Фрагмент НОД по теме "Наше сердце" для подготовительной к школе группы.
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Кобышева Лариса Александровна

Это занятие было показано на конкурсе "Воспитатель года 2017"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФРАГМЕНТ НОД ПО ТЕМЕ «НАШЕ СЕРДЦЕ»  ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ.

Цель: Помочь осознать собственную ценность и уникальность.

Воспитательные задачи:

1.     воспитывать любознательность, бережное отношение к своему организму;

2.     формировать сознательное отношение к здоровому образу жизни;

3.     приобщать к социально-нравственным ценностям через ознакомление с малыми формами фольклора (пословицы).

Развивающие задачи: 

1. развивать умение рассуждать, логически мыслить, делать выводы;

2. развивать способность чётко и ясно отвечать на поставленные вопросы;

3. развивать коммуникативные навыки и умения, расширять словарный запас детей за счёт слов  « кровеносная система», «внутренние органы»;

4. продолжать развивать познавательную активность в процессе эксперимента.

Образовательные задачи:

1. закреплять знания о строении собственного тела, расширять представления о своём организме;

2. формировать представления о работе сердца, показать значение сердца для всего организма ;

3. знать простейшие правила для сохранения здорового сердца;

4. закрепить и обобщить знания детей  о том, что полезно и что вредно для сердца.

Оборудование: мультимедийная установка, фрагменты мультфильма «Волшебник  Изумрудного города», одноразовые стаканчики, шарики в форме сердца, модель сердца, пена для рисования, краски.

Ход

В- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Л.А.  (обговорить имена детей).Скажите мне ребята,  а вы любите сказки?

Ответы детей…

В- А у меня для вас есть небольшой сюрприз. Давайте присядем и посмотрим. (Демонстрируется фрагмент мультфильма «Волшебник Изумрудного города). А вы знаете как называется эта сказка?

Ответы детей….

В- Автор этой сказки русский писатель Александр Волков. Ребята, когда-то Железный дровосек был обычным человеком. Он был веселым, добрым, всем помогал. За это одна злая волшебница решила его погубить, превратив в железного человека. Но  больше всего огорчало Железного дровосека, то, что у него больше не было сердца. И он отправился к великому волшебнику Гудвину, чтобы он дал ему сердце.

Ребята, а у нас с вами есть сердце? Ответы детей..

А откуда вы это узнали?  Давайте вместе найдем ответ на этот вопрос.

Приложите руку к центру  груди и сдвиньте немного влево. Посидите спокойно и прислушайтесь к себе. Что вы услышали?

Ответы детей…

В- Да, ребята каждый из вас услышал свое сердце, вернее почувствовал, что оно неустанно работает. Сердце – самый важный орган. Оно есть у каждого из нас. Находится оно в левой части груди. Как вы думаете, почему мы его не видим как глаза, уши?

Ответы детей….

В- Сердце- это внутренний орган, т.е. он находится внутри нашего тела. А защищает его грудная клетка, мышцы, кожа. А иметь сердце- это хорошо или плохо?(обсуждение по методике ТРИЗ)

Ответы детей….

В- Сердце нам действительно нужно для того, чтобы мы могли бегать, прыгать, танцевать, работать, радоваться, огорчаться.. Именно сердце дает силы для всего этого, обеспечивая непрерывное питание всего организма. Но главная задача сердца – перекачивать кровь, чтобы она распространялась по всему телу.

В- Ребята, давайте пройдем  и посмотрим как устроено  наше сердце. Сожмите руку в кулак. Вот такой величины ваше сердце.

Воспитатель комментирует. «Внутри сердце не пустое, а очень сложное и удивительно интересное. Сердце разделено стенкой, как будто на две двухэтажные квартиры и над каждой квартирой есть маленькая прихожая. В прихожие поступает кровь. Как только наполняются эти прихожие, сердце сжимает их и выдавливает кровь через специальные  дверки в комнатки.  Дверки захлопываются и кровь покидает сердце через другие выходы. Она течет по нашему организму по тонким эластичным трубочкам, которые называются кровеносными сосудами. (рассмотреть сосуды на руке)

В- А хотите посмотреть как сердце работает? Давайте пройдем в нашу лабораторию.

Опыты:

  1. В- наше сердце похоже на насос. Покажите как работает насос(сжимаем, разжимаем руку). Давайте попробуем поработать с нашими макетами. (шарики в форме сердца, наполненные окрашенной жидкостью). Вот так не останавливаясь кровь течет по нашим сосудам.
  2. В- а теперь послушаем наше сердце. Врач слушает наше сердце прибором, который называется стетоскоп, а мы сможем послушать его с помощью вот такого стаканчика.(повернитесь друг к другу)
  3. В- биение сердца мы сможем услышать еще и с помощью нашего компьютера. Мы присоединяем провода к сосудам на руке и что мы слышим? (включить фонограмму работы сердца). А сейчас давайте немного побегаем и поприседаем и послушаем как изменится работа сердца. Обсуждаем изменения в ритме сердца. Вывод: при физической нагрузке  организму нужна дополнительная сила- вот сердце и работает быстрее.

В- скажу вам по секрету, что наше сердце- это тоже мышца и его надо тренировать, чтобы оно было здоровым и крепким. А как его можно тренировать?

Ответы детей….

В- Ребята, а вы хотите узнать, смог ли Железный дровосек получить сердце?

Демонстрируется видео.

В- Знаете, народ всегда сравнивал сердце с солнцем, как с центром жизни. Было придумано много пословиц про сердце. Подумайте, как вы понимаете такую пословицу:

  1. У человека золотое сердце.
  2. У ребенка заболел палец, а у мамы сердце.

В- А у меня есть для вас еще один сюрприз. Вы любите рисовать? Тогда пойдем со мной.

Рисование на пене.

Рефлексия по теме занятия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Самые лучшие и непревзойденные оригиналы и креативщики – это дети!

Слайд 3

«Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению. Средство работы с детьми – педагогический поиск. Если ребенок не задает вопроса, то педагог задает его сам: «Что было бы, если…»

Слайд 4

Методы ТРИЗ педагогики. Метод каталога Метод фокальных объектов Метод системный анализ Метод морфологического анализа Моделирование маленькими человечками Метод мозгового штурма Метод проб и ошибок Мышление по аналогии Типовые приемы фантазирования

Слайд 8

Морфологический ящик В кафе встретились три друга: скульптор Белов, скрипач Чернов и художник Рыжов. "Замечательно, что один из нас имеет белые, один черные и один рыжие волосы, но ни у одного из нас нет волос того цвета, на который указывает его фамилия", - заметил черноволосый. "Ты прав", - сказал Белов. Какой цвет волос у художника? Друзья Цвет волос белые рыжие черные Белов _ + _ Рыжов _ _ + Чернов + _ _



Предварительный просмотр:

Мастер класс «Применение технологии ТРИЗ для развития креативных способностей.»

Добрый день уважаемые коллеги, гости , члены жюри! Меня зовут ….. Я воспитатель дс №28.

 Обратите ,пожалуйста, внимание на эту картину. Сколько человеческих лиц вы сможете отыскать на ней? (стимулировать к ответу). Я думаю,  не ошибусь, если скажу, что у автора этой картины нестандартное, творческое мышление. И  вы, уважаемые коллеги, раз вам удалось разглядеть то, что спрятал художник ,тоже не лишены нестандартности в мышлении.

 Педагоги хорошо знают, что любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым. И только неправильное воспитание и обучение губит в детях ростки этой одаренности..

Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо развивать в дошкольном детстве творческое воображение, способность нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир.

Поэтому тема моего мастер-класса «Применение методов ТРИЗ- педагогики в повседневной жизни детского сада ».

 Для начала давайте определимся с понятием, что такое ТРИЗ-педагогика.

Это самая молодая из известных и популярных инновационных педагогических систем. Она основана на ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) , созданной российским ученым и писателем-фантастом Генрихом Альтшуллером. Ее современное название «прикладная диалектика».

Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

             ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Девиз тризовцев – «Можно говорить все!»

Как же ввести элементы ТРИЗ в повседневную жизнь детского сада?

С чего начать? Давайте начнем с того, что посмотрим на листочки, которые лежат перед вами. Мне по секрету сказали, что на них что-то нарисовано, но что никто не видит. Скажите мне, пожалуйста, что нарисовано у вас? А у Вас? Давайте дорисуем предметы так, чтобы все поняли, что прячет в себе листочек.

Я думаю, что не вызывает сомнений то, что в процессе подобных игр у детей развивается творческое воображение.  Данную игру можно применять в работе уже с трехлетними детьми.

Мы знаем, что наша жизнь состоит из противоречий. Поэтому умение разрешать противоречия  позволит ребенку не только сформировать мышление, но и активно защищать свои позиции.

Скажите, пожалуйста, по вашему мнению, иметь сердце  –это хорошо или плохо? Хорошо –почему? Плохо – почему? Ну и на чем мы с вами остановимся? Хорошо или плохо?(Сделать вывод).

 Вы уже поняли, что данные игры развивают речь, фантазию, наблюдательность, учат рассуждать. Эти игры являются подготовительным этапом для освоения более сложного содержания ТРИЗ. Переходим к более сложным методам:

1) Метод проб и ошибок;

 2) Метод фокальных объектов;

 3) Метод мозгового штурма ;

  4) Метод каталога.

Рассмотрим каждый метод в отдельности.

Метод проб и ошибок.  Это метод поиска нового Он используется для решения несложных задач.

Например: на прогулке ребята играют в мяч. Он закатывается под веранду, откуда его трудно достать. Как это можно сделать? (……) Ответы детей: Коля решил достать мяч длинной палкой. Сёма заявил: «Мяч может достать дрессированная собака». Аня сказала, что можно снять две доски с пола веранды и достать мяч. Каждый из этих ответов для ребенка- маленькое открытие.

          Дети любят придумывать новые игрушки, предметы. В этом поможет метод фокальных объектов, изобретенный американским психологом Ч. Вайтингом. Суть его заключается в том, что мы придумываем новый объект, используя свойства окружающих объектов. Например, посмотрев на эту картину дети придумали новое животное "Левообезьян”. Его родители: лев и обезьянка. Живет в жарких странах. Очень быстро бегает по земле и ловко лазает по деревьям. Может быстро убежать от врагов и достать фрукты с высокого дерева . . .  

Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.

 Всем нам известный Метод мозгового штурма - это не столько метод активизации воображения, сколько способ генерации самых разнообразных идей в группе. МШ необходим при обсуждении ситуации, из которой,  на первый взгляд, нет реального выхода.  При этом используется личный опыт детей. Результаты обсуждения обязательно рефлексируются  в продуктивной деятельности: сочинение сказки, рисование. Темами мозгового штурма могут быть такие:

как уберечь продукты от мышей;(ответ)

как не намокнуть под дождем без зонта;(ответ)

как оставить лето в зиму

Анализ каждой идеи идет по оценке "хорошо - плохо". Из всех решений выбирается оптимальное, позволяющее решить противоречие с минимальными затратами и потерями. Результаты мозгового штурма должны быть непременно отражены в продуктивной деятельности: нарисовать свой кусочек лета в зиму; вылепить продукты, которые стали недоступны мышам и т.д.

  Использование МШ в работе со сказкой

Задание 1: изменяем характер героя.

Прочитали русскую народную сказку «Гуси – лебеди» и придумали новый необычный образ Бабы Яги:(какой например?)молодая девушка  в спортивном костюме, ездит на машине.

Таким образом рождается  новая сказка с другим героем.

Задание 2: изменяем концовку сказки.

Прочитали сказку «Теремок» и спросили детей: «Как сохранить теремок невредимым? Как сделать так, чтобы в нем мог жить медведь?»

Задание 3: восстанавливаем сюжет измененной сказки.

Например: «Лисичка со скалочкой».

Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку, подняла ее и говорит: «Пойду-ка на базар, продам эту скалочку и куплю себе пряники!»

Дети: «Нет, она подняла скалочку и пошла в деревню…

Этот прием позволяет детям вспомнить знакомую сказку и пересказать ее.

Одним из приемов МШ является решение сказочных задач.

Например:

- Как сделать так, чтобы Иванушка напился, но козленком не стал?

- Как сделать так, чтобы медведь сам отпустил Машеньку домой?

 На прогулке  очень эффективны приемы фантазирования.

Например: Задумывались ли вы над тем, куда они плывут? Какие вести несут? Почему тают? О чем мечтают? О чем расскажут?

Дети представляют себя на месте облака.  (Прием эмпатии.)  

  Еще один известный тризовский метод - МЕТОД МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА (или каталога

Посмотрите внимательно на таблицу и скажите мне если бы вы изобретали стул, каким бы вы его сделали? Почему? Для кого?

(Затем выбираются различные сочетания элементов разных осей (стеклянный квадратный стул - для принцессы, он красивый, удобный, но может легко разбиться; железный круглый стул - для пианиста, на нем можно легко повернуться, так как он крутится, но тяжело сдвинуть с места и т.д.)

Перебираются все возможные варианты. В продуктивной деятельности дети изображают каждый изобретенный новый стул. )

Видео: Мои воспитанники представят тризовские игры

«Моделирование маленькими человечками(изменение молекулярного строения вещества от его состояния – твердое, жидкое, газообразное),

Системный оператор (пятиэкранка) дети усваивают понятие о том, что весь мир это система объектов, но и любой объект в свою очередь тоже состоит из частей и имеет прошлое, настоящее и будущее.

Круги Луллия. На этих кругах может быть изображено все, что угодно. Играя дети развивают воображение, мышление, речь.

Я надеюсь, что вы обогатили свое творческое воображение. Поэтому хочу предложить вам несложную задачу.

Морфологический ящик  В кафе встретились три друга: скульптор Белов, скрипач Чернов и художник Рыжов. "Замечательно, что один из нас имеет белые, один черные и один рыжие волосы, но ни у одного из нас нет волос того цвета, на который указывает его фамилия", - заметил черноволосый. "Ты прав", - сказал Белов.
Какой цвет волос у художника? 

Спасибо за внимание! Желаю вам творческих успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Спор овощей" -фрагмент осеннего досуга для подготовительной к школе группы

Литературный материал для осеннего досуга в подготовительной к школе группе...

Фрагмент плана воспитательно-образовательной работы с детьми подготовительной к школе группы

В данном материале представлено планирование организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на две недели ноября....

Показ фрагмента НОД с детьми подготовительной к школе группы «Звукослоговой анализ и синтез»

Показ фрагмента НОД в рамках работы стажировочной площадки республиканских курсов повышения квалификации для педагогов ДОУ по проблеме: «Организация образовательной деятельности в детском саду п...