Кинезиологические упражнения как средство активизации речевого развития и стимулирования познавательной деятельности.
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему

Гевел Наталия Николаевна

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья человека через определённые физические упражнения.

Кинезиологические упражнения это - комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, при котором полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы. Так, развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов. Учёными доказано положительное влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи, мышления, памяти, внимания, восприятия. Упражнения гармонизируют работу головного мозга, позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширяют границы его возможностей.  Чем интенсивнее кинезиологическая тренировка, тем значительнее положительные изменения.

Комплексы кинезиологических упражнений включают: растяжки, дыхательные упражнения, упражнения для глаз, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж. 

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).  

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. 

Упражнения для глаз позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие.

 При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_kineziologicheskih_uprazhneniy.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

1. «Колечко»

Поднимаем вверх ладошки обеих рук

и начинаем перебирать пальцы на обеих руках, соединяя

в кольцо с большим пальцем поочередно указательный,

средний, безымянный и др. Выполняется сначала правой

рукой, затем левой, затем обеими. Взрослый меняет темп

выполнения, то убыстряя, то замедляя его.

Можно использовать при этом текст стихотворения.

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

***

На комод забрался ежик

У него не видно ножек.

У него, такого злючки,

Не причесаны колючки:

И никак не разберёшь-

Щетка это или ёж?

2. «Колечко»

Обратные колечки –

самый сложный вариант.

Левая рука смыкает указательный и большой пальцы,

правая — большой и мизинец. В такт счету

левая и правая руки совершают одновременные

разнонаправленные движения: левая рука смыкает

большой палец поочередно со средним, безымянным и

 мизинцем, а правая соответственно с безымянным,

средним и указательным. Затем следуют движения

в противоположном направлении.

***

Если птенчик из гнезда

Выпорхнул до срока,

Мы поможем, не беда,

Не трещи, сорока.

***

Ожерелье мы составим,

Маме мы его подарим.

Раз колечко, два колечко –

Любим мамочку сердечно.

3. «Кулак – ребро – ладонь»

Взрослый показывает ребёнку три положения ладони

 на столе, последовательно сменяющих друг друга:

раскрытая ладонь на столе, ладонь, сжатая в кулак,

 ладонь ребром на столе.

Сначала упражнение выполняется вместе с ведущим:

а) ладонью правой руки; б) ладонью левой руки;

в) обеими ладонями одновременно.

При этом меняем темп выполнения, то убыстряя,

то замедляя его. Затем ребёнок выполняет упражнение

 сам. Если у него все получается, то при этом можно

одновременно произносить весёлые стихи.

***

Три мудреца в одном тазу

Пустились по морю в грозу.

Будь попрочнее старый таз,

Длиннее был бы мой рассказ.

4. «Пальчики шалят»

Ладошки плотно лежат на столе.

Начиная с мизинца поднимаем по одному пальцу:

а) на правой руке; б) на левой руке;

в) на обеих одновременно. Меняем темп выполнения

упражнения, то убыстряя его, то замедляя.

В усложненном варианте добавляем игру «Путаница»:

а) просим: «Делаем то, что слышат наши ушки, а не то,

 что я показываю», – при этом мы сидим рядом с ребёнком

 и работаем вместе с ним;

б) даём установку: «Делаем то, что видят глазки,

а не то, что слышат ушки».

В этом случае мы активизируем слуховое и зрительное

внимание ребёнка, работаем над формированием

 самоконтроля в деятельности.

5. «Моторчик»

Пальцы сжимаем в кулак.

Начинаем вращение кулаком и кистью: а) правой руки;

 б) левой руки; в) обеими руками одновременно.

Сначала вправо, затем влево, при этом взрослый меняет

темп выполнения. Для дошкольников рекомендуется

при этом одновременное чтение веселых стихов.

***

Самолёт построим сами,

Понесёмся над лесами,

Понесёмся над лесами,

А потом вернёмся к маме.

6. «Весёлые карандаши»

На стол выкладывается

5–10 карандашей. Собираем карандаши в кулак:

а) правой рукой; б) левой рукой; в) обеими одновременно.

 Затем по одному выкладываем карандаши на стол:

а) правой рукой; б) левой рукой; в) обеими руками

одновременно.

7. «Перекрестные шаги»

Координируем движения ребёнка так, чтобы в такт

движения руки одновременно двигалась

противоположная нога. Ладонь правой руки при ходьбе

 касается левого колена, ладонь левой руки – правого.

Локоть правой руки при ходьбе касается левого колена,

локоть левой руки – правого. Завожу правую ногу при

ходьбе влево, а правая и левая рука поворачиваются

вправо, левую ногу при движении заводим вправо,

а обе руки поворачиваются налево –

и другие модификации перекрестного шага.

8. «Перекрестные прыжки»

Выполняются так же, но ребёнок не ходит, а подскакивает.

9. «Перекрестный шаг сидя»

Ребёнок представляет себя мотоциклистом.

Заводим мотоцикл и «едем»: локти рук касаются

противоположных колен.

10.«Кулак – ребро – ладонь»

Выполнять движения желательно на поверхности

стола. Движения должны быть четкими, с четкой

последовательностью. Во втором и третьем положении

следите, чтобы пальцы были выпрямлены.

Сначала сделайте упражнение вместе с ребенком.

Затем предложите повторить самостоятельно (до десяти раз) .

***

Должен знать и помнить каждый:

Если мусор сыпать в пруд,

То в таком пруду однажды

Рыбы попросту помрут

11.«Лягушка».

Поочередно одна рука сжимается в кулак,

а другая – ладонью на столе.

***

Лягушка хочет в пруд,

Лягушке скучно тут,

а пруд зарос травой

Зеленой и густой.

12.«Лезгинка».

Правая рука развернута ладонью к себе,

сжата в кулак, отставлен в сторону большой палец.

 Ладонь левой руки – параллельна полу,

упирается кончиками пальцев в кулак

(у основания мизинца). Теперь нужно сделать повторить

позицию зеркально (правая рука собрана в кулак,

левая распрямлена). Вернуться к исходному положению

и повторить еще 6-8 раз. Ускоряйте темп выполнения,

 не забывая прижимать и оттопыривать большие.

Упражнения требует тренировки, оно может

получиться далеко не сразу.

***

Жили люди на планете,

Мамы, папы и их дети,

Бросят люди по бумажке,

Планета станет замарашкой.

13.«Здравствуй»

Пальцами правой руки по очереди

 «здороваться» с пальцами левой руки,

похлопывая друг друга кончиками.

***

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю —

Всех я вас приветствую!

14.«Ухо – нос 1»

Левой рукой возьмитесь за кончик носа,

а правой рукой — за противоположное ухо.

 Одновременно отпустите ухо и нос,

поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

***

Села на нос мне, на правое ухо –

Лезет назойливо черная муха.

Снова на нос, но на левое ухо-

Кыш, улетай от меня, Цокотуха!

«Ухо – нос 2».

Движения рук:

Раз – хлопок перед собой вытянутыми руками.

Два – правая рука касается правого уха, левая – носа.

Три – хлопок

Четыре – левая касается левого уха, правая – носа

Пять – хлопок

Шесть – левая – правое ухо, правая – левое)

***

Всем известно, что жуки

Жужжат с досады и тоски,

Но в кругу друзей жуки

Чудаки и добряки.

Я дружу с одним жуком,

Я с ним третий год знаком.

Это счастье, если жук

И тебе не враг, а друг!

15.«Змейка»

Скрестите руки ладонями друг к другу,

сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе.

Двигайте пальцем, который укажет ведущий.

Палец должен двигаться точно и четко.

Последовательно в упражнении должны

участвовать все пальцы обеих рук.

***

Я, ребята, птиц люблю,

Никогда их не ловлю,

Ни ловушками,

Ни в сети,

Не держу их дома в клетке.

Никогда гнезда не трону,

Ни сороки, Ни вороны,

Ни скворца, Ни воробья,

Не обидел в жизни я!

16.«Зайчик – кольцо»

Упражнение основано на переходе из оной позиции в другую:

а) пальцы— в кулачок, выдвинуть указательный и

средний пальцы и развести их в стороны;

б) большой и указательный пальцы соединить в кольцо,

остальные пальцы развести в стороны

***

Прыгнул заинька с крылечка,

И в траве нашел колечко.

А колечко непростое —

Блестит, словно золотое.

17. «Зайка и барабан»  

Пальчики согнуты в кулачок. Указательный и средний

пальцы подняты вверх и прижаты друг к другу.

Безымянным и мизинцем поочередно стучать

по большому пальцу.

***

Зайчика и ежика -

Жителей лесных

Лучше вы не трогайте!

Охраняйте их!

18. «Крючки»

Руки сжаты в кулаки, мизинцы сцеплены друг с другом.

Попеременно и попарно сцеплять пальцы на руках.

***

Давайте, люди.

Дружить друг с другом,

Как птицы с небом,

Как ветер с лугом,

Как парус с морем,

Трава с дождями,

Как дружит солнце,

Со всеми нами.

19.«Бабочка» 

Скрестить запястья обеих рук и прижать

 ладони тыльной стороной друг к другу.

Пальцы прямые. «Бабочка сидит».

Ладони прямые и напряжены. Пальцы не сгибать.

Легким, но резким движением рук в запястьях

имитировать полет бабочки.

***

Бабочка-коробочка, улетай под облачко.

Там твои детки на березовой ветке.

20.«Цепочка 1»

Большой и указательный пальцы левой руки в кольце.

Через него попеременно пропускаются колечки из

пальчиков правой руки: большой — указательный,

большой — средний и т. д. В упражнении участвуют

все пальчики.

***

Хоть и вредный мухомор,

Я его не трону.

Вдруг понадобиться он

Жителю лесному.

21.«Домик»

Руки направлены вверх.

Большой, указательный и средний пальцы каждой руки

прижаты к ладоням. Основания ладоней и кончики

безымянных пальцев соприкасаются.

Мизинец правой руки встает вертикально — «труба».

***

Хрупкий домик муравья

Надо тоже охранять.

Обязательно он должен

За заборчиком стоять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кинезиологические упражнения как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования познавательной деятельности.

Значение и виды кинезиологических упражнений. Презентация некоторых упражнений для практического использования на различных занятиях с детьми....

Кинезиологические упражнения как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования познавательной деятельности

Кинезиологические упражнения как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования познавательной деятельности...

Статья для родителей на тему: "Средства активизации речевого развития детей".

Беседа проводится в форме «круглого стола» с подгруппой родителей старшего дошкольного возраста. Родителям предлагается не только поучаствовать в диалогической беседе, но и поиграть в неко...

«Средства активизации речевого развития детей»

Современные родители хотят, чтобы их дети были успешными, самореализованными людьми, получающими удовольстивие от жизни. В связи с этим педагогическая работа в ДОУ должна быть построена с учетом возра...

Кинезиологические упражнения как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования познавательной деятельности.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение, о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Кинезиологические упра...