дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Степени здоровья"
рабочая программа по теме

Степанова Екатерина Сергеевна

           Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Дополнительное образование способствует своевременному самоопределению ребенка в жизни, создает условия для формирования каждым ребенком собственных представлений о самом себе и окружающем мире. 

Родители (законные представители) воспитанников считают, что физкультурно-оздоровительная направленность является приоритетной при организации образования детей. Поэтому нами была создана дополнительная образовательная программа «Ступени здоровья».                                                                                                                                                                                              

           Важным условием формирования здоровьесберегающей компетентности у детей дошкольного возраста является наличие внутренней картины здоровья. Внутренняя картина здоровья – это особое отношение личности к своему здоровью, которое выражается в осознании его ценности и в стремлении к его совершенству. Внутренняя картина здоровья имеет мотивационный, когнитивный, эмоционально – волевой и предметно – практический компоненты. То есть человек, имеющий сформированную внутреннюю картину здоровья, владеет необходимой информацией о здоровом образе жизни, стремится вести здоровый образ жизни, имеет опыт практической деятельности, подкрепленный положительными эмоциями.

              Каждый педагог знает, что для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра, поэтому  формировать представления о здоровье и здоровом образе жизни у детей нужно через игровую деятельность. Программа предполагает использование игр, направленных на получение информации о внутренней картине здоровья, игр направленных на овладение способами действий, связанных со здоровым образом жизни, а так же игр направленных на реализацию позиции ребенка по отношению к собственному здоровью.                                                                   Именно дошкольный возраст - это сензитивный период развития ребенка, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития, двигательных умений и навыков. От того, как организовано воспитание и обучение ребенка, какие условия созданы для развития его физических качеств, зависит развитие и здоровье в последующие годы жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stupeni_zdorovya.doc169.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  

программа «Ступени здоровья»

физкультурно-оздоровительного направления

возраст  детей: 5 – 7 лет                     срок реализации:  1  год,                  автор-составитель:

Степанова   Екатерина Сергеевна старший воспитатель.                                                                                                              

               

                                         

                                                           

                                                 

                               

                                   

                                                 

«Единственная красота, которую я знаю, – это здоровье».

Генрих Гейне

Пояснительная записка

           Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Дополнительное образование способствует своевременному самоопределению ребенка в жизни, создает условия для формирования каждым ребенком собственных представлений о самом себе и окружающем мире.  

Родители (законные представители) воспитанников считают, что физкультурно-оздоровительная направленность является приоритетной при организации образования детей. Поэтому нами была создана дополнительная образовательная программа «Ступени здоровья».                                                                                                                                                                                              

                                Новизна дополнительной образовательной программы

            Важным условием формирования здоровьесберегающей компетентности у детей дошкольного возраста является наличие внутренней картины здоровья. Внутренняя картина здоровья – это особое отношение личности к своему здоровью, которое выражается в осознании его ценности и в стремлении к его совершенству. Внутренняя картина здоровья имеет мотивационный, когнитивный, эмоционально – волевой и предметно – практический компоненты. То есть человек, имеющий сформированную внутреннюю картину здоровья, владеет необходимой информацией о здоровом образе жизни, стремится вести здоровый образ жизни, имеет опыт практической деятельности, подкрепленный положительными эмоциями.

                               Актуальность  дополнительной образовательной программы                                                                                                                                                      Каждый педагог знает, что для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра, поэтому  формировать представления о здоровье и здоровом образе жизни у детей нужно через игровую деятельность. Программа предполагает использование игр, направленных на получение информации о внутренней картине здоровья, игр направленных на овладение способами действий, связанных со здоровым образом жизни, а так же игр направленных на реализацию позиции ребенка по отношению к собственному здоровью.                                                                                                               Именно дошкольный возраст - это сензитивный период развития ребенка, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития, двигательных умений и навыков. От того, как организовано воспитание и обучение ребенка, какие условия созданы для развития его физических качеств, зависит развитие и здоровье в последующие годы жизни.

                                  Цель и задачи дополнительной образовательной  программы                                                              Цель: формирование внутренней картины здоровья у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий.

Задачи:                                                                                                                                                   - мотивировать дошкольников к ведению здорового образа жизни;                                                       - дать знания по основным компонентам здорового образа жизни:  рациональному  режиму дня, правильному питанию, рациональной двигательной активности, закаливанию организма, сохранению оптимального психоэмоционального состояния;                                                                                                                                  - развивать стремление к активности и самостоятельности в вопросах здорового образа жизни;                                                                                                                                                    - развивать эмоционально-волевые качества дошкольников, способствующие ведению здорового образа жизни.

Дополнительная образовательная программа «Ступени здоровья» рассчитана на детей 6-7 летнего возраста. Набор детей осуществляется по желанию родителей (законных представителей). Занятия проходят один раз в неделю по 35 минут. Группа составляет 15-20  человек.

                                              Ожидаемые результаты                                                                                                  Содержание образования носит характер расширенного образования. Предполагает усвоение  и совершенствование приобретенных знаний и умений в области основных компонентов здорового образа жизни: рационального  режима  дня, правильного питания, рациональной двигательной активности, закаливания организма, сохранению оптимального психоэмоционального состояния.

        Ребёнок, прошедший полный курс обучения по дополнительной образовательной программе «Ступени здоровья», должен иметь сформированную внутреннюю картину здоровья, владеть необходимой информацией о здоровом образе жизни, стремиться вести здоровый образ жизни, иметь опыт практической деятельности, подкрепленный положительными эмоциями.

Способы определения результативности

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:

  1. начальный контроль (сентябрь);
  2. текущий контроль (в  течение всего учебного года);
  3. итоговый контроль (май).

Для начального и итогового контроля используется авторская методика Ирины Маратовны Новиковой, которая описана в пособии для педагогов дошкольных учреждений «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет». С целью выявления уровня сформированности представлений у детей о здоровье, в начале и в конце учебного года проводится диагностика детского рисунка  с помощью проективной методики  «Здоровье и болезнь» (авторы О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов)

Текущий контроль осуществляется на каждом занятии. Уровень освоения детьми знаний и   умений фиксируется с помощью  5 бальной шкалы. При этом желательно пользоваться условными обозначениями, так как цифры  ассоциируются со школьными отметками: 1 – это высокий уровень, а ребенок может воспринять как самую низкую отметку. Фиксирование по шкале результатов каждого ребенка от занятия к занятию даст возможность увидеть его индивидуальный маршрут, динамику, стабильность или  снижение, нестабильность результатов,   тогда педагог сможет гибко реагировать на возможности ребенка и строить образовательный процесс с учетом  возможностей каждого ребенка.

Результаты отслеживания заносятся в  индивидуальные таблицы, которые соответствуют тематическому планированию. (Смотри  таблицу 1)

Далее результаты заносятся в сводную таблицу 2.  Фиксируются обобщенные данные за три месяца:  данные за сентябрь, октябрь и ноябрь заносятся в графу  « начало года» (н.г.);  данные за декабрь, январь и февраль – в графу «середина года» (с.г.); данные за март, апрель, май – в графу «конец года» (к.г.).

Исходя из данных таблицы 2, педагог составляет индивидуальные и коллективные графики успеваемости по разделам, установить процентное соотношение успеваемости по разделам и т. д.

Педагог отслеживает образовательный результат по продуктам детской деятельности, наблюдает деятельность детей на развлечениях, конкурсах, викторинах, играх.

Учебный план

Год бучения

Количество занятий

в неделю

Количество занятий

в месяц

Количество занятий

в год

1-й год обучения

1

4

36

        

     Календарный учебный график

Учебный период

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Кол-во занятий

4

4

4

4

4

4

4

4

4

Учебно-тематический план

месяц

тема

количество часов

форма контроля

раздел: Сохранение оптимального психоэмоционального состояния

сентябрь

1. Диагностическое занятие

2. Путешествие в страну Здоровья

3. Дружба начинается с улыбки

4. Мастерская радости

1

1

1

1

диагностика

текущий контроль

текущий контроль

текущий контроль

раздел: Рациональный режим

октябрь

5. Чистота- залог здоровья!

6. Её величество Гигиена

7. Кто такие микробы?

8. Конкурс чистюль

1

1

1

1

текущий контроль

текущий контроль

текущий контроль

текущий контроль

ноябрь

9. Делу время - потехе час

10. Один день на космической ракете

11. Мы здоровьем дорожим, соблюдаем свой режим

12. Каждый день по распорядку

1

1

1

1

текущий контроль

текущий контроль

текущий контроль

текущий контроль

раздел: Правильное питание

декабрь

13. Кафе правильного питания

14. Овощи и фрукты - полезные продукты!

15. Давай устроим праздник!

16.  Полезный натюрморт

1

1

1

1

текущий контроль

текущий контроль

текущий контроль

текущий контроль

раздел: Тело человека

январь

17. Я и моё тело

18. Внутренние органы человека

19. Я расту

20. Физкультура - наш друг!

1

1

1

1

текущий контроль

текущий контроль

текущий контроль

текущий контроль

раздел: Рациональная двигательная активность

февраль

21. О спорт, ты мир!

22. Виды спорта

23. Будь примером!

24. Быть здоровыми все могут - спорт и отдых нам помогут

1

1

1

1

текущий контроль

текущий контроль

текущий контроль

текущий контроль

раздел: Закаливание организма

март

25. Если хочешь быть здоров…

26. Игра по станциям:

«Во всем нужна сноровка, закалка, тренировка!»

27. Зловредный  Ап -Чих

28. Солнце, воздух и вода - малышам нужны всегда!

1

1

1

1

текущий контроль

текущий контроль

текущий контроль

текущий контроль

раздел: Сохранение оптимального психоэмоционального состояния

апрель

29. Доброта – залог здоровья

30.  Поделись улыбкою своей

31. Мастерская радости

32. Правила поведения для воспитанных детей!

1

1

1

1

текущий контроль

текущий контроль

текущий контроль

текущий контроль

раздел: Рациональная двигательная активность

май

33. Диагностическое занятие

34.  «У похода есть начало, а конца похода нет…»

35. Лето красное - для здоровья время прекрасное!

36. Быть здоровым - здорово!

1

1

1

1

Диагностика

текущий контроль

текущий контроль

текущий контроль

Содержание дополнительной образовательной программы

№ п/п

Тема

Теория

Практика

1.

Диагностическое занятие

Выполнение диагностического рисунка «Здоровье и болезнь»

2.

Путешествие в страну Здоровья

Беседа о здоровье как о важнейшей ценности в жизни человека. Знакомство с основными компонентами здорового образа жизни:                              - рациональный  режим дня

- правильное питание,       - рациональная двигательная активность,  - закаливание организма,

-сохранение оптимального психоэмоционального состояния                                                                                                                                  

Путешествие по станциям:    - дворец принцессы Гигиены

- кафе правильного питания

- физкульт ура!

- закалка

- наши эмоции

3.

Дружба начинается с улыбки

Знакомство со способами управления эмоциями. Беседа о доброте и умении дружить.

Выполнение релаксационных упражнений, дыхательной гимнастики.

4.

Мастерская радости

Беседа о том, как приятно дарить и получать подарки.

Изготовление подарка другу из солёного теста.

5.

Чистота - залог здоровья!

Беседа о том, что такое чистота и зачем мы ее соблюдаем. Знакомство с основными принципами гигиены тела, одежды, жилища.

Игры на знакомство с основными принципами гигиены.

Игры: «Что за чем идет», «Чудесный мешочек», «Четвёртый лишний»

6.

Её величество Гигиена

Чтение сказки о принцессе Гигиене.

Составление сказочного образа принцессы Гигиены, изготовление коллажа.

7.

Кто такие микробы?

Знакомство с разнообразием микробов. Просмотр презентации.

Игры на знакомство с миром микробов.

8.

Конкурс чистюль

 Актуализация знаний детей о правилах гигиены.

Игры на использование практических гигиенических навыков.

9.

Делу время - потехе час

Знакомство с понятием режим дня, основными режимными моментами. Беседа о режиме сна, режиме питания, режиме физической активности.

Игры, направленные на формирование представлений о режиме дня.

10.

Один день на космической ракете

Беседа о необходимости соблюдения режима дня для сохранения здоровья. Рассказ о героях-космонавтах.

Игра «Один день на космической ракете»

11.

Мы здоровьем дорожим, соблюдаем свой режим

Знакомство с правилами здорового сна. Беседа о режиме, гигиене, поддержании положительного психо-эмоционального состояния.

Изготовление коллажа «Мой удивительный сон»

12.

Каждый день по распорядку

Актуализация знаний детей о рациональном режиме дня через беседу.

Игра-путешествие по станциям:

-утро

- день

-вечер

-ночь

13.

Что такое «правильное питание»?

Знакомство с понятием «правильное питание». Рассказ о белках, жирах и углеводах. Беседа о том, что такое меню.

Игры «Полезный завтрак», «Кафе правильного питания»

14.

Овощи и фрукты - полезные продукты!

Знакомство с полезными свойствами овощей и фруктов. Рассказ о витаминах. Беседа о соблюдении гигиены.

Игра «Вежливый магазин»

15.

Давай устроим праздник!

Знакомство с понятием «этикет». Рассказ о том, что такое сервировка стола. Беседа о правилах поведения за столом.

Игра «Клуб знатоков правильного питания»

16.

Полезный натюрморт

Актуализация знаний детей о правильном питании через беседу.

Изготовление коллажа «Моё любимое блюдо»

17.

Я и моё тело

Знакомство с организмом человека, его потребностями в отдыхе, сне и движении.

Наблюдение за своим телом в играх и опытах.

18.

Внутренние органы человека

Знакомство с понятием внутренние органы. Рассказ о работе сердца, кровеносной системе. Рассказ о работе легких.

Наблюдение за своим телом в играх и опытах.

19.

Я расту

 Беседа о том, как устроена костная система человека. Сравнение строения людей разного возраста.

Складывание пазлов «Скелет человека»

20.

Физкультура - наш друг!

Сравнение понятий «физкультура» и «спорт». Беседа о зарождении спорта в Древней Греции.

Просмотр видеосюжета о пользе спорта.

Игра «Весёлая зарядка»

21.

О спорт, ты мир!

Знакомство с профессией спортсмена и трудом людей, работающих в сфере спорта.

Игра- пантомима «Виды спорта»

22.

Виды спорта

Знакомство с различными видами спорта (зимними и летними, командными и индивидуальными),  их особенностями.

Складывание пазлов «Летние виды спорта», «Зимние виды спорта»,

23.

Будь примером!

Рассказ о знаменитых спортсменах России: Власове, Родниной, Исамбаевой, Третьяке.

Изготовление мини-книги «Мы ими гордимся!»

24.

Быть здоровыми все могут - спорт и отдых нам помогут

Знакомство с понятием «активный отдых». Беседа о том, как мы отдыхаем в выходные дни.

Игра-инсценировка « Отдых на природе»

25.

Если хочешь быть здоров…

Знакомство с понятием «Закаливание организма». Беседа о том, что мы делаем для закаливания организма в детском саду и дома. Просмотр видеоролика о процедурах закаливания.

Игра « Что ты делаешь для закаливания организма?»

26.

 «Во всем нужна сноровка, закалка, тренировка!»

Беседа о видах закаливания:

- воздушные ванны

- обтирание тела водой

- купание

- пребывание на солнце

- хождение босиком

Рассказ об общих принципах закаливания.

Изготовление плаката «Природа помогает быть здоровым!» (коллективная работа)

27.

Зловредный  Ап –Чих

Беседа о том, как закаливание, соблюдение правил гигиены и физкультура помогают быть здоровым, избежать простудных и вирусных заболеваний.

Игра - инсценировка                   «Здоровье и болезнь»

28.

Солнце, воздух и вода - малышам нужны всегда!

Актуализация знаний детей о правильном питании через беседу.

Викторина «Будь здоров!»

-загадки о здоровье и закаливании

- пазлы «Закаливание организма»

- игра- пантомима

29.

Доброта – залог здоровья

Беседа о доброте, как о ценном качестве человека. Просмотр презентации «Доброта-залог здоровья».

Игра «Добрые слова», Игра «Я хочу с тобою подружиться».

30.

Поделись улыбкою своей

Знакомство с понятием «эмоции». Беседа об эмоциях и мимике человека.

Игры, направленные на формирование представлений об эмоциях. Выполнение упражнений направленных на урегулирование эмоций.

 

31.

Что значит быть вежливым?

Беседа о том, что такое вежливость.

Изготовление подарка другу из солёного теста.

32.

Правила поведения для воспитанных детей!

Знакомство с понятием «этикет». Беседа о правилах вежливого поведения. Повторение правил поведения за столом.

Игра «Что такое хорошо и что такое плохо»

33.

Диагностическое занятие

Выполнение диагностического рисунка «Здоровье и болезнь»

34.

«У похода есть начало, а конца похода нет…»

Знакомство с понятием «туризм». Беседа о туристическом опыте детей.  Просмотр презентации «Поход в лес».

Игра - инсценировка                   «Мы отправились в поход»

35.

Лето красное - для здоровья время прекрасное!

Беседа об активном летнем отдыхе. Рассказ об опасностях, которых следует избегать летом.

Изготовление мини-книжки «Лето красное - для здоровья время прекрасное!» (коллективная работа)

36.

Быть здоровым - здорово!

Актуализация знаний детей о здоровье. Беседа об основных компонентах здорового образа жизни:                              - рациональный  режим дня

- правильное питание,       - рациональная двигательная активность,  - закаливание организма,

-сохранение оптимального психо- эмоционального состояния    

                                                                                                                             

Викторина «Быть здоровым - здорово!»

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Тема

Дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Диагностическое занятие

Бумага формата А 2, цветные карандаши

Путешествие в страну Здоровья

Иллюстрации к беседе, сюжетные картинки, сказочный персонаж «Принцесса  Гигиена», карта со станциями, атрибуты для физкульт  минутки, фото-коллаж «Наши эмоции», презентация  

ноутбук, проектор, музыкальный диск.

Дружба начинается с улыбки

Карточки «Эмоции», сюжетные картинки «В мире доброты».

ноутбук, музыкальный диск с релаксационной музыкой.

Мастерская радости

Солёное тесто, украшение для подарков.

ноутбук, музыкальный диск.

Чистота- залог здоровья!

Иллюстрационные картинки «Гигиена», картинки к игре «Что за чем идет», атрибуты к играм «Чудесный мешочек», «Четвертый лишний»

ноутбук, проектор,  диск с мультфильмом «Мойдодыр»

Её величество Гигиена

Сказочный персонаж «Принцесса Гигиена», иллюстрации к сказке, материал для изготовления коллажа  

Кто такие микробы?

Иллюстрационные картинки  «О микробах », игрушки – насекомые, микроскоп,  презентация

ноутбук, проектор

Конкурс чистюль

Призы, атрибуты личной гигиены, сюжетные картинки «Гигиена», сказочный персонаж, презентация

ноутбук, музыкальный диск.

Делу время - потехе час

Иллюстрации к беседе, Сказочный персонаж, загадки с картинкам .

ноутбук, проектор

Один день на космической ракете

Иллюстрации к беседе, фотографии- героев космонавтов, материал для изготовления космической ракеты, презентация «Герои-космонавты»

ноутбук, проектор

Мы здоровьем дорожим, соблюдаем свой режим

Карточки с правилами здорового сна, материал для изготовления коллажа «Мой удивительный сон»

ноутбук, музыкальный диск с релаксационной музыкой.

Каждый день по распорядку

Карта со станциям, иллюстрационные картинки «Утро , день , вечер, ночь», атрибуты для путешествия

ноутбук, музыкальный диск.

Кафе правильного питания

Меню, картинки  к игре «Полезный завтрак, атрибуты к сюжетно ролевой игре «Кафе правильного питания», презентация

ноутбук, проектор

Овощи и фрукты - полезные продукты!

Муляж овощей и фруктов, сюжетные картинки «Овощи и фрукты» атрибуты к игре «Вежливый магазин»? презентация

ноутбук, проектор

Давай устроим праздник!

Иллюстрационные картинки «Этикет»,

Сюжетные картинки «Правило поведения за столом» атрибуты к игре «Клуб знатоков правильного питания »

ноутбук, музыкальный диск

Полезный натюрморт

Сюжетные картинки «Правильное питание», материал для изготовления коллажа «Полезное блюдо», книги и иллюстрационный материал о правильном питании

Я и моё тело

Материал для проведения опыта «Мое тело», Муляж органов, тела человека

плаката «Тело человека», презентация

ноутбук, проектор

Физкультура - наш друг!

Иллюстрации о зарождении спорта в Древней Греции, атрибуты к игре «Веселая зарядка».

ноутбук, проектор, диск  с видеосюжетом о пользе спорта

О спорт, ты мир!

Сюжетные картинки «Профессии», Иллюстрации о видах спорта, атрибуты для игры «пантомима», книги и иллюстративный материал о великих спортсменах прошлого и настоящего

Книги и иллюстративный материал о великих спортсменах прошлого и настоящего.

Виды спорта

Иллюстрации с различными видами спорта (зимними и летними, командными и индивидуальными), пазлы, презентация «Виды спорта»

ноутбук, проектор

Будь примером!

Материал для изготовление книги «Мы ими гордимся»,  с презентацией о знаменитых спортсменах России: Власове, Родниной, Исамбаевой, Третьяке

ноутбук, проектор

Быть здоровыми все могут - спорт и отдых нам помогут

Иллюстрационные картинки «Активный отдых», оборудование и материал для игры  инсценировки.

ноутбук, музыкальный диск

Если хочешь быть здоров…

Сюжетные картинки «Закаливание организма » атрибуты для Игры « Что ты делаешь для закаливания организма?»

ноутбук, проектор

Игра по станциям:

«Во всем нужна сноровка, закалка, тренировка!»

Книги и иллюстрации о видах закаливания:

- воздушные ванны

- обтирание тела водой

- купание

- пребывание на солнце

- хождение босиком

материал для изготовления плаката Природа помогает быть здоровым!» (коллективная работа)

ноутбук, музыкальный диск

Зловредный  Ап –Чих

Атрибуты для игры инсценировка                   «Здоровье и болезнь», Книги и иллюстрации о соблюдение правил гигиены

ноутбук, проектор

Солнце, воздух и вода - малышам нужны всегда!

Карточки с вопросами для викторины, сюжетные картинки с загадками, призы, презентация  

ноутбук, музыкальный диск

Доброта – залог здоровья

Иллюстрационные картинки «Доброта», сюжетные картинки о добрых делах, атрибуты к играм «Добрые слова», Игра «Я хочу с тобою подружиться»

ноутбук, проектор

Поделись улыбкою своей

Картинки с эмоциями людей, иллюстрация к беседе эмоциях и мимике человека.

ноутбук, музыкальный диск

Правила поведения для воспитанных детей!

Книги и иллюстрации о этикете, сюжетные картинки « Правило вежливого поведения», атрибуты для Игры «Что такое хорошо и что такое плохо»

ноутбук, проектор

Диагностическое занятие

Бумага формата А 2, цветные карандаши

«У похода есть начало, а конца похода нет…»

Сюжетные картинки «Туризм», книги о правилах поведение в лесу, атрибуты к

игре-инсценировке «Мы отравимся в поход »

ноутбук, проектор

Лето красное - для здоровья время прекрасное!

Сюжетные картинки «Активный летний отдых», материал для изготовление мини-книжки «Лето красное - для здоровья время прекрасное!»

ноутбук, музыкальный диск

Быть здоровым - здорово!

Книги и иллюстрации  об основных компонентах здорового образа жизни, карточки для викторины, призы

презентация  

ноутбук, музыкальный диск

Информационные ресурсы

Список рекомендуемой литературы для педагогов

1.«Здоровьезбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада» С-Пб, «Детство- Пресс 2014 г.

2. Т.С Грядкина «Образовательная область «Физическая культура» С-Пб, «Детство- Пресс» 2012 г.

3. В.И Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольников» Москва «ВАКО» 2005

4. Н. Луконина, Л. Чадова «Физкультурные праздники в детском саду» Москва, Айрис- Пресс» 2003

5. Тимофеева Е.А.- Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: Кн.для воспитателя дет.сада.-2-е изд., испр. И доп.-М.:Просвещение

6. Т.М.Бондаренко «Физкультурно-оздоровительная работа с детьми 3-4 лет в ДОУ» -Воронеж: ИП Лакоценина Н.А.,2012

7. Т.М.Бондаренко «Физкультурно-оздоровительная работа с детьми 6-7 лет в ДОУ» -Воронеж: ИПЛакоценина Н.А.,2012

8. М.Ю. Картушина «Сценарии оздоровительных досугов для детей» 5-6 лет» Москва, ТЦ «Сфера» 2004

9. Л.И.Пензулаева «Физическая культура в старшей группе детского сада» - М. Мозайка - Синтез,2007- 2010

10. Э.Я.Степаненкова «Физическое воспитание в детском саду».-М.: Мозаика-синтез, 2004.

11. Э.Степаненкова «Методика физического воспитания».-М.Изд. домВоспитаниедошкольника,2005г.

12. Степаненкова Е.Я «Методика проведения подвижных игр».-М.: Мозаика-синтез, 2008-2010..

13. Е.А. Синкевич, Т.В. Большева, «Физкультура для малышей» С-Пб, «Детство- Пресс»2005 г.

14. Н.П. Кочетова, 2005 г. «Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста» Москва, «Просвещение»2005

15. К.К. Утробина «Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет». Издательство ГНОМ, 2003

16. Карпухина Н.А. «Конспекты занятий во второй младшей группе дет.сада. Знакомство дошкольников с окружающим миром. Физическая культура. Утренняя гимнастика. Практическое пособие для воспитателей .и методистов ДОУ» .-Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.,2008

17. М. Борисова «Организация занятий фитнесом в системе дошкольного образования» Москва, «Обруч» 2014

18. Т.А Шорыгина «Спортивные сказки» Москва, ТЦ «Сфера» 2014

19. .Е. Фирилева Е.Г. Сайкина «Са-Фи-Дансе» Танцевально- игровая гимнастика для детей.СПб «Детство-Пресс» 2006

20. Л.В. Яковлева Р.А Юдина «Физическое развитие и здоровье для детей 3-7 лет» ( 3 части) М. «Владос» 2004

21. А.С Галанов «Игры, которые лечат» Москва, «Сфера» 2004

22. Е.И Подольская «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у старших дошкольников» М. «-Скрипторий2003» 2009

23. О.В Козырева «Лечебная физкультура для дошкольников» М. «Просвещение» 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Здоровей-ка»

   Данная программа направлена на укрепление физического и психического здоровья детей, развитие творческих способностей и физических качеств. Задача оздоровления ребёнка является в в...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РАДУГА ЗДОРОВЬЯ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«РАДУГА ЗДОРОВЬЯ»  Пояснительная    запискаДошкольное детство – начальный этап формирования лично...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА для детей с ограниченными возможностями здоровья, «Каблучок» Танцевально-ритмические движения

Дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа «Каблучок» является приложением к общеобразовательной (общеразвивающей) программе дополнительного образования, относитс...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА для детей с ограниченными возможностями здоровья, «Ступенька» Степ аэробика

Дошкольные группы МКОУ С(К)НШ № 60 посещают дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с нарушением интеллекта, с нарушением зрения, с тяжелыми наруше...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья «Творческая мастерская» (базовый уровень)

Дополнительная обшеобразовательная общеразвивающая программа «Творческая мастерская» имеет художественную направленность и  определяет содержание и организацию работы с детьми 5 &nda...