«Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании»
статья на тему
«Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_doshkolnom_obrazovanii.docx | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Шеморданский детский сад №3 «Салават купере»
«Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании»
Одной из основных задач детского сада является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, формирование культуры, основ личной гигиены и здорового образа жизни.
Ведущие цели оздоровительной работы в детском саду:
- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе
- совершенствование условий для обеспечения физического и психического здоровья детей в соответствии с ФГОС ДО, СанПиНа.
- комплексный подход и реализация физкультурно-оздоровительных мероприятий в контакте со всеми участниками педагогического процесса (педагоги, медицинские работники, родители, дети).
Организация среды и наполненность ее разнообразным оборудованием дают возможность для полноценного физического развития детей и удовлетворения их потребностей в движении. Материально-техническое оснащение, оборудование, пространственная организация среды детского сада доведен до соответствия санитарно-гигиеническим требованиям и обеспечивают здоровьесберегающую-оздоровительную работу. В ДОУ созданы следующие условия:
∙ физкультурный зал; музыкальный зал; бассейн;
∙ различный спортивный инвентарь: (гимнастические маты, мягкие модули, сухой бассейн, гимнастические мячи и т.д.);
∙ спортивная площадка для подвижных и спортивных игр;
∙ кабинет медицинского работника;
∙ кварцевые лампы;
∙ подбор и маркировка мебели согласно физиологическим особенностям детей.
С целью снижения заболеваемости в детском саду разработана и успешно применяется система закаливающих мероприятий в повседневной жизни и специально организованная. Используются все природные факторы: вода, воздух, солнце. Закаливающие мероприятия осуществляются круглый год, но их вид и методика меняются в зависимости от сезона и погоды. Во всех группах проводятся различные виды закаливания. В яслях это воздушные ванны и ходьба по ребристой доске. В младшей и средней группах добавляется дыхательная гимнастика. В старших группах - массаж стопы, гимнастика на постели.
Профилактическая работа включает в себя:
- облегченную одежду для детей в детском саду;
- соблюдение сезонной одежды детей на прогулке, учитывая их индивидуальное состояние здоровья;
- соблюдение температурного режима в течение дня;
- соблюдение режима проветривания;
- мытье прохладной водой рук;
- гимнастика для глаз;
- правильную организацию прогулки и ее длительность;
- неспецифическую профилактику респираторных заболеваний (витаминизация третьих блюд, аромотерапия – лук, чеснок).
Для ребенка, как и для взрослого, необходима эмоционально благоприятная обстановка в группе, образовательном учреждении. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка ведет психолог детского сада. Свою работу с детьми она ведет по двум направлениям: развитие познавательных процессов психики и преодоление нарушений в поведении.
Эффективность применения здоровьесберегающей-оздоровительной технологии в дошкольном учреждении во многом зависит от взаимодействия воспитателей с медицинской сестрой. Их у нас в штате 2. Составляется план работы на год, включающий в себя консультации для воспитателей, родителей, выступления на педагогических советах, совещаниях. Медицинские сестра учит педагогов определять признаки утомления у детей по изменению окраски кожи, выражению лица, частоте дыхания, появлению потливости и своевременно регулировать характер их деятельности, переключая на более спокойный или, наоборот, интенсивный.
Занятия по физической культуре – это основная форма организованного, система-тического обучения детей физическим упражнениям. Мы используем следующие виды занятий: традиционное, тренировочное, сюжетное (игровое), занятия ритмической гимнастикой, коррекционно-развивающее. Занятия игрового, сюжетного типа проводим преимущественно в летнее время, когда уже все упражнения разучены и ставится задача закреплять двигательные навыки, развивать физические качества в меняющейся обстановке.
В утреннюю гимнастику и физкультурные занятия включаются корригирующие упражнения для профилактики сколиоза, нарушения осанки, плоскостопия.
Процесс обучения на занятиях носит дифференцированный, вариативный характер. Используется принцип чередования активной деятельности с упражнениями на дыхание и релаксацию с целью исключение возможности перегрузки детей, их переутомления.
Также нами в работе используются организованные формы занятий с включением подвижных игр, спортивных упражнений с элементами соревнований, пешеходные прогулки, экскурсии, праздники, развлечения.
Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности. На физкультурные праздники мы приглашаем школьников – бывших воспитанников дошкольного учреждения, родителей, сестёр и братьев. Темы праздников самые разнообразные «Папа, мама, я-спортивная семья», «Олимпийские игры», «Веселые старты», и т.д. Наибольшую пользу для оздоровления и закаливания детей приносят физкультурные праздники, организованные на открытом воздухе: «Сабантуй», «Навруз».
Система работы с детьми предполагает различные формы, средства и методы формирования представлений о ЗОЖ. Основными формами нашей работы являются организованная образовательная деятельность, режимные моменты, спортивные кружки: «Бассейн», «Легкая атлетика», «Хоккей». В конце учебного года руководители кружков проводят итоговые мероприятия: организованную образовательную деятельность по плаванию, спортивные игры с мячом, соревнования по хоккею в Ледовом Дворце «Нарат» и по легкой атлетике с участием родителей.
Раннее обучение плаванию способствует гармоничному развитию малышей и положительно влияет на развитие всех систем организма: улучшает дыхание, кровообращение, укрепляет опорно-двигательный аппарат, благотворно сказывается на деятельности цен-тральной нервной системы. Поэтому обучение плаванию мы начали с детей младшего дошкольного возраста. Занятия проводятся по принципам постепенности и последовательности в переходе от привыкания к воде во время простого передвижения по дну к разучиванию определенных плавательных движений. Упражнения и игры в воде доставляют детям удовольствие и радость, побуждают их к самостоятельности, стремлению научиться хорошо плавать, вызывают положительное эмоциональное отношение к занятиям на всех этапах обучения.
В течение года на педсоветах проводится анализ заболеваемости и посещаемости.
Сравнительный анализ данных показывает положительную динамику уровня оздоровления детей.
При воспитании культурно-гигиенических навыков формируем привычку правильно: умываться, вытираться, ухаживать за полостью рта, пользоваться носовым платком, правильно вести себя при кашле и чихании.
Расширяем представления о ЗОЖ через: сюжетно-ролевые игры« Больница», «Аптека», «Семья», чтение художественной литературы, разучивание загадок о частях тела, пословиц о здоровье. Продолжаем знакомить детей с правилами сохранения своего здоровья и заботе о нём. Для расширения кругозора детей и закрепления ранее полученных навыков, используем настольные и дидактические игры («Где растут витамины», «Части тела», «Сложи картинку», «Что сначала что потом и т.д.) Считаем, что к моменту выпуска детей в школу они получают необходимые представления о ЗОЖ и имеют стойкие навыки и привычки сохранения своего здоровья.
Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям.
Мы включаем в меню фрукты, соки, напитки, лимонный чай, молочные продукты. Для профилактики острых респираторных заболеваний в питание детей включаются зелёный лук, чеснок, что позволяет добиться определённого снижения заболеваемости. Основными принципами организации рационального питания является обеспечение поступления всех основных пищевых веществ в количествах, отвечающих физиологическим потребностям детского организма:
∙ Выполнение правил технологии приготовления блюд;
∙ Соблюдение режима питания (питание по санитарным нормам);
∙ Введение второго завтрака;
∙ С-витаминизация блюд;
∙ Замена продуктов для детей аллергиков;
∙ Организация питьевого режима;
∙ Сервировка стола;
Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей используются такие формы работы: оформляются информационные уголки здоровья «Здоровые дети », «Как я расту», проводятся консультации, родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные семейные эстафеты, анкетирование. Родители - постоянные участники всех конкурсов, проводимых в ДОУ.
Положительный эффект укрепление физического здоровья детей даёт использование в работе нетрадиционных форм оздоровления таких, как: дыхательная гимнастика, релаксация, музыкотерапия, цветотерапия, пальчиковая гимнастика, музыкально-подвижные игры, музыкально-ритмические движения, психогимнастика, игры-путешествия. Работа с педагогами – также является неотъемлемым направлением по укреплению и сохранению здоровья. Коллектив ДОУ участвует в лыжных соревнованиях, в соревнованиях по волейболу. Команда по волейболу в этом году была награждена грамотой за второе место среди организаций района и в лыжных соревнованиях всегда занимаем призовые места.
Выпускники детского сада, поступив в школу, посещают разнообразные спортивные секции: волейбольную, баскетбольную, спортивные танцы, восточные единоборства, лыжные гонки.
Результаты убеждают в правильности и действенности, выбранных нами мер в совершенствовании физкультурно-оздоровительной работы. Однако мы не останавливаемся на достигнутом уровне. Наш творческий поиск продолжается и сегодня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании
Какую цель преследуют здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании?Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку - обеспечение высокого уровня реально...
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании...
«Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании»
Фундамент здоровья человека закладывается в дошкольном возрасте....
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании
в работе прослеживается решение проблемы здоровьесбережения на разных этапах развития общества, а также освещается работа в этом направлении в современных условиях...
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образованиии
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образованиии...
Здоровьесберегающие технологии современного дошкольного образования.
«Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах ...