Программа дошкольного образования по формированию культуры здорового образа жизни и патриотическому воспитанию детей подготовительной группы «Будь здоров, как Максим Орлов!»
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Плесковская Евгения Валерьевна

программа для вооспитателей детских садов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bud_zdorov_kak_maks_orlov.docx118.72 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дошкольного образования по формированию культуры здорового образа жизни  и патриотическому воспитанию детей подготовительной группы

«Будь здоров, как Максим Орлов!»

Программа дошкольного образования по формированию культуры здорового образа жизни  и патриотическому воспитанию детей подготовительной группы «Будь здоров, как Максим Орлов» (далее – Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и задачами «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».

Программа предназначена для детей подготовительной группы дошкольных образовательных организаций (6-7 лет) и адресована:

- руководителям образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования;

- методистам;

- воспитателям дошкольных образовательных организаций;

- инструкторам по физической культуре;

- родителям.

Программа систематизирует знания детей о здоровом образе жизни, полученные в дошкольном детстве, закладывает базовый уровень навыков здоровьесбережения, гражданственности, патриотизма и направлена на преемственность связей с последующим уровнем образования (начальная школа).

Программа подготовлена с учётом интеграции различных образовательных областей, представляет собой систему работы с детьми, рассчитанную на три  месяца,  и предусматривает вариативность её использования, внесение изменений и дополнений в соответствии с приоритетами в работе с детьми конкретной дошкольной образовательной организации.

Программа обеспечена дидактическим учебно-методическим комплектом.

Программа разработана по инициативе Правительства Омской области.

Автор Программы: Аристова Юлия Владимировна, филолог, писатель.

Куратор проекта: Петрова Е. А., доктор психологических наук, профессор, действительный член Академии педагогических и социальных наук, действительный член и Президент Академии имиджелогии, зав. кафедрой социальной психологии РГСУ. Член Российского психологического общества, член правления Московского отделения РПО, руководитель секции психологии имиджа.

Консультационная поддержка: Цветкова Т.К., руководитель Учебного центра АНО «Международная Академия спорта Ирины Винер».

        

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ....…………………………………………………..........4
  1.      Пояснительная записка.……………………………………………………....4
  2.      Планируемые результаты освоения Программы …………………………..8

2.       СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ……………………………...……………..10

  1.      Общие положения содержания………….………………………….............10
  2. Возрастные особенности развития детей 6-7 лет (подготовительная группа)…………………………………………………………………………...12

2.3 Тематическое планирование занятий………………………………………14

2.4     Образовательная деятельность по областям развития…………………….16

2.5Примерное планирование образовательной деятельности  (с прогнозируемыми результатами) в соответствии с образовательными областями…………………………………………………………………….20

2.6Формы совместной деятельности взрослых и детей в рамках

 Программы…………………………………………………………………..27

  1.      Методы и технологии………………………………………………….........28
  2. Целевые ориентиры на этапе завершения реализации программы……...30

2.9      Формы сотрудничества с семьёй……………………………………..........30

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ..…...……………………………............32
  1.      Объекты предметной среды……………………………….…………..........32
  2.      Объекты социальной среды…………………………………….……..........32
  1.  Учебно-методическое и материально-техническое сопровождение.........33
  1. ПРИЛОЖЕНИЯ….. ……………………………………………………........37

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  1. Пояснительная записка

Ключевая задача современной государственной политики, направленной на модернизацию страны, – обеспечение процесса развития личности россиянина, процесса, главными аспектами которого являются: укрепление здоровья, привитие ценностей здорового образа жизни, духовно-нравственное и гражданско-патриотические воспитание.

В первую очередь это касается подрастающего поколения страны.

Забота о детях сегодня – это забота о будущем России, для этого в настоящее время консолидируются усилия всего общества, при этом ведущая роль отдается системе образования как основной базе для взращивания молодого потенциала страны.

Гармоничное развитие детей, привитие им навыков культуры здорового образа жизни и духовных ценностей – это не просто механизмы воспитания, а большая и ответственная педагогическая деятельность по выявлению и конструктивному использованию наилучшего опыта в создании новых форматов работы с ребятами, начиная с раннего возраста их развития.

Огромную поддержку в этой работе оказывает сформированная государственная законодательная и нормативно-правовая база[1].

В настоящее время особую актуальность приобретают такие важные направлениядеятельности образовательных организаций, как:

–   формирование у ребят ценностей здоровья и культуры здорового образа жизни;

– создание системы и механизмов сотрудничества образовательнойорганизации и семьи в области формирования культуры здорового образа жизни детей, их родителей и педагогов.

Одновременно в «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» (Указ Президента Российской Федерации от 1 июня    2012 г. № 761) отмечен ещё один аспект в воспитании подрастающего поколения, низкий уровень этического, гражданско-патриотического развития детей, проблема, связанная с влиянием западной культуры и сети Интернет. В документе говорится о необходимости формирования новой  общегосударственной системы воспитания детей, обеспечивающей их социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности, законопослушное поведение, а также внедрения современных программ гражданско-патриотического воспитания, направленных на создание российской гражданской идентичности.

В свете вышесказанного особое значение приобретает процесс дошкольного образования и воспитания ребёнка, начиная с ранних лет его жизни, «зелёную улицу» которому предоставил Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО). Он позволяет, с одной стороны, утвердить и защитить специфику дошкольного детства как физически и психологически особого периода развития ребёнка, а с другой – обеспечить целостность и преемственность  системы российского образования.

Генеральной линией ФГОС ДО является развитие личности ребенка, которое происходит в процессе освоения им общекультурных норм, способов деятельности, общений. Это делает содержание дошкольного образования базисным и многоаспектным и даёт возможность с раннего детства развивать у ребят значимые личностные качества (активность, самостоятельность, ответственность, толерантность, любознательность, открытость, патриотичность, понимание собственного участия в сохранении своего здоровья, пр.).

Настоящая Программа направлена на решение задач ФГОС ДО в области формирования общей культуры личности детей. Она пополняет и систематизирует их знания о здоровом образе жизни, закладывает у них навыки здоровьесбережения, гражданственности, патриотизма, формирует нравственные качества личности и предпосылки для их дальнейшей успешной учебной деятельности.

Цель. Программы: создание модели образовательного процесса по формированию у детей самостоятельности и ответственности в вопросах сохранения и укрепления своего здоровья, мотивации к занятиям физической культурой и спортом, основ гражданственности и патриотичности.  

Задачи Программы:

-  формирование у детей основ культуры здорового образа жизни;

- укрепление здоровья и повышение функциональных возможностей организма воспитанников;

- развитие у детей двигательной активности и мотивации к занятиям физической культурой и спортом;

- создание условий для формирования интегративных качеств личности ребёнка;

- воспитание навыков собственного здоровьесбережения,  коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;

- воспитание уважения к отечественным традициям и социокультурным ценностям;

- формирование знаний о спортивных достижениях нашей страны;

- формирование основ гражданственности и патриотизма.

Концептуальные подходы.

Программа создана в концепции развивающего обучения и предполагает системно-деятельностный, компетентностный подход к образованию детей дошкольного возраста.

Программа учитывает навыки и умения, которыми обладает ребёнок в настоящее время (в том числе способности, данные с рождения), и предлагает педагогические приёмы, которые позволяют реализовать задачи и приобрести  навыки, умения сначала только при помощи взрослого, а потом  самостоятельно.

Программа предполагает последовательное обращение к образно-ассоциативному ресурсу, эмоциональной, ассоциативной и мышечной памяти ребёнка.

В её содержании заложены идеи амплификации детскогоразвития (обогащение развития ребёнка как личности) А.В.Запорожца максимальное обогащение содержания специфически детскими формами игровой практической и изобразительной деятельности, а также общения детей друг с другом и со взрослыми с целью формирования психических свойств и качеств, для возникновения которых в раннем детстве создаются наиболее благоприятные предпосылки.

Главным способом реализации содержания программы являются беседа, чтение и заучивание отдельных фрагментов «поэмы», в которых в стихотворной форме заложены основы знаний, планируемые для освоения детьми. Это выстроенная система повествования о важности тех ценностей нашей жизни, формирование навыков которых отражено в цели и задачах Программы.

Важной составляющей процесса реализации Программы является разнообразная игровая деятельность, осуществляемая ребёнком совместно с другими детьми и взрослыми.

Программой предусмотрена теоретическая подготовка детей в области физической культуры, ценностей здорового образа жизни, духовно-нравственных и патриотических традиций России.

Программа предполагает творческий подход воспитателей к процессу её реализации и активное участие в нём родителей.

Принятый воспитательный образ (идеал)  это высоконравственный, сознательный гражданин России, принимающий её судьбу как свою личную, осознающий ответственность за своё здоровье, настоящее и будущее своей страны.

Основные принципы реализации Программы.

Основным принципом реализации Программы является создание максимально благоприятных ситуаций для развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, социальными возможностями и врождёнными способностями.

В целях организации качественной работы по указанному принципу предполагается также использование  таких принципов, как:

системный подход, реализация образовательного содержания «от общего к частному»;

принцип «единства аффекта и интеллекта» (Л.С. Выготский) интегрированный подход к организации процесса освоения предлагаемого содержания Программы;

развитие у детей навыков поисковой деятельности, т. е. создание проблемных ситуаций, которые будут мотивировать ребёнка к самостоятельному поиску возможностей их разрешения;

–  практическое экспериментирование  использование различных ресурсов для решения поставленной задачи(беседы, поэзия, игры, рисунок, пр.);

учёт индивидуальных особенностей (в том числе лидерских качеств, инициативности, различий в темпе выполнения задач, пр.);

создание условий для мотивации к саморазвитию (развитие у детей желания в различной свободной деятельности повторять (дополнять) пройденный материал);

использование всех видов восприятия информации (визуального, аудиального, кинестетического);

использование формата диалога (ребёнка с взрослым, детей между собой, педагогов друг с другом и родителями) как основной базы процесса передачи информации.

Использование указанных принципов при организации и осуществлении учебного процесса с детьми дошкольного возраста будет способствовать их полноценному психическому развитию, качественному восприятию всего учебно-развивающего материала Программы, сохранению положительной эмоциональной обстановки в коллективе дошкольной организации в целом и на занятиях по Программе в частности и способствовать решению задач по здоровьесбережению ребят.

Уникальность  Программы заключается в создании творческих условий для гармоничного развития личности посредством использования в воспитательном процессе эксклюзивного авторского подхода к изложению учебного материала и созданию интегративных схем его подачи детям (разнообразные формы устного изложения, наглядности, игровой деятельности, пр.).

Основные акценты содержания Программы направлены на формирование у детей мотивации к здоровому образу жизни,  навыков здорового питания,  способствуют воспитанию у них с ранних лет нравственных качеств, основ патриотизма и российской гражданской идентичности.

Особенность программы заключается в подборе дидактических материалов, основанных на поэме Юлии Аристовой «Будь здоров, как Макс Орлов», которые создают возможность всем участникам реализации Программы (дети, педагогические работники и родители) творчески решать поставленные задачи.

        Ещё одной актуальной положительной чертой Программы является её нацеленность на укрепление конструктивного альянса «ребёнок-воспитатель-родители» по многим важным вопросам жизнедеятельности детей. Эффективные формы социально-делового и психолого-педагогического партнёрства всех участников образовательных отношений, приёмы приобщения родителей к процессу реализации Программы заложены в специальном пособии о  здоровом образе жизни в виде детской книжки с заданиями, обеспечивая просвещение родителей по вопросам гармоничного развития ребёнка, его правильного питания и роли физической культуры в жизни маленького человека.

1.2 Планируемые  результаты освоения Программы

По итогам реализации Программы предполагается достижение определённых результатов всеми участниками образовательных отношений.

Планируемые результаты освоения Программы детьми соотнесены с основными требованиями ФГОС ДО к целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования, которые должны выступать гарантом и основанием преемственности дошкольного и начального общего образования ребёнка. Исходя из этого, для различных целевых групп планируются следующие итоги:

  • ребёнок:

–  понимает основные ценностные ориентиры культуры здорового образа жизни, умеет соблюдать элементарные правила охраны своего здоровья, имеет соответствующие возрасту представления о вредных привычках, здоровом питании и безопасном поведении в быту;

 приобретает устойчивую потребность в двигательной активности, начальную мотивацию к занятиям физической культурой и проявляет индивидуальный интерес к различным видам спорта;

 ощущает свою сопричастность традициям и историческим ценностям Родины, осознаёт себя гражданином России;

 приобретает положительные эмоциональные качества (сопереживание, отзывчивость), навыки творческого подхода к деятельности, доброжелателен и спокоен;

 соблюдает общепринятые нормы и правила поведения, приобретает навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми, владеет различными приёмами коммуникации;

    приобретает понимание собственной области интересов;

 активен в познавательной области жизнедеятельности, способен самостоятельно исследовать, экспериментировать и вести поиск решения поставленной задачи;

 владеет умениями и навыками, необходимыми для осуществления различных видов деятельности (речевыми, литературными, изобразительными, игровыми, пр.);

  воспринимает предстоящую школьную жизнь как новый, интересный этап своего развития и познания мира.

  • педагогические работники:

 совершенствуют профессиональные компетенции в части создания психолого-педагогических условий для работы с детьми в соответствии с задачами, поставленными «Национальной стратегией действий в интересах  детей на 2012-2017 годы»;

обеспечивают условия для гармоничного развития ребёнка, отвечающие принципам развивающего обучения, интеграции образовательных областей и видов деятельности, основам  системно-деятельностного, компетентностного подхода к обучению детей дошкольного возраста;

 укрепляют компетенции в области технологий, направленных на создание   здоровьесберегающей среды для детей и формирование у них навыков в области культуры здорового образа жизни, физического, социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития и гражданского патриотизма;

повышают свой уровень инициативности и творческой активности;

 расширяют свой диапазон знаний и умений по использованию разнообразных форм взаимодействия с детьми;

 повышают качество образовательных услуг и социальный статус дошкольного образования;

–укрепляют альянс «ребёнок–семья–дошкольная образовательная организация».

  • родители:

 совершенствуют знания (приобретают новые) в области методов и технологий гармоничного развития личности ребёнка;

 активно участвуют в воспитательном процессе и формировании у детей основ культуры здорового образа жизни, социально-коммуникативных навыков, познавательных инициатив, творческих способностей и основ гражданственности;

укрепляют альянс «ребёноксемьядошкольная образовательная организация».

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ  РАЗДЕЛ

2.1. Общие положения содержания

Учитывая научные данные о том, что каждый период жизни человека характеризуется специфической социальной ситуацией развития, конкретными новообразованиями и их своеобразным сочетанием, ведущей деятельностью, в наибольшей степени влияющей на психическое развитие ребёнка и его подготовку к переходу на новую возрастную ступень, Программа разработана для детей подготовительной группы (6-7 лет) и  строится на понимании  особенностей процесса образования ребёнка данного возрастного периода, способствует формированию у него основ культуры здорового образа жизни, активной жизненной позиции, нравственных ценностей, предполагает развитие физического и эмоционального благополучия каждого обучающегося.

Программа рассчитана на проведение досуговой деятельности с детьми в любой период года  в рамках спортивно-оздоровительных мероприятий.

Содержание программы ориентировано на детей всех групп здоровья. Продолжительность занятия составляет 30 минут, проводится оно 1 раз в неделю,  всего 12 занятий.  Для закрепления материала и разнообразия форм работы с детьми предлагается праздник «День здоровья».

В Программе определены пути, организационные формы, содержание, основные методы и приёмы  взаимодействия взрослого и ребёнка в процессе воспитания и обучения, нацеленные на максимальную их эффективность.

В основе Программы  системный подход к процессу обучения, учитывающий взаимосвязь пяти направлений дошкольного образования – познавательное, физическое, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое.

Ведущими формами организации занятия являются как групповые, так и подгрупповые. Применяется дифференцированный подход к детям–с учётом их индивидуальных особенностей и возможностей.

Основными методами занятий с детьми являются чтение, беседа и игра (дидактическая, сюжетная, подвижная, спортивная, пр.). Игра представлена как  вид деятельности и как способ образования.

Образовательная деятельность по Программе осуществляется с опорой на изучение национальных спортивных традиций и  достижений (Олимпиада в Сочи, Чемпионат мира по хоккею 2014г.), развитие интереса к прошлому своей Родины, национального, гражданского и патриотического  самосознания.

В основе концепции программы лежит поэма Ю. Аристовой «Будь здоров, как Макс Орлов». Её главная содержательная тема – воспитание целеустремленного ребёнка, новой личности современного общества – в будущем здорового, активного гражданина и патриота России. В настоящее время это подрастающий ребёнок с активными познавательными и двигательными способностями.

Исходная познавательная ситуация создаётся на основе чтения поэмы «Будь здоров, как Макс Орлов». Стихи  легко воспринимаются и запоминаются детьми, что  развивает их память, формирует интерес к правилам здорового образа жизни, положенным в основу каждого стихотворения, и развивают мотивацию к чёткому их соблюдению (через образную подачу принципов их  выполнения).

Ребёнку  предоставляются также дидактические материалы по теме каждой сюжетной ситуации для собственного (с помощью взрослого) анализа, исследования, понимания причин, использования предложенных правил, переработки полученной информации и практического применения в жизни всего изученного. У каждого ребёнка появляются возможности обсуждать, действовать, проигрывать, отображать и дополнять.

В каждой ситуации просматривается интеграция разнообразных задач  и видов деятельности для их решения с включением творческой инициативы ребёнка.

Правила игр предлагают лишь общую линию поведения, но не устанавливают конкретных действий.

Структура игровой ситуации включает следующие компоненты.

  1. Введение в игровую ситуацию. Мотивация детей к дидактической игре.
  2. Создание определённых трудностей в игровой ситуации (актуализируется накопленный детьми опыт, воспитатель организует предметную их деятельность по преодолению возникших препятствий).
  3. «Открытие» ребёнком (детьми) новых способов действий (воспитатель использует проблемные методы, подводящий диалог, побуждающий диалог, организует построение нового навыка, который фиксируется детьми в речи и действиях с использованием знаков).
  4. Включение нового учебного материала (воспитатель предлагает игры, в которых новый материал присутствует в познавательной связке с освоенными ранее знаниями).

В результате психологических исследований было установлено, что у детей интерес к познанию появляется тогда, когда им в доступной форме дают систематизированные знания, отражающие существенные связи  областей действительности, с которыми сталкивается ребёнок в своей повседневной жизни, что и было использовано в Программе.

2.2 Возрастные особенности развития детей 6-7 лет (подготовительная группа)

  • Головной мозг заканчивает свое анатомическое и физиологическое формирование.
  • Появляются более стойкие иммунные реакции.
  • Наблюдается интенсивное увеличение роста.
  • Продолжает развиваться воображение.
  • Развивается образное мышление.
  • В сюжетно-ролевой игре дети начинают осваивать сложные взаимодействия людей.
  • В изобразительной деятельности появляются сюжеты из окружающей жизни, литературных произведений.
  • В конструировании дети владеют обобщённым способом анализа изображения и постройки.
  • Продолжает развиваться речь, формируется позиция школьника.
  • Развивается внимание, оно становится произвольным.

Примечательно, что в этот период развития ребёнка происходят глубокие психические изменения, которые связаны не только с функциональной перестройкой организма, но и с его взрослением. Ребёнок осознает изменение своего социального статуса  самый старший воспитанник детского сада.

Активизируется любознательность, у ребенка увеличивается количество вопросов познавательного содержания, книг для рассматривания, прослушивания и самостоятельного чтения. Сюжеты составленных им рассказов и сделанных рисунков свидетельствуют о возникновении у него повышенного интереса к социальной жизни.

Благодаря постепенному развитию философского мышления и взгляда на себя и на мир, овладению умением слушать и слышать взрослого, спрашивать, анализировать, ребёнок в этом возрасте открывает смысловые аспекты нравственной стороны жизни человека.

Ведущая роль в воспитании ребёнка седьмого года жизни отводится наставнику (воспитателю, родителю, старшей сестре, пр.).

Особую роль приобретает беседа, во время которой взрослый  способен утолить жажду воспитанника в познании.

Важной особенностью воспитанника данной возрастной группы является готовность к обучению. Ребёнок умеет слушать и слышать воспитателя, вычленить учебную задачу и превратить её в самостоятельную цель деятельности, осуществить самоконтроль в процессе её реализации.

Серьёзные изменения претерпевает и мотивационная сфера ребёнка седьмого года жизни.

Вместе с желанием быть похожим на взрослых большую силу приобретают познавательные, соревновательные мотивы.  

У ребенка возникают не только новые стремления, но и новые возможности способность соподчинять свои мотивы. Эта способность позволяет ребёнку отказаться от привлекательного в данный момент предмета или действия ради выполнения более важного, хотя, возможно, и более скучного дела.  

Воспитанник начинает прислушиваться к тем оценкам, которые дают его поведению взрослые и сверстники. Эти оценки служат для него средством самопознания, на их основе складывается его самооценка как личности.

В процессе взаимодействия с окружающими получают свое дальнейшее развитие такие чувства, как гордость, стыдливость. Ребёнок может гордиться не только конкретными поступками, одобренными взрослым, но и своими положительными качествами, которые он сам постепенно осознаёт.

Общественное мнение начинает оказывать значительное влияние на моральные представления и переживания. Дети этого возраста уже считаются с ним и выбирают в своём окружении образцы (идеалы) для подражания и сравнения.

Ежедневно ребёнок начинает включаться в экспериментирование, как по своей инициативе, стремясь докопаться до истины, получить ответы на волнующие вопросы (Н.Н. Поддьяков), так и при целенаправленном содействии педагога с помощью технологии «проблемные ситуации»(Н.М. Крылова, В.Т. Иванова).

Познавательная деятельность детей приобретает сложные формы. Восприятие становится целенаправленным, точным и обобщённым.

Возможности интеллектуальной деятельности также заметно возрастают.

Начинает развиваться поэтический слух. К школе ребёнок приобретает достаточно большой запас слов. Он может отвечать на вопросы развёрнутыми фразами, может составлять рассказ по картине, описывать свои впечатления от увиденного, воспроизводить содержание литературного произведения.

Рассказы его становятся содержательными, связными и индивидуальными.  

Примечательно, что ребёнок этого возраста может внимательно слушать литературные произведения, замечать использование в них художественно-выразительных и изобразительных средств (Л.М. Гурович).

И всё же игровая деятельность (все семь её видов сюжетно-ролевые игры, строительно-конструктивные, театральные, дидактические, подвижные, музыкальные, игры-забавы) остается ведущей в жизни ребёнка седьмого года жизни.

Огромное значение по окончании игры в воспитательном процессе придаётся организации заключительной беседы между участниками игры.

Дидактические игры (настольные, словесные и т.д.), так же, как и подвижные игры, привлекают выпускника детского сада возможностью испытать себя.

Поэтому  игра по правилам вызывает среди участников удовлетворенность этой деятельностью. Именно в этом содержится ключ к развитию дружеских взаимоотношений между детьми: достойно вести себя, если проиграл, и доброжелательно к победителю.

Развивается у дошкольника седьмого года жизни и интерес к различной художественной деятельности (художественно-речевая, изобразительная, музыкальная, танцевальная, конструктивная). В разных её видах, благодаря возросшей собственной инициативе ребёнка, открываются и активно формируются его творческие и художественные способности.

Одновременно идёт приобщение ребёнка к общечеловеческой и национальной культуре.

Организатором, режиссёром и актёром-исполнителем педагогического процесса, который бы учитывал все физические и психологические особенности данного периода жизни детей,  является воспитатель (взрослый), который должен выстраивать процесс воспитания ребёнка (коллектива воспитанников) и собственную деятельность в виде  инновационных форм.

Всё сказанное выше легло в основу содержания Программы таким образом, чтобы она могла отвечать требованиям уровня развития ребёнка в возрасте 6 -7 лет.

2.3Тематическое планирование занятий

№ п/п

Тема

Содержание и формы работы.

Кол-во часов*

1

«Будь здоров, как Макс Орлов» – здоровый образ жизни.

Чтение и обсуждение поэмы.

1

2

Первая тайна Максима Орлова  полезные привычки.

«Не ленись, как Булкин Коля, поступай, как Макс Орлов!»

Беседао полезных привычках. Динамическая пауза: подвижная игра  «Зарядка».

Рассматривание иллюстрации «Микроб». Дидактическая игра «Угадай предмет».

Беседа о закалке.

1

3

Вторая тайна Максима Орлова – правильное питание.  

«Максу бабушка готовит борщ, котлету и компот».

Беседа «Пирамида питания» и обсуждение  иллюстрации. Рассматривание иллюстрации «Белки, жиры, углеводы и продукты, их содержащие».

Дидактическая игра «Полезный продукт».

1

4

Третья тайна Максима Орлова.

«Чтобы крепким быть и сильным, ешь морковь и апельсины!»

Беседа «Витамины в продуктах». Презентация «Полезные  продукты».

Дидактические игры: «Найди витамин»; «Узнай на вкус»; «Что можно приготовить из фруктов?».Динамическая пауза: подвижные игры «Фруктовая эстафета»,  «Компот».

1

5

Четвёртая тайна Максима Орлова.

«Фастфуд нам не друг»

Беседа о вреде  фастфуда.

Дидактические игры: «Найди вредный продукт»; «Собери рюкзачок».

Динамическая пауза: подвижная игра «Выброси вредные продукты».

1

6

Правильное питание – главная тайна здоровья.

«Будь здоров, как Макс Орлов!».

Беседы о пользе воды для организма и о сладостях. Дидактические игры: «Съедобный – несъедобный продукт»; «Исправь ошибки в журнале «Незнайка».

Сюжетно-дидактическая игра: «Пишем письмо Коле». Демонстрация иллюстрации «Коля Булкин и Макс Орлов».

1

7

«Режим дня  пятая тайна Максима Орлова»

Дидактические игры: «Составление режима дня Коли Булкина»;

«Полезные дела»;

«Свободное время».

1

8

Вредные привычки Коли Булкина. «Виртуальная сеть Человека-паука»

Беседы об опасности интернет- зависимости и рекламы.

Рисование или лепка.

1

9

Шестая тайна Макси-ма  Орлова.

«Не ленись, как Булкин Коля, поступай, как Макс Орлов!»

Беседа о здоровом образе жизни и спорте.

Дидактические игры: «Что делает спортсмен?»; «Спортсмен какого вида спорта?».

Загадки про спорт.

1

10

«Я спортсмен, как Силачов, я здоров,  как Макс Орлов».

Беседа о спорте.

Словарная работа. Дидактическая игра: «Что кому принадлежит?»

Рисование.

1

11

 «Хоккейная дружина».

Беседа о хоккее.

Спортивная эстафета.

1

12

«Хоккейная дружина» (продолжение).

Беседа о патриотизме.

Лепка хоккеиста-вратаря.

1

ИТОГО:

Рекомендуется проведение музыкально-театрализованного представления «День здоровья». (См.: Приложение 4)

12

*- под «часом» подразумевается время, отведённое на одно занятие (30 мин.)

2.4  Образовательная деятельность по областям развития

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

         Используя средства Программы, возможно:

-  воспитывать у ребёнка любовь и уважение к Родине, к отечественным историческим и патриотическим традициям и достижениям (в спорте в том числе);

-    формировать представление о добре и зле, способствовать гуманистической направленности поведения;

-    учить ребёнка чувству сострадания к тем, кто попал в сложную жизненную ситуацию и нуждается в помощи;

-    формировать активную гражданскую позицию;

- формировать оценку нравственных понятий и поступков, используя педагогическое воздействие на детей художественного слова, а также результаты полученных детьми первичных знаний об общечеловеческих ценностях, нормах и правилах поведения;  

-  развивать коммуникативные качества характера (навыки общения и взаимодействия со  взрослыми и сверстниками);

- обеспечивать условия для различных общений, способствующих эмоциональному благополучию детей;

- создавать общую атмосферу доброжелательности, толерантности, взаимовыручки, умения работать в команде, доверия, эмоционального комфорта, тепла и понимания.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

         Используя средства Программы, возможно:

-    развивать у ребёнка любознательность и познавательную мотивацию;

-    развивать умение наблюдать и  анализировать  различные явления и события, сопоставлять и обобщать их;

- формировать навыки познавательных действий, побуждать процесс становления сознания;

- пополнять образовательный багаж ребёнка новым познавательным содержанием (понятиями и представлениями);

-  способствовать развитию и совершенствованию разных форм познания в соответствии с индивидуальными особенностями, социальными возможностями и физическим развитием;

- целенаправленно развивать интеллект, используя различные формы деятельности детей и формы их интеграции;

-    развивать у ребёнка пространственное воображение и творческую активность;

-    создавать условия, способствующие выявлению и поддержанию избирательных интересов, проявлению самостоятельной познавательной активности детей;

- формировать навыки использования различных источников информации, необходимых для решения поставленных перед ребёнком задач.

Речевое развитие включает: 

владение речью, как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

         Используя средства Программы, возможно:

-     учить детей владеть речью как средством общения;

-  развивать способности в использовании диалога путём формирования активной коммуникативной позиции;

-     приобщать детей к элементарным правилам ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника; задавать вопросы и  строить ответ);

-  развивать способность к выражению своих мыслей путём построения целостных высказываний повествовательного или описательного характера;  

-     побуждать  детей употреблять  в речи слова и словосочетания в соответствии  с условиями общения, речевой  и социальной ситуацией, связывать их по смыслу;

-  вводить в речь детей новые слова и понятия (в том числе связанные со здоровым образом жизни и спортом);

-    обогащать словарный запас детей и развивать смысловую сторону речи;

- расширять и активизировать словарь через синонимы и антонимы (существительные, глаголы, прилагательные);

поощрять стремление детей составлять из слов словосочетания и предложения.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

 Используя средства Программы, возможно:

- знакомить детей с литературными произведениями (напр.: поэма «Будь  здоров, как Макс Орлов!»);

-   развивать способности к изобразительной деятельности;

-   содействовать накоплению детьми опыта восприятия произведений искусства (напр.: картина В. Васнецова «Богатыри»);

-   развивать воображение, образное мышление, эстетический вкус;

-   содействовать накоплению опыта восприятия и эмоциональной отзывчивости; развивать эмоционально-эстетическую и декоративную трактовку образов;

-   обучать навыкам самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной и др.);

-   поддерживать стремление детей к творчеству;

-  осуществлять сотрудничество с родителями в приобщении детей к наследию русского изобразительного искусства.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не  наносящим ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Используя средства Программы, возможно:

- формировать представление о культуре здорового образа  жизни;

- внедрять в работу с детьми здоровьесберегающие технологии;

- воспитывать мотивацию к занятиям физической культурой и спортом;

- использовать разнообразные формы для развития двигательной активности детей;

- формировать у детей навыки ответственности за сбережение собственного здоровья;

-   приобщать родителей к формированию у их детей основ культуры здорового образа жизни;

-   осуществлять взаимодействие с родителями при  проведении физкультурно-оздоровительной работы с детьми.

2.5 Примерное планирование образовательной деятельности        (с прогнозируемыми результатами) в соответствии с образовательными областями

занятия

занятия

Образовательные области

Тема

Планируемые результаты уровня интегративных качеств

Материально-техническое обеспечение занятий

Организованная образовательная деятельность

1

Социально-коммуникатив-ное развитие.

Познавательное развитие.

Речевое развитие.

Художественно - эстетическое развитие.

Здоровый образ жизни.

«Будь здоров, как Макс Орлов!»

Высказывает свою точку зрения и отношение к персонажам.

Поддерживает беседу. Связно, последовательно пересказывает, рассуждает, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении познавательных задач.

Обнаруживает стремление объяснить  связь фактов, использует простое причинное рассуждение («Здоров, потому что...»).

Поэма  «Будь здоров, как Макс Орлов!»  Юлии Аристовой.

1. Чтение. Чтение поэмы.

2. Коммуникативная. Беседа по содержанию. Обсуждение поэмы. Примерные вопросы:

- Ребята, на кого из героев вы бы хотели  быть похожими и почему?

 - Сможет ли  Коля исправиться?

- Что ему нужно для этого сделать? и др.

 3. Художественная. Рассматривание и обсуждение иллюстраций.

2

Социально-коммуникатив-ное развитие.

Познавательное развитие.

Физическое развитие.

Речевое развитие.

Первая тайна Максима Орлова  –полезные привычки. «Не ленись, как Булкин Коля, поступай, как Макс Орлов!»

(полезные привычки: гигиена, за-рядка,за-калка).

Умеет поддерживать беседу. С интересом отгадывает загадки. С интересом рассматривает иллюстрации  и делает выводы. Обнаруживает стремление объяснить связь фактов.

Иллюстрация «Коля Булкин и Макс Орлов», иллюстрация с увеличенным изображением микроба и грязных рук.

Загадки.

1.Коммуникативная.Беседа о гигиене, зарядке, закалке.

2. Познавательно-исследовательская. Рассматривание микроба и грязных рук. Отгадывание загадок.

3.Игровая. Подвижная игра «Зарядка».

3

Социально-коммуникативное развитие.

Познавательное развитие.

Физическое развитие.

Речевое развитие.

Вторая тайна Максима Орлова – правильное питание.  

«Максу бабушка готовит борщ, котлету и компот».

Выражает свое отношение к персонажам.

Поддерживает беседу, рассуждает о пользе правильного питания.

С интересом рассматривает иллюстрации  и делает выводы.

Делится выводами с педагогом и другими детьми.

Иллюстрация «Пирамида питания», иллюстрация «Белки, жиры, углеводы и продукты, их содержащие»,мяч.

1.Коммуникативная. Беседа о правильном питании.

2. Познавательно-исследовательская. Рассматривание «Пирамиды питания», иллюстрации «Белки, жиры, углеводы…». Выводы о правилах рационального питания.  

 3. Игровая. Дидактическая игра с мячом «Полезный продукт».

4

Социально-коммуникативное развитие.

Познавательное развитие.

Физическое развитие.

Речевое развитие.

Художественно- эстетическое развитие.

Третья тайна Максима Орлова.

«Чтобы крепким быть и сильным, ешь морковь и апельсины!»

(польза овощей и фруктов).

Умеет  вдумчиво слушать, поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения (почему в питании необходимы овощи и фрукты). Активно и доброжелательно  взаимодействует с окружающими.

Рисует.

Выстраивает игровое действие по предложенной схеме.  С интересом участвует в подвижных играх с элементами соревнования, стремится к слаженному взаимодействию с партнерами по команде.

Овощи и фрукты в корзинке.

Муляжи фруктов для эстафеты.

Листы бумаги  с изображением овощей и фруктов. Фломастеры.

1. Коммуникативная. Беседа «Витамины в продуктах».

2. Игровая. Дидактические игры «Найди витамин», «Что можно приготовить из фруктов?».

Подвижные игры «Фруктовая эстафета», «Компот».

3. Познавательно-исследовательская. Дидактическая игра «Узнай на вкус» (развитие вкусового анализатора).

4. Продуктивная

Рисование фруктов по памяти.

5

Социально-коммуникативное развитие.

Познавательное развитие.

Речевое развитие.

Физическое развитие

Четвёртая тайна Максима Орлова.

«Фастфуд нам не друг!»

(вредные продукты).

Может сам или с небольшой помощью воспитателя оценивать поступки героев и свои поступки. Размышляет о вреде фастфуда. Проявляет интерес к последствиям неправильного питания. Обнаруживает стремление объяснить связь фактов.

Иллюстрация  «Коля Булкин и Макс Орлов», иллюстрация «Вредные продукты», иллюстрация  с очень полным ребёнком, который ест гамбургеры;

мусорные корзины (2 шт.), карточки   с изображением полезных и вредных продуктов (30 шт.), скакалки, обручи.

1. Коммуникативная. Беседа о вреде фастфуда.

2. Познавательно-исследовательская:

 - Почему болит Колин живот?

- Как ему помочь? Рассматривание иллюстраций.

3. Игровая. Познавательно-исследовательская.

Дидактическая игра «Найди вредный продукт», «Собери рюкзачок».

Подвижная игра-эстафета:  «Выброси вредные продукты».

6

Социально-коммуникативное развитие.

Познавательное развитие.

Речевое развитие.

Физическое развитие.

 Правильное питание главная тайна здоровья.

«Будь здоров, как Макс Орлов!»

(занятие-обобщение).

Активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками при проведении игр. Выстраивает игровое действие. Разгадывает загадки.

Демонстрирует умение выбирать полезные продукты питания, знает общие правила приёма пищи.

Иллюстрация «Коля Булкин и Максим Орлов»,

мяч.

1. Коммуникативная. Общая беседа о пользе воды и о вреде сладостей.

2. Игровая. Дидактическая игра с подвижными элементами «Съедобный  несъедобный продукт».

Дидактическая игра: «Пишем письмо Коле», «Правильно, совершенно верно» .

3. Познавательно-исследовательская: рассматривание иллюстраций, игровое упражнение  «Исправь ошибки в журнале «Незнайка».

7

Социально-коммуникативное развитие.

Познавательное развитие.

Речевое развитие.

Физическое развитие.

«Режим дня    пятая тайна Максима Орлова».

Анализирует увиденное, делает выводы.

Выстраивает игровое действие, сопровождая его речью, соответствующей  содержанию. Активно участвует в играх. Поддерживает беседу. Осознаёт необходимость соблюдать режим дня и стремится к реализации замысла.

Иллюстрация «Что успели сделать за день Коля и Макс?»,

мяч.

1. Познавательно-исследовательская.  Рассматривание иллюстрации.

 -Чей день прошел интереснее?

Дидактическая игра: «Составление режима дня  Коли Булкина».

2. Игровая.

Дидактическая игра «Свободное время». Дидактическая игра с подвижными элементами «Полезные дела».

3. Коммуникативная. Беседа  о полезных привычках.

8

Социально-коммуникативное развитие.

Познавательное развитие.

Речевое развитие.

Физическое развитие.

Художественно- эстетическое развитие.

Вредные привычки Коли Булкина. «Виртуальная сеть Человека-паука».

(вредные привычки).

Умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения.

Задает вопросы (Кто? Как? Почему?). Обнаруживает стремление объяснить связь фактов («Очень полный ребёнок, потому что он ест гамбургеры и картошку фри).

Умеет творчески подойти к изображению виртуальной опасности.

Иллюстрация с изображением Коли Булкина и Макса Орлова, изображение Человека-паука;

краски, бумага, пластилин, фломастеры.

1. Познавательно-исследовательская. Рассматривание изображений.

2. Коммуникативная. Беседа об опасности интернет-зависимости и рекламы.

Обсуждение результатов творческого труда (рисунки, пластилиновые изделия, пр.) с узнаванием (придумыванием названий) изображённых героев.

3.Продуктивная.

 Рисование, лепка.

9

Социально-коммуникативное развитие (формирование гражданского патриотизма, приобщение к национальным традициям, в том числе спортивным).

Познавательное развитие.

Речевое развитие.

Физическое развитие.

Шестая тайна Максима Орлова.

«Не ленись, как Булкин Коля, поступай, как Макс Орлов!»

(физкультура и спорт).

Умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; знает спортивные традиции; активно участвует в играх; выражает положительные эмоции.

Обнаруживает стремление заниматься физкультурой и спортом.

Выражает свой интерес в области спорта.

Иллюстрация с изображением Коли Булкина и Макса Орлова.  Карточки «Спортивный инвентарь»  (теннисные ракетки, рапира, футбольный мяч, гимнастический обруч, брусья, лыжи, коньки, клюшка, гимнастическая лента).  

Загадки.

1. Коммуникативная. Беседа о физкультуре и спорте.

2. Игровая.

Дидактические игры  «Что делает спортсмен?», «Спортсмен какого вида спорта?».

Подвижная игра «Физкультминутка»  с использованием движений из различных видов спорта.

Подвижная игра «Соревнования по армрестлингу».

3. Познавательно-исследовательская. Загадки.

10

Социально-коммуникативное развитие.

Познавательное развитие.

Физическое развитие.

Речевое развитие.

Художественно- эстетическое развитие.

«Я  – спортсмен, как Силачов, я здоров,  как Макс Орлов»

(знакомство с различными видами спорта).

Проявление интереса к словам и понятиям, связанным со спортом. Интересуется изобразительным творчеством.

Обнаруживает стремление заниматься физкультурой и спортом.

Изображения спортсменов различных видов спорта, иллюстрация  с изображением пошагового рисования мальчика и девочки, карточки «Спортивный инвентарь», альбомы, простые и цветные карандаши, ластики.

1. Коммуникативная. Беседа о спорте.

2. Игровая.

Дидактическая игра «Что кому принадлежит?». Обогащение словаря.

 3. Продуктивная.

Рисование по образцу человека «Я в роли спортсмена».

4 Познавательная.

Рассматривание и обсуждение иллюстраций.

11

Социально-коммуникативное развитие (формирование гражданского патриотизма).

Познавательное развитие.

Физическое развитие.

Речевое развитие.

Художественно-эстетическое развитие (содействие накоплению опыта в восприятии произведений изобразительного искусства).

«Хоккейная дружина»

(знакомство с видом спорта – хоккеем).

Умеет поддерживать беседу. Узнает новые слова.

Активно участвует в эстафете.

Выражает положительные эмоции, восхищение, узнав  об успехах российских спортсменов.

Интересуется произведениями искусства, обсуждает изображения, интересуется историей Родины.

Доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками.

Обнаруживает стремление заниматься физкультурой и спортом.

Репродукция  картины

В. Васнецова «Богатыри», иллюстрация с изображением богатыря и хоккеиста.

1.Чтение фрагмента поэмы «Будь здоров, как Макс Орлов!». Обсуждение.

2. Коммуникативная. Беседа о хоккее. Сравнение иллюстраций «Ратник» и «Хоккеист». Обсуждение, сочинение собственных рассказов о хоккее.

3. Игровая. Игра-эстафета «Шайбу, шайбу!».

4. Художественная. Рассматривание картины Виктора Васнецова «Богатыри».

12

Социально-коммуникативное развитие (формирование гражданского патриотизма).

Познавательное развитие.

Физическое развитие.

Речевое развитие.

Художественно-эстетическое развитие.

«Хоккейная дружина» (продолжение).

Поддерживает беседу, высказывает свою точку зрения.

Выражает намерение заниматься спортом, чтобы

быть сильным и уметь защитить Родину.

Творчески работает с пластилином по образцу и по собственному замыслу.

Иллюстрация с   пошаговой лепкой хоккеиста, пластилин, доска для лепки, влажные салфетки.

1.Коммуникативная. Беседа о защитниках  Отечества.

- Воин и вратарь. Что общего?

Совместное оформление творческой выставки.

2. Продуктивная. Лепка хоккеиста-вратаря по образцу.

2.6 Формы совместной деятельности взрослых и детей в рамках Программы

1. Чтение художественной литературы – поэмы «Будь здоров, как Макс Орлов!».

Цель: активизация воображения ребёнка, расширение познаний о явлениях, не приобретённых при наблюдениях и в практическом опыте.

Задача: овладение детьми  моделями человеческого поведения.

Художественная литература является универсальным развивающим образовательным средством, благодаря которому ребёнок выходит за пределы воспринимаемой реальности. Благодаря чтению художественной литературы ребёнок приобретает знания о моделях человеческого поведения, интуитивно и эмоционально схватывает целостную картину мира, овладевает богатой языковой средой. Условно можно выделить познавательно-нравственную и эстетическую функции художественной литературы.

В данной  Программе познавательно-нравственная функция реализуется в активизации воображения ребёнка, расширении осведомлённости о мире, освоении таких методов упорядочивания информации, как причинно-следственные и временные связи между событиями, освоении моделей  человеческого поведения в различных ситуациях, формировании ценностных установок к различным явлениям действительности.

Эстетическая функция художественной литературы это воспитание культуры переживаний и чувств.

Принцип подбора текста заключается в том, чтобы он  был смысловым фоном и значимым стимулом для реализации продуктивной, познавательно-исследовательской  и игровой деятельности в рамках программы.

2.  Игровая деятельность.

Сюжетная игра(игра-фантазирование) заключается в развертывании целостных, связанных друг с другом ситуаций, характеризующихся сложным и многообразным содержанием,  которые могут строиться различным образом.

Дидактическая игра содействует:

-самоутверждению старшего дошкольника;

-развитию внимания, памяти, специальных двигательных и познавательных способностей, усвоению различных знаний;

-развитию у ребёнка способности понимать стоящую перед ним задачу, осознавать, запоминать игровые правила, контролировать свои и чужие действия;

-развитию умения действовать с партнерами, применяя способы регуляции совместной деятельности, способности адекватно переживать удачу и неуспех;

-развитию в совместных играх с правилами многих социальных представлений, в том числе о справедливости и несправедливости; адекватной самооценки.

Дидактические игры сочетаются с подвижными играми: игрой с бегом, игрой с метанием предметов, игрой-эстафетой (в том числе дорожка препятствий), спортивной игрой (например, хоккей на траве)

Подвижная игра содействует:

-овладению разными видами двигательной активности, развитию внимания, памяти, специальных двигательных и познавательных способностей, усвоению различных знаний;

-развитию азарта, настроения соревновательности, результативности действий.

3. Продуктивная деятельность.

Под продуктивной деятельностью в данной программе подразумеваются  моделирующие виды деятельности: рисование и  лепка.

Задача: созидательная работа, направленная на развитие творческих способностей и получение предметно оформленного результата.

4. Организационная деятельность – организация и проведение  праздника «День здоровья».

Цели: создать условия для развития любознательности, инициативности и самостоятельности в процессе познавательной деятельности. Разнообразить партнерскую  и самостоятельную поисковую деятельность. Приобщать ребёнка к игровому взаимодействию в процессе познавательного развития, закрепить представления, полученные о правилах здорового образа жизни.  Расширить сферу применения способов поисковой деятельности в решении проблемных ситуаций, актуализировать коммуникативные навыки.

2.7 Методы и технологии.

Словесные методы. В данной Программе преобладают такие методы, как чтение, общая беседа, диалог. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать информацию.

Наглядные методы. Ребёнок получает информацию с помощью  наглядных пособий и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения. В первую очередь это  иллюстрации, являющиеся приложением к программе. Использование иллюстраций предполагает показ детям иллюстрированного пособия «Будь здоров, как Макс Орлов!», иллюстраций (напр.: «Пирамида питания», «Микроб», «Хоккеист» и др.), картин (напр.: В. Васнецов. «Богатыри»).

В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, как компьютер (ноутбук). Компьютеры дают возможность воспитателю моделировать определенные процессы и ситуации, выбирать из ряда возможных решений оптимальные по определенным критериям, т.е. значительно расширяют возможности наглядных методов в образовательном процессе  при реализации программ дошкольного образования. (напр.: демонстрация  сюжета из сети Интернет по ссылке о вреде фастфуда (см. занятие «Фастфуд  нам не друг».)

Практические методы обучения основаны на практической деятельности детей и формируют практические умения и навыки. Выполнение практических заданий проводится после  знакомства детей  с материалом и носит обобщающий характер.

Проблемное изложение: воспитатель ставит перед детьми проблему –теоретический или практический вопрос, требующий разрешения(пр: «Может ли Коля Булкин измениться?», «Что он должен для этого предпринять?»), и подсказывает пути ее решения. Назначение этого метода – выбрать (найти) способ решения проблем. Часто он сочетается с частично-поисковым: воспитатель дифференцирует задачу, а дети намечают шаги поиска ее решения.

Дети  следят за логикой решения проблемы, получая эталон научного мышления и познания, образец культуры развертывания познавательных действий.

Также широко применяются активные методы, которые позволяют дошкольникам  обучаться на собственном опыте, приобретать разнообразный субъективный опыт. Активные методы обучения предполагают использование в образовательном процессе определенной последовательности  выполнения заданий: анализ и оценка конкретных ситуаций, дидактические игры.

Также используется исследовательский метод, призванный  обеспечить творческое применение полученных знаний. В процессе образовательной деятельности дети овладевают  методами познания, что формирует их опыт поисково-исследовательской деятельности. (напр.: «Составление режима дня  Коли Булкина», «Спортсмен какого вида спорта?», «Что кому принадлежит?»).

Информационно-рецептивный  метод используется при проведении занятий «Фастфуд нам не друг», «Виртуальная сеть Человека-паука», «Хоккейная дружина» и др. Воспитатель сообщает  детям готовую информацию, а они ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.

Репродуктивный метод применяется при повторении способа деятельности по заданию воспитателя. Деятельность воспитателя  заключается в разработке и сообщении образца, а деятельность детей – в выполнении действий по образцу (напр.: рисование спортсмена и спортивных атрибутов, лепка хоккеиста-вратаря по предложенному образцу).

2.8  Целевые ориентиры на этапе завершения реализации программы.

-   Ребёнок: понимает основные ценностные ориентиры культуры здорового образа жизни, умеет соблюдать элементарные правила охраны своего здоровья, имеет соответствующие возрасту представления о вредных привычках, здоровом питании и безопасном поведении в быту;

-    приобретает устойчивую потребность в двигательной активности, начальную мотивацию к занятиям физической культурой и проявляет индивидуальный интерес к различным видам спорта;

-  ощущает свою сопричастность  традициям и историческим ценностям Родины, осознаёт себя гражданином России;

-     приобретает положительные эмоциональные качества (сопереживание, отзывчивость), навыки творческого подхода к деятельности, доброжелателен и спокоен;

-     соблюдает общепринятые нормы и правила поведения, приобретает навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми, владеет различными приёмами коммуникации;

-     приобретает понимание  собственной области интересов;

- активен в познавательной области жизнедеятельности, способен самостоятельно исследовать, экспериментировать и вести поиск решения поставленной задачи;

-     владеет умениями и навыками, необходимыми для осуществления различных видов деятельности (речевыми, литературными, изобразительными, игровыми, пр.);

-     воспринимает предстоящую школьную жизнь как новый, интересный этап своего развития и познания мира.

2.9  Формы сотрудничества с семьёй.

Программа «Будь здоров, как Максим Орлов!» предусматривает добровольное и посильное включение  родителей (законных представителей) в процесс воспитания в рамках содержания Программы и развитие такого важного направления деятельности дошкольного учреждения, как совместное сотрудничество с семьёй в вопросах формирования у детей основ культуры здорового образа жизни.

Сотрудничество с семьёй является одним  из важнейших условий реализации Программы. Задача педагогического коллектива – установить конструктивные партнёрские отношения, объединить усилия в области организации здорового образа жизни, создать атмосферу общности интересов, активизировать и обогащать воспитательные знания и умения родителей.

В дошкольный период детства проходит становление личности ребёнка, раскрываются его индивидуальные особенности. На данном  жизненном этапе самыми близкими людьми для ребёнка  являются родители. Приобщая воспитанника к здоровому образу жизни в дошкольной организации необходимо помнить, что семья должна также создавать условия для здорового образа жизни ребенка (в том числе  организовывать правильное питание, режим дня, досуг ребёнка), так как является для него основной школой понимания и воспитания. Семья должна  поддерживать стремление ребёнка заниматься спортом (организовывать занятия физической культурой и спортом в соответствии с предпочтениями ребёнка, рекомендациями врачей и педагогов).

Взаимодействие семьи и педагогов позволяет воздвигнуть тот фундамент, на котором смогут базироваться лучшие традиции, позволяющие воспитать нового гражданина России – активного и здорового патриота.

В процессе реализации Программы предусматривается использование теста, анкетирование родителей по различным вопросам воспитания, что позволяет в динамике проследить и скорректировать уровень здоровьесберегающих компетенций членов семьи, организовывать работу с родителями, повышать профессиональный уровень педагогов.

Формы работы с родителями:

  • Традиционные:

- индивидуальные собеседования;

- общие и групповые родительские собрания;

- консультации, беседы;

- совместное проведение мероприятий (напр.: праздник «День здоровья»);

- анкетирование;

          - тестирование.

  • Новые:

- индивидуальное выявление проблем и тьюторское сопровождение их разрешения;

 - организация консультаций с различными специалистами по запросам родителей;

 - презентация пособия для родителей  в виде книжки для чтения взрослыми детям.

Условия работы с родителями:

- целенаправленность;

- систематичность;

- дифференцированный подход с учётом специфики каждой семьи;

- доброжелательность и внимание.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ  РАЗДЕЛ

В настоящей программе понятие «развивающая среда» принимается как часть «окружающей социальной, образовательной, предметной среды», которая имеет образовательный развивающий эффект и определяется как «система объектов и средств природно-социально-предметного окружения, обеспечивающая, в соответствии с социокультурными нормами, личностное развитие и нравственное становление ребенка, а также позитивное продвижение его в формировании отношений к Миру» (О.Р.Родионова).

3.1 Объекты предметной среды (предметы обихода, учебно-методический комплект, дидактические игры  др.).

Предметная среда необходима для развития всех детских видов деятельности. В дошкольной образовательной организации она построена так, чтобы обеспечить полноценное физическое, эстетическое, познавательное и социальное развитие ребёнка. Развивающая предметная среда должна быть оборудована с учётом возрастных особенностей детей. Все элементы среды связаны между собой по содержанию, масштабу и художественному решению. Сюда относятся: физкультурно-игровые и спортивные сооружения в помещении и на участке, предметно-игровая среда, предметно-развивающая среда для занятий.

Всё пространство используется для усиления физического, познавательного и художественно-эстетического развития детей.

На территории организации должна быть оборудована спортивная площадка, где дети проводят спортивные игры и упражнения.

Все участки должны быть оборудованы теневыми навесами, малыми игровыми формами, скамейками,  зелёными насаждениями.

3.2 Объекты социальной среды(семья, сверстники, представители окружающего социума, дошкольные образовательные организации, другие объекты социума).

Таким образом, образовательная среда для детей дошкольного возраста очерчена достаточно широким кругом. Для целей формирования основ культуры здорового образа жизни  такой диапазон имеет важное значение, поскольку все приобретаемые навыки используются ребёнком не только в дошкольной образовательной организации, но и реализуются в быту, в семье.

В этой связи  просветительская работа с родителями, иными членами семьи выходит на первый план.

Родители, семья должны принимать активное участие в формировании основ культуры здорового образа жизни и активной гражданской позиции ребёнка, приучать его к регулярным занятиям  зарядкой, физкультурой, спортом. Для этих целей необходимо  посещать консультации, читать совместно с ребёнком пособие для родителей в виде книжки, изданной в дополнение к Программе.

3.3. Учебно-методическое и материально-техническое сопровождение.

В рамках Программы разработан авторский комплект дидактического материала в виде заданий, формирующих способности обучающихся применять полученные знания в жизни. Также разработан комплект методического материала (Методические рекомендации для педагогов с приложениями  и Пособие для родителей в виде книжки «Будь здоров, как Макс Орлов!»  для чтения взрослыми детям с заданиями), использование которого обеспечивает успешность реализации Программы.

Состав указанных материалов:

1. Методические рекомендации для педагогов (см. Приложение 1).

2. Методическое пособие для родителей в виде книжки «Будь здоров, как Макс Орлов» с заданиями. (см. Приложение 6).

3. Дидактические материалы:

- иллюстрации, репродукции (см. Приложение 5);

4. Программа праздника «День здоровья» в (см. Приложение 4).

5. Анкета для родителей «Питание ребенка» (см. Приложение 3).

Учебно-методическое сопровождение:

- карточки  с изображением полезных и вредных продуктов;

- карточки с изображением овощей и фруктов;

- карточки с изображением спортсменов различных видов спорта, спортивной атрибутики.

Материально-техническое обеспечение:

- компьютер (ноутбук) – 1 шт.;

- мяч детский – 2 шт.;

- обруч гимнастический (диам. 70-80 см) – 2 шт.;

- скакалка (длина 2,5 м) – 2 шт.;

- корзина – 2 шт.;

- клюшка детская – 2 шт., шайба 2 шт.;

- комплекты для изобразительного творчества (пластилин, краски, фломастеры, цветные карандаши, коврики для лепки, салфетки для рук)  –  количество из расчета на группу.

Рекомендуемый примерный режим дня для детей подготовительной группы (6-7 лет)

Холодный период года

Мероприятия

Время проведения

Дома

Подъём, утренний туалет

06.30 (07.00)-07.30

В дошкольной организации

Приём и осмотр детей, игры, утренняя гимнастика, общественно-полезный труд

06.30 (07.00)-08.30

Подготовка к завтраку, завтрак

08.30-08.50

Самостоятельная деятельность, игры, общественно-полезный труд.

08.50-09.00

Непосредственно-образовательная деятельность

9.00-9.30;

9.40-10.10;

10.20-10.50

Подготовка ко 2-му завтраку, завтрак

10.50-11.20

Игры, подготовка к прогулке

11.20-11.30

Прогулка, общественно-полезный труд (игры, наблюдения, труд)

11.30-12.35

Возвращение с прогулки, игры, общественно- полезный труд

12.35-12.45

Подготовка к обеду, обед

12.45-13.15

Подготовка к дневному сну, сон

13.15-15.00

Постепенный подъём, закаливание

15.00-15.25

Подготовка к полднику, полдник

15.25-15.40

Игры, самостоятельная деятельность детей, общественно-полезный труд, дополнительное образование. Уход детей домой

15.40-18.30 (19.00)

Дома

Прогулка с детьми, возвращение домой, легкий ужин, спокойные игры, общественно-полезный труд, гигиенические процедуры

18.30 (19.00)-20.45

Ночной сон

20.45(21.00)-06.30 (07.30)

Тёплый период года

Мероприятия

Время проведения

Дома

Подъём, утренний туалет

06.30(07.00)-07.30

В дошкольной организации

Приём детей, игры, общественно-полезный труд, утренняя гимнастика

06.30(07.00)-08.35

Подготовка к завтраку, завтрак

08.35-08.55

Подготовка к прогулке

08.55-09.05

Прогулка:игры, наблюдения, занятия, самостоятельная деятельность детей, воздушные и солнечные процедуры, общественно-полезный труд.

09.05-10.30

Подготовка ко 2-му завтраку, завтрак

10.30-11.00

Прогулка, возвращение с прогулки, водные процедуры

11.00-12.30

Подготовка к  обеду, обед

12.30-13.00

Подготовка к дневному сну, сон

13.00-15.00

Постепенный подъём, бодрящая гимнастика, полдник

15.00-15.20

Прогулка: игры, самостоятельная деятельность, общественно-полезный труд

15.20-16.15

Игры. Вечерняя прогулка. Уход детей домой

16.15-18.30(19.00)

Дома

Прогулка с детьми, возвращение домой, общественно-полезный труд, лёгкий ужин, спокойные игры, гигиенические процедуры

18.30(19.00)-21.00

Ночной сон

21.00-06.30 (07.30)

Основополагающие документы

  • Федеральный закон РФ от 21 ноября 2011№ 323 - Ф3 «Об основах охраны граждан в Российской Федерации»;
  • Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г.  № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
  • Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.

Список литературы

1.  Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.СПб., 2008.

2.  Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. М., 2013.

3.Венгер Л.А. Восприятие и обучение: Дошкольный возраст. М., 1969.

4.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное пособие. М., 2012.

5.Запорожец А.В, Маркова Т.А. Системный подход к определению предмета дошкольной педагогики. // Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. М., 1980.

6. Запорожец А.В. Избранные  психологические труды:  В 2 т. Т. 1. Психическое развитие ребенка. М., 1986.

7.Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. Киев, 1971.

8.Крылова Н.М. Детский сад — Дом радости. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М., 2013.

9. Кузьмина Н.В. Профессионализм педагогической деятельности. СПб., 1993.

10. Маханева М.Д.Здоровый ребенок. М., 2000.

11. Мерлин В.С. Психология индивидуальности / Под ред. Е.А. Климова. М.; Воронеж, 1996.

12.Новикова И.М.Формирование здорового образа жизни у дошкольников. М., 2010.

13. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2003.

14. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования./ Под ред. Веракса Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.М.,2012.

15. Поддьяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. М., 1996.

16. Пензулаева Л.И.Физкультурные занятия с детьми 6-7 лет. М., 2011.

17. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр. М., 2013.

18.Усова А.П. Обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца. 2-е изд. М., 1970.


[1] Федеральный закон от  29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный  государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155);

«Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы» (Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761);

Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от 7августа 2009 г. № 1101-р).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ , направленных на формирование культуры здорового образа жизни с детьми второй младшей группы на 2017-2018 учебный год

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ,направленных  на формирование культуры здорового образа жизнис детьми второй младшей группы на 2017-2018 учебный год...

Мониторинг формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников в подготовительной группе № 6 «Белочки» на 2018-2019 учебный год

Мониторинг формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников в подготовительной группе № 6 «Белочки» на 2018-2019 учебный год...

Мониторинг формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников в старшей группе № 6 «Белочки» на 2017-2018 учебный год

Мониторинг формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников в старшей группе № 6 «Белочки» на 2017-2018 учебный год...

Профессиональный проект по здоровьесбережению «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА на основе интеграции содержания парциальных программ в образовательном процессе ДОУ»

ldquo;Я не боюсь еще и еще раз повторить:забота о здоровье – это важнейший трудвоспитателя. От жизнерадостности,бодрости детей зависит их духовнаяжизнь, мировоззрение, умственное развитие,прочн...

Программа формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников 6-7 лет (включительно) подготовительной к школе группы № 5 «Колокольчики» воспитателя МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка» на 2019-2020 учебный год

Программа формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников 6-7 лет (включительно) подготовительной к школе группы № 5 «Колокольчики» воспитателя МБДОУ...

Мониторинг результатов освоения обучающимися программы формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников в старшей группе № 5 «Колокольчики» по итогам диагностики на начало и конец 2020-2021 учебного года

Мониторинг результатов освоения обучающимися программы  формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников в старшей группе № 5 «Колокольчики» по итогам диагностики на начало...

Программа по формированию культуры здорового образа жизни и патриотическому воспитанию детей подготовительной группы «Будь здоров, как Максим Орлов!»

Программа по формированию культуры  здорового образа жизни и патриотическому воспитанию детей подготовительной группы «Будь здоров, как Максим Орлов!»...