Проект "Будь здоров, Звуковичок!"
проект на тему

Столбова Наталья Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_bud_zdorov_zvukovichok.doc538 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Инновационный проект

 «Будь здоров, Звуковичок!»

Выполнили:

Лемешева Л.С.,

учитель-логопед высшей категории,

Столбова Н.В.,

Козлова Т.А.,

воспитатели

Югорск

2012

Оглавление

Введение        3

Актуальность        3

Проблемный анализ        4

Объект        4

Предмет        4

Задачи        5

Участники проекта        6

Сроки реализации        6

Ожидаемый результат        6

Основная часть        7

Основной замысел педагогического проекта        7

Новизна и практическая значимость        8

Показатели результативности проекта, критерии и методы их оценки        8

Основные этапы проекта        9

Ресурсное обеспечение        10

Возможные риски        12

Методическая литература        12

Приложение 1        14

Протокол промежуточного мониторинга        

уровня сформированности речевого развития        

детей  старшей группы компенсирующей направленности №11        

Приложение 2        15

Компоненты занятия по лексическим темам        

Приложение 3        19

Модель оздоровительно-развивающей технологии:        

«Будь здоров, Звуковичок!»        

Приложение 4        20

Перспективный план        

коррекционно-развивающих мероприятий при дизартрических расстройствах        

речи у дошкольников 5 – 6 лет        

Перспективный план        

коррекционно-развивающих мероприятий при дизартрических расстройствах        

речи у дошкольников 6 – 7 лет        


Введение

Актуальность

В современном обществе предъявляются новые, всё более высокие требования к человеку, в том числе и к ребёнку - к уровню его развития. Большинству людей нет необходимости доказывать, что успешный ребёнок - это в первую очередь здоровый ребёнок.

Здоровье человека – бесценный дар природы. Оно обеспечивает нам возможность вести полноценную жизнь во всех ее проявлениях. Здоровье человека самое важное в нашей жизни. Здоровье – это состояние организма и всех его органов, при котором человек способен выполнять свои функции. В более широком смысле, здоровье человека это совокупность физического, духовного и социального состояний, при котором человек счастлив и радуется жизни.

У нас группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (дизартрия, алалия, ОНР). Ведущим речевым дефектом является дизартрия. Многие исследователи (отечественные и зарубежные) доказали, что из общего количества детей с речевой патологией на долю дизартрических нарушений приходится 70% – 80%, но имеет тенденцию к значительному росту.

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Дизартрические расстройства речи наблюдаются часто при самых различных очаговых поражениях мозга (коры левого, а так же правого полушария, проводящих путей продолговатого спинного мозга).

Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение произносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной системы. Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. В лёгких случаях имеются отдельные искажения звуков, «смазанная» речь, в более тяжёлых - наблюдаются искажения, замены, пропуски звуков, страдает темп, выразительность, модуляция, в целом произношение становится невнятным. Часто дизартрические расстройства сочетаются с другими признаками минимальной мозговой дисфункции.

При тяжёлых поражениях центральной нервной системы речь становится невозможной из-за полного паралича речедвигательных мышц (анартрия).

Проблемный анализ

В муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида «Радуга» ежегодно  увеличивается количество детей со сложными  нарушениями в развитии речи. В сентябре 2011 года по результатам мониторинга выявлено 130 детей, имеющих дизартрические расстройства речи разной этиологии и степени тяжести. Дети с тяжелыми, стойкими нарушениями, нуждающимися в длительной коррекции речи – 2 - 3 года и более, поступают в группу компенсирующей направленности.

Проблема: мы хотим, чтобы наши воспитанники и их родители  могли самостоятельно использовать оздоровительно - развивающую технологию для устранения речевых нарушений.

В связи с этим была поставлена цель: использование оздоровительно-развивающей технологии: «Будь здоров, Звуковичок!» адаптированной к условиям группы компенсирующей направленности, в процессе устранения дизартрических расстройств речи у дошкольников 5-7 лет во взаимодействии с родителями.

Объект 

  • процесс устранения дизартрических расстройств речи у дошкольников 5-7 лет во взаимодействии с родителями.

Предмет

  • оздоровительно-развивающая технология адаптированная к условиям группы компенсирующей направленности.

Задачи

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

  • Разработать перспективный план работы по устранению дизартрических нарушений у дошкольников 5 – 7 лет, методический материал для педагогов по лексическим темам.
  • Создать условия для речевой активности дошкольников:

Разработать картотеки:

  • пальчиковых игр;
  • артикуляционных гимнастик;
  • игр на развитие эмоций;
  • скороговорок;
  • игр с мячом;
  • игр с Шарами здоровья;
  • логопедического массажа (лицевой, язычной мускулатуры);
  • йоги пальцев;
  • самомассажа;
  • упражнений на дыхание;
  • мимических упражнений;
  • игр на развитие фонематического слуха и восприятия;
  • игр с палочками, спичками, проволокой, пластилином, бумагой;
  • игр на формирование слоговой структуры слова;
  • игр на развитие основных психических функций;
  • музыкотерапии;
  • цветотерапии.
  • Направлять взаимодействие родителей и детей на преодоление дизартрических расстройств:
  • тренинги: «Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков», «Автоматизация поставленных звуков»;
  • серия семинаров-практикумов: «Использование оздоровительно-развивающей технологии: «Будь здоров, Звуковичок!» в условиях семьи»;
  • консультации: «Формирование фонематического слуха и восприятия у детей», «Преодоление нарушений слоговой структуры слова», «Дидактические игры и упражнения на развитие психических процессов», «Психофизические характеристики детей с синдромом межзубного сигматизма», «Подготовка дошкольников с нарушениями речи к звуковому анализу».

Участники проекта

  • Педагоги муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида «Радуга»: Лемешева Любовь Степановна, учитель-логопед высшей категории, Козлова Тамара Александровна, Столбова Наталья Владимировна, воспитатели;
  • Дети группы компенсирующей направленности «Почемучки» муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида «Радуга»;
  • Родители детей группы компенсирующей направленности «Почемучки» муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида «Радуга».

Сроки реализации

  • 2011 – 2012, 2012 – 2013 учебные годы.

Ожидаемый результат

  • выпускники нашей группы будут  осуществлять самоконтроль за правильным звукопроизношением, лексико-грамматической стороной, связной речью;  в соответствии с возрастом, у детей сформируются  психические функции необходимые для успешного обучения в школе.

Основная часть

Основной замысел педагогического проекта

 

Основной замысел педагогического проекта заключается в использовании нетрадиционных методов и приемов при устранении дизартрических  расстройств у дошкольников на максимально возможном уровне в условиях дошкольного образовательного учреждения при взаимодействии с семьей.

С целью эффективного обновления содержания речевого развития детей группы компенсирующей направленности успешно реализуются программы: Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада», разработанный Лемешевой Л.С. методические рекомендации: «Дизартрические нарушения речи у дошкольников», подготовленный Лемешевой Л.С., Столбовой Н.В., Козловой Т.А. «Методический материал по лексическим темам». «Картотеки игр, упражнений, гимнастик для устранения тяжелых речевых расстройств».  

Методические рекомендации  содержат информационный материал по всем направлениям как речевого, так и всестороннего развития личности ребенка от 5 до 7 лет в условиях дошкольного образовательного  учреждения. Разработан перспективный план с целью поэтапной коррекции дизартрических  расстройств речи у дошкольников 5-6 лет и 6-7 лет.

Методический материал для педагогов содержит все компоненты занятия: развитие артикуляционной и мелкой моторики, мимические упражнения, упражнения для мышц шеи, упражнения для жевательно-артикуляционных мышц, упражнения для щек и губ, упражнения для языка, развитие речевого дыхания и голоса, психогимнастика, пластические этюды, дидактические игры, вопросы для бесед по лексическим темам.

В картотеках собраны игры, упражнения, гимнастики, напрвленные на устранение тяжелых речевых расстройств, разработаны презентации по хромотерапии, играм на развитие фонематического слуха и восприятия.

Систематизация и использование учебно-методических пособий является оздоровительно-развивающей технологией «Будь здоров, Звуковичок!», которая реализуется на основе широкого использования комплекса традиционных и нетрадиционных игр и игровых упражнений.

Новизна и практическая значимость

Новизна и практическая значимость заключается в том, что:

  1. в игровой деятельности у детей развиваются коммуникативно-речевые умения, психо-моторные функции, общая, мелкая и артикуляционная моторика, фонематический слух, правильное звукопроизношение, обогащается словарь, формируется грамматический строй и связная речь, развивается мышление. Оздоровительно-развивающий проект: «Будь здоров, Звуковичок!» является первым подготовительным, профилактическим этапом в устранении дизартрических расстройств речи у дошкольников.
  2. разработан для воспитателей комплекс учебно-методических материалов: Лемешева Л.С. «Дизартрические нарушения речи у дошкольников» (методические рекомендации по устранению дизартрических расстройств), Лемешева Л.С., Столбова Н.В., Козлова Т.А. «Методический материал по лексическим темам», «Картотеки игр, упражнений, гимнастик для устранения тяжелых речевых расстройств».

Показатели результативности проекта, критерии и методы их оценки

Показатели результативности проекта

Критерии оценки

Методы оценки

1

Уровень сформированности у дошкольников с дизартрическими нарушениями крупной и мелкой моторики, артикуляционного аппарата, звукпроизношения, просодической стороны речи, фонематического слуха и восприятия, лексико-грамматического строя речи, связной речи, состояния психических функций. (Приложение№1)

3 балла – высокий уровень

2 балла – средний уровень

1 балл – низкий уровень

Ткаченко Т.А. «Речевая карта дошкольника», переработанная и дополненная творческой группой учителей – логопедов ДОУ г. Югорска.

2

Создание условий для речевой активности дошкольников.

3 балла – соответствует требованиям

2 балла – нуждается в доработке

1 балл – не соответствует требованиям

Анализ речевой развивающей среды

3

Взаимодействие педагогов и родителей, построенное  на основе открытости

от75% до 100% - высокий уровень

от 35% до 74% - средний уровень

до 34% - низкий уровень

Анкетирование родителей

Основные этапы проекта

Наименование, сроки

Содержание

Результаты

1

Первый этап

Подготовительный

(октябрь 2011 г.)

Изучение нормативно-правовой базы и методической литературы по данному направлению.

Подготовка методических материалов.

Изучение условий, созданных в группе для детей с дизартрическими нарушениями.

Постановка проблемы, цели и задач.

Изучение запросов родителей.

Разработка и утверждение проекта «Будь здоров, Звуковичок!».

2

Второй этап

Практический

(ноябрь 2011 - апрель 2013 года)

Проведение серии семинаров – практикумов, тренингов, консультаций для родителей.

Протоколы семинаров -практикумов, материалы семинаров-практикумов, тренингов, консультаций.

Открытые просмотры разных видов деятельности для воспитателей и родителей.

Конспекты занятий.

Создание картотек.

Сборник для педагогов «Картотеки игр, упражнений, гимнастик для устранения дизартрических расстройств».

Подготовка и выпуск методических рекомендаций по лексическим темам.

Сборник «Методический материал по лексическим темам»

Распространение опыта работы по данной проблеме через интернет - ресурсы, СМИ.

Статьи в СМИ и на интернет - ресурсах.

3

Третий этап -

заключительный

(май 2013 года)

Отчет о результатах применения оздоровительно-развивающей технологии: «Будь здоров, Звуковичок!».

Описание, обобщение и представление результатов и итогов работы по устранению дизартрических расстройств у дошкольников старшей, подготовительной группы компенсирующей направленности.

Ресурсное обеспечение

Нормативно-правовой ресурс:

  • Закон «Об образовании РФ»;
  • Международная Конвенция о правах ребенка;
  • Концепция дошкольного воспитания;
  • Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования. (Вестник образования. 1997 №12);
  • О реализации прав дошкольных образовательных учреждений на выбор  программ и выбор педагогических технологий.

Информационные ресурсы:

  • Мультимедийные презентации, выполненные Столбовой Н.В.;
  • Информация в СМИ, интернет - ресурсах.

Организационные ресурсы:

  • Осуществление взаимодействия с родителями;
  • Анализ ресурсов, необходимых для реализации проекта.

Материально-технические ресурсы:

  • Видеотека;
  • Методические и дидактические пособия, картотека;
  • Мультимедийное оборудование.

Методические ресурсы:

  • Методическая база логопедического кабинета: теоретическая и методическая литература;
  • Передовой педагогический опыт;
  • Диагностический инструментарий.

Кадровые ресурсы:

  • Учитель-логопед – 1;
  • Воспитатели с высшим дошкольным образованием, либо с образованием учителя русского языка и литературы или учителя начальных классов, прошедшие курсы повышения квалификации по коррекционному направлению – 2.

Финансовые ресурсы:

Смета проекта

п/п

Название мероприятий

Источник финансирования

октябрь 2011 г.

ноябрь 2011 - апрель 2013 года

май 2013 года

1

Программно-методическое обеспечение:

  • Шары здоровья                15шт
  • Индивидуальные

зеркала                               15шт

  • Диски с классической музыкой, со звуками природы,

окружающего мира           3 шт

6.000

3.000

600

2

Программно-методическое обеспечение (издательская деятельность, 3 сборника)

45.000

3

Оборудование:

  • Музыкальный центр        1 шт
  • Ноутбук                               1 шт
  • Проектор                             1 шт

5.000

20.000

30.000

4

Материальное стимулирование участников проекта

Надтарифный фонд ДОУ

10%

10%

10%

Итого

109.600

Возможные риски

  • Дети с задержкой психического развития, которые по медицинским показаниям, не смогут, в полном объеме, освоить оздоровительно-развивающую технологию.
  • Смена педагогического состава.

Методическая литература

  1. Е. Ф. Архипова.  Логопедический массаж.
  2.  Т. В. Верясова.  Роль двигательного анализатора в развитии речевой деятельности детей. – Екатеринбург, – 2000.
  3. Т. В. Верясова.  Исследование моторного праксиса у дошкольников с нарушением речи. - Е., – 2000.
  4.  Т. М. Власова, А. Н. Пфафенродт.  Фонетическая ритмика. – М., - 1996.
  5.  Л. С. Волкова.  Логопедия. М., - 1995.
  6.  А. С. Воробьёва.  Логопедическая коррекция детей-логопатов. «Возрастная дифференциация при организации медико-психолого-педагогической работы в детском саду для детей с нарушением речи и слуха». - Вологда, - 1997.
  7.  Г. В. Дедюхина, А. Д. Могучая, Т. А. Яньшина.  Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающим детским церебральным параличом. – М., - 1999.
  8.  А. В. Доросинская. Предупреждение голосовых нарушений у детей с ринолалией путём выполнения единого голосового и речевого режима.
  9.  С. В. Зорина. Преодоление нарушений ручной моторики у дошкольников со стёртой формой дизартрии. – В., - 1997.
  10. М. В. Ипполитова.  Воспитание детей с детским  церебральным параличом в семье. – М.,- 1993.
  11. А. А. Катаева, Е. А. Стребелева.  Дидактические игры и упражнения. – М., 1993.
  12. А. Н. Корнев. Нарушение чтения и письма у детей. – С-Петербург, 1997.
  13. А. Н. Корнев.  Раннее выявление дислексии у детей. – М., - 1982.
  14. Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова.  Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – С - Петербург, - 2001.
  15. Е. В. Новикова.  Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения. – М., - 2000.
  16. И. А. Поварова.  Практикум для заикающихся. – С – П., - 2000.
  17. Н. А. Рычкова.  Логопедическая ритмика.
  18. И. Н. Садовникова.  Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., - 1997.
  19. В. И. Селивёрстов.  Речевые игры с детьми. – М., - 1994.
  20. Под ред. Р. Степановой.  Учимся у йогов. «Лечение без лекарств». – М., - 1994.
  21. М. И. Ушакова.  Музыка и движение в системе коррекционной работы с детьми с нарушением речи. – В., - 1997.
  22. Л. С. Шушвал.  Развитие эмоциональной сферы детей посредством мимики, жеста, пантомимики. – В., - 1997.

Приложение 1

Протокол промежуточного мониторинга

уровня сформированности речевого развития

детей  старшей группы компенсирующей направленности №11

 


Приложение 2

Компоненты занятия по лексическим темам

Тема: «Овощи»

1.Развитие мелкой моторики. Координация движений в сочетании с речью.

Поочередно загибать пальцы.

Сколько грядок в огороде?

В огороде у Федоры

Растут на грядках помидоры,

А на грядке у Филата

Много разного салата.

У бабушки Феклы

Четыре грядки свеклы.

У дядюшки Бориса

Очень много есть редиса.

У Маши и Антошки

Две гряды картошки.

Рад, два, три, четыре, пять —

Поможем урожай собрать.

Повторяй за мной зарядку.

В ней звук Т пришел на грядку.

Тыква — вот, а вот — томат.

Здесь — капуста, здесь — салат,

Тмин, картошка, артишок

И петрушки корешок.

Все, что вырастили мы,

Будем есть мы до весны. Е. Карельская

2. Упражнения для мышц шеи. Работа над дыханием

Высматриваем огурцы.

Вытянуть шею (вдох ртом). Наклонить голову вперед вниз (выдох носом). «Посмотрим, будет ли дождик». Поднять голову в исходную позицию, затем откинуть назад (вдох ртом), вернуться в исходную позицию (выдох носом).

Что мы видим слева, а что справа?

Посмотреть направо — увидеть «арбуз», посмотреть налево — увидеть «дыню». Поворачивать голову в стороны: налево (вдох носом) — прямо (выдох ртом); направо (вдох ртом) — прямо (выдох носом).

3. Мимические упражнения

Чистим и едим лук.

От лука слезятся глаза. Он горький. Огородное пугало. Показать: вы испугались огородного пугала. Изобразить страшное пугало, чтобы все птицы вас испугались.

4. Упражнения для жевательно - артикуляционных мышц

Стручок фасоли. Изобразить створки фасоли. Челюсти в спокойном состоянии (счет «раз», «два»). «Стручок лопнул»—движение нижней челюсти вперед (на счет «три»):

а) без нажима языком на нижнюю челюсть;

б) с сильным нажимом-подталкиванием языком нижней челюсти вперед.

5. Упражнения для губ и щек

Пришли дети в огород, от удивления открыли рот, увидев огромную тыкву. Широко открыть рот (удерживать под счет до «пяти-шести »).

Толстячкихудышки. Изобразить овощи на грядке. Арбузы, тыквы, кочаны капусты — «толстячки»; лук, чеснок, стручок гороха и другие — «худышки».

6. Упражнения для языка

Лопата. «Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты». Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии.

Копаем картошку. Кончик языка поднимать и опускать, закрывая то верхнюю, то нижнюю губу.

Кабачок, кабачок, покажи-ка свой бочок. Широко открыть рот, накрыть «широким» языком верхние зубы. Опустить язык за нижние зубы.

Ровная дорожка (или грядка) в огороде. Широко открыть рот, опустить язык за нижние зубы.

Игра «Я — не я». Опускать кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке. Педагог произносит предложения: «Я люблю морковь», «Я люблю огурец», «Я люблю сырую картошку», «Я сварю компот из капусты» и т. д. Дети отвечают: «И я, и я!» или «Не я, не я!».

7. Развитие физиологического дыхания

Игровое упражнение «Арбуз».

Положить руки ниже ребер, сделать вдох и надуть живот как арбуз (под счет до «трех»). Выдох — живот втянуть (похож на ямочку).

8. Развитие речевого дыхания и голоса

Разговоры овощей.

Произносить слоговые сочетания от имени Помидора (хвастливо) и Огурца (обиженно). Помидор хвастается перед Огурцом тем, что он красный, красивый: «Па-пу, пы-по!» Огурец: «Пы-бы, по-бо». Кабачок говорит Баклажану, что ему надоело лежать на грядке: «То-ты-ту».

Произносить «Ох!», «Ах!», «Ух!» шепотом, тихо и громко от имени дедушки, бабушки и внучки.

9. Речевая зарядка

«Ох! Ох! Ох!» — ворчит Горох. Помидоры: «Ах! Ах! Висим мы на кустах». Лук: «Ух! Ух! Ух! Какой на мне кожух!»

Огорченные овощи.

Морковь: «Ой! Ой! Ой! Меня никто не выдергивает!» Картофель: «Ой! Ой! Ой! Меня никто не копает!»

10. Психогимнастика. Пластические этюды

Изобразить капусту на грядке; кабачок, подставивший солнышку бочок; соленые огурцы в банке.

Показать: вы срезаете капусту, копаете картофель, выдергиваете морковь и свеклу, лущите фасоль и горох.

Образно-пластическое творчество детей

Угадайте, что я делаю.

Педагог показывает действия, например: мытье и чистку овощей, шинкование капусты и др. Затем действия придумывают и показывают дети.

Вопросы по теме:

  1. Название овоща.
  2. Форма, цвет, вкус.
  3. Название частей овоща (листья, стебель, корешок, хвостик).
  4. Как человек использует этот овощ, что из него можно приготовить?
  5. Где растут овощи?
  6. Как человек ухаживает за овощами?  (поливка, прополка, рыхление и т.д.).
  7. Труд людей на огороде.
  8. Знать 2-3 загадки об овощах.

Дидактические игры.

  1. Назови овощи похожие по форме на

2) Все овощи маленькие и все овощи крупные.

3) Все овощи сочные, все хрустящие.

4) Все овощи зеленые

красные,

желтые,

оранжевые,

фиолетовые,

черные.

5) Все овощи, которые растут на кустиках на грядке; под землей.

6) Все овощи, которые        выкапывают,

                                выдергивают,

                                срезают,

                                срывают.

7) Все овощи         сладкие,

         горькие.

Игра «Третий лишний»

Назови овощ, лишний по вкусу:

Назови овощ, лишний по размеру:

Назови овощ, лишний по цвету:

Назови овощ, лишний по форме:


Приложение 3

Модель оздоровительно-развивающей технологии:

«Будь здоров, Звуковичок!»


Приложение 4

Перспективный план

коррекционно-развивающих мероприятий при дизартрических расстройствах

речи у дошкольников 5 – 6 лет

Раздел

I

II

III

IV

Тема

Артикуляци-

онная гимнастика

Дыхательная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Логопедический массаж

Задачи

Развитие подвижности языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти.

Развитие физиологи-ческого и речевого дыхания, голоса, интонационной выразительности, ритма, темпа речи.

Развитие моторики кистей и пальцев рук.

Подготовка руки к письму.

Формирование динамического праксиса. Коррекция звуко-произношения. Формирование навыков целенаправлен-ной деятельности.

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

С

О

Д

Е

Р

Ж

А

Н

И

Е

Утро

Комплекс

№ 1, 2.

Упражнения на расслабление речевого аппарата.

Пропевание гласных звуков.

Массаж кистей и пальцев рук.

Массаж лица, шеи.

Вечер

 

Комплекс

№ 1, 2.

Упражнения на выработку прямой воздушной струи. «Футбол» и др.

Игры с пластилином: «Червячок».

Обводка трафаретов: овощи, фрукты, листья.

Самомассаж кистей и пальцев рук.

Н

О

Я

Б

Р

Ь

С

О

Д

Е

Р

Ж

А

Н

И

Е

Утро

Комплекс

№ 2, 3.

Упражнения на выработку прямой воздушной струи.

«Сдувание ватки».

Игра «Телеграфист».

Массаж кистей и пальцев рук.

Массаж губ и языка.

Вечер

Комплекс

 № 2, 3

Упражнения на расслабление речевого аппарата.

Выполнение фигур из палочек: квадрат, треугольник, трапеция, прямоугольник, куб.

Вырезание геометрических фигур.

Самомассаж кистей и пальцев рук.

Д
Е
К
А
Б
Р
Ь

С

О

Д

Е

Р

Ж

А

Н

И

Е

Утро

Упражнения для активизации мышц мягкого нёба.

Артикуляционная гимнастика на свистящие звуки.

Дыхательно-голосовые упражнения: «Заморозим подбородок», «Заморозим ладошки».

Развитие кинестетической основы движений.

Массаж мягкого нёба (по показанию).

Вечер

Комплекс № 4, 5.

Логоритмические упражения: «Падают снежинки», «Скрут».

Игры с пластилином: «Чашка», «Колодец».

Штриховка геометрических фигур, предметов.

Массаж биологически активных зон: «Наступили холода».

Я
НВ
А
Р
Ь

С

О

Д

Е

Р

Ж

А

Н

И

Е

Утро

Комплекс № 5, 6.

Дыхательно-голосовые упражнения: «Погреем ладошки».

Развитие кинетической основы руки. «Помощники».

Хромотерапия

Вечер

Комплекс № 5, 6.

Дыхательно-голосовые упражнения:

«Заморозим ладошки». «Погреем ладошки».

Выполнение фигурок из спичек: куб, очки, мельница, звезда, рыбка.

Игры с бумагой: «Снежинка».

-

ФЕ
В
Р
А
ЛЬ

С

О

Д

Е

Р

Ж

А

Н

И

Е

Утро

Упражнение с «Шарами здоровья»

Дыхательно-голосовые упражнения. Произношение  гласных звуков и сочетаний из 3 звуков на одном выдохе.

-

Массаж лица, шеи, губ, языка

(по показанию).

Вечер

Комплекс

№ 7.

Гимнастика мимико-артикуляцинных мышц.

Выполнение фигурок из спичек: машина, танк, кораблик.

-

м
А
Р
Т

С

О

Д

Е

Р

Ж

А

Н

И

Е

Утро

Упражнения для активизации мышц мягкого нёба.

Дыхательно-голосо-вые упражнения: произношение слогов на 1 выдохе.

Йога пальцев

Массаж лица, шеи, губ, языка, мягкого нёба (по показанию).

Вечер

Комплекс № 8.

Логоритмическое упражнение «Облака». Дыхательно-голосовые упражнения:

пропевание гласных звуков.

Игры с пластилином: «Слонёнок».

Игры с бумагой: «Кораблик», «Бумажный дом».

-

А
ПР
Е
ЛЬ

С

О

Д

Е

Р

Ж

А

Н

И

Е

Утро

Комплекс № 9, 10

«Лёгкое дыхание» - Стрельникова.

Развитие кине-тической основы руки. «Птенчики в гнезде», «Цветок», «Бабочка».

Хромотерапия

Вечер

Комплекс № 9, 10.

Логоритмическое упражнение: «Насекомые над лугом»

Игры с бумагой: «Коврик», «Птица».

-

МА
Й

С

О

Д

Е

Р

Ж

А

Н

И

Е

Утро

Упражнение с «Шарами здоровья»

Логоритмическое упражнение: «Ветер».

Развитие кине-тической основы руки. «Скакалка».

-

Вечер

Комплекс № 11.

Логоритмическое упражнение: «Колокольчик».

Выполнение фигурок из спичек: бабочка, комар, гриб, ель, ёж.

-

Перспективный план

коррекционно-развивающих мероприятий при дизартрических расстройствах

речи у дошкольников 6 – 7 лет

Раздел

I

II

III

IV

Тема

Артикуляционная гимнастика

Дыхательная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Логопедический массаж

Задачи

Развитие

подвижности языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти.

Развитие физиологического и речевого дыхания, голоса, интонационной выразительности, ритма, темпа речи.

Развитие моторики кистей и пальцев рук.

Подготовка руки к письму.

Формирование динамического праксиса. Коррекция звукопроизношения. Формирование навыков целенаправлен-ной деятельности.

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

С

О

Д

Е

Р

Ж

А

Н

И

Е

Утро

Комплекс

№ 12, 13.

Игры на развитие прямой воздушной струи.

Массаж кистей и пальцев рук.

Массаж лица, шеи, губ, языка

(по показанию).

Вечер

 

Комплекс

№ 12, 13.

Игры на развитие прямой воздушной струи.

См. игры и уп-ражнения для вечернего коррекционного  занятия.

-

Н

О

Я

Б

Р

Ь

С

О

Д

Е

Р

Ж

А

Н

И

Е

Утро

-

Дыхательно-голосовые упражнения: произнесение фразы на одном выдохе.

Йога пальцев

-

Вечер

 

Комплекс

№ 14, 15.

Дыхательно-голосо-вые упражнения: произнесение фразы на одном выдохе.

См. игры и уп-ражнения для вечернего кор-рекционного  занятия.

-

Д
Е
К
А
Б
Р
Ь

С

О

Д

Е

Р

Ж

А

Н

И

Е

Утро

Комплекс

№ 16, 17.

Декламация стихов.

Развитие кине-тической основы руки.

Массаж языка, губ

(по показанию).

Вечер

Комплекс

№ 16, 17.

Декламация стихов.

См. игры и уп-ражнения для вечернего кор-рекционного  занятия.

-

Я
Н
В
А
Р
Ь

С

О

Д

Е

Р

Ж

А

Н

И

Е

Утро

-

Дыхательно-голосовые упражнения: пропевание фразы на одном выдохе.

Шары здоровья

-

Вечер

Комплекс № 18

Дыхательно-голосо-вые упражнения: пропевание фразы на одном выдохе.

См. игры и уп-ражнения для вечернего кор-рекционного  занятия.

-

Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь

С

О

Д

Е

Р

Ж

А

Н

И

Е

Утро

Комплекс № 19

Дыхательно-голосо-вые упражнения: чистоговорки  на автоматизацию свис-тящих и шипящих звуков.

Ориентировка на листе бумаги в клетку.

Хромотерапия

Вечер

Комплекс № 19

Дыхательно-голосо-вые упражнения:

закрепление чистоговорок.

См. игры и уп-ражнения для вечернего кор-рекционного  занятия.

-

М
А
Р
Т

С

О

Д

Е

Р

Ж

А

Н

И

Е

Утро

Комплекс № 20

Дыхательно-голосо-вые упражнения: чистоговорки  на автоматизацию сонорных звуков.

Графический диктант.

-

Вечер

Комплекс № 20

Дыхательно-голосо-вые упражнения:

закрепление чистоговорок.

См. игры и уп-ражнения для вечернего кор-рекционного  занятия.

-

А
П
Р
Е
Л
Ь

С

О

Д

Е

Р

Ж

А

Н

И

Е

Утро

Комплекс № 21

Дыхательно-голосо-вые упражнения:

проговаривание ско-роговорок на 1 выдо-хе.

Графический диктант

-

Вечер

Комплекс № 21

Дыхательно-голосо-вые упражнения:

проговаривание ско-роговорок на 1 выдо-хе.

См. игры и уп-ражнения для вечернего кор-рекционного  занятия.

-

М
А
Й

С

О

Д

Е

Р

Ж

А

Н

И

Е

Утро

Игры   и упражнения  по желанию детей

Вечер

Игры и упражнения

по желанию детей

См. игры и уп-ражнения для вечернего кор-рекционного  занятия.

-

Примечание. Если дети легко справляются с заданием, предлагаются дополнительные игры и упражнения с усложнением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация индивидуальной звуковой работы по звуковой культуре речи с детьми Младшей группы.

Конспектоткрытого просмотра организации индивидуальной работыпо звуковой культуре речи с детьми II - й младшей группы №5 в режимных моментах в первой половине дня.Воспитатель: Гараева Любовь Сте...

Авторская дидактическая игра "Звуковое домино" на формирование навыков выполнения звукового анализа слова.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение д...

Проект "Будь здоров-всегда здоров"

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. Здоровье—это не только отсутствие болезней или физических дефектов. Это состояние полного душевного и ...

АКЦИЯ «Делай зарядку, будешь здоров!» Участие родителей в проекте «Будь, всегда здоров» Средняя группа

Участие родителей в проекте «Будь, всегда здоров». Цель: Формирование здорового образа жизни в семье.Задача:  Показать. как родители способствуют укреплению здоровья детей д...

Презентация "Если хочешь быть здоров" (со звуковым сопровождением)

Вот те добрые советы, В них и спрятаны секреты, Как здоровье сохранить. Научись его ценить!...

Если хочешь быть здоров, будь здоров!

Заметка в районную газету по проведённому развлечению...