Здоровьесберегающие технологии и время их проведения в режиме дня
консультация на тему

Бут  Наталья Николаевна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Теремок» города Щигры Курской области»

Консультация для педагогов ДОУ

Здоровьесберегающие технологии

и время их проведения в режиме дня.

 

                                                                                      Подготовила

                                                                                        Бут Н.Н. воспитатель

                                                                                 

                                                                         

Здоровье – одна из главных ценностей человека. Вырастить здорового человека – задача трудная и ответственная. Всем известно, что именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит становление всех жизненных систем и психических функций организма, формируются основные физические качества. Поэтому оздоровление детей – одна из важнейших задач каждого ДОУ. Разве может каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек бесстрастно относиться к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Ответом на этот вопрос и стала востребованность педагогами образовательных учреждений здоровьесберегающих образовательных технологий.

Прежде чем начать говорить о здоровьесберегающих технологиях, хочу познакомить вас с понятием «технология». Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач, наличие этапов:

-первичной диагностики;

-отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации;

-использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели;

-итоговой диагностики достижения цели.

Что такое здоровьесберегающие технологии?

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании, применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской помощи себе и другим.

Здоровьесберегающие технологии решают следующие задачи:

-сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использован я доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе;

-обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни;

-конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.

Какие же здоровьесберегающие технологии традиционные и инновационные мы можем применять и уже применяем в нашем детском саду?

Традиционные здоровьесберегающие технологии.

Физкультурные занятия, на которых особое значение придается развитию движений и воспитанию физической культуры. Причем в каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность. Так, маленьким детям они доставляют удовольствие, учат их ориентироваться в пространстве, приемам элементарной страховки; в среднем возрасте – развивают физические качества, прежде всего выносливость и силу; в старших группах формируют потребность в движении, развивают двигательные способности и самостоятельность. Физкультурные занятия проводятся три раза в неделю в первой половине дня – два в спортивном зале и одно на улице. В летний период все занятия по физкультуре проводятся на улице.

Утренняя гимнастика – важнейший компонент укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребенка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика проводится ежедневно перед завтраком как в помещении так и на воздухе

Двигательная разминка проводится в перерывах между занятиями в основном со старшими дошкольниками. Ее цель – предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала.

Физкультминутки проводятся во время занятий с целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне.

Гимнастика после дневного сна – помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Рекомендуется проводить при открытых форточках 7-10 минут.

Дыхательная гимнастика. Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию, лимфо- и кровообращение в легких, снижают спазм бронхов, улучшают их проходимость, тренируют умение произвольно управлять дыханием, формируют правильную биомеханику дыхания, осуществляют профилактику заболеваний и осложнений органов дыхания. Проводится после утренней гимнастики, сна, подвижных и спортивных игр с высокой степенью подвижности.

Подвижные и спортивные игры. Способствуют закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляют возможность развивать познавательный интерес, формируют умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребенком жизненного опыта. Проводятся в спортивном зале, на прогулке, групповой комнате ежедневно во всех возрастных группах в свободное в режиме дня время.

Инновационные здоровьесберегающие технологии.

Закаливание детского организма (использование доступных в дошкольном учреждении закаливающих процедур: воздушные и солнечные ванны, полоскание горла, мытье рук, босохождение, дорожки здоровья, солевые дорожки и др.); фитонцодо- и фито- и ароматерапия. Все это способствует укреплению здоровья и снижению заболеваемости воспитанников.

Точечный массаж. Проводится строго по специальной методике, в основном, с часто болеющими детьми. Проводится в преддверии эпидемий (осенью или весной) в любое удобное время, начиная со старшего возраста.

Самомассаж проводится после утренней гимнастики и во время физкультурных занятий.

Пальчиковая гимнастика. Проводится с младшего возраста ежедневно в любое удобное время, во время занятий, связанных с письмом, лепкой, рисованием. Может проводится индивидуально, по подгруппам, со всеми детьми.

Релаксация. Проводится в зависимости от состояния детей и целей. Можно использовать спокойную классическую музыку, звуки природы.

Игротерапия. Может проводится в любое время в зависимости от поставленных педагогом задач. Игра может быть организована незаметно для ребенка посредством включения педагога в игровую деятельность.

Сказкотерапия. Технология используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку могут рассказывать педагог или дети. Проводится в любое свободное в режиме дня время, в зависимости от поставленных педагогических задач.

Музыкотерапия. Проводится перед сном и после сна, во время занятий по изодеятельности, в процессе различных видов детской деятельности. Используется в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.

Психогимнастика. Проводится по специальной методике по индивидуальным показаниям.

 Во многих ДОУ ведется кружковая работа, в которую включаются  здоровьесберегающие фитнестехнологии и обучение элементам спортивных игр. К ним относятся: фитболгимнастика, ритмическая гимнастика, аэробика, занятия на степплатформах, черлидинг, пилатес, игровой стрейтчинг, футбол, пионербол, бадминтон, теннис, хоккей.

          Здоровьесберегающие технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени  оздоровления детей. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие и укрепление здоровья детей во время проведения организованной образовательной деятельности учителем – логопедом у детей с общим недоразвитием речи через здоровьесберегающие технологии с использованием ИКТ.

В статье анализируется опыт использования здоровьесберегающей деятельности при проведении организованной образовательной деятельности. Поднимаются вопросы, с...

"Здоровьесберегающие технологии во время ООД по развитию речи"

      Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможн...

Здоровьесберегающие технологии во время НОД по плаванию

Понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» появилось в педагогике относительно недавно, в последние несколько лет, и до сих пор воспринимается многими педагогами как аналог сан...

Здоровьесберегающие технологии во время НОД

Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни путём использования здоровьесберегающих технологий.Задачи: - расширять знания об окружающем мире;- совершенствовать у детей двигательные навыки и физиче...

Использование здоровьесберегающих технологий во время непрерывной образовательной деятельности

Снижение показателей заболеваемости обучающихся, приобщение к здоровому образу жизни, улучшению психологического климата во время НОД.Задачи:- Воспитание грамотности в вопросах здоровья;- Пр...