Здоровье сберегающие технологии
тренажёр (подготовительная группа) на тему

Любина Ирина Петровна

Афтольмотренажёры - гимнастика для глаз.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oftalmotrenazhyor.docx189.91 КБ

Предварительный просмотр:

Офтольмотренажёры.

Для того, чтобы улучшить и восстановить зрение детей, в нашем детском саду, проводится комплекс мероприятий, связанных с лечением, укреплением и восстановлением зрительных функций. Это - занятия, игры, упражнения, гимнастика для глаз.
Гимнастика для глаз способствует развитию глазодвигательных навыков, снимает зрительное напряжение, улучшает кровообращение. Одним из видов гимнастики для глаз являются офтальмотренажёры. Это специальная схема зрительно - двигательных проекций. Работа офтальмотренажёра основана на движении глазного яблока во всех направлениях. Поэтому, чтобы повысить остроту зрения детей, улучшить их самочувствие, поднять работоспособность, во всех местах детского сада, где бывают наши дети, используются офтальмотренажёры.
В кабинете математики есть несколько видов офтальмотренажёров, все они используются по темам. Например, при изучении темы «Время» дети занимаются на офтальмотренажёре «Часы». Перед детьми, чуть выше уровня глаз, располагается макет часов. Варианты упражнений могут быть различными. Это и круговые вращения глазами по часовой стрелке от 1 до 12 и против часовой стрелки от 12 до 1. При изучении порядкового и обратного счёта используются офтальмотренажёры: «Солнышко», « В гости к улитке». На упражнениях - тренингах с числовыми таблицами, дети находят глазами цифры не только по порядку, но и по цвету, что обеспечивает более четкое восприятие предметов. Все упражнения и задания сопровождаются чтением стихов, загадок.
В спортивном зале нашего детского сада созданы все условия для проведения упражнений для глаз, офтальмотренажёры расположены на стенах. Занимаясь на офтальмотренажёрах, дети прослеживают глазами линии разной конфигурации: сплошные, закругленные, спиральные. В упражнениях «Забей гол в ворота» и «Попади мячом в корзину» дети следят за траекторией мяча по прямым, прерывистым линиям. Офтальмотренажёр «Путешествие дельфина к морским обитателям» усложняется поворотами вниз, вправо. Такие упражнения со схемами укрепляют глазные мышцы, развивают навыки пространственной ориентации, снимают утомляемость.

1. Предметный офтальмотренажёр «Птичка». На кончике указки яркий предмет- птичка, вместе с ней дети отправляются в путешествие. Показ предмета осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок мог до конца проследить его движение и сопровождается чтением стихов.

2. Работа со схемами, расположенными на стенах групповой комнаты. Это сюжетные офтальмотренажёры «Лягушки», «Бабочки»; настенное панно «Солнышко», «Тучка». Линии на этих офтальмотренажёрах разной конфигурации прямые, ломаные, закругленные, прерывистые. Прослеживать такие «запутанные линии» очень нравятся детям.

3. Офтальмотренажёры - предметы, расположенные на стенах групповой комнаты. Это силуэтное изображение героев сказок - Мартышка, Мишка, геометрических фигур. Если глаз долго смотрит вблизи, зрение слабеет. Поэтому мы часто предлагаем детям найти предмет, находящийся в глубине пространства для того, чтобы заинтересовать детей, загадываем загадку, читаем отрывок из сказки или стихотворение.

4. Офтальмотренажёр – панно – плед «Веселая дорожка». Дети сами придумывают сюжет игры и играя, развивают зрительно-двигательную координацию.
Все перечисленные виды упражнений проводятся комплексно, систематически, как на занятиях, так и в свободной деятельности детей для преодоления зрительных нарушений, снятия зрительного утомления, укрепления глазных мышц. 
-Уважаемые родители! Нам бы очень хотелось, для большей эффективности, чтобы работа на офтальмотренажёрах проводилась и дома.

При изготовлении офтальмотренажёра необходимо выполнять определенные правила. Обычно, на офтальмотренажёре используются 2 предмета: животные, игрушки, транспорт. Важно чтобы между этими предметами была логическая связь, чтобы заинтересовать ребенка. При работе на офтальмотренажёре дети прослеживают глазами траекторию движения от одного предмета к другому. Траектория движения может быть разной конфигурации: круг, квадрат, овал, треугольник и может иметь разные направления,

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/32977_ae47c93eb623a799a020b6537de288aa.jpg.jpg

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/32977_71fd1f1a3f7e9efbe1d40e39ae23fdf3.jpg.jpg

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/32977_c107b7c799185d022fcfe43fdeca7e57.jpg.jpg

«Птичка (см. фото 1)

 Летели птички,         (Прослеживание

Собой невелички.     глазами за предме том по кругу.)

Как они летели,        (Вправо-влево.) все люди глядели.

Как они садились,    (Вверх-вниз.) все люди дивились.

«Лошадка» (см. фото 2)

Мы поскачем

на лошадке       (Прослеживание глазами за предме том.)

Вправо-влево.  (Вправо-влево.)

Вверх-вниз.     (Вверх-вниз.)

Этапы обучения детей работе на офтальмотренажере

Первый этап, подготовительный. Озна комление детей с офтальмотренажером. Тифлопедагог медленно ведет указкой по линиям. Обращает внимание на точность движений, которые не выходят за контур линии, предлагает детям следить глазами за указкой.

Второй этап, основной. Ребенок ведет указкой по офтальмотренажеру. Тифлопе дагог следит за точностью выполнения уп ражнения, помогает правильно проговари вать направления движений и их измене ния на тренажере.

Третий этап, заключительный. Ребенок самостоятельно, без указки работает на офтальмотренажере, прослеживая глазами и обязательно называя пространственные на правления.

Коррекционное игровое упражнение «Штурман»

Старший дошкольный возраст Цель. Развивать зрительное восприятие, прослеживающую функцию зрения, навы ки пространственной ориентации; обучать правильному словесному обозначению направления.                                                                                Ход упражнения. Тифлопедагог распре деляет роли: один ребенок - «водитель», а другой - «штурман» (указать детям начало и конец пути цветными ориентирами; см. фото 4). Водитель с помощью указки пере двигается по игровому полю по словесной инструкции штурмана, например: «Едем вверх, затем направо...». Задача штурмана - проследить правильность движения води теля. После окончания игры игроки меня ются ролями. Вариант игры. Указку можно заменить маленькой машинкой.

Упражнение «Часы»

Старший дошкольный возраст Выполняется в положении стоя или си дя. Перед детьми на стене расположено большое панно.

1. Поднять глаза вверх, сделать ими кру говое движение по часовой стрелке, от 1 до 12, затем, наоборот, от 12 до 1, т.е. против часовой стрелки. Повторить движения 5-6 раз. Вариант. Можно называть цифры в следующем порядке: 1, 3, 6, 9, 12, затем на оборот: 12, 9, 6, 3, 1.

2.  Вытянуть руки вперед, посмотреть на кончики   пальцев,   поднять   руки  вверх (вдох), следить глазами за руками, руки опустить (выдох). Повторить 4-5 раз.

3. «Постреляй глазами по цифрам». Дети фиксируют взгляд на центре круга. Педагог называет какую-либо цифру, а дети нахо дят ее глазами, и взгляд снова возвращается в  центр

«Часы»Тик-так, тик-так!           (Движения глазами

Вот так, вот так!            вправо-влево.)

Тик-так, тик-так!            (Движения глазами

А теперь еще вот так!    вверх-вниз.)

Тик-так, тик-так!             (Движения глазами)

Делай с нами, делай так!   по часовой стрелке.Тик-так, тик-так!   (Движения глазами)

упражнения со стихами «Часы»

Тик-так, тик-так!           (Движения глазами

Вот так, вот так!            вправо-влево.)

Тик-так, тик-так!            (Движения глазами

А теперь еще вот так!    вверх-вниз.)

Тик-так, тик-так!             (Движения глазами

Делай с нами, делай так!   по часовой стрелке.)

Тик-так, тик-так!                (Движения глазами

Стрелки движутся не так! по кругу против часовой   стрелки.)

Коррекционное игровое упражнение «Цветные дорожки»

Старший дошкольный возраст Цель. Закреплять знания названий цветов радуги и последовательности их расположе ния; упражнять в порядковом и обратном счете в пределах 10, в узнавании и называ нии цифр; знакомить с четными и нечетны ми числами первого десятка и цифрами, обозначающими эти числа.

Ход упражнения

Педагог (см. фото 9). Жила-была пре красная фея, которая любила играть с вол шебным клубочком. Как-то раз клубочек укатился очень далеко. Давайте проследим глазами, куда же он покатился. (Педагог бе рет указку, на конце которой прикреплен красный клубочек, дети следят глазами за движением указки. По ходу выполнения уп ражнения педагог предлагает назвать цвет дорожек по направлению движения сверху вниз.) Докатился клубочек до сказочного замка, остановился и покатился обратно. Клубочек катился от цифры к цифре, а мы их назовем. (Дети прослеживают глазами движение указки по цветным дорожкам от цифры к цифре снизу вверх, называя цифры по порядку. Аналогично выполняется зада ние со счетом в обратном порядке и просле живанием глазами сверху вниз.) Прикатил ся клубочек к фее и опять решил поиграть, стал прыгать по разным цифрам. (Дети «стреляют» глазами, называя цифры, около которых остановился клубочек.) Вариант игры. В подготовительной к школе группе дети находят глазами и называют четные и нечетные цифры.

Гимнастика для глаз также важна, как и общие физические упражнения. Под влиянием систематических упражнений глаза меньше устают, зрительная работоспособность повышается, улучшается кровообращение, и это способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний. Опыт нашей работы также показывает, что профилактика глазных заболеваний, основанная ни специальных двигательных упражнениях для зрительного прослеживания с применением специальных тренажеров очень эффективна (см. фото 10).

http://www.maam.ru/upload/blogs/1fcac6419f72aa82ccf325b06c96db4f.jpg.jpghttp://www.maam.ru/upload/blogs/ef932812a98b1912cc1b0033a088b442.jpg.jpg

http://www.maam.ru/upload/blogs/2515ececab49dc67af49a8cf3a18cd84.jpg.jpg

Все упражнения на схемах выполняются стоя.

 В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Это объясняется тем, что к воспитанникам предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии». Понятие «здоровьесберегающие технологии» прочно вошло во все элементы образовательной системы, начиная с дошкольных образовательных учреждений. Работа со схемами и малыми офтальмотренажёрами В работе можно использовать офтальмотренажѐры, которые не только помогают улучшить зрение, но и сами по себе интересны для детей. Эти тренажеры разработаны тифлопедагогами, логопедами и воспитателями. Они могут быть сюжетные, графические, модульные и выполняются в виде плакатов, схем, настенных панно и т.д

Офтальмотренажёр «Геометрические фигуры» Дети получают задание: - Из каких геометрических фигур состоит коврик? - Сколько треугольников? (квадратов, кружков)- Какие фигуры одинакового цвета? На какую фигуру опустилась бабочка? Игровое упражнение «Цветные дорожки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы. Тема: Здоровьесберегающие технологии в работе инструктора по физической культуре.Виды здоровье сберегающих технологий, используемых в ДОУ.

Сообщение из опыта работы воспитателя. Информация может быть полезна для воспитателей и инструктора по физической культурев ДОУ....

Конспект НОД с использованием современных технологий: элементы моделирования, игровая технология, здоровье сберегающая технология. Познание. Формирование целостной картины мира в первой младшей группе Тема: «Песок. Свойства песка»

Конспект НОД с использованием современных технологий: элементы моделирования, игровая технология, здоровье сберегающая технология. Познание. Формирование целостной картины мира во второй младшей групп...

Конспект НОД с использованием современных технологий: элементы моделирования, игровая технология, здоровье сберегающая технология. Познание. Формирование целостной картины мира в первой младшей группе Тема: «Песок. Свойства песка»

Конспект НОД с использованием современных технологий: элементы моделирования, игровая технология, здоровье сберегающая технология. Познание. Формирование целостной картины мира во второй младшей групп...

Проект по здоровье сберегающим технологиям «Здоровье – это здорово»

Самый драгоценный дар, который человек получил от природы – это здоровье. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны....