Развитие познавательной активности детей
рабочая программа (старшая группа)

Григорова Елена Сергеевна

План самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_21-23.docx33.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 28»

Познавательно-исследовательская деятельность детей

старшего дошкольного возраста»

Срок реализации- 2 года

Дата начала работы над темой 1.09.2021г.

Предполагаемая дата окончания работы 30.05.2023г.

Автор программы

Григорова Елена Сергеевна

Введение.

То, что я услышал, я забыл

Ш То, что я увидел, я помню

То, что я сделал, я знаю

(Китайское изречение)

В современном обществе одной из актуальных задач воспитания детей дошкольного возраста признается развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.

Основными направлениями, которые выделяются в процессе решения данной задачи в дошкольном учреждении являются:

  • формирование у детей и воспитателей представления об исследовательском обучении, как ведущем способе познавательной деятельности;
  • содействие развитию и распространению образовательных программ и педагогических технологий проведения учебных исследований с дошкольниками;
  • содействие развитию творческой исследовательской активности детей;
  • стимулирование у дошкольников интереса к фундаментальным и прикладным наукам;
  • содействие формированию у детей научной картины мира;
  • популяризация лучших методических разработок по учебно-исследовательской работе дошкольников.

Для познания исторически накопленного опыта применяется множество приёмов и средств, однако все они укладываются в пять обще дидактических методов обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, эвристический и исследовательский

Что понимается под исследовательским методом обучения дошкольников?

• Ребёнок воспринимает и усваивает материал в результате удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях.

• Познавательная деятельность детей состоит в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, умения анализировать, видеть за отдельными фактами закономерность.

• Основные составляющие процесса исследования: выявление проблемы, формулирование гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты и сделанные на их основе умозаключения.

• Принцип поэтапности в организации исследовательского поиска детей, который основан на постепенном сокращении сообщаемой педагогом информации и увеличении самостоятельной деятельности дошкольников.

Своеобразие исследовательской деятельности определяется ее целью: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания.

Чтобы исследовательская деятельность вызывала у детей интерес, необходимо подбирать содержание, доступное их понимало. Окружающий мир, природа наиболее близки и понятны ребёнку. В процессе исследования знания об окружающем мире постепенно обогащаются и систематизируются, детские фантазии замещаются реальным объяснением неизвестного и непонятного.

Актуальность темы

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал Лев Семёнович Выготский.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.  

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Цель работы по теме самообразования:  создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Задачи:

  • изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
  • создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
  • поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
  • развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
  • развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
  • развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.

Основные этапы реализации программы:

I.​ Подготовительный этап включает изучение практического опыта педагогов дошкольных образовательных учреждений и подбор диагностического инструментария, направленного на выявление уровня познавательной активности дошкольников. Проведение первичной диагностики познавательной активности дошкольников.

II.​ Основной этап – включает в себя реализацию собственно проекта «Развитие познавательной активности посредством вовлечения в проектно-исследовательскую деятельность дошкольников», включающей в себя три основных направления деятельности:

  • работа с детьми;
  • самостоятельная исследовательская деятельность детей;
  • взаимодействие с родителями.

В рамках вышеуказанных направлений осуществлялась реализация комплекса мероприятий для детей, а также взаимодействие различных учреждений по развитию познавательной активности и использованию проектно-исследовательской деятельности, проведение совместных мероприятий с участием детского сада и семьи.

В процессе реализации программы предполагается промежуточное исследование познавательной активности с целью корректировки ее содержания.

Содержание и структура проектно-исследовательской деятельности

        

        План работы на 2021-2022 уч.год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.

2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.

3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004

6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.

Анализ изученной литературы по данной теме

Работа с детьми

Сентябрь - октябрь

Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке.

«Что такое горы и вулканы»

Опыты с песком и глиной.

Создание лэпбука «Песок и глина»

Создание макета «Вулкан», дидактического пособия «Вулканы»

Ноябрь - декабрь

«Три состояния воды»

«Что делают из дерева»

Опыты с водой, создание лэпбука «Вода», д/и «Кому нужна вода», макета «Круговорот воды в природе»

Создание коллекции деревянных изделий

Январь - февраль

Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности.

«Резина»

Опыты с воздухом.

Изготовление «ветерков», вертушек для организации наблюдений на прогулке

Март

Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности.

Создание коллекции «Магниты», Оформление лэпбука «Магнит», д/и «Что притягивает магнит»

Апрель

Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений.

Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте».

Работа с семьёй

Сентябрь

Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи»: оборудовать уголок полочками, собрать природный материал.

Создание и оборудование уголка «Юные исследователи».

Октябрь

Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Газета для любознательных родителей.

Январь

Открытый показ образовательной деятельности «Царство трёх ветров»

День открытых дверей.

Май

Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности.

Фотовыставка «Юные исследователи»

Самореализация

Сентябрь-май

Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов.

Картотека опытов и экспериментов для детей 5-6 лет.

Ноябрь

Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка».

Выступление на педагогическом совете.

Февраль

Доклад и презентация по теме «Опыт работы с родителями по развитию интереса ребенка к познавательно-исследовательской деятельности».

Выступление на семинаре-практикуме.

Май

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете.

План работы на 2022-2023 уч.год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1.        Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

2.        А. И. Иванова Мир, в котором я живу: программа по познавательно-исследовательскому развитию дошкольников.-М.:ТЦ Сфера, 2017.

3.        Н. В. Нищева Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ: конспекты занятий в разных возрастных группах.-СПБ.:ООО издательство «Детство-пресс», 2019.

4.        Л. В. Рыжова Методика детского экспериментирования.- СПБ.: ООО издательство «Детство-пресс», 2017.

5.        Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2013

6.        Интернет ресурсы.

Анализ изученной литературы по данной теме

Работа с детьми

Сентябрь-Октябрь

Познавательно исследовательская  деятельность «Где прячется крахмал».

Опыты «Плавающие и тонущие предметы»

Опыты крахмалом

Создание д/и «Тонет или плавает»

Ноябрь - декабрь

Занятие - исследование  «Опыты с бумагой»

Эксперимент-фокус «Разноцветный иней»

Наблюдение за свойствами бумаги в процессе эксп. деятельности

Январь - декабрь

Занятие по экспериментальной деятельности «Природные красители».

Опыты со снегом и льдом.

Опыты, создание коллекции «Природные красители»

Создание картотеки

Март - Апрель

Занятие – экспериментирование «Секретное письмо».

Опыты с камнями.

Опыты с молоком

Создание коллекции камней и минералов, картотеки, дидактических пособий

Май

Познавательное занятие «Как появилась книга».

Дидактическое пособие

Работа с семьёй

Сентябрь

Мастер-класс «Как провести опыты дома»

Создание картотеки опытов

Октябрь

Консультация для родителей на тему «Эксперименты? Эксперименты!».

Газета для любознательных родителей.

Январь

Открытый показ образовательной деятельности «Природные красители»

День открытых дверей.

Май

Создание фотоальбома «А что придумал я»

Фотовыставка «Юные исследователи»

Самореализация

Сентябрь-май

Сбор материалов для создания коллекции камней и минералов, материалов для проведения опытов

Коллекция «Камни», «Ракушки», «Шишки», «Изделия из стекла, пластмассы, дерева, резины», «Коллекция тканей»

Ноябрь

Мастер-класс для педагогов «Оформление зоны познавательно-исследовательской деятельности в группе»

Выступление на педагогическом совете.

Февраль

Доклад и презентация по теме «Работа с детьми в области познавательно-исследовательской деятельности».

Выступление на семинаре-практикуме.

Май

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете.

Вывод:

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Если мотивация выстроена правильно, то положительные результаты обязательно будут.

          Заключительный этап включает в себя вторичную диагностику, анализ и интерпретацию результатов, и разработку психолого-педагогических рекомендаций для педагогов, родителей, администрации ДОУ по использованию проектно-исследовательской деятельности в развитии познавательной активности. Представление результатов инновационной деятельности в печати, а также в научных публикациях.

     Ожидаемые результаты:

  1. Повышение уровня познавательного интереса и познавательной активности;
  2. Улучшение детско-родительских отношений;
  3. Повышение мотивации дошкольников к участию в проектно-исследовательской деятельности;
  4. Формирование и развитие умений и навыков исследовательской деятельности дошкольников;

Индикаторами успешности работы  по развитию познавательной активности воспитанников можно считать следующие:

  • высокая познавательная активность дошкольников;
  •  коммуникативная компетентность;
  • осознанное обсуждение результатов поисковой и исследовательской деятельности;
  • мотивационная готовность к участию в проектной деятельности;
  • способность к рефлексии по поводу полученной информации;
  • актуализация имеющихся знаний для решения проблемных ситуаций;
  • использование полученных знаний и способов действий в жизненных ситуациях.

Требование к результатам освоения направленности содержания.

В результате освоения метода проектно-исследовательской деятельности  дошкольник должен:

Приобрести опыт деятельности:

  • самостоятельно находить ответы на некоторые возникающие вопросы путем экспериментирования, проявлять творчество, высказывать догадки, выдвигать гипотезы, проверять экспериментально; обсуждать результаты, делать умозаключения
  • применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем).

                С целью выявления уровня развития исследовательских навыков и познавательной активности дошкольников используется  диагностика на основе  следующих методик:

  • Методика «Выбор деятельности» (Л.Н.Прохорова).

Цель: методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей.

  • Дидактическая проективная методика «Сахар».

Цель: выявить умение детей анализировать объект или явление, выделить существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты  (представления о свойствах веществ растворяться в воде и изменять ее вкусовые качества), умение рассуждать и аргументировать собственные выводы.

Считаю, что метод проектов очень актуален и эффективен. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Опираясь на полученные в ходе проекта знания детей, их наблюдения, впечатления; ориентируясь на личный опыт ребенка, мы стараемся создать атмосферу сотворчества. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему. Эффективность такого подхода заключается еще и в том, что он дает возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности.

 

Дополнительная литература

1.       Данюкова А. Вы любите проекты?//Обруч.-2001.-№4.- С.11-13.

2.       Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.- М.: ТЦ «Сфера», 2001.-192с.

3.       Круглова О.С. Технология проектного обучения//Завуч.-1999.- № 6.-С. 91-94.

4.       Педагогическая диагностика по программе «Развитие». Рекомендации материалы к проведению: старший дошкольный возраст.- М., 2000.- 112с.

5.       Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ./Авт.-сост.: Л.С.Киселева и др.- М.: АРКТИ, 2003.- 96 с.

6.       Рагулина Л., Крюкова Н., Каргопольцева Л. Бизнес проект в ДОУ.//Обруч.- 2002.- № 6.- С.7-9.

7.       Савенков А.И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики.//Дошкольное воспитание.- 2000.- № 2.- С.8-17.

  Периодические издания

1.Журнал «Дошкольное воспитание»;

2.Журнал «Среднее профессиональное образование»;

3.Журнал «Педагогика»;

4. Журнал «Детский сад со всех сторон»;

5. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»

6. Журнал «Дошкольная педагогика»;

7. Научно-методический журнал: «Методист дошкольного образовательного учреждения»;

8.Журнал «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения»

9. Журнал «Обруч»




Отчёт по теме самообразования «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»

В 2015-2016 учебном году мною была изучена тема «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста».

Целью работы по самообразованию было: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.

Перед собой я ставила следующие задачи:

-изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;

-создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

-поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;

-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

-развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.

В течение года я изучала следующую литературу:

Виноградова Н.Ф. Рассказы-загадки о природе, Вентана-Граф, 2007 г.

Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004

Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.

Благодаря изученной литературе, мне удалось составить картотеки опытов с песком и глиной, с водой, с воздухом, с магнитом, которые помогли мне в работе с детьми старшей группы. Также изученная литература помогла мне в подготовке материала для родителей, для педагогов.

С помощью родителей в начале учебного года в группе был создан и оборудован уголок «Юные исследователи». Уголок представляет собой три полки, на которых расположен материал для проведения опытов и экспериментов. Материалы и оборудование нашего уголка: коробочки и баночки с природным материалом – землёй, песком – речным и карьерным, глиной разного цвета, шишками от разных деревьев (ели, сосны, лиственницы, кипариса), плодами каштана, камешками разных форм, размеров и цветов, ракушками – морскими и речными. Также в уголке есть открытки с изображением экзотических растений и пресмыкающихся и земноводных. Бутылки, стаканы разных размеров, полиэтиленовые плёнки, резинки, формочки для льда, деревянные и металлические палочки, магниты, водяные мельницы – всё это помогало проводить опыты и эксперименты в течение всего учебного года. Особый интерес у детей вызывал природный материал, который они самостоятельно брали, рассматривали и изучали. В течение всего года периодически выходила «Газета для любознательных родителей», из которой родители узнавали об организации детского экспериментирования в домашних условиях, видели фотографии своих детей во время проведения опытов и экспериментов в детском саду, получали консультации по вопросам развития любознательности и познавательного интереса ребят. Также в январе в нашей группе проходил день открытых дверей, где родители смогли посмотреть и поучаствовать в образовательной деятельности по теме «Царство трёх ветров».

В течение года я не только получала знания по данной теме, но я делилась ими со своими коллегами во время выступлений на педагогическом совете, на семинаре-практикуме.

В результате работы над темой самообразования мне удалось не только повысить свой уровень знаний по данной теме, но и вызвать интерес у некоторых родителей к исследованиям и познанию окружающего нас мира. Создание условий для исследовательской деятельности детей благоприятно сказалось на развитии познавательно-исследовательской деятельности детей старшей группы. Дети стали чаще задавать вопросы о природных явлениях, объектах, предметах, самостоятельно проводить простейшие опыты, на прогулке их внимание привлекают необычные находки и уже знакомые природные материалы, которыми они стремятся пополнить наш уголок «Юный исследователь».

Считаю необходимым поддерживать интерес детей и родителей к познавательно-исследовательской деятельности, т.к. она способствует развитию детской любознательности, пытливости ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы, что очень важно в период подготовки ребёнка к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В КАЖДОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ И УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ

Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты...

«ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В КАЖДОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ И УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ».

Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты...

Педагогический совет №3 На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности» Доклад для воспитателей на тему «Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельност

Актуальность: Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познават...

Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...