Здоровье в порядке - спасибо зарядке!
учебно-методический материал по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Хайруллина Гульназ Маулитьяновна

Космплекс упражнений для зарядки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_zaryadki.docx419.73 КБ

Предварительный просмотр:

Зарядка в яслях

     Необходимо, чтобы организм малыша ясельного возраста креп и развивался. Воспитателю требуется разработать такой комплекс упражнений, который способствовал бы этому процессу. В этом возрасте дети могут воспринимать зарядку только в игровой форме. Упражнения должны быть забавными, несложными. Тогда воспитатель быстро достигает максимального результата, детям очень скоро самим начинает нравиться делать зарядку. Предлагаем комплекс упражнений утренней зарядки для детей ясельного возраста.

     Упражнение для укрепления шейных позвонков — «жираф». Наклонить голову вправо, влево, вперед и назад. Затем выполнять круговые движения головой. Все выполняемые детьми движения постоянно нужно комментировать. Малышам нужно изобразить жирафа, который устал и хочет отдохнуть, поэтому он качает головой то вправо, то влево. Это упражнение способствует улучшению кровообращения головы.

     Упражнение «маленькая лягушка». Прыжки на месте. Ребенок должен изобразить прыгающую лягушку. Можно разнообразить упражнение, предложив малышам попрыгать в разные стороны. Прыжки хорошо укрепляют суставы ног и помогают ребенку взбодриться.

     Теперь начинайте выполнять упражнение, которое называется «утреннее солнышко». Руки круговым движением от боков медленно поднимаются вверх над головой — вдох, затем так же медленно опускаются в исходное положение выдох. Когда руки поднимаются, солнышко встает, а когда опускаются — отдыхает.

     Упражнение «хлопки». Вытянуть руки вперед и похлопать в ладошки. Упражнение улучшает кровообращение в кистевых суставах. Дети могут хлопать в ладоши друг с другом, на манер «ладушек».

     Упражнение «топотушки». Руки на поясе. Дети топают ногами, раскачиваясь из стороны в сторону, как медвежата. Можно при этом поворачиваться вокруг собственной оси. Упражнение помогает укреплению позвоночника.

     Упражнение «просыпающийся котенок». Поднять руки вверх и хорошенько потянуться, потом опустить и потрясти ими в расслабленном состоянии. Детям особенно понравится это упражнение, позволяющее импровизировать, изображая котенка.

     Необходимо учитывать, что в таком раннем возрасте малыши только начинают познавать мир. Поэтому следует, помимо физических упражнений, развивать и фантазию ребенка. Приходя в ясли, малыш впервые оказывается оторванным от родительской опеки. Задачей воспитателя становится приобщение ребенка к коллективу. Во многом этому способствует обыкновенная утренняя зарядка.

     При ее проведении полезно использовать различные детские стихи или песенки. Дети постепенно будут втягиваться в выполнение упражнений вместе с другими ребятами, и зарядка превратится в ежедневную утреннюю игру.

 

 

Зарядка в младшей группе

    Методика проведения зарядки для детей в младшей группе отличается некоторым усложнением гимнастических упражнений. В этом возрасте детский организм уже более окрепший, ребенок более ориентирован в окружающем мире. Поэтому и методика проведения ежедневной зарядки должна соответствовать этому возрастному периоду.

    Здесь можно использовать различные соревнования, например эстафеты. К примеру, кто выше всех прыгнет вверх или в длину. Детей всегда тянет полазить, на чем-нибудь повисеть или покататься. Используйте это стремление в разработке методики упражнений.

   Если в детском саду есть гимнастическая стенка, то можно предложить малышам занимательное соревнование. Нужно как можно быстрее взобраться на нее и так же быстро спуститься обратно. Эта игра будет способствовать развитию опорно-двигательного аппарата. Чтобы при случайном падении ребенок не ушибся, необходимо положить внизу гимнастические маты.

   Несомненную пользу для детского организма окажут упражнения с простейшими спортивными снарядами: мячом, скакалкой, обручем. Здесь у воспитателя появляется широчайший выбор гимнастических упражнений, при этом главной целью должно стать то, чтобы малышам было интересно, чтобы они увлеклись занимательной гимнастикой.

   Упражнение с мячом. Ребенок поднимает мяч над головой и начинает выполнять наклоны туловища вправо, влево, вперед и назад. Можно разнообразить это упражнение. Подкинуть мячик, поймать его и сделать наклон вправо, затем опять подкинуть, поймать, сделать наклон влево. Таким же образом выполняются наклоны вперед и назад. Дети разделяются парами, встают на небольшом расстоянии друг против друга и начинают перебрасывание мячей, стараясь как можно больше раз поймать летящий мячик.

  Воспитатель кладет на пол какой-нибудь предмет, например большую мягкую игрушку. Дети встают в круг на некотором расстоянии от игрушки. Дети по очереди ударяют ногой по мячу так, чтобы сбить или задеть лежащий на полу предмет. Упражнение прекрасно развивает мышцы ног, силу удара, вырабатывает меткость и ориентацию:

   Упражнение с обручем. Также есть много вариантов упражнений с маленьким пластмассовым обручем. Дети могут сами проявить инициативу и придумать упражнения, выполнение которых им под силу. Однако воспитатель должен помогать малышам советами.

Можно проделать следующий комплекс упражнений с гимнастическим обручем.

   Обруч кладется на пол. Ребенок встает в центр обруча, наклоняется и, ухватившись за него с двух сторон, поднимает его до уровня пояса, потом вновь опускает на пол. Это упражнение развивает гибкость мышц поясничного отдела.

   Обруч лежит на полу. Ребенок встает с левой стороны от него. Выполняет прыжок в центр обруча, затем, ухватившись руками, поднимает его, опускает на пол и выпрыгивает из круга, но уже в правую сторону. Упражнение повторить в обратном порядке.

   Малыш держит обруч в руках на уровне пояса — с двух сторон. На «раз» обруч поднять над головой, на «два» вновь вернуться в исходное положение. Можно усложнить упражнение. На «раз» обруч поднять над головой, на «два» — наклон вправо, на «три» — влево, на «четыре» — опустить обруч, возвращаясь в исходное положение.

    Упражнение «гусята-ребята. Исходное положение — стоя, руки за спиной. Ходьба на полусогнутых ногах, вытягивая шею вперед.

    Упражнение «хлопочки». Малыши стоят лицом друг к другу на расстоянии одного шага. Делается подскок, одновременно ребенок должен хлопнуть в ладоши перед собой. Опять подскок и хлопок в ладоши позади себя.

    Упражнение «качели» . Исходное положение - стоя лицом друг к другу. Дети держатся за руки. Выполнение поочередных приседаний, с постепенным ускорением темпа.

    Упражнение «пружинка». Исходное положение — стоя друг напротив друга на расстоянии полусогнутых рук, соприкасаются друг с другом ладонями. Поочередно сгибать и разгибать руки.

    Упражнение «осенние листья». Дети стоят лицом друг к другу, ноги вместе, руки подняты вверх. Медленно присесть, опуская руки вниз и встряхивая кистями рук. При этом делается выдох. Затем медленно встать, поднимая руки вверх и делая вдох.

    Упражнение «попрыгунчик». Ребенок глубоко приседает, затем встает и подпрыгивает вверх.

    Упражнение «жучок». Исходное положение — лежа на спине, ноги подняты вверх. Выполнение поочередного сгибания и разгибания ног.

Каждое упражнение следует повторять не менее 6—8 раз, чтобы добиться максимальных результатов. Воспитателю не следует заставлять ребенка делать зарядку, если он этого не хочет. Лучше поступить от противного. Нужно поощрять похвалами детей, которые хорошо выполняют упражнения. Отказник захочет, чтобы и его тоже похвалил воспитатель, и скорее всего начнет заниматься вместе с другими.

 

 

Зарядка в средней группе

     В этом возрасте дети уже вполне осознанно подходят к выполнению физических упражнений, понимают, что ежедневная зарядка необходима, чтобы быть сильным и здоровым. Поэтому воспитателем должны использоваться более сложные упражнения. Можно вводить в комплекс упражнений различные спортивные соревнования и конкурсы.

     Дети средней возрастной группы должны выполнять каждое упражнение не менее 8—12 раз. При этом воспитатель сначала сам должен показать, как выполняется то или иное упражнение.

Предлагаем комплекс упражнений утренней зарядки для детей средней группы.

     Упражнение «большая мельница». Исходное положение — стоя, правая рука внизу, левая поднята вверх. Выполнять круговые движения руками. При этом левая рука должна как бы догонять правую, Сначала делаются круги вперед, затем назад.

     Упражнение «маленькая мельница». Исходное положение — стоя, руки подняты, ладони положить на плечи. Круговые движения локтями вперед и назад. Эти упражнения хорошо разогревают и укрепляют мышцы плечевого пояса.

Исходное положение — руки согнуты в локтях на уровне груди. На «раз» — рывок локтями в стороны, на «два» — рывок в стороны, выпрямив руки. На «три» — вернуться в исходное положение.

Следующее упражнение — потягивание. Исходное положение — стоя, руки опущены вдоль туловища. На «раз»  вытянуть руки перед собой, на «два» прогнуться, потянувшись руками вперед, на «три» возвратиться в исходное положение.

    Упражнение «наклоны». Исходное положение то же. На «раз» поднять руки вверх, на «два» наклониться вниз, стараясь кончиками пальцев дотянуться до носков ступней, на «три» вновь принять исходное положение.

     Затем выполняются упражнения для укрепления мышц спины.

     Исходное положение — стоя, руки на поясе. Наклониться вперед, хорошо прогнувшись в пояснице, затем прогнуться назад. То же самое повторить вправо и влево.

     Исходное положение остается прежним. Вращательные круговые движения тазом, сначала вправо, потом влево. Упражнение укрепляет позвоночник и мышцы тазобедренного сустава.

     Исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч. На счет «раз» поднять руки в стороны, на уровне плеч. На счет «Два» вытянуть руки вперед. На «три» — взмах левой ногой вперед, стараясь достать до правой руки. Вернуться в исходное положение. Это же упражнение проделать правой ногой.

     Упражнение «приседания». Исходное положение — стоя, ноги вместе. На счет «раз» вытянуть руки вперед, на «два» присесть, согнув ноги в коленях, на «три» принять исходное положение. Это упражнение хорошо укрепляет и развивает коленные суставы.

    Упражнение «Ванька-Встанька». Исходное положение — сидя с согнутыми ногами, колени должны быть повернуты в стороны, стопы соприкасаются, руки держатся за пальцы ног. На «раз-два» — перекат на ягодицах вправо, на «три-четыре» — влево.

    Упражнение «арлекин». Исходное положение — сидя, ноги врозь. На «раз» правую ногу поднять над полом. На «два» вернуться в исходное положение. На «три» поднять левую ногу, на «четыре» опять принять исходное положение.

    Упражнение «тигренок». Исходное положение — стоя на коленях упор на руки. На «раз-два» округлить спину и опустить голову вниз. На  «три-четыре» прогнуться, откинув голову назад.

    Упражнение «вираж». Исходное положение – сидя, руки перед собой как будто держат руль. Повернуть руки и одновременно с руками туловище влево. Затем вернуться исходное положение. Затем то же повторить вправо.

    Упражнение «рыба-пила». Выполняется попарно. Исходное положение — сидя на полу друг против друга. Стопы упираются в стопы партнера. Выполнение поочередно сгибания и разгибания ног.

Следует помнить, что дети сами регулируют длительность и интенсивность занятий, поэтому воспитателю не нужно особо сдерживать малышей, предоставив им свободу действий.

 

Зарядка в старшей группе

    Дети старшей группы уже привыкают к ежедневным гимнастическим упражнениям и даже сами охотно придумывают свои. Позвольте им импровизировать пускай ребята дадут выход своей фантазии.

Комплекс упражнений должен совмещать достаточно сложные движения, направленные на развитие координации. Доминирующее место должны занимать упражнения, связанные с гибкостью, силой и ловкостью.

   Комплекс обязательно должен включать в себя упражнения для формирования правильной осанки и укрепления мышц спины.

   Ниже предлагаем комплекс упражнений для детей старшей группы.

   Упражнение «улитка». Исходное положение — стоя, ноги вместе. Слегка спружинить ноги, отставить правую ногу в сторону на пятку и, слегка согнувшись, выставить локти вперед. Потом спружинить на левой ноге, приставив к ней правую ногу. То же проделать левой ногой.

   Упражнение «русская пляска». Исходное положение прежнее. Руки положить на пояс. Сначала встать на пальцы ног, затем медленно перекатиться на пятки. Принять исходное положение.

   Упражнение «жмурки для ладошек». Исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч, руки спущены вниз вдоль туловища. Руки поднять медленно вверх, при этом пальцы рук сжать в кулаки. Затем

опустить руки вниз и разжать пальцы. Повторить то же самое, но при подъеме рук пальцы разжать, а при опускании сжать в кулаки.

   Упражнение «утята». Исходное положение — стоя, предплечья поднять вверх, руки согнуты в локтях и разведены в стороны. Сделать полуприседание. Затем выпрямить ноги, предплечья опустить вниз.

   Упражнение «моторчик». Исходное положение — стоя, ладони лежа на плечах. Сделать наклон вперед, поочередно вращая локтями вперед. Затем выпрямиться, продолжая вращение локтями, но в обратную сторону.

   Упражнение «экскаватор». Исходное положение — наклониться вперед, стараясь руками дотянуться до пола. Сделать резкий поворот туловища вправо, согнув при этом правую руку. Вернуться в исходное положение. Затем так же резко повернуться вправо, но уже с выпрямленной правой рукой.

Упражнение повторить в левую сторону левой рукой.

   Упражнение «ква-ква». Исходное положение — стоя, ноги врозь. Сесть на корточки, не отрывая рук от пола. Затем, не отрывая рук от пола, выпрямить ноги.

   Упражнение «папуас». Исходное положение — стоя, руки согнуты и разведены в стороны. Сделать резкий наклон вправо, согнув правую ногу. Вернуться в исходное положение. То же самое проделать в левую сторону.

   Упражнение «подъемный кран». Исходное положение — стоя, ноги шире плеч, руки разведены в стороны. Сделать приседание, наклонившись вправо. Правую руку положить  на бедро, левую поднять вверх. Вернуться в исходное положение. Повторить в левую сторону.

Все упражнения нужно выполнять по 8—12 раз.

 

Зарядка в подготовительной группе

    У дошкольников уже более интенсивно происходит формирование правильной осанки, укрепление различных групп мышц. При составлении комплекса упражнений следует учитывать, что в 6—7 лет дети значительно быстрее усваивают упражнения, направленные на развитие опорно-двигательного аппарата. Поэтому необходимо увеличить количество упражнений для улучшения осанки и укрепления организма в целом. Воспитатель наглядно и правильно должен сам показывать выполнение каждого упражнения для достижения максимального результата.

   Упражнение «матрешка». Исходное положение — сидя, ноги согнуты в коленях и разведены в стороны. Согнуть руки в локтях, поднять их и развести в стороны. Сделать два рывковых движения назад правой рукой. Вернуться в исходное положение. То же самое проделать левой рукой. Упражнение повторить 8 раз.

   Упражнение «клоун». Исходное положение — сидя, ноги выпрямлены и разведены в стороны. Сделать наклон вправо, коснувшись предплечьем правой руки пола. Левую руку согнуть над головой, слегка округлив. В таком положении сделать вправо два пружинистых наклона. Вернуться в исходное положение. Повторить наклоны влево. Упражнение повторить 8—12 раз.

   Упражнение «маленький лебедь». Исходное положение — сидя ноги врозь. Предплечья поднять вверх. Согнуть правую ногу, стопой опираясь на пол. Наклониться к правой ноге, лбом достав до колена, и соединить локти. То же самое повторить в другую сторону. Упражнение проделать 8 раз.

Упражнение цапля. Исходное положение — лежа на полу на спине, ноги согнуты в коленях, стопы упираются в пол. Сделать мах правой ногой вперед, стопу направив на себя. Вернуться в исходное положение. Затем сделать такой же мах левой ногой. Упражнение повторить 12—16 раз.

    Упражнение «рыбка». Исходное положение — сидя на пятках, ладони упираются в пол. Медленно опуститься на колени, не отрывая рук от пола. Затем упасть, касаясь пола животом и бедрами. Хорошо прогнуться в пояснице. Вернуться в исходное положение. Повторить упражнение 8—10 раз.

    Упражнение «мост». Исходное положение — сидя, ноги согнуты, левая рука обхватывает колени. Подняв над полом ягодицы, прогнуться в спине, при этом правая рука должна упираться в пол, а левая поднята вверх. Повернуться кругом через правое плечо, приняв упор стоя, и присесть. Повторить упражнение через левое плечо. Упражнение выполнить 6—8 раз.

   Упражнение «перекаты». Исходное положение — сидя на корточках, ладони упираются в пол. Из этого положения перекатиться на спину и закинуть выпрямленные ноги за голову. Упражнение повторить 8—10 раз.

   Упражнение «горка». Исходное положение — сидя на корточках, ноги разведены в стороны, ладони упираются в пол. Встать, выгнув спину вперед, не отрывая рук от пола. Ноги должны быть прямые. Повторить 6—8 раз.

 

Упражнения для детей с нарушениями осанки

    Существуют упражнения для детей с различными физическими недостатками. Очень часто дети страдают различными нарушениями осанки. Эти недостатки необходимо исправлять как можно раньше, так как скелет ребенка формируется именно в дошкольном возрасте.

    Есть дети с ослабленными мышцами или подверженные простудным заболеваниям. Для таких детей необходимо разработать специальный комплекс упражнений, обязательно учитывая при этом особенности каждого ребенка.

Предлагаем комплекс упражнений для детей с искривлением позвоночника и различными нарушениями осанки.

   Упражнение первое. Исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч. Прогнуться вперед, опустив руки вниз. Затем согнуть руки и сделать ими мах назад. Вернуться в исходное положение. Сделать мах прямыми руками назад. Опять вернуться в исходное положение. Упражнение повторить 4—8 раз.

   Упражнение второе. Исходное положение — то же. Поднять правое плечо вверх, опустить. Затем поднять левое плечо и снова опустить. Правую руку положить на пояс, поднять правое плечо вверх и вперед. Опустить плечо, выпрямив руку. То же повторить левым плечом. Упражнение выполнить 4—8 раз.

   Упражнение третье. Исходное положение — то же. Руки слегка согнуть и развести в стороны. Сделать рынок локтями назад, как бы пытаясь соединить их за спиной. Повторить 16 раз.

   Упражнение четвертое. Исходное положение — то же. Руки поднять на уровень груди, предплечья соединить. Повернуть туловище вправо, развести локти в стороны, подняв руки вверх. Повторить упражнение в левую сторону. Выполнить упражнение б—8 раз.

   Упражнение пятое. Исходное положение — стоя, руки лежат на. бедрах. Как можно сильнее вытянуть голову вперед. Вернуться в исходное положение. Повторить 8 раз.

   Упражнение шестое. Исходное положение — присесть, ноги развести в стороны. Руки подняты на уровне плеч и разведены в стороны. Сделать круговое движение головой вправо, потом влево. Повторить по 6 раз в каждую сторону.

   Упражнение седьмое. Исходное положение — стоя, ноги развести в стороны, руки положить на бедра, повернув их вперед, спину округлить. Прогибаясь в пояснице назад, свести лопатки вместе и Отнести локти назад. Вернуться в исходное положение. Повторить это упражнение, немного присев. Упражнение выполнить 4—8 раз.

   Упражнение восьмое. Исходное положение — то же. Подняться на носок левой ноги, правую ногу отвести в сторону, приподняв над полом. Локти выставить вперед, согнув спину. Затем принять исходное 1 положение, присесть и, прогнувшись назад, свести лопатки. Упражнение повторить 8—10 раз.

Упражнение девятое. Исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч. Руки лежат на бедрах. Слегка согнуть правую ногу, вытянув вперед и вниз правую руку. Сделать два пружинящих движения рукой и тазом. Упражнение выполняется 8—10 раз в каждую сторону.

Упражнение десятое. Исходное положение — стоя, ноги широко разведены в стороны. Сделать наклон вперед, руками ухватившись за голени с наружной стороны. Наклониться вперед, прогибаясь в пояснице, и поднять голову вверх. Спина должна оставаться прямой. Затем опустить голову вниз и согнуться вниз, подтягивая туловище к ногам. Повторить 6—8 раз.

Упражнение одиннадцатое. Выполняется попарно. Исходное положение — стоя лицом друг к другу на расстоянии вытянутых рук. Нагнуться вперед, ладонями рук касаясь плеч друг друга. Выполнять пружинящие наклоны вперед. 10—12 раз.

Упражнение двенадцатое. Выполняется попарно Исходное положение — стоя спиной друг к другу, руки сцеплены с руками партнера, спина прямая. Выполнять поочередные наклоны. 8—12 раз.

Упражнение тринадцатое. Исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч, руки сомкнуты за спиной. Наклонить голову вперед. Вернуться в исходное положение. Затем присесть и наклонить голову назад. Вернуться в исходное положение. Повторить упражнение 8 раз.

Упражнение четырнадцатое. Исходное положение — стоя на некотором расстоянии от стула, руки лежат на его спинке. Прогнуться вперед, голову опустить. Руки должны быть прямыми. Сделать два пружинящих наклона. Потом поднять голову и сделать еще два пружинящих наклона. Повторить 4 раза.

   При выполнении этих упражнений очень важно учитывать, что дети с различными нарушениями опорно-двигательного аппарата менее подвижны, им труднее выполнять движения. Поэтому воспитатель не должен перегружать их упражнениями. Лучше, если первое время дети будут заниматься до появления легкой усталости. Хорошо использовать на занятиях ритмичную музыку, чтобы зарядка создавала хорошее настроение, проходила весело и энергично.

    Физические упражнения особенно полезны в период роста и развития организма. В детском саду воспитатель должен знать, что правильное формирование опорно-двигательного аппарата происходит при оптимальных нагрузках на все группы мышц, а недостаточные или избыточные нагрузки могут нанести вред организму ребенка. Поэтому комплексы упражнений должны составляться с учетом возраста, комплекции и индивидуальных особенностей развития организма каждого воспитанника.

Именно в дошкольном возрасте необходимо внушит детям необходимость выполнения физических упражнений для того, чтобы стать сильным, выносливым и иметь красивый подтянутый вид.

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/11/116/418/116418315_18.png

http://zoozel.ru/gallery/images/1389250_fizkultura-kartinki.jpg 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровье в порядке - спасибо зарядке!

Комплекс бодрящей гимнастики после сна....

Мастер-класс на тему: "Здоровье в порядке-спасибо зарядке!"

Формирование у детей и родителей привычки к здоровому образу жизни....

Сценарии спортивного праздника с родителями «Здоровье в порядке — спасибо зарядке!»

Задачи:Совершенствовать имеющиеся двигательные  умения и навыки детей;Формировать умение внимательно слушать задания взрослого и четко их выполнять; Развивать у детей ловкость, см...

Родительское собрание "Здоровье в порядке - спасибо зарядке!"

Здоровье в порядке -спасибо зарядкеЦель: формирование у детей и родителей привычки к здоровому образу жизни.Задачи: познакомить родителей с разными видами гимнастики; способствовать получе...

Тема: Здоровье в порядке – спасибо зарядке

Тема: Здоровье в порядке – спасибо зарядке.  Этапы работыДеятельность педагогаДеятельность детей,родителейОрганизационный момент.  Предварительная работа...

Здоровье в порядке?- Спасибо зарядке!

Игра- треннинг для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата...

Конспект проектной деятельности На тему: Утренняя зарядка «Здоровье в порядке, спасибо зарядке» Группа раннего возраста №1 « Ладушки »

Задачи:  Дать детям представления о том, что упражнения по сложности выполнения бывают разными. В начале надо выполнять упражнения полегче, а затем приступать к более сложным.Формировать желание ...