ДОКЛАД на тему: "Здоровьесберегающие технологии в музыкально-творческой деятельности детей"
консультация на тему

Славкина Ирина Семеновна

Актуальность темы состоит в том, что - забота о здоровье детей важнейшая задача всего общества. 

Организация музыкально-творческой деятельности дошкольников с использованием технологий здоровьесбережения позволяет обеспечить каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5._zdorovesberegayushchie_tehnologii_na_muzzanyatii.doc55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

  ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА  №  9 «ЧЕРЕПАШКА»

ДОКЛАД

на тему:

                                                           

             Музыкальный руководитель

  АУ  ДОУ  ДСОВ № 9  «Черепашка»  

СЛАВКИНА И.С.

г. Радужный

Здоровьесберегающие технологии

в музыкально-творческой деятельности детей ДОУ

Интенсивное развитие современного Российского государства в последнее время предъявляет все более высокие требования к человеку и его здоровью. Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Тема здоровья актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Но еще более актуальным становится вопрос о состоянии здоровья детей. Поэтому особое значение в системе образования приобретает проблема разработки и реализации современных технологий по охране и укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни.

На сегодняшний момент в дошкольных учреждениях большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, главным фактором которых является рациональная организация учебного процесса, соответствие методик и технологий обучения, способствующих развитию индивидуальных возможностей ребенка. Педагоги дошкольных учреждений, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.

 Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка.

 Занятия проводятся - индивидуальные, по подгруппам и фронтальные. По содержанию - типовые, доминантные, тематические, комплексные, интегрированные.

         Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий:

         Валеологические песенки-распевки.

 Несложные, добрые тексты «Здравствуй» и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.

 Дыхательная гимнастика.

 «Без дыхания - нет жизни».  От правильного дыхания в значительной степени зависит здоровье детей. На занятиях необходимо постоянно  обращать внимание  детей, как нужно  правильно дышать, следить  за осанкой. Для дыхательных упражнений можно  использовать воображаемые предметы (понюхать цветок, попыхтеть, как паровоз) и раздаточный материал (перышки, снежинки, бабочки и т.д.) Правильное дыхание приводит к резкому повышению всех резервных возможностей человека. Использование дыхательной гимнастики приносит ощутимый результат в понижении заболеваний детей. Упражнения, которые  активно включают вработу все части тела (руки, ноги, голову, бедерный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д.),  вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде. Так как все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе), усиливается внутреннее тканевое дыхание и повышается усвояемость кислорода тканями, а также раздражается  обширная зона рецепторов на слизистой оболочке носа, которая обеспечивает рефлекторную связь полости носа почти со всеми органами.          Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются:

Укрепление физиологического дыхания детей (без речи).

Тренировка силы вдоха и выдоха.

Развитие продолжительности выдоха.

Вот почему дыхательная гимнастика имеет такой необыкновенно широкий спектр воздействия, помогает при массе различных заболеваний органов и систем. Дыхательные упражнения используются  в  игровой форме, что позволяет добиться правильности выполнения упражнений, повысить эмоциональный настрой, активизировать двигательную и творческую активность каждого ребенка.

 Артикуляционная гимнастика включает несложные статические и динамические упражнения для языка и губ: «Улыбка», «Хоботок», «Заборчик», «Кролик», «Птенчики», «Лопаточка», «Иголочка» и др., ритмичное исполнение стихотворного текста с музыкальным сопровождением и без него: «Дудочка», «Кот», «На грядке» и др.

Основная цель артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Артикуляционные гимнастики способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы у наших детей повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание. 

  Логопедические упражнения, распевки. Данные упражнения используются для формирования правильного звукопроизношения, активизации речевых навыков, направленные на автоматизацию свистящих и шипящих звуков, автоматизацию аффрикатов, сонорных и йотированных звуков.

          Логоритмические упражнения включают в себя комплекс музыкально-ритмических упражнений, направленных на закрепление двигательных навыков; гимнастические упражнения, направленные на решение координационно-коррекционных задач; ритмические упражнения, позволяющие решать задачи по освоению детьми ритмической пульсации, несложных ритмов; подвижные игры на координацию слова и движения. Таким образом, логоритмические упражнения направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в пространстве, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.

Игровой массаж тоже проводится на музыкальных занятиях. Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так как это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Приемы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он делает что-то прекрасное, развивает у человека позитивное отношение к собственному телу. Ребенок может легко этому научиться в игре.

 Пальчиковые игры.  Данный метод применяется с целью стимулирования развития речи и повышения речевой активности ребенка путем тренировки движений и координации пальцев рук. При этом, запоминая определенные положения рук и последовательность движений, дети развивают память, фантазию и воображение, концентрируют внимание. Упражнения сопровождаются короткими стишками, песенками, народными потешками, в результате чего речь детей становится более ритмичной, четкой, яркой.

 Речевые игры.  Позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Текст игры  дети поют или ритмично декламируют хором, соло или дуэтом. К исполнению игры  можно  добавить  музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

         Музыкотерапия - важная составляющая музыкально-оздоровительной работы в  ДОУ. В лечебных целях музыку применяют с давних времён. Музыка несёт в себе мощное коммуникативное начало, в ней заложены широчайшие возможности общения. Для того чтобы музыка подействовала на детей наилучшим образом, их необходимо настроить. Надо сесть в удобной позе и сосредоточиться на звуках музыки. Для релаксации, которую можно использовать  в процессе занятия после активных игр или подвижных танцев, надо лечь и расслабиться. «Слушать музыку- это искусство, которому надо учиться» . Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Утром встречают детей, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.

Вокалотерапия. Пение - идеальный способ лечения для детей с нарушениями речи, улучшает их артикуляцию и ритм. С помощью вокала можно воздействовать на внутренние органы- ведь во время пения у детей происходит мягкий массаж горла, в легких возникает вибрация, в свою очередь влияющие на кровообращение. Пение снимает стрессы и помогает детям избавиться от страхов. Голос - это своеобразный индикатор здоровья. Самое главное на занятиях это бережное отношение к голосу ребёнка. Я учу детей петь свободно и легко, их голос развивается и укрепляется, особенно полезны для детей протяжные песни, которые развивают дыхание. Это очень полезно сказывается для детей с заболеваниями дыхательных путей.

Танцетерапия. От гостей скрывать не будем,Танцевать мы очень любим!  Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогая добиться эмоциональной разрядки, снять умственную нагрузку и переутомление. Музыкально-ритмические упражнения формируют красивую осанку, укрепляют мускулатуру, развивают мелкую моторику, воспитывают выносливость. Движения и танец, помимо того, что снимает нервно- психическое напряжение, помогают детям быстро устанавливать дружеские связи друг с другом. Выполняя упражнения с пением, дети учатся выразительности, умению распределять дыхание и координировать его с речевой фразой, у них развивается ритмическое чувство и музыкальный слух. 

Улыбкотерапия. Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам. Здоровье детей станет крепче и от  улыбки педагога, потому что в улыбающемся человеке дети видят друга, а процесс обучения проходит плодотворней. А ещё у детей появляется ответная улыбка, которая поднимает настроение. 

Игротерапия. Пусть игрушки дружат с нами,

                          Обижать мы их не станем.

                          Поиграем, а потом,

                          Всё на место уберём.

 Сказкотерапия. 
Много сказок есть на свете. Сказки очень любят дети. 

Праздникотерапия.

На праздниках важно настроить детей эмоционально, увлечь за собой в мир музыки и сказки. Праздник - это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор  - единственное средство развить ум ребёнка, обучить его и сохранить детство. 

На основании выше сказанного хотелось бы отметить, что при использовании в музыкальной деятельности специально подобранных упражнений по укреплению здоровья детей  необходимо создавать игровые условия, так как именно игра способствует эффективному восприятию материала, активизирует творческое мышление, повышает творческий потенциал, способствует развитию творческой индивидуальности каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в музыкально-творческой деятельности детей ДОУ

Здоровьесберегающие технологии, применяемяе мною на музыкальных занятиях, а именно: дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, логопедические упражнения, артикуляционная гимнастика, логоритмическ...

Здоровьесберегающие технологии в музыкально-творческой деятельности детей.

статья о применении в музыкальной деятельности различных форм здоровьесбережения....

Доклад на тему "Здоровьесберегающие технологии в системе оздоровительной работы ДОО"

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать ко...

Доклад на тему:" Здоровьесберегающие технологии"

Доклад на тему:" Здоровьесберегающие технологии"...

Доклад на тему: "Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях».

В докладе рассмотрены почти все виды здоровьесберегающих технологий, а также представлены небольшие примеры использования их на музыкальных занятиях....