«Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании»
статья на тему

Кабирова Файруза Хатипьяновна

          «Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании»

Скачать:


Предварительный просмотр:

            МБДОУ «Шеморданский  детский сад №3 «Салават купере»

                   

          «Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании»

   Одной из основных задач детского сада является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, формирование культуры, основ личной гигиены и здорового образа жизни.

Ведущие цели оздоровительной работы в детском саду:

 - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе

- совершенствование условий для обеспечения физического и психического здоровья детей в соответствии с ФГОС ДО, СанПиНа.

 - комплексный подход и реализация  физкультурно-оздоровительных мероприятий в контакте со всеми участниками педагогического процесса (педагоги, медицинские работники, родители, дети). 

Организация среды  и наполненность ее разнообразным оборудованием дают возможность для полноценного физического развития детей и удовлетворения их потребностей в движении. Материально-техническое оснащение,  оборудование, пространственная организация среды детского сада доведен до соответствия санитарно-гигиеническим требованиям  и обеспечивают здоровьесберегающую-оздоровительную работу. В ДОУ созданы следующие условия:

 физкультурный зал; музыкальный зал; бассейн;

 различный спортивный инвентарь: (гимнастические маты, мягкие модули, сухой бассейн,  гимнастические мячи и т.д.);

 спортивная площадка для подвижных и спортивных игр;

 кабинет медицинского работника;

 кварцевые лампы;

 подбор и маркировка мебели согласно физиологическим особенностям детей.

С целью снижения заболеваемости в детском саду разработана и успешно применяется система закаливающих мероприятий в повседневной жизни и специально организованная. Используются все природные факторы: вода, воздух, солнце. Закаливающие мероприятия осуществляются круглый год, но их вид и методика меняются в зависимости от сезона и погоды. Во всех группах проводятся различные виды закаливания. В яслях это воздушные ванны и ходьба по ребристой доске. В младшей и средней группах добавляется дыхательная гимнастика. В старших группах - массаж стопы,  гимнастика на постели.

                Профилактическая работа включает в себя:

- облегченную одежду для детей в детском саду;

- соблюдение сезонной одежды детей на прогулке, учитывая их индивидуальное состояние здоровья;

- соблюдение температурного режима в течение дня;

- соблюдение режима проветривания;

- мытье прохладной водой рук;

- гимнастика для глаз;

- правильную организацию прогулки и ее длительность;

- неспецифическую профилактику респираторных заболеваний (витаминизация третьих блюд, аромотерапия – лук, чеснок).

             Для ребенка, как и для взрослого, необходима эмоционально благоприятная обстановка в группе, образовательном учреждении.  Психолого-педагогическое сопровождение ребенка ведет психолог детского сада. Свою работу с детьми она ведет  по двум направлениям: развитие познавательных процессов психики и преодоление нарушений в поведении.

Эффективность применения здоровьесберегающей-оздоровительной технологии в дошкольном учреждении во многом зависит от взаимодействия воспитателей с медицинской сестрой. Их у нас в штате 2. Составляется план работы на год, включающий в себя консультации для воспитателей, родителей, выступления на педагогических советах, совещаниях. Медицинские сестра учит педагогов определять признаки утомления у детей по изменению окраски кожи, выражению лица, частоте дыхания, появлению потливости и своевременно регулировать характер их деятельности, переключая на более спокойный или, наоборот, интенсивный.

Занятия по физической культуре – это основная форма организованного, система-тического обучения детей физическим упражнениям. Мы используем следующие виды занятий: традиционное, тренировочное, сюжетное (игровое), занятия ритмической гимнастикой, коррекционно-развивающее. Занятия игрового, сюжетного типа проводим преимущественно в летнее время, когда уже все упражнения разучены и ставится задача закреплять двигательные навыки, развивать физические качества в меняющейся обстановке.

В утреннюю гимнастику и физкультурные занятия включаются корригирующие упражнения для профилактики сколиоза, нарушения осанки, плоскостопия.

Процесс обучения на занятиях носит дифференцированный, вариативный характер. Используется принцип чередования активной деятельности с упражнениями на дыхание и релаксацию с целью  исключение возможности перегрузки детей, их переутомления.

Также нами в работе используются организованные формы занятий с включением подвижных игр,  спортивных упражнений с элементами  соревнований, пешеходные прогулки, экскурсии, праздники, развлечения.
Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности. На физкультурные праздники мы приглашаем школьников – бывших воспитанников дошкольного учреждения, родителей, сестёр и братьев. Темы праздников самые разнообразные «Папа, мама, я-спортивная семья», «Олимпийские игры», «Веселые старты»,  и т.д. Наибольшую пользу для оздоровления и закаливания  детей приносят физкультурные праздники, организованные на открытом воздухе: «Сабантуй», «Навруз».

Система работы с детьми предполагает различные формы, средства и методы формирования представлений о ЗОЖ. Основными формами нашей работы являются организованная образовательная деятельность, режимные моменты, спортивные кружки: «Бассейн», «Легкая атлетика»,  «Хоккей». В конце учебного года руководители кружков проводят итоговые мероприятия: организованную образовательную деятельность по плаванию, спортивные игры  с мячом,  соревнования по хоккею в Ледовом Дворце «Нарат» и по легкой атлетике  с участием родителей.    

Раннее обучение плаванию способствует гармоничному развитию малышей и положительно влияет на развитие всех систем организма: улучшает дыхание, кровообращение, укрепляет опорно-двигательный аппарат, благотворно сказывается на деятельности цен-тральной нервной системы. Поэтому обучение плаванию мы начали с детей младшего дошкольного возраста.  Занятия проводятся по принципам постепенности и последовательности в переходе от привыкания к воде во время простого передвижения по дну к разучиванию определенных плавательных движений.  Упражнения и игры в воде доставляют детям удовольствие и радость, побуждают их к самостоятельности, стремлению научиться хорошо плавать, вызывают положительное эмоциональное отношение  к занятиям на всех этапах обучения.

В течение года на педсоветах проводится анализ заболеваемости и посещаемости.

Сравнительный анализ данных показывает положительную динамику уровня оздоровления  детей.

При воспитании культурно-гигиенических навыков формируем привычку                       правильно: умываться, вытираться, ухаживать за полостью рта, пользоваться носовым платком, правильно вести себя при кашле и чихании.
Расширяем представления о ЗОЖ  через: сюжетно-ролевые игры« Больница», «Аптека», «Семья», чтение художественной литературы, разучивание загадок о частях тела, пословиц о здоровье. Продолжаем знакомить детей с правилами сохранения своего здоровья и заботе о нём. Для расширения кругозора детей и закрепления ранее полученных навыков, используем настольные и дидактические игры («Где растут витамины»,    «Части тела», «Сложи картинку», «Что сначала что потом и т.д.) Считаем, что к моменту выпуска детей в школу они получают необходимые представления о ЗОЖ и  имеют стойкие навыки и привычки сохранения своего здоровья.

Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям.  

Мы включаем в меню фрукты, соки, напитки, лимонный чай, молочные продукты. Для профилактики острых респираторных заболеваний в питание детей включаются зелёный лук, чеснок, что позволяет добиться определённого снижения заболеваемости. Основными принципами организации рационального питания является обеспечение поступления всех основных пищевых веществ в количествах, отвечающих физиологическим потребностям детского организма:

 Выполнение правил технологии приготовления блюд;

 Соблюдение режима питания (питание по санитарным нормам);

 Введение второго завтрака;

 С-витаминизация блюд;

 Замена продуктов для детей аллергиков;

 Организация питьевого режима;

 Сервировка стола;

Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей используются такие формы работы: оформляются информационные уголки здоровья «Здоровые дети », «Как я расту», проводятся консультации,  родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные семейные эстафеты, анкетирование. Родители - постоянные участники всех конкурсов, проводимых в ДОУ.

Положительный эффект укрепление физического здоровья детей даёт использование в работе нетрадиционных форм оздоровления таких, как:  дыхательная гимнастика, релаксация, музыкотерапия, цветотерапия, пальчиковая гимнастика, музыкально-подвижные игры, музыкально-ритмические движения, психогимнастика,   игры-путешествия.  Работа с педагогами – также является неотъемлемым направлением  по укреплению и сохранению здоровья. Коллектив ДОУ участвует в лыжных соревнованиях, в соревнованиях по волейболу. Команда по волейболу в этом году была награждена грамотой за второе место среди организаций района и в  лыжных соревнованиях  всегда занимаем призовые места.

Выпускники детского сада, поступив в школу, посещают разнообразные спортивные секции: волейбольную, баскетбольную, спортивные танцы, восточные единоборства, лыжные гонки.

Результаты убеждают в правильности и действенности,  выбранных нами мер в совершенствовании физкультурно-оздоровительной работы. Однако мы не останавливаемся на достигнутом уровне. Наш творческий поиск продолжается и сегодня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании

Какую цель преследуют здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании?Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку - обеспечение высокого уровня реально...

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании...

«Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании»

Фундамент здоровья человека закладывается в дошкольном возрасте....

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании

в работе прослеживается решение проблемы здоровьесбережения на разных  этапах развития общества, а также освещается работа в этом направлении в современных условиях...

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образованиии

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образованиии...

Здоровьесберегающие технологии современного дошкольного образования.

«Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах ...