Польза и вред гаджетов в развитии дошкольников
консультация

Муралева Наталья Васильевна

Полезный материал для родителей об использовании электронных устройств (телефонов, планшетов и др.) в воспитании и развитии ребенка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Дельфин» комбинированного вида г.п.п. Чистые Боры Буйского муниципального района Костромской области

СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

ПОЛЬЗА И ВРЕД ГАДЖЕТОВ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА

Мобильные устройства и компьютеры в нашей жизни занимают немало времени. С помощью их получаем необходимую информацию, общаемся, работаем и проводим свой досуг. При этом дети начинают свое знакомство с гаджетами почти с раннего детства, что вызывает у родителей переживания, раздражение и тревогу.

Какой вред несут электронные носители на интеллектуальное развитие ребенка, и может ли быть от них польза?

1. Человеку нужна энергия для обеспечения его умственной активности. Планшеты и телефоны могут способствовать данному развитию ребенка. Например, если включить видеоролик с утренней зарядкой и вместе с ребенком ее делать, то мотивация ребенка к выполнению физических упражнений значительно увеличится, а энергия успешно восполнится. Если же ребенок предоставлен сам себе, часами играет с телефоном или смотрит мультики, то функции мозга неизбежно угнетаются и энергией не восполняются. Обычно ребенок с гаджетом в руках сидит в одной и той же позе, не двигается, не гуляет, мозг его не насыщается кислородом. Ребенок расходует много сил на то, чтобы переработать получаемую информацию. Силы тратятся, но ребенок никак их не восполняет - энергетические функции мозга страдают.

2. Прием, хранение и переработка информации. Гаджеты - полезное и удобное средство для демонстрации ребенку картинок для развития зрительного восприятия. С помощью этой функции можно показывать ребенку, как выглядят предметы, чем они отличаются друг от друга, какие характерные признаки говорят о том, что это за предмет. При этом следует помнить, что ребенок сам не сможет анализировать увиденные предметы, ему необходима помощь взрослого. Когда родители вместе с ребенком рассматривают фотографии животных, вместе изучают, как они выглядят, где живут, чем питаются, происходит обогащение зрительного восприятия и информации о мире в целом. Если «живого» взаимодействия со взрослым не происходит и ребенок не получает ответы на все свои вопросы того материала, который он смотрит, информация может не усвоиться.

3. При использовании телефона или планшета сведение поступает в основном через зрение и слух, а представление целостного образа предмета с его физическими характеристиками (вес, размер, материал и пр.) может быть искажено. Поэтому материал, который ребенок получает с помощью гаджетов, должен подкрепляться взаимодействием с реальными предметами.

4. Замедление речевого развития. Современные компьютерные игры, ролики, мультфильмы для детей дошкольного возраста часто содержат только самые простые слова и речевые обороты, сюжеты достаточно примитивны и потому доступны и привлекательны для многих детей. Следовательно, развития речевых процессов не происходит. Необходимость называть предметы, отвечать на вопросы, использовать речь для общения, появляется только в случае взаимодействия с другим человеком. У ребенка, который использует электронные устройства для игр и просмотра мультфильмов, нет необходимости с ними «общаться» посредством звучащей речи. Развитие речи происходит только тогда, когда взрослый активно включается в обсуждение мультиков и игр, а также может при необходимости пояснить смысл  аудио- или видеофрагмента. 

5. Пострадать могут и зрительно-пространственные функции. Ограничение области зрительного фокуса, разные варианты расположения гаджета, автоповорот экрана и ограниченные возможности манипулирования экранными объектами могут привести к тому, что ребенок будет дезориентирован в реальном пространстве и в пространстве листа бумаги.

Восприятие времени также может быть искажено из-за неконтролируемого использования гаджетов: ребенок, который подолгу взаимодействует с экраном, не замечает, как проходит время.

6. Ограниченность движения и самоконтроля. Ребенок, который часто использует гаджеты, движения его минимальные и только направлены на функции техники (например, нажимать кнопки в игре, управлять героями). В реальной жизни его двигательная сфера может развиваться с задержкой.

В первую очередь это касается детей с чрезмерной подвижностью, импульсивностью и сосредоточением. Длительное использование гаджетов и неправильный подбор информации могут нанести вред в развитии у малыша умения управлять своим поведением, ставить цели, принимать решения, оценивать свои результаты.

7. Разумно используя электронные устройства, можно извлечь для ребенка много полезной информации (показывать животных и растения из других широт, картины природы и погодные явления, неизвестные ребенку инструменты, виды одежды, технические приспособления, орудия труда из прошлого или модели транспорта будущего и др.). Полезными гаджеты будут только в том случае, если использовать их для поиска познавательной и развивающей информации, но в сопровождении с  живым общением и взаимодействием со взрослым.

ВАЖНО!

  • Отрегулируйте время, которое ребенок проводит с гаджетом.
  • Используйте  его целенаправленно и осмысленно.
  • Обращайте внимание на информацию, предложенную в сети интернет.

Сколько времени можно провести дошкольнику за монитором

Возраст

Время в сутки (мин.)

Непрерывное время (мин.)

2-3 лет

15

3-5

3-4 лет

25

5-10

4-5 лет

30

7-10

5-7 лет

35

15

Полезные интернет ресурсы для дошкольников

http://golopuz.org/ - «Развивающие игры для вашего голопуза» - сайт с обучающими и развивающими онлайн-играми для детей: «Алфавит», «Цифры», «Логические», «Внимание и память», «Пазлы», «Раскраски». http://www.igraemsa.ru/ - «Играемся» - сайт с обучающими бесплатными играми для детей. Игры разбиты на категории: на внимание и память, на логику и мышление, загадки и ребусы, пазлы, для малышей и другие. 

http://chudo-udo.com/ Портал «Чудо-юдо» - настоящий клад развивающих материалов на любой вкус. Кроссворды и ребусы, лабиринты и прописи, скороговорки и аудиосказки, поделки и пазлы для малышей - каждый родитель найдет, чем заняться ребенку любого возраста! http://www.lukoshko.net/ - «Лукошко сказок». На сайте представлены сказки, стихи и рассказы для детей.

http://www.kindereducation.com/ - «Дошколёнок». Электронный журнал для детей и родителей, на страницах которого опубликованы материалы для обучения, воспитания и развлечения детей дошкольного возраста, собранные по тематическим разделам: развитие речи, веселый счет, изостудия, психология, игры и конкурсы и др.

http://razvivajka.centerstart.ru/sites/razvivajka.centerstart.ru/files/kompyuter_1_.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЛЬЗА И ВРЕД ВИРТУАЛЬНОГО МИРА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКА

Тема:«ПОЛЬЗА И ВРЕД ВИРТУАЛЬНОГО МИРА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКА»Воспитатель МДОУЦРР - Детский сад №10 воспитатель Березенко Наталья Викторовна г.Алексеевки  Белгородской обл. В наше время ч...

Влияние гаджетов на развитие дошкольников

Как влияют гаджеты на развитие дошкольников....

Польза и вред мультфильмов для развития ребенка

Все малыши любят мультфильмы, а вот родители иногда задумываются, а есть ли от их просмотра хоть какая-нибудь польза для развития ребенка или это просто средство отвлечь ребенка от проказ и дать родит...

польза и вред гаджетов

польза и вред гаджетов...

"польза и вред мультфильмов для психики дошкольника"

Сообщение для родителей о пользе и вреде мультфильмов...

Буклет польза и вред гаджетов

Буклет польза и вред гаджетов...