Двигательная активность - средство полноценного развития детей
методическая разработка на тему

Былдымова Ирина

Потребность в движении – одна из общебиологических потребностей организма, играющая важную роль в его жизнедеятельности и полноценном формировании человека.

Двигательная активность относится к основным факторам, определяющим протекание обменных процессов, состояние костной, мышечной и сердечнососудистой систем. Она неразрывно связана с физическим, психическим и социальным здоровьем.

Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие всех отделов центральной нервной системы. Важно, чтобы занятия были систематическими, разнообразными и не вызывали переутомления.

Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, улучшают деятельность печени, почек, желез внутренней секреции: щитовидной, половых, надпочечников, что имеет особенное значение для организма. Увеличивается частота сердцебиения, сердечная мышца сокращается сильнее, активизируется выброс крови в магистральные сосуды. Постоянная тренировка системы кровообращения приводит к её функциональному совершенствованию. Вовлечение в кровоток большого количества крови стимулирует кроветворение.

Двигательные нагрузки повышают потребность организма в кислороде. В результате чего возрастают жизненная ёмкость легких, подвижность грудной клетки, дыхание становится более редким и глубоким. Кроме того, полное расправление легких ликвидирует застойные явления, скопление в них слизи и мокроты, т.е. служит профилактикой возможных заболеваний. И конечно, физкультура вызывает положительные эмоции, создает хорошее настроение. Поэтому у человека появляется «вкус» к регулярным занятиям.

Таким образом, достаточная двигательная активность – необходимое условие гармонического развития личности.

Двигательная активность – это суммарная величина разнообразных движений за определенный промежуток времени (час, сутки). Оптимальный двигательный режим удовлетворяет естественную биологическую потребность в движении, которая строго индивидуальна и зависит от многих физиологических факторов, социально-экономических условий жизни общества, его ценностных и культурных ориентиров, от организации физического воспитания. Минимальный режим позволяет поддерживать нормальное функциональное состояние организма, максимальный – приводит к переутомлению, резкому снижению работоспособности.

При этом возникает вопрос о привычной физической нагрузке, которая определяется количеством и характером потребляемой энергии в процессе обычной жизнедеятельности. Она может не соответствовать потребности организма в движении и возрастным нормам, что, естественно, отражается на состоянии здоровья.

Суточная двигательная активность – сумма движений, выполняемых ребенком в процессе жизнедеятельности, включает три компонента:

- активность в процессе физического воспитания;

- физическую активность во время обучения, общественно полезной и трудовой деятельности;

- спонтанную физическую активность в свободное время.

Она может быть измерена и оценена на протяжении суток по длительности динамического компонента и отдельных видов деятельности, количеству шагов, величине энерготрат и изменениям частоты сердечных сокращений.

Здоровье во многом зависит от уровня привычной двигательной активности, связанного с биологическими и социальными факторами. Ведущими биологическими составляющими являются возраст и пол. Так, с возрастом ребенка суточная активность не только увеличивается, но и все больше зависит от половой принадлежности. Например: у девочек 7-8 лет физическая активность практически не отличается от аналогичной у мальчиков. Однако со временем она становится ниже.

Наименьшая двигательная активность отмечена у детей, не занимающихся спортом. Особенно резко (до 50%) она уменьшается с началом обучения в школе.

Важные социальные факторы – организация массовых спортивных соревнований и создание благоприятных условий для регулярных занятий. Образ жизни семьи также существенно влияет на формирование у ребенка осознанной потребности в движении.

В социальных и оздоровительных целях детские дошкольные учреждения должны проводить прогулки, различные виды гимнастики, физкультминутки, подвижные игры, спортивные занятия, организовывать соревнования и Дни здоровья. При планировании таких мероприятий необходимо учитывать климатические условия и сезоны года.

Сетка двигательной активности детей в режиме дня ДОУ

1.   Утренняя гимнастика - от 5 до 10 мин.

2.   Двигательная деятельность между занятиями – от 7 до 10 мин.

3.   Физкультминутки – от 3 до 5 мин.

4.   Физкультурные занятия – от 15 до 30 мин.

5.   Оздоровительный бег – от 1 до 3 мин.

6.   Двигательная активность на первой прогулке – от 10 до 30 мин.

7.   Гимнастика  после сна – от 10 до 15 мин.

8.   Вторая прогулка – от 10 до 20 мин.

9.   Самостоятельная двигательная деятельность – от 15 до 20 мин.

Итого: 7-8 часов в неделю.

Предложенная сетка поможет не только создать благоприятные условия для формирования двигательной активности детей, но и своевременно развивать у них такие физические качества, как выносливость, сила, быстрота, гибкость.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvigatelnaya_aktivnost-_konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx15.46 КБ

Предварительный просмотр:

Двигательная активность - средство полноценного развития детей

Потребность в движении – одна из общебиологических потребностей организма, играющая важную роль в его жизнедеятельности и полноценном формировании человека.

Двигательная активность относится к основным факторам, определяющим протекание обменных процессов, состояние костной, мышечной и сердечнососудистой систем. Она неразрывно связана с физическим, психическим и социальным здоровьем.

Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие всех отделов центральной нервной системы. Важно, чтобы занятия были систематическими, разнообразными и не вызывали переутомления.

Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, улучшают деятельность печени, почек, желез внутренней секреции: щитовидной, половых, надпочечников, что имеет особенное значение для организма. Увеличивается частота сердцебиения, сердечная мышца сокращается сильнее, активизируется выброс крови в магистральные сосуды. Постоянная тренировка системы кровообращения приводит к её функциональному совершенствованию. Вовлечение в кровоток большого количества крови стимулирует кроветворение.

Двигательные нагрузки повышают потребность организма в кислороде. В результате чего возрастают жизненная ёмкость легких, подвижность грудной клетки, дыхание становится более редким и глубоким. Кроме того, полное расправление легких ликвидирует застойные явления, скопление в них слизи и мокроты, т.е. служит профилактикой возможных заболеваний. И конечно, физкультура вызывает положительные эмоции, создает хорошее настроение. Поэтому у человека появляется «вкус» к регулярным занятиям.

Таким образом, достаточная двигательная активность – необходимое условие гармонического развития личности.

Двигательная активность – это суммарная величина разнообразных движений за определенный промежуток времени (час, сутки). Оптимальный двигательный режим удовлетворяет естественную биологическую потребность в движении, которая строго индивидуальна и зависит от многих физиологических факторов, социально-экономических условий жизни общества, его ценностных и культурных ориентиров, от организации физического воспитания. Минимальный режим позволяет поддерживать нормальное функциональное состояние организма, максимальный – приводит к переутомлению, резкому снижению работоспособности.

При этом возникает вопрос о привычной физической нагрузке, которая определяется количеством и характером потребляемой энергии в процессе обычной жизнедеятельности. Она может не соответствовать потребности организма в движении и возрастным нормам, что, естественно, отражается на состоянии здоровья.

Суточная двигательная активность – сумма движений, выполняемых ребенком в процессе жизнедеятельности, включает три компонента:

- активность в процессе физического воспитания;

- физическую активность во время обучения, общественно полезной и трудовой деятельности;

- спонтанную физическую активность в свободное время.

Она может быть измерена и оценена на протяжении суток по длительности динамического компонента и отдельных видов деятельности, количеству шагов, величине энерготрат и изменениям частоты сердечных сокращений.

Здоровье во многом зависит от уровня привычной двигательной активности, связанного с биологическими и социальными факторами. Ведущими биологическими составляющими являются возраст и пол. Так, с возрастом ребенка суточная активность не только увеличивается, но и все больше зависит от половой принадлежности. Например: у девочек 7-8 лет физическая активность практически не отличается от аналогичной у мальчиков. Однако со временем она становится ниже.

Наименьшая двигательная активность отмечена у детей, не занимающихся спортом. Особенно резко (до 50%) она уменьшается с началом обучения в школе.

Важные социальные факторы – организация массовых спортивных соревнований и создание благоприятных условий для регулярных занятий. Образ жизни семьи также существенно влияет на формирование у ребенка осознанной потребности в движении.

В социальных и оздоровительных целях детские дошкольные учреждения должны проводить прогулки, различные виды гимнастики, физкультминутки, подвижные игры, спортивные занятия, организовывать соревнования и Дни здоровья. При планировании таких мероприятий необходимо учитывать климатические условия и сезоны года.

Сетка двигательной активности детей в режиме дня ДОУ

  1. Утренняя гимнастика - от 5 до 10 мин.
  2. Двигательная деятельность между занятиями – от 7 до 10 мин.
  3. Физкультминутки – от 3 до 5 мин.
  4. Физкультурные занятия – от 15 до 30 мин.
  5. Оздоровительный бег – от 1 до 3 мин.
  6. Двигательная активность на первой прогулке – от 10 до 30 мин.
  7. Гимнастика  после сна – от 10 до 15 мин.
  8. Вторая прогулка – от 10 до 20 мин.
  9. Самостоятельная двигательная деятельность – от 15 до 20 мин.

Итого: 7-8 часов в неделю.

Предложенная сетка поможет не только создать благоприятные условия для формирования двигательной активности детей, но и своевременно развивать у них такие физические качества, как выносливость, сила, быстрота, гибкость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционный педагогический совет «Двигательная активность – средство полноценного развития детей"

Нетрадиционный педагогический совет (с элементами деловой игры и практикума). Тема: «Двигательная активность – средство полноценного развития детей»....

Педагогический совет на тему: «Двигательная активность — средство полноценного развития детей»

Уважаемые коллеги, представляб вашему вниманию педсовет (протокол, план)...

Доклад "Двигательная активность средство полноценного развития детей".

Доклад "Двигательная активность средство полноценного развития детей"....

Двигательная активность как средство полноценного развития детей дошкольного возраста

Данный материал раскрывает опыт работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ ЗОЖ....

Семнар - практикум для педагогов «Двигательная активность - средство полноценного развития детей»

Справка о проведении семинара-практикума «Двигательная активность – средство полноценного развития детей»            В соответс...

Двигательная активность-залог полноценного развития детей 2-3 лет.

В первые годы жизни двигательная активность является основой всестороннего развития ребенка.В детстве закладывается фундамент здоровья и физического развития ребёнка. Успех в любой деятельности во мно...

«Двигательная активность – средство полноценного развития детей»

В нашей группе двигательная активность проходит в форме:- утренней зарядки;-физкультминутки;- физические упражнения на прогулке и занятии;- спортивные игры;- самостоятельная игровая деятельность....