Статья "Методика закаливания"
статья (средняя группа) на тему

Виктория Селянина

Согласно статистике, за последние 10 лет участились случаи простудных заболеваний, причем зачастую такая безопасная болезнь как ОРВИ все чаще протекает в осложненной форме. Наиболее подвержены заболеваниям дети младшего возраста, чья иммунная система еще недостаточно окрепла.

Самый верный способ укрепить иммунитет и повысить сопротивляемость организма к простудным заболеваниям – начать закаливание.

Раннее закаливание позволяет укрепить иммунную систему и, тем самым, реже болеть. Чем раньше проводятся закаливающие процедуры, тем скорее формируется сопротивляемость холоду. Также у закаленного ребенка быстрее образуются полезные условные рефлексы, необходимые для экстренной мобилизации внутренних ресурсов организма.

            Система закаливания разрабатывается и периодически корректируется медицинскими работниками детского учреждения в соответствии с имеющимися условиями. Она последовательна: от щадящих процедур переходит к более интенсивным. Основной принцип – постепенное расширение зоны воздействия и увеличение времени проведения процедуры. Предпочтение отдаётся контрастному воздушному закаливанию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_metodika_zakalivaniya.docx21.87 КБ

Предварительный просмотр:

Согласно статистике, за последние 10 лет участились случаи простудных заболеваний, причем зачастую такая безопасная болезнь как ОРВИ все чаще протекает в осложненной форме. Наиболее подвержены заболеваниям дети младшего возраста, чья иммунная система еще недостаточно окрепла.

Самый верный способ укрепить иммунитет и повысить сопротивляемость организма к простудным заболеваниям – начать закаливание.

Раннее закаливание позволяет укрепить иммунную систему и, тем самым, реже болеть. Чем раньше проводятся закаливающие процедуры, тем скорее формируется сопротивляемость холоду. Также у закаленного ребенка быстрее образуются полезные условные рефлексы, необходимые для экстренной мобилизации внутренних ресурсов организма.

        Система закаливания разрабатывается и периодически корректируется медицинскими работниками детского учреждения в соответствии с имеющимися условиями. Она последовательна: от щадящих процедур переходит к более интенсивным. Основной принцип – постепенное расширение зоны воздействия и увеличение времени проведения процедуры. Предпочтение отдаётся контрастному воздушному закаливанию. Физкультурные занятия, гимнастика после сна проводятся только в трусиках, спят дети без маечек, чтобы, встав с постели, получить контрастную воздушную ванну, так как температура под одеялом приблизительно + 38 С. Температура воздуха в спальне старшей группы приблизительно от + 16С, а младшей от +18 С. Такая же температура поддерживается и в физкультурном зале. В групповых помещениях, коридорах температура несколько выше +20 – 22 С.

        Водные процедуры вводятся постепенно. В первой младшей группе детей учат полоскать рот, мыть прохладной водой руки по локоть, шею, верхнюю часть груди, ходить по мокрым дорожкам.

        Первая младшая группа:

1 квартал: постепенное обучение полосканию рта, элементами обширного умывания по мере прохождения адаптационного периода, ходьба босиком, воздушные ванны после сна и во время ежедневных физкультурных занятий.

2 квартал: ходьба по мокрым дорожкам от 15 до 20 секунд.

3 квартал: ходьба по мокрым дорожкам до 1 минуты.

4 квартал: солнечные и воздушные ванны, купание в бассейне по схеме, предложенной врачом детского сада.

        Вторая младшая группа:

1 полугодие: влажное обтирание после утренней гимнастики, ходьба по мокрым дорожкам до 1,5 минуты во время гимнастики после сна, обучение элементам обширного умывания.

2 полугодие: игры на мокрых дорожках до 2 – 2,5 минут. Обширное умывание после дневной гимнастики.

        Средняя группа:

Сухое растирание после утренней гимнастики, физкультурного занятия, игры на мокрых дорожках во время гимнастики после сна до 4 – х минут, обширное умывание.

        Старшая группа:

1 полугодие: обширное умывание и растирание после утренней гимнастики, физкультурного занятия, обливание прохладной + 18С водой.

2 полугодие: погружение ног и ходьба по прохладной + 18 с воде.

        Подготовительная группа:

Обширное умывание после утренней гимнастики, физкультурного занятия, погружение ног в воду по окончании дневной гимнастики начиная с 2-й группы дети после обеда и полдника полощут рот.

        В летний период врачом детского учреждения определяется количество солнечных и воздушных ванн для каждой возрастной группы, а так же место и время их проведения. В жаркие дни дети купаются в бассейне или обливаются водой не менее 2-х раз в день.

        Для ослабленных или пришедших после болезни детей схема закаливания может быть изменена по рекомендации врача.

        Некоторые приёмы закаливания.

  1. Обширное умывание.

Ребёнок должен:

  • Открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой.
  • Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «раз».
  • Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «раз».
  • Намочить обе ладошки и умыть лицо.
  • Ополоснуть, «отжать» руки, вытереть насухо.

Примечание: Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно каждую руку, а так же шею и грудь дети обмывают по 2 раза, проговаривая «раз», «два» и т.д.. В старшей группе они просто старательно обмываются водой из – под крана.

  1. Ходьба по мокрым дорожкам.

Дорожки шьются из старых махровых полотенец, байковых одеял. Их должно быть 4 штуки длиной 4-5 метров. Одновременно должно быть использоваться только 2 дорожки, остальные находятся в стирке.

Для проведения процедуры одна дорожка намачивается, вторая остается сухой. Дети топают несколько секунд по мокрой дорожке, затем прыгают на сухую и тщательно вытирают стопы.

По мере привыкания процедура повторяется несколько раз. Хорошо использовать игры – речевки «Баба сеяла горох…» и др. Подготавливает и расстилает дорожник помощник воспитателя. Она же сдает их в прачечную или простирывает их и сушит их самостоятельно.

  1. Обливание ног.

В ногомойку ставят трапик, стул, два ведра с водой и ковш. Пол застилается ковриком, старым одеялом или простыней. Ребенок садится на стул, зачерпывает воду ковшом и обливает одну стопу, затем другую, насухо вытирает ноги полотенцем.

По мере привыкания к процедуре он обливает уже голень и стопу. На каждую ногу расходуется два ковша воды.

И наконец, ребенок просто обмывает голень и стопу водой из – под крана.

Обливание стоп не проводится, пока каждый ребенок не научится правильно вытирать, а затем энергично растирать ноги.

  1. Погружение ног в воду.

В ногомойку наливается вода. Ребенок входит в воду с одной стороны, выходит – с другой и насухо вытирает ноги. По мере привыкания он может немного постоять в воде.

  1. Влажное обтирание.

Необходимо 4 комплекта варежек. Они шьются из старых махровых полотенец. Воспитатель одевает на одну руку влажную варежку, на другую – сухую и растирает ребенка. Затем обе варежки сбрасываются в специальную емкость и сдаются в стирку.

  1. Ходьба босиком.

В начале детей приучают некоторое время ходить в носочках по ковру или паласу. Затем просто по полу. Лучше это делать во время ежедневного физкультурного занятия.

Затем дети ходят босиком. Обычно на это затрачивается около 2х до 3х месяцев в зависимости от подбора детей.

  1. Сон без маечек.

Проводится круглый год. На случай понижения температуры в спальной комнате должны быть подготовлены теплые носочки на ноги и вторые одеяла. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему:"Закаливание.Традиционные и нетрадиционные методы закаливания".

В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья.При этом заболеваемость детей остается высокой, несмотря на успехи медицины.Закаливание является эффективным способом оздоровления детей. Многие из ...

Консультация для родителей из цикла: «Оздоровительная работа – Закаливание детей дошкольного возраста» «Закаливание детского организма» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е.

Консультация для родителей из цикла: «Оздоровительная работа – Закаливание детей дошкольного возраста»«Закаливание детского организма»      Подготовила и прове...

Проект по закаливанию детей в ДОУ по теме:"Содержание деятельности воспитателя по закаливанию детей"

Цель проекта: представить систему работы воспитателя по закаливанию, выявления методик и средств закаливания....

Проект по закаливанию детей в ДОУ по теме:"Содержание деятельности воспитателя по закаливанию детей"

Тема проекта: "Содержание деятельности воспитателя по закаливанию детей в ДОУ"Цель работы:представить систему работы воспитателя по закаливанию детей в ДОУ, выявление методик и средств закаливания....

Методическая разработка закаливания детей младшего возраста после сна на основе разработанной системы закаливания В.Г. Алямовской

В.Г. Алямовская о закаливании в дошкольном учреждении: «Любое дошкольное учреждение имеет все необходимое для создания в нем целенаправленной системы закаливания детей раннего возраста, поскольку для ...

Консультация для родителей: «Закаливание детей: традиционные и нетрадиционные методы закаливания детей. Закаливание детей солнцем и воздухом»

Закаливание детей является процедурой, которую применяют люди на протяжении многих веков. Такие процедуры способны укрепить здоровье, укрепить иммунитет, поднять выносливость ребенка.Но, как и другие ...

Статья "ЗАКАЛИВАНИЕ РЕБЕНКА 3 4 ЛЕТ. ДОКТОР КОМАРОВСКИЙ О ЗАКАЛИВАНИИ ДЕТЕЙ. КАКИЕ ВИДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ СУЩЕСТВУЮТ "

ЗАКАЛИВАНИЕ РЕБЕНКА 3 4 ЛЕТ. ДОКТОР КОМАРОВСКИЙ О ЗАКАЛИВАНИИ ДЕТЕЙ. КАКИЕ ВИДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ СУЩЕСТВУЮТЗимой дети болеют особенно часто. Помочь поддержать их организм могут простые процедуры закаливани...