Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании
консультация на тему

Ерисова Ирина Вячеславовна

В предоставленном материале говорится о понятии "здоровьесберегающие технологии", о целях и задачах данной технологии и ее составляющих, применимых для работы в дошкольном образовании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие педагогические технологии в дошкольном образовании

    Родоначальником введения понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии»  в практику образования является Н.К. Смирнов, который утверждает, что здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога.

    Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях – информационном, психологическом, биоэнергетическом.  Среди данных технологий можно выделить технологии:

  • организационно-педагогические (определяющие структуру образовательного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний);
  • психолого-педагогические (связанные с воздействием, которое педагог оказывает на детей; с психолого-педагогическим сопровождением всех элементов образовательного процесса);
  • учебно-воспитательные (включающие программы по обучению заботе о своем здоровье и формирование культуры здоровья, мотивации к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек);
  • социально адаптирующие и личностно-развивающие (обеспечивающие формирование и укрепление психологической адаптации личности);
  • лечебно-оздоровительные (лечебная физкультура и лечебная педагогика).

    Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей, любые воздействия на ребенка-дошкольника  должны в своей основе иметь принцип здоровьесбережения.  Используемые в практике дошкольного образования здоровьесберегающие технологии это технологии, направленные на сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов образовательного процесса в ДОУ: детей, их родителей и педагогов. Целями здоровьесберегающих технологий применительно к ребенку являются обеспечение высокого уровня реального здоровья ребенка и формирование мотивационных установок на осознанное отношение к здоровью; применительно к взрослым – содействию становлению культуры здоровья, в том числе культуры здоровья. Также здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

    Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от типа дошкольного учреждения, от продолжительности пребывания в нем детей, от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий ДОУ, профессиональной компетентности педагога, а также показателей здоровья детей.

    Выделяют (применительно к дошкольному образованию) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:

медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств – технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);

  • физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка – технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);
  • образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения);
  • обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения  со сверстниками взрослыми в детском саду и в семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);
  • здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни);
  • сохранения и стимулирования здоровья (технология использования  подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, релаксация);
  • обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки здоровья», проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия), самомассаж);
  • коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.).

    К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей. Сущность данной технологии заключается не столько в моделировании учебного пространства в рамках активной сенсорно-развивающей среды, сколько в системе взаимоотношений педагога с детьми: ядром активной сенсорно-развивающей среды является не система сенсорной дидактики, не комплекс рабочих режимов, а именно система субъект-субъектных отношений между педагогом и воспитанником. А именно эта система выступает в качестве условия, средства и результата становления ребенка как субъекта дальнейшего развития. Технология моделирования учебного пространства в рамках активной сенсорно-развивающей среды включает в себя: использование настольной конторки (работа в режиме смены динамических поз), пейзажного панно (ситуационно-образное моделирование), офтальмотренажеров (выполнение зрительного тренажа), наглядного материала), наглядного материала на сенсорно-дидактической подвеске, сенсорно-дидактическом держателе (переключение зрения детей с ближних целей на дальние) и др.

    Выделяются так называемы секреты здоровьесберегающей педагогики. Рассмотрим каждый из них.

  • Секрет доброты – необходимо дарить доброту детям, чтобы и они сами стали дарить добро окружающим.
  • Секрет успешности (в делах и в жизни вообще) – стремление и готовность дарить радость себе и другим, чтобы уметь находить поводы для радости всегда, как бы ни трудна была жизнь.
  • Секрет эффективности усилий по созданию здоровьесберегающего пространства – профессионализм всех работающих в образовательном учреждении педагогов.
  • Секрет результативности – целенаправленное воспитание культуры здоровья детей, способности и умения заботиться о собственном здоровье.
  • Секрет соответствия создаваемого задуманному – объективное отслеживание получаемых результатов.
  • Секрет технологичности – создание работающей технологии из суммы разрозненных программ, приемов, методик возможно лишь при наличии единства целей, задач, принципов и методологий.
  • Секрет истинности – интуитивное ощущение непротиворечивости того, что делается.

    Также можно определить и основные принципы (идеи) здоровьесберегающих технологий:

  • гуманизации – приоритетность личностного, индивидуального развития ребенка в организации педагогического процесса в ДОУ;
  • учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка – использование первичной диагностики здоровья детей, учет ее результатов и основных новообразований возраста в ходе организации здоровьесберегающего педагогического процесса;
  • учета и развития субъектных качеств и свойств ребенка – соблюдение в организации педагогического процесса интересов и направленности ребенка на конкретные виды деятельности, поддержание его активности, самостоятельности, инициативности;
  • субъект-субъектного взаимодействия в педагогическом процессе – свобода высказываний и поведения в разных формах организации педагогического процесса; в ходе такого взаимодействия ребенок может выбирать виды детской деятельности, в которых он бы смог максимально реализоваться;
  • педагогической поддержки – решение совместно с ребенком сложной ситуации приемлемыми для конкретного ребенка способами и приемами, основной критерий реализации данного принципа – удовлетворенность ребенка самой деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности;
  • профессионального сотрудничества и сотворчества – профессиональное взаимодействие воспитателей и специалистов в процессе организации здоровьесберегающего педагогического процесса.

Средства здоровьесберегающих технологий

    Все основные средства в системе здоровьесберегающих технологий можно разделить на три группы.

  1. Средства двигательной направленности:
  • элементы движений (ходьба, бег, прыжки, метание);
  • физические упражнения;
  • физкультминутки, лечебная физкультура, подвижные игры, гимнастика, самомассаж и др.
  1. Оздоровительные силы природы:
  • солнечные и воздушные ванны;
  • водные процедуры;
  • фитотерапия;
  • ингаляции и многое др.
  1. Гигиенические факторы:
  • выполнение санитарно-гигиенических требований;
  • личная и общественная гигиена;
  • проветривание и влажная уборка помещений;
  • соблюдение режима дня и др.

Формы занятий в системе здоровьесберегающих технологий

    Среди эффективных форм занятий в системе здоровьесберегающих технологий можно выделить следующие:

  • с использованием профилактических методик;
  • с применением функциональной музыки;
  • с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью;
  • с проведением оздоровительных мероприятий;
  • с использованием элементов здоровьесберегающей среды и др.

Методы и приемы как компоненты здоровьесберегающих  образовательных технологий

  1. Методы здоровьесберегающих технологий

- практический метод;

- игровой метод;

- соревновательный метод;

- моделирующий метод и др.

        2. Приемы здоровьесберегающих технологий

- защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения);

- компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, лечебная физкультура, массаж и др.);

- стимулирующие (приемы закаливания, психотерапии, фитотерапии);

- информационно-обучающие (письма, адресованные родителям, педагогам и др.).

    Таким образом, цель здоровьесберегающих педагогических технологий и, следовательно, всей здоровьесберегающей педагогики – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья в период пребывания в детском саду, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании

Какую цель преследуют здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании?Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку - обеспечение высокого уровня реально...

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании...

«Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании»

Фундамент здоровья человека закладывается в дошкольном возрасте....

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании

в работе прослеживается решение проблемы здоровьесбережения на разных  этапах развития общества, а также освещается работа в этом направлении в современных условиях...

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образованиии

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образованиии...

Здоровьесберегающие технологии современного дошкольного образования.

«Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах ...