Главные вкладки

    Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы.
    учебно-методический материал (младшая группа) на тему

    Бакулина Майя Владимировна
    Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы.

     

    Актуальность проекта.

    Выбранная тема показалась мне интересной и актуальной потому, что навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохраняются на всю жизнь. Особое внимание надо уделять детям до пяти лет, которым «самостоятельное» умывание и одевание обычно доставляют большое удовольствие. Сколько важных умений должен освоить малыш! Для него это целая наука. Поэтому так важно, чтобы рядом был взрослый, чуткий и отзывчивый, который бы учил, помогал, направлял ребенка.

    Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

    А вот как они это будут делать — зависит от того, что малышам заложили с самого раннего детства сначала родители, а затем воспитатели в детском саду. И чем ярче и интереснее будут впечатления от обучения непростым для малышей навыкам, тем быстрее они им запомнятся, тем приятнее их будет выполнять и совершенствовать день ото дня.

    Одна из задач воспитания детей младшей группы - формирование у них предпосылок нравственного поведения и культурно-гигиенических навыков. Дети 3-го жизни, пришедшие в детский сад, отличаются друг от друга уровнем воспитанности, владеют различными навыками и только начинают привыкать к новой для них обстановке.

    Отсюда – особое значение в работе с малышами приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку. Прежде всего, нам необходимо добиться доверия ребенка. Ребенок младшей группы испытывает особенно большую потребность в постоянных контактах с взрослыми. От того, как сложатся, и будут развиваться отношения малыша с взрослыми, во многом зависит его взаимоотношения и культура поведения при контактах с более широким кругом людей. Одно из них - формирование умения играть и заниматься, гулять и принимать пищу, спать во время тихого часа, одеваться и умываться вместе с группой сверстников, рядом с товарищами, т. е. в коллективе.

    Воспитание бережного отношения к игрушкам и вещам, умение преодолевать небольшие трудности и доводить дело до конца, чувство благодарности за заботу и уход, послушание и чувство симпатии, дружелюбие к детям и взрослым - все это основополагающие программные направления педагогической работы воспитателя в младшей группе детского сада.

    Цель проекта:

     

    Формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста (3 года) в повседневной жизни в детском саду и в семье.

     

    Задачи:

     

    способствовать осмыслению детьми и родителями необходимости соблюдения правил личной гигиены;

    познакомить с алгоритмом выполнения культурно-гигиенических навыков;

    создавать условия для развития умений у детей самостоятельно использовать полученные навыки в повседневной жизни в детском саду и дома;

    формировать потребность у детей в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни в детском саду и дома.

     

    Педагогические приёмы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач:

     

     прямое обучение;

     показ;

     упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;

     систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения правил гигиены.

     

    Ожидаемый результат:

     

    • дети должны самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки салфеткой.

    • с помощью взрослого приводят себя в порядок.

    • пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).

    • во время еды дети должны правильно держать ложку.

    • при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивают пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.

     

    Навыки опрятной еды включают умение:

     

    1. Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;

    2. Не крошить хлеб;

    3. Пережевывать пищу с закрытым ртом;

    4. Не разговаривать с полным ртом;

    5. Тихо выходить по окончании еды из-за стола;

    6. Благодарить;

    7. Пользоваться только своим прибором.

     

    На помощь воспитателем придёт и литература. Можно найти много, стихов, загадок, которые помогут сделать процесс обучения интересным и запоминающимся.

    * * *

    Я обед съедаю сам.

    Открываю рот – и АМ!

    Чтобы силы были

    Супчик нам сварили.

    Мой хороший аппетит

    в животе один сидит.

    Ножками топочет,

    Он обедать хочет!

    Вот несёт мне ложка

    Супчик из горошка.

    И котлету прямо в рот

    Вилка шустрая несёт.

    Шепчет тихо аппетит:

    Сыт-сыт-сыт-сыт.

    * * *

    А у нас есть ложки

    волшебные немножко.

    Вот – тарелка, вот –еда,

    не осталось и следа.

    * * *

    Вытирай салфеткой рот

    И не капай на живот.

    * * *

    Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:

     

    1. Мыть лицо, уши, руки

    2. Закатать рукава;

    3. Смочить руки;

    4. Взять мыло, намыливать до появления пены;

    5. Смыть мыло;

    6. Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку;

    7. Пользоваться расческой.

     

    Для создания интереса у детей используются стихи, загадки.

    * * *

    Зайка начал умываться,

    Видно в гости он собрался,

    Вымыл ротик,

    Вымыл носик,

    Вымыл ухо,

    Вот и сухо!

    * * *

    Руки надо чисто мыть,

    Рукава нельзя мочить,

    Кто рукавчик не засучит,

    Тот водички не получит.

    * * *

    Моем, моем малыша,

    Потихоньку, не спеша,

    Носит воду черпачок,

    Льёт на спинку, на бочок,

    На живот, головоньку.

    Расти, малыш, здоровеньким!

    * * *

    Обучая детей умыванию, можно использовать плакаты и картинки, помогающие ребенку вспомнить алгоритм умывания.

     

    Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:

     

    1. Расстегнуть пуговицы;

    2. Снять платье (брюки);

    3. Аккуратно повесить;

    4. Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки;

    5. Снять обувь;

    6. Снять колготки, повесить на рубашку (платье);

    7. Надеть в обратной последовательности.

     

    Актуальны будут и стихи на тему одевания.

    * * *

    Лето красное настало,

    За собою нас позвало

    На полянку, на лужок

    Выходи скорей, дружок!

    В небе солнышко сияет,

    Светит, греет, припекает…

    Надо бы легко одеться,

    Чтоб в жару не перегреться.

    Одеваем Мишке

    Шортики-штанишки

    И нарядную футболку,

    А на голову бейсболку.

    Чтоб удобно было ножкам –

    Обуваем босоножки.

    В кармашек – чистенький платочек,

    С собой ведёрко и совочек!

    Лето ждёт, идём играть,

    Прыгать, бегать, загорать!

    * * *

    В штанишки ножки: раз и два,

    Да обе ручки — в рукава!

    Но кто ответит на вопрос:

    Куда от ветра спрятать – нос?

    * * *

    Кошка ходит без одежки,

    Не справляется с застежкой —

    Вместо рук у бедной кошки

    Только лишние две ножки.

    Использование носового платка.

    1. Ребенок должен знать назначение носового платка и не использовать его как предмет игры. То есть, не заворачивать в него игрушки и другие предметы.

    2. Носовой платок — предмет личной гигиены, поэтому его нельзя давать пользоваться другим детям.

    3. Необходимо формировать умение самостоятельно его использовать. Если ребенок ещё не умеет пользоваться платком, побуждайте его просить помощи у взрослого.

    * * *

    Коль случайно простудился,

    То бери его с собой.

    Видишь, как он пригодился,

    Твой платочек носовой!

    * * *

    Должен быть всегда в кармане

    У Надюши, Бори, Тани,

    Тети Веры, дяди Пети

    И у всех людей на свете.

    Без него никак нельзя!

    Надо брать с собой, друзья,

    В театр, парк иль на каток

    Чистый носовой платок.

    * * *

    Лёг в карман и караулю –

    Рёву, плаксу и грязнулю.

    Им утру потоки слёз,

    Не забуду и про нос.

    * * *

    Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений.

    Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививаются детям в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т. е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

    Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения. Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т. д.).

    С течением времени, наблюдая за каждым ребёнком, каждодневно при гигиенических процедурах надо замечать, кто из детей, в какой степени уже овладел тем или иным навыком, и постепенно предоставлять таким детям всё больше самостоятельности. Переходить от прямых указаний к напоминанию, от показа к совету, от примера к методам, позволяющим развивать у ребёнка осознанное отношение к правилам, убеждению, разъяснению смысла правил.

    Таким образом, формирование культурно-гигиенических навыков — это необходимое условие успешного развития личности ребенка. Чем раньше ребенок освоит эту непростую науку, тем комфортнее ему будет в детском саду, тем увереннее он будет развиваться.

    Проверка эффективности проделанной работы.

    К концу года планирую провести повторное наблюдение за детьми с целью выявления сформированности культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания, после проведения мероприятий по их формированию.

    В дальнейшем работа с детьми должна продолжаться, когда они перейдут в среднею, а потом в старшую группу. Для закрепления правил и их усвоения, в средних и старших группах целесообразно будет больше внимание уделять беседам о гигиене, которые будут построены так, чтобы дети не только называли, перечисляли действия и их порядок, но и делали обобщения, которые помогают понять целесообразность действий, убеждают детей в их необходимости.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы.

    Актуальность проекта.

    Выбранная тема показалась мне интересной и актуальной потому, что навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохраняются на всю жизнь. Особое внимание надо уделять детям до пяти лет, которым «самостоятельное» умывание и одевание обычно доставляют большое удовольствие. Сколько важных умений должен освоить малыш! Для него это целая наука. Поэтому так важно, чтобы рядом был взрослый, чуткий и отзывчивый, который бы учил, помогал, направлял ребенка.

    Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

    А вот как они это будут делать — зависит от того, что малышам заложили с самого раннего детства сначала родители, а затем воспитатели в детском саду. И чем ярче и интереснее будут впечатления от обучения непростым для малышей навыкам, тем быстрее они им запомнятся, тем приятнее их будет выполнять и совершенствовать день ото дня.

    Одна из задач воспитания детей младшей группы - формирование у них предпосылок нравственного поведения и культурно-гигиенических навыков. Дети 3-го жизни, пришедшие в детский сад, отличаются друг от друга уровнем воспитанности, владеют различными навыками и только начинают привыкать к новой для них обстановке.

    Отсюда – особое значение в работе с малышами приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку. Прежде всего, нам необходимо добиться доверия ребенка. Ребенок младшей группы испытывает особенно большую потребность в постоянных контактах с взрослыми. От того, как сложатся, и будут развиваться отношения малыша с взрослыми, во многом зависит его взаимоотношения и культура поведения при контактах с более широким кругом людей. Одно из них - формирование умения играть и заниматься, гулять и принимать пищу, спать во время тихого часа, одеваться и умываться вместе с группой сверстников, рядом с товарищами, т. е. в коллективе.

    Воспитание бережного отношения к игрушкам и вещам, умение преодолевать небольшие трудности и доводить дело до конца, чувство благодарности за заботу и уход, послушание и чувство симпатии, дружелюбие к детям и взрослым - все это основополагающие программные направления педагогической работы воспитателя в младшей группе детского сада.

    Цель проекта:

    Формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста (3 года) в повседневной жизни в детском саду и в семье.

    Задачи:

    способствовать осмыслению детьми и родителями необходимости соблюдения правил личной гигиены;

    познакомить с алгоритмом выполнения культурно-гигиенических навыков;

    создавать условия для развития умений у детей самостоятельно использовать полученные навыки в повседневной жизни в детском саду и дома;

    формировать потребность у детей в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни в детском саду и дома.

    Педагогические приёмы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач:

     прямое обучение;

     показ;

     упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;

     систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения правил гигиены.

    Ожидаемый результат:

    • дети должны самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки салфеткой.

    • с помощью взрослого приводят себя в порядок.

    • пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).

    • во время еды дети должны правильно держать ложку.

    • при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивают пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.

    Навыки опрятной еды включают умение:

    1. Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;

    2. Не крошить хлеб;

    3. Пережевывать пищу с закрытым ртом;

    4. Не разговаривать с полным ртом;

    5. Тихо выходить по окончании еды из-за стола;

    6. Благодарить;

    7. Пользоваться только своим прибором.

    На помощь воспитателем придёт и литература. Можно найти много, стихов, загадок, которые помогут сделать процесс обучения интересным и запоминающимся.

    * * *

    Я обед съедаю сам.

    Открываю рот – и АМ!

    Чтобы силы были

    Супчик нам сварили.

    Мой хороший аппетит

    в животе один сидит.

    Ножками топочет,

    Он обедать хочет!

    Вот несёт мне ложка

    Супчик из горошка.

    И котлету прямо в рот

    Вилка шустрая несёт.

    Шепчет тихо аппетит:

    Сыт-сыт-сыт-сыт.

    * * *

    А у нас есть ложки

    волшебные немножко.

    Вот – тарелка, вот –еда,

    не осталось и следа.

    * * *

    Вытирай салфеткой рот

    И не капай на живот.

    * * *

    Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:

    1. Мыть лицо, уши, руки

    2. Закатать рукава;

    3. Смочить руки;

    4. Взять мыло, намыливать до появления пены;

    5. Смыть мыло;

    6. Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку;

    7. Пользоваться расческой.

    Для создания интереса у детей используются стихи, загадки.

    * * *

    Зайка начал умываться,

    Видно в гости он собрался,

    Вымыл ротик,

    Вымыл носик,

    Вымыл ухо,

    Вот и сухо!

    * * *

    Руки надо чисто мыть,

    Рукава нельзя мочить,

    Кто рукавчик не засучит,

    Тот водички не получит.

    * * *

    Моем, моем малыша,

    Потихоньку, не спеша,

    Носит воду черпачок,

    Льёт на спинку, на бочок,

    На живот, головоньку.

    Расти, малыш, здоровеньким!

    * * *

    Обучая детей умыванию, можно использовать плакаты и картинки, помогающие ребенку вспомнить алгоритм умывания.

    Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:

    1. Расстегнуть пуговицы;

    2. Снять платье (брюки);

    3. Аккуратно повесить;

    4. Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки;

    5. Снять обувь;

    6. Снять колготки, повесить на рубашку (платье);

    7. Надеть в обратной последовательности.

    Актуальны будут и стихи на тему одевания.

    * * *

    Лето красное настало,

    За собою нас позвало

    На полянку, на лужок

    Выходи скорей, дружок!

    В небе солнышко сияет,

    Светит, греет, припекает…

    Надо бы легко одеться,

    Чтоб в жару не перегреться.

    Одеваем Мишке

    Шортики-штанишки

    И нарядную футболку,

    А на голову бейсболку.

    Чтоб удобно было ножкам –

    Обуваем босоножки.

    В кармашек – чистенький платочек,

    С собой ведёрко и совочек!

    Лето ждёт, идём играть,

    Прыгать, бегать, загорать!

    * * *

    В штанишки ножки: раз и два,

    Да обе ручки — в рукава!

    Но кто ответит на вопрос:

    Куда от ветра спрятать – нос?

    * * *

    Кошка ходит без одежки,

    Не справляется с застежкой —

    Вместо рук у бедной кошки

    Только лишние две ножки.

    Использование носового платка.

    1. Ребенок должен знать назначение носового платка и не использовать его как предмет игры. То есть, не заворачивать в него игрушки и другие предметы.

    2. Носовой платок — предмет личной гигиены, поэтому его нельзя давать пользоваться другим детям.

    3. Необходимо формировать умение самостоятельно его использовать. Если ребенок ещё не умеет пользоваться платком, побуждайте его просить помощи у взрослого.

    * * *

    Коль случайно простудился,

    То бери его с собой.

    Видишь, как он пригодился,

    Твой платочек носовой!

    * * *

    Должен быть всегда в кармане

    У Надюши, Бори, Тани,

    Тети Веры, дяди Пети

    И у всех людей на свете.

    Без него никак нельзя!

    Надо брать с собой, друзья,

    В театр, парк иль на каток

    Чистый носовой платок.

    * * *

    Лёг в карман и караулю –

    Рёву, плаксу и грязнулю.

    Им утру потоки слёз,

    Не забуду и про нос.

    * * *

    Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений.

    Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививаются детям в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т. е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

    Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения. Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т. д.).

    С течением времени, наблюдая за каждым ребёнком, каждодневно при гигиенических процедурах надо замечать, кто из детей, в какой степени уже овладел тем или иным навыком, и постепенно предоставлять таким детям всё больше самостоятельности. Переходить от прямых указаний к напоминанию, от показа к совету, от примера к методам, позволяющим развивать у ребёнка осознанное отношение к правилам, убеждению, разъяснению смысла правил.

    Таким образом, формирование культурно-гигиенических навыков — это необходимое условие успешного развития личности ребенка. Чем раньше ребенок освоит эту непростую науку, тем комфортнее ему будет в детском саду, тем увереннее он будет развиваться.

    Проверка эффективности проделанной работы.

    К концу года планирую провести повторное наблюдение за детьми с целью выявления сформированности культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания, после проведения мероприятий по их формированию.

    В дальнейшем работа с детьми должна продолжаться, когда они перейдут в среднею, а потом в старшую группу. Для закрепления правил и их усвоения, в средних и старших группах целесообразно будет больше внимание уделять беседам о гигиене, которые будут построены так, чтобы дети не только называли, перечисляли действия и их порядок, но и делали обобщения, которые помогают понять целесообразность действий, убеждают детей в их необходимости.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей Ι младшей группы»

    Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста...

    Конспект НОД по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы «Посылка от Мойдодыра».

    Рекомендуется воспитателям для работы с детьми младшего дошкольного возрата....

    Проект Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы

    Познавательно – игровой; краткосрочный. Групповая, фронтальная форма нод.Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию....

    Проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы «Аккуратные ребята»

    [[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"14122867","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]  [[{"type":"media","view_mode":"media_preview","f...

    Проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы

    Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. Не все дети пришедшие в детский сад из дома имеют элементарные навыки самообслуживания и личной ...

    Проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы «Чистота-залог здоровья».

    Формирование  культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) в повседневной жизни в детском саду и в семье....

    проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы "Малышок"

    сохранение и укрепления здоровья детей через формирование культурно-гигиенических навыков....