Организация здоровьесберегающей среды при обучение в ДОУ.
статья на тему

Никулина Екатерина Сергеевна

Педагог должен обладать профессиональными качествами, которые позволят ему генерировать плодотворные идеи и обеспечивать положительные педагогические результаты. К таким качествам относятся следующие :

 - способность к развитию и формированию личных креативных черт;

 - высокий уровень коммуникативной, профессионально-эстетической и рефлексивной культуры;

 - знание функционирования психологических состояний, процессов, свойств личности, творческого совершенствование человека;

 - умение прогнозировать итоги собственной деятельности;

 - способность к формированию индивидуального педагогического стиля; знание основ моделирования и проектирования здороьесберегающих технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_zdorovesberezhenii_microsoft_word.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

Е.С. Никулина, М.А. Лахина,  МКДОУ д/с 15, г.Острогожск.

Организация здоровьесберегающей среды при обучение в ДОУ.

Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от детей дошкольного возраста большого умственного и нервно-психологического напряжения. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, поступающих в первый класс, имеет те или иные отклонения в состоянии  здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается. Поэтому проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Здоровье – основной фактор, определяющий эффективность обучения. Только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой.

 Таким образом, перед нами стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм.

 Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми дошкольного возраста. Педагог должен обладать профессиональными качествами, которые позволят ему генерировать плодотворные идеи и обеспечивать положительные педагогические результаты. К таким качествам относятся следующие :

 - способность к развитию и формированию личных креативных черт;

 - высокий уровень коммуникативной, профессионально-эстетической и рефлексивной культуры;

 - знание функционирования психологических состояний, процессов, свойств личности, творческого совершенствование человека;

 - умение прогнозировать итоги собственной деятельности;

 - способность к формированию индивидуального педагогического стиля; знание основ моделирования и проектирования здороьесберегающих технологий.

 Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того, чтобы прогулка давала эффект, нами меняется последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время года и после занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижной игры; в теплое время года или после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр.

 Прогулка- один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице.

 Подвижная игра занимает особое место в развитии ребенка-дошкольника. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный процесс, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребенком жизненного опыта.

 Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движения и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.

 Потребность в движениях у дошкольников велика, однако неокрепший организм крайне чувствителен не только к недостатку, но и к избытку движений. Вот почему при выборе подвижных игр и игровых упражнений мы стараемся соблюдать оптимальный режим двигательной активности, регулируем допустимую нагрузку, изменяя игровую ситуацию, увеличивая и уменьшая количество повторений.

 Кроме подвижных игр , в нашем детском саду мы широко используем разнообразные упражнения в основных видах движений: бег и ходьба, прыжки, метание, бросание и ловля мяча. Упражнения на полосе препятствий, проводимые на свежем воздухе физические упражнения способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, развитию защитных сил по отношению к неблагоприятным  факторам внешней среды.

 ФГОС ДО базируется на основополагающих принципах : поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека; реализации программ дошкольного образования и исследовательской деятельности, творческой активности.

 Именно поэтому для поддержания детской инициативы мы выбрали инновационную здоровосберегающую технологию «Квест».

 Образовательная деятельность в формате «Квест»- замечательно вписывается  в концепцию, заданную ФГОС ДО.

 «Квест» ( поиск, предмет поисков, поиск приключений)- путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей. Эта форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов через реализацию определенного сюжета.

 По мнению многих ученых (Быховский Я.С., Бовтенко М.А., Сысоев П.В.), при применении  «Квест»- технологии дети проходят полный цикл мотивации: от внимания до удовлетворения, знакомятся с материалом, который позволяет им исследовать, обсуждать и осознанно строить новые концепции и отношения в контексте проблем реального мира, создавая проекты, имеющие практическую значимость. Эта технология имеет ряд особенностей: образовательная задача осуществляется через игровую деятельность и носит поисковый характер; самовыражению ребенка способствует внедрение новых технологических средств обучения; целенаправленно мотивируется эмоциональная  и интеллектуальная активности ребенка.

 Образовательный процесс может быть организован в форме обучающей игры, творческой деятельности, познавательной и поисковой деятельности детей.

 Роль педагога – определение образовательных целей «Квеста», составление сюжетной линии игры, организация поисково-исследовательской образовательной деятельности.

 Основными критериями качества этой педтехнологии выступают его безопасность для участников, оригинальность, логичность, целостность, подчиненность определенному сюжету, создание атмосферы игрового пространства. Возможность введения в игру разнообразных заданий позволяет решать бесчисленное множество интеллектуальных и творческих задач, но и превращает каждый «Квест» в уникальный продукт. «Квест » с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым.

 В целях оздоровления организма ребенка  во всех группах проводятся различные виды закаливания. В младшей и средних группах  это воздушные ванны и ходьба по координирующим дорожкам, дыхательная гимнастика.  В старших группах – массаж стопы, гимнастика на постели.

 Мы считаем, что созданная в детском саду система по здоровьесбережению позволяет качественно решать цель развития физически развитой, творческой личности.

 Дети показывают высокий уровень физических качеств, отдельных качественных сторон двигательных возможностей человека: быстроты, силы, гибкости, равновесия, выносливости и ловкости, достаточный уровень развития  основных движений у детей.

 Таким образом, актуальным для нас является целесообразный подбор современных образовательных программ в соответствии с федеральным стандартом дошкольного образования, с приоритетом выбора максимально здоровьесберегающих образовательных методик и технологий, координацией деятельности всех педагогов и специалистов детского сада с целью разработки индивидуального маршрута воспитания и оздоровления с учетом состояния здоровья, индивидуальных особенностей, интересов, перспектив  развития каждого ребенка.

   

                           Литература

  1. Бабенко Е.А. Как помочь детям стать здоровыми.- М.: «Астрель», 2003.
  2. Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии.-М.: «ВАКО», 2004.
  3. Сокол И.Н. Классификация «Квестов».-М., 2014.
  4. Хабирова Ф.Г. и др. Система обучения здоровью в образовательных учреждениях.- Казань: «Школа»,200

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация здоровьесберегающей среды для обучающихся с умеренной умственной отсталостью в школе"

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного уч...

Опыт работы по организации здоровьесберегающей среды в средней группе "Подсолнушки".

Здоровьесберегающая среда средней группы в разных  режимных моментах на занятиях, после сна, самомассаж,пальчиковая гимнастика....

«Работа по организации здоровьесберегающей среды в разновозрастной группе»

В данной статье указаны необходимые условия по организации здоровьесберегающей среды в ДОУ.Организация здоровьесберегающей среды в группе строится через взаимодействие с родителями воспитанников ...

Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ

Организация здоровьесберегающей  среды в ДОУ. Для  воспитателей....

Организация здоровьесберегающей среды при обучение в ДОУ.

Педагог должен обладать профессиональными качествами, которые позволят ему генерировать плодотворные идеи и обеспечивать положительные педагогические результаты. К таким качествам относятся следующие ...