Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЦКМ) в подготовительной к школе группе Экологическая сказка «Серая Шапочка и Красный Волк»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Купавых Юлия Юрьевна

Экологическая сказка "Серая Шапочка и Красный Волк"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ekologicheskaya_skazka.docx25.19 КБ
PDF icon seraya_shapochka.pdf2.21 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по познавательному развитию (ФЦКМ) в подготовительной к школе группе  Экологическая сказка  «Серая Шапочка и Красный Волк»

Цель: формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста, понимание о единстве и взаимосвязи человека с живой природы Земли.

Задачи:

  • расширение и развитие экологических знаний и умений детей через экологические сказки;
  • посредством экологических сказок прививать детям экологическую культуру поведения;
  • формировать навыки бережного отношения к природе, заботу о ней;
  • воспитывать любовь к природе, видеть красоту окружающего мира в целом; воспитывать уважение к труду.

Оборудование: иллюстрации к сказкам.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, а вы знаете сказку «Красная шапочка»? Сегодня я хочу вас познакомить со сказкой «Серая шапочка и Красный волк». Сказка это необычная, а экологическая.

Экологическая сказка  «Серая Шапочка и Красный Волк»

Жила-была девочка. И звали ее. Серая Шапочка. Шапочку, а вернее, шляпку связала ей бабушка из шерсти старого Волка, который когда-то пытался бабушку съесть. Эту печальную историю со счастливым (только не для волка) концом знает каждый. Много воды утекло с тех пор, но бабушка все еще хранила красивую красную шапочку, которую так любила в детстве. Она все так же жила на краю леса, а ее внучка Серая Шапочка иногда ее навещала и приносила сливочное маслице и пирожки.

В лесу, через который каждый раз проходила дорога Серой Шапочки, жил печальный добрый Волк. Все называли его Красный Волк, так как ученые давно занесли его в Красную книгу и предупредили всех, что Волк нуждается в охране. Эти ученые долго гонялись за испуганным Волком, а когда он совсем обессилел, измерили вдоль и поперек, проверили здоровье, а затем сказали, что он должен беречь себя для потомков. Но Серая Шапочка и ее семья никак не желали охранять злого и коварного, как они считали, хищника. К тому же они совершенно не берегли лес, в котором он жил. Поэтому Волк и был печальным. Ведь лес был его родным домом.

Иногда Волк забирался в самую глухую чащу, раскрывал большую Красную книгу и долго смотрел на фотографию своего собрата по несчастью — настоящего красного волка, который жил где-то далеко в горах. Его судьба была трагической: люди почти истребили этих зверей. «Не такое ли будущее ждет и меня?» — думал Волк и тяжело вздыхал.

В тот день, как обычно, Серая Шапочка собиралась в гости к бабушке. Мама принесла из магазина пирожков и маслица. «Положи каждый пирожок в отдельную коробочку, а кусочки маслица заверни в полиэтиленовые пакеты, чтобы не испачкаться», — попросила Серая Шапочка. Она сложила все продукты в большой полиэтиленовый мешок, добавила к ним пластиковую бутылку минеральной воды и отправилась в дорогу.

Тем временем Волк сидел на поляне и слушал, как поет соловей. Волк был очень впечатлительным существом и любил звуки природы. Вдруг ему на плечо села сплетница-сорока. «Эй ты, Красный! Сидишь тут, птичек слушаешь, а твоя Шапка опять в гости к бабке своей собралась. Я уже всех зверей и птиц предупредила. И ты тоже поторопись, ты ведь любишь ее воспитывать. Съел бы сразу, и дело с концом. Не поддается она воспитанию, у нее дурная наследственность».

Дидактическая игра «ДА ИЛИ НЕТ» с мячом.

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Туманы осенью плывут?

Ну а птицы гнёзда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай весь собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Достаём ли сапоги?

Солнце светит очень жарко,

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать –

Куртки, шапки надевать?

Волк тяжело вздохнул и отправился навстречу Серой Шапочке, которая уже вошла в лес. Она была в хорошем настроении, прыгала, громко распевала песни. Увидев Волка, девочка замолчала, потом вынула из кармана жевательную резинку и демонстративно положила ее в рот, бросив бумажку на землю. «Подбери, пожалуйста, обертку, — вежливо попросил Волк, — здесь должно быть чисто». Но Серая Шапочка сделала вид, что ничего не слышит, и отправилась дальше. Волк, вздохнув, поднял яркую бумажку и пошел вслед за девочкой. «И не кричи, пожалуйста, — продолжил Красный Волк разговор, — тут птицы выводят птенцов, не пугай их». «Как же ты мне надоел, — возмутилась Серая Шапочка, — ничего с твоими птичками не станет, а я петь хочу, у меня душа поет. И для чего тебя только охраняют! Вот бабушка рассказывала, как раньше хорошо было: везде на волков охотились, никто их не жалел». Красному Волку совсем не хотелось ворошить печальное прошлое, и он перевел разговор на другую тему: «Слушай, Шапка, ты опять несешь бабушке сливочное маслице в пакетах? Все эти пакеты из-под вашего маслица валяются потом по всему лесу где попало. Вот крот недавно рассказывал: вылез ночью подышать свежим воздухом и чуть не задохнулся. Думал, что воздух в лесу кончился». «Ну а я-то тут при чем? — удивилась Серая Шапочка. — Я этого крота никогда не видела и видеть не хочу». «Зато он теперь очень хочет тебя видеть. Потому что ночью он залез носом прямо в полиэтиленовый пакет, который ты бросила в прошлый раз, еле выбрался из него», — объяснил Волк. «В другой раз будет смотреть, куда свой нос совать!» — грубо ответила Серая Шапочка и повернулась к Волку спиной.

А по какой дороге ты пойдешь к бабушкиному дому? — задал Волк свой традиционный вопрос. В этот раз Серая Шапочка решила идти по неизведанной тропе. Старая за долгие годы была совсем вытоптана. На ней то и дело попадались оголенные корни деревьев, о которые можно было споткнуться. К тому же все самые красивые цветы вдоль знакомой дорожки уже давно исчезли. А ведь бабушка, как известно, очень любила большие букеты, которые дарила ей внучка.

Правда, Волк уговаривал Серую Шапочку не протаптывать новую тропинку и не срывать самые красивые цветы, не гоняться за яркими бабочками. «Лучше сделай для бабушки цветочную клумбу, и она сможет любоваться цветами и бабочками из окна. А лесные цветы пусть растут в лесном доме. Они здесь нужнее. А то они станут такими же редкими, как и я». Но легкомысленная Серая Шапочка не послушала Красного Волка и отправилась искать новую дорогу.

Ну а Красный Волк решил отправиться к бабушке по прежнему маршруту, который начинался у старого дуба. По дороге он собирал оставленный кем-то мусор и горестно вздыхал: «Эх, Шапка, и кто только тебя воспитывал!»

На своем пути Серая Шапочка встретила много ромашек и колокольчиков. Они качались на ветру, словно приветствуя ее своими красивыми головками. Девочка нарвала самых крупных цветов, чтобы порадовать бабушку: «Какая удача, что я пошла по этой дороге, в других местах уже не найдешь таких красивых цветов!»

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЦВЕТОВ

Дети становятся цветами. Сначала они делают гимнастику для «корешков»: Топают ножками, приседают, поднимают ножки вперед. Затем гимнастику для «стебельков»: вытягивают руки к небу, раскачиваются на ветерке, наклоняются, приветствуя добрых путников. Дальше «цветочки» делают гимнастику для «листиков»: опускают и поднимают руки, наклоняют руки вправо-влево, хлопают в ладоши. И, наконец, делают гимнастику для «цветочков»: раскрывают и закрывают ладошки, делают «фонарики» сжимают и разжимают пальцы.

Серая Шапочка была почти у цели, как вдруг путь ей преградила густая изгородь из кустов и деревьев. Пришлось сломать несколько веток, чтобы не возвращаться назад.

Ну вот, наконец, и бабушкин дом. Серая Шапочка еще издалека узнала его по свалке под забором. Бабушка не раз просила внучку убрать мусор, но Серой Шапочке не очень-то хотелось заниматься таким скучным делом. Только Бабушка поздоровалась с внучкой, как невдалеке показался Красный Волк. Он был усталым, но довольным: ведь по дороге ему удалось собрать немало бумажек, баночек и других ненужных в лесу вещей. «Правильно говорила сорока, — проворчал Волк, — если вы с бабушкой и дальше будете себя так вести, придется пойти на крайнюю меру и съесть вас».

Не успела Серая Шапочка ответить, как вдали появилась группа людей. Они подошли к домику и уважительно пожали Красному Волку лапу. «Вы, случайно, не охотники? — с надеждой спросила Серая Шапочка. — А то у нас тут лишние волки по лесу бродят». «Мы не просто охотники, мы — фотоохотники, — ответил старший, — и ищем миры, в которых еще сохранились животные». «А, так вы из передачи “В мире животных”, — обрадовался Волк. — Разрешите с вами сфотографироваться на память». «С удовольствием, — сказали фотоохотники, — мы покажем нашу фотографию по телевизору». «А меня покажете? — запрыгала от нетерпения Серая Шапочка. — Я ведь внучка той самой Красной Шапочки».

«Мы фотографируем только тех, кто дружит с природой», — заметил один из фотоохотников. Серая Шапочка посмотрела на увядший в руке букет цветов и промолчала, а бабушка покраснела так, что ей пришлось натянуть поглубже свою старую красную шапочку, чтобы никто этого не заметил. «Так, — сказал Старший фотоохотник, оглянувшись на свалку из бутылок и пакетов из-под пирожков и маслица, — все ясно. Вы, бабушка, должны подавать пример подрастающему поколению. Вот вам инструкция, как нужно вести себя в природе», — и он передал бабушке книгу «Правила поведения гостей в лесу». «Но если мы гости, то кто тогда хозяин этого леса?» — возмутилась Серая Шапочка. «Хозяин тот, кто его бережет, для кого лес — дом родной».

И с этими словами Старший фотоохотник вручил Красному Волку большую золотую медаль «За охрану природы» и новое издание Красной книги. А бабушка и внучка решили убрать весь мусор, посадить цветы и поставить вокруг природоохранные знаки. Они прочитали Красную книгу, и теперь очень гордятся тем, что рядом с ними живет такой редкий зверь. И только сорока все еще им не доверяет.

Обсуждение текста:

• Обратить внимание детей на то, как тесно все взаимосвязано в природе. Каждое животное приспособлено к определенным условиям. Если уничтожить его местообитание, исчезнет и само животное.

• Что случится с Волком, если погибнет лес?

• Что можно сделать, чтобы леса, степи, моря оставались по-прежнему «домами» многих живых существ?

• Как может повлиять оставленный людьми мусор на жизнь леса? Например, клочки полиэтиленовых пакетов иногда проглатывают птицы. Осколок стекла, фокусируя солнечные лучи, может стать причиной пожара или просто ловушкой для мелких лесных животных (поэтому, чем меньше упаковочного материала мы используем, тем меньше загрязняется окружающая среда).

• Почему не стоит ловить бабочек, рвать цветы, особенно самые красивые и крупные? Именно такие растения дают хорошее, жизнеустойчивое потомство. Практически с каждым цветком обязательно связано какое-нибудь насекомое. Бабочки и растения не могут жить друг без друга. Бабочки питаются нектаром и опыляют цветки. Исчезают бабочки — исчезают растения. И наоборот, чем больше лесных цветов уйдет на букеты, тем меньше останется бабочек.

• Почему Волка звали Красным?

• Что такое Красная книга, почему она так называется?

• Какие звери, птицы и растения в нее занесены и почему? Подумайте вместе, что нужно сделать, чтобы эта книга не становилась все объемней.

Работа с экологическими знаками.

Воспитатель: Давайте, мы с вами сейчас придумаем такие знаки, которые будут говорить о том, что нельзя делать в природе и нарисуем их. И тогда люди смогут совершать больше хороших поступков по отношению ко всему живому.

Изготовление экологических знаков и обсуждение, что они означают.

Воспитатель: Ребята, давайте беречь природу вместе!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию (ЯОЖ) в подготовительной к школе группе на тему «Посуда»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию (ЯОЖ) в подготовительной к школе группе  на тему «Посуда»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей в подготовительной к школе группе на тему: «Знатоки русских былин»

Данный материал позволит закрепить знания детей о содержании былин, основных героях и событиях, пословицах о Родине ,смелости, дружбе....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группе "Играем с Машей и Медведем"

Нод по познавательному развитию (ФЭМП) проводится в игровой форме с любимыми героями детей машей и Медведем....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной к школе группе «Блестящая математика».

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной к школе группе "Блестящая математика"...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию ФЦКМ для подготовительной к школе группе Тема "Удивительные гостьи" с играми ТРИЗ технологии

Цель: обобщение знаний детей о временах года и их характерных признаках.Задачи:Образовательные:- выявлять простейшие причинно-следственные связи;- обобщить знания детей о временах года;- учить видеть ...