Технология формирования основ культуры здоровья у детей подготовительной к школе группе
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Маныкина Татьяна Геннадьевна

«Здоровье – это главное жизненное благо»,так гласит народная мудрость.  

Несомненно,  что великая ценность каждого человека – здоровье. Всемирной организацией здравоохранения принято следующее определение «Здоровье – это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений». Именно в детстве закладывается фундамент здоровья будущего гражданина нашей страны, творца и созидателя нашего общества от которого зависит наше будущее, будущее нашей страны.

В связи с введением в действие ФГОС ДО  одной из главных и основных задач   является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikacija_1.docx49.93 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

«Технология формирования основ культуры здоровья

у детей подготовительной

к школе группы»

Введение

  1. Теоретическая часть
  1. Сравнительный анализ программ по ФГОС ДО
  2. Анализ парциальных и авторских пособий и программ
  3. Федеральный и региональный опыт работы
  1. Практическая часть
  1. Входная диагностика
  2. Опыт работы
  3. Заключительная диагностика
  1. Заключение
  2. Список литературы

Введение

«Здоровье – это главное жизненное благо»,так гласит народная мудрость.  

Несомненно,  что великая ценность каждого человека – здоровье. Всемирной организацией здравоохранения принято следующее определение «Здоровье – это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений». Именно в детстве закладывается фундамент здоровья будущего гражданина нашей страны, творца и созидателя нашего общества от которого зависит наше будущее, будущее нашей страны.

В связи с введением в действие ФГОС ДО  одной из главных и основных задач   является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия.

Реализация важнейших положений  этого нормативно - правового документа, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиск новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья и физического развития детей.

 Перед детским садом, как одной из ступеней образовательной системы в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы с детьми и их родителями по укреплению здоровья, пропаганде ЖОЗ и в целом физическому развитию детей, как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры.

Ни для кого не секрет, что на фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особо остро. На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению  здоровья детей в разных регионах Российской Федерации , ухудшение их физического, психического, нравственного и духовного состояния . Поэтому нет необходимости убеждать кого-либо в укреплении здоровья детей, особенно  дошкольного возраста.

Особую роль в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни всей семьи в целом .

Под «здоровым образом жизни» в медицинской литературе понимают поведение, стиль, способствующий сохранению, укреплению и восстановлению здоровья данной популяции. Здоровый жизни связан с выбором личностью позитивного в отношении здоровья стиля жизни, что предполагает высокий уровень гигиенической культуры отдельных социальных групп и общества в целом. К гигиенически рациональным формам поведения относится поведение, способствующее повышению защитных свойств организма, а также поведение, направленное на борьбу с вредными привычками, влияющими на здоровье

Культура здоровья – это наука о закономерностях формирования и сохранения здоровья.

Дошкольное детство – период интенсивного роста и развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе, к профилактическим и оздоровительным мероприятиям, проводимым в детском саду. Эффективность этих мероприятий во многом зависит от того, насколько естественны и адекватны условия жизнедеятельности ребёнка в дошкольном образовательном учреждении.

Известно, что здоровье, более чем на половину, зависит от образа жизни, на четверть – от окружающей среды и гораздо меньше оно связано с наследственностью и состоянием здравоохранения в государстве.

Наша основная задача привить ребёнку необходимость быть здоровым – значит активным, дееспособным. Мы призваны воспитать у дошкольника уважение к собственному здоровью и желание его беречь. Важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Реализация задач, модели формирования основ культуры здоровья достигается в режимных процессах, через воспитание культурно-гигиенических навыков, а также средствами рационального питания.

Культуру здоровья дошкольника мы рассматриваем как социализацию дошкольника, подготовку его к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанную на представлениях и опыте, которые приобретаются в педагогическом процессе в ДОУ и семейном воспитании.

Именно поэтому актуальной становится разработка данной темы. Воспитание современного ребёнка  и его, познавательных и физических способностей – приоритетная  и наиглавнейшая задача дошкольной педагогики, особенно в современных условиях, поскольку нужны  физически и духовно здоровые  личности.

Своей задачей считаю, изучить опыт работы по формированию основ культуры здоровья у детей подготовительной к школе группы, умение применить его в своей работе.

1.Теоретическая часть

1.1.Сравнительный анализ программ по ФГОС ДО

Концептуальные положения легли в основу программ по дошкольному образованию. Основными программами, по которым работают ДОУ, являются: новая редакция «Программы воспитания и обучения в детском саду», программы «Детство», «Радуга». В них определены задачи и содержание работы с детьми дошкольного возраста.

В разделе «Физическое воспитание» новой редакции «Программы воспитания и обучения в детском саду» отмечено, что детей учат осознавать ценность ЗОЖ, бережно относиться к своему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения [35, С.7]. В программе выделены оздоровительные, воспитательные и обра-зовательные задачи физического воспитания. В группе оздоровительных задач предусматривается охрана и укрепление здоровья ребенка, поддержание у него бодрого, жизнерадостного настроения, профилактика негативных эмоций и нервных срывов; совершенствование всех функций организма, полноценное физическое развитие. Таким образом, здоровье ребенка рассматривается как психо-соматическое единство.

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ занимает важное место в формировании привычек ЗОЖ. Она включает систематическое проведение под руководством медицинских работников различных видов закаливающих процедур с учетом индивидуальных особенностей детей, ежедневное проведение утренней гимнастики, физкультминуток на занятиях и в промежутках между ними, обеспечение соответствующей возрастным особенностям двигательной активности. Кроме этого в каждой возрастной группе содержится примерный режим дня и культурно-гигиенические навыки. Таким образом, в программе предусматривается формирование у детей привычек ЗОЖ, однако перечень представлений о ЗОЖ для детей отсутствует. В разделе «Физическая культура» приведено только содержание работы с детьми по формированию двигательных умений и навыков, программа знаний по физической культуре не определена.

Программой «Детство»[8, С.7] внимание уделяется всей совокупности составляющих культуры здоровья. Программа предусматривает валеологическое просвещение дошкольников: развитие представлений о ЗОЖ, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, о правилах безопасного поведения и разумных действиях в непредвиденных ситуациях, способах оказания элементарной помощи и самопомощи. Эти сведения должны стать важным компонентом личностной культуры и социальной защищенности дошкольника, т.е. ребенок становится субъектом оздоровительного процесса.

В разделе «Гигиеническая культура» выделены представления и практические умения для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Такое условное деление затрудняет работу педагогов по реализации программы. Кроме этого методические советы по формированию гигиенической культуры содержатся в программе только в старшем дошкольном возрасте.

В разделе «Физическая культура»  каждой возрастной группы содер-жатся задачи воспитания, перечень того, что осваивает ребенок, содержание физических упражнений, двигательные умения, уровни усвоения программы, но отсутствует программа знаний по физической культуре и методические рекомендации, раскрывающие пути реализации задач воспи-тания.

Положительно, что в «Методических советах к программе Детство»  уделяется внимание вопросам психологического и социального здоровья ребенка. Т.И. Бабаева в статье «Социально-эмоциональное развитие ребенка» [24] обращает внимание на создание условий для развития у ребенка положительных эмоций, развитие и обогащение эмоционального мира ребенка, развитие способности адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении, осознавать ценность собственной личности, других людей и выражать свое отношение к миру в соответствии с культурными традициями, принятыми в обществе. Для социально-эмоционального развития ребенка автор предлагает воспитателям использовать различные виды ситуаций: реально-практические, имитационно-игровые, условно-вербальные, в которых у детей пробуждаются определенные эмоциональные переживания, обогащаются представления о способах разрешения различных жизненных проблем, о выборе правильной тактики поведения.

1.2.Анализ парциальных и авторских пособий и программ

Одной из первых медицинских технологий по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста явилась технология доктора медицинских наук Ю.Ф. Змановского «Здоровый дошкольник» [11], построенная на принципах: рациональной организации двигательной активности, реализации системы эффективного закаливания, обеспечения полноценного питания детей, создания условий реализации оздоровительных режимов для детей, применения психогигиенических и психопрофилактических средств и методов. Использование в воспитательно-оздоровительной работе данных принципов позволяет не только укрепить психо-соматическое здоровье детей, но и сформировать привычки ЗОЖ. К сожалению, данная технология не содержит программы знаний для детей и рекомендаций для педагогов по формированию у детей осознанного отношения к мероприятиям по укреплению здоровья детей.

Ученики и последователи Ю.Ф. Змановского, доктор психологических наук В. Кудрявцев [13] и кандидат педагогических наук Б.Б. Егоров развили его идеи положением о необходимости воспитания у ребенка осознанного отношения к своему здоровью через создание в воображении «образа здоровья», как идеала, к которому он должен стремиться. Они дополнили принципы обеспечения психологического здоровья детей следующими принципами: развивать творческое воображение,  формировать способность к содействию и сопереживанию.

Доктор медицинских наук М.Л. Лазарев разработал программу «Здравствуй» [27] и технологию формирования мотивации здоровья и поведенческих навыков ЗОЖ. Работа по оздоровлению  ведется с помощью музыки, путем формирования у детей эмоционально-музыкальной доминанты (ЭМД) – сложной системы восприятия ребенком окружающего мира и самого себя через музыкальные образы, возникающие в процессе музыкальной деятельности. Главным физиологическим механизмом, на котором основан курс оздоровления, служит механизм виброаэрации (оптимизации окислительно-восстановительных процессов в тканях организма за счет внутренней вибрации), который возникает при проведении нейростимуляционной онтогенетической функциональной гимнастики «нейротоники».

В результате у ребенка-дошкольника формируется позиция признания ценности здоровья, что позволяет кардинально перестроить мотивационное ядро личности, создать систему установок на здравосозидание не только по отношению к собственному «Я», но и по отношению к миру. Содержание работы  с детьми представлено М.Л. Лазаревым в виде тем: «Веселые движения», «Цветок здоровья», «Волшебное зеркальце», «Полезная еда», «Чудо-нос», «Вода и мыло», «Целебные звуки».

1.3.Федеральный и региональный опыт работы

В рамках программы поисково-исследовательской и экспериментальной работы некоторые ДОУ г. Ульяновска изучали проблему приобщения дошкольников к ЗОЖ. В ДОУ № 254 г. Ульяновска под руководством кандидата педагогических наук Н.В. Полтавцевой (Зав.ДОУ Р.С. Краснова, зам.зав. по УВР И.А. Гаврилова) организована работа по приобщению детей к ЗОЖ. В своем исследовании  авторы рассматривают приобщение к ЗОЖ шире, включая в него овладение двигательной культурой, приобретение опыта здоровьесберегающего поведения на основе знаний о влиянии характера выполнения движений на функционирование органов и систем; формирование эмоциональной культуры. Масштаб экспериментальной площадки охватывал 3 возрастные группы: среднюю, старшую и подготовительную к школе группу. Содержание работы с детьми отражено авторами в «Психолого-педагогической модели приобщения дошкольников к ЗОЖ». Положительно, что формирование знаний, умений и поведения авторами представлено в аспектах физического и психологического здоровья.        

Работа с детьми в ДОУ № 254 основывается на принципе индивидуального подхода, когда учитываются как физиологические, так и психологические особенности каждого ребенка. С этой целью авторами были разработаны индивидуальные карты здоровья на каждого ребенка, в которых, начиная со средней и заканчивая подготовительной к школе группой, наблюдается динамика развития детей по основным показателям здоровья и здоровьесберегающего поведения, намечаются формы, средства и методы работы с каждым индивидуально.

Авторами были разработаны: пакет диагностических методик к программе приобщения дошкольников к ЗОЖ; содержание, средства и методика работы по приобщению к ЗОЖ детей 4, 5, 6 лет; методические материалы, включающие перспективное планирование работы по программе, по физическому и психологическому здоровью с детьми и родителями, конспекты занятий, дидактические игры, технологические карты по эмоциональному развитию детей.

Коллектив ДОУ «Золотая рыбка» г. Новоульяновск работает по теме  «Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста в условиях малого города». Реализуя раздел «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными» программы «Детство», педагоги воспитывают у дошкольников культуру здоровья.

Цель работы: разработка и апробация в разных возрастных группах педагогических технологий, способствующих воспитанию здорового ребенка, формированию культуры здоровья и здоровьесберегающей компетентности.

Чтобы системно подойти к вопросу формирования у дошкольников  культуры здоровья в разных возрастных группах, были составлены примерные схемы работы по разным темам. Ключевой темой при планировании работы в каждой возрастной группе является тема «Мой организм», как основа формирования «образа здоровья» у детей, вокруг которой объединяются темы: «Физическая культура», «Рациональное питание», «Закаливание»,  «Режим дня», «Безопасность», «Личная и общественная гигиена» раскрывающие роль факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье, и связанные с ними правила правильного их использования.

В работе с детьми решаются следующие задачи:

1. Помочь ребенку осознать, что главная ценность жизни - здоровье человека, за которое он должен сам отвечать и сам обязан поддерживать свой организм в здоровом состоянии.

2. Сформировать у детей представления об «образе здоровья»:

- о своем организме, своей индивидуальности и неповторимости,

- о факторах положительно и отрицательно влияющих на здоровье: личной и общественной гигиене, рациональном питании, физической культуре, закаливании, рациональной организации различных видов деятельности, полезных и вредных привычках,

- об охране здоровья.

3. Сформировать привычки здорового образа жизни

4. Сформировать умения ориентироваться в чрезвычайных ситуациях, знать причины их возникновения, производить анализ экстремальных ситуаций и выходить из них.

5. Воспитать готовность самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья.

2.Практическая часть

2.1. Входная диагностика

Для успешной реализации задач по формированию основ культуры здоровья у детей подготовительной группы в начале учебного года была

проведена диагностика детей группы.

2.2.Опыт работы

Одними из основных средств решения задач по  здоровьесбережению  и здоровьеобогащению в ДОУ являются здоровьесберегающие технологии.

Все мы знаем, что по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения, их можно классифицировать на несколько видов: физкультурно-оздоровительные технологии, здоровьесберегающие образовательные технологии, технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка, медико-профилактические технологии, технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов ДОУ, технологии валеологического просвещения родителей.

Рассмотрим каждый из этих видов на примере их реализации в нашей подготовительной к школе группе. Подготовка ребенка к школе — это сложный процесс. Чем раньше  дошкольник научится не только читать и считать, но и размышлять, сравнивать, логически мыслить, будет уметь ориентироваться в окружающем мире, научится дружить и быть физически активным, тем проще ему будет учиться в школе! Любознательность, активность, самостоятельность — вот качества, которые необходимы ребенку для успешной учебной деятельности. Именно они являются залогом познавательной активности, интереса к учебе, способности к самостоятельному поиску. Но они смогут сформироваться у ребёнка только при одном условии – наличии физического здоровья. Поэтому, уже в детском саду необходимо заложить прочный фундамант крепкого здоровья ребёнка.  А применение здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе подготовительной к школе группы жизненно необходимо. Какие же здоровьесберегающие технологии мы используем в своей работе?

Физкультурно - оздоровительные технологии. Являются основообразующими в системе здоровьесбережения и здоровьеобогащения детей. Они направлены на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников и реализуются нами в условиях специально - организованных форм физкультурно-оздоровительной работы. Условно их можно разделить на два вида: работа по физическому развитию и оздоровительная работа.

Решение задач физического развития реализуется при использовании разнообразных видов организации двигательной деятельности.

Утренняя гимнастика – направлена на укрепление организма ребёнка и создания бодрого жизнерадостного настроения. Чтобы зарядка каждый день вызывала у детей жизнерадостное настроение, мы проводим её в разнообразных формах: с использованием имитационных упражнений; упражнений с разнообразными предметами; упражнений, объединённых единым сюжетом; ритмическую гимнастику и т. д. Непосредственно-образовательная деятельность по физическому развитию – проводим в соответствии с программой 3 раза в неделю (2 раза в зале, 1 раз на открытом воздухе). Подвижные и спортивные игры – проводим ежедневно как в группе, так и на прогулке. Физминутки или динамические паузы – помогают активно отдохнуть нашим воспитанникам после умственной нагрузки (а в подготовительной группе она достаточно большая) или вынужденной статической позы. Их мы проводим в любой отрезок времени, когда это необходимо для восстановления работоспособности детей, улучшения их самочувствия, повышения внимания, предотвращения переутомления и нарушений осанки.

Спортивные развлечения, досуги, праздники, Дни здоровья  - это наиболее приемлемый вид активного отдыха. Эти мероприятия способствуют не только совершенствованию  двигательных навыков дошкольников, но и  обеспечивают их  эмоциональный комфорт.

Оздоровительная работа с детьми в группе направлена на охрану и укрепление здоровья детей, повышение иммунитета, выработку способности организма приспосабливаться к быстро меняющимся условиям внешней среды, подготовка к адаптации в школе. Её мы также реализуем через разнообразные формы работы.

Ежедневно с детьми проводим пальчиковую гимнастику, которая направлена на развитие мелкой моторики кистей рук, подготовку руки к письму. Дыхание – важнейший физиологический процесс. Поэтому по мере возможности мы часто проветриваем группу, ведь в чистом воздухе микробов значительно меньше. Жизненная ёмкость лёгких у дошкольников ещё тоже небольшая, а потребность в кислороде велика, поэтому ребёнок часто и поверхностно дышит. Вот почему так необходима дыхательная гимнастика.. Нашим детям очень нравятся такие упражнения, как «Надуем шарик», «Чайник», «Насос», «Соревнования парусников», «У кого шарик взлетит выше» и другие.

Для укрепления зрения воспитанников и снятия интенсивности зрительной нагрузки мы используем следующие моменты:

- зрительные паузы, в любое время дня дети закрывают глаза и открывают, можно веки прижать пальчиком.

- массаж глаз, он помогает детям снять усталость, напряжение, улучшает обмен веществ в тканях глаза.

Бодрящая гимнастика – мы проводим её ежедневно после дневного сна для поднятия настроения и мышечного тонуса детей. В неё  часто включаем  элементы корригирующей гимнастики (упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки), дыхательной гимнастики, игровой массаж. Очень нравится детям при её проведении использование музыкального сопровождения.

Игровой массаж – один из самых любимых детьми, поэтому часто мы проводим "Гимнастику маленьких волшебников”. Делая массаж живота, шеи, головы, рук, ушных раковин и т.д., ребёнок воздействует на весь организм в целом. Через беседы, наблюдения, опыты мы познакомили детей со строением организма человека, его основными системами и органами, необходимостью бережного отношения к своему телу и правилами ухода за ним. В рамках обсуждения необходимости профилактики болезней, рассказывали детям о пользе витаминов, взаимосвязи здоровья и питания, познакомили с правилами охраны зрения, слуха, обоняния, с правилами безопасного поведения в помещении и на улице. Объяснили детям, что солнце, воздух, вода и ветер это наши незаменимые помощники при закаливании организма.

Ещё детям нравятся эмоциональные разминки  с элементами психогимнастики («Давайте похохочем», «Море волнуется раз…», «Покажи, как ты удивишься», «Моё отражение» и т.д.).

Все мы знаем, что детей воспитывает и развивает то, что их окружает. Поэтому вся предметно-развивающая среда группы (мебель, оборудование, пособия) соответствуют требованиям СанПиНа, правилам охраны жизни и здоровья. В группе создан «Физкультурно-оздоровительный центр», который способствует развитию двигательной активности, моторики. Использование разнообразных физкультурных и спортивно-игровых пособий повышает интерес детей к выполнению различных движений, ведёт к увеличению интенсивности двигательной активности, что благотворно влияет на физическое, умственное развитие и на состояние здоровья воспитанников. Этот центр очень любим детьми.

Создавая развивающую среду, мы позаботились о том, чтобы ребёнок не потерял чувство защищённости и безопасности и, устав от окружающих, имел возможность перебраться в «тихий» уголок или «Центр отдыха», чтобы поиграть одному, полистать любимую книжку, просто помечтать. Красивая мебель, коврик на полу, зелёные  растения помогают ребёнку ненадолго уединиться, как бы спрятаться в норку, расслабиться и восстановить силы.

В группе имеются книги, энциклопедии, иллюстрации, плакаты по приобщению детей к здоровому образу жизни. Рассматривая их, у детей проявляется интерес к своему здоровью. Созданы картотеки «Пальчиковых игр», «Дыхательной гимнастики», «Физминуток», «Гимнастики для глаз», «Подвижных игр». Оформлены дидактические игры: "Структура человеческого тела”, "Спорт – это здоровье”, "Чистим зубы правильно”,  "Бережём уши”, «Полезно – вредно», «Витаминная азбука» и другие. Все эти игры учат детей контролировать себя и своё поведение, настроение, закрепляют культурно–гигиенические навыки, заставляют задумываться о здоровье.

. Приобщение детей к здоровому образу жизни невозможно без деятельного участия родителей, поэтому одним из обязательных факторов успешного претворения в жизнь поставленных задач является взаимосвязь с семьёй. Эта работа в группе реализуется через разнообразные формы работы с родителями.

Наши родители активно принимают участие в  совместных спортивных мероприятиях, экскурсиях, походах, направленных на оздоровление детей.

В «Уголке для родителей» постоянно:

- работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления;

- оформляем  рекомендации, советы, памятки;

- предлагаем папки – передвижки, папки-раскладушки по вопросам здоровьесбережения детей;

- проводим анкетирования.

. Целостная система образования, оздоровления, основанная на классических образцах и педагогических инновациях способствует не только гармоничному развитию детей нашей группы и  их успешной подготовке к обучению в школе, но и  приобщению дошкольников к здоровому образу жизни и формированию культуры здоровья. Ведь главное для нас – вырастить и воспитать здоровую умную личность!

Конспект НОД

на тему:

«Здоровый образ жизни!»

с детьми подготовительной группы

Задачи:

Повышать уровень познавательной активности и интеллекта детей.

Обобщать имеющиеся знания у детей о функции органов, уточнить с помощью опытов, для чего нужны те или иные органы, тренировать способность приобретать знания путём экспериментирования, формировать умение объяснять полученные данные.

Развивать разговорную речь, используя качественные прилагательные, пополнять словарный запас словосочетаниями “орган слуха, орган зрения”, осязания, расширять кругозор.

Закреплять гигиенические навыки, умение бережного отношения к органам чувств.

Воспитывать любознательность, логическое мышление, сообразительность, умение внимательно слушать. Воспитывать интерес к себе и окружающим, бережное и уважительное отношение к окружающим людям.

Методы и приёмы.

Беседа, самонаблюдение, экспериментирование, игра, логические рассуждения, триз- “хорошо, плохо”.

Оборудование:

Плакат «Институт Человека», звуковая анатомия, макет человека; полянка с цветами, шумящее -гремящие предметы -колокольчик, камень, ножницы, бумага, стакан с водой, тарелка; стаканчики с овощами и фруктами; овощи и фрукты на шпажках, ; содержание коробки для осязания –вата, камень, шишка, ракушка, мокрая ткань, лед, соль горячая, мех, параллон ит. д.

Ход:

Настрой на занятие.

Воспитатель:

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам.

Здравствуйте, дорогие друзья, я хочу пригласить вас в необыкновенную страну здоровья. Путь неблизкий, поэтому присаживайтесь поудобнее и отправляемся!

(Звучит медленная музыка, детям предлагается закрыть глаза)

1. Город «Мое тело»

Воспитатель:

Сейчас мы с вами попали в город «Мое тело». Он не совеем обычный.

Я предлагаю вам поиграть в такую же игру.

(дети повторяют текст и показывают то, о чем говорят)

Головушка-соловушка (гладят голову)

Лобик-бобик (выставляют лобик, как бычки)

Носик – абрикосик (закрывают глаза и попадают пальчиком в кончик своего носа)

Щечки – комочки (мнут пальчиками щечки, трут их тихонько ладошками)

Губки-голубочки (вытягивают губы трубочкой)

Ушки - непослушки (трут тихонько пальчиками ушки)

Плечики – кузнечики (дергают плечиками вверх-вниз)

Ручки-хватушки (хватают вокруг себя)

Пузик- арбузик (выставляют и поглаживают живот)

Спинка-тростинка (вытягивают спинку)

Коленочки – поленочки (поочередно сгибают ноги в коленях)

Ножки – сапожки (топают ногами)

Какие молодцы! Вы знаете все части тела человека! Я вам предлагаю присесть на и стульчики, ведь наше путешествие только начинается.

Первая остановка:

2. Посёлок «Зоркий»

А сейчас я вас приглашаю в волшебный посёлок «Зоркий», а почему он так называется вы узнаете из загадки, которую я вам сейчас загадаю.

Загадка

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются. (Глаза)

В этом посёлке живут необычные жители «Глазастики», где изучают зрение.

(повесить на доску изображения сказочного жителя)

Глаза - это один из ценнейших органов чувств человека. Для чего людям нужны глаза? (Ответы детей.)

- Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. Вы знаете правила по охране зрения? (Дети перечисляют правила.)

(предлагается детям повесить схемы по охране глаз)

Нельзя тереть глаза грязными руками.

Нельзя близко и долго смотреть телевизор, играть в компьютерные игры.

Нужно оберегать глаза от попадания едких и опасных жидкостей.

Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.

Ребята вы совершенно правы, для того, чтобы зрение не портилось -

Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.

Нужно гулять на свежем воздухе.

3. Деревня Слухачей (включается тихая музыка)

Ребята послушайте что это? Вы слышите?

Дорогие мои, а сейчас мы попали на необычную поляну.

Загадка

Маша слушает в лесу, как кричат кукушки,

А для этого нужны нашей Маше (ушки)

- А в этой деревне живут необычные жители «Слухачи »

(Изображение сказочного жителя вешается на доску)

(Тихо говорит.) Встаньте! (Дети выполняют)

Ответьте на вопрос:

- Почему вы встали (Ответы детей.)

Вы правильно ответили.

- Слух для человека – это большая ценность. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их.

А сейчас я хочу проверить, хороший ли у вас слух.

Проводится игра: "Узнай по голосу"

Все встают в круг, водящий ребенок - в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:

Алеша (Саша, Маша ит. д.,

Ты стоишь в кругу,

Мы зовем тебя: "Ау! ".

Глаза закрывай,

Кто позвал тебя, узнай!

(Водящий закрывает глаза. Один из играющих называет его. Водящий должен определить по голосу, кто его позвал.)

Как здорово у вас получается!

4.»Долина Запахов»

А сейчас я вас приглашаю в «Долина Запахов»

А здесь живут жители «Нюхачи »(вывешивается картинка сказочного героя на доску)

Скажите мне пожалуйста: «А для чего человеку –нос? »

- А теперь давайте сыграйте в игру

"Узнай по запаху"

Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в баночках. (Шоколад, апельсин, лук, кофе)

Молодцы! У вас здорово получается!

5 «Волшебный город осязания »

Здесь живут касатики, которые всего касаются, и через прикосновения узнают, что за предметы перед ними. (картинка вывешивается на доску)

Давайте поиграем в игру «Чудесный мешочек »

давайте проверим, сможете ли вы используя пальцы ваших рук узнать, что находится у меня в этом необычном мешочке (дети просовывают руки в мешочек, берут ощупывают один предмет, называют его, а потом показывают) .

6 Ну а есть в этой стране море, которое называется «Море вкусов»

И живут на этом побережье «Вкусики» (картинка вывешивается на доску)

А скажите мне пожалуйста: «Как еще можно определить, что это за продукт, не видя его? (На вкус.)

Я не сомневалась, что вы правильно ответите.

Именно здесь изучают этот орган чувств - язык.

- Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус.

(Разложить карточки с изображением продуктов на столе. Предложить детям взять по одной карточке) .

Скажите, что бывает сладким (горьким, кислым, соленым? (Ответы детей.)

Вот и закончилось наше приключение по стране здоровья.

Посмотрите какие замечательные жители живут в этой стране. Глядя на них, мы легко сможем сказать какие органы чувств есть у человека.

(дети перечисляют все 5 органов чувств)

Жителю страны «Вкусики» вы так понравились, что он вам оставил подарки.

(Раздать детям по яблоку)

До новых встреч!

Рекомендации родителям

по здоровому питанию детей

  1. Для повышения защитных сил организма давать ребёнку лёгкую, но полноценную пищу, обогащённую витаминами и минеральными веществами.
  2. Включать в рацион кисломолочные продукты (кефир, биолакт, ацидофилин). Кисломолочные напитки обязательно дают на полдник. Перед ночным сном ребёнку предлагают стакан кефира.
  3. Следует приучать ребёнка к салатам из сырых овощей и фруктов, винегретам, овощным пюре, рагу, запеканкам из овощей. В качестве гарниров ко вторым блюдам лучше давать овощи, а не каши и макаронные изделия.
  4. Детям, не приученным к овощам, предлагают «замаскированные блюда», соединяя овощи с теми продуктами, которые дети едят охотно, например, с кашей или творогом. Можно добавить фруктовое пюре, во время еды предложить запивать овощное пюре фруктовым соком.
  5. Для обогащения рациона детей витаминами и минеральными веществами вместо кипячёной воды или чая полезно давать несладкие овощные соки, отвары из овощей, настой шиповника.
  6. Для профилактики острых респираторных заболеваний в питание включают зелёный лук и чеснок, которые содержат фитонциды – ароматические летучие вещества, обладающие высоким бактерицидным действием.

Система игр для детей старшего дошкольного возраста по формированию здорового образа жизни

Игра «Наши верные друзья»

Цель: довести до сознания детей важность соблюдения гигиенических процедур.

Ход игры.

Воспитатель: ребята, посмотрите какие предметы я сегодня принесла к нам на занятие. (Показывает зубную щетку и тюбик с зубной пастой.) Для чего нам нужны эти предметы?

Дети: (ответы).

        Воспитатель читает стихотворения:

Зубная щетка.

        Я щётка - хохотушка, зубам твоим подружка.

        Люблю все убирать, мести и вычищать.

Тюбик с зубной пастой.

       Здравствуйте, друзья! Я тюбик.

       И совсем я не опасен, мятный запах мой прекрасен.

       Я не жадный,- говорю. Пасту всем свою дарю.

       Чтоб улыбка засияла белизной, вы, ребята, подружитесь со мной!

Воспитатель: У взрослого человека 32 зуба. Сейчас у вас их меньше и называются они молочными. (Дает детям зеркальце, чтобы они рассмотрели свои зубы.)

Формирование молочных зубов начинается задолго до рождения. Когда ребёнок рождается, у него в дёснах уже есть зубы. Первые зубы, которые называются молочными, начинают прорезываться в возрасте 6 - 7 месяцев. К 2 годам обычно прорезываются уже все 20 молочных зубов. Молочные зубы очень важны для процесса жевания, пищеварения, развития речи, а также они служат основой для формирования челюстей. В возрасте 6 - 7 лет корни молочных зубов начинают рассасываться. Затем зуб расшатывается и выпадает. На смену молочным приходят постоянные зубы. Если потерять постоянный зуб, то новый уже не вырастет.

Главный враг зубов - кариес. У него есть помощники - налёт и чёрный камень.

Ты почистил зубы, поел, через какое-то время поверхность зуба становится жёлтой и шершавой. Если вовремя не удалить налёт щёткой и пастой, т.е. если ты не почистишь зубы, то придет чёрный камень и сделает зуб некрасивым и больным. А уж потом начинает действовать коварный кариес, который начинает разрушать зубик.

Кариес и его друзья боятся щётки и зубной пасты. Запомни, именно они лучшие друзья твоих зубов. Чистить зубы надо утром и вечером, сгонять противный кариес с зубов. Чуть помедлишь, поленишься - и он тут как тут. А днём после приёма пищи советую прополоскать рот тёплой водой. Зубная щётка зубам верная подружка, если только ею пользоваться умеючи. А то бывает, проведут ребята легонечко щёткой 2-3 раза по передним зубам кое-как и всё, думают, что справились победили кариес. Да не тут-то было, он - кариес только того и ждёт, чтобы вы ленились да кое-как чистили зубы. Нет, пользы от такой чистки не будет никакой. Смотри и повторяй!

Торжественное обещание.

Чтобы в грязнулю и неряху

Мне не превратиться,

Обещаю каждый день чисто, чисто ... (мыться).

Быть хочу я очень чистой,

А не чёрной галкой,

Обещаю я дружить с мылом и ... (мочалкой).

А ещё, два раза в сутки

Обещаю чистить ... (зубки).

Обещаю всем кругом

Быть послушным малышом.

Ходить чистым и опрятным очень, очень ... (аккуратным).

Воспитатель: молодцы, ребята, сейчас мы пойдем в ванну, возьмем свои зубные щетки и покажем как мы умеем правильно чистить зубы.

Игра «Личная гигиена»

Цель: довести до сознания детей важность соблюдения гигиенических процедур.

Ход игры:

Воспитатель: Ребята, посмотрите на этих двух мальчиков. ( Показывает картинки, где изображены 2 мальчика, 1 чистый и опрятный, 2 неумытый, в грязной одежде).

- Какой мальчик вам понравился больше?

- Почему?

Дети: (ответы).

        Воспитатель: Чтобы человек выглядел чистым и аккуратным, ему необходимо соблюдать правила личной гигиены. А что же это такое? Правила личной гигиены - это когда человек следит за чистотой своего лица, рук, тела, зубов, старается не быть замарашкой, как мальчик на рисунке. Но чтобы не стать замарашкой, надо кое с кем подружиться.

Мыло.

У мыла есть забота,

Мыло ходит на работу.

Сашу мылит, отмывает

Часто в гости приглашает.

Приглашенье принимай,

Мыльце ты не забывай.

Стихотворение - загадка

Полотенце Махровое, душистое, мягкое, пушистое.

Любит воду промокать, где что влажно вытирать.

Воспитатель: Придут ребята с гулянья - и к крану. Пустят воду, ладошку о ладошку чуть-чуть потрут без мыла и к полотенцу потянутся, грязь на нем и останется.

Ребята, расскажите, как правильно вымыть руки. Дети: (ответы).

                                 8 правил, как вымыть руки

3.        Закатай рукава.

4.        Намочи руки.

5.        Возьми мыло и намыль руки до появления пены.

6.        Потри не только ладони, но и тыльную их сторону.

7.        Смой пену.

8.        Проверь, хорошо ли вымыл руки.

9.        Вытри руки.

10.        Проверь, сухо ли вытер руки - приложи тыльной стороной к щеке.

2.3.Заключительная диагностика

Заключительная диагностика будет проведена в конце года.

3.Заключение

Входе своей работы я изучила литературу, Образовательные программы, педагогические условия, из за чего достигла положительных результатов.

Применение в работе  ДОУ здоровьесберегающих педагогических  технологий повысит результативность  воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей  ценностные ориентации, направленные  на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

4.Список литературы

1. Анохина И.А. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни: методические рекомендации / И.А.Анохина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2007. – 80 с.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СПОРТ – ЭТО ЗДОРОВЬЕ» для детей подготовительной к школе группы («Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Здоровье», «Художественное творчество», « Музыка»)

Программное содержание:- формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни;- накопление и обогащение знаний детей об Олимпиаде;- совершенствоват...

Доклад к педагогическому совету: «Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста»

"Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам" — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контр...

Циклограмма деятельности воспитателя по формированию основ правового сознания у детей подготовительной к школе группы

Циклограмма деятельности воспитателяпо формированию основ правового сознания у детей подготовительной к школе  группы...

Сценарий итогового мероприятия по формированию основ финансовой грамотности у детей подготовительной к школе логопедической группы «Путешествие с Буратино» (квест-игра)

     Образовательное мероприятие разработано с целью закрепления у детей подготовительной логопедической группы представлений по основам финансовой грамотности посредством исполь...