Статья на тему: "Релаксация – это не просто расслабление - это спасение от виртуального мира!"
статья (старшая группа) на тему

Автор: Педагог дополнительного образования

( хореограф) МБДОУ " Црр- д/с № 6"г. Тулы

Фильченкова О. В.

В современном мире образование дошкольников неразрывно связано с       достижениями науки и техники, передовыми технологиями, которые помогают в работе, учебе и в быстром получении информации. Компьютеры, интерактивные доски, игровые приставки, смартфоны, планшеты, всё это можно и нужно использовать в интеллектуальном и всестороннем развитии личности дошкольников. Детское восприятие устроено таким образом, что для запоминания и усвоения информации нужны ассоциации, зрительный пример, игра. Таким образом обогащается педагогический процесс, применяются современные технологические подходы к улучшению образования с помощью электронных устройств. Если использовать компьютерные игры в разумных пределах, не в ущерб другим сторонам жизни ребенка, то они могут принести положительный результат: усилят концентрацию внимания, улучшат мыслительные операции, процессы принятия решения, будут способствовать формированию художественного воображения, помогут развить быстроту реакции. 

Вместе с тем, ребенок, который всем остальным развлечениям и увлечениям предпочитает лишь компьютерные игры, пусть даже и развивающие, подвергается риску возникновения многих серьезных проблем. Психологи считают, что если дошкольник пристрастился к компьютеру, то это может замедлить его развитие, как физическое, так и психическое. Существуют четыре основных вредных фактора: нагрузка на зрение, стеснённая поза, нагрузка на психику и излучение. Контроль за временем проведения в виртуальном мире, должен осуществляться как педагогами, так и родителями.  Всегда нужно оговаривать время игры ребенка на компьютере и точно придерживаться этих рамок. Количество времени нужно выбирать, исходя из возрастных особенностей ребенка. Например - до 5 лет не рекомендуется ребенка допускать до компьютера. С 6 лет ребенку можно начинать знакомиться с компьютером 15-20 минут в день. Дошкольный возраст- это период активного познания окружающего мира через игру и общение, собирание собственных ощущений. Даже самые современные программы не способны заменить им реальный мир, дети должны обучаться и познавать путём проб и ошибок, пропустив всё через себя. Для формирования эмоциональной и физической стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом.

В работе с дошкольниками я использую многие технологии сбережения здоровья: дыхательную и логоритмическую гимнастику, самомассаж и релаксационные упражнения. Это помогает развивать детское  творчество, стимулирует детей к физическим нагрузкам, способствует развитию коммуникативных качеств. Особенно нравятся детям упражнения на релаксацию."Релаксация" (от лат.Relaxatio) – это состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения после  долгого сидения и концентрации внимания или физических усилий. Релаксация необходима и полезна деткогда они находятся в состоянии стресса, переутомлены, растеряны, перевозбуждены или близки к этому. 

 Умение расслабляться поможет одним детям снять напряжение, другим - сконцентрировать внимание, препятствовать перевозбуждению, третьим  исправить физическое  напряжение.Дети выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая педагогу, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Как показывает опыт,  в результате  применения релаксации, у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными.  Необходимо объяснить и показать ребёнку разницу  между расслаблением и напряжением мышц. Это легко сделать в упражнении " Кисточка и карандаш" или  " Деревянные и тряпичные куклы" - ( Сборник " Танцы, игры,  упражнения для красивого движения" М. А Михайлова и Н. В. Воронина). Релаксационные тексты должны иметь доступный для детского понимания смысл, учитывая  особенности восприятия дошкольников, развивать способность ребёнка воображать и фантазировать.Творческий подход и артистичность педагога во время проведения  релаксационных упражнений создадут атмосферу доброжелательных отношений, позволят детям научиться владеть мышцами своего тела, а в дальнейшем – самостоятельно  контролировать своё состояние, применять в жизни полученные навыки релаксации.Важно, чтобы ребенок научился создавать себе образы, если это помогает его    расслаблению. Большое значение уделяется музыке. Пусть музыка будет тихой, мелодичной, помогающей расслаблению. В ней могут присутствовать звуки природы, что  стимулирует детскую фантазию. Поскольку наши дети испытывают дефицит положительных тактильных  ощущений в сюжет упражнений введены элементы тактильного взаимодействия взрослого и ребёнка ( " ветерок гладит тебя"). Это положительно сказывается на реакцию расслабления. Речь педагог должна быть спокойная, тихая, размеренная. Предлагаю вам несколько упражнений на релаксацию для дошкольников старшей и подготовительной групп:

“Воздушные шарики”

 

  Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают, и вы становитесь всё легче   и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные      шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик …(пауза –    поглаживание детей). Обдувает шарик …, ласкает шарик … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый  ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза.  Улыбнитесь своему шарику. 

“Облака”

  Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом, прозрачном  небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие, все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако … (пауза – поглаживание детей). Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.

" Снежная баба"

Упражнение на расслабление всего организма: " Снежная баба". Дети представьте , что каждый из вас превратился в снежную бабу. Она очень большая, с круглыми боками , с торчащими в разные стороны руками, стрит на крепких ножках. А сегодня прекрасное солнечное утро, светит и пригревает солнышко, и наша снежная баба начинает таять. Дети изображают как снеговик тает сначала с головы, затем одна рука, другая. Постепенно начинает таять туловище, ноги подкашиваются и дети опускаются на пол. Снеговик превратился в лужицу, растёкся по земле( дети лёжа на спине раскинув руки и ноги в стороны, закрыв глаза слушают музыку: " Пушистые облака"). Потянитесь, улыбнитесь, отдохнули,  а теперь за дело.

"Сказка"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мы раскинем руки как птицы, мы глаза закроем - сказка нам приснится...

Шар приснится голубой и мишутка маленький.

Светлый месяц за горой и цветочек аленький.

Лепестки качает ветер, чуть цветок качается.

Это сказка детям снится, дети расслабляются!

Вот глаза открылись, мышцы напрягаются!

Сразу бодрость, сила в теле ощущаются!

     

( Дети лёжа на спине, под спокойное речевое сопровождение и приятную тихую  музыку полностью расслабляются).


Невозможно уберечь детей от виртуальной реальности. В ближайшем будущем она станет обыденностью. Но взрослым нужно понимать: слишком раннее включение в технологичный мир опасно. Жизнь, увлечения ребёнка должны быть разнообразными. Специалисты, работающие с детьми дошкольного возраста, конечно, согласятся со мной, что в условиях современного мира с огромными информационными потоками, обрушившимися на наших детей, большинству из них свойственны нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. В процессе развития, воспитания и обучения дошкольники получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к эмоциональным перегрузкам. Как следствие,  у дошкольников появляются страхи, неадекватное поведение, тревожность, неуверенность в себе. Как помочь детям избежать этого? Заинтересованность в физическом и психическом здоровье должны проявлять не только педагоги, но и родители. Релаксационные упражнения относятся к  здоровьесберегающим  технологиям, входящим в список современных образовательных технологий. При проведении упражнений на релаксацию у дошкольников приводится в нормальное состояние психика и нервная система, снимается внутреннее  напряжение, формируется умение управлять своими чувствами и эмоциями.Воспитывается уверенность в себе, а главное укрепляется физическое здоровье детей, формируется красивая осанка, положительные эмоции и чувства.

В статье использовались материалы интернет ресурсов:

1. " Игровые релаксационные упражнения для старших дошкольников" ; автор: Коробова Т. В, воспитатель высшей категории д/с № 118 Выборгского района г. Санкт - Петербурга.

2. " Польза и вред виртуального мира для дошкольника";

автор: Березенко Н. В. г. Алексеевка Белгородской обл. воспитатель БДОУ
ЦРР- д/с № 10

3. " Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников - релаксация"

- из опыта работы Коробовой Т. В.

4. " Танцы, игры, упражнения для красивого движения" М. А. Михайлова;

 Н. В. Воронина. 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЛЬЗА И ВРЕД ВИРТУАЛЬНОГО МИРА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКА

Тема:«ПОЛЬЗА И ВРЕД ВИРТУАЛЬНОГО МИРА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКА»Воспитатель МДОУЦРР - Детский сад №10 воспитатель Березенко Наталья Викторовна г.Алексеевки  Белгородской обл. В наше время ч...

Консультация для родителей «Как контролировать пребывание ребенка в виртуальном мире».

Помощь родителям в компьютерной грамотности.Ребенок и гаджеты....

Статья на тему: " Ребенок в виртуальном мире: развитие или вред. Как предотвратить цифровую зависимость."

Жизнь современного человека уже не представляется без таких вещей, как гаджеты. Давайте с Вами  разберемся какую пользу или вред они приносят детям, и как предотвратить цифровую зависимость....

Ребенок в виртуальном мире: развитие или вред. Как предотвратить цифровую зависимость».

Ребенок в виртуальном мире: развитие или вред. Как предотвратить цифровую зависимость».Жизнь современного человека уже не представляется без таких вещей, как планшет, телефон, компьютер. Дети, н...

"Ребёнок в виртуальном мире : развитие или вред .Как предотвратить цифровую зависимость"

Жизнь человека в наши дни уже не представляется без таких вещей , как планшет , мобильный телефон , компьютер.Когда появляются дети ,они наблюдают за жизнью взрослых,и с самого раннего детства начинаю...

Ребенок в виртуальном мире: развитие или вред. Как предотвратить цифровую зависимость».

Жизнь современного человека уже не представляется без таких вещей, как планшет, телефон, компьютер. Дети, наблюдая за жизнью взрослых, с пелёнок начинают интересоваться гаджетами: раз мама и папа так ...

"Ребёнок в виртуальном мире: развитие или вред. Как предотвратить цифровую зависимость"

Жизнь современного человека уже не представляется без таких вещей, как планшет, телефон, компьютер. Дети, наблюдая за жизнью взрослых, с пелёнок начинают интересоваться гаджетами: раз мама и папа так ...