Главные вкладки

    Словесные и дидактические игры по формированию здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста
    картотека (старшая группа) на тему

    Словесные и дидактические игры

    по формированию здорового образа жизни

    детей старшего дошкольного возраста

    Дидактическая игра «Хорошо-плохо»

    ОБОРУДОВАНИЕ: картинки, на которых нарисованы: очень горячая и холодная пища, сырые овощи и фрукты, молочные продукты, булавка, кнопка, гвоздь, конфеты, шоколад, зубная щетка, стаканчик для полоскания рта, зубная щетка.

    ХОД ИГРЫ: Ребенок берет картинку, говорит, что на ней нарисовано, и определяет, полезно или вредно для зубов и почему? Сколько раз в день надо чистить зубы и когда.

    Дидактическая игра «Правила гигиены»

    ХОД ИГРЫ: С помощью считалки выбирается водящий, он выходит из группы. Воспитатель с детьми договаривается, кто и что будет изображать. Затем водящего приглашают, дети по очереди показывают навыки гигиены при помощи жестов и мимики. Ведущий должен отгадать, что показывают дети: умывание, чистку зубов, обтирание, причёсывание, купание.

    Дидактическая игра «Мое настроение»

    ОБОРУДОВАНИЕ: карточки с изображением разного настроения, конверт с прорезью, чтобы выделить глаза на карточке.

    ХОД ИГРЫ:

    1 этап:

    Воспитатель предлагает детям посмотреть на карточку в конверте и ответить на вопрос, о каком настроении говорят глаза. Если ребенок затрудняется ответить – вынуть карточку из конверта и предложить вновь определить настроение.

    2этап:

    Воспитатель предлагает по выражению глаз на карточке определить возможную причину возникновения изображенного настроения и способ улучшить настроение человеку.

    Дидактическая игра «Вредно – полезно».

    ОБОРУДОВАНИЕ: парные карточки противоположные по значению к здоровью, фишки-картинки с изображением действий вредных или полезных в той или иной ситуации.

    ХОД ИГРЫ:

    Вариант 1. Ребёнку предлагается рассмотреть картинки, и определить: на каких из них изображены действия, вредящие здоровью человека, а на каких наоборот являющиеся полезными.

    Вариант 2. Ребёнку предлагаются парные карточки противоположные по значению к здоровью. Ему необходимо заполнить пустые окошки на них фишками-картинками, соответствующими условиям заданной ситуации.

    Дидактическая игра «Здоровый малыш»

    ХОД ИГРЫ:

    Воспитатель раздает большие карточки детям и показывает маленькие

    карточки. Тот, у кого подходит эта карточка объясняет «хорошо это или плохо». Выигрывает тот, кто быстрее заполнит свою большую карточку.

     

     

     

    Дидактическая игра «Мы делаем сердце крепким»

    ОБОРУДОВАНИЕ: карточки с изображением человека, сидящего, бегущего, сутулого, ругающегося, мило беседующего, поднимающегося в гору.

    Карточки перевернуты изображениями вниз. Ребенок подходит и берет любую картинку. Дается следующее задание:

    - определить, в каком случае сердце работает сильнее, в каком отдыхает;

    - сделать наоборот, чтобы сердце успокоилось и заработало сильнее.

    Можно предложить ребенку изобразить эмоциональное состояние (сердится, ругается, смеется и т. д., а остальные дети определяют, как работает сердце.

    Дидактическая игра «Лабиринты здоровья».

    ОБОРУДОВАНИЕ: карточки с изображением лабиринтов.

    ХОД ИГРЫ: перед ребёнком ставится задача: найти дорогу от предмета личной гигиены до части тела, для которой он предназначен. Объяснить, как и для чего используется данный предмет.

    Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

    ОБОРУДОВАНИЕ: мешок, расчёска, зубная щётка и паста, мыло, шампунь, мочалка, носовой платок, полотенце, ножницы.

    ХОД ИГРЫ: дети на ощупь угадывают предметы личной гигиены и рассказывают, для чего они предназначены, и как ими пользоваться.

    Дидактическая игра «Витамины – это таблетки, которые растут на ветке»

    ХОД ИГРЫ: Ребята, помочь сохранить здоровье и заболеть можно с помощью витаминов. Кто-нибудь из вас принимал витамины? Витамины делают наш организм крепким и здоровым, не поддающийся болезням. Но витамины бывают не только в таблетках, они еще растут на ветках. Очень много витаминов содержится в ягодах, фруктах и овощах. Назовите, какие вы знаете фрукты? Овощи? Ягоды?

    Словесная игра «Если сделаю так»

    ОБОРУДОВАНИЕ: набор поощрительных предметов: фишек, звёздочек.

    ХОД ИГРЫ: Детям дают задание найти два выхода из предложенной ситуации (угрожающий и не угрожающий жизни и здоровью) предложить два варианта развития данной ситуации. Выслушав рассказ воспитателя, дети продолжают его после слов: «Опасность возникает, если я сделаю…», или «Опасности не будет, если я сделаю…» дети поднимают красную карточку, если есть опасность, жёлтую – если опасность может возникнуть при определённом поведении, белую, если опасности нет. Дети должны выслушать ответы товарища, не перебивать друг друга, желание ответить выражать поднятием руки. Полные ответы и существенные дополнения поощряют фишкой, звездочкой.

    Дидактическая игра «Одень ребят на прогулку».

    ОБОРУДОВАНИЕ: фигурки мальчика и девочки из картона, бумажная одежда.

    ХОД ИГРЫ:

    Вариант 1. Ведущий задаёт время года, а игроки одевают фигурки детей в соответствующею одежду. Ведущий проверяет правильность выполнения задания, в случаи ошибок исправляет их, объясняя свои действия.

    Вариант 2. Дети сами, между собой, договариваются – в одежду какого сезона будут одевать фигурки. После выполнения задания объясняют свой выбор одежды.

     

     

     

    Дидактическая игра «Чистоплотные дети»

    ХОД ИГРЫ:

    Вариант 1. Воспитательница говорит детям, что хочет убедиться в том, что они чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут, что нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об этом рассказать, тем лучше).

    Затем воспитательница говорит: «Руки». Дети, которых она вызывает, отвечают: «Мыло, щетка, полотенце». Подобным же образом дети реагируют на слова «волосы» (гребень, щетка, ножницы, шампунь, мыло, «купание» (ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и пр.).

    Вариант 2. Воспитательница задает вопрос: «Что нам нужно, когда мы утром встаем?» Дети знают, что должны назвать предметы гигиены, которые используются утром (щетка для рук, паста, мыло, платок).

    Дидактическая игра «Ты – моя частичка»

    ОБОРУДОВАНИЕ: мяч

    ХОД ИГРЫ:

    Воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, задавая вопрос.

    Я – личико, ты – моя частичка. Ты кто? (глаза, бровь, нос и т. д.)

    Я – голова, ты – моя частичка. Ты кто? (волосы, уши)

    Я – туловище, ты – моя частичка. Ты кто? (спина, живот.)

    Дидактическая игра «Если кто-то заболел»

    ОБОРУДОВАНИЕ: телефон

    ХОД ИГРЫ:

    Если мы сами не можем справиться с ситуацией, то мы вызываем врача, скорую помощь.

    Детям предлагается вызвать врача на дом. Сначала набираем номер телефона и называем по порядку:

    фамилия, имя —> адрес —> возраст —> жалобы

    Дидактическая игра «Азбука здоровья»

    ОБОРУДОВАНИЕ: иллюстрации

    ХОД ИГРЫ:

    Играют от 1 до … человек. Воспитатель называет правило, а ребёнок находит карточку – иллюстрацию этого правила. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок говорит, что нужно делать в данной ситуации.

    Дидактическая игра «Узнай и назови овощи»

    ХОД ИГРЫ:

    Воспитатель описывает какой-либо овощ (фрукт, а дети должны назвать этот овощ (фрукт).

    Дидактическая игра «Что сначала - что потом (режим дня)»

    ОБОРУДОВАНИЕ: сюжетные картинки с изображением действий, характерных для определенного периода суток.

    ХОД ИГРЫ:

     Предложить ребёнку разложить картинки в правильной последовательности, объяснить свой выбор.

     

     

     

     

    Дидактическая игра «Назови правильно»

    ОБОРУДОВАНИЕ: картинки с изображением овощей, фруктов

    ХОД ИГРЫ:

    Воспитатель предлагает ребёнку выбрать картинку с овощем, фруктом и описать его.

    - У меня помидор, он красный, круглый, сладкий. А у тебя?

    Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаёт наводящие вопросы: какой формы? Какого цвета? Какой на вкус?

    Дидактическая игра «Полезная и вредная еда».

    ОБОРУДОВАНИЕ: Карточки зелёного и красного цвета; предметные картинки с изображением продуктов питания (торт, лимонад, копчёная колбаса, пирожные, конфеты, чёрный хлеб, каша, молоко, варенье, сок, овощи, фрукты); поощрительные значки (вырезанные из цветного картона яблоко, морковка, груша).

    ХОД ИГРЫ:

    Детям раздают картинки с изображением различных продуктов питания. Под зелёную картинку положить картинки с полезной едой, а под красную – с вредной, дети должны быть внимательны, в случае ошибки исправления не допускаются. Верное решение игровой задачи поощряется значком.

    Дидактическая игра «Скорая помощь»

    ОБОРУДОВАНИЕ: картинки с изображением медицинских принадлежностей (термометр, бинт, зеленка).

    ХОД ИГРЫ:

    Воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек порезал руку, ногу, разбил колено, локоть, поднялась температура, когда заболело горло, попала соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывать последовательность действии.

     

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл slovesnye_i_didakticheskie_igry.docx20.34 КБ

    Предварительный просмотр:

    Словесные и дидактические игры

    по формированию здорового образа жизни

    детей старшего дошкольного возраста

    Дидактическая игра «Хорошо-плохо»

    ОБОРУДОВАНИЕ: картинки, на которых нарисованы: очень горячая и холодная пища, сырые овощи и фрукты, молочные продукты, булавка, кнопка, гвоздь, конфеты, шоколад, зубная щетка, стаканчик для полоскания рта, зубная щетка.

    ХОД ИГРЫ: Ребенок берет картинку, говорит, что на ней нарисовано, и определяет, полезно или вредно для зубов и почему? Сколько раз в день надо чистить зубы и когда.

    Дидактическая игра «Правила гигиены»

    ХОД ИГРЫ: С помощью считалки выбирается водящий, он выходит из группы. Воспитатель с детьми договаривается, кто и что будет изображать. Затем водящего приглашают, дети по очереди показывают навыки гигиены при помощи жестов и мимики. Ведущий должен отгадать, что показывают дети: умывание, чистку зубов, обтирание, причёсывание, купание.

    Дидактическая игра «Мое настроение»

    ОБОРУДОВАНИЕ: карточки с изображением разного настроения, конверт с прорезью, чтобы выделить глаза на карточке.

    ХОД ИГРЫ:

    1 этап:

    Воспитатель предлагает детям посмотреть на карточку в конверте и ответить на вопрос, о каком настроении говорят глаза. Если ребенок затрудняется ответить – вынуть карточку из конверта и предложить вновь определить настроение.

    2этап:

    Воспитатель предлагает по выражению глаз на карточке определить возможную причину возникновения изображенного настроения и способ улучшить настроение человеку.

    Дидактическая игра «Вредно – полезно».

    ОБОРУДОВАНИЕ: парные карточки противоположные по значению к здоровью, фишки-картинки с изображением действий вредных или полезных в той или иной ситуации.

    ХОД ИГРЫ:

    Вариант 1. Ребёнку предлагается рассмотреть картинки, и определить: на каких из них изображены действия, вредящие здоровью человека, а на каких наоборот являющиеся полезными.

    Вариант 2. Ребёнку предлагаются парные карточки противоположные по значению к здоровью. Ему необходимо заполнить пустые окошки на них фишками-картинками, соответствующими условиям заданной ситуации.

    Дидактическая игра «Здоровый малыш»

    ХОД ИГРЫ:

    Воспитатель раздает большие карточки детям и показывает маленькие

    карточки. Тот, у кого подходит эта карточка объясняет «хорошо это или плохо». Выигрывает тот, кто быстрее заполнит свою большую карточку.

    Дидактическая игра «Мы делаем сердце крепким»

    ОБОРУДОВАНИЕ: карточки с изображением человека, сидящего, бегущего, сутулого, ругающегося, мило беседующего, поднимающегося в гору.

    Карточки перевернуты изображениями вниз. Ребенок подходит и берет любую картинку. Дается следующее задание:

    - определить, в каком случае сердце работает сильнее, в каком отдыхает;

    - сделать наоборот, чтобы сердце успокоилось и заработало сильнее.

    Можно предложить ребенку изобразить эмоциональное состояние (сердится, ругается, смеется и т. д., а остальные дети определяют, как работает сердце.

    Дидактическая игра «Лабиринты здоровья».

    ОБОРУДОВАНИЕ: карточки с изображением лабиринтов.

    ХОД ИГРЫ: перед ребёнком ставится задача: найти дорогу от предмета личной гигиены до части тела, для которой он предназначен. Объяснить, как и для чего используется данный предмет.

    Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

    ОБОРУДОВАНИЕ: мешок, расчёска, зубная щётка и паста, мыло, шампунь, мочалка, носовой платок, полотенце, ножницы.

    ХОД ИГРЫ: дети на ощупь угадывают предметы личной гигиены и рассказывают, для чего они предназначены, и как ими пользоваться.

    Дидактическая игра «Витамины – это таблетки, которые растут на ветке»

    ХОД ИГРЫ: Ребята, помочь сохранить здоровье и заболеть можно с помощью витаминов. Кто-нибудь из вас принимал витамины? Витамины делают наш организм крепким и здоровым, не поддающийся болезням. Но витамины бывают не только в таблетках, они еще растут на ветках. Очень много витаминов содержится в ягодах, фруктах и овощах. Назовите, какие вы знаете фрукты? Овощи? Ягоды?

    Словесная игра «Если сделаю так»

    ОБОРУДОВАНИЕ: набор поощрительных предметов: фишек, звёздочек.

    ХОД ИГРЫ: Детям дают задание найти два выхода из предложенной ситуации (угрожающий и не угрожающий жизни и здоровью) предложить два варианта развития данной ситуации. Выслушав рассказ воспитателя, дети продолжают его после слов: «Опасность возникает, если я сделаю…», или «Опасности не будет, если я сделаю…» дети поднимают красную карточку, если есть опасность, жёлтую – если опасность может возникнуть при определённом поведении, белую, если опасности нет. Дети должны выслушать ответы товарища, не перебивать друг друга, желание ответить выражать поднятием руки. Полные ответы и существенные дополнения поощряют фишкой, звездочкой.

    Дидактическая игра «Одень ребят на прогулку».

    ОБОРУДОВАНИЕ: фигурки мальчика и девочки из картона, бумажная одежда.

    ХОД ИГРЫ: 

    Вариант 1. Ведущий задаёт время года, а игроки одевают фигурки детей в соответствующею одежду. Ведущий проверяет правильность выполнения задания, в случаи ошибок исправляет их, объясняя свои действия.

    Вариант 2. Дети сами, между собой, договариваются – в одежду какого сезона будут одевать фигурки. После выполнения задания объясняют свой выбор одежды.

    Дидактическая игра «Чистоплотные дети»

    ХОД ИГРЫ:

    Вариант 1. Воспитательница говорит детям, что хочет убедиться в том, что они чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут, что нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об этом рассказать, тем лучше).

    Затем воспитательница говорит: «Руки». Дети, которых она вызывает, отвечают: «Мыло, щетка, полотенце». Подобным же образом дети реагируют на слова «волосы» (гребень, щетка, ножницы, шампунь, мыло, «купание» (ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и пр.).

    Вариант 2. Воспитательница задает вопрос: «Что нам нужно, когда мы утром встаем?» Дети знают, что должны назвать предметы гигиены, которые используются утром (щетка для рук, паста, мыло, платок).

    Дидактическая игра «Ты – моя частичка»

    ОБОРУДОВАНИЕ: мяч

    ХОД ИГРЫ:

    Воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, задавая вопрос.

    Я – личико, ты – моя частичка. Ты кто? (глаза, бровь, нос и т. д.)

    Я – голова, ты – моя частичка. Ты кто? (волосы, уши)

    Я – туловище, ты – моя частичка. Ты кто? (спина, живот.)

    Дидактическая игра «Если кто-то заболел»

    ОБОРУДОВАНИЕ: телефон

    ХОД ИГРЫ:

    Если мы сами не можем справиться с ситуацией, то мы вызываем врача, скорую помощь.

    Детям предлагается вызвать врача на дом. Сначала набираем номер телефона и называем по порядку:

    фамилия, имя —> адрес —> возраст —> жалобы

    Дидактическая игра «Азбука здоровья»

    ОБОРУДОВАНИЕ: иллюстрации

    ХОД ИГРЫ:

    Играют от 1 до … человек. Воспитатель называет правило, а ребёнок находит карточку – иллюстрацию этого правила. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок говорит, что нужно делать в данной ситуации.

    Дидактическая игра «Узнай и назови овощи»

    ХОД ИГРЫ:

    Воспитатель описывает какой-либо овощ (фрукт, а дети должны назвать этот овощ (фрукт).

    Дидактическая игра «Что сначала - что потом (режим дня)»

    ОБОРУДОВАНИЕ: сюжетные картинки с изображением действий, характерных для определенного периода суток.

    ХОД ИГРЫ:

     Предложить ребёнку разложить картинки в правильной последовательности, объяснить свой выбор.

    Дидактическая игра «Назови правильно»

    ОБОРУДОВАНИЕ: картинки с изображением овощей, фруктов

    ХОД ИГРЫ:

    Воспитатель предлагает ребёнку выбрать картинку с овощем, фруктом и описать его.

    - У меня помидор, он красный, круглый, сладкий. А у тебя?

    Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаёт наводящие вопросы: какой формы? Какого цвета? Какой на вкус?

    Дидактическая игра «Полезная и вредная еда».

    ОБОРУДОВАНИЕ: Карточки зелёного и красного цвета; предметные картинки с изображением продуктов питания (торт, лимонад, копчёная колбаса, пирожные, конфеты, чёрный хлеб, каша, молоко, варенье, сок, овощи, фрукты); поощрительные значки (вырезанные из цветного картона яблоко, морковка, груша).

    ХОД ИГРЫ:

    Детям раздают картинки с изображением различных продуктов питания. Под зелёную картинку положить картинки с полезной едой, а под красную – с вредной, дети должны быть внимательны, в случае ошибки исправления не допускаются. Верное решение игровой задачи поощряется значком.

    Дидактическая игра «Скорая помощь»

    ОБОРУДОВАНИЕ: картинки с изображением медицинских принадлежностей (термометр, бинт, зеленка).

    ХОД ИГРЫ:

    Воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек порезал руку, ногу, разбил колено, локоть, поднялась температура, когда заболело горло, попала соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывать последовательность действии.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста

    Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста через  спортивные семейные праздники, досуги, развлечения (из опыта работы)...

    Консультация: "Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии взрослого с детьми. "

    Проблема здоровья детей дошкольного возраста вегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру,...

    «Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии взрослого с детьми»

       Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем детского организма. Поэтому наше дошкольное учреждение стал...

    План профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста

    План профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья  и формирование здорового образа  жизни детей старшего дошкольного возраста...

    СЛОВЕСНЫЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

    Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память....