Тренинг для педагогов: " Профилактика эмоционального выгорания"
методическая разработка на тему

Чистякова Надежда Ивановна

Педагоги на тренинге научатся практическим приёмам снятия эмоционального выгорания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalnoe_vygoranie.docx536.6 КБ

Предварительный просмотр:

++

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 30»

 Тренинг для педагогов: 

 «Профилактика эмоционального выгорания».

http://sunny7.at/sites/default/files/images/chaos_oder_ordnung_2_c_robert_kneschke-shuttestockcom.jpg

                                                                     

                                                                      Составила:

                                                                                   педагог-психолог

                                                                                Чистякова  Н.И.

Г. Балахна

Тренинг для педагогов: «Профилактика эмоционального выгорания»

Цель:  создать условия для личностного роста педагогов и актуализации их личностных ресурсов стрессоустойчивости.

  Задачи:

  1. Научить педагогов практическим навыкам борьбы с синдромом «эмоционального  выгорания»;
  2. Создать в группе атмосферу эмоциональной свободы и открытости, дружелюбия и доверия друг к другу.
  3. Формировать профессиональные качества: коммуникативные способности, рефлексию, способность к эмпатии.

Продолжительность: 2  часа

Участники: педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад № 30»

Ведущий: педагог-психолог.

Оборудование и материалы:

карточки с эмоциями

магнитофон («Эолия. Любовь на ветру»)

листы альбомные, краски, кисточки

картинки разрезные, магниты(20)

Формы, методы и приемы работы

  • Позитив-технологии (методы НЛП)
  • Медитативные и релаксационные техники
  • Элементы арт-терапии
  • Метод рефлексии (обсуждение)

Ход тренинга.

Ритуал приветствия.

Упражнение «Здравствуйте».

Цель: снятие мышечного напряжения, переключения внимания.

Материалы: мячик.

Инструкция: Сейчас я предлагаю поздороваться, но так, чтобы приветствие не повторилось ни разу в нашем кругу. Я начинаю, а затем передаю мячик по кругу и так, пока он не вернется ко мне (Например: здравствуйте, доброго дня, привет и т. д.)

 

Основная часть.

1.Сообщение цели.

Сегодня мы проведем нашу встречу в форме тренинга. Участники тренинга будут иметь возможность поделиться и обменяться между собой знаниями и проблемами, а также поработать вместе для поиска решения.

Профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. 

На нашей встрече мы немного поразмышляем, немного отдохнём, восполним энергию для дальнейшей работы.

Тренинговая форма работы требует доверия к группе, поэтому нам нужно выработать общие правила для работы.

2.Введение правил работы:

-Правило «здесь и теперь». 

Во  время тренинга мы говорим только о том, что волнует каждого именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с нами именно здесь.

- Искренность и открытость. 

Признак сильной и здоровой личности - это определенная открытость окружающим своих чувств по поводу происходящего. Каждый имеет право раскрыться в той мере, в какой он считает нужным для данного момента.

- Говорю за себя «Я». Все высказывания должны строиться с использованием «я».

В группе запрещается использовать рассуждения типа: «У всех такое мнение…», «Мы считаем…» и т.п. Эти высказывания перекладывают ответственность за чувства и мысли конкретного человека на несуществующее «мы».

- Активность. В группе не должно быть пассивных наблюдателей. В отработку упражнения включаются все участники.

-Безоценочность суждений.

-Внимательно слушать.

- Не перебивать.

- Правило конфиденциальности. Все, что говорится в группе относительно участников, должно оставаться внутри группы. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия.

- Правила приняты. Спасибо. Каждый участник должен их придерживаться.

3. Упражнение «Картинка».(5 мин)

Цель: упражнение направлено на раскрепощение, сплочение, неформальное общение, самосознание.

Материалы и оборудование: Педагогам раздаются картинки различной эмоциональной нагрузки, вырезанные из старых журналов.

Инструкция: «Выберите 1 или несколько картинок, которые отражают ваше настроение, мироощущение, убеждение или она вам просто понравилась».

- Расскажите, почему вы выбрали эту картинку.

Ожидаемый результат: педагоги эмоционально раскрепощаются, становятся сплоченнее.

4. Психологическая игра (15 мин)

Цель — развитие креативности и эмпатии. Эта двойная цель достигается за счет того, что на разных этапах игры реализуются разные стратегии: на первом этапе в фокусе работы психолога — метафорическое мышление и творческие способности каждого участника в отдельности, на втором — процесс совместного творчества

Необходимое оборудование: листы бумаги формата А 4 и авторучки по числу участников.

Первый этап. «Жизнь — это...»

Ведущий. Мы редко задумываемся о том, какое значение в нашей жизни имеет метафора. А ведь красивые метафоры — это не только атрибут художественного произведения, но и постоянный спутник почти любого нашего высказывания. Сколько выражений мы произносим, даже не задумываясь о том, что это метафоры! «Поговорить с глазу на глаз», «начать с чистого листа», «столкнулся с преградой», «витала в облаках», «вилами по воде писано», «искать общий язык» — как часто это звучит в наших разговорах. Подобные метафоры служат не только украшением, они волшебным образом «расцвечивают» нашу речь, помогая отразить индивидуальные особенности нашего видения мира, себя, других людей.

А если человеку удается создать свою собственную оригинальную метафору, описывающую его оценку той или иной жизненной ситуации, то это позволяет донести до других именно его неповторимый взгляд на мир.

Попробуем и мы с вами поискать яркие неординарные метафоры, связанные с нашим мироощущением и пониманием собственной жизни. Может быть, в результате мы сможем узнать о самих себе что-то новое.

Ведущий раздает участникам листы бумаги и авторучки. Желательно, чтобы на этом этапе игры участники группы сидели за индивидуальными столиками.

1-е задание

Ведущий. 

Я прошу вас закончить это предложение какой-либо метафорой, связанной... с питанием. Не удивляйтесь! Просто поищите яркий и точный образ, наиболее полно отражающий ваше восприятие жизни через метафору из области питания. (3–4 минуты)

-А сейчас желающие могут озвучить свои определения.

(Жизнь — это винегрет эмоций, мыслей и поступков.

Жизнь — это орех с очень прочной скорлупой и неизвестной сердцевиной.)

2-е задание

Ведущий.

 Теперь нужно закончить это предложение метафорой какой-либо геометрической фигуры.(3-4 мин)

(Жизнь — это кристалл, в каждой грани которого человек видит свои разные отражения.

Жизнь — это пирамида: взбираясь к вершине, человек радуется, не думая, что потом сразу придется спускаться.)

3-е задание

Ведущий. Третьим заданием будет завершение этого предложения метафорой из области человеческих отношений.(3-4 мин)

Жизнь — это множество ниток между человеком и другими; нитки бывают тонкими и толстыми и иногда рвутся, но если ниток нет, то нет и жизни.

4-е задание

Ведущий. Следующее задание будет отличаться от предыдущих. Прочтите еще раз те три определения жизни, которые вы придумали, и подчеркните ключевые слова или словосочетания в каждом из них. Например, во фразе «Жизнь — это ломаная, проведенная нами на полотне реальности», очевидно, что ключевое слово «ломаная». Таким образом, у вас получится три слова или словосочетания. А теперь придумайте метафорическое определение жизни, в котором использовались бы все три слова или словосочетания.

После выполнения задания участники также озвучивают свои метафоры. Например, у одного из членов тренинговой группы получились такие ключевые слова: «орех», «ломаная», «путь». Итоговым метафорическим определением жизни у него стало следующее: «Жизнь — это огромный шар, похожий на грецкий орех, который приходится катить по ломаному пути, а узнать, что у него внутри, удается только в самом конце — и то не всегда».

Подведение итогов

По завершении игры необходимо провести ее обсуждение. Важнейшие вопросы:

– Что было для вас трудным? Интересным

– Что нового вы узнали о себе? О других?

–– Удалось ли вам почувствовать другого человека, присоединиться к его метафорическому взгляду на жизнь?

– Что этому помогло или помешало?

– Какой опыт вы приобрели в результате этой игры?

  1. Игра «Путанка».

Нужно встать всем  в круг, держась за руки, а потом начинать запутываться.

-Запутываемся.

- Получился  один большой «зверь».

 «Где у зверя голова?», «Где у зверя хвост?», «Где у зверя право?», «Где у зверя лево?».

 А сейчас зверь должен начать двигаться. Он должен пройти 5 шагов вперед, 5 шагов назад, столько же вправо и влево. Потом он должен пробежать несколько метров (зависит от размеров помещения, где проводится игра). Эта игра поможет улучшить взаимопонимание ее участников.

5.Упражнение «Откровенно говоря» (5- 7 мин).

Цель: Вербализация и осознание проблемы педагогов.

Материалы: карточки с незаконченными фразами. 

Инструкция: «Вам нужно вытянуть любую каточку с незаконченным предложением и попытаться закончить фразу, откровенно и честно».

Ожидаемый результат: упражнение помогает осознать проблемы педагога, вербализовать их, сплотить группу педагогов, понять, что проблемы у всех педагогов похожи.

-Оказывается, мы все очень похожи и проблемы наши тоже очень похожи.

6. Упражнение «Портрет педагога в начале года и в конце года» 

-А сейчас я предлагаю вам разделить на 2 группы и собрать картинки из частей.

Как вы думаете, на кого похожа эта сова? А эта?

  1. Упражнение «Посудомоечная машина» (цель: сплочение группы через телесный контакт)

Участники делятся на две группы и встают в две шеренги напротив. Выходит человек и говорит, какая он посуда и как он хочет, чтобы его помыли. Затем он проходит через “посудомоечную машину”, где все его гладят, массируют, “трут” и т.п. именно так, как он пожелал. Последние два человека в шеренгах играют роль сушки – они его бережно обнимают. Человек, прошедший через “посудомоечную машину”, становится “сушкой”.

8. Упражнение — медитация  «Сад моей души» (15 минут).

1 часть упражнения – медитативная и релаксационная визуализация текста.

Цель: снятие напряжение, восстановление гармоничного состояния.

Материалы и оборудование: магнитофон или музыкальный центр с записями спокойной, релаксационной музыки, удобные мягкие стулья или кресла, текст медитационной визуализации  

Инструкция:  «Сейчас я вам зачитаю текст – медитацию. Старайтесь представить все то, что я вам скажу». 

Текст к упражнению «Сад моей души»

Примите удобную позу, закройте глаза, расслабьтесь, почувствуйте, как ваше тело обмякло и тяжелая волна расслабления потекла по мышцам.

Сейчас я буду предлагать вам кое-что услышать, ощутить, почувствовать. Не старайтесь специально и не заставляйте себя, просто позвольте себе наблюдать за собой.

Перед вами из темноты появляются красивые резные ворота, вы протягиваете руку и открываете их. За ними прекрасный сад. Вы идете по дорожке сада и любуетесь яркими цветами, шелковистой изумрудной травой, слышите шелест листьев и пение птиц. Ветер доносит до вас аромат цветов и свежесть утреннего воздуха. Вас наполняет ощущение внутренней свободы и легкости. Вы гуляете по дорожкам и вдруг впереди замечаете необычное сияние. Чем ближе вы подходите, тем яснее проявляются контуры прекрасного цветка. Вас тянет к нему, вы чувствуете – он неповторим и единственен, он прекрасен. Взгляните на мир так, как его видит этот цветок. Угадайте, что он чувствует, что он думает.(пауза)

А теперь попрощайтесь с цветком и возвращайтесь к воротам. Оглянитесь на этот сад, сад вашей души. И вы в любой ситуации можете получить поддержку, вспомнив это место.

Ожидаемый результат: расслабление всех групп мышц, снятие психоэмоционального  напряжения.

2 часть упражнения – арт-терапия.

Участникам раздаются бумага, карандаши, фломастеры и предлагается сделать рисунок того что они представили – цветок, или сад.

-Поделитесь своими впечатлениями, чувствами, образами.

9.Упражнение «Моя аффирамация».(5 мин)

Цель: создание позитивного настроя, развитие позитивного самовосприятия, закрепление приобретенных навыков позитивного мышления.

Материалы и оборудование: карточки с позитивными утверждениями – аффирмации

Инструкция: «Я Вам предлагаю вытянуть ту карточки с позитивными утверждениями- аффирмациями, если вам она не нравится, то можете вытянуть другую, которая Вам близка. И зачитайте их». 

- Какие у Вас ощущения от этого упражнения? Трудно было ли прочитать фразу?

Ожидаемый результат: закрепление позитивного опыта. Положительный настрой.

Не забывайте: работа - всего лишь часть жизни, которую нужно провести в радости и гармонии с самим собой.

Рефлексия (мячик по кругу)

-Что поняли? Осознали?

-Что запомнилось. Понравилось?

-   Обратная связь (заполнение анкет).

Спасибо всем за работу!  Не забывайте, что мы – единое целое, каждый из нас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого!

Ритуал прощания: «Подарок другу» или «Искорка добра»

Спасибо всем за работу!

 

Приложения.

  • Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящем занятии…
  • Откровенно говоря, мое здоровье…

  • Откровенно говоря, когда родители ведут себя высокомерно …
  • Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящем отпуске…

  • Откровенно говоря, когда я прихожу домой после работы…
  • Откровенно говоря, когда я вижу детей…

  • Откровенно говоря, когда я волнуюсь…
  • Откровенно говоря, после рабочего дня…

  • Откровенно говоря, когда я прихожу в понедельник на работу …
  • Откровенно говоря, когда я заполняю документацию…

  • Откровенно говоря, когда я слышу, что у нас будет оперативное совещание или педсовет…
  • Откровенно говоря, когда на моё открытое занятие приходят педагоги, родители…

  • Откровенно говоря, когда я разговариваю с родителями…
  • Откровенно говоря, мое самочувствие…

  • Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящей аттестации…
  • Откровенно говоря, когда в группе становится шумно…

  • Откровенно говоря, когда  ко мне на занятие приходит методист…
  • Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящем рабочем дне…

  • Откровенно говоря, когда я провожу родительское собрание…
  • Откровенно говоря, когда я думаю о работе…

  • Откровенно говоря, когда мой рабочий день…
  • Откровенно говоря, неприятности на работе…

  • Откровенно говоря, когда наступает пятница…
  • Откровенно говоря, успехи на работе…

  • Откровенно говоря, когда дети меня не слышат…
  • Откровенно говоря, когда наступает летняя пора…

 

У МЕНЯ МНОГО ДРУЗЕЙ!

Я УВЕРЕНА В СЕБЕ – Я СПРАВЛЮСЬ!

Я ПОЛЕЗНА И НУЖНА!

Я ВЕРЮ В СЕБЯ!

Я ЛЮБЛЮ ВСЕХ!

МНЕ ВСЕГДА И ВО ВСЕМ ВЕЗЕТ!

У МЕНЯ ВЫДАЮЩИЕСЯ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ!

Я ВСЕГДА ОКАЗЫВАЮСЬ В НУЖНОЕ ВРЕМЯ В НУЖНОМ МЕСТЕ!

Я УМЕЮ ЗАДАВАТЬ  ВОПРОСЫ!

Я СЧАСТЛИВА!

Я ПОЛНА ХОРОШИХ ИДЕЙ!

Я ВСЕГДА ДЕЛАЮ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР!

У МЕНЯ СКАЗОЧНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ!

СО МНОЙ ВСЕГДА СЛУЧАЕТСЯ ТОЛЬКО ХОРОШЕЕ!

Я ОЧЕНЬ УМНАЯ!

МНЕ ХОРОШО БЫТЬ С САМОЙ СОБОЮ!

Я УМЕЮ СЛУШАТЬ!

ЛЮДИ РАДЫ ВИДЕТЬ МЕНЯ!

Я МОГУ СДЕЛАТЬ ВСЕ, К ЧЕМУ ПРИЛОЖУ МОЗГИ!

Я ЛЮБЛЮ СВОЮ ЖИЗНЬ, И ОНА ОЧЕНЬ ИТЕРЕСНАЯ!

Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ ВЕЛКОЛЕПНО!

Я УНИКАЛЬНАЯ И ОСОБЕННАЯ!

Я СПОКОЙНА И РАССЛАБЛЕНА!

Я ЗДОРОВАЯ И СИЛЬНАЯ!

Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ И СВОЮ ЖИЗНЬ!

Я В ОТЛИЧНОЙ ФОРМЕ!

Я САМАЯ ОБОЯТЕЛЬНАЯ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ!

Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ ВЕЛКОЛЕПНО!

КАЖДЫЙ ДЕНЬ ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ Я СТАНОВЛЮСЬ ВСЕ ЛУЧШЕ И ЛУЧШЕ!

Я СПОКОЙНА И РАССЛАБЛЕНА!

Я ЛЮБЛЮ ДЕТЕЙ – У НИХ ЕСТЬ ЧЕМУ ПОУЧИТЬСЯ!

Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ И СВОЮ ЖИЗНЬ!

Я ТАЛАНТЛИВАЯ  И СПОСОБНАЯ!

Я САМАЯ ОБОЯТЕЛЬНАЯ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ!

Я ГОРЖУСЬ СВОИМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ!

Я САМА СЕБЕ ДОБРЫЙ ДРУГ!

Я ВЕРЮ ТОЛЬКО В ЛУЧШЕЕ!

Я ТАЛАНТЛИВАЯ  И СПОСОБНАЯ!

У МЕНЯ ВСЕГДА ЕСТЬ ВЫБОР!

Я ГОРЖУСЬ СВОИМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ!

МОИ МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ!

Я ЗДОРОВАЯ И СИЛЬНАЯ!

Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ И СВОЮ РАБОТУ!

Я В ОТЛИЧНОЙ ФОРМЕ!

МЕТАФОРА  МОЕЙ ЖИЗНИ                        МЕТАФОРА  МОЕЙ ЖИЗНИ

1. Жизнь-это

1. Жизнь-это

2. Жизнь-это

2. Жизнь-это

3. Жизнь-это

3. Жизнь-это

4. Жизнь-это

4. Жизнь-это

МЕТАФОРА  МОЕЙ ЖИЗНИ                        МЕТАФОРА  МОЕЙ ЖИЗНИ

1. Жизнь-это

1. Жизнь-это

2. Жизнь-это

2. Жизнь-это

3. Жизнь-это

3. Жизнь-это

4. Жизнь-это

4. Жизнь-это