Главные вкладки

    пальчиковая гимнастика
    картотека (подготовительная группа) на тему

    Скоблякова Татьяна Владимировна

    пальчиковая гимнастика разработана в соответствии лексическим темам:домашние и дикие животные, экзотические животные, растения, професии, школа, времена года, бытова техника, праздники.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ДЕТСКИЙ САД № 22 «Сказка»

           

    ПАЛЬЧИКОВАЯ  ГИМНАСТИКА

    Разработала воспитатель:

                                                                                     Скоблякова

                                                                                    Татьяна Владимировна

    ДЕРЕВЬЯ, КУСТАРНИКИ

    ОСИНКА

    Зябнет осинка,                     (Раздвинув пальцы на руках, трясут руками.)

    Дрожит на ветру,

    Стынет на солнышке,         (Сжимают и разжимают пальцы рук.)

    Мерзнет в жару

    Дайте осинке пальто и ботинки:

    Надо согреться   бедной осинке  (Соединяют руки вместе и дуют на них.)

    ПОДАРКИ  ОСЕНИ

    Ходит осень по полям.                  (Пальчики «шагают»  по столу.)

    Что ты осень, принесла нам?       (Разводят руками в стороны.)

     С нами поделилась ты?

    Вот рябины кисти, вот орехи        (Загибают по очереди пальцы на руках.)

    спелые, вот вам подосиновики,

    сыроежки синенькие.

    А еще – тяжелые бронзовые          (Сжимают пальцы в кулак и трясут ими.)

    желуди.

    Мой букет красив и ярок,                (Сжимают и разжимают пальцы рук.)  

    Принесла его в подарок.

                                                        ОСЕНЬ

    Раз, два, три, четыре, пять –             (Сжимают и разжимают кулаки.)

    Будем листья собирать.

    Листья березы, листья рябины,       (Загибают в ритме каждой строчки

    Листья осины, листики дуба мы       по одному пальцу.)

    соберем,

     маме осенний букет отнесем.        (Сжимают и разжимают кулаки.)

                                                   

                                                                

    Я по улице  гуляла                           («Шагают» пальчиками по столу.)

     и листочки собирала.                    (Загибают поочередно пальцы.)      

    Все в букетик собрала                    (Двумя руками держат букет.)

    И ребятам принесла.                      (Показывают ладони.)

                                                      ОВОЩИ

    У Лариски две редиски.                    (Сжимают пальцы в кулак,  

    У Сережки – сорванца                       по очереди разжимают их,

    два зеленых огурца                            начиная с большого, на одной

    А у Вовки две морковки.                   или обеих  руках.)

    Да еще у Петьки

    Две  хвостатых редьки.

                 

    ОГОРОД

    В огороде много гряд:                   (Сжимают и разжимают  пальцы

    Тут и репа, и салат,                         в кулак.) (По очереди разжимают    

    Тут и свекла, и горох,                    пальцы из кулака.)  

    А картофель разве плох?              (Сжимают и разжимают пальцы.)

    Наш зеленый огород.

                                                                   

                                                               ФРУКТЫ

    Будем мы варить компот –        (Левую ладонь держат «ковшиком»,

    Фруктов нужно много. Вот.        указательным пальцем правой руки

                                                               «мешают».)

    Будем яблоки крошить,              (Загибают пальцы по одному, начиная            

    Грушу будем мы рубить,            с большого.)    

    Отожмем лимонный сок,

    Слив положим и песок.

    Варим, варим мы компот,        (Опять «варят» и «мешают».)

    Угостим честной народ.

                                                   

                                                               

    Знают взрослые и дети:                  (Сжимают и разжимают пальцы.)

    Много фруктов есть на свете!        (Загибают по одному пальцу,

    Яблоки и апельсины,                         начиная с мизинца.)  

    Абрикосы, мандарины,

    И бананы, и гранаты

    Витаминами богаты.

                                                              ГРИБЫ

    Раз, два, три, четыре, пять,            (Сжимают и разжимают кулаки.)

    Мы пошли в лесок гулять.              (Загибают пальцы, начиная

    Этот пальчик по дорожке,              с большого.)      

    Этот пальчик по тропинке,

    Этот пальчик за грибами,

    Этот пальчик за малинкой,

    Этот пальчик заблудился,

    Очень поздно возвратился.

                                                    

                                                              

    Мы идем дорожками,                      (Сжимают и разжимают кулачки.)

    Мы идем тропинками,                     («Шагают» пальчики по столу.)

    Мы идем с лукошками,                    (Загибают по очереди пальцы.)

    Мы идем с корзинками.

    Прямо за опушкою вдруг

    Нашли волнушки  мы

    И пенек с опенками под

    рябиной тонкой.

     Крепкий подберезовик вырос,

    Под березой

    Красный подосиновик вырос

    Под осиной.

                                                        ЯГОДЫ

    Раз, два, три, четыре, пять,              (Пальцы обеих рук «здороваются».)

    В лес идем мы погулять                   (Обе руки идут указательным и средним        

    За черникой, за малиной,                пальцами по столу.)

    За брусникой, за калиной.               (Загибают пальцы, начиная с большого.)

    Землянику мы найдем

    И братишке отнесем.

             

    МАЛИНКА

    Что очень любит детвора               (Сжимают и разжимают кулаки.)

    Срывать с колючего куста               (Пальцы обеих рук поочередно

    И собирать в корзинку?                  Касаются большого пальца.)                  

    Конечно же малинку.                      (Из одной руки делают «лукошко»        

                                                                   другой «кладут ягодки».)                  

                                                          ПТИЦЫ

    Птички прилетали,                     (Пальцами обеих рук производят

    Крыльями помахали,                 движения вверх, вниз.)    

    Сели, посидели                           (Сжимают и разжимают пальцы.)  

    И дальше полетели.                   (Машут руками, словно крыльями.)

                           ПТИЧЕК СТАЙКА

    Пойка, подпевай - ка,                (Сжимают и разжимают пальцы.)

    Десять птичек – стайка.              (Загибают  поочередно пальцы.)

    Эта птичка – соловей,

    Эта птичка – воробей,

    Эта птичка – совушка,

    Сонная головушка,

    Эта птичка – свиристель,

    Эта птичка – коростель,

    Эта птичка – скворушка,

    Серенькое перышко,

    Эта – зяблик, эта – стриж,

    Это – развеселый чиж.

    Ну а эта – злой орлан.

    Птички, птички, по домам!        (Сжимают  руки в кулак.)

                                         ЧЕЛОВЕК. ЧАСТИ  ТЕЛА

    ТЕЛО

    Есть на пальцах наших ногти,           (По ходу чтения указывают

    На руках – запястья, локти.                На упоминаемую часть тела.)    

    Темя, шея, плечи, грудь.

    И животик не забудь.

    Есть колени.  Есть спина,

    Но она всего одна.

                   

    ГОЛОВА

    Есть у нас на голове                           (Указывают на упоминаемую

    Уха два и мочки две.                         часть тела.)

    Брови. Скулы и виски,

    И глаза, что так близки.

    Щеки. Нос и две ноздри,

    Губы, зубы – посмотри!

    Подбородок под губой.

    Вот, что знаем мы с тобой.

                                                         ОДЕЖДА

    Рукавички новые,                                (Сжимают и разжимают пальцы.)

    Теплые, пуховые.                               (Делают движения, словно вяжут.)

    Мне их бабушка связала,                 (Сжимают и разжимают пальцы.)        

    Подарила и сказала:

    «Вот теперь у внучки

    Не озябнут ручки».

                                                     

                                                              

    Это чья рубашка –                             (Сжимают и разжимают пальцы.)

    Белые горошины?                             (Складывают пальцы, образуя      

                                                                    «горошину».)  

    Бабушка старалась,                          (Делают движения, напоминающие

    Шила для Аленушки.                         Шитье иглой.)

    Это чей сарафан                               (Сжимают и разжимают пальцы.)  

    С белыми ромашками?                  (Делают движения, напоминающие  

    Бабушка старалась,                         шитье иглой.)

    Шила для Наташеньки.

                                                         ОБУВЬ

    Посчитаем в первый раз,                  (Попеременно хлопают ладонями

    Сколько обуви у нас.                          И ударяют кулаками по столу.)

    Туфли, тапочки, сапожки                   (На каждое название загибают

    Для Наташки и Сережки,                   по одному пальцу.)

     Да еще ботинки

    Для нашей Валентинки,

    А вот эти валенки

    Для малышки Галеньки.

                                                            

    Был сапожник?  Был!                          (Сжимают и разжимают пальцы.)

    Шил сапожник? Шил!                          (Делают движения, напоминающие

    Для кого сапожки?                                Шитье иглой.)  

    Для соседской кошки.                          (Сжимают и разжимают пальцы.)

                                                  ЗИМА

    Раз, два, три, четыре,                       (Загибают пальцы, начиная с большого.)

    Мы с тобой снежок слепили            (Лепят, меняя положение ладоней.)          

    Круглый, крепкий, очень               (Показывают круг, сжимают гладкий.

                                                              ладони вместе.)

    И совсем – совсем не сладкий.            

    Раз – подбросим.                                (Подбрасывают и ловят «снежок».)              

    Два – поймаем.

    Три – уроним                                   (Роняют воображаемый снежок.)

    И -  сломаем.                                     (Топают.)

                                                     

         

    Раз, два, три, четыре, пять,                    (Загибают пальцы по одному.)  

    Мы во двор пришли гулять.                   («Идут» по столу указательным  

                                                                           и средним  пальцами.)

    Бабу снежную лепили,                             («Лепят» комочек двумя ладонями.)

    Птичек крошками кормили,                   («Насыпают крошки» - имитируют              

                                                                              движение всеми пальчиками.)      

    С горки мы потом катались,                    (Ведут указательным пальцем    

                                                                           Правой руки по ладони левой руки.)  

    А еще в снегу валялись.                            (Кладут ладони на стол то одной,        

                                                                              то другой стороной.)

    Все в снегу домой пришли,                        (Отряхивают ладони.)      

    Съели суп и спать легли.                             (Двигают воображаемой  ложкой,

                                                                           Затем укладывают руки под щеку.)  

       

                        ДОМАШНИЕ  ЖИВОТНЫЕ  И ИХ ДЕТЕНЫШИ

    Жили – были поросятки                      (Подушечками пальцев стучат по столу.)

    На поляне у реки.                    

    Рано утром просыпались,                   (Делают круговые движения рукой

    Мыли ушки и копытца.                        Около носа поочередно левой

                                                                        и правой руками.)      

    Ох, и теплая водица!                             (Сжимают и разжимают пальцы.)  

                                                   

                                                            

    Ходит – бродит по лужку                    (Делают «шаги» двумя пальцами

                                                                         по столу.)  

    Рыжая корова.                                      (Делают «рога» и качают головой.)    

    Даст она нам к вечерку                    (Сжимают и разжимают  пальцы рук.)                  

    Молока парного.        

                         

    ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ

    Бурый  мишенька зимой                         (Сжимают и разжимают пальцы.)

    Крепко спал в берлоге.                            (Кладут руки под щеку.)  

    Весною он проснулся,                               (Тянут руки вверх.)                                      

    Зевнул и потянулся:                                   (Зевают и потягиваются.)        

    - Здравствуй, рыжая лисичка!                 (Загибают поочередно пальцы.)    

    Здравствуй, белочка – сестричка!

    Здравствуй, серенький волчок!

    Здравствуй, беленький зайчонок!

                                                            

    - Заяц белый, куда бегал?                          (Пальцы «бегают» по столу.)      

    -В лес  дубовый.                                          (На каждый ответ загибают

    - Что там делал? Лыко драл.                      по одному пальцу.)

    - Куда клал? Под колоду.

    - Кто брал? Родион.

    -Выйди вон.                                                (Разжимают и сжимают пальцы.)

                                                     

    НОВЫЙ ГОД

    Не коли нас, елочка,                               (Грозят пальчиком.)            

    Веточкой мохнатой,                                (Пальцы рук растопыривают

                                                                          и машут кистями рук.)                                    

    Убери иголочки                                        (Ладони отодвигают от себя «ветки».)      

    Дальше от ребяток.

                                                   

                                                            

    Утром дети удивились,                   (Разводят руки в стороны, подняв плечи.)                                          

    Что за чудеса случились                          

    Этой ночью новогодней.

    Ожидали что угодно,                       (Сжимают и разжимают пальцы.)  

    А увидели парад:                              (Руками рисуют в воздухе три круга.)

    В ряд снеговики стоят,

    Глазки весело горят,                          (Закрывают и открывают ладонями глаза.)

    А перед ними елочка                         (Хлопают в ладоши.)

    Пушистая, в иголочках.

    ДОМ. СЕМЬЯ

    СЕМЬЯ

    Как у нас семья большая                              (Хлопают в ладоши.)

    Да веселая:                                

    Два у лавки стоят,                                           (Загибают большие пальцы    

                                                                                  на обеих руках.)  

    Два учиться хотят,                                           (Загибают указательные пальцы

                                                                                  на обеих руках.)            

    Два Степана у сметаны – объедаются,        (Загибают безымянные пальцы.)

    Две Дашки у кашки – питаются,                     (Загибают мизинцы.)

    Две Ульки в люльке качаются.

    СТРОИМ ДОМ

    Туки – туки молотком,                               (Стучат кулаками одним по другому.)

    Строю, строю новый дом.                         (Ладони располагают под углом,

    Будет он большой, как ель,                       кончики пальцев соприкасаются.)

    Будут окна, будет дверь.                           (Делают из пальцев «окно» и        

                                                                              «дверь».)  

    Всех в него я поселю:                                 (Хлопают в ладоши.)

    Мышку, зайчика, лису.

                                                       МЕБЕЛЬ

    На эту кушетку, на эту тахту,                  (Поочередно загибают  пальцы  рук.)

    На эту кровать или даже на ту,

    На этот диван или даже на тот,             (Сжимают и разжимают пальцы.)  

    Где целыми днями валяется кот,

    Ложитесь и спите, пожалуйста сами!    (Ладони кладут под щеку.)  

             

    ШКАФ

    Шкаф дремучий, шкаф из дуба.               (Сжимают и разжимают пальцы.)

    В нем – костюмы, платья, шубы.              (Поочередно загибают пальцы.)    

    В нем – еноты, лисы, волки.

    Белкам там – на верхней полке.

    И весь день в шкафу темно,                      (Закрывает руками глаза.)

    Как в лесу или в кино.                                 (Открывают глаза.)  

                                       

    БЫТОВАЯ ТЕХНИКА

    Я взял бумагу и перо,                             (Сжимаем и разжимаем пальцы.)

     нарисовал утюг.

    Порвал листок,                                         (Делают движения, словно рвут бумагу.)

    Швырнул в ведро.                                   (Кидают в сторону.)    

    В ведре раздался стук.                            (Кулаком стучат по столу.)

                                                            

    Мы компьютер покупаем,                      (Сжимают и разжимают пальцы.)

    Ждал его я целый год!                             (Хлопают в ладоши.)

    Но одно меня смущает:                           (Сжимают и разжимают пальцы.)

    Мышь в компьютере живет.                   (Пальцы «бегут» по столу.)

     

                                             

    ПОСУДА

    И бежит, бренчит, стучит                     («Бегут», стучат пальцами

    сковорода:                                                по столу.)  

    «Вы куда? Куда? Куда?                         (Сжимают и разжимают пальцы.)

     Куда? Куда?»

    А за нею вилки,                                       (Загибают поочередно пальцы.)    

    рюмки да бутылки,

    чашки да ложки

    скачут по дорожке.                                («Скачут»  пальцами по столу.)

                                                     

                                                              

    Раз, два, три, четыре,                             (Ударяют кулаками друг о друга.)  

     Мы посуду перемыли:                          (Одна ладонь скользит по другой

                                                                           по кругу.)            

    Чайник, чашку, ковшик, ложку             (Загибают поочередно пальцы.)      

    И большую поварешку.                          

    Мы посуду перемыли,                            (Одна ладонь скользит по другой.)

    Только чашку мы разбили,                    (Загибают пальцы по одному.)

    Ковшик тоже развалился,

    Нос у чайника отбился,

    Ложку мы чуть – чуть сломали

    Так мы маме помогали.                           (Ударяют кулаками друг о друга.)

                                   

    ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН

    Там, где с деревьев свисают                        (Пальцы раздвигают в стороны,      

    Лианы,                                                                руки поднимают вверх.)  

    Разные в джунглях живут                              (Сжимают и разжимают пальцы.)

    Обезьяны:

    Лазают там шимпанзе,                                   (Загибают поочередно пальцы.)

    Павианы,

    Есть и гориллы, и орангутанги.

                                                   

                                                                    

    Ежик вырос в десять раз –                           (Прижимают ладони одну к другой,

    Получился дикобраз.                                     Раздвигают пальцы веером.)

    В зоопарке стоит слон.                                (Пальцы опускают вниз, потом

                                                                               средний поднимают вперед.)

    Уши, хобот – серый он.

    Головой своей кивает,                                 (Качают пальцем.)

    Будто в гости приглашает.

     

    ЖИВОТНЫЕ СЕВЕРА

    У нас просторный водоем.                   (Соединяют пальцы обеих  рук,  

                                                                           изображая водоем)

    Мы с братом плаваем вдвоем.            (Потряхивают кистями)

    Вода прохладна и свежа,                      

    Ее меняют сторожа.

    Мы от стены плывем к стене                 («Плывут»)

    То на боку, то на спине.                          (Кладут руки на стол сначала ребром,  

                                                                           затем ладошкой вверх)

    Держись правее, дорогой,                       («Плывут»)

    не задевай меня ногой.

         

    Два пингвина пошли гулять,            (Руки сжимают в кулаки, большие

                                                                пальцы вытягивают и синхронно  

                                                                 передвигают по столу)

    А вторые -  догонять.                        (Указательные пальцы начинают скакать)

    Третьи пингвины -  бегом.             («Скачут» средним пальцем еще  быстрее)      

    А  четвертые – пешком.                      (По столу не спеша передвигают

                                                                        безымянные пальцы)

    Пятые поскакали                               (Кулаки раскрывают полностью:

    И в конце пути упали.                       Начинают скакать мизинцы, а затем

                                                                 расслабленные ладони падают на стол)

    ПРАЗДНИК ЗАЩИТНИКОВ ОТЕЧЕСТВА

    Сегодня праздник всех отцов,             (Сжимают и разжимают пальцы)

    Всех сыновей, всех, кто готов,              (Хлопают в ладоши)        

    Свой дом и маму защитить,                  (Из ладошек делают «домик», руки

                                                                           прикладывают к сердцу)

    Всех нас от бед отгородить!                  (Сжимают и разжимают руки)

    23 ФЕВРАЛЯ

    Февраль, февраль, зима и солнце.      (Хлопают в ладоши)

    И первых птичек переклик.              (Соединяют ладони большими

                                                                  пальцами, машут остальными пальцами,

                                                                   словно крылышками)  

    Сегодня выглянул в оконце:                  (Закрывают лицо ладонями, а затем

                                                                        выглядывают, раздвигая их)  

    Застыл, к стеклу лицом приник.             (Сжимают и разжимают пальцы)

    Мои друзья – вчера мальчишки –

    Сегодня выросли и вдруг

    Все, как один, забросив книжки,           (Хлопают в ладоши)

    За руки взялись, встали в круг.               (Берут соседа за руку)

    И обещали мамам, сестрам                (Сжимают и разжимают пальцы)

    Границы радости беречь.

    Беречь весь мир: и птиц, и солнце,       (Загибают пальчики на одной руке)

    Меня в окошке уберечь!                           (Закрывают руками лицо)

    МАМИН ПРАЗДНИК

    Знаю я, что у меня                               (Поднимают руку ладонью к себе

    Дома дружная семья:                          и в соответствии с текстом в  

    Это – мама,                                             определенной последовательности          

    Это – я,                                                    загибают пальцы: сначала безымянный,  

    Это – бабушка моя,                             затем мизинец, указательный палец,    

    Это – папа,                                              средний и большой.          

    Это – дед.

    И у нас разлада нет.

    ОЧКИ

    Бабушка очки надела                          (Большими пальцами правой  и левой рук        

    И внучонка разглядела.                      вместе с остальными образуют колечки,        

                                                                       которые подносят к глазам)  

    ВЕСНА

    ВЕСЕННИЕ ЛЬДИНКИ

    Под самым карнизом,                    (Сжимают и разжимают пальцы)

    Над самым оконцем                        (Стучат пальцами по столу)

    Забралось в сосульки                       (Поднимают руки и делают «солнышко»)        

    Весеннее солнце.                               (Сжимают и разжимают пальцы)

    Сверкая, бегут по сосулькам            (Стучат пальцами по столу)

    Слезинки…..

    И тают сосульки – веселые льдинки.

    ЛУЧ

    Солнца луч скользнул в окошко.              (   Сжимают и разжимают пальцы)

    Я зажму его в ладошке.                              (Соединяют обе руки в «замочек»)

    Аккуратно, чуть дыша.                                (Смотрят в ладони, чуть приоткрыв их)

    Спрячу в ларчик малыша.                           (Закрывают ладони и убирают руки

                                                                                под стол)    

    И тихонько шаг за шагом                             (Пальчики «шагают» по столу)      

    Маме отнесу бродягу.                                   (Сжимают руки и  вытягивают их

                                                                                 вперед)

    ПРОФЕССИИ

    ШОФЕР

    Целый день шофер трудился,                     (Сжимают и разжимают пальцы)

    Он устал, он запылился,                                (Загибают пальцы рук поочередно)

    Он возил кирпич на стройку,

    Дом он строить помогал.

    А теперь ведет на мойку                               (Крутят воображаемый руль)

    Свой огромный самосвал.

                                                   

         

    Прошлый раз был педагогом,                   (Сжимают и разжимают пальцы)

    Послезавтра – машинист.                            (Кулаками стучат по столу)  

    Должен знать оно очень много,               (Сжимают и разжимают пальцы)              

    Потому что он артист.

    ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

    Мне нужны такие вещи:                        (Сжимают и разжимают пальцы)

    Молоток, тиски и клещи,                       (Загибают поочередно пальцы рук)

    Ключ, напильник и ножовка,               (Сжимают и разжимают пальцы)

    А всего нужней – сноровка.

    ГРАБЛИ

    Листья падают в саду,                      (Ладони смотрят вниз, пальцы согнуты  и    

                                                               «гребут»)  

    Я их граблями гребу.                                

    ИГОЛКА

    Все знают мастерицу –                          (Пальцы сжаты в кулак, выпрямлен

    Усердную иголку,                                    указательный палец, имитирующий

    Никак е согласится                                   иголку)  

    Она лежать без толка.

    ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ

    Грачиха говорит грачу:                            (Сжимают и разжимают пальцы)

    «Слетай с грачатами к врачу,                    (Соединяют два больших пальца,    

    Прививки делать им пора                       остальными машут, как крыльями)  

    Для укрепления пера!»                             (Сжимают и разжимают пальцы)

     

    АПРЕЛЬ

    Мы раскрыли окна,                              (Как будто раскрывают окна)        

    Распахнули дверь.                                (Открывают дверь)

    Солнечный и мокрый                          (Сжимают и разжимают пальцы)        

    К нм пришел апрель.                           (Пальцы «шагают» по столу)

    Забурлил ручьями,                               (Загибают по одному пальцу на руках)    

    Зазвенел, запел.                      

    Первыми скворцами                             (Машут руками, словно крыльями)

    На березы сел.

    ТРАНСПОРТ

    Автобус, троллейбус,                              (Загибают по одному пальцы по одному)      

    Машина, трамвай –                                 (Сжимают и разжимают пальцы)                

    О них ты на улице не забывай.                  

    В морях -  корабли,                                 (Загибают по одному пальцу)      

    Ледоколы, суда.

    Они очень редко заходят сюда.           (Сжимают и разжимают пальцы)                

                                                            

    Шуршат по дорогам                                 (Гладят руками по столу)

    Веселые шины,                                         (Хлопают в ладоши)

    Спешат по дорогам                                (Берут в руки  воображаемый руль,

    Машины, машины…                                крутят его)

    А в кузове важные,                                  (Сжимают и разжимают пальцы)                

    Срочные грузы –

    Цемент и железо,                                    (Загибают по одному пальцу)      

    Изюм и арбузы.

    КОСМОС

    В темном небе звезды светят,             (Сжимают и разжимают пальцы)                    

    Космонавт летит в ракете.                    (Изображают одной рукой полет ракеты)

    День летит и ночь летит

    И на землю вниз глядит.                        (Опускают медленно руку вниз)

                                                            

    В космосе сквозь толщу лет                   (Сжимают и разжимают пальцы)                    

    Ледяной летит объект.                           (Кулак поднимают вверх, наклоняются  

                                                                          вправо, влево)

    Хвост его – полоска света,                    (Из второй руки «делают хвост» и

                                                                        «прикрепляют» к кулаку)

    А зовут объект «комета».                     (Сжимают и разжимают пальцы)                    

    ЦВЕТЫ

    Только солнышко взойдет,            (Сжимают и разжимают пальцы)                    

    Мак на грядке расцветет.

    Бабочка – капустница                     (Соединяют большие пальцы, остальными

    На цветок опустится.                       пальцами машут)                                                      

    Поглядишь – а у цветка                  (Сжимают и разжимают пальцы)                    

    Больше на два лепестка.

    КОЛОКОЛЬЧИКИ

    В прятки пальчики играют,           (Сжимают и разжимают пальцы)                    

    И головки убирают,                        (Открывают и закрывают ладонями лицо)

    Словно синие цветки

    Распускают лепестки.                     (Сводят и разводят пальцы веером)

    Наверху качаются,                          (Делают наклоны кисте вправо, влево)

    Низко наклоняются.

    Колокольчик голубой                    (Делают круговые движения кистями)

    Поклонился нам с тобой.             (Делают наклоны кистей вниз, вверх)

    Колокольчики – цветы                  (Делают повороты кистями вправо, влево,

    Очень вежливы, а ты?                   ладони к верху)

    НАСЕКОМЫЕ

    У тропинки под рябиной             (Сжимают и разжимают пальцы)                    

    Сеть раскинул паучок,                  (Стучат пальцами по столу)

    Нить прозрачной паутины          (Держат в пальцах воображаемую нить)

    Намотал на кулачок.                     (Наматывают воображаемую нить на кулак)

                                                            

    Божья коровушка,                       (Сжимая пальцы в кулак, «делают божью

                                                              коровку»)

    Полети на облышко,                   (Машут руками, поднимая их вверх)

    Принеси нам с неба,                   (Сжимают и разжимают пальцы)                    

    Чтобы были летом                       (Загибают пальцы по одному)

    В огороде бобы,

    В лесу ягоды, грибы,

    В роднике водица,

    Во поле пшеница.

    ШКОЛА

    Семь вещей у нас в портфеле:         (Сжимают и разжимают пальцы)                    

    Промокашка и тетрадь,                     (Загибают поочередно пальцы)

    Ручка есть, чтобы писать,

    И резинка, чтобы пятна

    Убирала аккуратно,

    И пенал, и карандаш,

    И букварь – приятель наш.

    КАРАНДАШ

    Все нарисует карандаш,           (Держат в руке «карандаш»)

    Когда ему работу дашь.           (Стучат пальцами по столу)

    Но сам без дела не сиди:        (Сжимают и разжимают пальцы)                    

    Карандашом руководи.           (Пишут «карандашом» по столу)

    ЛЕТО

    Лето по полю гуляло.                  (Шагают пальмами по столу)

    Лето шило – вышивало              (Поочередно загибают пальцы)

    Луг – цветами,

    Лес – листами,

    День – лучами,

    Ночь – звездами.

    Я РИСУЮ ЛЕТО

    Я рисую лето                                  (Рисуют  пальчиками по столу)

    Красной краской – солнце,        (Рисуют в воздухе «солнце»)

    На газонах розы,                           (Сжимают и разжимают пальцы)                    

    На лугах покосы,                           (Рисуют в воздухе «облака»)

    Синей краской – небо                 (На столе рисуют пальцем «ручей»)

    И ручей певучей.

    ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ

    Дай молочка, Буренушка,                    (Дети показывают, как доят корову)

    Хоть капельку – на донышке.

    Ждут меня котятки,                               (Делают «мордочки» из пальчиков)

    Малые ребятки.

    Дай им сливок ложечку,                     (Загибают по одному пальчику

    Творогу немножечко,                           на обеих руках)

    Масла, простоквашки,

    Молочка для кашки.

    Всем дает здоровье                               (Снова «доят»)

    Молоко коровье.

                                                                

                                                            КАША

    Каша в поле росла,                     (Дети подняли руки, шевелят пальчиками)

    К нам в тарелку пришла,             («Идут» пальчикам по столу)

    Всех друзей угостим,                    (В правой ладошке «мешают» указательным

    По тарелке дадим.                         пальцем левой руки)  

    Птичке – невеличке,                     (Загибают по одному пальчику на

                                                                 обеих руках)

    Зайцу и лисичке,                              

    Кошке и матрешке,                                

    Всем дадим по ложке.                  (Разжимают кулачки)

    НАША РОДИНА – РОССИЯ

    Хоровод «Береза»

    Береза моя, березонька.                  (Дети идут хороводом, взявшись за руки)

    Береза моя белая,                              (Меняют направления движения)

    Береза кудрявая.                              

    Стоишь ты, березонька,                   (Встали. Подъем рук вверх, вдох)

    Посредь  долинушки,                       (Опустили руки, выдох)

    На тебе, березонька,                         (Подъем рук, вдох)

    Листья зеленые,                                 (Опустили руки, выдох)

    Под тобой, березонька,                    (Подъем рук, вдох)

    Трава шелковая.                                (Опустили руки, выдох)

    ХЛЕБ

    Каша в поле росла.                  (Дети подняли руки, шевелят пальчиками)

    К нам в тарелку пришла.       («Идут» пальчиками по столу)

    Всех друзей угостим,              (В правой ладошке «мешают» указательным

    По тарелке дадим.                       пальцем левой руки.)

     Птичке - невеличке,               (Загибают по одному пальчику на обеих руках.)

    Зайце и лисичке,                                

    Кошке и матрешке,                    

    Всем дадим по ложке!          (Разжимают кулачки)

    ЦВЕТЫ

    Наши алые цветки                  (Ладони соединить в форме тюльпана)

    Распускают лепестки.            (Пальцы медленно раскрываются)

    Ветерок чуть дышит,             (Плавные покачивания кистями рук)

    Лепестки колышет.                      

     Наши алые цветки,               (Пальцы медленно соединяются, образуя цветок)

    Закрывают лепестки

    Тихо засыпают,                       (Цветок снова покачивается на ветру)

    Головой качают.          

     

    МЫ ВСЕ РАЗНЫЕ

    «НАША ГРУППА»

    В нашей группе все друзья.        (Дети ритмично стучат кулачками по столу)

    Самый младший – это я.             (Разжимают кулачки, начиная с мизинчика)

    Это Маша,

     Это Саша,              

    Это Юра,

    Это Даша.                      

                                                            

    Есть игрушки у меня:           (Хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг

                                                      о  друга попеременно)

    Паровоз и два коня,             (Загибают пальчики на обеих руках)

    Серебристый самолет,

    Три ракеты, вездеход,              

    Самосвал, подъемный кран -

    Настоящий великан.

    Сколько вместе?                   (Хлопают попеременно в ладоши

    Как узнать?                              и ударяют кулачками друг о друга)        

    Помогите посчитать!

    РЫБЫ

    «РЫБКА»

    Рыбка плавает в водице,          (Сложенными вместе ладонями дети)

    Рыбке весело играть.                  изображают, как плывет рыбка)

    Рыбка, рыбка, озорница,           (Грозят пальчиком)

     Мы хотим тебя поймать.           (Медленно сближают ладони)  

    Рыбка спинку изогнула,               (Снова  изображают, как плывет рыбка)

    Крошку хлебную взяла.               (Делают хватательное движение обеими                  

                                                               руками)

    Рыбка хвостиком махнула,          (Снова «плывут»)

    Рыбка быстро уплыла.            

    НАШ ГОРОД

    «НАША КВАРТИРА»

    В нашей комнате - столовой,              (На каждое название предмета дети

    Есть отличный стол дубовый,             загибают по одному пальчику.

    Стулья – спинки все резные,               К концу стихотворения должны быть

     Ножки гнутые, витые.                          загнуты все десять пальцев.

    И ореховый буфет,                

    Для варенья и конфет.          

     В комнате для взрослых - спальне                                        

    Есть для платьев шкаф зеркальный,          

    Две широкие кровати

    С одеялами на вате

    И березовый комод,

    Мама там белье берет.

    А в гостиной кресла есть,

    Телевизор смотрят здесь.

    Есть диван и стол журнальный,

    В стенке – центр музыкальный.

    МОЕ ЗДОРОВЬЕ

    «НОВЫЕ КРОССОВКИ»

    Как у нашей кошки,          (Загибают на обеих руках пальчики

                                                       по одному, начиная с больших)

    На ногах сапожки.                  

    Как у нашей свинки,          

    На ногах ботинки.            

    А у пса на лапках,                

    Голубые тапки.              

    А козленок маленький                                                          

    Обувает валенки.        

    А сыночек Вовка –

    Новые кроссовки.

    Вот так, вот так,                          («Шагают» по столу указательными и средними

    Новые кроссовки.                       пальцами обеих рук)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.

    1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...

    Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика в детском саду Почему проводится пальчиковая гимнастика в детском саду.

    Для малышей пальчиковая гимнастика в детском саду проводиться для того чтобы развить мелкую моторику, стимулировать разговорную зону...

    «Пальчиковая гимнастика и игры, Дыхательная- гимнастика, Гимнастика для глаз»

    laquo;Пальчиковая гимнастика и игры,Дыхательная- гимнастика,Гимнастика для глаз»...

    Комплекс картотек пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет)

    В комплекс входят картотеки: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. для проведения здоровьясберегательных технологий....

    Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

    Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....

    Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников.

    Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольниковПальчиковая гимнастика — эффективный способ развития ...