Конспект НОД с элементами познавательно-исследовательской деятельности «Наши помощники – органы чувств» (из цикла ЗОЖ « Радуга здоровья»).
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

 

Данное занятие  помогает осознанию детьми важности органов чувств – слуха, зрения, вкуса, обоняния, осязания для жизнедеятельности человека. Ребята в игровой форме приобщаются к  элементами познавательно-исследовательской деятельности.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_pro_organy_chuvstv.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД  с элементами познавательно-исследовательской деятельности  «Наши помощники – органы чувств» (из цикла  ЗОЖ « Радуга здоровья»).

 Цель: способствовать осознанию детьми важности органов чувств – слуха, зрения, вкуса, обоняния, осязания для жизнедеятельности человека.

Задачи:

Обучающие: Познакомить детей с функциями органов слуха, зрения, вкуса, обоняния, осязания.  Формировать знания о том, что необходимо бережно относиться к органам чувств и почему. Уточнять представления о некоторых видах опасных ситуаций в быту.

Развивающие:    Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, логическое мышление.  

Воспитательные:  Развивать умения устанавливать положительные взаимоотношения в совместной деятельности детей. Развивать умение проявлять инициативу в ходе экспериментирования, высказывать свои предположения. 

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.

Предварительная работа: введение термина «органы чувств». Рассматривание обучающих карточек "Человек и части тела", энциклопедии «Маленький доктор».

Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «На приеме у доктора» и дидактической игры «Наши помощники - органы чувств»

Изготовление бумажной воронки

Работа в центре экспериментирования.

Оборудование:

видеописьмо на ноутбуке;

магнитофон,

видеокамера,

 аудиозапись  «Шум леса»,

таз с водой и лейка,

квадрат (15 смх15 см)

Индивидуальное оборудование:

фартук,

баночки с наполнителем  

ванилина и чеснока,

тарелочки с солью, сахаром,

лимоном, какао,

ложечки для пробы,

металлофон,

бумажная воронка

Ход занятия:

            Ребята, нам на почту детского сада пришло необычное письмо из страны Робототехники. Сейчас мы его с вами посмотрим. «Здравствуйте, ребята, мы живем на планете Робототехники, ходим в роботодетский сад. Из интернета узнали, что есть такая планета Земля, на ней живут люди. Не могли бы вы рассказать про себя. Мы можем бегать, прыгать, поднимать тяжелые грузы, выполнять разные задания по заданной программе. Если ломаемся нас чинят, просто  старые детали меняют на новые.

 Смотрели фильм про людей, но не поняли, что такое чувствовать запахи и вкусы, зачем надо слышать и видеть. Что это такое расскажите и напишите нам. Ждем ответа в  интернете».

Я предлагаю, наше занятие записать на видеокамеру и отправить видеозапись в роботодетский сад. Вы согласны? Предлагаю превратить нашу группу в научную лабораторию и немного поэкпериментировать.  

Мы идем с вами в «Центр зрения» (предлагаю прочитать табличку с названием, ребенку, который умеет читать).

Ребята, предлагаю пройти через ворота двумя способами. Первый раз вы пройдете с открытыми глазами, а во второй раз – с закрытыми глазами. (Дети проходят через ворота двумя способами.)

Легко ли было пройти через ворота во второй раз? Почему?  (ответы детей и вывод вместе с ними, что глаза помогают ориентироваться в пространстве). Сейчас мы поэкпериментируем, что могут еще наши глаза.

- Посмотрите, что стоит ближе к нам пирамидка или матрёшка?

Как вы определили? (посмотрели глазами) значит что могут определить глаза? (расстояние)

- Найдите и ответьте где большая игрушка, а где маленькая? Что больше кукла или кубик? Какая палочка длиннее? Что ещё могут глаза? (определить размер)

- Посмотрим, смогут ли они определить форму? Как называется эта фигура?

-Дидактическая игра «Чудесный  мешочек». Предлагаю нескольким детям не заглядывая в мешочек достать яблоко (красное, желтое, зеленое). Можно ли наощуп определить цвет?

Для чего нам необходимо зрение? (Ответы детей.) Отчего могут заболеть глаза, испортится зрение? (Ответы детей.) Как уберечь глаза и сохранить зрение? (Ответы детей.)

Продолжаем работать и переходим в  «Центр слуха»

Как вы думаете,  какой орган хорошо развит у этих животных. Закройте глаза. Что вы услышали? Чем мы слышим? Уши помогают нам слышать звуки,  сообщают, что происходит вокруг нас.

 Дотроньтесь до своего уха, то что мы называем ушами – ушные раковины. Сами они не слышат, а усиливают звук, а самая чувствительная часть находится внутри. В конце прохода находится тоненькая  плёночка. Называется перепонка. Звук ударяется о перепонку и мы его слышим.

Проделаем такой опыт. ( Включаю фонограмму лесных звуков тихо ).

Громко ли раздаются голоса птиц?  (не очень громко)

Возьмём бумажную воронку и подставим её к уху. А теперь?  (звучит громче)

 Как можно усилить голос или звук? Сложить руку рупором или опять эту же воронку и произнести “мама”. Почему голос слышно лучше? Звук не рассеивается по всей площади.

 Проведём ещё такой эксперимент, как звук доходит до нашего уха.

 Капнм из леечки в таз, что услышали?  (звук «кап»).

 Теперь ударим по металлофону, слышим другой звук.

Звук может быть сильнее или слабее, но он должен бежать по воздуху или воде.

К органу слуха надо относится бережно, почему? (ответы детей).

Переходим в  «Центр обоняния и вкуса»

(Дети садятся за столы, где стоят баночки с ванилином  и чесноком,  тарелочки с солью, сахаром, лимоном, какао. Дети нюхают и пробуют содержимое).

 Что такое обоняние? (Это ощущение запаха, когда мы чувствуем запахи.) Какие бывают запахи? (Приятные, неприятные, резкие, сильные, слабые.) Может ли запах предупредить об опасности? Как? (Испорченные продукты, запах дыма, подгорела еда на плите.)

Какой орган мы здесь подключаем? Что может нос? Можно дышать ртом, но это неудобно и вредно для дыхания. Стенки внутри носа покрыты маленькими ресничками. Когда мы вдыхаем воздух, в нос попадают пылинки и прилипают к ресничкам, а когда выдыхаем пылинки вылетают наружу.

 Пока холодный воздух проходит по носу – он нагревается и попадает в организм тёплый.

Какой на вкус лимон? (соль, сахар, какао)? Что еще бывает сладким?  (соленым, горьким, кислым ).

Язык – орган вкуса. На языке расположены рецепторы, которые помогают определить разные предметы на вкус, а еще он помогает жевать (перемешивать пищу).

«Центр осязания

 Что это за центр? О чем мы здесь узнаем? (Ответы детей.) Это центр осязания. Осязание – это ощущение, получаемое при прикосновении кожи к чему-нибудь.

Проверим, что могут ощущать ваши руки. Поиграем в игру «Определи на ощупь». (Дети подходят к ширме и на ощупь определяют свойства предмета). Игрушка - мягкая, камень –твердый, лед – холодный.

Марина Викторовна записала, как мы работали в Научной лаборатории, эту запись мы выложим в интернет, и роботы из роботодетского сада про нас узнают много нового и интересного.

Я напомню, что роботы смотрели фильм про людей, но не поняли, что такое чувствовать запахи и вкусы, зачем надо слышать, видеть, ощущать? Еще раз давайте вспомним.

Какие еще органы чувств помогают нам воспринимать мир?

. С помощью чего мы видим, слышим?  

Что случится, если мы не будем беречь наши органы чувств?

Что будет, если робот сломается?

А мы можем сломаться?

А что с нами может произойти?

Всем спасибо, вы молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по валеологии на тему "Наши помощники-органы чувств"

Материал направлен на закрепление знаний детей об органах чувст:осязание,обаняние,слух,зрение,вкус. Воспитание потребности быть здоровыми....

КОНСПЕКТ образовательной деятельности «Наши умные помощники - органы чувств» в старшей группе

Обобщение представлений детей о возможности восприятия окружающего мира через зрение, слух, осязание, обоняние, вкус....

Конспект ООД с элементами познавательно-исследовательской деятельности "Наши помощники - органы чувств"

Конспект ООЛ в старшей группе с элементами познавательно-исследовательской деятельности "Наши помощники - органы чувств"...

Конспект занятия в подготовительной группе. Тема: «Наши помощники органы чувств»

план- конспект занятия (подготовительная группа) по теме...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности "Наши помощники- органы чувств" старшая группа

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности "Наши помощники- органы чувств" старшая группа...