Главные вкладки

    Картотека словесных и дидактических игр по формированию у детей основ ЗОЖ
    учебно-методический материал на тему

    Косолапова Татьяна Александровна

    Скачать:


    Предварительный просмотр:


    Словесные и дидактические игры по формированию здорового образа жизни для детей старшего дошкольного возраста.

    Дидактическая игра «Здоровый малыш»

    Цель: познакомить детей с правилами личной гигиены и правильным.

    бережным отношением к своему здоровью.

    Правила игры: Ведущий раздает большие карточки детям и показывает маленькие карточки. Тот, у кого подходит эта карточка объясняет «хорошо это или плохо». Выигрывает тот, кто быстрее заполнит свою большую карточку.

    Дидактическая игра «Одень ребят на прогулку».

    Задачи: формировать умение различать предметы одежды в зависимости от времени года; развивать мелкую моторику рук. Развивать грамматически правильную речь.

    Материал: фигурки мальчика и девочки из картона, бумажная одежда.

    Описание: Вариант 1. Ведущий задаёт время года, а игроки одевают фигурки детей в соответствующею одежду. Ведущий проверяет правильность выполнения задания, в случаи ошибок исправляет их, объясняя свои действия.

    Вариант 2. Дети сами, между собой, договариваются – в одежду какого сезона будут одевать фигурки. После выполнения задания объясняют свой выбор одежды.

    Дидактическая игра «Что сначала - что потом (режим дня)»

    Задачи: закреплять представления о том, что соблюдение правильного режима дня полезно для здоровья. Формировать умение связно, последовательно объяснять свои действия.

    Материал: сюжетные картинки с изображением действий, характерных для определенного периода суток.

    Описание: предложить ребёнку разложить картинки в правильной последовательности, объяснить свой выбор.

    Дидактическая игра «Лабиринты здоровья».

    Задачи: закреплять знания о предметах личной гигиены и их предназначении. Учить детей видеть границы рисунка (в данном случае дорожки, вести линии, не отрывая пальца от картинки; развивать мышление, логику, глазомер, усидчивость, волю; приучать охватывать всю картинку целиком, мысленно строить маршрут "путешествия".

    Материал: карточки с изображением лабиринтов.

    Описание: перед ребёнком ставится задача: найти дорогу от предмета личной гигиены до части тела, для которой он предназначен. Объяснить, как и для чего используется данный предмет.

    Дидактическая игра «Вредно – полезно».

    Задачи: формировать представления о мерах профилактики и охраны здоровья. Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, логическое мышление, грамматически правильную речь.

    Материал: парные карточки противоположные по значению к здоровью, фишки-картинки с изображением действий вредных или полезных в той или иной ситуации.

    Описание: Вариант 1. Ребёнку предлагается рассмотреть картинки, и определить: на каких из них изображены действия, вредящие здоровью человека, а на каких наоборот являющиеся полезными.

    Вариант 2. Ребёнку предлагаются парные карточки противоположные по значению к здоровью. Ему необходимо заполнить пустые окошки на них фишками-картинками, соответствующими условиям заданной ситуации.

    Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

    Задачи: закреплять знания о предметах личной гигиены и их предназначении. Развивать тактильные ощущения, словесно-логическое мышление, память, грамматически правильную речь.

    Материал: мешок, расчёска, зубная щётка и паста, мыло, шампунь, мочалка, носовой платок, полотенце, ножницы.

    Описание: дети на ощупь угадывают предметы личной гигиены и рассказывают, для чего они предназначены, и как ими пользоваться.

    Дидактическая игра «Правила гигиены».

    С помощью считалки выбирается водящий, он выходит из группы. Воспитатель с детьми договаривается, кто и что будет изображать. Затем водящего приглашают, дети по очереди показывают навыки гигиены при помощи жестов и мимики. Ведущий должен отгадать, что показывают дети: умывание, чистку зубов, обтирание, причёсывание, купание.

    Дидактическая игра «Полезная и вредная еда».

    Цель: закрепить представление детей о том, какая еда полезна, какая вредна для организма.

    Оборудование: Карточки зелёного и красного цвета; предметные картинки с изображением продуктов питания (торт, лимонад, копчёная колбаса, пирожные, конфеты, чёрный хлеб, каша, молоко, варенье, сок, овощи, фрукты); поощрительные значки (вырезанные из цветного картона яблоко, морковка, груша).

    Детям раздают картинки с изображением различных продуктов питания. Под зелёную картинку положить картинки с полезной едой, а под красную – с вредной, дети должны быть внимательны, в случае ошибки исправления не допускаются. Верное решение игровой задачи поощряется значком.

    Дидактическая игра «Азбука здоровья»

    Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.

    Материал: иллюстрации

    Ход игры: играют от 1 до … человек. Воспитатель называет правило, а ребёнок находит карточку – иллюстрацию этого правила. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок говорит, что нужно делать в данной ситуации.

    Дидактическая игра «Узнай и назови овощи»

    Цель: закрепить названия фруктов, овощей, формировать умения узнавать их по описанию воспитателя

    Ход игры: воспитатель описывает какой-либо овощ (фрукт, а дети должны назвать этот овощ(фрукт).

    Дидактическая игра «Назови правильно»

    Цель: уточнить знания детей об овощах и фруктах, их качества (цвет, форма, вкус, запах, закреплять умение узнавать их по картинке и давать краткое описание.

    Материал: картинки с изображением овощей, фруктов

    Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку выбрать картинку с овощем, фруктом и описать его.

    - У меня помидор, он красный, круглый, сладкий. А у тебя? Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаёт наводящие

    вопросы: какой формы? Какого цвета? Какой на вкус?

    Дидактическая игра «Ты – моя частичка»

    Цель: систематизировать представления детей о частях тела, развивать речь, внимание, память.

    Материал: мяч

    Ход игры: воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, задавая вопрос.

    Я – личико, ты – моя частичка. Ты кто? (глаза, бровь, нос и т. д.)

    Я – голова, ты – моя частичка. Ты кто? (волосы, уши)

    Я – туловище, ты – моя частичка. Ты кто? (спина, живот.)

    Дидактическая игра «Если кто-то заболел»

    Цель: закрепить знание о том, что при серьёзной травме необходимо вызвать врача «скорой помощи», позвонив по номеру «103», поупражнять в вызове врача

    Материал: телефон

    Ход игры: Если мы сами не можем справиться с ситуацией, то мы вызываем врача, скорую помощь.

    Детям предлагается вызвать врача на дом. Сначала набираем номер телефона и называем по порядку: фамилия, имя —> адрес —> возраст —> жалобы

    Словесная игра «Если сделаю так»

    Цели: обратить внимание детей на то, что в каждой ситуации может быть два выхода: один – опасный для здоровья, другой – ничем не угрожающий; развивать речь, умение высказывать свои мысли; о воспитывать бережное отношение к себе и другим людям, защищать окружающих, не причинять боли; развивать мышление, сообразительность.

    Оборудование: набор поощрительных предметов: фишек, звёздочек.

    Детям дают задание найти два выхода из предложенной ситуации (угрожающий и не угрожающий жизни и здоровью) предложить два варианта развития данной ситуации. Выслушав рассказ воспитателя, дети продолжают его после слов: «Опасность возникает, если я сделаю…», или «Опасности не будет, если я сделаю…» дети поднимают красную карточку, если есть опасность, жёлтую – если опасность может возникнуть при определённом поведении, белую, если опасности нет. Дети должны выслушать ответы товарища, не перебивать друг друга, желание ответить выражать поднятием руки. Полные ответы и существенные дополнения поощряют фишкой, звездочкой.

    Дидактическая игра «Скорая помощь»

    Цель: закрепить у детей знания и практические умения по оказанию первой помощи.

    Оборудование: картинки с изображением медицинских принадлежностей (термометр, бинт, зеленка). Воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек порезал руку, ногу, разбил колено, локоть, затем пературил, когда заболело горло, попала соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывать последовательность действии.

    Дидактическая игра «Чистоплотные дети»

    Задачи: Проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.

    Ход игры: Воспитательница говорит детям, что хочет убедиться в том, что они чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут, что нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об этом рассказать, тем лучше).

    Затем воспитательница говорит: «Руки». Дети, которых она вызывает, отвечают: «Мыло, щетка, полотенце». Подобным же образом дети реагируют на слова «волосы» (гребень, щетка, ножницы, шампунь, мыло, «купание» (ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и пр.).

    Вариант. Воспитательница задает вопрос: «Что нам нужно, когда мы утром встаем?» Дети знают, что должны назвать предметы гигиены, которые используются утром (щетка для рук, паста, мыло, платок).

    Дидактическая игра «Витамины – это таблетки, которые растут на ветке»

    Цель: Расширить знания детей о витаминах, закрепить знания об овощах, фруктах и ягодах. Ребята, помочь сохранить здоровье и заболеть можно с помощью витаминов. Кто-нибудь из вас принимал витамины? Витамины делают наш организм крепким и здоровым, не поддающийся болезням. Но витамины бывают не только в таблетках, они еще растут на ветках. Очень много витаминов содержится в ягодах, фруктах и овощах. Назовите, какие вы знаете фрукты? Овощи? Ягоды?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Взаимодействие с родителями по вопросам формирования у детей основ безопасности.

    Сообщение на педагогическом совете. (Из опыта работы)...

    Картотека дидактических игр по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни

    Материал можно использовать для фронтальной или индивидуальной работы с детьми как часть НОД или в свободной деятельности...

    Словесные и дидактические игры по формированию здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста

    Словесные и дидактические игрыпо формированию здорового образа жизнидетей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Хорошо-плохо»ОБОРУДОВАНИЕ: картинки, на которых нарисов...

    Словесные и дидактические игры по формированию здорового образа жизни

    Задачи: формировать представления о мерах профилактики и охраны здоровья,закрепить представление детей о том, какая еда полезна, какая вредна для организма, систематизировать представления детей ...

    СЛОВЕСНЫЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

    Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память....