сооружая забор для машин.

Аккуратно обведи

        Материал. Лист бумаги, шаблоны для обрисовывания, карандаши.

        Предложить малышу выбрать шаблон и обвести его, а затем закрасить.

Веселый мотальщик

        Материал. Палочка, к середине которой привязана тесьма; к концу тесьмы привязана игрушечная машина.

        Предложить малышу приблизить к себе машину, наматывая тесьму на палочку.

Бусы для мамы

        Материал. Веревочка (тесьма), мелкие бусинки.

        Научить ребенка правильно брать бусинки и нанизывать их на тесьму. Концы тесьмы связать.

Собери флажок

(елочку, домик)

        Материал. Разрезанный на 4 части бумажный флажок (елочка, домик).

        Предложить малышу сложить из деталей по картинке целую фигуру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гимнастика после дневного сна (комплексы № 1-9, подготовительная группа)

Основная цель гимнастики после дневного сна - поднять настроение и мышечный тонус детей, а также обеспечить профилактику нарушений осанки и стопы. Многочисленные исследования последних лет показывают,...

Гимнастика после дневного сна

Бодрящая гимнастика помогает детскому организму ...

Гимнастика после дневного сна для детей 3-4 лет

Комплексы упражнений после дневного сна для детей второй младшей группы....

Комплексы гимнастики после дневного сна

Представлен комплекс гимнастики после сна...

Комплексы утренней гимнастики и гимнастики после дневного сна.

В данном материале представлен подбор оздоровительных мероприятий для младшей группы....

Бодрящая гимнастика после дневного сна ( младший, старший дошкольный возраст); Дыхательная гимнастика для детей с 4 - 6 лет;

Бодрящая гимнастика после дневного сна. Всем нам хорошо известно выражение «Встал не с той ноги». Знакомо и настроение, которое данные слова характеризуют -  приятным такое состояние не назовешь...