План работы по формированию правил ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Отношение детей к своему здоровью – фундамент, на котором может быть выстроено здание потребности в ЗОЖ. Зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Дети закрепляют понятия о ЗОЖ, о его сохранении с самого раннего возраста. Полноценная готовность ребенка к школьному обучению невозможна без приобретения им навыков ЗОЖ. И предполагает воспитание у детей активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, формирование адекватного поведения в различных ситуациях, понимание того, как эту жизнь и здоровье сохранить в окружающей среде, полной незаметных опасностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _plan_raboty_po_zozh_milovanova.doc405.5 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование работы

по формированию правил ЗОЖ

у дошкольников подготовительной группы на 2016-2017 г.

Подготовила воспитатель

МБДОУ детский сад № 5 «Золотой ключик»:

Милованова Л.Н.

Цель: 

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Формирование у детей бережного отношения к своему здоровью.

Задачи:        

Оздоровительные: охрана жизни и укрепление здоровья детей, повышение сопротивляемости организма и его устойчивости к различным заболеваниям, средствами закаливания и лечебно-профилактическими мероприятиями.

Образовательные: формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании; развитие физических качеств(скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);накопление и обогащение двигательного опыта детей(освоение основными видами движений); формирование бережного отношения к своему организму, изучить назначение отдельных органов, условия их нормального функционирования; учить ответственно относиться к внутренним органам; знакомить с различными видами закаливания, дыхательной, коррекционной гимнастикой; на примерах литературных героев показать способы заботы о своем здоровье; формировать знания о режиме активности и отдыха.

Воспитательные: воспитывать интерес и желание заботиться о своем здоровье; интерес к физическим упражнениям.

Уровень состояния здоровья (физического и психоэмоционального) детей как дошкольного возраста ежегодно падает. Это зависит от множества причин, в том числе и от увеличения умственной нагрузки, уменьшения возможности для двигательного и эмоционального отдыха, низкого уровня знаний о ЗОЖ.

Реалии современного мира (техногенные катастрофы, экологические катаклизмы, некачественная вода, химические добавки в продуктах питания, электронно-лучевое облучение при злоупотреблении компьютерными играми и телевизором, постоянно звучащая рок-музыка, социальная напряженность в обществе, дискомфортные условия для проживания во многих регионах, быстрое истощение резервных возможностей организма зимой, резкие перепады атмосферного давления, температуры и т. д.) подтверждают актуальность валеологической темы в дошкольном образовании. Отношение детей к своему здоровью – фундамент, на котором может быть выстроено здание потребности в ЗОЖ. Зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Дети закрепляют понятия о ЗОЖ, о его сохранении с самого раннего возраста.

Именно поэтому в детском саду и дома следует воспитывать у ребенка:

  • привычку к чистоте, аккуратности, опрятности, порядку;
  • основы культурно-гигиенических навыков;
  • элементов самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности;
  • понимание того, как влияют физические упражнения на организм человека, его самочувствие;
  • умение правильно вести себя в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, а иногда предотвращать их.

Воспитанники дошкольных образовательных учреждений должны научиться:

  • определять свое состояние и ощущения;
  • понимать необходимость и роль движений в физическом развитии;
  • выполнять гигиенические требования к телу, одежде;
  • использовать знания о том, что полезно и что вредно для организма.

Важно отметить, что полноценная готовность ребенка к школьному обучению невозможна без приобретения им навыков ЗОЖ. И предполагает воспитание у детей активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, формирование адекватного поведения в различных ситуациях, понимание того, как эту жизнь и здоровье сохранить в окружающей среде, полной незаметных опасностей.

Система физкультурно-оздоровительной работы.

Создание благоприятных условий в помещении для игр и занятий:

  • соблюдение правил санитарии и гигиены;
  • организация сквозного проветривания (3 раз в день в отсутствие детей);
  • поддержание температуры воздуха в группе 20 -22 С).

Физические упражнения:

  • утренняя гимнастика;
  • физкультура;
  • подвижные игры;
  • гимнастика после сна;
  • спортивные игры.

Выполнение режима дня.

Организация рационального питания.

Закаливающие процедуры:

  • прогулки на свежем воздухе;
  • водные процедуры (умывание, мытье рук, игры с водой);
  • воздушные ванны;

Активный отдых:

  • праздники, развлечения;
  • дни здоровья;
  • игры-забавы.

Организация развивающей среды:

  • физкультурный уголок;
  • дидактические, настольные игры, альбомы;

        Чтение художественной литературы.

Работа с родителями:

  • родительские собрания;
  • беседы, консультации анкетирование;
  • письменные консультации («Рекомендации для родителей о ЗОЖ»).

Нетрадиционные формы оздоровления:

  • точечный массаж;
  • дыхательная гимнастика;
  • пальчиковая гимнастика.

Дошкольный возраст – это  наилучшее время для закрепления на всю жизнь привычке к чистоте. Дети успешно усваивают все основные гигиенические навыки, и привыкают систематически выполнять их правильно и быстро. Для их выработки дети учатся закатывать рукава, хорошо намыливать руки мылом, тщательно ополаскивать их, мыть лицо, досуха вытирать личным полотенцем, пользоваться носовым платком.

Повторность режимных моментов, постоянство требований обеспечивает прочность знаний и навыков самообслуживания, помогает при воспитании самостоятельности. Большую помощь также оказывает художественная литература: рассказы Л. Воронковой «Маша-растеряша», стихи К. Чуковского «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», З. Александровой «Что взяла, клади на место», «Топотушки», Ю. Тувима «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», И. Муравейка «Я сама».

В закреплении навыков умывания, воспитания опрятности и аккуратности большую роль играют познавательные занятия, дидактические игры. Но главное внимание уделяется повседневному закреплению у детей культурно-гигиенических навыков и самостоятельности. При этом используются такие разнообразные приемы, как показ, объяснение, непосредственная помощь, поощрение. Терпеливо, многократно детям показывается, как удобно есть, сидеть за столом, вытирать рот после еды. Применяется также метод поручений («Принеси», «Убери на место»), который способствует закреплению понятия о том, что игрушки после игры и чайную чашку со стола надо убирать на место.

Наиболее эффективным в воспитании здорового ребенка являются физические упражнения и физкультурные занятия. Для растущего организма особую ценность они приобретают, если проводятся на воздухе, поскольку усиливают обмен веществ и поступление в организм большого количества кислорода. Игры и занятия на воздухе во все времена года способствуют закаливанию организма ребенка, повышению его работоспособности и снижению заболеваемости.

Для формирования привычки к ЗОЖ важно, чтобы ребенок понял необходимость физических упражнений, к которым относится, кроме прочего, утренняя гимнастика. Ежедневно гимнастика проводится под музыку, два раза в неделю выполняются дыхательные упражнения. Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом.

Хорошо известно, что умственная работа без регулярных и целесообразных физических нагрузок приводит к снижению работоспособности, переутомлению. Поэтому в процессе занятий и между ними проводятся физкультминутки, способствующие активному отдыху и повышению тонуса. Упражнения для них обновляются не реже 1-2 раза в месяц. Воспитанники с удовольствием во время серьёзного занятия выполняют активные упражнения и движения пальчиковой зарядки. Дети знают о необходимости проводить физкультминутки для того, чтобы немного отдохнуть и с новыми силами приступить к работе.

Укрепление здоровья также включает и массаж рук, поскольку интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует к ним прилив крови. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Пальчиковый массаж тоже используется на занятиях, как и физкультминутки.

Компоненты здорового образа жизни:

  • правильное питание;
  • рациональная двигательная активность;
  • закаливание организма;
  • развитие дыхательного аппарата;
  • сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

Начальные знания и навыки по этим составляющим мы должны заложить в основу фундамента здорового образа жизни ребенка. Работа по формированию правил здорового образа жизни у дошкольников включает любовь к спорту,  закрепление знаний детей о естественных факторах природы, о правилах закаливания организма и многое другое.

Перспективное планирование работы по формированию ЗОЖ в подготовительной группе на 2016-2017г

Месяц

недели

Тема

Цель

сентябрь

1.

2.

3.

4.

«Здравствуйте мои друзья».

«В гости к медицинской сестре – антропометрия».

«Здоровый образ жизни».

«Что такое болезнь?».

Создание условий для радостного общения детей после летнего отпуска. Помочь детям понять, что от слов - хороших или плохих – зависит здоровье, как самих детей, так и окружающих

Рассказать детям о том, какие изменения у них произошли в организме за полгода.

Дать понятие «здоровье», формировать у детей представление о здоровом человеке и развивать умение использовать имеющиеся знания о здоровье сберегающих условиях.

Формировать представление о правилах ухода за больным, формировать умение характеризовать свое самочувствие.

Месяц

недели

Тема

Цель

октябрь

1.

2.

3.

4.

«Что помогает мне быть здоровым».

«Витамины и их роль в жизни человека. Каталог витаминов для детей».

«Режим дня – это залог успеха».

«Рисование: витамины на нашем столе – фрукты и овощи».

 Раскрыть значение оздоровительных мероприятий и «помощников» здоровья.

Закрепить знания детей о витаминах, сделать каталог витаминов для детей с помощью родителей.

Закрепить у детей знаний о режиме дня.

Через рисунок закрепить представление детей о витаминах растительного происхождения.

ноябрь

1.

2.

3.

4.

 «Мои защитники: кожа, ногти, волосы».

«Кожа, её строение и значение».

«Гигиена кожи».

«Как возникают болезни».

 Дать общее представление о том, что кожа, ногти и волосы являются защитниками организма человека.

 

Познакомить со строением кожи, её значением. Формировать представление о коже, как защите организма от инфекции.

Учить детей любить себя и свое тело, прививать гигиенические навыки.

 Дать детям понять, что болезни не возникают из ничего, а ими заражаются. Сформулировать правила, которые нужно соблюдать, чтобы уберечься от инфекции.

декабрь

1.

2.

3.

4.

 «Беседа о вирусах. Рисование вирусов по представлению»

«Лекарственные растения нашего края».

«Лечебные деревья».

«Рисование лекарственных растений – составление альбома».

Познакомить детей с вирусами, которые вызывают заболевания.

 

Продолжать знакомство с лекарственными растениями своего края, учить детей делать гербарий.

Продолжать знакомство с лечебными свойствами некоторых деревьев

Закрепить через практическую деятельность названия лекарственных растений.

январь

1.

2.

3.

4.

«Рождественские каникулы: спортивные праздники и развлечения».

«Олимпия – спортивные игры и развлечения».

«Чем полезен снег для человека – познавательное занятие с экспериментами».

«Я – часть природы».

Создать условия для отдыха, вызвать желание заниматься спортом

Прививать любовь к спорту. Развивать у детей физические качества.

Познакомить с оздоровительными свойствами снега.

Учить детей любить себя и окружающих людей. Дать понять детям, что человек - часть природы и о взаимодействии всех природных объектов.

февраль

1.

2.

3.

4.

«Части тела человека».

«Функции позвоночника, скелета».

«Моя красивая осанка».

«Органы слуха».

Учить детей любить себя и свое тело. Познакомить с частями тела человека.

Развивать у детей понимание функции позвоночника, скелета.

Познакомить детей с понятием «осанка» и ее важностью для сохранения здоровья.

Активизировать знания детей о роли слуха для ориентировки в окружающей действительности.

март

1.

2.

3.

4.

«Роль зрения в жизни человека».

 «Уход за зубами».

«Зубная паста, мыло и вода – наши лучшие друзья».

«О правильном приеме пищи».

Показать детям какую роль играют глаза в жизни человека.

Напомнить детям о средствах личной гигиены, закрепить приобретенные навыки.

Познакомить детей с продуктами, которые укрепляют и разрушают зубы.

Развить у детей представление о работе главного органа пищеварения – желудка.

апрель

1.

2.

3.

4.

«Наши внутренние органы».

«Сердце – наш мотор».

«Для чего нужна кровь?».

 «Зачем мы дышим: органы дыхания».

Дать детям общие представления о внутренних органах человека

Познакомить детей с сердцем и его функции в организме человека.

Рассказать детям о кровеносной системе нашего организма, как остановить кровотечение.

Познакомить детей с дыхательной системой, показать правильное дыхание

май

1.

2.

3.

4.

«В здоровом теле – здоровый дух».

«Движение – это жизнь. Спортивные игры».

«Солнце, воздух и воды – наши лучшие друзья».

«Правила поведения на воде».

Закрепление пройденного материала.

Прививать любовь к спорту.

Закрепить знания детей о естественных факторах природы и правилах закаливания организма этими факторами.

Формировать у детей навыки безопасного поведения на воде.

Список литературы:

  1.  Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении/ Н.В. Елжова. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 215с. (Сердце отдаю детям).
  2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под. Ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 2-е изд., испр. и  доп. – М.: МОЗАЙКА СИНТЕЗ, 2015. – 336с.
  3. Петрова Т.Н., В.Д. Дмитриенко, Е.А. Петрова. Примерное планирование занятий по ЗОЖ в ДОО. Дошкольная педагогика / август/ 2012, №4.
  4. Лагутин А.Б. Физическое воспитание ребенка в дошкольном учреждении // Теория и практика физической культуры. - 2014.
  5. Нежина Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста / Дошкольное воспитание. – 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физическое развитие и формирование правил здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС дошкольного образования

Детская заболеваемость с каждым годом растет. Уже среди воспитанников детских садов многие дети страдают хроническими заболеваниями, имеют патологическую осанку и нарушения опорно — двигательного аппа...

Физическое развитие и формирование правил здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС дошкольного образования/

В данной презентации представлена концепция работы детского сада по физическому развитию и формированию правил здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС дошкольного ...

Рекомендации для родителей "Формирование правил здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"

Цель: Закрепление представлений о формировании правил здорового образа жизни у детей дошкольного возраста и взаимодействии с родителями детей в данном направлении....

Физическое развитие и формирование правил здорового образа жизни

Дошкольный возраст — один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, прои...

Памятка для родителей "Формирование правил здорового образа жизни"

quot;Формирование правил здорового образа жизни"....

Перспективный план работы по формированию правил ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ в средней группе

Ознакомление дошкольников с основами здорового образа жизни – важная педагогическая задача. . Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быс...