КОНСПЕКТ образовательной деятельности «Наши умные помощники - органы чувств» в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа)

Обобщение представлений детей о возможности восприятия окружающего мира через зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_star_gr_organy_chuvstv.docx32.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение детский сад № 29 «Рябинка»

(МБДОУ «Детский сад № 29»)

КОНСПЕКТ

образовательной деятельности

«Наши умные помощники - органы чувств»

в старшей группе

Разработан: воспитателем

Сундуковой С.Н.

2019г.

г.Саров

Цель: Обобщение представлений детей о возможности восприятия окружающего мира через зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

Задачи:

  1. Расширение представлений детей об органах чувств человека, их функциональных назначениях;
  2. Активизировать потребность в приобретении практического опыта исследования окружающего мира.
  3. Развивать умение делать самостоятельные выводы;
  4. Воспитывать        желание в потребности быть здоровыми.

5)        Стимулировать творческое воображение.

Словарная работа: органы чувств, слух, зрение, обоняние, осязание, вкусовые ощущения, лаборатория, лаборант

Пособия и оборудование:  Картинка с изображением мальчика, столы, мольберты с указателями, медальки «лаборантов», стойка с белыми халатами для детей, схемы с изображением: ухо, глаз, нос, язык, рука; схема для гимнастики глаз, повязки для глаз на каждого ребенка; тактильные дощечки для каждого, настольная ширма, музыкальные инструменты: колокольчики, ложки, металлофон;  баночки с нарезанными: лимоном, луком, апельсином   для узнавания на запах; схема языка, яблоко, морковь, печенье, конфеты  для  узнавания на вкус; телевизор, музыкальный клип «Наши органы чувств».

Предварительная работа: образовательная деятельность в разных формах на темы: «Чудесное яблоко (о глазах)»,  «Самая быстрая улитка в мире» (об ушах)»,  «Для чего человеку нос», «Что и как человек ест».

Последующая работа: сюжетно-ролевая игра «Институт здоровья человека», самостоятельное экспериментирование

Ход образовательной деятельности:

Виды детской деятельности, образовательные области

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационный момент, эмоциональный настрой

Мотивация к деятельности

Мотивация.

 Посмотрите на эту странную картинку. Мальчик, живущий в большом городе, захотел узнать, что такое лес. Он надел плотный шлем, который закрыл глаза, уши, нос. Как вы думаете, зачем ему такой плотный шлем? (видимо, от комаров спасается).

Он надел плотные толстые перчатки. Зачем ему такие перчатки?

Как вы думаете, этот мальчик сможет узнать, что такое лес? Почему?

Здороваются.

Ответы детей.

Становятся к мольберту с изображением мальчика.

Основная часть

Коммуникативная деятельность, ОО «Речевое развитие»

Познавательно-исследовательская деятельность, ОО «Познавательное развитие»

Игровая деятельность, Музыкальная деятельность, ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Коммуникативная деятельность, ОО «Речевое развитие»

Коммуникативная деятельность, ОО «Речевое развитие», Познавательно-исследовательская деятельность, ОО «Познавательное развитие»

Познавательно-исследовательская деятельность, ОО «Познавательное развитие»

Познавательно-исследовательская деятельность, ОО «Познавательное развитие»

Заключительная часть

ОО «Познавательное развитие», Коммуникативная деятельность, ОО «Речевое развитие»,

  Человек воспринимает мир органами чувств. Какие органы чувств человека вы знаете? Правильно: глаза – орган зрения, уши – орган слуха, нос – орган обоняния, язык – орган вкуса, кожа – орган осязания.

Выставляет схемы с изображением: уха, носа, глаза, языка, руки. Обобщает ответы детей: 

Ребята, а как вы думаете почему органы чувств называют нашими помощниками.

Называют причину

Хотите узнать о наших помощниках побольше?

Предлагаю отправиться в Институт здоровья человека. Побываем в разных лабораториях, где проводят исследования органов чувств человека, для этого нам нужно надеть белые халаты и выбрать  лаборантов (надевает «лаборантам» медальки со схемами). Готовы? Ключами от дверей лаборатории служат загадки. Отгадав загадку, вы поймёте, какой орган чувств  исследуют в каждой лаборатории.

1 лаборатория.

Загадывание загадки.

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются (глаза)

Для чего людям нужны глаза? Правильно, глазами мы видим мир. Как вы думаете, что изучают в этой лаборатории? Зрение. Проведем эксперимент. Для проведения этого эксперимента нам нужен лаборант. Предлагаю ему надеть на глаза повязку.

Перед лаборантом стоит ребенок и выполняет определённые движения. Лаборант с закрытыми глазами пытается определить, какие движения выполняет ребенок. Делает вывод о том, глаза помогают нам видеть окружающий мир.

Чтобы глаза хорошо видели, надо делать специальную зрительную гимнастику.

Профилактическая гимнастика для глаз с использованием видео.

Какие еще правила охраны зрения вы знаете?

  • Не читать в темноте
  • Не играть с острыми предметами
  • Нельзя долго смотреть телевизор

Итог: Глаза - орган зрения, без которого нельзя обойтись, поэтому зрение необходимо беречь.

2 лаборатория.

Загадывание загадки.

Мы в нее зимой и летом

С головы до ног одеты,

Даже на ночь снять не можем,

Потому что это… Кожа

Кожа –самый большой орган осязания, она покрывает все тело человека. Проведем эксперимент. Чтобы глаза не подсказывали коже, наш лаборант закроет глаза и попробует ощутить, какая поверхность у этих дощечек.

Лаборант определяет поверхность тактильных дощечек

Что помогло лаборанту определить какая поверхность дощечек?

Хотите, как наш лаборант, определить предмет, не видя ее глазами? У меня три предмета: котенок, мочалка и фотография. Сейчас я буду касаться до вас этими предметами, а вы с закрытыми глазами попробуете определить, что это за предмет.

Тактильные ощущения определяются на разных частях тела ребенка

(щека, рука, ладонь и т.д.).

Вывод: Кожа-орган осязания. Она помогает нам почувствовать окружающий мир.

Какие правила охраны кожи вы знаете?

  • Не играть с острыми предметами
  • Мыть руки с мылом

Итог: Кожа – важный орган. Кожу надо беречь.

3 лаборатория.

 Загадывание загадки.

Два брата на одной голове живут,

Все слышат, а друг друга не видят (уши)

Что изучают в этой лаборатории?  Слух.

Сейчас лаборант поможет мне провести эксперимент. Лаборант плотно закроет свои уши и выполнит задание (воспитатель произносит задание, лаборант пытается услышать задание и выполнить его. Воспитатель просит остальных детей выполнить его задание.)

Почему лаборант не справился с моим заданием, а остальные дети справились?

Наш лаборант приготовил для вас игру. Присаживайтесь на стульчики.

Развивающая игра «Какой музыкальный инструмент звучит».

Определите на слух, какой музыкальный инструмент звучит.

Какой орган помог вам в этой игре определить музыкальные инструменты?

Как вы думаете, важно для человека иметь хороший слух? Какие правила охраны слуха вы знаете?

  • Чистить каждый день уши
  • Избегать громких звуков
  • Не засовывать в уши разные предметы

Итог: Уши – орган слуха, необходимый для человека. Слух надо беречь и развивать.

4 лаборатория.

Загадывание загадки.

На лице он выдаётся,

Не в свои дела суётся,

Но сопеть и нюхать тоже

С удовольствием он может (нос)

Что изучают в этой лаборатории? Для чего человеку нужен нос? Чтобы дышать и ощущать запахи. Как нужно оберегать нос?

  • Пользоваться носовым платком
  • Не засовывать в нос разные предметы

Наш лаборант предлагает  провести дыхательную гимнастику. Вдохните глубоко через нос и медленно выдохните.

А теперь – эксперимент

Экспериментирование.

 опыт «Узнай по запаху»

Следующий эксперимент проведёт наш лаборант. Сейчас он даст вам понюхать пробирки, а вы попробуйте по запаху догадаться, что в этих пробирках.

(Дети определяют по запаху содержимое пробирок. Высказываю предположения по поводу содержимого. Воспитатель показывает содержимое пробирок)

Какой орган помог вам справиться с заданием?

Вывод: нос помогает не только дышать, но и ощущать запахи. Нос – орган обоняния.

5 лаборатория.

Загадывание загадки.

Первым пробовать привык

Угощенья все... (язык).

Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. А каким может быть вкус? (показ на рисунке участков языка, которые отвечают за восприятие определённого вкуса: сладкое, кислое, соленое, горькое)

опыт «Узнай по вкусу»

Наш лаборант проведет эксперимент

Нам с вами нужно определить на вкус, какой это продукт, но есть одно условие, это нужно делать с закрытыми глазами.

Вывод: Итак, язык помогает ощутить вкус пищи. Но не все стоит пробовать на вкус.

Гуляя по лесу, например, можно ли пробовать на вкус грибы или незнакомые ягоды? А что еще нельзя пробовать? (лекарства, незнакомые продукты)

Итог: Язык – орган вкуса.

Рефлексия.

Вот и закончилась наша экскурсия по Институту Здоровья. О каких помощниках человека вы узнали в лабораториях института? Что нового вы узнали? Что нужно делать, чтобы ваши помощники вас не подводили?Ребята, а сотрудники института тоже заботятся о своем здоровье и участвуют во флешмобе. А вы хотите принять участие?

Флэшмоб « У человека глазки есть»

Отвечают полным развернутым предложением.

Потому что они помогают нам изучать окружающий мир.

Надевают халаты

Глаза

Видеть. Зрение

Дети повторяют движения глаз

Ответы детей

Кожа

Ответы детей

Уши

Слух

проходят к стульям.

Садятся

Дети отгадывают музыкальные инструменты

Ответы детей

Нос

Обоняние. Различать запахи.

Дети проводят дыхательную гимнастику

детям предлагается определить по запаху, что находится в баночках (апельсин, чеснок, )

Язык

Сладкий, горький, кислый, соленый

Дети определяют на вкус разные продукты 

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему: "Наши умные помощники - органы чувств"

Крнспект занятие с применением социо-игровой технологии...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе "Наши умные помощники – органы чувств" .

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе "Наши умные помощники – органы чувств"Цель:сформировать у детей представление о различных средствах и способа познания окружающего мира;о...

Конспект игрового занятия по познанию в старшей группе «Наши умные помощники – органы чувств»

Цель: Закрепление знаний детей об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние), уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств, при восприятии им окружающего мира.Задачи:Сформировать ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: "Наши умные помощники – органы чувств"

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо познавательному развитиюна тему:"Наши умные помощники – органы чувств"...

Конспект занятия "Наши умные помощники - органы чувств" (для детей старшего дошкольного возраста)

Цели:1. Сформировать у детей представление о различных средствах и способа познания окружающего мира. Определить роль органов чувств в восприятии окружающего мира. Помочь понять детям, почему мы назыв...

«Наши умные помощники – органы чувств , с использованием современных образовательных технологий»

Сформировать у детей представление о различных средствах и способах познания окружающего мира....