Губы-зубы и язык
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Жидовкина Марина Серафимовна

Дать детям представления о жизненной важности всех человеческих органов. Расширить знания детей о функциях рта, языка и зубов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл guby.docx22.3 КБ

Предварительный просмотр:

Жидовкина Марина Серафимовна

Губы – зубы – язык

Программное содержание:  дать детям представление о жизненной важности всех человеческих органов, в частности, рта; дать элементарные знания о функциях губ, зубов, языка; закрепить знания о необходимости и правилах ухода за ними.

Демонстрационный материал.

  •  мольберт;
  •  мешочек;
  •  2 портрета;
  •  кисть;
  •  краска;
  •  ширма;
  • Баба Яга (кукольный театр);
  •  портреты людей с различной формой губ;
  •  портреты людей с красивой и беззубой улыбками;
  •  грамзапись песни Шаинского «Улыбка».

Раздаточный материал.

На каждого ребенка:

  •  по кусочку яблока и моркови;
  •  витамины;
  •  зеркало.

Словарная работа.

Активизировать в речи детей слова: губы, жевать (пережевывать), пухлые (губы), часть организма, эксперимент.

Ход занятия.

(Дети играют на ковре. Воспитатель вносит мешочек).

Воспитатель. Дети, посмотрите, что я нашла. Это не ваш мешочек? Кто бы мог его потерять? Смотрите, тут записка.

В мешке волшебная есть кисть.

Лишь бумаги ею коснись,

И на листе увидят все

Меня на портрете во всей красе.

         Но кисть сама не будет рисовать –

Необходимо краску на нее набрать,

Негромко так слова волшебные сказать.

         Как только тот портрет

Представиться твоим глазам –

Тут появлюсь из ни откуда и я сам.

           Волшебник Тупогубоширокорот».

(воспитатель достает кисть, к ней привязана бумажка с волшебными словами:

                 Сива, ива,

Дуба, клен,

Шуга – юга, кон!)

Воспитатель.  Детки, а давайте проверим, может она и в самом деле волшебная. Вот у меня и лист бумаги, и краска есть. Садитесь за столы, чтобы лучше было видно, и по очереди порисуем этой кистью на листе. Посмотрим, что получится.

(Хором говорят волшебные слова; рисуют портрет без рта.)

Ой! Получилось! Только какой-то он странный. Чего тут не хватает.

Ответы детей.  Нет рта.

 Воспитатель Точно! Рта нет.

(Появляется Баба Яга).

Баба Яга.  Ага! Собрались! Волшебника ждете! А он к вам не придет. Я его заколдовала! Теперь у него рта нет и он не сможет показаться людям на глаза. О, да вы портретик его нарисовали. Ну и урод! Ха-ха…

Воспитатель.-  Баба Яга, ты должна срочно вернуть волшебнику рот. Без него он просто не сможет жить.

Баба Яга.  Ха! Не сможет! Еще как не сможет! Подумаешь, рот. Да зачем и он вообще нужен?

Воспитатель.  Да ты что, Баба Яга! Рот – это необходимая часть человеческого организма. Садись и слушай, а мы с детками расскажем тебе что такое рот и почему он так важен для человека.

Ребята, как вы думаете, зачем нужен человеку рот?

Ответы детей.  Кушать, разговаривать.

Воспитатель.  Давайте расскажем Бабе Яге по порядку – зачем нужны губы, зачем зубы и зачем язык.

Можно сказать,  что начало рта – это губы, так как мы их видим в первую очередь. Посмотрите друг на друга – у всех вас есть губы. Чем они похожи?

Воспитатель показывает портреты с различной формой губ: тонкие и пухлые; маленькие и большие. У каждого человека губы свои, неповторимые.

Воспитатель. Вот вы говорили, что рот нужен для того, чтобы есть. Но помогают ли губы во время еды? Может быть, они мешают нам: постоянно пачкаются, обжигаются о горячую пищу, а потом долго болят. Одни неприятности от них! Или нет?

Ответы детей.   Губы помогают нам во время еды.

Воспитатель.  Губы наши верные помощники во время еды. Именно они помогают нам подуть на горячую пищу, чтобы она остыла. Попробуйте, ничего не делая губами, подуть. Не получается?

А если губы вытянуть вперед в трубочку и подуть? Вот видите, теперь получилось – губы помогли. А скажите, чем вы снимаете пищу с вилки, с ложки?

Ответы детей.  При помощи губ.

Воспитатель.  Если бы не было бы губ – смогли бы мы пить из чашки?

Ответы детей. Нет.

Воспитатель.  Конечно, нет! Именно губы задерживают жидкость у нас во рту и не позволяют ей выливаться. Давайте проведем такой эксперимент:

Возьмите по кусочку яблока и, не смыкая губ, съешьте его. Сделайте это пред зеркалом. Вам понравилось, как вы выглядели во время еды?

Мы выяснили, что губы помогают нам во время еды. А еще вы говорили, что рот необходим человеку, чтобы разговаривать. Вот интересно, помогают ли в этом губы?

Ответы детей.  Да.

Воспитатель. Для того, чтобы правильно произносить звуки, нужно уметь работать губами:

Произнесите звук а – посмотрите, как разомкнулись губы, рот открыт;

 звук у – губы вытянулись вперед трубочкой.

А вы знаете, что по губам можно определить настроение человека? Представьте, что вам грустно. Сделайте грустное лицо и посмотрите какими стали ваши губы: уголки их чуть-чуть опустились.

А теперь вас разозлили, и губы ваши уже сильно сжались. Посмотришь на такого и сразу видно, что лучше его сейчас не трогать.

А еще вы часто, наверное, слышите от взрослых такое выражение: «Надул губы». Как вы это понимаете?

Ответы детей. - Обиделся, разозлился.

Воспитатель. - А теперь давайте все вместе обидимся и надуем губы.

Молодцы! Губы вы хорошо дуете, а улыбаться умеете?

 Если вам весело – вы улыбаетесь. Давайте улыбнемся. Вон как растянулись   ваши губы. Про людей, которые часто улыбаются, в шутку говорят: «Рот до ушей». А композитор Шаинский написал песенку, которая так и называется «Улыбка».

Звучит грамзапись «Улыбка». Баба Яга показывает детям движения танца – дети повторяют.

Воспитатель. - Вот, Баба Яга, сколько мы тебе про губы рассказали, развеселили тебя, заставили улыбнуться. А вы знаете, что улыбки бывают разные. (Показ портретов с красивой и беззубой улыбкой). Какой из портретов вам больше нравится? Почему?

Ответы детей.  Портрет с красивой улыбкой.

Воспитатель.   Как вы думаете,  что нужно делать, чтобы ваша улыбка всегда была красивой?

Ответы детей. Ухаживать за зубами, чистить зубы.

Ребенок. Предупредить зубную боль

Поможет вам не мёд, не кашка,

А верный друг на много лет –

Зубная паста «Бленд-а-мед». А какой пастой вы пользуетесь?

Но разве крепкие, здоровые зубы нужны только для того, чтобы делать улыбку красивой?

Баба Яга. Знаю! Знаю! Зубы нужны, чтобы кусаться! Ам!

Воспитатель.  Ребята вы согласны с Бабой Ягой?

Ответы детей. Нет.

Воспитатель.   Скажите, когда мы разговариваем – зубы помогают нам? Как?

Зубы задерживают язычок и помогают тем самым чисто произносить звуки. Например, разомкните зубы и попробуйте произнести звуки С, З ,Ц. Получилось? Почему?

А теперь зубы сомкните и снова произнесите те же звуки. Получилось? Почему? А ещё вы говорили, что зубы помогают нам во время еды. Как они нам помогают.

Ответы детей.  Пережевывают пищу.

Воспитатель.   А можно ли хорошо пережевывать пищу больными зубами?

Ответы детей. Нет.

Воспитатель.  Как вы думаете, отчего зубы становятся больными?

Ответы детей.   Не чистят, много ешь сладкого.

Воспитатель.  Что нужно делать, чтобы зубы были здоровыми?

Ответы детей. Чистить зубы.

Воспитатель.  А теперь я предлагаю немного перекусить, а заодно и зубам зарядочку сделаем – пусть морковку погрызут.

(Дети едят морковь).

Воспитатель. Пока вы едите – подумайте, о чем моя загадка:

Тридцать три молотят –

Один поворачивает (зубы).

Съели морковку? Вкусно?

А вы знаете, что человек различает вкус только благодаря языку.

(Эксперимент с витаминкой):

  •  зажать между губами;
  • зажать между зубами;
  • лизнуть языком).

Воспитатель. Вот видите – если бы не было языка, вся пища казалось бы нам безвкусной. Но и это ещё не всё. Если бы не язык, мы не смогли бы сказать ни единого слова. Именно язык, занимая во рту определенное положение, помогает нам произносить те или иные звуки речи. А чтобы ваш язык был ловким и умел занимать правильное положение во рту во время разговора – ему необходима зарядка.  (Упражнения: «Лопаточка», «Чашечка», «Трубочка», «Вкусное варенье», «Лошадка»).Молодцы! Языки ваши хорошо работают, а голова работает?

Воспитатель. Сейчас проверим. Отгадайте загадку:

Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб, всю добычу свою

Я с радостью этим зверям отдаю.

(рот).

Воспитатель. -  Ну что, Баба Яга, поняла, что такое рот и почему он важен для человека?

Баба Яга.  Ох, поняла, поняла. Как не понять. Спасибо, что рассказали.

Воспитатель.  Так лети скорее к волшебнику и верни ему рот. Да поспеши!

Баба Яга.  Лечу, лечу! Пока. (Улетает).

Воспитатель.   Ребята, как вы думаете, вернет Баба Яга рот волшебнику? Не обманет?

Ответы детей.  Да, вернет.

Воспитатель.  А вот сейчас проверим: с помощью волшебной кисти нарисуем ещё один портрет, у меня и лист бумаги есть. Все вместе говорят волшебные слова:

Сива, ива,

Дуба, клен,

Шуга – юга

Кон!

Рисуют портрет, на нем подпись:

«Привет и благодарность всем вам шлет

Волшебник Тупогубоширокорот.»

Воспитатель. - Вот видите, какие вы сегодня молодцы:

Рассказали Бабе Яге зачем нужен рот, как нужно ухаживать за губами, зубами, языком, чтобы они всегда были в порядке и волшебнику помогли. А после такого трудного дела не грех и отдохнуть. Идите на коврик и поиграйте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Изучаем татарский язык» (дополнительные платные образовательные услуги по татарскому языку)

Пояснительная записка.В татарском детском фольклоре,лучших произведениях татарской детской поэзии заключены большие возможности для умственного ,нравственного и эстетического развития дошкольник...

«Педагогическое мастерство воспитателя. Обучение русских воспитателей татарскому языку в целях успешного внедрения УМК по обучению двум государственным языкам»

Семинар -практикум для русскоязычных воспитателей: знакомство с татарским алфавитом, с новыми словами на тему: "Знакомство", "Семья", "Продукты", "Школа" и т.д.  прослушивание аудиозаписей....

Современные подходы к обучению дошкольников иностранному языку: интеграция языка в продуктивные виды детской деятельности

Интеграция иностранного языка в продуктивную деятельность детей позволяет задать естественную мотивацию общения на изучаемом языке, использовать врожденные механизмы овладения языком, действующие в до...

Русский язык, как второй язык для дошкольников - – организация обучения в детском саду

Социализация детей билингвов в рускоязычном обществе, введение в Федеральный государственный образовательный стандарт...

Конкурс для педагогических работников, реализующих образовательные программы дошкольного образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русском языке

Номинация: Лучшее воспитательное мероприятие с дошкольниками на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русском языке в рамках взаимодействия с родителями...

Конкурс для педагогических работников, реализующих образовательные программы дошкольного образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русском языке

Номинация: Лучшая практика реализации образовательной программы дошкольного образования на родном языке из числа народов Российской Федерации, в том числе русском языке. Название конкурсной ...