Консультация
консультация (старшая группа) на тему

Махрова Анна Валерьевна

Консультация

 на тему: «Подвижные игры мордовских народов.»В последнее время в образовательных учреждениях ведется значительная работа по ознакомлению детей с культурным наследием, традициями, обычаями, обрядами мордвы и других народов, проживающих в Мордовии. Детей стали знакомить с произведениями устно-поэтического творчества мордовского народа (песнями, сказками, загадками, прибаутками, драз- нилками, пестушками и другими малыми формами детского фольклора); с произведениями детских писателей Мордовии, с национальными играми; с народным декоративно-прикладным и изобразительным искусством мордвы. Детям даются историко-географические и природоведческие знания, они обучаются одному из мордовских языков в кружке или в группе. Многовековой опыт человечества показал, что игра — важнейшее средство в воспитании ребенка. Она имеет такое же непреходящее значение, как и народная поэзия, сказки или легенды. Народная игра содержит в себе информацию о традициях многих поколений, которые через игровое общение усваивали культуру своего народа. «Игры народные» – этим термином обозначают как собственно игры, так и различный забавы, увеселения, зрелища, народные виды спорта, которые, имея игровую основу, включают в себя элементы театра, цирка, танце- вального, музыкального, поэтического и изобразительного искусства. В народной игре имеется весь арсенал необходимых средств  для формирования человека, гражданина. Практически нет такого качества личности, развить которое нельзя было бы с помощью народной игры, стоит только внимательно изучить, «просеять их сквозь сито» важнейших педагогических задач. В своей работе по данной теме мы используем примерный региональный  модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем»,  который помогает приобщать детей к культурному наследию родного края. Используем  материал хрестоматии «Фольклор народов среднего Поволжья» автор-составитель А.Ю. Тихонова, методические рекомендации для воспитателей детских дошкольных учреждений «Мордовские народные игры» составитель А.И. Исайкина, «Мордовские народные игры» литературная обработка В.С.  Брыжинского.  Большую роль в жизни мордовской деревни играли народные  подвижные игры. Народные игры корнями уходят в далекое прошлое. Они самобытны,  поскольку отражали формы общественных отношений и хозяйственной деятельности. Мордовские подвижные игры, с точки зрения народной педагогики, решают задачи совершенствования физических и духовных качеств, двигательных навыков и умений ребенка, способствуют укреплению мышц, выработке правильной осанки, формированию скелета ребенка. Весенне-летние и осенние игры проходили в основном на свежем воздухе. Дети всегда с большим  удовольствием ждали наступления тепла. «Крестьянские дети, - отмечал Покровский, - только тем и живы, только тем и поддерживают свое здоровье, что беспрепятственно живут и играют на воздухе». Ребенок играет с колыбели. В процессе игры он учится мыслить, воспроизводит и осваивает многие действия взрослых. Игры детей младшего возраста сопровождались  потешками,  пестушками  и приговорками. С их помощью они получали первоначальное физическое развитие: учились садиться, вставать, ходить, бегать. А такие игры, как «В журавлей», «Голубей»,  «В изгнание свиней», «В базар», «В чижик», развивают двигательную активность детей, смышленость, глаз мер,  силу, выносливость,  умение владеть игровым материалом. Надо отметить, что многие игры возникли в недрах мордовских обрядов и праздников, в которых активное участие принимали дети. Дети часто участвовали в семейных обрядах. В ритуальном смысле ребенок считался существом чистым, обладающим магической силой. Поэтому и другие дети были обязательными участниками многих церемоний Многовековой опыт человечества показал, что игра — важнейшее  средство в воспитании ребенка. Она имеет такое же непреходящее значение, как и народная поэзия, сказки или легенды. Народная игра содержит в себе информацию о традициях многих поколений, которые через игровое общение усваивали культуру своего народа.

Мордовские подвижные игры самобытны и имеют свои особенности, по давней традиции они являются «сельскими». Подвижные игры как составная часть культуры являются своеобразной формой отражения трудовой деятельности мордвы с помощью специального изобразительного языка. Игровые действия сопровождаются драматизированным или вокальным диалогом, с помощью которого раскрывается основное содержание производимых действий: сев, уборка урожая, защита беспомощных детенышей птиц и животных от сильных и коварных зверей. В игры входят пантомима, воспроизводящая производственную деятельность, ритмические песни, сопровождающие хозяйственные работы, драматический диалог, борьба за достижение желаемого и т. п. Такие игры когда-то были широко распространены как среди детей, так и среди молодежи. Детский вариант игры отличался от молодежной своей непосредственностью и простотой.

Для дошкольников подходят такие игры как: «Сяканяса» («В горшки»), «Руцяняса» («В платочки»), «Атякшкаса» («В петушки»), «Вирень азор» («Хозяин леса»), «В ворона» и другие. Предлагая игру, педагог четко и выразительно прочитывает относящийся к ней стишок. В течение игры стихи прочитываются несколько раз. Дети быстро запоминают текст и во время игры могут читать его сами.

Огромное влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры оказывают подвижные игры с речевым содержанием. Народные подвижные игры - универсальная, естественная, традиционная форма взаимодействия детей, которая осуществлялась одновременно в трех аспектах: речевого (словесного) общения, ритмического или мелодического выражения, совместных движениях и действиях.

                                        «Круговой»

(«Мячень кунсема» - эрз., «Топса налхксема» - мокш.)

Играющие чертят большой круг, делятся на две равные команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто – за кругом. Те, кто остаётся за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в находящихся в кругу. Если кому-либо в кругу удаётся поймать мяч, он старается попасть им в любого ребёнка за кругом. Если ему удаётся, то у него в запасе очко, если промахнётся, то выходит из круга. Когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами.

Правила игры. Мяч можно ловить лишь с воздуха, от земли – не считается. Остальные выходят из круга. Ребёнок, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остаётся в кругу.

 

Игра «В круги» ( «Кирькссэ»).

Содержание и правила игры.

Играющие становятся в круг. Выбирают водящего, который стоит в центре круга с плотно завязанными глазами. Игроки ходят по кругу, приговаривают:

Отгадай, чей голосок,

Становится в кружок

И скорей кого-нибудь

Своей палочкой коснись.

Отвечай поскорей,

Отгадать торопись!

После этого игроки останавливаются, а водящий приближается к ним и ощупывает их головы: по длине волос, головному убору и другим признакам он должен узнать стоящего перед ним игрока. Тот, чьё имя будет угадано, становится водящим. Если же игрок не будет узнан, он становится в круг, и игра продолжается.

.Игра «Горшочек»

( «Чакшкинесэ»)

Содержание и правила игры.

Сажают детей по кругу, остальные дети встают за их спинами. Покупатель, выбрав «горшок», убегает от продавца. Добежавший первым становится за спиной «горшочка».

Подвижная игра «Руцяняса» («В платочки»)

Действующие лица: Бабушка, Дедушка, Платочки.

Участники игры выбирают Бабушку и Дедушку. Бабушка определяет детей в Платочки, окрасив каждый в определенный цвет (на ухо называет цвет). Платочки садятся на пол. Приходит Дедушка и происходит диалог:

Дедушка: Шумбрат, бабакай. (Будь здорова, бабушка!)

Бабушка: Озак, батькай! (Садись, батюшка!)

Дедушка: Маряйне, руцятне улихть? (Слышал, платочки есть у тебя?)

Бабушка: Улихть, да аф рамавихть тейть. (Есть, да не купить их тебе).

Дедушка: Монь кафта сундукт ярмаконе. (У меня два сундука денег.)

Бабушка: Рамайть! (Купи!)

Дедушка покупает платочки, т.е. отгадывает какого цвета платочки. Как только он назовет цвет платочка правильно, платочек тут же убегает от него. Если Дедушка догонит его, то забирает его себе. Иногда платочек побегает-побегает, Дедушка не сможет поймать его. Бабушка тут же «окрасит» его в другой цвет. Дедушка вновь пытается узнать цвет платочка. Играют до тех пор, пока все платочки не будут куплены.

В журавлей (Каргиняса)

Из числа играющих выбираются "журавлиха" и "старуха". "Старушка" садится в сторону на лужок и начинает вскапывать луг. "Журавлиха" набирает себе "журавлей". Эти "журавли" берутся друг за друга и с криками: "Тур-лур, тур-лур" ходят по лугу. Ходят-ходят и подходят к "старушке". "Журавлиха" спрашивает её:

-Бабай, а бабай, мезе тият?    -Бабушка, а бабушка,что делаешь?

Лотка шуван.                            -Ямку копаю.

Лоткть мезенди?                      -Ямка зачем?

-Ярмак вешендян.                     -Деньги ищу.

-Ярмакть мезенди?                    -Деньги зачем?

-Салмокс раман.                        -Иголку куплю.

-Салмоксть мезенди?                -Иголка для чего?

-Кескав стаян.                            -Мешок сошью.

-Кескавть мезенди?                   - Мешок для чего?

-Кевняняса пяшкодса.                -Камешками наполню.

-Кевнянятнень мезенди?            -Камешки для чего?

-Тонь шабатнень пряс.               -На голову твоих детей.

Произнося последние слова, "старуха" поднимается и начинает ловить "журавлей". "Журавлиха" , подняв руки и бегая перед "старушкой", защищается.  "Журавлята" кричат:  "Тур-лур, тур-лур". Когда "старуха" переловит всех "журавлят" , игра начинается вновь.

Правила игры: "Журавлиха" не отталкивает "старуху", а только старается встать перед ней, не дать в этом направлении ходу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx19.91 КБ
Файл konsultatsiya.docx19.91 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

 на тему: «Подвижные игры мордовских народов.»

                                                                             

                                                                                                       Подготовила :

                                                                                                        Махрова А. В.

В последнее время в образовательных учреждениях ведется значительная работа по ознакомлению детей с культурным наследием, традициями, обычаями, обрядами мордвы и других народов, проживающих в Мордовии. Детей стали знакомить с произведениями устно-поэтического творчества мордовского народа (песнями, сказками, загадками, прибаутками, драз- нилками, пестушками и другими малыми формами детского фольклора); с произведениями детских писателей Мордовии, с национальными играми; с народным декоративно-прикладным и изобразительным искусством мордвы. Детям даются историко-географические и природоведческие знания, они обучаются одному из мордовских языков в кружке или в группе. Многовековой опыт человечества показал, что игра — важнейшее средство в воспитании ребенка. Она имеет такое же непреходящее значение, как и народная поэзия, сказки или легенды. Народная игра содержит в себе информацию о традициях многих поколений, которые через игровое общение усваивали культуру своего народа. «Игры народные» – этим термином обозначают как собственно игры, так и различный забавы, увеселения, зрелища, народные виды спорта, которые, имея игровую основу, включают в себя элементы театра, цирка, танце- вального, музыкального, поэтического и изобразительного искусства. В народной игре имеется весь арсенал необходимых средств  для формирования человека, гражданина. Практически нет такого качества личности, развить которое нельзя было бы с помощью народной игры, стоит только внимательно изучить, «просеять их сквозь сито» важнейших педагогических задач. В своей работе по данной теме мы используем примерный региональный  модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем»,  который помогает приобщать детей к культурному наследию родного края. Используем  материал хрестоматии «Фольклор народов среднего Поволжья» автор-составитель А.Ю. Тихонова, методические рекомендации для воспитателей детских дошкольных учреждений «Мордовские народные игры» составитель А.И. Исайкина, «Мордовские народные игры» литературная обработка В.С.  Брыжинского.  Большую роль в жизни мордовской деревни играли народные  подвижные игры. Народные игры корнями уходят в далекое прошлое. Они самобытны,  поскольку отражали формы общественных отношений и хозяйственной деятельности. Мордовские подвижные игры, с точки зрения народной педагогики, решают задачи совершенствования физических и духовных качеств, двигательных навыков и умений ребенка, способствуют укреплению мышц, выработке правильной осанки, формированию скелета ребенка. Весенне-летние и осенние игры проходили в основном на свежем воздухе. Дети всегда с большим  удовольствием ждали наступления тепла. «Крестьянские дети, - отмечал Покровский, - только тем и живы, только тем и поддерживают свое здоровье, что беспрепятственно живут и играют на воздухе». Ребенок играет с колыбели. В процессе игры он учится мыслить, воспроизводит и осваивает многие действия взрослых. Игры детей младшего возраста сопровождались  потешками,  пестушками  и приговорками. С их помощью они получали первоначальное физическое развитие: учились садиться, вставать, ходить, бегать. А такие игры, как «В журавлей», «Голубей»,  «В изгнание свиней», «В базар», «В чижик», развивают двигательную активность детей, смышленость, глаз мер,  силу, выносливость,  умение владеть игровым материалом. Надо отметить, что многие игры возникли в недрах мордовских обрядов и праздников, в которых активное участие принимали дети. Дети часто участвовали в семейных обрядах. В ритуальном смысле ребенок считался существом чистым, обладающим магической силой. Поэтому и другие дети были обязательными участниками многих церемоний Многовековой опыт человечества показал, что игра — важнейшее  средство в воспитании ребенка. Она имеет такое же непреходящее значение, как и народная поэзия, сказки или легенды. Народная игра содержит в себе информацию о традициях многих поколений, которые через игровое общение усваивали культуру своего народа.

Мордовские подвижные игры самобытны и имеют свои особенности, по давней традиции они являются «сельскими». Подвижные игры как составная часть культуры являются своеобразной формой отражения трудовой деятельности мордвы с помощью специального изобразительного языка. Игровые действия сопровождаются драматизированным или вокальным диалогом, с помощью которого раскрывается основное содержание производимых действий: сев, уборка урожая, защита беспомощных детенышей птиц и животных от сильных и коварных зверей. В игры входят пантомима, воспроизводящая производственную деятельность, ритмические песни, сопровождающие хозяйственные работы, драматический диалог, борьба за достижение желаемого и т. п. Такие игры когда-то были широко распространены как среди детей, так и среди молодежи. Детский вариант игры отличался от молодежной своей непосредственностью и простотой.

Для дошкольников подходят такие игры как: «Сяканяса» («В горшки»), «Руцяняса» («В платочки»), «Атякшкаса» («В петушки»), «Вирень азор» («Хозяин леса»), «В ворона» и другие. Предлагая игру, педагог четко и выразительно прочитывает относящийся к ней стишок. В течение игры стихи прочитываются несколько раз. Дети быстро запоминают текст и во время игры могут читать его сами.

Огромное влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры оказывают подвижные игры с речевым содержанием. Народные подвижные игры - универсальная, естественная, традиционная форма взаимодействия детей, которая осуществлялась одновременно в трех аспектах: речевого (словесного) общения, ритмического или мелодического выражения, совместных движениях и действиях.

                                        «Круговой»

(«Мячень кунсема» - эрз., «Топса налхксема» - мокш.)

Играющие чертят большой круг, делятся на две равные команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто – за кругом. Те, кто остаётся за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в находящихся в кругу. Если кому-либо в кругу удаётся поймать мяч, он старается попасть им в любого ребёнка за кругом. Если ему удаётся, то у него в запасе очко, если промахнётся, то выходит из круга. Когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами.

Правила игрыМяч можно ловить лишь с воздуха, от земли – не считается. Остальные выходят из круга. Ребёнок, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остаётся в кругу.

Игра «В круги» ( «Кирькссэ»).

Содержание и правила игры.

Играющие становятся в круг. Выбирают водящего, который стоит в центре круга с плотно завязанными глазами. Игроки ходят по кругу, приговаривают:

Отгадай, чей голосок,

Становится в кружок

И скорей кого-нибудь

Своей палочкой коснись.

Отвечай поскорей,

Отгадать торопись!

После этого игроки останавливаются, а водящий приближается к ним и ощупывает их головы: по длине волос, головному убору и другим признакам он должен узнать стоящего перед ним игрока. Тот, чьё имя будет угадано, становится водящим. Если же игрок не будет узнан, он становится в круг, и игра продолжается.

.Игра «Горшочек»

( «Чакшкинесэ»)

Содержание и правила игры.

Сажают детей по кругу, остальные дети встают за их спинами. Покупатель, выбрав «горшок», убегает от продавца. Добежавший первым становится за спиной «горшочка».

Подвижная игра «Руцяняса» («В платочки»)

Действующие лица: Бабушка, Дедушка, Платочки.

Участники игры выбирают Бабушку и Дедушку. Бабушка определяет детей в Платочки, окрасив каждый в определенный цвет (на ухо называет цвет). Платочки садятся на пол. Приходит Дедушка и происходит диалог:

Дедушка: Шумбрат, бабакай. (Будь здорова, бабушка!)

Бабушка: Озак, батькай! (Садись, батюшка!)

Дедушка: Маряйне, руцятне улихть? (Слышал, платочки есть у тебя?)

Бабушка: Улихть, да аф рамавихть тейть. (Есть, да не купить их тебе).

Дедушка: Монь кафта сундукт ярмаконе. (У меня два сундука денег.)

Бабушка: Рамайть! (Купи!)

Дедушка покупает платочки, т.е. отгадывает какого цвета платочки. Как только он назовет цвет платочка правильно, платочек тут же убегает от него. Если Дедушка догонит его, то забирает его себе. Иногда платочек побегает-побегает, Дедушка не сможет поймать его. Бабушка тут же «окрасит» его в другой цвет. Дедушка вновь пытается узнать цвет платочка. Играют до тех пор, пока все платочки не будут куплены.

В журавлей (Каргиняса)

Из числа играющих выбираются "журавлиха" и "старуха". "Старушка" садится в сторону на лужок и начинает вскапывать луг. "Журавлиха" набирает себе "журавлей". Эти "журавли" берутся друг за друга и с криками: "Тур-лур, тур-лур" ходят по лугу. Ходят-ходят и подходят к "старушке". "Журавлиха" спрашивает её:

-Бабай, а бабай, мезе тият?    -Бабушка, а бабушка,что делаешь?

Лотка шуван.                            -Ямку копаю.

Лоткть мезенди?                      -Ямка зачем?

-Ярмак вешендян.                     -Деньги ищу.

-Ярмакть мезенди?                    -Деньги зачем?

-Салмокс раман.                        -Иголку куплю.

-Салмоксть мезенди?                -Иголка для чего?

-Кескав стаян.                            -Мешок сошью.

-Кескавть мезенди?                   - Мешок для чего?

-Кевняняса пяшкодса.                -Камешками наполню.

-Кевнянятнень мезенди?            -Камешки для чего?

-Тонь шабатнень пряс.               -На голову твоих детей.

Произнося последние слова, "старуха" поднимается и начинает ловить "журавлей". "Журавлиха" , подняв руки и бегая перед "старушкой", защищается.  "Журавлята" кричат:  "Тур-лур, тур-лур". Когда "старуха" переловит всех "журавлят" , игра начинается вновь.

Правила игры: "Журавлиха" не отталкивает "старуху", а только старается встать перед ней, не дать в этом направлении ходу.



Предварительный просмотр:

Консультация

 на тему: «Подвижные игры мордовских народов.»

                                                                             

                                                                                                       Подготовила :

                                                                                                        Махрова А. В.

В последнее время в образовательных учреждениях ведется значительная работа по ознакомлению детей с культурным наследием, традициями, обычаями, обрядами мордвы и других народов, проживающих в Мордовии. Детей стали знакомить с произведениями устно-поэтического творчества мордовского народа (песнями, сказками, загадками, прибаутками, драз- нилками, пестушками и другими малыми формами детского фольклора); с произведениями детских писателей Мордовии, с национальными играми; с народным декоративно-прикладным и изобразительным искусством мордвы. Детям даются историко-географические и природоведческие знания, они обучаются одному из мордовских языков в кружке или в группе. Многовековой опыт человечества показал, что игра — важнейшее средство в воспитании ребенка. Она имеет такое же непреходящее значение, как и народная поэзия, сказки или легенды. Народная игра содержит в себе информацию о традициях многих поколений, которые через игровое общение усваивали культуру своего народа. «Игры народные» – этим термином обозначают как собственно игры, так и различный забавы, увеселения, зрелища, народные виды спорта, которые, имея игровую основу, включают в себя элементы театра, цирка, танце- вального, музыкального, поэтического и изобразительного искусства. В народной игре имеется весь арсенал необходимых средств  для формирования человека, гражданина. Практически нет такого качества личности, развить которое нельзя было бы с помощью народной игры, стоит только внимательно изучить, «просеять их сквозь сито» важнейших педагогических задач. В своей работе по данной теме мы используем примерный региональный  модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем»,  который помогает приобщать детей к культурному наследию родного края. Используем  материал хрестоматии «Фольклор народов среднего Поволжья» автор-составитель А.Ю. Тихонова, методические рекомендации для воспитателей детских дошкольных учреждений «Мордовские народные игры» составитель А.И. Исайкина, «Мордовские народные игры» литературная обработка В.С.  Брыжинского.  Большую роль в жизни мордовской деревни играли народные  подвижные игры. Народные игры корнями уходят в далекое прошлое. Они самобытны,  поскольку отражали формы общественных отношений и хозяйственной деятельности. Мордовские подвижные игры, с точки зрения народной педагогики, решают задачи совершенствования физических и духовных качеств, двигательных навыков и умений ребенка, способствуют укреплению мышц, выработке правильной осанки, формированию скелета ребенка. Весенне-летние и осенние игры проходили в основном на свежем воздухе. Дети всегда с большим  удовольствием ждали наступления тепла. «Крестьянские дети, - отмечал Покровский, - только тем и живы, только тем и поддерживают свое здоровье, что беспрепятственно живут и играют на воздухе». Ребенок играет с колыбели. В процессе игры он учится мыслить, воспроизводит и осваивает многие действия взрослых. Игры детей младшего возраста сопровождались  потешками,  пестушками  и приговорками. С их помощью они получали первоначальное физическое развитие: учились садиться, вставать, ходить, бегать. А такие игры, как «В журавлей», «Голубей»,  «В изгнание свиней», «В базар», «В чижик», развивают двигательную активность детей, смышленость, глаз мер,  силу, выносливость,  умение владеть игровым материалом. Надо отметить, что многие игры возникли в недрах мордовских обрядов и праздников, в которых активное участие принимали дети. Дети часто участвовали в семейных обрядах. В ритуальном смысле ребенок считался существом чистым, обладающим магической силой. Поэтому и другие дети были обязательными участниками многих церемоний Многовековой опыт человечества показал, что игра — важнейшее  средство в воспитании ребенка. Она имеет такое же непреходящее значение, как и народная поэзия, сказки или легенды. Народная игра содержит в себе информацию о традициях многих поколений, которые через игровое общение усваивали культуру своего народа.

Мордовские подвижные игры самобытны и имеют свои особенности, по давней традиции они являются «сельскими». Подвижные игры как составная часть культуры являются своеобразной формой отражения трудовой деятельности мордвы с помощью специального изобразительного языка. Игровые действия сопровождаются драматизированным или вокальным диалогом, с помощью которого раскрывается основное содержание производимых действий: сев, уборка урожая, защита беспомощных детенышей птиц и животных от сильных и коварных зверей. В игры входят пантомима, воспроизводящая производственную деятельность, ритмические песни, сопровождающие хозяйственные работы, драматический диалог, борьба за достижение желаемого и т. п. Такие игры когда-то были широко распространены как среди детей, так и среди молодежи. Детский вариант игры отличался от молодежной своей непосредственностью и простотой.

Для дошкольников подходят такие игры как: «Сяканяса» («В горшки»), «Руцяняса» («В платочки»), «Атякшкаса» («В петушки»), «Вирень азор» («Хозяин леса»), «В ворона» и другие. Предлагая игру, педагог четко и выразительно прочитывает относящийся к ней стишок. В течение игры стихи прочитываются несколько раз. Дети быстро запоминают текст и во время игры могут читать его сами.

Огромное влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры оказывают подвижные игры с речевым содержанием. Народные подвижные игры - универсальная, естественная, традиционная форма взаимодействия детей, которая осуществлялась одновременно в трех аспектах: речевого (словесного) общения, ритмического или мелодического выражения, совместных движениях и действиях.

                                        «Круговой»

(«Мячень кунсема» - эрз., «Топса налхксема» - мокш.)

Играющие чертят большой круг, делятся на две равные команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто – за кругом. Те, кто остаётся за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в находящихся в кругу. Если кому-либо в кругу удаётся поймать мяч, он старается попасть им в любого ребёнка за кругом. Если ему удаётся, то у него в запасе очко, если промахнётся, то выходит из круга. Когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами.

Правила игрыМяч можно ловить лишь с воздуха, от земли – не считается. Остальные выходят из круга. Ребёнок, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остаётся в кругу.

Игра «В круги» ( «Кирькссэ»).

Содержание и правила игры.

Играющие становятся в круг. Выбирают водящего, который стоит в центре круга с плотно завязанными глазами. Игроки ходят по кругу, приговаривают:

Отгадай, чей голосок,

Становится в кружок

И скорей кого-нибудь

Своей палочкой коснись.

Отвечай поскорей,

Отгадать торопись!

После этого игроки останавливаются, а водящий приближается к ним и ощупывает их головы: по длине волос, головному убору и другим признакам он должен узнать стоящего перед ним игрока. Тот, чьё имя будет угадано, становится водящим. Если же игрок не будет узнан, он становится в круг, и игра продолжается.

.Игра «Горшочек»

( «Чакшкинесэ»)

Содержание и правила игры.

Сажают детей по кругу, остальные дети встают за их спинами. Покупатель, выбрав «горшок», убегает от продавца. Добежавший первым становится за спиной «горшочка».

Подвижная игра «Руцяняса» («В платочки»)

Действующие лица: Бабушка, Дедушка, Платочки.

Участники игры выбирают Бабушку и Дедушку. Бабушка определяет детей в Платочки, окрасив каждый в определенный цвет (на ухо называет цвет). Платочки садятся на пол. Приходит Дедушка и происходит диалог:

Дедушка: Шумбрат, бабакай. (Будь здорова, бабушка!)

Бабушка: Озак, батькай! (Садись, батюшка!)

Дедушка: Маряйне, руцятне улихть? (Слышал, платочки есть у тебя?)

Бабушка: Улихть, да аф рамавихть тейть. (Есть, да не купить их тебе).

Дедушка: Монь кафта сундукт ярмаконе. (У меня два сундука денег.)

Бабушка: Рамайть! (Купи!)

Дедушка покупает платочки, т.е. отгадывает какого цвета платочки. Как только он назовет цвет платочка правильно, платочек тут же убегает от него. Если Дедушка догонит его, то забирает его себе. Иногда платочек побегает-побегает, Дедушка не сможет поймать его. Бабушка тут же «окрасит» его в другой цвет. Дедушка вновь пытается узнать цвет платочка. Играют до тех пор, пока все платочки не будут куплены.

В журавлей (Каргиняса)

Из числа играющих выбираются "журавлиха" и "старуха". "Старушка" садится в сторону на лужок и начинает вскапывать луг. "Журавлиха" набирает себе "журавлей". Эти "журавли" берутся друг за друга и с криками: "Тур-лур, тур-лур" ходят по лугу. Ходят-ходят и подходят к "старушке". "Журавлиха" спрашивает её:

-Бабай, а бабай, мезе тият?    -Бабушка, а бабушка,что делаешь?

Лотка шуван.                            -Ямку копаю.

Лоткть мезенди?                      -Ямка зачем?

-Ярмак вешендян.                     -Деньги ищу.

-Ярмакть мезенди?                    -Деньги зачем?

-Салмокс раман.                        -Иголку куплю.

-Салмоксть мезенди?                -Иголка для чего?

-Кескав стаян.                            -Мешок сошью.

-Кескавть мезенди?                   - Мешок для чего?

-Кевняняса пяшкодса.                -Камешками наполню.

-Кевнянятнень мезенди?            -Камешки для чего?

-Тонь шабатнень пряс.               -На голову твоих детей.

Произнося последние слова, "старуха" поднимается и начинает ловить "журавлей". "Журавлиха" , подняв руки и бегая перед "старушкой", защищается.  "Журавлята" кричат:  "Тур-лур, тур-лур". Когда "старуха" переловит всех "журавлят" , игра начинается вновь.

Правила игры: "Журавлиха" не отталкивает "старуху", а только старается встать перед ней, не дать в этом направлении ходу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....