ПОЛЬЗА И ВРЕД ВИРТУАЛЬНОГО МИРА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКА
консультация (подготовительная группа) на тему

 

Тема:«ПОЛЬЗА И ВРЕД ВИРТУАЛЬНОГО МИРА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКА»

Воспитатель МДОУЦРР - Детский сад №10

воспитатель Березенко Наталья Викторовна

 г.Алексеевки  Белгородской обл.

 

В наше время человек использует новые достижений науки и техники, которые помогают в работе, учебе, в быстром получении информации. Компьютер можно использовать в общем развитии дошкольников, поэтому нужно учить детей работать с компьютером через игру. Детское восприятие устроено таким образом, что для запоминания и усвоения информации нужны ассоциации, игра. Компьютерные игры не должны заменять обычные, а лишь дополняют их, обогащая педагогический процесс новыми технологиями.

Многие родители считают, что пусть лучше ребенок сидит дома за компьютером у них на глазах, чем гуляет с дурной компанией. Тем самым ребенок получает свободный и неограниченный доступ к компьютеру. Действительно, компьютерные игры представляют собой увлекательное занятие для многих. Дошкольников уже не интересуют обычные игрушки, как раньше, они стремятся быстрей попасть домой, потому что там их ждет заветная игра. Если использовать компьютерные игры в разумных пределах (не более 1 часа в сутки с перерывами через 15-20 минут для ребенка 6-9 лет) и не в ущерб другим сторонам жизни ребенка, то они могут принести положительный результат: усилят концентрацию внимания, улучшат мыслительные операции, процессы принятия решения, будут способствовать формированию художественного воображения, помогут развить быстроту реакции. Вместе с тем, ребенок, который всем остальным развлечениям и увлечениям предпочитает лишь компьютерные игры, пусть даже и развивающие, подвергается риску возникновения многих серьезных проблем. Психологи считают, что если дошкольник пристрастился к компьютеру, то это может замедлить его развитие, как физическое, так и психическое. Всегда нужно оговаривать время игры ребенка на компьютере и точно придерживаться этих рамок. Количество времени нужно выбирать, исходя из возрастных особенностей ребенка. Например, до 5 лет не рекомендуется ребенка допускать до компьютера. С 6 лет ребенку можно начинать знакомиться с компьютером (15-20 мин. в день).

Категорически запрещается играть в компьютерные игры перед сном. Необходимо следить, чтобы игра на компьютере не подменяла реальное общение со сверстниками, друзьями и близкими.

Наибольшую опасность представляют «стрелялки», которые характеризуются весьма примитивным сюжетом, основанном на насилии. Такие игры могут отрицательно сказаться на психике ребенка и стать причиной его чрезмерной агрессивности. Влиянии современной техники на здоровье человека, особенно на организм ребенка. Знания помогут не только правильно и эффективно использовать достижения науки, но и сохранить здоровье.

Психологи, изучая проблему зависимости<детей компьютером, обращают внимание на то, что дошкольники настолько вживаются в компьютерную игру, что принимают на себя роль компьютерного персонажа, и в виртуальном (вымышленном) мире игры им становится гораздо интереснее, чем в реальной жизни. Специалисты относят подобный вид зависимости к специфической эмоциональной «наркомании».

Следует проводить обсуждение игр вместе с ребенком, выбирать развивающие игры. Не ограждать ребенка от компьютера вообще, поскольку это неотъемлемая часть будущего, в котором ребенку предстоит жить.

Но почему одни становятся игроманами, а другие - нет? Во многом это зависит от особенностей характера и степени внушаемости подростка, иными словами, его готовность подчиниться чужой воле. Воспитывайте в ребенке самостоятельность, поощряйте в нем инициативность. Это лучшая профилактика игровой зависимости. Симптомы, которые свидетельствуют о компьютерной зависимости:

-  Большую часть свободного времени (6-10 часов в день) ребенок
проводит за компьютером.

- У него нет реальных друзей, зато много виртуальных.

-  Настроение повышается только тогда, когда ребенок садится за
компьютер.

Если родители ответственно подойдут к обучению ребенка за компьютером, оно станет для него полезным и безопасным. Самое главное -знать, как влияет компьютер на детский организм и сколько времени ребёнок может проводить за монитором без вреда для здоровья. Существуют четыре основных вредных фактора: нагрузка на зрение, стеснённая поза, нагрузка на психику, излучение.

Если долго работать на компьютере, то зрительное переутомление может привести к снижению остроты зрения (близорукости). Из-за нагрузка на зрение у детей могут возникнуть головная боль и головокружение. Компьютер не является основной причиной развития близорукости у детей. Большую роль в этом играют наследственность, телевизор, чтение в темноте. При грамотной организации рабочего места ребёнка, его зрению ничего не угрожает.

Для глаз ребенка безопасно рассматривать неподвижное, крупное, цветное изображение в сопровождении звукового текста. Хуже воспринимается рисование на компьютере. Здесь звук уже не играет отвлекающей роли, а всю работу выполняют глаза. И конечно очень вредны для глаз игры, в которых движущееся изображения приводят к такому переутомлению, которое снимается очень не скоро. Нельзя работать за компьютером в темноте и нужно каждые 20 минут делать перерывы, чтобы давать отдохнуть глазам (для небольшой гимнастики для глаз). Можно приобрести ребенку специальные очки.  Если есть проблемы со зрением, то

садиться за монитор можно только в очках. Для снятия нагрузки на зрение необходимо правильно организовать освещение компьютерного стола (солнечный свет не должен попадать на монитор, так как блики на экране способствуют утомлению глаз). Необходимо соблюдать расстояние от экрана до глаз (50-70 см).

Второй по вредности причиной, влияющим на здоровье, является стеснённая поза, которую вынужден принимать человек во время работы на компьютере, так как должен смотреть с определённого расстояния на экран и одновременно держать руки на клавиатуре или органах управления. Из-за этого возникают следующие нарушения:

-  Затруднённое дыхание. Вынесенные вперёд локти не дают свободно
двигаться грудной клетке, и это приводит к астме, развитию приступов
кашля и иным явлениям.

-    Остеохондроз. При длительном сидении с опущенными плечами возникает стойкое изменение костномышечной системы, а иногда искривление позвоночника.

-    Заболевание суставов кистей рук. При работе за компьютером рука человека вынуждена совершать много мелких движений, сильно устаёт, и от этого развиваются хронические заболевания.

Правильно подобранные стол и стул для ребёнка уменьшают эти нагрузки. Чтобы избежать стесненной позы, при работе на компьютере необходимо следить за соблюдением правильной осанки, регулярно прерывать игры, вставать, делать мини-зарядку.

Интересные игры требуют огромного психологического напряжения.. Часто компьютер вытесняет из жизни дошкольников чтение книг, прогулки, спорт, он перестаёт играть и общаться со сверстниками, ему достаточно компьютерных игр. Сидя за компьютером, дети забывают о времени, не замечают усталость. В результате падает уровень психического развития дошкольников, у них появляется замкнутость. А игры «стреляй и убивай» делают многих детей жестокими, воспитывают у них агрессию. Ужасы не только пугают дошкольников, но и увлекают, так как в азарте игры им нравится быть сильным. Наигравшись в такие игры, дети спят неспокойно, иногда даже вскрикивают во сне. Поэтому нужно оберегать дошкольника от жестоких игр и не оставлять их наедине с компьютером. Психика ребёнка ещё недостаточно устойчива, и в более серьёзных случаях могут возникнуть психические расстройства.

Поэтому в работе следует делать перерывы и следует внимательно следить за содержанием игр, в которые играет ребёнок, и какие сайты он посещает.

Излучение (образование свободного электромагнитного поля) монитор не производит. Но электрическое поле между монитором и лицом дошкольника разгоняет осевшие на экран пылинки до огромных скоростей. И эти пылинки врезаются в кожу. Самый простой способ борьбы с этим явлением:       после   занятий   на   компьютере   умыться   холодной   водой.

Необходимо также проводить влажную уборку в помещении, где находится компьютер.

Дошкольнику собственный компьютер, не нужен. Ему достаточно общения с родительским компьютером. Важно установить время пребывания дошкольника за компьютером, так как недолгое пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное - ухудшает.

Чтобы извлечь только плюсы от увлечения ребенка виртуальными играми, необходимо соблюдать правила пользования компьютером для детей. Дошкольники, благодаря использованию компьютеров, действительно могут лучше подготовиться к школьному обучению, так как хорошие компьютерные программы и игры способствуют развитию памяти и логики ребенка, а также формированию его мышления, моторики, внимания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: « Польза и вред виртуальной жизни дошкольников»

Статья о пользе и о вреде виртуальной жизни детей актуальна и востребованна. В ней говорится о необходимости всесторонне развивать ребёнка, но опааться очень раннего приобщения к компьютерным играм. А...

Статья на тему: " Ребенок в виртуальном мире: развитие или вред. Как предотвратить цифровую зависимость."

Жизнь современного человека уже не представляется без таких вещей, как гаджеты. Давайте с Вами  разберемся какую пользу или вред они приносят детям, и как предотвратить цифровую зависимость....

Ребенок в виртуальном мире: развитие или вред. Как предотвратить цифровую зависимость».

Ребенок в виртуальном мире: развитие или вред. Как предотвратить цифровую зависимость».Жизнь современного человека уже не представляется без таких вещей, как планшет, телефон, компьютер. Дети, н...

"польза и вред мультфильмов для психики дошкольника"

Сообщение для родителей о пользе и вреде мультфильмов...

Польза и вред гаджетов в развитии дошкольников

Полезный материал для родителей об использовании электронных устройств (телефонов, планшетов и др.) в воспитании и развитии ребенка...