Особенности развития гибкости у детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата
статья (старшая группа) на тему

Бердникова Екатерина Валерьевна
 
 
Гибкость является одним из важнейших показателей здоровья. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития гибкости у детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Бердникова Е.В., инструктор по физической культуре

г. Бийск, МБДОУ «Детский сад № 62»

Правильное физическое воспитание детей - одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту. Важнейшим средством в решении задач  физического воспитания детей дошкольного возраста  является воспитание психофизических качеств, к которым относится гибкость.

Гибкость - морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата, определяющее степень подвижности его звеньев. Гибкость характеризует эластичность мышц и связок.

Физиологическое значение гибкости заключается в том, что при достижении и удержании определенной  позы, в мышцах активизируются процессы кровообращения и обмена веществ. Упражнения на подвижность в суставах позволяет сделать мышцы более эластичными и упругими, увеличить мобильность суставов, что способствует развитию координации, ловкости, быстроты, выносливости. [8]

Гибкость является одним из важнейших показателей здоровья. Она важна при выполнении многих двигательных действий в трудовой деятельности и в быту. Исследования подтверждают необходимость развития подвижности высокого уровня в суставах для овладения техникой двигательных действий разных видов деятельности. Уровень гибкости обусловливает также развитие  быстроты, координационных способностей, силы.

По форме проявления различают гибкость активную и пассивную. При активной гибкости движение с большой амплитудой выполняют за счет собственной активности соответствующих мышц. Под пассивной гибкостью понимают способность выполнять те же движения под воздействием внешних растягивающих сил: усилий партнера, внешнего отягощения, специальных приспособлений и т.п. По способу проявления гибкость подразделяют на динамическую и статическую. Динамическая гибкость проявляется в движениях, а статическая –впозах.
Выделяют также общую и специальную гибкость. Общая гибкость характеризуется высокой подвижностью (амплитудой движений) во всех суставах (плечевом, локтевом, голеностопном, позвоночника и др.); специальная гибкость — амплитудой движений, соответствующей технике конкретного двигательного действия.
Основным методом развития гибкости является повторный метод, который предполагает выполнение упражнений на растягивание сериями, по несколько повторов в каждой, и интервалами активного отдыха между сериями, достаточными для восстановления работоспособности. Он имеет различные варианты:
1.метод повторного динамического упражнения.
2.метод повторного статического упражнения [17].

Почему же именно в дошкольном возрасте так важно развивать гибкость?

Целенаправленно развитие гибкости должно начинаться с 6  - 7 лет.  В этом возрасте это качество развивается почти в 2 раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте, так как является сензитивным периодом. Это объясняется большой растяжимостью мышечно-связочного аппарата у детей данного возраста. У девочек и девушек показатели гибкости на 20-30% выше, чем у мальчиков и юношей.

Кроме того, в старшем  дошкольном возрасте увеличивается амплитуда движений во всех суставных сочленениях, дифференцируются процессы напряжения и расслабления действующих мышц, развивается в связи с интенсивным морфофункциональным созреванием коры головного мозга способность ребенка осваивать сложную программу действий.

Однако, проблема развития психофизических качеств находится под пристальным вниманием специалистов, педагогов, тренеров, врачей. Постоянно идет активный поиск эффективных, оптимальных путей, адекватных методик развития двигательных качеств. Это объясняется общим снижением уровня здоровья, физической подготовки людей разных возрастных групп, в том числе и детей дошкольного возраста. Уже к старшему дошкольному возрасту у 78%  детей наблюдаются различные нарушения опорно-двигательного аппарата, что в существенной степени может затруднить процесс развития гибкости. Статистика неумолима: сутулая спина у 24,4 % детей, плоская спина у 18,7; лордическая осанка наблюдается в 10,9% случаев, кифотическая  у 8,5% детей, а кругловогнутая у 4,6 %. Кроме состояния осанки имеют различные нарушения свода стоп 50 % девочек и 53,5 % мальчиков в возрасте 5 лет. Несмотря на то, что к 6 годам состояние сводов стоп детей немного улучшается, распространенность этого вида нарушения опорно-двигательного аппарата остается значительной - у 48,1 % девочек и у 52,9 % мальчиков.[ 19]

В результате этого, детям требуются дополнительные занятия с использованием специальных упражнений, которые по утверждению В.А.Сегаль положительно воздействуют на развитие гибкости дошкольников и способствуют формированию правильной осанки, расслаблению всех групп мышц опорно-двигательного аппарата. [28]

В систему мер по развитию гибкости у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения ОДА, можно включать следующие методические приемы:

- подвижные игры, которые позволяют создать оптимальные условия для правильного положения туловища, гармоничной тренировки и укрепления основных групп мышц и вестибулярного аппарата, развивают координацию движений и функцию равновесия, содействуют развитию двигательных способностей и повышают эмоциональный фон занятий, вызывают положительный настрой. Такие как: «Передача мяча», «Эстафета: «Туннель из обручей», «Циркачи»; «Эстафета с гимнастической палкой»; «Арки»; «Передача мяча змейкой»; «Путаница»; «Летающий мяч»; «Ящерица» и др.

- упражнения: для плечевого и локтевого сустава - упражнения «Лучник», «Замок», «Лебедь», «Гора»; для развития гибкости позвоночника - упражнения «Чемодан», «Змея», «Кошка», «Лодка»,  «Винт»; для развития тазобедренного и коленного сустава - упражнения «Дерево», «Глубокий выпад вперед», «Глубокий выпад в сторону», «Бабочка», «Шлагбаум»,  «Большая стрелка».

А также специальное оборудование: гимнастические палки; мячи; обручи; коврики. Роль взрослого  является главным условием регулирования и коррекции состояния.

Таким образом, развитие гибкости у детей  с нарушением опорно-двигательного аппарататребует более пристального внимания и разработку  методов, приемов и эффективных средств.

Литература

1. Кожухова, Н.Н., Рыжкова, Л.А., Борисова, М.М. Теория и методика

физического воспитания детей дошкольного возраста. - Mосква: Владос. 2003, - 192 c.

2. Рунова, М.А., “Двигательная активность ребёнка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей”.- Москва: Мозаика- Синтез, 2000

3. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – Москва: Издательский центр «Академия», 2001.-145 с.

4.Физическое воспитание дошкольников с функциональными нарушениями опорно-двигательного аппарата. // Дошкольное воспитание. – 2003.- №4. – с.28-33.

5. Физическая культура: Практическое пособие. - Москва: Высшая школа, 1989.-383 с.

6. Холодов, Ж. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов вузов физической культуры. - Москва: Академия, 2001. - 144 с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Технология БОС- ортопедический в развитии координационных способностей у детей дошкольного возраста с нарушением опорно – двигательного аппарата»

Краткая аннотация проекта   В педагогическом проекте представлены коррекционно – развивающие компьютерные программы  на основе технологии «БОС - ортопедический» для работы с детьм...

Использование технологии БОС – ортопедический в развитии координационных способностей у детей дошкольного возраста с нарушением опорно – двигательного аппарата (педагогический проект)

Использование компьютерных программ на основе технологии БОС - ортопедический в развитии координационных способностей дошкольников и в целом в коррекционно – развивающем процессе с детьми  с нару...

Значение плавания в физическом развитии детей дошкольного возраста с нарушением опорно - двигательного аппарата

Общеукрепляющее и специальное коррекционное воздействие плавания на физическое  развитие детей дошкольного возраста с нарушением опорно - двигательного аппарата....

Формирование мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата

Данный материал поможет логопедам, родителям, специалистам, работающими с детьми данной категории. Материал апробирован и одобрен...

Коррекционно-развивающая среда для детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата

Коррекционно-развивающая среда для детей дошкольного возрастас нарушением опорно-двигательного аппарата...

Особенности сенсорного воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Особенности сенсорного воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата....

Статья "Речевое развитие детей дошкольного возраста имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата"

Речевое развитие является одной из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллек...