Плавание - важнейшее средство оздоровления.
консультация на тему

Ефанова Ирина Михайловна

Методические рекомендации по организации и проведению физкультурно - оздоровительной работы в бассейне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_obucheniya_plavaniyu._metod._rek.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Плавание как важнейшее средство оздоровления

В настоящее время отмечается рост числа детей с различными отклонениями в состоянии здоровья; при этом все более актуальным становится поиск новых способов укрепления психического здоровья детей, стимуляции физического развития, закаливания организма, повышение его  устойчивости к различным заболеваниям. В этом контексте важное значение имеет раннее обучение детей плаванию.

О значении плавания для детского организма

Плавание в бассейне детей раннего возраста с целью оздоровления и обучения практическим навыкам  начали внедрять в нашей стране и за рубежом в 70-е годы прошлого столетия (хотя на самом деле корни этого метода уходят в глубокую древность). Известно, сколь часто фиксируются несчастные случаи на воде, происходящие из-за того, что потерпевшие, в том числе дети, не умеют плавать. Если бы детей с ранних лет научили свободно держаться на воде и проплывать хотя бы небольшое расстояние, а также сформировали у них культуру поведения на воде, то многие были бы ограждены от возможного несчастья.

Вместе с тем основная цель обучения дошкольников плаванию - содействие их оздоровлению и закаливанию, обеспечение всесторонней физической подготовки. Купание, плавание, игры и развлечения на воде благотворно воздействуют на все системы  организма. Согласованный ритм работы мышц и органов дыхания, горизонтальное положение тела способствуют равномерной циркуляции крови,  улучшают вентиляцию легких, закрепляют навык глубокого и ритмичного дыхания, содействуют росту и укреплению костной ткани. При плавании подъемная сила воды, поддерживающая ребенка на ее поверхности, корректирует действие силы притяжения, снижая тем самым давление на скелет в целом и прежде всего на позвоночник. Плавание оказывает благотворное действие на нервную систему, позволяет предупредить возникновение различных заболеваний. Плавание можно использовать в реабилитационно-коррекционных мероприятиях.

Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Укрепляется нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, совершенствуются движения. Занятия в воде повышают сопротивляемость растущего организма к холоду, оказывают тонизирующее воздействие. Недаром плавание называют ”крепостью здоровья“.

Некоторые аспекты организации и проведения

физкультурно-оздоровительной работы в бассейне

Методические рекомендации

В учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования, осуществляются физкультурно-оздоровительные и лечебно-профилактические мероприятия с дошкольниками в бассейне. При составлении плана специалистам необходимо руководствоваться следующими принципами:

  • физическая нагрузка должна соответствовать возрасту, полу, уровню физического развития ребенка;
  • в занятия должны быть включены элементы закаливания.

Обучение плаванию рекомендуется начинать с подготовительных упражнений на суше.

Из холла бассейна можно сделать зал для разминки  ”сухого плавания“. Установить гимнастические лестницы, необходимые для применения более широко спектра общеразвивающих упражнений (ОРУ) и движений.

Зал оснащается необходимым оборудованием: ковровыми покрытиями, гимнастическими скамейками, стойками с мячами и гимнастическими палками; для  ”сухого плавания“ используются массажные коврики, мини-тренажеры-эспандеры.

Для массажа стоп – рефлекторная дорожка, по которой входят в душевую и выходят из нее.

Рефлекторная дорожка состоит из следующих звеньев:

  • емкость с водой, морскими ракушками и камушками;
  • коврик с ребристой поверхностью;
  • коврик, внутри которого находятся камушки;
  • коврик с пришитыми резиновыми кольцами;
  • коврик с пришитыми пуговицами и бусинками.

Для создания благоприятного эмоционального фона целесообразно организовать фитобар. Это небольшое помещение, где дети после занятий отдыхали бы. Здесь уместны удобные мягкие диванчики, аквариум с рыбками и, конечно же, стол с самоваром, из которого дети с удовольствием пили бы «волшебный» фиточай.

Медицинские работники тщательно должны подбирать травы для отваров (в зависимости от времени года и других факторов они меняются).

Очень важно поддерживать положительное эмоциональное состояние детей на всех этапах обучения плаванию – стремиться к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли удовольствие, побуждали к самостоятельности, вызывали стремление научиться плавать.

При составлении плана занятий предусматриваются следующие этапы обучения:

  1. Ознакомление с водной средой.
  2. Обучение дыханию с выдохом в воду.
  3. Обучение статическому плаванию.
  4. Обучение скольжению в воде.
  5. Обучение плаванию способом ”кроль“.

Содержание занятий определяется для каждой возрастной группы и включает в себя упражнения и игры, которые подбираются в порядке постепенного увеличения нагрузки.

Как показывает практика, что в зависимости от индивидуальных особенностей и физической подготовки каждого ребенка, материал не может быть усвоен всеми детьми одинаково. Следует заниматься по подгруппам и вводить разные задания, учитывая уровень умений и навыков детей.

В процессе обучения возможно варьирование сроков при выполнении той или иной задачи. И переход от одной темы к другой должен осуществляться тогда, когда подавляющее число детей освоят весь материал. Чем младше дети, тем большее количество раз надо повторять задания для развития и закрепления определенных навыков и умений. При повторении, чтобы не было утомительного однообразия, следует использовать задания и игры одного типа, но разного содержания.

Обязательным атрибутом игры могут быть ”призы“. Это могут быть подарки от Нептуна – морские ракушки, а также фигурки животных, вырезанные из вышедших из строя надувных игрушек. Поощряются дети, победившие в игре, эстафете, а также показавшие лучшие результаты, на занятиях. Часто поощряются и те участники, которые очень старались, но в силу некоторых причин у них не все получилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Плавание как средство оздоровления детей.

Плавание может пройти с вами через всю жизнь и на каждом ее этапе служить источником удовольствия, здоровья, творческого долголетия.Владимир Сальников заслуженный мастер спорта...

Плавание как средство оздоровления детей дошкольного возраста.

Плавание как средство оздоровления детей дошкольного возраста....

Плавание как средство оздоровления.

 Плавание одно из наиболее действенных средств оздоровления и укрепления детского организма. Вода постепенно укрепляет и закаливает организм, увеличивает стойкость его к переохлаждению. Ку...

Плавание как средство оздоровление детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст охватывает период жизни от рождения до 7 лет. Именно в этот период осуществляются наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций. Этот возраст наиболее...

Плавание, как важное средство оздоровления

       Плавание специалисты относят к числу самых эффективных средств не медикаментозного оздоровления. Его можно рекомендовать без ограничения всем здоровым людям в любом в...

Плавание как средство оздоровления детей

в материале рассказывается о пользе плавания в дошкольном возрасте...

Консультация для родителей "Плавание, как важнейшее средство оздоровления"

Основная  цель обучения дошкольников плаванию - содействие их оздоровлению и закаливанию, обеспечение всесторонней физической подготовки....