Дыхательная гимнастика для детей раннего возраста.
консультация (младшая группа) на тему

Маленькие дети сильно подвержены различным заболеваниям ввиду недостаточности их иммунной системы. Болезни ЛОР-органов, например, бронхиты, пневмонии достаточно распространены среди детей. Упражнения дыхательной гимнастики для детей отлично укрепляют иммунитет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dyhatelnaya_gimnastika_dlya_chasto_boleyushchih_detey.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №44 «Веснушки»

«Дыхательная гимнастика для детей раннего возраста»

Составила: воспитатель Пугачева Е. В.

Анотомо-физиологические особенности ребёнка. Дыхательная система.

Центральным органом дыхательной системы являются лёгкие, которые занимают почти всю полость грудной клетки. Они обеспечивают дыхание, т. е. обмен газов между организмом и окружающей средой. Но прежде чем проникнуть в лёгкие, вдыхаемый воздух проделывает огромный путь: через носовую полость, глотку, бронхи и трахею. Все эти органы дыхания ребёнка различаются по своему строению и характеру функционирования от органов дыхания взрослого. Носовые ходы слабо развиты, слизистая оболочка носа очень тонкая, складчатая, в ней располагается масса кровеносных масса кровеносных сосудов. Малейшая травма может привести к кровотечению. Грудная клетка ребёнка имеет конусообразную форму, рёбра приподняты, это ограничивает амплитуду движения. Поэтому глубина дыхания невелика. Ребёнок дышит часто и не всегда ритмично. Распределение времени между вдохом  и выдохом практически одинаковое. С возрастом фаза вдоха становится короче, фаза выдоха длиннее. Дыхательный центр у ребёнка очень возбудим. Повышение температуры тела, окружающей среды, даже лёгкое психическое возбуждение почти всегда вызывают у ребёнка учащение дыхания и нарушение его ритма. Существуют несколько видов дыхания: носовое, смешанное (рот-нос), через рот. При носовом дыхании воздух очищается и согревается. Обычно здоровый ребёнок дышит носом. Но если у ребёнка насморк, то он вынужден дышать через рот, и очень часто это становится привычкой. Если ребёнок постоянно дышит через рот, надо немедленно показать его врачу.

Очень важно следить за состоянием носоглотки малыша, ведь это ворота для инфекции. Поэтому необходимо ежедневно проделывать гигиенические процедуры, систематически очищать носовую полость от слизи. Особенно это необходимо делать перед выходом на прогулку. Надо освободить помещение, в котором находится ребёнок, от лишних вещей, которые нельзя обработать мокрой тряпкой или пылесосом, чаще проветривать комнату (температура воздуха должна быть не выше 20…22ºС, а после       2 лет – 19…20ºС), но нельзя делать сквозное проветривание в присутствии ребёнка. Хорошо это сделать, когда он гуляет или спит на свежем воздухе. Благотворно на дыхательную систему действуют прогулки в сочетании с двигательной активностью. Но, к сожалению, взрослые часто допускают ошибку, завязывая рот, а иногда и нос ребёнка шарфом. Таким образом нельзя уберечь ребёнка от заболеваний верхних дыхательных путей, так как малышу в этом случае приходится дышать влажным воздухом, а это вредно. Ребёнка надо приучать дышать через нос; если при увеличении нагрузки, например при беге или подъёме по лестнице, малыш перейдёт на смешанное дыхание нос-рот, это естественно, а иногда даже полезно, так как способствует закаливанию верхних дыхательных путей. Развитию правильного дыхания способствует общеукрепляющая и дыхательная гимнастика.


Дыхательная гимнастика.

Дыхание, как известно, заключается в вентилировании лёгких, в замене использованного воздуха свежим, богатым кислородом. С дошкольного возраста надо приучать детей дышать через нос. При дыхании через нос воздух, проходя через узкие каналы носа, согревается, очищается от пыли, благодаря ресничкам, имеющимся на слизистой оболочке носа, и поступает в лёгкие тёплым и чистым. При дыхании через рот воздух попадает непосредственно в лёгкие. Это увеличивает возможность получения инфекции. При этом грудная клетка, сердце плохо развиваются, жизненная ёмкость лёгких обычно бывает низкой.

Упражнения, которые способствуют развитию правильного дыхания.

  • «Часики» - стоя, руки на поясе. Со звуком «тик» наклониться в левую сторону, со звуком «так» – в правую. Повторить 4 – 5 раз.
  • «Петушок» - стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), а затем похлопать ими по бёдрам со словом «ку – ка – ре – ку» (выдох). Повторить 4 раза.
  • «Паровозик» - руки согнуты в локтевых суставах. Ходить по комнате, делая попеременно движение руками вперёд – назад и приговаривая «чух – чух – чух». Повторять в течение 20-ти секунд.
  • «Гуси» - медленно ходить по комнате, на вдох - поднимать руки в стороны, на выдох - опускать руки вниз с произнесением «гу – у – у – у – у!». Повторять 1 минуту.
  • «Большой и маленький» - подняться на носки, вытянуть руки вверх (вдох). Со звуком «у – х – х!» присесть, обхватить голени и подтянуть голову к коленям.
  • «Каша кипит» - поднять руки вверх (вдох), опустить руки вниз, произнести звуки «пш – ш – ш» (выдох).
  • «Вырасти большой» - поднять руки вверх – вдох, наклониться, опустить руки вниз, произнести «у-х-х-х-х» – выдох.
  • «Пузырики» - сделать глубокий вдох через нос, надуть щёчки – «пузырики» и медленно выдыхать через чуть приоткрытый рот – «пш-ш-ш».
  • «Самолёт гудит» - стоя, поднять руки в стороны – сделать вдох, медленно опускать руки вниз – выдох, произносить звук «у-у-у-у-у» - «самолёт улетел».

Упражнения для развития носового дыхания.

Эти упражнения улучшают кровообращение в верхних отделах дыхательных путей, повышают устойчивость организма к холоду, инфекциям, недостатку кислорода. Повторяются по 4 – 5 раз.

  • Плотно закрыть нос, прижав одну ноздрю пальцем, медленно вдыхать и выдыхать воздух через другую ноздрю (и наоборот).
  • Вдох одной ноздрёй (другая прижата), выдох другой (первая прижата).
  • Вдох носом. На выдохе медленно произносить звук «м – м – м – м».
  • Открыть рот, кончик языка прижать к нёбу (при этом выключается ротовое дыхание).
  • Сделать спокойный вдох, на выдохе с одновременным постукиванием пальцами по крыльям носа произносить слоги «ба – бо – бу».


Закаливающее дыхание

«Поиграем с носиком»

Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе и со старшими детьми. Проводится 2 – 3 раза в день.

  1. Организационный момент.

а) «Найди и покажи носик»

- Подходи ко мне, дружок,

И садись скорей в кружок.

Носик ты быстрей найди,

Тёте (маме) ______ покажи.

Ребёнок показывает свой носик взрослому.

  1. Основная часть (игровые упражнения с носиком).

б) «Помоги носику собраться на прогулку»

- Надо носик  очищать,

На прогулку собирать.

Ребёнок берёт носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос.

в) «Носик гуляет»

- Ротик ты свой закрывай,

Только с носиком гуляй.

Взрослый предлагает ребёнку крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.

г) «Носик балуется»

- Вот так носик – баловник!

Он шалить у нас привык.

На вдохе ребёнок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.  

д) «Носик нюхает приятный запах»

- Тише, тише, не спеши,

Ароматом подыши.

Ребёнок выполняет 10 вдохов – выдохов, через правую и левую ноздрю, поочерёдно закрывая их указательным пальцем.

е) «Носик поёт песенку»

- Хорошо гулять в саду

И поёт нос: «Ба – бо – бу».

На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поёт: «Ба – бо – бу».

ж) «Погреем носик»

- Надо носик нам погреть,

Его немного потереть.

Ребёнок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно (делается как бы растирание).

  1. Заключительный момент.

з) «Носик возвращается домой»

- Нагулялся носик мой,

Возвращается домой.

Ребёнок убирает платок. Показывает взрослому, что его носик вернулся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

МИОГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТАДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТАЗАКАЛИВАЮЩЕЕ НОСОВОЕ ДЫХАНИЕ...

консультация для родителей "Дыхательная гимнастика для детей раннего возраста 2-3 лет"

В статье предоставлены упражнения дыхательной гимнастики, способствующие укреплению и развитию дыхательной системы детей в возрасте 2-3 лет...

Консультация для родителей «ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 2-3 ЛЕТ»

Консультация для родителей о  важности дыхательной гимнастики...

Дыхательная гимнастика для детей раннего возраста.Виды.Техника.

Дыхательная гимнастика для детей младшей группы садика. Виды и техникаДыхательная гимнастика занимает важную часть физической культуры, её пользу открывали для себя в разное время различные народы пут...

Дыхательная гимнастика для детей раннего возраста

Игровые упражнения для развития дыхания для детей раннего развития....