Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы на тему: "Наши умные помощники- органы чувств"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Кудряева Мария Николаевна

Нод по познавательному развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НОД28.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 4 города Ржева Тверской области

Конспект

 непосредственно образовательной деятельности

по познавательному развитию

с детьми подготовительной к школе группы

на тему:

«Наши умные помощники - органы чувств»

Подготовила воспитатель:

Кудряева Мария Николаевна

2022год

Конспект непосредственной  образовательной деятельности

с детьми подготовительной к школе группы

на тему: «Наши умные помощники - органы чувств»

Цель: формирование у детей представлений о различных средствах и способах познания

            окружающего мира.

Задачи:

  • Определить роль органов чувств и восприятий окружающего мира. Помочь детям понять, почему мы называем органы чувств нашими добрыми помощниками.
  • Работать над развитием зрительного, слухового, вкусового и тактильно-двигательного восприятия.
  • Учить понимать, что правильное восприятие предмета является необходимым для дальнейшей деятельности.
  • Закрепить знания о необходимости тщательного ухода за нашими органами чувств, о соблюдении правил личной гигиены.
  • Развивать умение детей анализировать мимику человека, называть эмоциональное состояние человека.
  • Развивать связную речь дошкольников, умение отвечать полным ответом, грамотно строить предложение.
  • Пополнять словарный запас детей за счет качественных прилагательных («сладкий», «горький», «громкий», «вкусный» и т.д.).

Материал: изображения грустных и веселых человечков на экране телевизора, конверт с письмом, Картинки-остановки: «ГЛАЗА», «УШИ», «РОТ», «НОС», «КОЖА». Набор бумажных ключей, повязка на глаза для игры, салфетки, мешочек с муляжами овощей и фруктов, игры «Узнай на вкус» и «Угадай по запаху», дидактическая игра «Органы чувств».

Ход образовательной деятельности.

Организационный момент.

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости в город веселых человечков. А для того чтобы попасть в этот город, нам нужно с вами открыть замок на городских воротах. (Дети подходят к доске, где нарисованы ворота).

Для начала нам нужно подобрать ключ к замку.

Проводится дидактическая игра «Подбери ключ к замку». Ребята находят ключ и открывают ворота.

Основная часть.

На экране появляются человечки разных цветов, они очень грустные, плачут. Рядом написано: «СОС!!!» Воспитатель спрашивает детей о настроении человечков, можно ли их назвать веселыми. Если нет, то почему? (Дети отвечают).

Что обозначает слово «СОС» и в каких случаях люди им пользуются. (Дети отвечают).

У экрана воспитатель находит письмо от грустных человечков, в котором они рассказывают о своей беде и просят помощи у ребят.

Что же делать! Веселые человечки совсем  разучились пользоваться своими органами чувств и просят у вас  помощи, чтобы  снова научиться пользоваться органами чувств.

Поможем? (Да!)

Ребята, вспомните и назовите,  какие органы чувств вы знаете. (Дети отвечают).

Да, у нас пять органов чувств – рот, нос, глаза, уши, кожа, но на первом месте стоит зрение. Ведь глаза дают человеку 90% всей информации об окружающем мире.

А теперь я вам предлагаю начать наше путешествие по городу. (Дети перемещаются по группе).

Первая остановка «Глаза»

Для чего людям нужны глаза? (Ответы детей)

С помощью глаз человек видит предметы, их перемещение, цвет, форму, размер, величину. Глаза помогают ему ориентироваться в обстановке и передвигаться в нужном направлении. Природа позаботилась о безопасности глаз: спрятала их в углубления черепа и снабдила веками, которые закрываются, когда глазам грозят ветер, пыль, удар или другие неприятности. Защищают глаза и слезы. Они увлажняют глаза и вымывают из них пылинки, соринки и другие инородные тела, которые туда все иногда попадают. Но, несмотря на то, что глаза способны сами себя защитить, с ними случаются всякие беды, если о них плохо заботиться. 

Как надо беречь глаза? (Ответы детей).

Игра «Назови по три предмета»  (Педагог называет признак, а дети быстро должны назвать по три предмета, которые имеют этот признак. Признаки: круглые, треугольные, желтые, находятся высоко, красные, квадратные, зеленые, прямоугольные, белые и т.д.)

Молодцы, ребята, двигаемся к следующей остановке.

Вторая остановка «УШИ». 

Для чего людям нужны уши? (Ответы детей)

Человек живет в мире звуков. Это: журчание ручейка, пение птиц, шелест листьев, музыка и то, что отличает человека от животных – речь. И слышать эти звуки нам помогают ушки. Слух – это огромная ценность для человека. И чтобы наши ушки не болели,  и слух оставался хорошим, нужно знать и выполнять основные правила.

Как надо беречь уши? (Ответы детей).

Ребята, а мы с вами знаем одно упражнение для ушек. Давайте покажем нашим человечкам. (Выполняются упражнения с ушками).

Массаж ушей.

Чтобы ушки не болели,

разомнем мы их скорее: 

вот сгибаем, отпускаем 

и опять все повторяем.

Козелок мы разомнем, 

по уху пальчиком ведем.

И ладошкой прижимаем,

сильно-сильно растираем.

Игра малой подвижности «Ау». (Педагог завязывает одному ребенку глаза. Остальные дети стоят по кругу и раскручивают водящего со словами: «___Ты сейчас в лесу. Мы зовем тебя «Ау». Глазки закрывай, не робей. Кто зовет тебя узнай поскорей». Ребенок должен угадать, кто его позвал.)

Хорошо поиграли, но нам пора дальше идти.

Третья остановка «НОС» 

Для чего людям нужен нос? (Ответы детей)

Нос – это орган дыхания и обоняния. Все, что нас окружает, имеет определенный запах. Запахи бывают приятные и неприятные. Одному человеку определенный запах может нравиться, а другому нет. И так, носом мы воспринимаем запахи, окружающие нас. Ребята, что нужно сделать, чтобы определить по запаху тот или иной предмет? (Необходимо его понюхать).

Игра «Узнай по запаху».

Какие правила необходимо выполнять, чтобы нос был здоров? (Ответы детей)

Веселая физминутка.

          Мы ногами топ-топ!

          Мы руками хлоп-хлоп!

          Мы глазами миг-миг,

          Мы плечами чик-чик.

          Раз - сюда, два - туда,

          Повернись вокруг себя.

          Раз - присели, два - привстали.

          Руки кверху все подняли.

          Раз-два, раз-два,

          Заниматься нам пора.

Вот мы и добрались до следующей остановке «РОТ» 

Для чего людям нужен рот? (Ответы детей)

Рот – это начало пути, по которому питательные вещества попадают в организм. Ртом человек может  вдыхать  воздух и выдыхать. Также определять пищу  на вкус.

Назовите мне их. (Ответы детей)

Правильно – это: солёный, кислый, сладкий и горький.

Игра «Узнай на вкус».

Что нужно делать, чтобы наш ротик был здоровым? (Ответы детей)

Выполняются упражнения для языка.

«Жуём блинчик»

Вот опять язык свернулся,

В зубы нижние уткнулся.

Двину чуть его вперед,

Разжую его вот-вот.

Вот мы с вами добрались до последней остановки.

Остановка «КОЖА»

Для чего человеку нужна кожа? (Ответы детей)

Кожа покрывает все тело человека. Кожа – это броня нашего организма. Прикоснувшись к чему-нибудь, к какому-то предмету, мы сразу чувствуем, какой он. Стена шероховатая, ваза гладкая, кошачья шубка мягкая.  Кожей  человек ощущает вибрацию: тепло, холод, боль, горячее, холодное, а также  твердое, тупое, мокрое, сухое.  Осязание – это еще одно из наших чувств. Этим чувством обладает кожа на всем нашем теле, но наиболее чувствительны кончики пальцев – подушечки. И сейчас мы с вами попробуем определить только с помощью кожи пальцев форму предмета.

Игра «Чудесный мешочек».

Какие правила необходимо соблюдать, чтобы наша кожа была здоровой. (Ответы детей).

А теперь мы  с вами покажем нашим человечкам самомассаж.

«Здоровячки»

Чтобы не зевать от скуки,

Встали и потёрли руки.

А потом ладошкой в лоб –

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!

Щёки заскучали тоже?

Мы и их похлопать можем!

Ну-ка, дружно, не зевать!

1, 2, 3, 4, 5!

А теперь уже, гляди,

Добрались и до груди!

Постучим по ней на славу:

Сверху, снизу, слева, справа!

Постучим и тут и там,

И немного по бокам.

Не скучать и не лениться!

Перешли на поясницу.

Чуть нагнулись, ровно дышим.

Потянулись – выше, выше!

(Движения по тексту).

Молодцы, ребята!

А сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется  

«Найди свой дом». (Я буду называть ощущения, а вы – показывать рукой, где у них «дом», то есть к какому органу чувств они относятся.

Как мы узнаем, что:

- вода горячая;

- какого цвета небо;

- какой запах горячей сосиски;

- цвет травы ночью;

- есть ли камень в ботинке;

- кто выше ростом;

- мягкая ли постель;

- где тикают часы;

- далеко ли находится дом;

- где вершина елки.

Заключительная часть.

Ребята, давайте еще раз расскажем  нашим человечкам об органах чувств, используя дидактическую игру «Органы чувств». Дети рассказывают по очереди (Рот нам нужен для того, чтобы…)

На экране появляются веселые человечки, улыбающиеся и говорят «спасибо!»

Используемая литература:

1.О.А. Воронкевич  Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста «Добро пожаловать в экологию!».

Издательство «Детство-пресс»2-е изд., 2006г.

2. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы по теме: «Моя малая Родина»

Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию с детьми  подготовительной к школе группы по теме: «Моя малая Родина»...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию (ЯОЖ) в подготовительной к школе группе на тему «Посуда»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию (ЯОЖ) в подготовительной к школе группе  на тему «Посуда»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей в подготовительной к школе группе на тему: «Знатоки русских былин»

Данный материал позволит закрепить знания детей о содержании былин, основных героях и событиях, пословицах о Родине ,смелости, дружбе....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группе "Играем с Машей и Медведем"

Нод по познавательному развитию (ФЭМП) проводится в игровой форме с любимыми героями детей машей и Медведем....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию с детьми подготовительной к школе группе

Конспект непосредственно образовательной  деятельности по физическому развитию с детьми подготовительной к школе группе...