Помощь ребенку с нарушением зрения. Советы родителям
консультация на тему

Бадунова Ольга Михайловна

Родители о переутомлении ребенка могут узнать по таким субъективным показателям: жалобы на резь и боль в глазах, ощущение в глазах постороннего тела (песок в глазах), слезоотделение, ухудшение зрения.

Причины переутомления — чрезмерная нагрузка на зрительный анализатор, напряженная зрительная работа в процессе обучения. А если к этому добавляются еще и занятия музыкой, иностранными языками, работа на компьютере, то зрение еще больше устает. Вопросы зрительной работоспособности ребенка должны быть предметом постоянного внимания родителей. Попробуйте урегулировать зрительную нагрузку ребенка — возможно, необходимо отказаться от каких-либо дополнительных занятий, ограничить «общение» с компьютером.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovety_roditelyam_kak_sohranit_zreniya_detey.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Помощь ребенку с нарушением зрения.

Советы родителям.

Ребенок от 2 до 3 лет.

В этот период появляется новый вид деятельности, которым необходимо заинтересовать ребенка — рисование. Кроме всего рисование тренирует зрительно-двигательную координацию. В первом полугодии 2-го. года жизни ребенок уже может пользоваться карандашом или ручкой.

Для рисования будет нужен мягкий мел (восковый), бумага должна быть такой, чтобы на ней хорошо было видно мел. Можно бумагу или доску для рисования повесить на стену.

Рисование, как и любое другое занятие, не может быть моноотонным. Замените цвет мела, бумаги. Можно купить флуоресцентный мел (который светится).

Привлекайте ребенка к рисованию на песке. Во время рисования дома обеспечьте хорошее освещение места, где количества света (что важно для детей со светобоязнью).

Стимуляция умение видеть каждый раз все более _____ с самостоятельным выполнением ребенком разной деятельности.

Правильному выполнению способствует зрительный контроль. Выполнение разной деятельности под зрительным контроле систематическим зрения — это возможность естественного развития зрительных функций.

2 — летний ребенок желает все делать самостоятельно («Я сам»).

Он уже умеет пить из чашки, которую самостоятельно поддерживает одной рукой, набирать ложкой еду, находить на столе свою посуду, пользоваться ею, снимать с головы заранее развязанную шапку, надевать ее на голову и т.д.

Овладение навыками самообслуживания очень важно, т.к. Оно дает ребенку ощущение самостоятельности. Главное правильно не заставлять ребенка что-то делать. Родители должны помнить, что когда ребенок с большим интересом играет с кубиками, а вы именно в этот момент захотите научить его пить из чашки, то вы вызовите у него неудовольствие, будете нервничать сами, а в результате ваши действия будут не только неэффективными, но и преведут к плохому опыту. Учитывая психофизические особенности 3-х летнего ребенка (подвижность, утомляемость, трудности с длительным сосредоточением вниманием на наблюдаемом объекте), рекомендуется:

- время от времени менять направление движений детей.

- не переутомлять ребенка во время занятия.

- не наказывать ребенка за неспособность длительного сосредоточения на одном виде деятельности.

- не тормозить природную активность ребенка.

- не наказывайте ребенка за неудачные работы (рисунки и т.д.)

Тренируйте умение видеть, независимо от возраста ребенка, не является работой ради работы. Все задания, упражнения, игры, любая деятельность будет способствовать формированию у ребенка умение наблюдать и видеть, достижению умственной и двигательной зрелости, развитию устной речи и логического мышления, воображении и произвольного внимания самостоятельности и в самообслуживании.


Зрение первоклассника

Родители о переутомлении ребенка могут узнать по таким субъективным показателям: жалобы на резь и боль в глазах, ощущение в глазах постороннего тела (песок в глазах), слезоотделение, ухудшение зрения.

Причины переутомления — чрезмерная нагрузка на зрительный анализатор, напряженная зрительная работа в процессе обучения. А если к этому добавляются еще и занятия музыкой, иностранными языками, работа на компьютере, то зрение еще больше устает. Вопросы зрительной работоспособности ребенка должны быть предметом постоянного внимания родителей. Попробуйте урегулировать зрительную нагрузку ребенка — возможно, необходимо отказаться от каких-либо дополнительных занятий, ограничить «общение» с компьютером.

Чтение.

Это наиболее расширенная зрительная нагрузка. Именно с ней связанно много вредных привычек, приводящих к ухудшению зрения.

Глаза во время чтения осуществляют быстрые движения с небольшой амплитудой  вдоль строки и с еще меньшей амплитудой — по вертикали.

Мышцы глаз двигаются со стороны в сторону, имея достаточную нагрузку, а те, которые двигают вверх — вниз ощущают ______ движения. Таким образом одни мышцы пребывают в инертном состоянии, а другие быстро  утомляются. Кроме этого при чтении все время сфокусированы на одно расстояние, осуществляя незначительные повороты из стороны в сторону. Однако, устранить описанные диспропорции достаточно легко. Прочитав несколько строк, необходимо оторвать взгляд от книжки и в течение 1-2 секунд посмотреть на какой-то объект вдали.

Можно также во время чтения плавно двигать книжкой или головой таким образом, чтобы расстояние между глазами и страницей часто изменялись.

При длительном чтении меняется угол, под которым лежит книга. Тогда глаза вместо того, чтобы осуществлять простые повороты со стороны в сторону, будут двигаться по диагонали.

Как правильно читать.

(рекомендации У.Г. Бейтса).

1. Держите книгу ниже подбородка, чтобы не поднимать веки. Верхнее веко всегда опущено и расслаблено.

2. Чаще моргайте во время чтения. Делайте по 1-2 моргания на каждой строке теста, на разделительных знаках и в конце строки.

3. Не читайте на солнце.

4. Если все-же читаете лежа, держите голову несколько приподнятой. При этом часто моргайте.

5. Книгу держите на расстоянии, с которого шрифт лучше видно.

6. Не наклоняйте сильно вперед голову и тело.

7. Расслабляйте во время чтения мышцы рук и плечей.

8. Не читайте, если больны, взволнованы, утомлены. Приступайте к чтению только хорошо расслабившись.

Как правильно писать.

1. Во время письма ваши глаза не должны прочитывать только что написанные буквы. Перемещайте взгляд за кончиком ручки. Чтобы приучить глаза к этому, прикрывайте только что написанные слова бумагой.

2. Во время письма чаще моргайте.

Если вы заметили признаки утомления у своего ребенка, необходимо:

- обратиться к окулисту для обследования глаз и зрения и выполнять его рекомендации.

- обследовать ребенка у педиатра и невропатолога, чтобы исключит достаточные факторы утомляемости.

- обеспечить ребенку удобное рабочее место и правильное его освещение, следить, чтобы он правильно сидел за столом.

- упорядочить режим зрительной работы: 35-45 мин. занятия — 15 мин перерыва (но не телевизор и не компьютер).

Родители! Обратите внимание!

1. Убедите ребенка  том, что очки придают его лицу значимости и украшают его.

2. Не ждите быстрых результатов, пусть ребенком занимается тот, у которого это лучше выходит. Хвалите ребенка. Найдите формы поощрения за занятие.

3. Делайте большие и маленькие повороты под музыку.

4. Можно смотреть на отдаленные объекты и называть их, а можно смотреть и копировать их у себя на листах.

5. Полезны любые механические игрушки, которые двигаются, игры с мячом. Они развивают подвижность глаз.

6. Шашки, шахматы и головоломки не рекомендуются.

7. В школе ребенок должен сидеть так, чтобы видеть написанное на доске без напряжения и без очков. Время от времени ему необходимо смотреть в окно.

8. Учите детей моргать не горбиться, не смотреть слишком внимательно, чаще переводить взгляд с близкого на далекий предмет.

9. Ребенка надо учить правильно читать, писать, смотреть кинофильм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Для организации правильного двигательного режима ребенка с одновременным обеспечением разнообразия двигательной активности необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада....

Концепция развития системы помощи детям с нарушениями зрения Приморского р-на

Целью разработки данной концепции является научное обоснование путей развития ДОУ № 36 Приморского района Санкт-Петербурга, определение реальных перспектив перестройки системы....

Статья: «Современные здоровьесберегающие технологии в комплексной помощи детям с нарушением зрения.»

В общей системе всестороннего и гармонического развития человека, физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особое место. Именно в этот период закладываются основы здоровья и правиль...

Помощь семье, имеющей ребенка с нарушениями зрения

Содержание Введение………………………………………………………&helli...

Доклад "Организация и содержание психолого-педагогической помощи детям с нарушениями зрения"

В данном докладе представлен опыт работы и организация психолого-педагогической помощи детям с нарушениями зрения...

«Организация специализированной коррекционной помощи воспитанникам с нарушением зрения в условиях компенсирующего детского сада.»

Коррекционная работа строится как многоуровневая система, обеспечивающая целостный, комплексный, дифференцированный, регулируемый процесс управления всем ходом психофизического развития и восстановлен...