«Щи да каша – пища наша!»
проект (младшая группа) на тему

Проект по  формированию первичных представлений   о здоровом образе жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_shchi_da_kasha_-_pishcha_nasha.docx32.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г.Владимира

"Центр развития ребенка - детский сад №125"

Проект по  формированию первичных представлений   о здоровом образе жизни

   Тема:     «Щи да каша – пища наша!»

По доминирующей деятельности: познавательный

По количеству участников: коллективный

Характер контактов: среди детей одной группы

По продолжительности: среднесрочный (3 недели)

Заявитель: дети II младшей группы

Авторы проекта:  воспитатель Смирнова Юлия Викторовна

                                 воспитатель Сарафанова Наталья Александровна

Оглавление

  1.  Целеполагание
  2.  Разработка проекта
  3.  Выполнение проекта
  4.  Презентация проекта
  5.  Подведение итогов
  6.  Приложение

- Консультации: «Правильное питание детей 3-4х лет. Какие продукты необходимы ребенку – дошкольнику?»

                             «Нужны ли ребёнку каши?»

                            «Питание ребёнка : каких продуктов следует избегать?»

                             «Ребёнок плохо ест. Как накормить маленького привереду?»

-Семинар: «Правильное питание дошкольника»

- Круглый стол: «Здоровье и питание детей дошкольного возраста»

- Семинар-практикум: «Формирование культуры трапезы»

        

2.  Целеполагание, актуальность проекта

  Проблема:

1) дети младшего дошкольного возраста не имеют представления о том, что такое "полезная и здоровая еда",

Причина: у детей не развит познавательный интерес к данному вопросу;

2) у детей не сформированы привычка  и потребность есть "правильную" еду. Дети не испытывают положительных эмоций при приеме «детсадовской» пищи. Домашнее меню и способы приготовления пищи отличаются от еды, получаемой в ДОУ.

Причина: родители недооценивают важность правильного питания детей: пищевые привычки взрослых распространяются в семье и на детей.

 Проблема (анализ проблемы : что мы знаем? что хотим узнать?)

Мы знаем, что человек, чтобы жить, должен есть. (Кирилл М.);

Надо есть кашу, она дает силу человеку.(Тимур И.);

Фрукты, овощи надо есть, они полезные, в них витамины есть (Алеша В.);

Много конфет есть нельзя, зубы будут болеть (Даша Г).

Хотим узнать: какие продукты полезные для здоровья, а какие нет (Женя Р.);

А что такое "правильно питаться?" (Арсений Б.);

Что вкуснее всего на свете? (Таня Б.);

Цель: формирование первичных представлений о "полезной и здоровой пищи", положительных эмоций и привычки есть полезную («правильную») еду.

Актуальность: Вряд ли для кого-то будет откровением узнать, что здоровье ребенка напрямую зависит от его питания. Несмотря на привычность и обыденность сего утверждения, это, тем не менее, слишком важная тема для того, что бы мы могли обойти ее стороной. Ведь правильное питание детей дошкольного возраста сильно отличается от того, чем питается взрослый. Многие родители считают, что с 3 лет ребенок может питаться так же, как взрослые. Безусловно, трехлетний ребенок может употреблять в пищу намного больше продуктов, чем дети первых двух лет жизни. Тем не менее, для здорового развития ребенку требуется полноценное питание, содержащее достаточное количество белков, жиров, углеводов, необходимых минеральных веществ и витаминов. Детский организм продолжает интенсивно расти и развиваться, поэтому ему необходим постоянный запас энергии. Правильное питание ребенка – необходимое условие для его здорового развития. Питание ребенка один из самых важных вопросов, который приходится решать родителям, заботящимся о здоровье своего малыша. Начиная с 3-х лет, ребенок входит в новую фазу своего физического развития. У него совершается основное становление всех систем, включая иммунную, нервную и желудочно-кишечную. Вполне зрелая печень вступает в слаженную работу с селезенкой и именно с этого возраста селезенка становится не только кроветворным органом, но также действует и как пищеварительный орган. Поэтому, начиная с 3-х лет, питание ребенка максимально приближается к взрослому столу.

На основании выше сказанного мы и рассмотрим вопрос: «Нужны ли ребенку 3-х лет супы и каши?». Стоит сразу отметить, что каши довольно легко усваиваются организмом и являются непревзойденным источником углеводов, растительных белков, витаминов, минеральных веществ полезных и столь необходимых растущему организму. Безоговорочным плюсом каш является наличие в их составе клетчатки, которая играет очень важную роль в нормализации пищеварения. Диетологи подсчитали, что злаковые продукты (в основном каши) дают до 40% жизненной энергии детям в возрасте 3-х лет. А Всемирная Организация Здоровья настоятельно рекомендует до 50% суточного рациона наполнять продуктами, произведенными из зерновых культур. Каша вообще является началом пищевой цепочки. Это ли не повод, убеждающий в необходимости включения каш в питание детей трехлетнего возраста! 

Задачи:

1. для детей: содействовать развитию познавательного интереса и познавательной деятельности к данному вопросу, расширять представления детей о многообразии продуктов питания, о том как связаны между собой питание и здоровье; формировать понятия "здоровая, полезная еда", "вредная еда"

2. для родителей: раскрыть  актуальность проблемы; активизировать и обогатить знания, умения родителей по данному вопросу посредством консультаций, семинаров, круглого стола

Образовательные   области

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Воспитательные задачи

Воспитывать инициативность

Формировать положительные качества личности ребенка, нравственного и культурного поведения – мотивов укрепления здоровья.

 -----

Воспитывать желание быть физически здоровыми людьми

Развивающие задачи

Развивать навыки общения и партнерства.

Расширять представления детей о многообразии продуктов питания

Развивать связную, выразительную, эмоциональную речь

-----

Развивать физические качества: ловкость, быстроту, выносливость, силу. 

Образовательные задачи

Формировать привычку здорового образа жизни

Дать общее представление о здоровье, учить беречь свое здоровье и заботиться о нем.

Расширять знания детей о здоровой и полезной пищи, о правильном питании, его значимости

Формировать умение составлять рассказы, загадки-описания о продуктах питания

--------

     3. Этапы проекта:

 I этап - организационный:

1. Раскрыть проблему для педагогического и родительского сообществ

2. Провести анализ и выявить уровень знаний детей и взрослых по теме проекта.

3.Определить цели проекта, наметить задачи для реализации поставленной цели:

а) изучить  методическую, научно-популярную литературу по проблеме:

подбор новых более эффективных форм работы с родителями;

б) разработать формы и методы работы по проекту с детьми и взрослыми

в) разработать критерии преобразования предметно – развивающей среды в соответствии с целью проекта.

3. "Ввести" детей в проект

4.Вызвать положительный отклик родителей на существующую проблему

5.  Разработать положение о конкурсе среди родителей на лучший рецепт «Любимое блюдо моего ребенка»

Ожидаемый результат:

Педагоги теоретически подготовлены к проведению работы (изучена литература, проанализированы ресурсы, спланирована работа, проведен мониторинг)

 II этап - планирование деятельности:

     Организация предметно – развивающей среды для реализации проекта

Центр

развития

Материалы, подготовленные воспитателями

Материалы, подготовленные родителями

Центр изодеятельности

Трафареты с изображением продуктов питания, домашних животных, овощей, фруктов

Раскраски по теме проекта

Центр познания и информации

Плакаты "Овощи, фрукты", фотовыставка "Что и как мы едим"

фотографии любимых блюд детей

Центр сюжетно-ролевых игр

Наборы "Магазин - здоровые продукты", "Овощи. фрукты"

Атрибуты для игр "Магазин - здоровые продукты", "Кафе"

Формы работы с родителями:

Консультации:

- «Правильное питание детей 3-4х лет. Какие продукты необходимы ребенку – дошкольнику?»

- «Нужны ли ребёнку каши?»

-  «Питание ребёнка : каких продуктов следует избегать?»

-  «Ребёнок плохо ест. Как накормить маленького привереду?»

Семинар: «Правильное питание дошкольника»

Круглый стол: «Здоровье и питание детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум: «Формирование культуры трапезы»

Конкурс среди родителей на лучший рецепт «Любимое блюдо моего ребенка»

Формы работы с детьми:

Игровая деятельность

Дидактические игры: «Заготовим на зиму овощи и фрукты»; «Витаминная семейка», «Кого чем угостили?», «Что делать?», «Чего не стало?», «Чудесный мешочек», «Определи на вкус», «Угадай-ка», «Поможем клоуну», «В огороде у козы Лизы», «Из чего готовят кашу?» (дать представление о рисе, пшене, овсе, гречихе) ,«Наведём порядок»

Сюжетно – ролевые игры: «Кафе «Сластёна»»(учимся делать заказы «Кому что принести? Принимаю заказ…»), «Семья», «Магазин», «Детский сад», «День рождения"

 Игра-драматизация: «Весёлые овощи», «Маша обедает» С.Капутикян, «Угощение» (кн. Нищевой)

Изобразительная деятельность

Рисование "Овощи", "Фрукты"; коллективная работа«Наши друзья, наши враги»;

Лепка: продукты питания для кафе «Сладкоежка», "Печенье"

Аппликация "Баночка варенья", "Готовим овощи на зиму"

Конструирование

Таблица предпочтений «Кому что нравится?»

Коммуникативная деятельность

Беседа «Что значит правильно питаться» (кн. «Шаг за шагом» Н.Коростылёв)

Информация от воспитателя «Рассказы летописца»(кн. «Овощи+фрукты+ягоды=здоровье», С.Мартынов, «История щей», «Каша – традиционное русское блюдо», сказка «Почему картошка-картошка, капуста- капуста?(кн. «Почемучка»)

Беседа «Целебная сила овощей»;     «Советы доктора Неболита»;

Рассматривание и составление рассказов по картинам «Продуктовый магазин», «Уборка урожая», «Повар»;

Составление загадок-описаний о продуктах питания;

Познавательная минутка «Я хочу рассказать  всем о …» -рассказы-информации о фруктах и овощах, злаках(домашнее задание для детей и родителей);

Работа с (рядом с именем ребёнка прикрепляется картинка с изображением продукта питания) и заполнение индивидуальных табличек с взвешиванием детей до и после еды (информация для родителей); 

Решение проблемных ситуаций по книге «Путешествия Джуно», перевод с английского Н.Лузиной (полезные и вредные продукты); 

Восприятие  художественной литературы

Чтение стихотворения С.Капутикяна «Мы сварили плов», стихотворение Е,Стюарт «Пекари»

Обыгрывание отрывков из стихотворения С. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала»;

Чтение сказок «Колосок» (украинская), «Два жадных медвежонка»(венгерская), «Лиса и кувшин» в обр. Ушинского;

Рассказывание белорусской сказки «Лёгкий хлеб», молдавской сказки «Чудесный клад», Русские сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», «Вершки и корешки», «Суп из топора», датской сказки «Горшок каши», познавательной сказки «Жила-была на огороде» (кн. Почемучка»)

Чтение сказок об овощах, фруктах, злаках по книге «Сказочный справочник здоровья» М.Скребцовой, А.Лопатиной;

Рассказ «Отцовское поле» В.Крупин;

Чтение стихотворения «Сад» А.Саххит;

Заучивание наизусть стихотворения «Овощи» Тувим;

Двигательная деятельность

1. Подвижные игры « Золотая рожь», «В огороде», « Яблоня», «По ягоды», «Огуречик»;

2. игры-соревнования «Весёлые грузчики», «Собери яблоки» Пальчиковая гимнастика «Каша», «Хозяйка однажды с базара пришла», «В магазине»;

3.Дыхательная гимнастика «Горячая каша»

4. Упражнение на расслабление  «Овощи»

Познавательно – исследовательская деятельность

Моделирование ситуации, позволяющей выявить проблему: «Зачем нужна пища?»

Чтение и рассматривание энциклопедий «Про себя самого», «Занимательная анатомия или что тобой управляет»;

НОД «Даёт силы нам всегда витаминная еда», “Вот это каша – пища наша!”

Решение проблемных ситуаций «Откуда зимой свежие огурчики», «Откуда в булочной хлеб? (кн «Почемучка»),

Видеоэкскурсия в продуктовый магазин;

Экскурсия на кухню

Презентация "Щи да каша - пища наша!" 

III этап - заключительный

а)  Ожидаемый результат

  • Расширение детских представлений о здоровом образе жизни.
  • Активизация познавательной активности.
  • Активное участие родителей в проектной творческой деятельности.

б)  Продукт  проекта :

  1. Фотовыставка «Как и что мы едим»
  2. Создание книги с рецептами  «Любимое блюдо моего ребёнка»

4. Презентация проекта

открытый показ НОД «Приключения Кешки – сладкоежки»

5. Рефлексия

- Совершенствование форм и методов по теме: «Формирование основ здорового образа жизни через употребление полезной и здоровой пищи»

- Оформлена совместно с родителями фотовыставка «Как и что мы едим»

- Подведение итогов конкурса на лучший рецепт «Любимое блюдо моего ребенка» 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в средней группе «Щи, да каша – пища наша!»

Предварительная работа: провести беседу о сборе зерна на полях, закрепить название круп, организовать экскурсию на пищеблок детского сада.Цель: формировать знания детей о видах каш и появлении этого б...

КВН "Хлеб да каша- пища наша"

КВН "Хлеб да каша -пища наша"по ознакомлению с окружающим для детей старшего дошкольного возраста...

"Каша - пища наша." Конспект образовательной деятельности в старшей группе.

"Каша - пища наша." Конспект образовательной деятельности в старшей группе.Программное содержание: закреплять знания детей о  здоровом питании; о пользе каши в рационе детского питания.Закрепить ...

Проект "Хлеб да каша - пища наша"

Дидактические игры, сюжетные карточки, фото со злаковыми культурами. презентация  о том откуда берется хлеб....

Проект: "Каша - пища наша"

Проект «Каша – пища наша» по сотрудничеству семьи и детского сада ДОУ № 8 «Светлячок». Цель проекта: Формировать представление детей о каше, как о полезном продукте. ...

Паспорт проекта "Каша - пища наша"

Ходят слухи, что праздник каши впервые стали отмечать в Великобритании, поскольку англичане известны своей любовью к овсянке. Постепенно эта традиция распространилась по всему миру, и каждый год 11 ок...

научно- исследовательская работа: "Каша- пища наша"

Выяснить отношение детей к каше, полезна ли каша? Сформировать знания о полезности каши. Каша – залог здорового питания....