«Гимнастика здоровья»
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Бут  Наталья Николаевна

Учебная программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebnaya_programma.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учебная программа

по фитбол-гимнастике

«Гимнастика здоровья»

(для старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Современные дети испытывают «двигательный дефицит», проводя большую часть времени в статичном положении (за столами, телевизорами, компьютерами). Это вызывает утомление определенных мышечных групп, а значит – нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку в развитии основных физических качеств: быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Главная задача взрослых создать все необходимые условия для утоления «двигательного голода», найти новые подходы к физическому воспитанию и оздоровлению дошкольников. В определенной мере помочь в этом может детский фитнес.

Детский фитнес – это интересные, полезные и доступные для разных возрастных групп физкультурно-оздоровительные мероприятия, укрепляющие физическое и психическое здоровье, формирующие навыки здорового образа жизни.

Использование элементов детского фитнеса в ДОУ позволяет повысить объем двигательной активности, уровень физической подготовленности, знакомит с возможностями тела, учит получать удовольствие и уверенность от движений и физической деятельности, усиливает интерес к занятиям физическими упражнениями и, как следствие, укрепляет здоровье детей.

В последние годы расширился спектр фитнес-технологий, используемых в работе с детьми: занятия на тренажерах, игровой стретчинг, фитбол-гимнастика, степ-аэробика, черлидинг, пилатес.

Программа «Гимнастика здоровья» (далее программа) - это учебная программа по фитбол-гимнастике. Данная программа включает в себя комплексы физических упражнений с использованием фитболов.

Фитбол-гимнастика – одна из распространенных и современных форм физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками. Фитбол развивает мелкую моторику ребенка, что напрямую связано с развитием интеллекта. Занятия на фитболах прекрасно развивают чувство равновесия, укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, способствуют формированию правильного дыхания, моторных функций, но главное – формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки. Фитбол притягивает к себе, стимулирует фантазию и двигательное творчество. Он является не только уникальным оздоровительным «тренажером», но может использоваться как обычный мяч в играх и эстафетах.

Главными дидактическим принципами программы являются:

  • принцип радости – физическая культура должна вызывать у ребенка чувство радости и удовольствия от движений, способствовать эмоциональному и двигательному раскрепощению, желанию заниматься;
  • принцип творческой направленности – ребенок самостоятельно создает новые движения и игры, основанные на использовании его двигательного опыта и наличия мотива, побуждающего к творческой деятельности.

Основные цели программы:

  • гармоничное физическое и духовное развитие детей;
  • формирование основ здорового образа жизни;
  • творческое развитие личности каждого ребенка.

Девиз программы «Движение – это жизнь!»

Задачи программы:

  • повышать сопротивляемость организма;
  • укреплять ОДА, мышцы стопы и голени (с целью предупреждения плоскостопия), все основные мышечные группы;
  • формировать основные двигательные умения и навыки, правильную осанку;
  • улучшать индивидуальные физические способности: координацию движений, силу, выносливость;
  • прививать интерес к занятиям физкультурой и спортом.

Для эффективного воздействия на растущий организм занятий фитбол-гимнастикой необходимо соблюдать следующие правила:

  • при выполнении упражнений с фитболами использовать мячи различного диаметра в зависимости от роста и возраста занимающихся: для детей 5 лет – диаметр фитбола 45 см, для детей 6-7 лет диаметр фитбола 55 см;
  • правильно подобрать фитбол (фитбол подобран правильно, если при посадке на нем угол между бедром и голенью равен или чуть более 90 градусов);
  • сидя на фитболе необходимо правильно ставить стопы (они должны быть прижаты к полу и параллельны друг другу);
  • занимающиеся с фитболами должны находиться на расстоянии 1-1,5 м друг от друга.

В детском саду занятия фитбол-гимнастикой могут проводится в различных вариантах:

-в форме утренней гимнастики;

-в виде блоков по 10-20 минут, используемых как часть физкультурного занятия, предлагаемая детям старшего дошкольного возраста;

-в форме дополнительного образования продолжительностью 25-30 мин.

В настоящей программе фитбол-гимнастика проводится в виде блоков, включаемых в физкультурные занятия старшей и подготовительной к школе группах– каждую последнюю неделю месяца (2 раза в неделю по 15 минут, 36 занятий с сентября по май)

Примерные комплексы фитбол-гимнастики.

Упражнения из исходного положения стоя.

  1. «Цапля» - стоя на одной ноге, вторя на мяче. Удерживать равновесие, ноги прямые, руки развести в стороны. Вариант: мяч внизу, на счет 1-10 – постоять на одной ноге с поднятым мячом, то же повторить другой ногой.
  2. «Покатай мяч» - стоя на одной ноге, вторая - на мяче. Покатать мяч вперед-назад или вправо-влево.
  3. «Маятник» - руки с мячом держать справа сверху, опустить их вниз и поднять слева вверх.
  4. «Отбей мяч».1 – присесть, 2-3 –отбить мяч двумя руками сидя, 4 – встать, мяч поднять, 5 – вернуться в и.п.
  5. «Растяжка» - мяч в прямых руках над головой. Отклонять мяч прямыми руками назад.
  6. «Присядем» - стоя на одной ноге, вторая на мяче, приседать, руки расставить в стороны (5 раз)

Упражнения из исходного положения сидя на мяче.

  1. «Лестница» - поднимать руки поочередно на пояс, плечи вверх, два хлопка руками и обратными движениями опустить поочередно также. При повторе темп упражнения можно увеличивать.
  2. «Вращение» - руки на поясе. Подвигать тазом вперед-назад, из стороны в сторону, сделать круговые вращения.
  3. «Пятку вперед» - поочередно выносить ноги на пятку.
  4. «Подними руки вверх, в стороны» - ноги на ширине плеч, руки к плечам. Покачиваясь на мяче, руки поднять вверх, опустить к плечам, расставить в стороны, к плечам. Выполнять в среднем темпе.
  5. «Повороты» - покачиваясь на мяче, поворачивать голову вправо, правую руку отвести в сторону, то же проделать в левую сторону.
  6. «Пятку вперед, руки в стороны» - поочередно выносить ноги на пятку с одновременным разведением прямых рук в стороны.
  7. «Перекаты» - руки справа поставить на мяч. 1-4 – шагать влево, перекатываться по мячу корпусом, лечь правым боком на мяч, ноги выпрямить, 5-8 – сгибая ноги, перекатываться по мячу, вернуться в и.п.
  8. «Держим равновесие» - руки на поясе. Держать равновесие (10 с), проверить осанку, следить за постановкой головы. Плеч.
  9. «Пятка-носок» - руки на плечах. 1 – поднять пятку правой ноги и носок левой, 2 – поднять пятку левой ноги и носок правой (в среднем темпе).
  10.  «Руки вперед» - руки на поясе. 1 – руки вперед, 2 – поднять, 3 – раскинуть в стороны, 4 – руки вернуть на пояс (в медленном темпе).
  11.  «Наклоны» - 1- наклониться вправо, одну руку держать на фитболе, другую потянуть вверх, 2 – вернуться в и.п., 3-4 – то же проделать влево и вернуться в и.п.
  12.  «Прыжки» - руки внизу вдоль туловища. Выполнять пружинистые прыжки на месте на мяче (30 с) – не отрывать таз от мяча.
  13.  «Мы подуем на плечо» - вдохнуть носом, выдохнуть ртом дуя на правое плечо, то же на левое плечо. Вдохнуть носом, выдохнуть через вытянутый трубочкой рот на живот, то же – подняв голову вверх подуть на облака (не задерживать дыхание).

Упражнения из исходного положения лежа на животе.

  1. «Мостик» - руки впереди с мячом. Поднимать (как можно выше) и опускать туловище. Можно удерживать положение наверху несколько секунд.
  2. «Колечко» - мяч лежит впереди, на нем – кисти руки. Прогнуться, согнув ноги, и дотянуться носками до головы

Упражнения из исходного положения лежа  на мяче  на животе.

  1. «Пружинки» - руками упереться в пол, сгибать и выпрямлять ноги поочередно и одновременно (ноги не должны касаться пола)
  2. «Ходики» - ходьба на прямых ногах вперед и назад (прямые ноги должны быть параллельны полу)
  3. «Самолет» - прямыми ногами упереться в пол, спину поднять как можно выше, руки в стороны. Удерживать позу несколько секунд.
  4. «Кузнечик» - прямыми ногами упереться в пол. Подтянуть правую согнутую ногу на мяч, левую прямую ногу закинуть на согнутую, потом поменять ноги.
  5. «Качалочка» - стоя на коленях, перекатываться на мяче вперед на прямые руки и вернуться обратно на колени.
  6. «Звездочка на животе» - руками упереться в пол, ноги прямые не должны касаться пола (туловище параллельно полу). Удерживать равновесие несколько секунд, приподняв руки.
  7. «Ходулики» ходьба на прямых руках вперед – назад (ноги прямые параллельны полу).
  8. «Брасс» - прямыми ногами упереться в пол, спину поднять как можно выше. Руки раскинуть в стороны и работать ими, как при плавании «брассом».
  9. «Кроль» - прямыми ногами упереться в пол. Ноги приподнять и работать прямыми ногами, как при плавании «кролем».
  10. «Клубочек» - руками упереться в пол, ноги прямые на полу. Подтянуть поочередно колено на мяч, затем оба колена вместе.
  11. «Отжимание» - ноги на весу, сгибать и разгибать руки в упоре.
  12. «Подними руку и ногу» - 1 – поднять правую руку и левую ногу, 2 – вернуться в и.п., 3 – поднять левую руку и правую ногу, 4 – вернуться в и.п.
  13.  «Медуза» - упражнение на расслабление мышц (30с).

Упражнения из исходного положения лежа на спине.

  1. «Покатай мяч» - покатать мяч вперед-назад, сгибая и выпрямляя ноги.
  2. «Подними ноги» - мяч под ногами, поочередно поднимать и опускать прямые ноги.
  3. «Подними мяч» - мяч обхватить ногами с двух сторон. Поочередно поднимать и опускать мяч.
  4. «Подними таз» - мяч под ногами, руки на полу. Поднимать и опускать таз.
  5. «Передай мяч вниз» - мяч в ногах, руки вверху. 1 – поднять мяч ногами и передать в руки, руки при этом не поднимать, 2 – подержать мяч руками над головой, 3 – поднять ноги, захватить мяч сверху и опустить вниз.

Упражнения из исходного положения лежа на спине на мяче.

  1. «Звездочка» - упереться прямыми ногами в пол, руки расставить в стороны. Удерживать положение несколько секунд.
  2. «Перекаты» - перекатываться на спине вперед-назад.
  3. «Поболтаем ножками» - упереться прямыми ногами в пол, руки расставить в стороны. Выполнять сгибание и разгибание ног.

Подвижные игры с фитболами.

«Паровозик»

Дети садятся на фитболы друг за другом и первый ребенок (или воспитатель) исполняет роль машиниста. Он «везет» друзей по залу в разных направлениях. Дети, подпрыгивая, передвигаются друг за другом, подталкивая вой мяч руками.

«Угадай, кто сидит на мяче?»

Дети, сидя на мячах, образуют круг. Ведущий с закрытыми глазами становится в его центр. Играющие по сигналу воспитателя по очереди прыгают в круг, зовут водящего и выпрыгивают из круга.. Водящий должен угадать кто его позвал.

«Зайцы и огородник»

Игра проводится на мячах. Водящий ребенок («огородник») располагается в центре «заячьего» круга.

Огородник: Зайцы, вы куда пропали?

Зайцы: Мы в капустке отдыхали.

Огородник: А листочки не поели?

Зайцы: Только носиком задели.

Огородник: Вас бы надо наказать!

Зайцы: Так попробуй нас поймать!

После этих слов «зайцы» выпрыгивают из круга, а «огородник» пытается их поймать.

«Гусеничка»

Дети садятся на фитболы друг за другом и представляют, что руки – это ножки гусеницы, которая лежит на спине. Первому ребенку дают в руки фитбол и он, прогнувшись назад, передает мяч следующему. Когда мяч дойдет до последнего игрока, его передают обратно.

«Улитка»

Дети ложатся на живот на пол, захватывают мяч стопами и сгибают ноги, прижимая мяч к попе. Потом ползут, помогая руками, и везут домики-мячи.

«Быстрый и ловкий»

Фитболы (на один меньше) разложены по кругу. Под веселую музыку дети ходят вокруг них. Как только музыка останавливается, игроки должны быстро сесть на мячи. Кому мяча не хватило, тот выбывает из игры. Далее один мяч убирается, и игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок  - победитель.

                                 Литература

Журнал «Инструктор по физкультуре» № 1, 2012

Журнал «Инструктор по физкультуре» № 2, 2012

Журнал «Инструктор по физкультуре» № 4, 2012

Журнал «Инструктор по физкультуре» № 1, 2013

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Совершенствование функций организма через дыхательную гимнастику» (здоровье сберегающие технологии)

В настоящее время, проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, расте...

Конспект утренней гимнастики «Здоровье дарит Айболит»

Конспект утренней гимнастики«Здоровье дарит Айболит»...

Корригирующая гимнастика "Гимнастика здоровья"

Корригирующая гимнастика по сохранению осанки и профилактике плоскостопия у детей дошкольного возраста....

Утренняя гимнастика "Здоровье в порядке - спасибо зарядке!"

Утренняя гимнастика "Здоровье в порядке  - спасибо зарядке!"...

Мастер- класс для педагогов ДОУ "Дыхательная гимнастика –здоровье сберегающая технология в системе работы воспитателя детского сада"

Мастер- класс      Тема: "Дыхательная гимнастика – здоровье сберегающая технология в системе работы воспитателя детского сада"     Цель: По...

Консультация для родителей "Утренняя гимнастика. Здоровый родитель - здоровый ребенок"

1. Определение утренней гимнастики2. Комплекс упражнений3. Основные принципы 4. Основые движения физической культуры в ДО...

Комплекс утренней гимнастики"Здоровье в порядке- спасибо зарядке!"

Комплекс утренней гимнастики"Здоровье в порядке- спасибо зарядке!"...