Закаливание детей старшей группы как одно из средств
статья (старшая группа) на тему

Закаливание является частью физического воспитания. Закаливание, так же как физическое упражнения, должно проводиться систематически и прочно войти в распорядок дня ребёнка. Рациональная организация режима отвечает потребностям и возможностям ребёнка на каждом этапе его развития.

Под режимом понимается определённая система распределения во времени и последовательности сна и бодрствования, приёмов пищи и различной деятельности.

Рационально составленный режим соответствует физиологическим возможностям ребёнка и потребностям всестороннего развития, а потому оказывает оздоровляющее, благотворное влияние. То, что ребёнок привыкает, в определённое время есть, спать, активно действовать, создаёт наиболее благоприятные физиологические условия, готовит организм в определённое время к выполнению того или иного режимного момента. Так если ребёнок всегда ест в одно и то же время, его пищеварительный тракт именно к этому времени готов к перевариванию пищи. Потребляемая ребёнком пища в этот момент попадает в благоприятные условия, лучше переваривается и усваивается.

Закаливающие процедуры, проводимые всегда в одно время и в одной и той же обстановке, также гораздо более эффективны в результате появления

и закрепления условных связей. Благодаря чёткому соблюдению режима вырабатывается динамический стереотип взаимодействия внутренних органов и воспитывается определённый стереотип поведения ребёнка. С возрастом изменяется интенсивность жизненных процессов в организме, ритм физиологических функций и соответственно изменяет режим ребёнка.

В детских учреждениях придаётся большое значение рациональной организации режима дня и строгому его выполнению. При воспитании в семье необходимо также уделять должное внимание режиму дня ребёнка

дошкольного возраста. В «Программе воспитания и обучения детей в детском саду» четко выделены следующие задачи: продолжать работу по укреплению здоровья детей, закаливать организм, совершенствовать основные виды движений, следить за осанкой во всех видах деятельности. Продолжать под руководством медицинских работников проводить комплекс закаливающих процедур с использованием воздуха, солнца, воды в первой половине дня. Ежедневно проводить утреннюю гимнастику продолжительностью 8-10 минут, после дневного сна- воздушные процедуры в сочетании с физическими упражнениями.

Старший дошкольный возраст (от 5 до 6 лет)

На шестом году жизни продолжается интенсивное развитие психической деятельности ребенка. Появляется интерес к труду, стремление выполнить трудовые поручения. Совершенствуется способность играть, рисовать, строить по собственному замыслу. В сюжетно-ролевых играх дети отображают собственные впечатления об окружающей жизни. У ребенка

формируется умение подчинять свои желания потребностям всей группы детей, умение играть и действовать сообща.

В соответствии с возросшими возможностями детей несколько видоизменяется и методика их физического воспитания. Увеличивается объем и повышается сложность физических упражнений.

Яндекс.Директ
РОСТЕЛЕКОМ ® -КировИнтернет до 100 Мбит. Wi-Fi. HD TV. Фильмы и сериалы. Подключайся на сайте!rt.ru
Социальный работник образованиеДистанционно! Переподготовка на социального работниказа 1 мес. и 10 000 р.социальная-работа.маэо.рфАдрес и телефон

Утренняя гимнастика проводится ежедневно сразу после сна. Помещение заранее хорошо проветривается, форточка или фрамуга на время оставляется открытой, если при этом нет сквозняка. Летом зарядка проводится при

открытых окнах или на балконе, в саду. Дети одеты в трусы и тапочки. Утренняя гимнастика проводится под руководством воспитателя, который, объясняя каждое упражнение, выполняет его вместе с детьми. В семье кто-либо из взрослых или старших делает гимнастику вместе с дошкольником.

Общая продолжительность гимнастики-8-10 минут. После вводной ходьбы и бега проводятся несколько упражнений. Сначала делаются легкие и

знакомые детям упражнения для мышц плечевого пояса и верхних конечностей, способствующих расширению грудной клетки и глубокому дыханию. Затем делают упражнения для укрепления мышц стопы и предупреждения плоскостопия. Обязательны упражнения для ног, спины и живота. Особое внимание обращается на правильное дыхание ребенка. Вдох производится при закрытом рте, через нос. Выдох производится через рот, сопровождая его произношением какого-либо звука.(3)

Непосредственно после зарядки ребенок умывается и моет руки с мылом, затем полощет рот кипяченой водой, после этого моет лицо, шею, руки до плеч и обтирается мокрыми руками до пояса. Затем быстро и тщательно вытирается и одевается. После занятия дети выходят на прогулку, которая включает спортивные развлечения: зимой - катание на санках, ходьбу на лыжах; летом - езду на велосипедах, купание в открытом водоеме.

В настоящее время создаются новые программы по физическому воспитанию, где так же уделяется большое внимание закаливанию. В программе «Здоровье» система закаливания разрабатывается и периодически корректируется медицинскими работниками дошкольного учреждения в соответствии с имеющимися условиями. Она последовательна: от щадящих процедур переходят к более интенсивным. Основной принцип - постепенное расширение зоны воздействия, и увеличение времени проведение процедуры.

Предпочтение отдается контрастному воздушному закаливанию. Физкультурные занятия, гимнастика после сна проводятся только в трусиках, спят дети без маячек, чтобы, встав с постели, получить контрастную воздушную ванну, так как температура под одеялом - приблизительно +380С, температура воздуха в спальне старшей группы-от+160с, а младшей-от+180С.

Токая же температура поддерживается и в физкультурном зале. В групповых помещениях, коридорах температура несколько выше - +20-220С.

Водные процедуры вводятся постепенно.

В основном используется следующая схема закаливания:

В старшей группе в 1-ое полугодие используется обширное умывание и обтирание после утренней гимнастики, физкультурного занятия; обливание прохладной (+180С) водой.

Во 2-е полугодие- погружение ног в воду и ходьба по прохладной воде.

Некоторые приемы закаливания

1. Обширное умывание.

Ребенок должен открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать с правой рукой;

намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «раз»;

намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «раз»;

намочить обе ладошки и умыть лицо;

ополоснуть, «отжать» руки, вытереть насухо.

Примечание. Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно: каждую руку, а так же шею и грудь дети умывают 2 раза, проговаривая «раз», «два». В старшей группе они просто старательно обмываются водой из-под крана.

2. Ходьба по мокрым дорожкам.

Дорожки шьют из старых махровых полотенец, байковых одеял. Их должно быть 4 штуки длиной 4-5 метров. Одновременно используются только 2 дорожки, остальные находятся в стирке. Для проведения процедуры одна дорожка намачивается, другая находится сухой. Дети топают несколько секунд по мокрой дорожке, затем прыгают по сухой и тщательно вытирают стопы. По мере привыкания процедура повторяется несколько раз. Можно использовать игры- речевки: «Баба сеяла горох…», «Шел мужик по городу…». Подготавливают и расставляют дорожки помощник воспитателя. Он же сдает их в прачечную или простирывает и сушит.

3. Обливание ног.

В мойку для ног ставят трапик, стул, два ведра с водой и ковш. Пол застилается ковриком, старым одеялом или простыней. Ребенок садится на стул, зачерпывает ковшом воду и обливает одну стопу, затем другую, насухо вытирает ноги полотенцем. По мере привыкания к процедуре он обливает уже голень и стопу. На каждую ногу отводится 2 ковша воды. И, наконец,

ребенок просто обмывает голень и стопу водой из-под крана.

Примечание. Обливание стоп не проводится, пока каждый ребенок не научится правильно вытирать, а затем энергично растирать ноги.

4. Погружение ног в воду.

В мойку для ног наливается вода. Ребенок входит в воду с одной стороны, выходят-с другой и насухо вытирает ноги. По мере привыкания он может немного постоять в воде.

5. Влажное обтирание.

Необходимо 4 комплекта варежек.

Их шьют из старых махровых полотенец. Воспитатель надевает на одну руку влажную варежку, на другую - сухую и растирает ребенка. Затем обе варежки сбрасываются в специальную емкость и сдаются в стирку.

6. Ходьба босиком.

Вначале детей приучают некоторое время ходить в носочках по ковру или паласу, затем - просто по полу. Лучше это делать во время ежедневного физкультурного занятия. Затем дети ходят босиком. Обычно на это затрачивается от 2 до 3 месяцев в зависимости от подбора детей.

7.Сон без маячек.

Проводится круглый год. На случай понижения температуры из-за перебоев в отоплении или установившейся холодной погоды должны быть

подготовлены теплые носочки на ноги.(25)

Требования к одежде детей при проведении утреней гимнастики на свежем воздухе

До +18-20 Кеды, спортивные тапочки на босую ногу или с носком, трусики.

До +16 Спортивные маячки, носки.

До +14 Спортивные трико, носки.

До+12 Легкий хлопчатобумажный спортивный костюм, фуфаечка.

До +8-10 Легкий шерстяной костюм

До +4-6 Ветровка, полушерстяные или легкие шерстяные носки, легкая спортивная шапочка

До 0 Куртка, кеды, легкие суконные носочки.

От 0 до -5-7 Теплый шерстяной костюм, куртка, спортивная шапочка.

От -8 до -16 Хлопчатобумажный костюм, шарф, перчатки или варежки.

Примечание. При температуре воздуха ниже -160С утренняя гимнастика проводится в зале.

Требования к одежде детей при проведении занятий в групповой комнате.

От +18 Носки, хлопчатобумажные или льняные платья и рубашки с коротким рукавом.

+16-18 Колготки, фланелевие или шерстяные платья и рубашки с длинным рукавом.

Ясли

От +20 Носки, хлопчатобумажные или льняные платья и рубашки с коротким

рукавом.

+18-20 Колготки, фланелевые или шерстяные платья и рубашки с длинным рукавом.

+16-18 Шерстяные кофты, жилеты.

Обувь: чешки, кеды, полукеды, кроссовки, суконные сапожки.

Одежда: спортивные трусики, юбки, фуфайки, хлопчатобумажные спортивные костюмы, спортивные шапочки, ветровки, куртки, перчатки, шарфы.

К нетрадиционным методам относится контрастное воздушное закаливание в пульсирующем режиме. Методика весьма проста и требует минимальных организационно- технических затрат. Закаливающая зарядка проводится после ночного или дневного сна и продолжается 12 мин., в течении которых дети перемещаются из «холодной» комнаты в «теплую» с обязательным музыкальным мажорным сопровождением. При проведении контрастного воздушного закаливания контраст температур должен увеличивается только постепенно - от минимального, равного 3-40 в начале проведения процедур до 150С у детей 4 лет и до 200с у детей 6 лет. Ритмическая мажорная музыка, сопровождающая контрастные воздушные ванны, положительно влияет на эмоциональное состояние детей.

Водные процедуры

Контрастное водное закаливание эффективнее воздушного, что обусловлено значительно более высокой теплоемкостью и соответственно более высокой охлаждающей способностью воды по сравнению с воздухом.

Закаливающие процедуры осуществляется в помещении с температурой воздуха 24-250С и воды в бассейне +27-300С. Заходят дети в бассейн – ванну, прежде приняв теплый душ.

После непродолжительного плавания и игры в воде воспитатель – методист, проводящий закаливающую процедуру, обливают детей водой из шланга, температура которой ниже чем в бассейне.

При наличии четырех душевых установок можно применять другой метод контрастного закаливания. После плавания в бассейне дети принимают контрастный душ в двух рядом расположенных кабинах, поочередно переходя из одной в другую. температура воды в первой кабине - +36-380С,

во второй -+32-330С.Через 7-10 дней разница температур увеличивается до 6-80С для детей 3-4 лет и до18-200С для детей 5-6 лет. Причем высокой эффективности закаливания можно достичь только путем постепенного увеличения контраста температур.

При проведении водного закаливания следует неукоснительно соблюдать правило: проводить его не ранее чем через 30-40 мин. после еды.

Эффективность закаливания возрастает, если процедура проводится и в домашних условиях. Целесообразно рекомендовать родителям в качестве закаливания контрастный душ. Технически это выглядит следующим образом. Ребенок встает под душ на 30-35 сек., после чего его обливают из заранее приготовленной емкости водой, температура которой на 20С ниже, чем вода в душе. Затем процедура повторяется. Весь процесс занимает 4-5 мин. через 1-2 недели разницу температур воды увеличивают до 40С и постепенно за 2 месяца доводят до 15-160С. Заканчивается процедура растиранием кожи ребенка махровым полотенцем. Процедуры закаливания должны выполняться с повседневным соблюдением «температурной гигиены», которая исключает перегревание и обеспечивает тонизирующее влияние изменений температуры окружающей среды. Одним из обязательных условий любого вида закаливания следует считать создание рациональной температуры воздушной среды дома и в детском саду.

Температура воздуха, которую следует постоянно контролировать по комнатному термометру, не должна превышать +200С. Это обеспечивается проветриванием и регуляцией подачи тепла в батареи отопительной системы.

Сквозное проветривание до температуры +160С и ниже в течении 6 мин.проводят 4-5 раза в отсутствии детей.

Таким образом, закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями – обязательная составная часть режима ребенка в детском саду и в семье, способствующая укреплению здоровья дошкольников.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к национальной культуре – одно из средств этнокультурного воспитания дошкольника

Дошкольное детство – яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребенок? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага, памятные места своего города.Но еще есть историческая память поколе...

Презентация «Музыкально-театрализованная деятельность детей дошкольного возраста как одно из средств воспитания основ культуры питания»

Данная презентация предназначена для музыкальных руководителей детских садов. Представлена презентация опыта работы в направлении музыкально-валеологического воспитания детей в системе дошкольного обр...

Организация центра безопасности в старшей группе как одно из средств успешного развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

Так как дети имеют недостаточное знание основ безопасной жизнедеятельности, в своей группе мы совместно с родителями оформили «Центр безопасности»....

План конспект занятия по коммуникации детей старшей группы. Тема: «Лимерики как средство формирования у дошкольников навыков самостоятельного словотворчества» в рамках образовательной области «Речевое развитие» для детей 5 - 6 лет»

Цель: Вызвать интерес у дошкольников к самостоятельному словотворчеству. Сформировать навык подбирать рифмующиеся между собой слова, составлять лимерики на заданную тему   Развивать спо...

Тема самообразования на 20117-2018 учебный год Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста, как одно из средств для правильного звукопроизношения

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста, как одно из средств для правильного звукопроизношения...

"Закаливание детей летом" (статья для родителей детей старшей группы)

Информация предназначена для родителей детей дошкольных учреждений. Она раскрывает значение и особенности закаливающих процедур в летний период....