Методика
методическая разработка (младшая группа) на тему

малолеткина наталья владимировна

Оздоровления детей в ДОУ по программе "Остров здоровья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ostrov_zdorovya.docx216.13 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Бутурлиновский детский сад общеразвивающего вида №1

ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

В ДОУ

по программе

«Остров здоровья»

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0d32/000193d1-7d0f263b/hello_html_53e33d3f.png

Подготовила воспитатель:

Малолеткина Наталья Владимировна.

ПРОГРАММА ОЗДОРОВЛЕНИЯ

Р а з д е л 1

1.1 Общие положения.

Осуществление индивидуального подхода к детям с ослабленным здоровьем достигается путем рациональной регламентации деятельности, объема, интенсивности и содержания деятельности, созданием для ребенка условий психологического комфорта. Воспитательно-образовательная работа с такими детьми должна строиться по принципу постепенности увеличения сложности заданий и интенсивности нагрузок и предусматривать максимально широкое использование современных наглядных материалов, технических средств и прогрессивных педагогических технологий.

Детей, имеющих несущественные функциональные отклонения со стороны отдельных органов или физиологических систем, не следует без достаточных оснований и заключения врача освобождать от физкультурных занятий, а можно лишь ограничить для них на определенное время те виды нагрузок, которые для них трудны, т. е. упражнения с высокой интенсивностью движений. В дальнейшем по согласованию с врачом комплексы упражнений для этих детей могут усложняться с тем, чтобы они постепенно включались в общий двигательный режим. Такой переход должен происходить по мере улучшения состояния здоровья ребенка, повышения физиологических возможностей его организма и работоспособности. Главное, чтобы все формы двигательной активности и двигательной деятельности, реализуемые в процессе физического воспитания в ДОУ, как организованные, так и самостоятельные, благоприятно отразились и на развитии моторики, и на здоровье, способствовали повышению выносливости.

Щадящий режим двигательных нагрузок на начальном этапе работы по физическому воспитанию с детьми с ослабленным здоровьем и подверженным частым простудным заболеваниям состоит главным образом в том, что для них ограничиваются или исключаются упражнения, выполняющиеся в быстром темпе: интенсивные подвижные игры, игры с элементами соревнования, упражнения, связанные со статическими нагрузками.

Максимально используются различные общеразвивающие упражнения, активизирующие различные группы мышц и улучшающие кровоснабжение внутренних органов. Особенно полезны упражнения, направленные на развитие и укрепление дыхательной мускулатуры, улучшение вентиляционной способности легких, коррекцию опорно-двигательного аппарата. Для повышения функциональной работоспособности сердечно-сосудистой, бронхо-легочной систем особенно эффективны упражнения, связанные с естественными движениями: дозированный бег, ходьба со сменой темпа и направления, ходьба в чередовании с бегом. Укреплению дыхательной мускулатуры, мышц диафрагмы способствуют упражнения, развивающие мышцы плечевого пояса, туловища, нижних конечностей. При выполнении детьми физических упражнений целесообразно широко использовать различные предметы – гимнастические палки, мячи разных размеров; полезны упражнения у гимнастической стенки, с использованием тренажеров.

Особая роль в повышении физических и физиологических возможностей детей принадлежит упражнениям, улучшающим местное крово - и лимфообращение: приседания, ходьба на согнутых ногах, бег на месте, медленный бег по пересеченной местности и др. Все эти упражнения, наряду с другими программными заданиями, можно включать как в организованные занятия физкультурой, так и в утреннюю гимнастику при соблюдении индивидуального подхода к детям. Для дошкольников, имеющих отклонения в состоянии здоровья, крайне важно неукоснительное выполнение всех режимных моментов в соответствии с существующими гигиеническими рекомендациями, так как они особенно остро нуждаются в достаточной длительности сна, регламентации умственных и физических нагрузок и полноценном отдыхе. Поэтому при проведении оздоровительно-закаливающих и лечебных процедур, требующих определенных временных затрат (ЛФК, массаж, фитотерапия и пр.), необходимо принять все меры для того, чтобы режим дня не нарушался – не сокращались длительность прогулок, дневного сна, время, отведенное для игр, самостоятельной деятельности или приема пищи. Этому будет способствовать рациональная организация всего оздоровительного процесса, включающая последовательность, сочетание процедур, длительность их проведения, а также хорошая подготовка к процедурам самих детей.

Во время прогулки можно провести с детьми две-три игры разной степени подвижности (10–15 мин.), несложные сюжетные игры, предоставить детям возможность играть самостоятельно. Все формы работы, реализуемые на прогулке, содержание деятельности детей на воздухе, интенсивность их двигательной активности необходимо соотносить с условиями погоды, сезоном года, температурой воздуха.

В процессе оздоровления детей необходимо формировать у них осознанное отношение к своему здоровью, учить их понимать значение и преимущество хорошего самочувствия, позволяющего им участвовать в общих играх, развлечениях, экскурсиях, походах. Важно также постоянно стимулировать развитие у детей навыков личной гигиены и осуществлять контроль за их неукоснительным выполнением.

Нужно добиваться, чтобы дети понимали, что знание и соблюдение правил гигиены поможет им сохранить здоровье, позволит участвовать в разнообразных занятиях, улучшить социальные контакты и настроение.

Оценка эффективности комплексных воздействий, направленных на оздоровление ослабленных детей, осуществляется на основе общепринятых критериев. Главные из них:

• Снижение частоты случаев острой заболеваемости;

• Совершенствование функций ведущих физиологических систем организма;

• Улучшение физического развития;

• Устранение отставания в развитии движений (или позитивная динамика в соответствующих показателях);

• Повышение устойчивости к утомлению, повышение работоспособности;

• Позитивные сдвиги в эмоциональной сфере;

• Улучшение аппетита, качества сна, навыков самообслуживания, познавательных возможностей.

Совокупность положительных изменений в состоянии здоровья и развитии ребенка на протяжении года позволит считать, что использованный комплекс коррекционно-оздоровительных средств в сочетании с реализацией гигиенических мероприятий, выполнением рационального режима дня был достаточно эффективным.

1.2 Цель программы.

Программа «Остров здоровья» направлена на обеспечение укрепления здоровья ослабленных, применение эффективных методов закаливания в условиях детского сада и семьи, разработку психогигиенических требований в условиях детского сада.

1.3 Ожидаемые результаты.

1. Разработка эффективной комплексной системы формирования здоровья детей дошкольного возраста с ослабленным здоровьем.

2. Обоснование и внедрение в деятельность дошкольного учреждения системы неспецифической профилактики респираторных заболеваний.

1.4 Объекты программы.

1. Дети дошкольного образовательного учреждения.

2. Семьи детей, посещающих образовательное учреждение.

3. Педагогический коллектив образовательного учреждения.

Р а з д е л 2

Основные принципы программы.

1. Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.

2. Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей.

3. Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных и профилактических задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.

4. Принцип личностной ориентации и преемственности – организация и поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого и разновозрастного развития и состояния здоровья.

5. Принцип гарантированной результативности – реализация прав и потребностей детей на получение необходимой психолого-педагогической помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возрастной категории детей и уровня их физического развития.

6. Принцип природосообразности – определение форм и методов воспитания на основе целостного психолого-педагогического знания о ребенке, его физиологических и психологических особенностей. Формирование у дошкольников стремления к здоровому образу жизни.

7. Принцип дифференциации содержания педагогического процесса – педагогический процесс необходимо ориентировать на индивидуальные особенности каждого ребенка, темпы развития и физические возможности детей.

Р а з д е л 3

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Профилактическое.

1. Обеспечение и организация благоприятного и безболезненного течения адаптации детей к условиям детского сада.

2. Организация и надлежащее выполнение санитарно-гигиенического режима.

3. Решение оздоровительных задач всеми средствами физического воспитания.

4. Предупреждение острых заболеваний и психологического дискомфорта методами неспецифической медико-психолого-педагогической профилактики.

5. Проведение доврачебных обследований по скрининг-программе и выявление патологий развития детей дошкольного возраста.

6. Проведение специальных, социальных и санитарных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.

Организационное.

1. Организация здоровьесберегающей развивающей среды ДОУ.

2. Определение показателей физического развития, двигательной активности и подготовленности, критериев здоровья детей дошкольного возраста методами комплексной диагностики.

3. Составление индивидуальных планов оздоровления.

4. Изучение передового педагогического, медицинского и психолого-педагогического опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных методик и технологий.

5. Систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров.

6. Пропаганда нетрадиционных методов оздоровления в коллективе детей, родителей и сотрудников детского сада.

Лечебное.

1. Противорецидивная профилактика хронических заболеваний.

2. Коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом развитии.

Р а з д е л 4

Обеспечение реализации основных направлений программы

4.1 Техническое  обеспечение

п/п

Наименования мероприятий

1

Оборудование помещений: спортивного зала; групповых комнат.

2

Пополнение среды нестандартными пособиями: мягкими модулями; «нестандартными ковриками; массажерами.

4.2 Организационно-педагогическое
и психолого-педагогическое обеспечение

п/п

Наименования мероприятий

1

Разработка и организация здоровьесберегающих методик в педагогическом процессе.

2

Поиск, изучение и внедрение эффективных технологий и методик оздоровления:

  • Элементы точечного массажа (по А.А. Уманский, шиацу)
  • Пальчиковая и артикуляционная гимнастика
  • Дыхательная и звуковая гимнастика по Стрельниковой
  • Психогимнастика по методике Чистяковой
  • «Дорожки здоровья»
  • Звуковая гимнастика Лобанова
  • Аромотерапия Г. Лаврентьевой
  • Вибрационно-вокальные упражнения М. Лазарева
  • Восточная гимнастика
  • Игровой массаж А. Уманской и К. Динейки
  • Лечебные игры Галанова

3

Определение содержания и структуры, разработка уровней и методик диагностики физической подготовленности детей по возрастным группам.

4

Создание здорового психологического микроклимата коллектива взрослых и детей.

5

Продолжение работы по совершенствованию здоровьесберегающей предметно- развевающей среды в ДОУ, введение новых эффективных моделей.

6

Организация и работы с родителями по проблеме укрепления и сохранения здоровья в ДОУ в семье (выпуск «Родительской газеты», проведение консультаций, стендовые сообщения)

Р а з д е л 5

План-график лечебно-оздоровительных
и профилактических мероприятий

Месяц

Наименование мероприятий

Дозировка

Возраст детей

Сентябрь

  1. Полоскание ротовой полости водой комнатной температуры.

  1. Оксалиновая мазь в наружные носовые ходы перед выходом на прогулку.

Ежедневно после приема пищи.

10 дней

Все возрастные группы

Октябрь

  1. Полоскание ротовой полости водой комнатной температуры.

Ежедневно после приема пищи.

Все возрастные группы

Ноябрь

  1. Полоскание ротовой полости водой комнатной температуры.

  1. Чесночный амулет.

Ежедневно после приема пищи.

Ежедневно

Все возрастные группы

Все возрастные группы

Декабрь

  1. Полоскание ротовой полости водой комнатной температуры.

Ежедневно после приема пищи

Все возрастные группы

Январь

  1. Полоскание ротовой полости водой комнатной температуры

Ежедневно после приема пищи

Все возрастные группы

Февраль

  1. Полоскание ротовой полости водой комнатной температуры

Ежедневно после приема пищи

Все возрастные группы

Март

  1.   Полоскание ротовой полости водой комнатной температуры

Ежедневно после приема пищи

Все возрастные группы

Апрель

  1. Полоскание ротовой полости водой комнатной температуры

Ежедневно после приема пищи

Все возрастные группы

Май

  1. Аромотерапия с эфирными маслами лаванды, сосны, пихты

7 дней по 20 минут

Все возрастные группы

Июнь

Сокотерапия

½ стакана

10 дней

Все возрастные группы

Июль

Сокотерапия

½ стакана

10 дней

Все возрастные группы

Август

Аромотерапия с эфирными маслами

7 дней по 20 минут

Все возрастные группы

Р а з д е л 6

Использование нетрадиционного оздоровления
по возрастным категориям детей дошкольного возраста

Мероприятия

Возрастные категории детей

ранний возраст

младший школьный возраст

Средний дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

1

2

3

4

5

  1. Элементы точечного массажа (по А.А. Уманской, шиацу)

В соответствии с возрастом

В соответствии с возрастом

В полном объеме

В полном объеме

  1. Пальчиковая гимнастика

В соответствии с возрастом

В соответствии с возрастом

В полном объеме

В полном объеме

  1. Дыхательная и звуковая гимнастика по А. Стрельниковой

Начальный комплекс

Начальный комплекс

Полный комплекс

  1. Психогимнастика по методике М. Чистяковой

В соответствии с возрастом

В соответствии с возрастом

В соответствии с возрастом

В соответствии с возрастом

  1. «Дорожки здоровья»

В соответствии с возрастом

В соответствии с возрастом

В соответствии с возрастом

В соответствии с возрастом

  1. Звуковая гимнастика Лобанова

Элементы комплекса

Элементы комплекса

Полный комплекс

Полный комплекс

  1. Вибрационно- вокальные упражнения М. Лазарева

Элементы комплекса

Элементы комплекса

Полный комплекс

  1. Восточная гимнастика

Элементы комплекса

Полный комплекс

Полный комплекс

  1. Игровой массаж А. Уманской и К. Динейки

Элементы комплекса

Элементы комплекса

Полный комплекс

Полный комплекс

  1. Лечебные игры А. Галанова

В соответствии с возрастом

В соответствии с возрастом

В соответствии с возрастом

В соответствии с возрастом

ЛЕТНЕ-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

 1. Детский сад перевести на летне-оздоровительный режим работы с 01.06.20_г. по 31.08.20_ г.

 2. Соблюдать и выполнять инструкцию по охране жизни и здоровья детей.

 3.  Повысить ответственность за ежедневное соблюдение санэпидрежима, норм питания, за создание необходимых условий для организации летней оздоровительной работы и охраны жизни и здоровья воспитанников в помещениях детского сада и на прогулке.

4. Проводить ежедневный 3 разовый осмотр территории детского сада на выявление опасных для жизни и здоровья детей предметов, грибов, растений с обязательной регистрацией результатов осмотра в специальном журнале.

 5. Соблюдать питьевой режим на свежем воздухе.

 6. Широко использовать в закаливании детей естественные факторы природы.

 7. Провести со всеми воспитанниками инструктаж по соблюдению правил охраны жизни и здоровья.

 8. Увеличить продолжительность дневного сна на 20 минут.

 9. Строго соблюдать требования инструкций по охране жизни и здоровья детей при организации прогулок, экскурсий за пределы детского сада.

 10. Активизировать работу с семьями воспитанников по организации в домашних условиях детского досуга, режима питания, профилактики пищевых отравлений, предотвращения домашнего травматизма.

11. Во избежание травм детей во время проведения ремонтных работ в детском саду:

• ремонтные работы производить в группах только в отсутствии детей;

• покрасочные работы остропахнущими материалами производить по пятницам во второй половине дня в отсутствии детей.

http://doc4web.ru/uploads/files/3/2167/hello_html_mf2271f5.png

План летней оздоровительной работы

Цель: эффективно использовать благоприятное для укрепления здоровья детей время летнего отдыха.

Задачи:

1. Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма.

2. Реализовать систему мероприятий, направленных на оздоровление и физическое развитие детей, их нравственное воспитание, развитие любознательности и познавательной активности, формирование культурно-гигиенических и трудовых навыков.

3. Осуществить педагогическое и медицинское просвещение родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период.

№ п/п

Содержание работы

Возраст детей

Срок

Работа с детьми

1

Праздник, посвященный Дню защиты детей:

«Здравствуй, солнце! Здравствуй лето!»

Все группы

Июнь

2

Неделя осторожного пешехода(развлечения, беседы, целевые прогулки)

Все группы

3

Конкурс рисунков на асфальте

Все группы

4

Беседа с детьми: «Мой дом, моя страна!»

Старший возраст

5

Неделя здоровья(мероприятия по оздоровлению, беседы, развлечения)

Все группы

Июль

6

Беседы с детьми о безопасности, правилах поведения дома и на улице «Как ребенку не попасть злому волку прямо в пасть»

Все группы

7

«Мисс Дюймовочка»

Старший возраст

Август

8

Неделя любимого города:

  • Из чего город состоит?
  • Город – улица-мой дом
  • Я в городе. Город – дорога –я.
  • Горожане

Все группы

Оздоровительная работа с детьми

1

Максимальное пребывание детей на свежем воздухе (утренний прием, гимнастика, физкультурные занятия, прогулки, развлечения)

Все группы

В течении летнего оздоровительного периода (ЛОП)

2

Создание условий для повышения двигательной активности детей на свежем воздухе путем расширения ассортимента выносного оборудования

Все группы

Июнь

3

Осуществление различных видов естественного закаливания в течении дня (воздушные и солнечные ванны, босохождение)

Все группы

В течении летнего оздоровительного периода (ЛОП)

4

Индивидуальная и подготовительная работа с детьми по развитию основных движений на прогулке

Все группы

В течении летнего оздоровительного периода (ЛОП)

Профилактическая работа

1

Беседы с детьми:

  • «Болезни грязных рук»
  • «Ядовитые грибы и растения»
  • «Как уберечься от пагубного воздействия  солнца»
  • «Что можно и что нельзя»
  • «Наш друг – светофор»
  • «Закаляйся, если хочешь быть здоров!»

Июнь

Июль

Август

Воспитательно – образовательная работа с детьми

1

Календарное планирование согласно методическим рекомендациям «Особенности планирования воспитательно – образовательной работы в летний период»

В течении ЛОП

2

Одно обязательное занятие в день (изо) согласно сетке занятий на ЛОП

Все возрастные группы

Июнь

Июль

Август

3

Игровая деятельность, согласно требованиям программы

Все возрастные группы

В течении ЛОП

4

Работа с детьми по предупреждению бытового и дорожного травматизма. Беседы, развлечения, игры по ознакомлению с правилами дорожного движения, экскурсии

Все возрастные группы

В течении ЛОП

5

Экскурсии и целевые прогулки с детьми за территорию детского сада:

  • экскурсия в детскую библиотеку;
  • целевая прогулка к школе

Старший дошкольный возраст

Июнь

Август

6

Экологическое воспитание детей: беседы, прогулки, экскурсии в ближайшие природное окружение, наблюдения, эксперименты с живой и неживой природой, труд на участке, в цветнике и пр.

Все возрастные группы

В течении ЛОП

Работа с родителями

1

1

Оформление «Уголка родителей» в группах:

 режим дня, сетка занятий;

 рекомендации по воспитанию детей летом;

 рекомендации по экологическому воспитанию;

 рекомендации по познавательному развитию

Июнь

2

Оформление «Уголка здоровья» для родителей:

 профилактика солнечного и теплового ударов;

 профилактика кишечных инфекций;

 организация естественных закаливающих процедур

Июнь

3

Консультации для родителей «Как организовать летний отдых ребенка»

Июнь

4

Посильное участие родителей в озеленении участка и ремонте групп

В течении ЛОП

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

Основные принципы и методы оздоровительной работы в детском саду.

П е р в ы м н а п р а в л е н и е м работы по заявленной программе «Остров здоровья» является комплексная диагностика и исследование состояния здоровья детей специалистами:

• Осмотр детей специалистами детской поликлиники;

• Регулярный осмотр детей медицинским персоналом ДОУ;

• Диагностика речевого и внеречевого дыхания логопедом ДОУ;

• Выявление нарушений двигательной активности, координации движений в беседах с родителями и непосредственно на занятиях в детском саду;

• Диагностирование общей физподготовленности детей в начале и конце учебного года по нормативам, предложенным физ. академией для детей с легочными патологиями.

В т о р о е н а п р а в л е н и е р а б о т ы включает в себя рациональную организацию двигательной деятельности детей.

К организационным условиям здесь относятся:

• Преобладание циклических упражнений;

• Ежедневные циклы физкультурных занятий:

• традиционные;

• тренировочные;

• занятия-соревнования;

• самостоятельные;

• интегрированные с другими видами деятельности;

• праздники и развлечения;

• Занятия с использованием мини-тренажеров;

• Ритмическая гимнастика;

• Гимнастика после сна;

• Ежедневный режим прогулок – 3–4 часа;

• Обеспечение двигательной активности детей атрибутами и пособиями;

• Создание необходимой развивающей среды;

• Строгое соблюдение двигательного режима и режима дня;

• Проведение утренней гимнастики, физкультминуток, игр с движениями в свободной деятельности;

• Музыкальные занятия;

• Занятия по формированию здорового образа жизни.

Т р е т ь е н а п р а в л е н и е определяет систему эффективного закаливания по ступеням: от щадящих до более интенсивных воздействий с учетом индивидуальных особенностей детей.

При этом используется комплекс процедур:

• Босохождение;

• Обширное умывание;

• Ходьба босиком по мокрым дорожкам, «дорожкам здоровья» (закаливание, элементы рефлексотерапии, профилактика плоскостопия);

• Обмывание стоп ног;

• Полоскание рта водой комнатной температуры;

• Воздушные ванны в облегченной одежде;

• Гимнастика на свежем воздухе в теплый период года.

Ч е т в е р т о е н а п р а в л е н и е связано с осуществлением лечебно-профилактической работы. В его рамках проводятся следующие мероприятия:

• Постоянный контроль осанки;

• Контроль дыхания на занятиях по физ. воспитанию;

• Контроль за нагрузками для переболевших детей и для детей, находящихся на диспансерном учете по поводу сопутствующих заболеваний (пиелонефрит, пороки сердца и пр.);

• Подбор мебели в соответствии с ростом детей;

• Профилактический прием  оксолиновой мази для носа;

• Сбалансированное питание;

• Вакцинация против гриппа;

• Потребление фитонцидов (чеснока и лука);

• Употребление соков и фруктов (второй завтрак);

• Кварцевание групп;

• Лечебная физкультура;

• Массаж.

П я т ы м н а п р а в л е н и е м является использование практически апробированных и разрешенных методик нетрадиционного оздоровления детей с функциональными отклонениями в здоровье:

• Элементы точечного массажа (Ци-гун);

• Пальчиковая и артикуляционная гимнастика, рекомендованная для использования в ДОУ;

• Дыхательная и звуковая гимнастика по А. Стрельниковой;

• Психогимнастика по методике М. Чистяковой;

• Хождение по «дорожкам здоровья»;

• Использование различных массажеров;

• Звуковая гимнастика Лобанова;

• Аромотерапия Г. Лавреневой;

• Вибрационно-вокальные упражнения М. Лазарева;

• Звуковая и вибрационная гимнастика Востокова;

• Лечебные игры А. Галанова;

• Театр физического развития и оздоровления Ефименко;

• Игровой массаж А. Уманской и К. Динейки;

• Восточная гимнастика с элементами .

Ш е с т ы м н а п р а в л е н и е м считается комплекс психогигиенических мероприятий:

• Психодиагностика;

• Элементы аутотренинга и релаксации;

• Элементы музыкотерапии (музыка сопровождает все режимные моменты – подобрана в соответствии с режимным моментом классическая и инструментальная музыка – Клайдерман, Джеймс Ласт, Вивальди и пр.);

• Индивидуальные и подгрупповые занятия в комнате психологической разгрузки, направленные на коррекцию познавательных процессов и эмоциональной сферы;

• Обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ.

С е д ь м ы м н а п р а в л е н и е м является реабилитация и коррекционная работа:

• Реабилитация детей, перенесших простудные заболевания дыхательных путей (щадящий режим, расчет физических нагрузок);

• Коррекционная работа с детьми, имеющими склонность к формированию нарушений осанки;

• Коррекционная работа с детьми, имеющими плоскостопие и склонность к плоскостопию, со слабо сформированной стопой;

• Индивидуальная работа с детьми, отстающими в основных видах движений;

• Коррекция психоэмоциональной сферы;

• Упражнения и игры профилактического и коррекционного ха-рактера, рекомендованные для ДОУ;

• Индивидуальная работа в спортзале и на прогулке, проводимая инструктором по физической культуре;

• Индивидуальная работа в группе и на прогулке, проводимая воспитателями групп.

В о с ь м ы м н а п р а в л е н и е м является консультативно-информационная работа:

• Оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса, родителям воспитанников по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий для дошкольников;

• Открытые просмотры и показы с использованием оздоравливающих технологий;

• Активное участие родителей в физкультурно-оздоровитель-ной работе ДОУ по мероприятиям годового плана;

• Оформление папок, ширм, письменных консультаций, информационных стендов;

• Организация вечеров вопросов и ответов с участием сотрудников ДОУ, приглашенных специалистов;

• Проведение занятий с детьми с использованием оздоровительных технологий.

Оздоровительные, реабилитационные, санитарно-гигиенические
и профилактические мероприятия осуществляются психологом, медицинскими работниками, воспитателями, инструкторами по физ. воспитанию.

минутным интервалом между занятиями. В каждой возрастной группе проводится не более двух занятий в день.

СТРУКТУРА ВНЕДРЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ
МЕТОДИК, ТЕХНОЛОГИЙ В УВП ДОУ

http://doc4web.ru/uploads/files/3/2167/hello_html_49fba618.png

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ

Лечебно-профилактическая работа

Врач-педиатр

Старшая медсестра, физиомедсестра

 

Физкультурно-оздоровительная работа

Врач-педиатр, инструктор по физическому воспитанию, старший воспитатель

1. Дополнительные физкультурные занятия специализированного воздействия.

2. Подвижные игры и физические дыхательные упражнения на свежем воздухе.

3. Утренняя зарядка с обязательным бегом и дыхательными упражнениями.

4. Дыхательные гимнастики во время режимных моментов в течение всего дня.

5. Дыхательная и звуковая гимнастика после сна.

6. Релаксационные техники.

7. Спортивные игры и соревнования.

8. Босохождение в теплый период года.

9. Элементы точечного массажа и пальчиковые упражнения

Формы взаимодействия детского сада и семьи по сохранению и укреплению здоровья детей.

Оздоровление и профилактика заболеваний

Здоровый образ жизни

  • Индивидуальный подход к детям по показаниям здоровья
  • Информационные корзины, стенды. Памятки для родителей
  • Конкурсы «Мойдодыр» и др.
  • Час семейных увлечений - семейные традиции: пеший, водный, лыжный туризм
  • Выявление потребностей семей социума по вопросам здорового образа жизни
  • Пропаганда здорового образа жизни среди детей и родителей

Психологический микроклимат и комфорт

Рациональное питание

  • Телефон доверия
  • Семейные проекты детей и родителей «Создаем уют вместе»
  • Памятка по диетическому питанию
  • Ширма о пользе витаминов

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

п/п

Формы
и методы

Содержание

Контингент детей

1

Обеспечение здорового ритма жизни

– щадящий режим (адаптационный период);

– гибкий режим

Все группы

2

Физические упражнения

– утренняя гимнастика;

– физкультурно-оздоровительные занятия;

– подвижные и динамичные игры;

– профилактическая гимнастика (дыхательная, звуковая, йога, улучшение осанки, плоскостопия, зрения) ;

– спортивные игры;

– терренкур (дозированная ходьба)

Все группы

3

Гигиенические и водные процедуры

– умывание;

– мытье рук;

– игры с водой;

– обеспечение чистоты среды

Все группы

4

Свето-воздушные ванны

– проветривание помещений;

– прогулки на свежем воздухе;

– обеспечение температурного режима и чистоты воздуха

Все группы

5

Активный отдых

– развлечение, праздники, игры, забавы;

– дни здоровья;

– каникулы

Все группы

6

Арома- и фитотерапия

– ароматизация помещений;

Все группы

7

Диетотерапия

– рациональное питание

Все группы

8

Свето-цветотерапия

– обеспечение светового режима;

– цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса

Все группы

9

Музыко-
терапия

– музсопровождение режимных моментов;

– музоформление фона занятий;

– музтеатральная деятельность

Все группы

10

Аутотренинг и психогимнастика

игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы;

– игры тренинга на подавление отрицательных эмоций и снятия невротических состояний;

– коррекция поведения

ясельная группа

средняя, старшая группы

11

11

Спецзакаливание

– босоножье, игровой массаж;

– дыхательная гимнастика

Все группы

ПЛАНИРОВАНИЕ
по использованию оздоровительной системы в режиме дня

Утренняя гимнастика:

I часть – дыхательная гимнастика:

•  Стрельниковой;

•  Дыхательные упражнения по системе хатха-йоги;

•  Дыхательные упражнения Лобанова, Востокова со звуковой гимнастикой.

II часть – ритмическая гимнастика:

•  Пальчиковая гимнастика;

•  Общеразвивающие упражнения;

•  Танцевальные упражнения;

•  Упражнения из системы хатха-йоги;

•  Использование элементов упражнений из различных оздоровительных систем: аэробика, шейпинг и т. д.

Перед занятиями:

•  Точечный массаж, антистрессовый массаж, интеллектуальный массаж.

Физкультминутки на занятиях:

•  Дыхательные упражнения;

•  Пальчиковая гимнастика.

Утренняя прогулка:

•  Дыхательная гимнастика, включающая мышечные упражнения;

•  Оздоровительная ходьба, бег.

Перед сном:

•  Релаксация, саморегуляция.

После сна:

•  Гимнастика пробуждения;

•  Дыхательная гимнастика;

•  Пальчиковая гимнастика;

•  Ходьба с использованием нестандартного физкультурного оборудования (предупреждение плоскостопия, исправление (профилактика) осанки, сколиоза).

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

1. Четкая организация теплового и воздушного режима в помещении (проветривание согласно графика).

2. Следить за рациональной одеждой детей (в групповых комнатах дети находятся в облегченной одежде, одежда для прогулок должна соответствовать времени года и характеру погоды).

3. Ежедневно проводить утреннюю гимнастику, организовывать с детьми подвижные игры и упражнения (в летний период проводить эти занятия на свежем воздухе).

4. Строго выполнять стереотипно повторяющиеся режимные моменты: время приема пищи, дневной сон, общая длительность пребывания ребенка на открытом воздухе.

5. Ежедневное пребывание детей на свежем воздухе.

6. Строго учитывать характер погоды при проведении подвижных игр, если температура ниже –15° С проводить с детьми игры с наиболее интенсивной двигательной нагрузкой, в теплую погоду – спокойные игры.

7. Уделять особое внимание беговым упражнениям для тренировки и совершенствования общей выносливости.

8. Исключить шумные игры за 30 минут до возвращения детей с прогулки.

9. Обеспечить условия для преобладания положительных эмоций во всех видах двигательной активности и ежедневном распорядке дня ребенка.

10. Обеспечить спокойную обстановку в подготовке детей ко сну.

11. Строго соблюдать время, отведенное для сна.

12. Специальные меры закаливания: воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями для ног, плеч, туловища, рук, на дыхание (упражнения выполнять после сна, лежа в постели).

13. Полоскание рта кипяченной водой комнатной температуры после приема пищи. При каждом полоскании использовать около 1/3 стакана воды.

14. В летний период:

•  хождение босиком по траве, земле, асфальту;

•  игры детей с водой;

•  все виды занятий, кроме ИЗО, проводить на свежем воздухе.

•  использовать босохождение по нестандартному физкультурному оборудованию.

15. Проводить контрольное обследование детей в группах сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика педагогического процесса по методике Верищагиной Н.В. и индивидуальный образовательный маршрут к данной методике

Карты диагностики педагогического процесса по методике Верещагиной Н.В. и разработанные к данной методике ИОМ...

ООД в старшей группе с использованием инновационных технологий, методик (блоки Дьенеша; информационно-коммуникативная технология, ТРИЗ; цветотерапия; опытно-исследовательская деятельность; методика Зайцева; занятие – игра; песочный тренажер) «Сказы

ООД в старшей группе   с использованием  инновационных технологий, методик(блоки Дьенеша; информационно-коммуникативная технология, ТРИЗ; цветотерапия; опытно-исследовательская деятельн...

«Описание Методики «Логопедическое обследование детей» и методики «Развитие и коррекция речи детей 4 – 8 лет» В.М. Акименко.

laquo;Описание Методики «Логопедическое обследование детей» и методики «Развитие и коррекция речи детей 4 – 8 лет» В.М. Акименко....

«Игровой самомассаж по методике А.А.Уманской» Комплексы массажа головы, рук, ушей ДЫХАНИЕ ПО МЕТОДИКЕ А. Н. СТРЕЛЬНИКОВОЙ

laquo;Игровой самомассаж по методике А.А.Уманской»Комплексы массажа головы, рук, ушейДЫХАНИЕ ПО МЕТОДИКЕ А. Н. СТРЕЛЬНИКОВОЙ...