Картотека: "Любимые дворовые игры нашего детства"
картотека на тему

Картотека: "Любимые дворовые игры нашего детства"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_dvorovyh_podvizhnyh_igr.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №55 комбинированного вида»

Картотека:

«Любимые дворовые игры нашего детства»

                                                                                   

                                                                                    

                                                                                    Подготовила:

             Сермина И.А.

             воспитатель I кв. категории

                                       

Саранск, 2017 год

«Стоп, каликало!»

Игра увеличивает словарный запас и заставляет шевелить мозгами, что летом тоже полезно.

Правила игры: играть могут от трех человек. Но чем больше, тем лучше. Обычно играли у подъезда. Ведущий стоял на ступеньках. Игроки располагались на лавочках. Ведущий загадывал понятие и объявлял, к примеру: «Это название горы. Первая буква Ф!»

Игрокам нужно угадать, что именно загадано. Ведущий может давать подсказки. Но не больше трех.

Когда прозвучит правильный ответ: «Фудзияма!» - ведущий срывается и бежит. А угадавший должен занять его позицию на ступеньках, встать спиной и крикнуть: «Стоп, каликало, раз, два, три. Точка!»

На слове «Точка!» убегающий останавливается. А угадавший слово, не оборачиваясь и не подглядывая, должен угадать расстояние до него. Не просто шагов! Расстояние может быть таким: скажем, пять карликов (маленькие шажочки, ступня к ступне), один гигант (максимально широкий шаг) и три верблюда (то есть плевка). И проделать указанный путь. Если сумел дотянуться рукой до сбежавшего, угадавший сам становится ведущим. Нет, ведущий остается прежним.

«12 палочек»

Это более хитрый и интересный вариант пряток. Развивает внимательность, скорость и реакцию.

Правила игры: нужна обычная доска. Ее кладут на возвышение или камень, чтобы получилась катапульта. На одну сторону укладываем 12 палочек. Выбираем ведущего. Один из игроков со всей силы ударяет по противоположному концу катапульты. Палочки разлетаются.

Пока ведущий собирает палочки на место и складывает их обратно на катапульту, все прячутся. При поиске игроков ведущий старается держать в поле зрения палочки. Дело в том, что игроки могут выскочить из своего убежища и снова разбросать их. Тогда все начнется сначала!

Игра заканчивается, когда все игроки найдены и палочки остались на месте. Последний, кого нашли, становится ведущим.

«Классики»

Игра для девчонок. Но ребята тоже иногда не прочь погонять битку по асфальту.

Нужны мел и железная коробка из-под гуталина или крема. Чтобы она лучше передвигалась по схеме, ее наполняли пластилином. Играть можно даже в одиночку!

Правила игры: на асфальте разлиновываем большой квадрат на 9 секторов и вписываем туда цифры от 1 до 9. Один квадрат делаем на выносе, на самом верху схемы.

Задача - на одной ноге пропрыгать все клеточки по порядку и при этом еще гонять по цифрам битку. Для новичков одну из цифр заменяют словом «рай». В этом месте разрешается встать на обе ноги и чуть передохнуть.

«Казаки-разбойники»

Хит дворовых подвижных игр XX века. «Разбойникам» нужен мел.

Правила игры: играющие делятся на две команды (чем больше участников, тем игра интереснее). У каждой команды свои отличительные знаки (нарукавные повязки, ленточки или значки).

 Обозначается площадка (границы территории, на которой можно прятаться и убегать).

 По жребию определяется, какая команда будет «казаками», а какая «разбойниками».

 По сигналу «разбойники» разбегаются прятаться. «Казаки» в это время выбирают место для «темницы», куда будут приводить пойманных «разбойников». «Темница» должна быть не очень большой, чтобы её было удобно охранять. Её границы чётко обозначаются (мелом, камешками и т. п.).

 Через оговоренный промежуток времени «казаки» идут искать «разбойников», спрятавшихся на оговоренной территории. Тех, кого увидели, они должны догнать и «запятнать» (коснуться рукой). «Запятнанный» разбойник считается пойманным, он должен покорно идти с «казаком», пока тот его держит. Но если «казак» случайно разжал руки, «разбойник» может убежать.

 Пойманных «разбойников» уводят в «темницу».

 «Разбойники» могут выручать попавшихся товарищей. Для этого необходимо незаметно подбежать к «казаку», ведущему «разбойника», и «запятнать» его. Тогда «казак» обязан «разбойника» отпустить, и оба «разбойника» убегают прятаться снова. Но если «казак» оказывается проворнее и успевает «запятнать» второго «разбойника» раньше, он берёт в плен обоих.

 «Разбойники» могут освобождать своих товарищей из «темницы». Для этого необходимо дотронуться до пленного раньше, чем охраняющий «темницу» «казак» дотронется до освобождающего.

 Цель игры: переловить всех «разбойников».

«Вышибалы»

Правила игры: играют от трех человек. Игра развивает ловкость и меткость. Нужен мячик, желательно нетяжелый.

Два игрока встают с двух сторон площадки. Остальные - в центре. Ведущие бросают друг другу мяч, стараясь попасть в стоящих в центре. Задача игроков - увернуться от летящего мяча. Тот, в кого попали, выходит из игры. Но если кто-то из оставшихся игроков поймает мячик, он может спасти выбывшего. Только от земли ловить нельзя!

Когда остается один участник, в него должны бросить столько раз, сколько ему лет. «Выжил», все возвращаются. Выбили - выбирают новых вышибал.

С мячом можно играть и в футбол, и в вышибалы, и в пионербол. Главное - научить детей правилам.

«Море волнуется»

Развивает фантазию, гибкость, артистизм.

У игры два варианта.

Правила игры: ведущий произносит присказку:

«Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три!

Морская фигура, замри».

Игроки застывают в позах, связанных с морем (а можно и не с морем, тематику надо оговаривать). Ведущий оживляет по одному игроку, и тот показывает сценку, связанную с загаданным героем. Например, чайку, корабль, рыбу или осьминога. Тот, кто составил самую неудачную фигуру, становится ведущим.

В другом варианте ведущий просто выбирает самую удачную «окаменелость» (можно загадывать конкретную фигуру. Например, «морская фигура звезды, замри», и тот, кто ее лучше запечатлел, занимает место водящего.

«Испорченный телефон»

Чем больше народа, тем лучше.

Правила игры: игроки усаживались рядом друг с другом. Ведущий придумывает слово и сообщает его шепотом на ухо первому участнику игры. Тот передает его по цепочке на ухо следующему. Говорить надо тихо. Последний игрок называет громко то, что дошло до него в итоге.

Если загаданное слово по пути изменяется - выясняем, кто первым исковеркал. Виновник пересаживается в хвост очереди. Если же слово доходит в первоначальном виде, ведущий сам садится в хвост, а первый игрок занимает его место.

«Вы поедете на бал?»

Игра для двоих. Развивает фантазию, расширяет словарный запас, учит нестандартно мыслить.

Правила игры: ведущий говорит считалочку: «Да» и «нет» не говорить, черный с белым не носить. Вы поедете на бал?»

Дальше ведущий задает игроку уточняющие вопросы, пытаясь его запутать: «В чем поедете?», «На чем?», «Какого цвета будет наряд?», «Принц будет в белой рубашке?» и т. д. Задача игрока - ответить на вопросы, не используя слов «да», «нет», «черный», «белый».

Как только игрок оговорился - он становится ведущим.

«Лягушки»

Можно играть одному, вдвоем или втроем. Игра развивает ловкость, силу и прыгучесть. Нужен мяч.

Правила игры: кидаем мяч в стену и, когда он отскакивает, перепрыгиваем через него. И так каждый игрок. В первый раз перепрыгнуть получается у всех. Но чем выше бросаем мяч в стену, тем круче его отскок и соответственно сложнее перепрыгнуть. Кто не перепрыгнет - в наказание получает одну букву из слова «Л-Я-Г-У-Ш-К-А». Проигравшим становится тот игрок, который раньше всех соберет полное слово.

«Хали - хало»

Правила игры: для начала считалочкой выбирают водящего. Водящий берет в руки мяч и загадывает остальным ребятам слово. Обычно говорят к какой категории принадлежит придуманное слово и его первую и последнюю букву. Например, водящий загадал слово кровать. Он говорит это предмет из мебели, он начинается на букву «К» и заканчивается мягким знаком. Дети начинают отгадывать слово. Как только водящий услышит правильный ответ, он кричит "Хали-хало", подкидывает мяч как можно выше вверх, а сам убегает.

 Ребенок, правильно отгадавший слово, ловит мяч и кричит "Стоп". Водящий останавливается. Игрок должен отгадать сколько до водящего шагов. Но шагов непростых. В каждой компании можно придумывать свои шаги.

 Виды шагов в игре хали-хало:

 • Гигантские - самые большие шаги, на всю ширину.

 • Нормальные - обычный детский шаг.

 • Лилипутские - очень маленькие шажочки.

 • Лягушачьи - в прыжках на корточках.

 • Зонтики - ребенок кружиться в сторону водящего.

 • Кирпичи - шаг пятку к носку.

 • Верблюжьи - шаг и плевок (главное в водящего не попасть).

 Ребенок с мячом делает названное количество шагов и бросает мяч в кольцо, которое делает руками водящий. Если мяч попадает в кольцо - то игрок становится водящим и игра продолжается.

«Прятки»

Правила игры: один человек водит, остальные прячутся. По заранее обговоренным условиям вода считает до определенного числа повернувшись к стене, все за это время прячутся не выходя за границы обговоренной территории.

 Ну и коронная фраза воды: раз два три четыре пять я иду искать.

«Жмурки»

Правила игры: играют в Жмурки несколько человек. С помощью считалки или по жребию выбирается водящий. Игроки завязывают воде плотной повязкой глаза (подсматривать в этой игре нельзя), раскручивают его на месте и "рассыпаются" в стороны. Жмурка должен поймать и опознать какого-либо игрока. Если угадал - пойманный игрок становится водящим.

Играющие делятся на две команды (чем больше участников, тем игра интереснее). У каждой команды свои отличительные знаки (нарукавные повязки, ленточки или значки).

 Обозначается площадка (границы территории, на которой можно прятаться и убегать).

«Лапта»

Правила игры: я знаю два варианта игры. Один упрощённый (детский), другой взрослый. В детстве, на даче, мы конечно играли в простой:

 На ровной лужайке на расстоянии 15—20 м друг от друга проводили две линии: одна называлась городом, другая — коном, или домом.

 Потом, используя считалку или жребий, определяется бьющий, он становился за чертой города, остальные располагались в поле за коном.

 Бьющий подбрасывает мяч и сам же сильно ударяет по нему битой. Полевые игроки, наблюдая за мечём, ждут, когда он пересечет кон, чтобы, не дав ему опуститься на землю, поймать. Если это им удаётся, бьющий идет в поле, а его место занимает игрок, завладевший мячом. Если же полевые игроки, зазевавшись, не успевали поймать мяч, удар повторяется.

 Бывает, что бьющий промахивается по мячу. Правила разрешают ему повторить удар. После третьего промаха бьющий уступает свое место другому игроку.

«Квадрат»

Правила игры: для этой игры нужна компания из четырех человек и мяч. Для начала нужно создать игровое поле. На земле чертится квадрат произвольного размера, разделенный на четыре меньших квадрата, по одному на каждого участника. В центре поля рисуется круг, предназначенный для подачи. Игра начинается с подачи мяча игроком, которого выбирают с помощью жребия (считалки). Мяч бросается одной или двумя руками в центральный круг, так, чтобы он отскочил к игроку, находящемуся по диагонали. Игрок, находящийся по диагонали, должен отбить мяч после одного касания о землю в его четверти. Отбивать мяч нужно ногами, коленом, головой, руками трогать нельзя.

«Фанты»

Правила игры: старая добрая детская игра. Вариантов её множество. Расскажу про ту, в которую играли мы. Ведущий собирает у всех игроков по одному личному предмету, а затем каждый пишет на бумажке какое-нибудь задание. Затем бумажки собираются, перемешиваются, и ведущий не глядя вытягивает сначала чей-либо предмет, а потом записку. Человек, которому принадлежит вытащенный предмет должен выполнить задание написанное на бумажке. Игра замечательная, но только игрокам следует помнить, что им самим может попасться их собственное задание. Это обстоятельство несколько ограничивает садистские замашки.

«Я знаю пять имён»

Правила игры: ребята договариваются об очередности перехода мяча и о последовательности тем.

 Первый игрок начинает чеканить одной рукой мячик об землю, приговаривая:

 — Я знаю пять имен девочек. Аня -раз, Катя — два, Поля — три, Маша — четыре, Настя — пять.

 Игрок должен соблюдать ритм ударов, произнося при одном ударе по мячу одно слово.

 Если игрок справился с задачей он переходит к следующей теме, заранее определенной, например:

 - Я знаю пять имен мальчиков (названий городов, животных, насекомых, птиц, стран, городов и т.д.)

 Если игрок сбился, упустил мяч или задумался надолго, то мяч переходит к следующему участнику.

 Тот начинает сначала:

 — Я знаю пять имен девочек

 Для усложнения игры можно ввести условия, что имена не должны повторяться. Когда мяч, сделав круг, вернется к первому игроку, он начинает с той темы, на которой он остановился.

 Игра длится до тех пор, пока всем не надоест.

 Победителем считается тот, кто успел охватить максимальное количество тем

«Салки»

Правила игры: по жребию или по считалке выбирают одного водящего. Затем устанавливаются границы площади игры. Все разбегаются в пределах этой площади. Водящий начинает ловить играющих в установленных пределах площадки. Кого догонит и осалит, тот становится «салкой» и объявляет, подняв руку вверх: «Я - осален!» Он начинает ловить играющих, а бывший «салка» убегает со всеми. Игра не имеет определенного конца.

 Колдунчики

 (эта игра — разновидность салок)

 Участники убегают от водящего. Водящий догоняет игрока и дотрагивается до него — осаливает. Осаленный расставляет руки, а любой другой участник может подбежать, дотронуться до него и «выручить». Задача водящего — не отходить далеко от осаленного и не подпускать к нему никого ни на шаг. Летний вариант колдунчиков — бегать с «брызгалками» и поливать друг друга водой из дырявых бутылок. Обычно через пять минут после начала игры все мокрые, зато очень веселые.

«Кис-Брысь-Мяу»

Правила игры: для игры нужно примерно одинаковое соотношение игроков разного пола. Игроки садятся на скамейку. Двое участников, ведущий и один из игроков, становятся перед скамейкой спиной друг к другу (ведущий лицом к игрокам, игрок - спиной).

 Ведущий показывает глазами (или незаметно пальцем) на кого-нибудь из игроков и спрашивает "кис?".

 Если игрок говорит "брысь", то тот продолжает выбирать.

 Если игрок говорит "мяу", то у этого игрока спрашивают "какой цвет?".

 Игрок называл цвет и выполнял задание , которое соответствовало выбранному цвету.

 Значения цветов были такими:

 Белый - означал "пять минут наедине". Т.е. мальчик и девочка уходили и уединялись на 10 минут так, чтобы никто из компании их не видел.

 Зеленый - три вопроса на "да". Вопросы задавались любые, а вот ответить игрок мог только "да". Причем вопросы задавались каверзные, типа "Ты его любишь"? Отвечающий краснел и запинался, а ничего другого сказать не имел права. Вся компания веселилась от подобных диалогов :)

 Красный - означал поцелуй в губки. Использовался цвет очень редко.

 Розовый - поцелуй в щечку. С ним проще, его использовали часто.

 Желтый - три вопроса наедине (спрашивать можно было все что угодно и не ответить игрок не имел права). Конечно, все задавали вопросы "с подковырками" и частенько ну очень личные, но ответы как правило держались втайне.

 Оранжевый - пройтись под ручку определённый маршрут.

 Синий - поцелуй ручки.

 Фиолетовый - три мелкие пакости (скажем, дернуть за косичку, наступить на ногу, отобрать заколку). Тоже пред всей честной компанией.

«Тише едешь – дальше будешь - стоп!»

Правила игры: на земле отчерчиваются мелом две полосы на расстоянии примерно 20 метров.

 Все игроки становятся с одной стороны водящий - с другой стороны, и поворачивается ко всем спиной. Водящий произносит:

 "Тише едешь-дальше будешь. Стоп."

 Фразу можно произносить как угодно - намеренно затягивая слова, всё предложение, или например начинать медленно и затем резко и быстро заканчивать ее - в общем, привносить элемент неожиданности в игру.

 В это время все игроки пытаются как можно дальше пробежать-пройти к финишу, на слове "стоп" замирают. После слова "стоп" водящий оборачивается. Если он увидел движение какого-то игрока (кто не успел замереть, или остановиться из-за скорости разгона) - тот выбывает из игры.

 Побеждает тот, кто первым доберется к финишу и дотронется до водящего - он занимает его место, и игра начинается сначала.

«Резиночки»

Правила игры: главный атрибут этой игры— бельевая резинка. Идеальное количество играющих — 3–4 человека. Каждая участница выполняет прыжковые фигуры и комбинации на разной высоте: от уровня щиколоток (прыгают «первые») до уровня шеи (прыгают «шестые»). Прыжки через резиночку, натянутую на уровне бедра, носили таинственное название «пожэпэ». Как только прыгунья ошибается, на ее место встает другая участница, а допустившая ошибку девочка надевает на себя резинку. Если игроков четверо, пары меняются местами, когда оба игрока из одной пары поочередно допускают ошибки

«Съедобное - несъедобное»

Правила игры: все игроки садятся или встают в ряд. Водящий кидает мяч одному из участников и одновременно называет какой-нибудь предмет. Если предмет «съедобный», игрок ловит мяч. Если нет — отбивает. Задача водящего — запутать игрока, например, в цепочке «яблоко-дыня-морковь-картошка» неожиданно произнести: «утюг». Если игрок ошибается и «съедает» «несъедобное», то сам становится водящим. Чем быстрее водящий кидает мяч и называет предметы, тем азартнее и интереснее играть

«Ножички»

Правила игры: игроки обозначают на земле круг. Далее по очереди стараются попасть ножичком на очерченную территорию противника и таким образом отвоевать у него как можно больше земли. Ножик можно кидать в том числе с плеча, с переворотом, с носа и даже с головы. Ножик можно втыкать в землю, песок и даже деревянную скамейку

«Колечко-колечко»

Правила игры: игроки садятся в ряд и складывают ладони лодочкой. Водящий держит в кулаке или сложенных ладонях мелкий предмет, например монетку, пуговицу, колечко. По очереди обходит каждого игрока, вкладывая в его «лодочку» свою и произнося считалку: «Я ношу-ношу колечко и кому-то подарю». Задача водящего — незаметно вложить «колечко» одному из игроков и произнести «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» После этого игрок, которому достался предмет, вскакивает и пытается убежать. Задача остальных участников — задержать убегающего

«Я садовником родился»

Правила игры: игра считалась девчачьей, но в определенных случаях в нее допускались и мальчишки, которые могли еще до вступления в половозрелый возраст понять, что такое брак и чем он грозит. У игры было одно правило – играть, используя максимум фантазии и жизненного опыта, подсмотренного у родителей или в мыльных операх.

 На протяжении игры роли могли меняться («а давай теперь ты – мама, а я как-будто твоя дочка?»), в игру периодически вступали случайно найденные дети, внезапно объявившиеся мачехи, нагулянные необъяснимым образом любовники. И ожившие куклы, пупсики, плюшевое зверье. Разыгрывались сценки «а давай как будто мы в магазине», свадьбы, ссоры, интриги, драки, смерть! Все, как в жизни.

«Дочки – матери»

Правила игры: игра считалась девчачьей, но в определенных случаях в нее допускались и мальчишки, которые могли еще до вступления в половозрелый возраст понять, что такое брак и чем он грозит. У игры было одно правило – играть, используя максимум фантазии и жизненного опыта, подсмотренного у родителей или в мыльных операх.

 На протяжении игры роли могли меняться («а давай теперь ты – мама, а я как-будто твоя дочка?»), в игру периодически вступали случайно найденные дети, внезапно объявившиеся мачехи, нагулянные необъяснимым образом любовники. И ожившие куклы, пупсики, плюшевое зверье. Разыгрывались сценки «а давай как будто мы в магазине», свадьбы, ссоры, интриги, драки, смерть! Все, как в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповое родительское собрание по теме: «Игры нашего детства»

Детский сад № 2573                Групповое родительское собрание по теме: «Игры нашего детства»...

Дворовые игры нашего детства.

Дорогие мои воспитатели! Вот и наступает долгожданное лето! А это значит - площадка и подвижные игры ! Я предлагаю Вам вспомнить наши старые любимые игры и научить им ребят. Уверена, будет здорово,...

Консультация для родителей "Словесные игры с детьми 6–7 лет (игры нашего детства)"

Одной из задач умственного воспитания детей дошкольного возраста является развитие мышления и речи. Чтобы приучить детей к умственному труду необходимо сделать этот труд занимательным, интересным. Зан...

Консультация для родителей "Дворовый игры нашего детства"

Консультация для родителей "Дворовые игры нашего детства"...

Консультация для родителей "Дворовые игры нашего детства"

Вспоминая детство, мы с теплотой вспоминаем наших дворовых друзей, без которых не могли прожить и дня. Придумывали различные истории, чтобы только выйти во двор....

Консультация для родителей «Дворовые игры нашего детства».

Консультация для родителей«Дворовые игры нашего детства»....