Комплекс нейрогимнастики "Дельфины"
план-конспект занятия на тему

Голякова Елена Геннадьвна

Авторами данного комплекса являются А.В. Семенович, Т.Н. Ланина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_neyrogimnastiki_delfiny.docx19.34 КБ

Предварительный просмотр:

Семенович А., Ланина Т. "Дельфины"

  Программа “Дельфины” рассчитана на три месяца коррекционной работы. Методика осуществляется в три этапа. В первый месяц занятий дети данного контингента должны научиться почувствовать свое тело и управлять им. При этом все движения (общая, тонкая и артикуляторная моторика) носят синхронный характер. На втором этапе они приобретают реципрокный характер. На третьем этапе коррекционной работы сформированные таким образом автоматизмы интегрируются во взаимодействие с движениями глаз: работа ведется сначала над согласованными, а потом - реципрокными координациями.   Упражнения, остающиеся на всем протяжении без изменений помечаются условным обозначением - (*).  

I. “Разминка” предназначена для развития всех групп крупной мускулатуры, отработки ригидных зажимов на уровне тела. Упражнения выполняются стоя, 4-6 раз; эффективным является проговаривание соответствующих движений.     Например, упражнения для шеи выполняются следующим образом: 1) “Яблочко по блюдечку покатилось”. Вращение головой по кругу (по часовой стрелке и наоборот).

2) “Качели”. Наклоны головы вперед-назад, как будто голова на качелях качается “кач-кач”.

3) “Часы”. Наклоны головы влево-вправо, как будто часики тикают “тик-так”. Все эти упражнения выполняются в положении - руки на поясе.(*)

II. Растяжки дополняют репертуар упражнений, направленных на отработку ощущений о своем теле и ригидных зажимов. Выполнение растяжек должно проводиться стоя, в щадящем режиме, медленно и плавно, не более 4 раз. Эти упражнения не претерпевают изменений на втором и третьем этапах. Например, растяжки для рук выглядят так. Руки в замок, тянуть их вверх, вниз, в стороны; руки накрест в замке, вывернуть их как бы наизнанку; прогнуться назад и тянуть руки в замке вверх; руки в замке за спиной, наклон вперед с максимально возможным поднятием рук вверх.

III. “Море”    Все упражнения выполняются стоя по 4-6 раз. Данная физкультминутка не претерпевает изменений на втором и третьем этапах.

  Сценарий: “На море плещутся волны: а) маленькие и б) большие. Вот такие! в) По волнам плывут дельфины: мама и папа.   г) Один нырнул, а другой вынырнул, вот так. д) За ними плывут их дельфинята, вот такие! е) Один нырнул, а другой вынырнул. ж) Вот плывут их хвостики, вот один плавник, вот другой плавник. А на встречу дельфинам плывут змейки, вот одна змейка, а вот другая. з) А со дна морского всплывают медузы и осьминоги, вот так. и) Ну-ка показали все ножки-осминожки. й) И все вместе танцуют и смеются. Вот так!”.

  Расшифровка сценария: а) Одна рука на поясе, другая - на уровне груди рисует в воздухе маленькую волну параллельно полу. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой рукой. б) Руки в замке на уровне груди “рисуют” в воздухе большую волну горизонтально полу. в) Руки согнуты в локтях; совершают синхронные волнообразные движения вперед. г) Руки согнуты в локтях на уровне груди; совершают поочередные волнообразные движения вперед. д) Руки согнуты в локтях на уровне талии, слегка прижаты к телу. Кисти и пальцы выполняют синхронные волнообразные движения вперед. е) Руки согнуты в локтях на уровне талии, слегка прижаты к телу. Кисти и пальцы выполняют поочередные волнообразные движения вперед. ж) Руки слегка согнуты в локтях на уровне талии, прижаты к телу. Кисти не сильно сжаты в кулачки, большие пальцы отогнуты и совершают волнообразные движения; так же затем работают и указательные и средние пальцы обеих рук. Далее большие пальцы каждой руки зажимают согнутые указательный и средний пальцы. Свободные мизинцы, а затем и безымянные пальцы осуществляют волнообразные движения вперед. з) Руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти сильно сжаты в кулак, смотрят вниз. Резко разжимать сжатые в кулаки кисти, расставляя прямые пальцы в стороны. и) Руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти рук опущены вниз. Поболтать пальчиками в разные стороны. й) Руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти смотрят вверх. Вращение и повороты рук в кистях.

   IV. Пальчиковая гимнастика      Данные упражнения можно разнообразить и усложнять от этапа к этапу любыми играми с пальчиками, учить детей рассказывать стихотворения и сказки руками, ногами, глазами, телом, поиграть в пантомиму и другие интересные игры. Например, отработка парной работы пальцев рук выполняется так.     1) “Пальчики здороваются”. Одна рука на поясе, другая согнута в локте на уровне груди. Подушечки пальцев соприкасаются и нажимают (“здороваются”) друг на друга: 1и2, 1и3, 1и4, 1и5, 1и4, 1и3, 1и2. Сначала работает ведущая рука, потом не ведущая, затем обе руки сразу. То же самое можно повторить, нажимая и на подушечку пальчика и на его ноготь. Дети обязательно должны проговаривать свои действия: “Здравствуй пальчик” или “Здравствуй большой (указательный, средний, безымянный, мизинец) пальчик”.    На 2-м и 3-ем этапе движения носят реципрокный характер: а) попеременно “здороваются” то 1и2 палец правой руки, то - левой; то же с остальными парами пальцев; б) одновременно “здороваются” 1и2 палец правой руки и 1и5 – левой (т.е. пальцы одной руки “приветствуют” друг друга от мизинца к большому пальцу, а другой – от большого к мизинцу).

    V. “Глазодвигательный праксис”        Упражнения вводятся в коррекционный курс в начале (середине) 2-го этапа. Каждое задание выполняется стоя, 2-3 раза, очень медленно и тщательно; иногда целесообразным бывает начать отработку навыков лежа, затем - сидя. Дети учатся следить только глазами, не поворачивая голову, за движением какого-либо предмета (например, игрушки или яркого шарика, надетого на палочку). Вначале ребенок пассивно следит за рукой взрослого, перемещаюшего предмет, затем – за своей рукой, направляемой взрослым, наконец – перемещает предмет сам.       Упражнения выполняются сначала одной рукой, потом - другой, потом – обеими вместе.

Необходимо внимательно следить за плавностью движения взгляда ребенка и его стабильным удержании на предмете.  Например, следить глазами за двигающимся предметом: вверх-вниз, вправо-влево, по кругу, к себе (к переносице) и от себя.   Упражнения выполняются на расстоянии: вытянутой руки; локтя; 10 -15 см от глаз. (*)

VI. “Артикуляционный праксис и межсистемные взаимодействия”   Все упражнения выполняются стоя, по 4-6 раз.  В этот цикл логопедической гимнастики можно вставлять и другие артикуляционные упражнения. Когда они начинают сочетаться с глазодвигательными этюдами, их следует делать 2-3 раза. В данном разделе представлены упражнения для губ. “Рыбки разговаривают”. а) Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук). Руки на поясе. б) Сжать большим и указательным пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз. в) Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения раздавался характерный звук “поцелуя”.(*)

VII. Механическая гимнастика для тела   Механическую гимнастику проводят с помощью разнообразных контрастных средств: жестких и мягких щеточек, горячих и холодных предметов, мягких и колючих шариков и специальных массажеров, тканей различной фактуры и т.п. В данном разделе представлен механический массаж рук.

   Например, взрослый проводит жесткой щеткой вперед-назад по внутренней стороне руки (от кисти и до локтевого сгиба) ребенка; затем  делает тоже с мягкой пушистой кисточкой.

  Так на контрасте (мягко-жестко, лед-тепло, шершавое-гладкое, сухое-мокрое и т. д.) оптимизируется чувствительность рук.   Как только ребенок научится описывать и сравнивать свои ощущения, ему можно предложить игру “Угадай, что я нарисовала на руке?” (геометрические фигуры, цифры, буквы, образы) и “Чем я дотронулась?” (щеткой, кистью, льдом и т.п.).   Подобная работа проводится  и с ладонями ребенка.

   В заключение мы хотим сказать, что нам представляется важным транслировать именно идеологию данного подхода к психологопедагогическому сопровождению детей с ОНР, поскольку многолетний опыт позволяет высоко оценить его эффективность. По окончании описываемого цикла упражнений у большинства детей улучшается игровая, учебная, изобразительная и конструктивная деятельность.

    В контексте логопедической работы, сформировавшийся на уровне “языка тела” интегративный сенсомоторный базис обнаруживает свое активирующее влияние на аналогичные речевые структуры: наблюдается внешне “спонтанный” дебют адекватной речевой деятельности.     Дальнейшее наращивание и автоматизация этого сформированного потенциала дает возможность эффективной работы с вышележащими уровнями речевого процесса: фонетическим, лексическим, грамматическим и синтаксическим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс физических и дыхательных упражнения китайской оздоровительной гимнастики Цигун «Комплекс У Цинь Си»

Комплекс У Цинь Си «Игры пяти животных» лёгок в освоении, упражнения этого комплекса несложные, им могут заниматься люди всех возрастных групп, с различным уровнем физической подготовки. Упражнения эт...

Статья. Развивающе-коррекционный комплекс на основе технологии функционального биоуправления с биологической обратной связью. Комплекс БОС.

В данной статье предоставлен материал, о том. как Комплекс БОС, влияет на положительное развитие детей....

Комплексы «бодрящей» гимнастики. Комплексы упражнений после дневного сна.

Комплексы «бодрящей» гимнастики.  Комплексы упражнений после дневного сна....

Комплексы «бодрящей» гимнастики. Комплексы упражнений после дневного сна

Комплексы «бодрящей» гимнастики.Комплексы упражнений после дневного сна...