Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию ФЦКМ для подготовительной к школе группе Тема "Удивительные гостьи" с играми ТРИЗ технологии
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Гусейнова Ольга Семёновна
Цель: обобщение знаний детей о временах года и их характерных признаках.
Задачи:
Образовательные:
- выявлять простейшие причинно-следственные связи;
- обобщить знания детей о временах года;
- учить видеть характерные особенности разных времен года.
Развивающие:
- развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе;
- развивать навыки сотрудничества, активности, любви и бережного отношения к природе;
- развивать зрительное внимание, логическое мышление;
- развивать эстетическое восприятие красоты природы.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к природе;
- воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы;
- доставить детям радость и удовлетворение от игр.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_triz_guseynova.docx23.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

непрерывной образовательной деятельности

по познавательному развитию

ФЦКМ

для подготовительной к школе группе

Тема "Удивительные гостьи"

с играми ТРИЗ технологии

Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории

 МКДОУ Северного детского сада «Сказка»

 Гусейнова Ольга Семёновна

с. Северное 2021г

Цель: обобщение знаний детей о временах года и их характерных признаках.

Задачи:

Образовательные:

- выявлять простейшие причинно-следственные связи;

- обобщить знания детей о временах года;

- учить видеть характерные особенности разных времен года.

Развивающие:

- развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе;

- развивать навыки сотрудничества, активности, любви и бережного отношения к природе;

- развивать зрительное внимание, логическое мышление;

- развивать эстетическое восприятие красоты природы.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к природе;

- воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы;

- доставить детям радость и удовлетворение от игр.

Предварительная работа: беседы о временах года, рассматривание сюжетных картинок с изображением природы в разное время года, разгадывание загадок о временах года и сезонных явлениях, наблюдения на прогулках, чтение Т.А. Шорыгина «Какие месяцы в году», В.Степанов «Время года», чтение и просмотр сказки «12 месяцев», просмотр презентаций.

Оборудование: картинки: девочка - Весна, девочка – Лето, девочка – Осень, девочка – Зима; мольберт; ширма с временами года; дидактическое пособие «Причина – следствие»; алгоритмы зима, весна, лето, осень; обруч, карточки с символами; лёд, тарелочки, салфетки.

Ход занятия:

1.Оргмомент.

-Здравствуйте ребята, сегодня у нас необычный день. Сегодня к нам пришли удивительные гостьи. А что же это за гостьи попробуйте догадаться.

Воспитатель загадывает загадку:

Гостьи к нам пришли: первая гостья - белая, вьюжная, студеная

А за нею – молодая, пробуждающая, звонкая

Третья - ярко расцветает, благоухает, зноем наполняет

А четвёртая- рыдает, землю золотом устилает (Времена года).

- Правильно ребята. Сегодня мы встретим сразу четыре времени года.

На магнитной доске висят картинки: девочка - Весна, девочка – Лето, девочка – Осень, девочка – Зима.

Проблемная ситуация

 - Посмотрите, всё ли правильно, все ли на своих местах? (ответ: идут не по порядку).

- А все потому, что поспорили наши гостьи, перемешались между собой, не могут ни как договориться, лето утверждает, что она самая неповторимая, весна – самая хорошая, зима – самая любимая, осень – волшебница. Обратились к нам за помощью разрешить их спор. Что же делать? Как же нам разрешить их спор? (ответ: доказать, что все они неповторимые, хорошие, любимые и волшебные)

 Эмоциональный настрой:

Мы дружные ребята,

Любим - рассуждать,

Умеем - доказать,

Можем -  побеждать!

Воспитатель предлагает  сделать план-схему действий. Дети предлагают символы.

2. Основная часть

- Мне кажется, я знаю как доказать, что в каждом времени года есть неповторимое и единственное. Хотите узнать как? Тогда начнем.

Задание: дидактическая игра «Причина – следствие» (индивидуальная работа)

- Пройдите к столам, займите  место. Перед вами таблица «Причина – следствие».

Причина – одно из времён года. Следствия – признаки времён года. Подберите  к каждому времени года соответствующие признаки.  Какие признаки подобрали к времени года зима? Весна? Лето? Осень? (индивидуальные ответы)

- Есть ли повторяющиеся признаки? (ответы)

- Смогли ли мы решить первую проблему в споре? Что доказали? (ответ: что каждое время года имеет свои следствия – признаки и ни одно из них не повторяется).

Задание: игра с предметом (обруч) «Хорошо – плохо» (фронтальная работа)

- Какой далее мы должны решить вопрос? (ответы)

-Давайте с вами разомнёмся, а заодно поговорим, что хорошего и что плохого есть в каждом времени года.

Дети вместе с воспитателем встают в круг. Воспитатель передает волшебный обруч с символами каждому ребёнку поочерёдно и называет одно из времён года. Ребёнок говорит одно положительное и одно отрицательное свойства заданного времени года. Например: зимой хорошо кататься на лыжах, плохо – гололёд.

- Какой вывод можно сделать? (ответ: в каждом времени года есть то, что радует и огорчает, каждое время года имеет что-то хорошее).                                               

Задание: работа по алгоритмам « Времена года» (групповая работа)  

- Следующий вопрос в данном споре? (ответы детей)

 -Предлагаю разделиться на пары, выбрать время года и рассказать о нем. В этом вам помогут алгоритмы времен года. (Дети делятся на подгруппы) 

- Составьте рассказ, опираясь на алгоритм,  о том времени года, которое вы выбрали. (описательные рассказы детей с опорой на алгоритмы)                                                       

- Какой вывод можно сделать? (ответ: мы не только видим хорошее и плохое  в каждом из них, но и любим  любое время года).                                                                      

 Задание: ОЭД

- Следующий вопрос в данном споре? (ответы детей)

-Ребята, в каждом времени года есть свое волшебство, которое погружает природу  и вещества в разное состояние. Есть уникальное вещество, которое присутствует в каждом времени года в различном состоянии: жидком, твердом, газообразном.  Как вы думаете, что это за вещество? Давайте прикоснемся к этому волшебству.  

Дети подходят к столам. Каждый ребёнок берёт кусочек льда. Рассматривает, трогает, постукивает.

- Что вы можете сказать об этом объекте? (ответы)

- Какие из времен года превращают воду в лед? (ответы)

- Ребята, а если мы возьмём лёд в руки и долго его подержим? (Каждый ребёнок берёт кусочек льда в руки и держит его.)

- Что произойдет со льдом? (ответы)

-Что  вы можете сказать об этом объекте?  (ответы)

- Какие из времен года превращают лед в воду? (ответы)

- какие стали руки после воды и льда? (мокрые).

- Если подуть на них, что произойдет с водой? (ответ: вода испарится). 

- Какие  из времен года превращают воду в пар? (ответ: все времена)

- какой вывод мы можем сделать? (ответ: в каждом времени года есть волшебство).

3.Рефлексия.

- Подведение итога: смогли ли мы разрешить спор? Каким образом? (ответы детей)

- Самооценка: если считаете, что постарались разрешить спор, то весело похлопайте, если считаете, что не справились, то грустно потопайте.

- давайте теперь расставим времена года так, как они следуют друг за другом. Пусть не спорят и наступают каждая в свое время. Мы их будем с нетерпением ожидать.

- Вопрос на перспективу:  давайте с вами подумаем, что же может случиться, если в один день наступят все 4 времени года?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками подготовительной к школе группы «Приключения Снеговика» посредством ТРИЗ и РТВ технологий.

упражнять составлять сложные предложения, отвечая на поисковые вопросы педагога; закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи; развивать воображение и фантазию детей; способствовать развит...

«Путешествие в царство леса» Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие», Подготовительная к школе группа

Закрепление знаний детей о времени года «осень», о признаках осени, о растительном и животном мире лесов....

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» образовательная область- познавательное развитие (подготовительная к школе группа)

Цель: Создание интереса к интеллектуальным играм.Задачи приоритетной образовательной области:Познавательное развитие- учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10. Закрепить знания о цифрах- сос...