ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ « Наши помощники- органы чувств»
проект (подготовительная группа) на тему

Щуцкая Татьяна Евгеньевна

Материал для ознакомления с органами чувств человека

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nashi_pomoshchniki_organy_chuvstv_original.docx240.38 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 29 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому развитию детей

Приморского района  г.Санкт – Петербурга

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

« Наши помощники- органы чувств»

Авторы проекта:

Воспитатель:  Щуцкая Т.Е.

Учитель-логопед:  Березкина Ю.В.

Воспитатель: Шалыгина Н.В.

2016 учебный год

Вид проекта: 

По доминирующей деятельности:  познавательно – исследовательский По составу участников: групповой

Характер контактов: дети и родители I подготовительной группы, воспитатели, логопед.

По продолжительности: среднесрочный  (2 месяца: ноябрь-декабрь)

1. Проблема:

     В дошкольном возрасте проявляется интерес детей к познанию своего организма.  Ребенок должен получать элементарные знания о своем организме, о работе органов чувств,  т.к. через познание себя он может бережно относиться  к своему организму.  В нашей группе  возникла проблема смены зубов у детей  и частые кровотечения из носа у некоторых ребят. Мы решили заняться решением данной проблемы через погружение детей в  исследовательскую деятельность своего организма и в частности,  изучением и ознакомлением со своими органами чувств, приучению к заботе и уходу за ними. Зная значение и функции органов  чувств, можно,  применив в работе с детьми специально подобранные игры, упражнения и занятия, научить детей их эффективно  развивать и бережно к ним относиться.

2.Актуальность темы: 

     Изучение органов чувств  входит в систему знаний ребенка дошкольного возраста. Восприятие окружающего нас мира происходит при помощи органов чувств.  Поэтому  одна из  важнейших  задач, которая должна решаться  как в образовательных учреждениях, так  и родителями в условиях семейного воспитания – это научить ребенка рационально ими пользоваться, заботиться, тренировать и развивать.  

    С помощью зрения мы имеем возможность видеть окружающий нас мир и поддерживать с ним тесную связь.

    Слух помогает нам определять голоса, подражать звукам, и учиться разговаривать. При помощи слуха дети получают разнообразные навыки, общаются с другими людьми. Также слух помогает узнавать сигналы опасности. В отличие от зрения, слух действует непрерывно, даже во сне.          

       Развитие чувства обоняния имеет значение с точки зрения различения по запаху опасных для здоровья пищевых веществ и напитков.    

     Чувство осязания помогает нам ориентироваться в темноте, дает возможность определить не только наличие предмета, но и его форму, размеры, температуру, влажность, характер поверхности.

     Благодаря органу вкуса, человек способен оценить вкус пищи.  Важно с детства приучать детей к приему здоровой и полезной пищи,  распознавать пищу не только по внешнему виду, но по вкусовым качествам.  

    Если сформировать у детей  представления о роли органов чувств  в  жизнедеятельности  человека, научить бережно  относиться к своему здоровью, научить правилам ухода  за своим организмом,   то   у детей возникнет желание в дальнейшем    самостоятельно заботиться о своем здоровье, воспитается привычка к ведению здорового образа жизни.

 

3. Цель проекта: 

     При помощи специально подобранных  игр, упражнений, занятий развивать интерес детей к изучению своего организма, сохранению и укреплению здоровья; формировать знания  о строении  и функции органов чувств, их роли в жизни человека.

4. Задачи проекта по участникам:

Дети:

1.  Привить  детям элементарные  способы сохранения здоровья органов чувств, воспитывать бережное и заботливое отношение к  своему организму.

2.  Выявить имеющиеся у детей знания и расширить их знания об органах чувств  человека – их строении, функциях.

3.  Научить детей самостоятельно тренировать свои органы чувств и расширять возможности своего организма.

4.  Развивать творческие способности детей.  Закреплять умения отражать полученные впечатления  в рисунках  и творческих работах.

5.  Воспитывать, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность к самому себе.

6.  Воспитывать любовь и уважение к красоте своего организма.

7.  Обогатить словарь детей, совершенствовать грамматический строй речи,  связную речь по теме проекта.

Педагоги:

1.Составить единый план работы воспитателей и специалистов ГБДОУ по работе в проекте

2 .Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования.

 3. Подобрать дидактические материалы,  наглядные пособия, литературу, оборудование, иллюстрации, отвечающие детским потребностям при работе в проекте. Обогатить развивающую среду по темам проекта.

4. Познакомить детей с органами чувств человека, их функциями и ролью в жизни человека и правилах ухода за ними с целью сохранения здоровья. 5. Воспитывать интерес и любовь к своему организму, желание о нем заботиться и развивать свои способности.

6. Осуществлять активное сотрудничество с родителями в процессе работы над проектом. Включать родителей в процесс физического воспитания дошкольников.

7. Подвести детей к пониманию того, как нелегко живется людям с ограниченными возможностями, воспитывать   толерантное  отношение к инвалидам.

Родители:

1.Участвовать в совместной реализации проекта.

2.Оказывать помощь детям в поисках информации, выполнении творческих заданий, в уходе и сохранении своего здоровья.

5. Этапы проекта

5.1. Организационный этап.

1. Проведение педагогического совещания по теме проекта.

2. Родительское собрание по ознакомлению с темой проекта и планирование работы по проекту.

3. Разработка диагностического материала, проведение первичной диагностики детей подготовительной группы по теме проекта.

4.Подбор наглядных и дидактических материалов по теме проекта

из различных интернет-ресурсов, газет, журналов, энциклопедий:

картинок, иллюстраций, плакатов по теме проекта,  настольно-дидактических игр, картотек опытов и экспериментов.

5.Подбор литературы и предварительное чтение: стихотворений, рассказов, сказок, загадок, поговорок по темам, затрагиваемым  проектом.

6.Подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности: материалы для изготовления детьми творческих работ  и книжек  по теме проекта, предметы для исследования в процессе экспериментирования.

7. Оснащение развивающей среды:

-  организовать место для экспериментирования,  в котором детям обеспечена  возможность проводить несложные опыты, проверять свои предположения;

- подобрать или изготовить  атрибуты  для сюжетно-ролевых игр

Краткий план реализации проекта

 (Структурно-содержательная модель)

Срок исполнения

Мероприятия

Оснащение развивающей среды.

Ответственные

1-я неделя ноября

Тема:

«Я здоровым быть хочу»

 Мероприятия,  направленные на повышение педагогической компетенции. Совещание педагогов

Родительское собрание.

Анкетирование  родителей.

Предпроектная диагностика детей.

Подбор дидактических материалов, литературы, иллюстраций, слайдов, энциклопедий, настольно-печатных игр.

Березкина Ю.В.

Щуцкая Т.Е.

Шалыгина Н.В.

Проблемная ситуация-

У Никиты выпал зуб,а у Тимофея идет часто кровь из носа.

Вхождение в проблемную ситуацию.

Беседа.

Игровая ситуация-«Что делать для сохранения своего здоровья»

Выставка коллажей «Я здоровым быть хочу»

Картотека двигательных разминок, физминуток.

Воспитатели группы

Щуцкая Т.Е.

Шалыгина Н.В.

Логопед Березкина Ю.В.

2- неделя ноября

Тема: «Наши органы чувств. Орган зрения-Глаза»

 Мастер-класс « Мои глаза» (Маклакова О.И.)

Мастер-класс для родителей: «Развитие зрительного внимания»

Тематическая беседа: «Глаза и их роль в жизни человека»

Консультации для родителей: «Гигиена органа зрения». «Зрительная гимнастика»

 Игры- эксперементирование по теме «Глаза- орган зрения»

Сюжетно-ролевая игра- «Окулист».

Создание картотеки «Гимнастика для глаз»

Создание коллажа «Глаз».

Плакат «Строение глаза»

Составление и ознакомление мнемотаблицы «ГЛАЗА»

Картотека пословиц и поговорок о глазах.

Родители воспитанников

Воспитатели группы

Логопед

3- неделя ноября

Тема: «Орган вкуса-язык»

Игры-Эксперименты по теме «Язык».

Дегустация продуктов на определение зон-рецепторов языка.

Консультация для родителей: «Правильное питание вашего ребенка».

Постановка опытов как действуют вредные продукты на наш организм. (кока-кола, уксус)

Сюжетно-ролевая игра-«Стоматолог»

Консультация стоматологов « Как ухаживать за зубами»

Консультация специалистов «Правильное питание» для родителей и детей.

Картотека артикуляционной гимнастики.

Составление мнемотаблицы «Язык».

Игра «Рецепторы языка».

Картотека загадок об органах чувств.

Сказка про зубную фею.

Алгоритм чистки зубов.

 Плакат:« Полезные и вредные продукты»

Воспитатели,

Родители, логопед,

стматологи,

специалисты.

4- неделя ноября

Тема: «Орган осязания -КОЖА»

Беседа: «Свойства кожи»

Игры-Эксперименты по теме «Кожа».

Консультации для родителей:

«Гигиена тела»,

«Развитие тактильных ощущений»,

«Закаливание ребенка».

Мастер – класс « Я здоровым быть хочу!»( Ятманов).

Опыты по теме «Чистота наших рук»

Картотека массажа.

Создание картотеки тактильных пластинок.

Игра «Волшебные шарики».

Игра « Волшебный мешочек».

Правила личной гигиены.

Картотека кроссвордов на тему  «Мое здоровье».

Составление мнемотаблицы «Кожа».

Картотека пальчиковых игр

Картотека игр по развитию тактильных ощущений

Родители воспитанников

Березкина Ю.В.

Щуцкая Т.Е.

Шалыгина Н.В.

1- неделя декабря

Тема: « Орган обаняния- нос»

 Коллективная работа-коллаж «Нос».

Сюжетно-ролевая игра «Оталаринголог».

Консультация для родителей: «Простудные заболевания и их профилактика»;

«Дыхательная гимнастика»

Игра-эксперементирование «Узнай по запаху».

Игра-драматизация «Первая помощь при кровотечении из носа».

Беседы: «Мой помощник – нос»

 « Гигиена носа».

Игра –релаксация « Правильное дыхание»

Подбор и оформление коллекции запахов.

Картотека дыхательной гимнастики.

Правила гигиены носа.

Коллаж «Нос».

Правила закаливания и профилактика простудных заболеваний.

Составление мнемотаблицы «Нос».

Березкина Ю.В.

Щуцкая Т.Е.

Шалыгина Н.В.

2-неделя декабря.

« Орган слуха-ухо»»

Коллективная работа-коллаж «Ухо».

Игра-эксперементирование «Узнай по звуку».

Игра – релаксация «Звуки природы».

Беседы :«Строение уха и уход за ним»;

«Мои помощники – уши»

Сюжетно-ролевая игра «Оталаринголог».

Проблемная ситуация «Когда болит ухо,что делать?»

Консультации для родителей: «Слух физический и фонематический»

«Развитие фонематического слуха»

Мастер-класс для родителей: «Аурикулярный массаж»

Коллекция шумелок.

Музыкальные инструменты для развития слухового внимания.

Коллаж «ухо».

Картотека музыкальных произведений.

Игра «Валеология. Ухо».

Картотека игр по развитию фонематического слуха.

Составление мнемотаблицы «Ухо».

Родители воспитанников

Березкина Ю.В.

Щуцкая Т.Е.

Шалыгина Н.В.

3-4 неделя декабря.

Подборка материала и изготовление лэпбуков.

Серия лэпбуков:

«Глаза»

«Кожа»

«Ухо»

«Нос»

«Язык»

Березкина Ю.В.

Щуцкая Т.Е.

29.12.2016

Презентация проекта педагогам

Березкина Ю.В.

Щуцкая Т.Е.

5.2. Практическая часть проекта .  Деятельностный этап.

Задачи по областям, решаемые в ходе реализации проекта.

Познавательное развитие.

-Систематизировать знания детей об органах чувств человека,

отметить существенные признаки строения.

-Уточнить и расширить значение органов чувств  для жизнедеятельности организма.

-Учить соотносить органы чувств человека с их функциональным назначением.

-Развивать культурно- гигиенические навыки.

-Тренировать зрительные, слуховые ощущения, обоняние, совершенствовать восприятие.

-Воспитывать желание заботится о своём здоровье, знать несложные приёмы самооздоровления, поддерживать интерес детей к проблемам сохранения своего здоровья.

- Развивать  внимание, наблюдательность, мышление и воображение

-Способствовать формированию интереса к познанию своего тела.

Художественно-эстетическое развитие.

-познакомить детей дошкольного возраста с произведениями художественной литературы и народного творчества  валеологической направленности.

-Развивать творческую фантазию, умение видеть красоту  организма человека в целом  и  органов чувств, как единицу всего живого.

Речевое развитие.

-Формировать умение у детей более полно описывать свое тело и органы чувств, строить сложноподчинённые предложения по теме.

-Совершенствовать грамматический строй речи детей.

-Активизировать словарь детей.

-Обогатить словарный запас детей словами:

Тема «Глаза»

Орган зрения,  глазное яблоко, радужная оболочка, зрачок, веки, ресницы, брови, зрительное восприятие. 

Тема «Нос»

Орган обоняния, ноздри, носовой лабиринт, ворсинки, органы дыхания, бронхи, легкие.   

Тема «Уши»

Орган слуха,  ушная раковина, барабанная перепонка, козелок,  слуховой нерв,  молоточек, стремечко, наковальня, вестибулярный аппарат, улитка.

Тема «Язык»

Язык, орган вкуса, вкусовые сосочки, типун, органы пищеварения, желудок.

Тема «Кожа»

Орган осязания, эпидермис, дерма,  жировой слой, нервные окончания, волосяные мешочки.

Социально-коммуникативное развитие.

-Способствовать развитию основ валеологического сознания детей .

- Формировать понимание необходимости соблюдения человеком правил правильного образа жизни и основных правил гигиены.

- Продолжать воспитывать у детей интерес к изучению своего тела, бережное отношение к нему, желание ухаживать и заботиться о нём.

-Воспитывать у детей желание участвовать в совместной исследовательской деятельности.

-Воспитывать ответственность за порученное дело и умение доводить начатое до конца.

-Развивать творчество и инициативу при выполнении поручений по желанию детей.

Физическое развитие.

-Развивать мелкую и крупную моторику.

- Развивать и упражнять органы чувств, что дает возможность лучше видеть, слышать и различать звуки, узнавать запахи и вкус продуктов, поверхности предметов, их свойства и качество.

-Развивать координацию движений и двигательную активность детей.  

- Формировать умение повторять и запоминать движения за воспитателем в подвижных играх, гимнастиках и массажах.

- Закрепить движения в сочетании со словами.

Методы, используемые педагогами:

  1. Словесные: беседы, рассказы,  слушание, обсуждения.
  2. Наглядные: иллюстрации, фото, плакаты, слайды, видео
  3. Практические: создание карточек-моделей,  мнемотаблиц, схем, настольных дидактических игр, используемых для совместной и самостоятельной деятельности
  4. Исследовательские: опыты, эксперименты, наблюдения, проблемные вопросы.

Виды детской деятельности:

Коммуникативная:  отгадывание загадок, словесные игры, ситуативные разговоры.

Восприятие художественной литературы: чтение и обсуждение рассказов и сказок, разгадывание загадок, слушание стихов, пословиц и поговорок.

Двигательная: речь с движением, физ. минутки,  дыхательная, зрительная гимнастики, самомассажи, пальчиковые игры,  подвижные игры по теме проекта.

Изобразительная: рисование, лепка, аппликация.

Конструирование: различные виды конструкторов и материалов

Самообслуживание и элементарный бытовой труд:  уход за своим организмом, личная гигиена.

Игровая: дидактические, настольно-печатные, сюжетно-ролевые игры на основе готовых сюжетов.

Познавательно-исследовательская: наблюдения, опыты, эксперименты, проблемные ситуации, образовательные ситуации.

5.3. Заключительный этап.

 5.3.1. Ожидаемые результаты проекта:

У детей:

1. Сформированы  умения  и навыки  по уходу за своими органами чувств, бережное отношение к своему здоровью ,  желание изучать и познавать себя и своё тело.

2. Знают и умеют ориентироваться и соблюдать правила личной гигиены.

3. Дети умеют самостоятельно наблюдать и развивать свои органы чувств.

4.Дети умеют использовать полученные знания в своей повседневной жизни.

У педагогов:

1. Разработан практический  и  методический материал по проекту.

2. Пополнены картотеки дидактических игр, стихов,  загадок, опытов и экспериментов по теме проекта.

3. Пополнена развивающая среда наглядными материалами и игровыми пособиями.

4. Привлечены родители к совместной реализации проекта.

У родителей:

1. Совместное участие с детьми в сборе полезной информации об органах чувств, их уходе.

2. Совместное  осуществление ухода за своим организмом в домашних условиях.  

3. Создание  совместно с детьми  коллажей «Хочу быть здоровым»

4.Создание совместно с родителями картотек по артикуляционной, пальчиковой, дыхательной гимнастике и игр для глаз.

5.3.2. Диагностика уровня знаний детей по теме проекта

Орган зрения

1.Что такое орган зрения и для чего он нужен?

2.Что такое веки (показать) и для чего они нужны?

3.Что такое ресницы, брови и для чего они нужны?

4.Какие части глаза ты еще знаешь? (глазное яблоко, радужная оболочка, зрачок).

5. Как уберечь зрение?  (делать зрительную гимнастику; проводить массаж; нельзя долго смотреть телевизор и сидеть за компьютером; правильно сидеть за столом; не тыкать глаза острыми предметами, умываться каждый день; при попадании инородного тела промыть чистой водой, потереть к носу, при необходимости обратиться к врачу).

Орган слуха

1.  Какой орган является  органом слуха и для чего он нужен?

2.  Какие части уха ты знаешь?  (по атласу).

3. Для чего нужна барабанная перепонка?

4.  Как нужно ухаживать за ушами?

5.  Что вредно  и полезно для ушей? (по картинкам).

  - Нужно как можно громче включать музыку

 -  В холодную погоду надевать головной убор

 -  Слушать музыку через наушники

 -  Если музыка звучит громко, нужно уменьшить громкость

  - Зимой нужно ходить без шапки

  - Нужно мыть уши теплой водой с мылом каждый день

  - Ковыряться в ушах любыми предметами

 -   Не допускать попадания воды в уши

 -   Не сморкаться сильно

 -  Если уши заболели, нужно обратиться к врачу

 -  Каждое утро разминать ушную раковину

Орган обоняния

1.  Какой орган является органом обоняния? (нос).

2.  Какую работу выполняет нос?  (различает запахи; задерживает вирусы, микробы, пыль; согревает воздух; увлажняет воздух влагой из носовой слизи, помогает дышать).

3.  Знаешь ли ты, как устроен нос?  (ноздри, носовые лабиринты, ворсинки).

4.  Для чего нужны ворсинки в носу?

5.  Как нужно ухаживать за носом? (промывать каждый день и при необходимости чистой водой; пользоваться носовым платком; не совать  в нос острые и мелкие предметы).

Орган вкуса

1.    Какой орган является органом вкуса? (язык).

2.    Знаешь ли ты, как язык воспринимает вкус?  (вкусовые сосочки).

3.    Какой вкус пищи ты знаешь? (сладкий, кислый, соленый, горький).

4.    Какая пища вредная, а какая полезная?  (по картинкам).

5.    Как нужно ухаживать за языком и  зубами?  (чистить зубы и язык после завтрака и перед сном; полоскать рот после еды; не курить; не принимать горячую пищу; не брать в рот  несъедобные и грязные предметы).

Орган осязания

1.    Какой орган является органом осязания? (кожа).

2.    Знаешь ли ты, как устроена кожа?  (по атласу).

3.    Как ты поступишь, если слегка поранишься?

4.    В каком месте тела наша кожа самая чувствительная? (на кончиках пальцев).

5.    Что надо делать, чтобы кожа была здоровой? (принимать водные процедуры; есть полезную и здоровую пищу; носить чистую одежду; не трогать бездомных кошек и собак).

Методика диагностики. Беседа; рассматривание анатомического атласа,  иллюстраций; разыгрывание ситуаций; карточки с изображением здоровой и вредной пищи, мнемотаблицы.

Подсчет баллов:

 - правильный ответ – 2 балла

 - неполный ответ – 1 балл

 - нет знаний – 0 баллов

                  - высокий уровень   -  от 35 до 50 баллов.

                       - средний уровень    -   от  17 до 34 баллов.

                  - низкий уровень      -  от 0 до 16 баллов.

Результаты  диагностики.  В исследовании принимало участие 26 детей.   Максимальное количество баллов, который мог бы набрать ребенок,  составляет 50 баллов.  В начале исследования  у  детей наблюдался низкий уровень конкретных знаний. Только  некоторые  дети имели знания высшего уровня. Это дети любознательные, с хорошей памятью, с ними и дома ведется работа по развитию детей.  К концу исследования почти  все дети успешно прошли низкий уровень. Значительно повысилось количество детей, преодолевших высокий уровень.  Радует то, что дети с интересом относятся к изучению своего организма. Со всеми детьми дальше продолжается работа по  формированию знаний об органах чувств, по  развитию  восприятия и сохранению и укреплению здоровья.

 

 

6.Рефлексия проекта (выводы):

     В результате проведенного проекта мы наблюдаем развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о своих органах чувств, положительно-эмоциональное и осознанное отношение к своему организму. Готовность участвовать в практических делах по улучшению своего здоровья. Сформировались навыки личной гигиены, умение беречь и заботиться о своих органах чувств. Полученные в процессе экспериментирования и наблюдений впечатления и эмоции дети отражали в продуктивных видах деятельности.

     Проведенное в конце проекта диагностическое исследование показало положительную динамику.

     Практическая значимость проекта заключается в том, что использование разнообразных форм и методов работы с детьми по валеологическому воспитанию способствует расширению и обогащению знаний детей об органах чувств, развитию интереса и наблюдательности, эстетических чувств, любви и бережного отношения к своему организму. Работа в данном направлении не только обогащает знания, но и воспитывает культуру ухода за собой, развивает культурно-гигиенические навыки и формирует правильный образ жизни.

7. Продукт проекта:

- Выставка коллажей «Хочу быть здоровым!»

-Серия лэпбуков:

«Глаза»

«Кожа»

«Ухо»

«Нос»

«Язык»

8.Информационно-методическое обеспечение проекта:

Техническое обеспечение:

- Аудиоцентр

- DVD – плеер

- Ноутбук

- Телевизор

Ресурсное обеспечение:

1. Иллюстрации, коллекции, проспекты, фотоальбомы,

репродукции органов чувств.

2.Методический инструментарий: картотека игр, конспекты , конспекты

сценариев и развлечений и т.д.

3. Экологический  уголок (эксперементирование, опыты)

4.Подборка художественной литературы.

5.Материал для художественного творчества.

6.Подборка дидактических игр.

7.Подборка музыкальных композиций.

8. Видеотека с собранием познавательного материала по теме проекта.  

Список литературы:

  1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 528 с.
  2. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников/ О.В. Дыбина. – М.: ТЦ СФЕРА, 2015. – 192 с.
  3. 1.Авдеева Н.Н. Учебно-методическое пособие «Безопасность», «Детство-ПРЕСС», 2002.
  4. 2.Зайцев Г.К. Уроки Айболита. СПб.1997.
  5. 3.Ричард Уокер Анатомия человека — иллюстрированный атлас для детей, Москва, «ОНИКС 21 век», 2001.
  6. 4.Карепова Т.Г.Формирование здорового образа жизни у дошкольников. Волгоград: Учитель,2010.
  7. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ авт.-сост. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 333 с.
  8. 5.Григорьева Л.П., Вернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка. Москва,  Школа-Пресс, 2001.
  9. Митюгин И.Ю. Тактильная память. Москва.  Центр Эйдос, 1991.
  10. Пиль А. Мое тело. Москва. «Планета детства», ACT, 2000.
  11. Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья. Москва. Физкультура и спорт, 1992.
  12. Сыпченко, Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ/ Е.А. Сыпченко. – Спб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96 с.
  13. Козлова, С.А. Тематический словарь в картинках. Я и мое тело: Органы чувств человека (Программа «Я – человек»)/ С.А. Козлова. – М.: Школьная пресса, 2005. – 40 с.

Интернет-ресурсы:

http://doshkolnik.ru/

nsportal.ru

LogoPortal.ru

ped-kopilka.ru

maam.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «Верные помощники – органы чувств» с детьми подготовительной группы

Исследовательский проект «Верные  помощники – органы чувств» Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатель.        Срок реализа...

Конспект НОД с элементами познавательно-исследовательской деятельности «Наши помощники – органы чувств» (из цикла ЗОЖ « Радуга здоровья»).

Данное занятие  помогает осознанию детьми важности органов чувств – слуха, зрения, вкуса, обоняния, осязания для жизнедеятельности человека. Ребята в игровой форме приобщаются к  элеме...

Конспект ООД с элементами познавательно-исследовательской деятельности "Наши помощники - органы чувств"

Конспект ООЛ в старшей группе с элементами познавательно-исследовательской деятельности "Наши помощники - органы чувств"...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности "Наши помощники- органы чувств" старшая группа

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности "Наши помощники- органы чувств" старшая группа...

Исследовательский проект «Наши помощники — органы чувств» для детей средней группы

Если сформировать у детей представления о роли органов чувств в жизнедеятельности человека, научить бережно относиться к своему здоровью, научить правилам ухода за своим организмом, то ...

Проект "Наши помощники- органы чувств"

Проектная деятельность в подготовительной к школе  группе на тему: «Наши помощники – органы чувств» Участники: дети подготовительной к школе группы  №16 &laq...