Педагогический опыт работы по теме: "Оздоровление дошкольников через взаимодействие с родителями"
методическая разработка на тему

Радаева Марина Валерьевна

Чем ребята интересуются, что они видят  в окружающей жизни – они всему этому подражают, и все это их увлекает. И вот нужно   уметь их интересы организовать определенным   образом, направить в определенное русло и дать такие занятия, на которых они росли бы и развивались, и становились сознательными.

Н.К. Крупская

Актуальность.

Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по сохранению и укреплению здоровья детей.  Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной образовательной программы дошкольного образования определяют как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую важность приобретает поиск новых  средств  и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях. Актуальность опыта состоит в решении проблемы  сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование инновационных оздоровительных технологий и совместную работу с родителями, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

  • Достижение этой цели возможно при решении следующих задач:
  • выбор средств физкультурно-оздоровительной работы, наиболее эффективно влияющих на укрепление здоровья дошкольников;
  • интегрирование новых средств здоровьесбережения в системе физкультурно- оздоровительной работы дошкольного учреждения;
  • создание диагностического пакета для выявления и оценки эффективности реализации здоровьесберегающей технологии;
  • отработка взаимодействия специалистов Центра здоровья, педагогов и медицинского персонала;
  • повышение профессиональной компетентности педагогов с целью повышения эффективности внедряемых средств здоровьесбережения;
  • активизация взаимодействия с родителями в физкультурно-оздоровительной деятельности детского сада.

Основные пути работы по оздоровлению детей, которые можно реализовать в дошкольном учреждении, следующие:

  • Формирование личности воспитанника с учетом особенностей физического, психического развития, индивидуальных возможностей;
  • Внедрение здоровьесберегающих программ воспитания, осуществление мониторинга за состоянием здоровья ребенка;
  • Выявление интересов и наклонностей детей;
  • Обеспечение готовности к школьному обучению, преемственности программ дошкольного и начального школьного образования с целью оптимизации интеллектуальной нагрузки на ребенка;
  • Внедрение современных обучающих программ;
  • Обеспечение взаимодействия с родителями и их осведомленности в этом направлении;
  • Расширение деятельности уголков физического развития;
  • Проведение совместных физкультурных занятий и досугов с родителями;

Теоретическая база опыта.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др. Реализация важнейших положений Закона РФ «Об образовании», связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиск новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья и физического развития детей.

Большую работу в этом направлении провели такие, известные в сфере дошкольного образования, ученые как Л.Н. Волошина, Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, О.М. Дьяченко, В.Г. Алямовская, М.Н. Кузнецова и многие другие.

Воспитательно-образовательная деятельность реализуется по «Общеобразовательной программе», разработанной на основе  программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы. Кроме этого используются программы и методики: Л. И. Пензулаевой «Физическое воспитание детей дошкольного возраста», «Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе», Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной «Безопасность», направляющие педагога на формирование у ребёнка навыков безопасного существования и ответственности к себе и своему личному здоровью.

     Актуальной задачей на современном этапе является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей, оценка его эффективности и модернизация содержания физкультурно-оздоровительной деятельности в детском саду.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий. Содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

Взаимодействие с родителями по оздоровлению детей не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире, но и формирует у них определенные элементарные действия, способствующие раннему оздоровлению детей.

При разработке содержания, форм и методов работы по оздоровлению руководствуюсь следующими дидактическими принципами:

  • системности,
  • последовательности,
  • доступности,
  • научности,
  • наглядности, 
  • преемственности.

Каждое образовательное учреждение призвано выполнять свои воспитательно-образовательные задачи, определять свою стратегию сохранения здоровья, выбирать инновационные технологии. Поэтому, ведущей педагогической идеей моего опыта является повышение эффективности оздоровительной деятельности, посредством использования здоровьесберегающих технологий, обеспечивающей сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование валеологической культуры поведения.

Оптимальность и эффективность средств:

В зале для изучения данной проблемы созданы необходимые условия:

-традиционное оборудование для развития двигательной активности детей;

-нетрадиционное оборудование для профилактики плоскостопия;

-корзины для забрасывания мячей, мишени для метания в цель, способствующие  повышению двигательной активности детей;

-мячи, кегли, гимнастические палки, массажные коврики и дорожки;

-наборы масок для подвижных игр.

    На территории детского сада оборудована спортивная площадка, где находится футбольное поле, имеется гимнастическое оборудование, полоса препятствий, беговая дорожка, яма для прыжков. Для организации физкультурных занятий и осуществления самостоятельной двигательной деятельности детей подобранны комплексы утренней гимнастики, физкультурных занятий, бодрящая гимнастика после дневного сна, физкультурные паузы содержат упражнения, направленные на укрепление мышц спины, свода стопы, шеи и т.п. Для тренировки дыхания используем комплексы физических упражнений, дыхательные гимнастики. Картотеки подвижных игр, игр-упражнений на развитие быстроты движения, корригирующих упражнений составлены с учетом физиологических особенностей детей и ежедневно применяются в организации двигательной деятельности детей.

     Для тренировки защитных сил детского организма в детском саду предусмотрены как традиционные, так и нетрадиционные методы закаливания: соблюдение сезонной одежды на прогулке, полоскание горла настоем трав, хождение по массажным коврикам, солнечные ванны во время летних прогулок. С детьми в период  после болезни работа ведется по щадящему режиму.

    В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей мы проводим: родительские собрания, круглые столы, индивидуальные и коллективные  консультации, дни здоровья, спортивные праздники, дни открытых дверей, беседы, фотоконкурсы на тему здоровья, выставки папок - передвижек, открытые показы.

    Информационно-просветительская деятельность знакомит родителей с инновационными оздоровительными технологиями, различными формами работы по физическому воспитанию детей в дошкольном учреждении, а так же способствует формированию у родителей ценностного отношения к здоровью в целом. Информирование о состоянии здоровья, физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности ребёнка, привлекает  родителей к участию в различных формах совместной деятельности, способствует повышению их грамотности в вопросах использования современных оздоровительных средств в домашних условиях.

Анализ результативности.

Работа по данному направлению позволяет отслеживать результативность деятельности детей на любом из этапов и вносить необходимые корректировки.  На этапе опытно - экспериментальной апробации очень важным моментом стало выстраивание алгоритмов деятельности и вовлечение педагогического коллектива и  родителей в оздоровительный процесс. Такой подход позволил  совершенствовать физические навыки детей, способствовал снижению уровня заболеваемости, и повышению валеологической грамотности родителей. Дети, совместно с родителями активно участвовали в физкультурно-оздоровительных мероприятиях таких как «Папа, мама, я – спортивная семья», «Малые Олимпийские игры», совместные занятия с родителями и детьми «Прогулка по волшебному лесу» и др. Воспитанники с радостью участвуют в  подвижных играх, играх-упражнениях на развитие быстроты движения, с интересом выполняют дыхательную гимнастику, корригирующие упражнения, комплексы массажных упражнений (хождение по массажных коврикам, массаж ладоней мячами с ребристой поверхностью).

     Можно отметить тот факт, что повысился процент компетентности родителей в вопросах валеологии, а также профессионализма и творческого потенциала педагогов по оздоровлению воспитанников за счет открытых показов продуктивной деятельности, консультаций, круглых столов.

     Уровень здоровья и физического развития детей за два года значительно повысился.

     Количество детей, имеющих высокий уровень физического развития, повысилось на 13 % (2015-2016г.- 22%; 2016-2017г.- 35 %); имеющих высокий уровень представлений о здоровом образе жизни, увеличилось на 32% (2015-2016г.- 22%; 2016-2017г.- 54 %). Уровень заболеваемости снизился на 0,9 %, значительно снизилось количество пропусков по болезни.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Сложность работы заключается в том, что в связи  с тенденциями современного общества родители очень заняты и не успевают в полной мере осуществлять оздоровление ребенка в домашних условиях.  Известно, что ребенок будет подражать взрослым и брать  с него пример, будет с интересом заниматься только тем, что его привлекает. Поэтому необходимо заинтересовать родителей и научить их, как можно заинтересовать этой проблемой ребенка и оздоровлять детей дома.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Данный опыт работы может использоваться воспитателями детских садов, инструктором по физической культуре и всем, кто интересуется проблемами воспитания и обучения дошкольников.

·                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_radaeva.docx23.14 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический опыт работы инструктора по физической культуре Радаева Марина Валерьевна по теме: "Оздоровление дошкольников через взаимодействие с родителями"

 

Чем ребята интересуются, что они видят  в окружающей жизни – они всему этому подражают, и все это их увлекает. И вот нужно   уметь их интересы организовать определенным   образом, направить в определенное русло и дать такие занятия, на которых они росли бы и развивались, и становились сознательными.

Н.К. Крупская

Актуальность.

Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по сохранению и укреплению здоровья детей.  Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной образовательной программы дошкольного образования определяют как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую важность приобретает поиск новых  средств  и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях. Актуальность опыта состоит в решении проблемы  сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование инновационных оздоровительных технологий и совместную работу с родителями, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

  • Достижение этой цели возможно при решении следующих задач:
  • выбор средств физкультурно-оздоровительной работы, наиболее эффективно влияющих на укрепление здоровья дошкольников;
  • интегрирование новых средств здоровьесбережения в системе физкультурно- оздоровительной работы дошкольного учреждения;
  • создание диагностического пакета для выявления и оценки эффективности реализации здоровьесберегающей технологии;
  • отработка взаимодействия специалистов Центра здоровья, педагогов и медицинского персонала;
  • повышение профессиональной компетентности педагогов с целью повышения эффективности внедряемых средств здоровьесбережения;
  • активизация взаимодействия с родителями в физкультурно-оздоровительной деятельности детского сада.

Основные пути работы по оздоровлению детей, которые можно реализовать в дошкольном учреждении, следующие:

  • Формирование личности воспитанника с учетом особенностей физического, психического развития, индивидуальных возможностей;
  • Внедрение здоровьесберегающих программ воспитания, осуществление мониторинга за состоянием здоровья ребенка;
  • Выявление интересов и наклонностей детей;
  • Обеспечение готовности к школьному обучению, преемственности программ дошкольного и начального школьного образования с целью оптимизации интеллектуальной нагрузки на ребенка;
  • Внедрение современных обучающих программ;
  • Обеспечение взаимодействия с родителями и их осведомленности в этом направлении;
  • Расширение деятельности уголков физического развития;
  • Проведение совместных физкультурных занятий и досугов с родителями;

Теоретическая база опыта.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др. Реализация важнейших положений Закона РФ «Об образовании», связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиск новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья и физического развития детей.

Большую работу в этом направлении провели такие, известные в сфере дошкольного образования, ученые как Л.Н. Волошина, Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, О.М. Дьяченко, В.Г. Алямовская, М.Н. Кузнецова и многие другие.

Воспитательно-образовательная деятельность реализуется по «Общеобразовательной программе», разработанной на основе  программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы. Кроме этого используются программы и методики: Л. И. Пензулаевой «Физическое воспитание детей дошкольного возраста», «Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе», Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной «Безопасность», направляющие педагога на формирование у ребёнка навыков безопасного существования и ответственности к себе и своему личному здоровью.

     Актуальной задачей на современном этапе является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей, оценка его эффективности и модернизация содержания физкультурно-оздоровительной деятельности в детском саду.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий. Содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

Взаимодействие с родителями по оздоровлению детей не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире, но и формирует у них определенные элементарные действия, способствующие раннему оздоровлению детей.

При разработке содержания, форм и методов работы по оздоровлению руководствуюсь следующими дидактическими принципами:

  • системности,
  • последовательности,
  • доступности,
  • научности,
  • наглядности,  
  • преемственности.

Каждое образовательное учреждение призвано выполнять свои воспитательно-образовательные задачи, определять свою стратегию сохранения здоровья, выбирать инновационные технологии. Поэтому, ведущей педагогической идеей моего опыта является повышение эффективности оздоровительной деятельности, посредством использования здоровьесберегающих технологий, обеспечивающей сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование валеологической культуры поведения.

Оптимальность и эффективность средств:

В зале для изучения данной проблемы созданы необходимые условия:

-традиционное оборудование для развития двигательной активности детей;

-нетрадиционное оборудование для профилактики плоскостопия;

-корзины для забрасывания мячей, мишени для метания в цель, способствующие  повышению двигательной активности детей;

-мячи, кегли, гимнастические палки, массажные коврики и дорожки;

-наборы масок для подвижных игр.

    На территории детского сада оборудована спортивная площадка, где находится футбольное поле, имеется гимнастическое оборудование, полоса препятствий, беговая дорожка, яма для прыжков. Для организации физкультурных занятий и осуществления самостоятельной двигательной деятельности детей подобранны комплексы утренней гимнастики, физкультурных занятий, бодрящая гимнастика после дневного сна, физкультурные паузы содержат упражнения, направленные на укрепление мышц спины, свода стопы, шеи и т.п. Для тренировки дыхания используем комплексы физических упражнений, дыхательные гимнастики. Картотеки подвижных игр, игр-упражнений на развитие быстроты движения, корригирующих упражнений составлены с учетом физиологических особенностей детей и ежедневно применяются в организации двигательной деятельности детей.

     Для тренировки защитных сил детского организма в детском саду предусмотрены как традиционные, так и нетрадиционные методы закаливания: соблюдение сезонной одежды на прогулке, полоскание горла настоем трав, хождение по массажным коврикам, солнечные ванны во время летних прогулок. С детьми в период  после болезни работа ведется по щадящему режиму.

    В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей мы проводим: родительские собрания, круглые столы, индивидуальные и коллективные  консультации, дни здоровья, спортивные праздники, дни открытых дверей, беседы, фотоконкурсы на тему здоровья, выставки папок - передвижек, открытые показы.

    Информационно-просветительская деятельность знакомит родителей с инновационными оздоровительными технологиями, различными формами работы по физическому воспитанию детей в дошкольном учреждении, а так же способствует формированию у родителей ценностного отношения к здоровью в целом. Информирование о состоянии здоровья, физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности ребёнка, привлекает  родителей к участию в различных формах совместной деятельности, способствует повышению их грамотности в вопросах использования современных оздоровительных средств в домашних условиях.

Анализ результативности.

Работа по данному направлению позволяет отслеживать результативность деятельности детей на любом из этапов и вносить необходимые корректировки.  На этапе опытно - экспериментальной апробации очень важным моментом стало выстраивание алгоритмов деятельности и вовлечение педагогического коллектива и  родителей в оздоровительный процесс. Такой подход позволил  совершенствовать физические навыки детей, способствовал снижению уровня заболеваемости, и повышению валеологической грамотности родителей. Дети, совместно с родителями активно участвовали в физкультурно-оздоровительных мероприятиях таких как «Папа, мама, я – спортивная семья», «Малые Олимпийские игры», совместные занятия с родителями и детьми «Прогулка по волшебному лесу» и др. Воспитанники с радостью участвуют в  подвижных играх, играх-упражнениях на развитие быстроты движения, с интересом выполняют дыхательную гимнастику, корригирующие упражнения, комплексы массажных упражнений (хождение по массажных коврикам, массаж ладоней мячами с ребристой поверхностью).

     Можно отметить тот факт, что повысился процент компетентности родителей в вопросах валеологии, а также профессионализма и творческого потенциала педагогов по оздоровлению воспитанников за счет открытых показов продуктивной деятельности, консультаций, круглых столов.

     Уровень здоровья и физического развития детей за два года значительно повысился.

     Количество детей, имеющих высокий уровень физического развития, повысилось на 13 % (2015-2016г.- 22%; 2016-2017г.- 35 %); имеющих высокий уровень представлений о здоровом образе жизни, увеличилось на 32% (2015-2016г.- 22%; 2016-2017г.- 54 %). Уровень заболеваемости снизился на 0,9 %, значительно снизилось количество пропусков по болезни.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Сложность работы заключается в том, что в связи  с тенденциями современного общества родители очень заняты и не успевают в полной мере осуществлять оздоровление ребенка в домашних условиях.  Известно, что ребенок будет подражать взрослым и брать  с него пример, будет с интересом заниматься только тем, что его привлекает. Поэтому необходимо заинтересовать родителей и научить их, как можно заинтересовать этой проблемой ребенка и оздоровлять детей дома.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Данный опыт работы может использоваться воспитателями детских садов, инструктором по физической культуре и всем, кто интересуется проблемами воспитания и обучения дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы " Развитие музыкальных способностей дошкольников через музыкальную игру"

Опыт работы ориентирован на повышение эффективности качества образовательного процесса через развитие интереса у дошкольников к музыкальной деятельности с использованием игровых приёмов и методик....

опыт работы по теме "Воспитание дошкольников через приобщение к природе"

« Я сорвал цветок, и он завял    Я поймал жука,    И он умер у меня на ладони.   И тогда я понял:   Прикоснуться к природе   Можно только се...

Опыт работы "Развитие творческого потенциала дошкольников через изобразительную деятельность в технике пуантилизма"

Методическая разработка по изодеятельности в технике пуантилизма (рисование точками)....

Педагогический опыт "Формирование патриотических чувств старших дошкольников через традиции и культуру народов Мордовии"

Педагогический опыт "Формирование патриотических чувств старших дошкольников через традиции и культуру народов Мордовии"...

Опыт работы по теме "Оздоровление детей дошкольников через нетрадиционные формы работы".

Использования альтернативных физкультурных занятий нетрадиционной направленности, которые учитывают особенности и потребности дошкольников....

Опыт работы на тему:«Оздоровление детей дошкольного возраста посредством здоровьесберегающих технологий».

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения....