Главные вкладки

    Закаливание в старшей группе
    консультация (старшая группа) на тему

    Якунина Юлия Владимировна

    Традициоые и нетрадиционые виды закаливаия в старшей группе ДОУ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zakalivanie.docx19.04 КБ

    Предварительный просмотр:

    Традиционные виды закаливания детей старшей группы

    В тёплое время года:

    Утренний прием на свежем воздухе,

    гимнастика на воздухе;

    оздоровительная прогулка;

    сон с доступом свежего воздуха;

    умывание в течение дня прохладной водой;

    полоскание рта прохладной водой;

    хождение босиком до и после дневного сна;

    хождение босиком по «дорожке здоровья»;

    массаж пальцев рук;

    дыхательная гимнастика;

    облегченная одежда в помещении;

    соблюдение температурного режима в группе путем проветривания.

    В холодное время года:

    Ежедневно в спортивном зале проводим утреннюю гимнастику в облегченной одежде.

    Организуем прогулку два раза в день при температуре до -15 градусов продолжительностью от 1—1,5 часа до 2 часов с подвижными играми.

    Проводим с детьми умывание водой комнатной температуры.

    Дети моют лицо, шею, руки до локтя и выше, поласкают рот, горло кипяченой водой комнатной температуры.

    По утрам и вечерам

    Открываю в ванной кран.

    Я воды не пожалею,

    Уши вымою и шею.

    Пусть течет водица –

    Я хочу умыться.

    Дневной сон летом организуем с доступом свежего воздуха, зимой—в хорошо проветренной комнате при температуре + 15 +16 градусов. Практикуем сон без маечек.

    После сна проводим гимнастику пробуждения.

    Комплекс гимнастики пробуждения завершает хождение босиком по «дорожкам здоровья».

    Колокольчик золотой,

    Он всегда, везде со мной.

    «Просыпайтесь!» - говорит.

    «Закаляйтесь!» - всем велит.

    Летом закаливание проходит ещё играми с водой, что способствует так же укреплению здоровья детей. Летом закаливание проходит ещё играми с водой, что способствует так же укреплению здоровья детей.

    Нетрадиционные виды закаливания детей старшей группы

    Воздушный душ  как инновационный метод закаливания в детском саду.

    Одной из причин простудных заболеваний детей может быть неустойчивость их к сквознякам. Закаливание детей старше 5 лет с помощью воздушного душа вырабатывает у них устойчивость к сквознякам. Душ – это воздух комнатной температуры, а сквозняк несет воздух пониженной температуры.

    Массовый воздушный душ проводится от бытовых настольных или напольных вентиляторов во время проведения физкультурных занятий или игрового часа. Единственное требование – дети не должны находиться постоянно под воздействием воздушной струи. Это достигается либо определенной работой вентилятора, либо проведением игр с активным перемещением детей по комнате, при котором они попадают в зону воздушного душа на короткие промежутки времени.

    Так как активные игровые действия или спортивные эстафеты занимают лишь часть времени физкультурного занятия, воздушный душ применяют только во время их проведения.

    Закаливание водой

    Водные процедуры возбуждают нервную систему, поэтому их следует проводить после утреннего или дневного сна. Вытирание кожи после любой водной процедуры сухим полотенцем обеспечивает хороший ее массаж, способствует лучшему кровообращению, а следовательно и питанию.

    Традиционными водными процедурами, которые проводятся в детских садах являются - обтирания, обливания, купание. Помимо традиционных можно использовать специальные методы закаливания водой.

    До утренней гимнастики проводится – полоскание горла кипяченой водой. Это является весьма эффективным средством для закаливания носоглотки: предупреждения ангин, разрастания миндалин и аденоидов. Игровое упражнение «Кукушечка» проводится под музыкальное сопровождение. На каждое полоскание используют примерно 1/2 – 1/3 стакана воды. Начальная t° воды 23-28° понижая через каждую неделю на 1-2° и постепенно доводить до комнатной t° воды.

    После физкультурных занятий проводятся аппликации водой - похлопывание ладошкой рук, груди, спины друга. Не обтираясь полотенцем, дети выполняют музыкально-ритмические, танцевальные упражнения под музыку, затем одеваются.

    В летний период с целью закаливания мы используем душ. Душ действует сильнее, чем, например, обливание или обтирание, так как здесь к температурному фактору присоединяется эффект давления струи. Вода, льющаяся из душа под напором, оказывает массирующее действие. Вода из душа ощущается как более теплая, чем вода той же температуры при обливании или обтирании. Температура воды, не вызывающая чувства охлаждения вначале (примерно +36+37 градусов) с постепенным снижением ее при тщательном контроле за реакцией детей. Но для данной процедуры снижение температуры происходит медленно. Это поднимает тонус мышечной системы, увеличивает работоспособность, придает бодрость, способствует подъему энергии.

    В своей работе после дневного сна мы используем сочетание закаливания стоп прохладной водой с ходьбой босиком по тактильным дорожкам для профилактики плоскостопия. Огрубевшая кожа на ступнях притупляет болевые ощущения и возбудимость к холоду.

                Полоскание  горла  прохладной  водой   со снижением  ее температуры является методом профилактики заболеваний носоглотки. Дети старшего дошкольного возраста умеют полоскать горло и начинают эти процедуры при температуре воды +36-37С. Температура воды снижается каждые 2-3 дня на 1С и доводится до 20-22С с целью достижения закаливающегося эффекта.

                Хождение босиком также относится к нетрадиционным методам закаливания, который является также хорошим средством укрепления сводов стопы и ее связок. Так как хождение босиком является средством закаливания, необходимо руководствоваться принципами постепенности и систематичности.

                        Начинать хождение босиком надо в комнате, сначала по 1 минуте и прибавлять через каждые 5—7 дней по 1 минуте, доведя общую продолжительность до 8—10 минут ежедневно. Хождение босиком рекомендуется во всех возрастных группах.

                Метод солевого закаливания  (рижский метод) показан всем детям дошкольного возраста.  Закаливание проводится после дневного сна под наблюдением воспитателя. Ребенок проходит босиком по фланелевому коврику, смоченному 10% раствором поваренной соли комнатной температуры. Топчутся на коврике в течение 2х минут. Затем дети переходят на второй коврик, стирая соль с подошвы ног, а затем переходят на сухой коврик и вытирают ступни насухо. Важным моментом при проведении закаливания является то, что стопа должна быть предварительно разогрета. С этой целью используется массажеры для стоп, пуговичные и палочные дорожки.  Данный метод закаливания доступен и прост, не требует больших материальных затрат и времени, доставляет удовольствие детям. А самое главное обладает выраженным эффектом, играет существенную роль в профилактике простудных заболеваний у детей.

                Эффективность закаливающих процедур во многом зависит от правильности их выполнения, когда имеет значение любая на первый взгляд мелочь.

                Закаливающее влияние оказывают все гигиенические водные процедуры, если их умело сочетать со специальными приемами. Не принесет должного эффекта закаливание холодной водой, если обычное гигиеническое умывание выполняется теплой. При сочетании гигиенических мер с закаливающими достигается систематическая тренировка организма и сокращается время, специально отводимое на процедуры. К тому же достигается положительное психологическое воздействие, воспитывая у взрослых и детей понимание необходимости закаливающих мероприятий в режиме дня.

                  Закаливание надо рассматривать как сознательное применение в определенной системе мероприятий, повышающих сопротивляемость организма, воспитывающих способность быстро и без вреда для здоровья применяться к различным условиям внешней среды, оно благоприятно действует на весь организм: повышают тонус нервной системы, улучшают кровообращение и обмен веществ.

               Оздоровительное значение воздушных, солнечных ванн, водных процедур, несомненно. Закаленные люди меньше болеют, легче переносят заболевания. Доступность средств закаливания заключается в том, что они всегда под рукой, главное в том, что можно использовать в том или ином виде, в любое время года, в любых условиях. Они не требуют сложной аппаратуры и специальных кабинетов; способы их применения в умелых руках не представляют затруднений.

               Таким образом, закаливание – важное средство профилактики негативных последствий охлаждения организма или действия высоких температур. Систематическое применение закаливающих процедур снижает число простудных заболеваний детей в 2-5 раз, а в отдельных случаях почти полностью исключает их.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Воздушно - контрастное закаливание детей в старшей группе.

    Гимнастика после дневного сна должна помочь ребенку проснуться и вернуться в рабочий ритм дня....

    Конспект закаливания детей после сна в старшей группе.

    Постепенный подъём и закаливающие мероприятия после сна....

    «ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА И ЗАКАЛИВАНИЕ» (старшая группа)

    «ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА И ЗАКАЛИВАНИЕ»(старшая группа) Цели:■  обеспечивать детям плавный переход от сна к бодрствованию, подготовить их к активной деятельности;■  закреплять навыки...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Закаливание и бодрящая гимнастика после сна»

    Обеспечение естественного перехода от расслабленного состояния сна к состоянию бодрствования...

    Закаливание детей старшей группы как одно из средств

    Закаливание является частью физического воспитания. Закаливание, так же как физическое упражнения, должно проводиться систематически и прочно войти в распорядок дня ребёнка. Рациональная организация р...

    «ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА И ЗАКАЛИВАНИЕ» (старшая группа)

    Цели:■  обеспечивать детям плавный переход от сна к бодрствованию, подготовить их к активной деятельности;■  закреплять навыки проведения само массажа рук, носа, ушей, активизируя биологичес...