План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками подготовительной к школе группы «Приключения Снеговика» посредством ТРИЗ и РТВ технологий.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Шило Наталья Александровна

упражнять составлять сложные предложения, отвечая на поисковые вопросы педагога; закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи; развивать воображение и фантазию детей; способствовать развитию словотворчества; вырабатывать стремление к изобретательности, поиску новых решений; воспитывать чувство сопереживания героям; воспитывать культуру речевого общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priklyuchenie_snegovika.docx33.26 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект непосредственно образовательной деятельности

с дошкольниками подготовительной к школе   группы   «Приключения Снеговика» посредством ТРИЗ и РТВ технологий.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Задачи: 

«Социально-коммуникативное развитие»: приобщать детей к элементарным правилам взаимодействия со сверстниками в процессе деятельности, толерантное отношение к ближнему, умение слушать друг друга. Создать атмосферу творческого поиска.

«Речевое развитие»: упражнять составлять сложные предложения, отвечая на поисковые вопросы педагога; закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи; развивать воображение и фантазию детей; способствовать развитию словотворчества; вырабатывать стремление к изобретательности, поиску новых решений; воспитывать чувство сопереживания героям; воспитывать культуру речевого общения.

«Физическое развитие» развивать двигательную активность и умение сочетать движение с музыкой.

Методы  и приемы:

Практические –игры, игровое упражнение;

словесные - беседы, вопросы;

наглядные - наблюдения.

Материалы и оборудования:  электронное методическое пособие «Зима», экран, компьютер,  коллективная работа «Снеговик из наших ладошек», книга-самоделка из рисунков детей «Животные жарких стран», иллюстрации с изображением вьюги и зимнего пейзажа, опорные схемы для рассказывания, диктофон, аудиозаписи: «Звук вьюги», «Песенка Красной Шапочки» (композитор А. Рыбников).

Подготовительная работа: беседа на тему: «Откуда пришел обычай лепить снеговиков», рассказывание воспитателем сказки «Морозко», чтение стихов и отгадывание загадок на зимнюю тематику, просмотр мультипликационных фильмов: «Снеговик – почтовик», «Когда зажигают елки», рисование и изготовление книги-альбома на тему: «Животные жарких стран», коллективная работа «Снеговик из наших ладошек», раскраски для детей со снеговиками, лепка снеговика во время прогулки, сюжетно-ролевая игра на прогулке «Магазин Деда Мороза», подвижные игры в зимнем го-родке, хороводные игры со Снеговиком.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы  организации

Игровая деятельность

1. Игровое упражнение «Здравствуйте»

Цель: быть доброжелательными и корректными собеседниками

2. Игра «Повтори за мной».

Цель: произносить скороговорку наизусть в замедленном темпе с отчетливым произношением сложных звуков

Коммуникативная деятельность

1.Составление рассказа из личного опыта с использованием опорных схем «Как мы лепили снеговика»

Цель: продолжать работу по составлению рассказов из личного опыта.

2. «Как мы лепили снеговика».

Цель: Составление рассказа из личного опыта с использованием опорных схем.

3. Сочинение сказки от проблемного вопроса со спасательной ситуацией.

Цель: развивать творческое воображение

 Познавательно — исследовательская

1. Игровое упражнение «Снеговик из песка»

Цель: Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова

2. «Загадки».

Цель: уметь разгадывать загадки, совершенствовать умение точно характеризовать объект.

3. Беседа «Зима»

Цель: Сформировано умение вести скоординированный диалог между воспитателем и детьми, между детьми, быть доброжелательными и корректными собеседниками. Закреплены знания детей о зимних забавах.

4.Упражнение в составлении описательных рассказов по рисункам.

Цель: активно, правильно, в точном соответствии со смыслом употреблять  слова, точно описывая животных жарких стран.

Двигательная активность

1. Музыкально-ритмическая разминка «Снеговик».

Цель: активизация  двигательной активности детей. Сочетать движения с музыкой.

Музыкальная деятельность

1.Игровое упражнение «Звук вьюги»

Цель: восприятие и понимание смысла музыкальных произведений

Изобразительная деятельность

1.Коллективная аппликация «Снеговики, собирайтесь в хоровод дружбы!»

Цель: Закрепить навыки аккуратного вырезания и наклеивания.

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность

воспитанников

Ожидаемые результаты

1.Игровое упражнение «Здравствуйте»

Здравствуйте ребята! Сегодня Снеговик решил прийти к нам в гости и хочет с вами поздороваться. А так как он известный выдумщик, то просит вас поздороваться, не повторяясь.

Предлагает определить какое настроение у Снеговика, как чувствует себя Снеговик? И мы все улыбнемся Снеговику и друг другу. Присаживайся Снеговик, будешь с нами играть!

Занимаются самостоятельной деятельностью, входит воспитатель, в руках - коллективная работа «Снеговик из наших ладошек».

Каждый ребенок здоровается со Снеговиком по-своему: кто-то говорит одну фразу: «Здравствуй!», «Привет!», кто-то говорит: «Как я рад тебя видеть!», «Как я по тебе соскучился!», «Как хорошо, что мы встретились!», кто-то - жестами, кто-то  - с поклоном, с разной интонацией.

Дети дают предположительные ответы: ему хорошо. Он радуется и улыбается всем, потому что он увидел, как мы любим его.

Поставленная задача принята детьми, есть мотивация к сотрудничеству.

Выработан навык осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания.

2. Игровое упражнение «Звук вьюги» 

Предлагает послушать внимательно музыку и рассказать,  на что она похожа: ой, ребята, что это за музыка такая сердитая, громкая, чуть-чуть страшная.

На экране появляется  иллюстрация вьюги слайд №1-4 ЭМП «Зима».

По сигналу «вьюга начинается»

По сигналу «сильная вьюга»

По сигналу «вьюга кончается» По сигналу «вьюга кончилась»

Проявляют интерес к предстоящей теме. Отвечают на вопросы:  Как -будто дует сильный ветер. Это ветер задул, снежинки закружились, вьюга разыгралась.

Дети изображают вьюгу,  тихо говорят: «у-у-у…»;

Громко говорят: «у-у-у…»;

Говорят тише: «у-у-у»;

Замолкают.

Развито творческое воображение.

3. «Загадки».

Предлагает отгадать загадки:

снег на полях, лед на реке, вьюга гуляет, когда это бывает?

Как вы догадались?

Показ ЭМП «Зима» слайд

№5-7:Ребята, какие еще вы можете вспомнить загадки или стихи о зиме?

Читают стихи, загадывают и разгадывают загадки.

Используют  эмоционально-оценочную лексику, выразительные средства языка.

4.Беседа «Зима»

Вопросы: какие зимние месяцы вы знаете? Какая погода бывает зимой? Чем покрыта земля зимой? Какой бывает снег?

Что вы любите делать зимой, когда гуляете на улице?

Дети ведут диалог с воспитателем. Отвечают на вопросы. Подбирают прилагательные к слову снег (Белый, мягкий, пушистый, липкий, легкий, холодный).

Сформировано умение вести скоординированный диалог между воспитателем и детьми, между детьми,  быть доброжелательными и корректными собеседниками.

Закреплены знания детей о зимних забавах (Кататься на санках и лыжах, играть в снежки, лепить снеговиков)

5.Составление рассказа из личного опыта с использованием опорных схем «Как мы лепили снеговика». 

Вспомним, как мы лепили снеговика? А помогут нам рассказывать опорные схемы.

 

Составляют  рассказ из личного опыта с использованием опорных схем: сначала мы слепили большой ком – туловище снеговика, потом на этот ком положили сверху второй ком поменьше – голову. А с боков прикрепили два маленьких комка – руки.

Закреплено умение составлять рассказ из личного опыта с использованием опорных схем.

6.Игровое упражнение «Снеговик из песка»

Уточняет: в странах, где холодно лепят снеговика из снега, а где жарко - из чего можно лепить снеговика? Из снега можно?

А из чего тогда можно сделать снеговика, как вы думаете?

Как можно назвать такого снеговика, который сделан из песка?

Какие интересные слова вы придумали! А что будет с нашим Снеговиком, если он попадет в жаркие страны? Значит, наш снеговик никогда не был там, где жарко и не видел, какие там живут животные, птицы. Ребята, мы с вами рисовали на прошлой недели животных жарких стран. Познакомьте нашего Снеговика с ними и подружите их!  

Внимательно слушают и отвечают на вопросы.

Высказывают свои варианты ответа.

Подбирают слова синонимы: Песочный снеговик, песковик, песковичек, песочник и т.д.

Совершенствовать умение образовывать однокоренные существительные

7.Упражнение в составлении описательных рассказов по рисункам. 

Игра «Повтори за мной». Замечательно, что мы нашли друзей для Снеговика! Когда я слушала ваши рассказы, вспомнила такую скороговорку: Воспитатель произносит скороговорку наизусть в замедленном темпе с отчетливым произношением сложных звуков 

Жил да был Снеговичок:

Рот - травинка, нос - сучок.

Все зверята с ним дружили,

В гости часто заходили.

Дети встают перед Снеговиком, перелистывают книгу-самоделку «Животные жарких стран», показывают и называют животных, которых они нарисовали, описывают их поведение и повадки, и предлагают Снеговику подружиться с ними.

Вместе с воспитателем  проговаривают скороговорку несколько раз не громко, ритмично, с приглушенными интонациями, потом дети проговаривают ее самостоятельно в медленном темпе шепотом, далее индивидуальное проговаривание и увеличение темпа.

Активно, правильно, в точном соответствии со смыслом употребляют  слова, точно описывая животных жарких стран.

Правильно произносят скороговорку наизусть в замедленном темпе с отчетливым произношением сложных звуков

8. Сочинение сказки от проблемного вопроса со спасательной ситуацией.

Уточняет: Грустно только! Когда станет тепло, снеговик растает… Можно ли что-нибудь сделать, чтобы снеговик не растаял?

Поможем ему и вместе придумаем сказку!

Воспитатель использует диктофон для записи отдельных предложений: Как начинаются все сказки? С каких слов?

Правильно. Итак, начнем. Жил-был Снеговик.

Посмотрите на нашего Снеговика повнимательнее. Опишите его части тела, глазки, нос, что у него еще есть

Воспитатель обращается к Снеговику:

Что стоишь и ждешь, дружок:

Ком, комочек и комок?

Угли - глазки, нос - морковка,

И метелку держишь ловко.

Задаёт вопросы:  А зачем Снеговику метелка? Предлагаю начать с того, что Снеговик подметал дорожку. Кто хочет продолжить?

Воспитатель уточняет: Снежная королева помогла Снеговику?

Воспитатель интересуется: Отдаст Снеговик Снежной Королеве свое ведро, чтобы попасть на Северный полюс?

Долго шел Снеговик?

Как мы встретили Снеговика?

Дети придумывают свои варианты зачина сказки:

Жили-были…

В некотором царстве, в некотором государстве…

Это было давным-давно… Однажды… 

Дети рассказывают:  Всё почти убрал, вдруг прилетела Снежная Королева. Снеговик сказал: «Кто ты такая?» Я, Снежная Королева! Здравствуй, Снежная Королева! Сделай так, чтобы я никогда не растаял!

Снежная Королева сказала, что исполнит его желание. Если он отдаст ей свое ведро, то она отправит его на Северный полюс. Там всегда холодно и много снега.

Нет. Он не может отдать ей свое ведро, потому что под ним прячутся птички от вьюги. Он сам пошел искать Северный полюс. Пошел, куда угольки глядят…

Долго шел Снеговик и пришел к нам в садик.

С радостью! Читали стихи, пели песни, танцевали.

Закреплено умение  составлять рассказы с последовательно развивающимся действием.

9.Музыкально-ритмическая разминка «Снеговик».

Потанцуем вместе со Снеговиком!

Воспитатель со Снеговиком показывает танцевальные движения под музыку «Песенка Красной Шапочки».

Встают в круг. Воспитатель со Снеговиком показывает танцевальные движения под музыку «Песенка Красной Шапочки», а дети повторяют движения за воспитателем под музыку.

Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений

10. «Рассказываем  сказку дальше».

Что же было дальше со Снеговиком?

Наверное, Снеговик загрустил после таких слов: «Закончится зима – я растаю! Что мне делать?» ...

Мы решили познакомить Снеговика с животными Африки, ведь он их никогда не видел. Они стали друзьями. Снеговик у них спрашивает: «А у Вас живут снеговики?».

Мы ему говорим: «Не бывает снеговиков там, где жарко! Там, наверное, бывают песковики, которых лепят из песка. Там же песка много!»

Не грусти! Пошли с нами на праздник. Мы будем путешествовать по миру, по разным странам с тобой. Ты увидишь своих братьев, которые живут там, где холодно. На празднике будут Дедушки Морозы разных стран. Давайте попросим их, чтобы Снеговик не растаял!

Продолжать совершенствовать умение сочинять сказки на заданную тему

11.Слушание аудиозаписи получившейся детской сказки.  Молодцы! Теперь послушаем, какая сказка у нас получилась.

Прослушивают по диктофону, какая сказка получилась.

Формировать навыки культуры слушания (не отвлекаться и не отвлекать других, дослушивать произведение до конца).

12. Коллективная аппликация «Снеговики, собирайтесь в хоровод дружбы!»

Беседа по вопросам  о проделанной  работе на НОД: Какую замечательную сказку мы сочинили! Молодцы! Как нам помог Дима - подсказал с началом сказки! У Андрея мне понравилось выражение «куда угольки глядят». А какие новые слова вы сегодня придумали: «песковик», «песковичек»! Снеговику понравилось сегодня у нас в гостях: он узнал, какие животные живут в жарких странах, потанцевал вместе с нами, послушал сказку, которую мы придумали для него.

 А что нового узнали вы? Что запомнилось больше всего, что удивило? Как еще можно помочь Снеговику?

Очень хорошо! Молодцы!

Сделаем таких снеговиков, которые не растают! И у  нашего Снеговика появятся новые друзья. Мы соберем наших снеговиков в хоровод! Предлагаю дать название нашему хороводу: «Снеговики, собирайтесь в хоровод дружбы!» А сейчас нам пришла пора говорить слова прощания нашему Снеговику 

Высказываются, выслушивают ответы товарищей и обобщают.

Предлагают сделать снеговиков из бумаги.

Проходят за столы с изоматериалами. Выполняют аппликацию.

Дети встают со своих мест, подходят поочередно к Снеговику, говорят слова прощания: «До свидания!», «До новых встреч!», «Пока!», «Еще увидимся!» и провожают Снеговика.

Закреплены навыки аккуратного вырезания и наклеивания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы.«Я здоровье берегу, сам себе я помогу».

Запомните  и расскажите своим родным и близким. Веселые, аккуратные, добрые и люди живут долго, а злые, хмурые, неряшливые – наоборот, часто болеют....

План — конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Путешествие по улицам города Математики».

План — конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы.Тема: «Путешествие по улицам города Математики».Интеграция образовательных областей: «Познани...

План — конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Путешествие по улицам города Математики».

План — конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы.Тема: «Путешествие по улицам города Математики».Интеграция образовательных областей: «Познани...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками подготовительной к школе группе. Тема: «Здоровое питание»

1. Сформировать представление о зависимости здоровья человека от способа питания («Физическое развитие»).2. Сформировать знания о полезных и вредных продуктах («Познавательное развитие»).3.Разви...

План – конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы Тема «В гости к Старичку – Лесовичку»

План – конспект непосредственно образовательной деятельности                     для детей подготовительн...