Главные вкладки

    Комплекс нейрогимнастики "Дельфины"
    план-конспект занятия на тему

    Голякова Елена Геннадьвна

    Авторами данного комплекса являются А.В. Семенович, Т.Н. Ланина.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kompleks_neyrogimnastiki_delfiny.docx19.34 КБ

    Предварительный просмотр:

    Семенович А., Ланина Т. "Дельфины"

      Программа “Дельфины” рассчитана на три месяца коррекционной работы. Методика осуществляется в три этапа. В первый месяц занятий дети данного контингента должны научиться почувствовать свое тело и управлять им. При этом все движения (общая, тонкая и артикуляторная моторика) носят синхронный характер. На втором этапе они приобретают реципрокный характер. На третьем этапе коррекционной работы сформированные таким образом автоматизмы интегрируются во взаимодействие с движениями глаз: работа ведется сначала над согласованными, а потом - реципрокными координациями.   Упражнения, остающиеся на всем протяжении без изменений помечаются условным обозначением - (*).  

    I. “Разминка” предназначена для развития всех групп крупной мускулатуры, отработки ригидных зажимов на уровне тела. Упражнения выполняются стоя, 4-6 раз; эффективным является проговаривание соответствующих движений.     Например, упражнения для шеи выполняются следующим образом: 1) “Яблочко по блюдечку покатилось”. Вращение головой по кругу (по часовой стрелке и наоборот).

    2) “Качели”. Наклоны головы вперед-назад, как будто голова на качелях качается “кач-кач”.

    3) “Часы”. Наклоны головы влево-вправо, как будто часики тикают “тик-так”. Все эти упражнения выполняются в положении - руки на поясе.(*)

    II. Растяжки дополняют репертуар упражнений, направленных на отработку ощущений о своем теле и ригидных зажимов. Выполнение растяжек должно проводиться стоя, в щадящем режиме, медленно и плавно, не более 4 раз. Эти упражнения не претерпевают изменений на втором и третьем этапах. Например, растяжки для рук выглядят так. Руки в замок, тянуть их вверх, вниз, в стороны; руки накрест в замке, вывернуть их как бы наизнанку; прогнуться назад и тянуть руки в замке вверх; руки в замке за спиной, наклон вперед с максимально возможным поднятием рук вверх.

    III. “Море”    Все упражнения выполняются стоя по 4-6 раз. Данная физкультминутка не претерпевает изменений на втором и третьем этапах.

      Сценарий: “На море плещутся волны: а) маленькие и б) большие. Вот такие! в) По волнам плывут дельфины: мама и папа.   г) Один нырнул, а другой вынырнул, вот так. д) За ними плывут их дельфинята, вот такие! е) Один нырнул, а другой вынырнул. ж) Вот плывут их хвостики, вот один плавник, вот другой плавник. А на встречу дельфинам плывут змейки, вот одна змейка, а вот другая. з) А со дна морского всплывают медузы и осьминоги, вот так. и) Ну-ка показали все ножки-осминожки. й) И все вместе танцуют и смеются. Вот так!”.

      Расшифровка сценария: а) Одна рука на поясе, другая - на уровне груди рисует в воздухе маленькую волну параллельно полу. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой рукой. б) Руки в замке на уровне груди “рисуют” в воздухе большую волну горизонтально полу. в) Руки согнуты в локтях; совершают синхронные волнообразные движения вперед. г) Руки согнуты в локтях на уровне груди; совершают поочередные волнообразные движения вперед. д) Руки согнуты в локтях на уровне талии, слегка прижаты к телу. Кисти и пальцы выполняют синхронные волнообразные движения вперед. е) Руки согнуты в локтях на уровне талии, слегка прижаты к телу. Кисти и пальцы выполняют поочередные волнообразные движения вперед. ж) Руки слегка согнуты в локтях на уровне талии, прижаты к телу. Кисти не сильно сжаты в кулачки, большие пальцы отогнуты и совершают волнообразные движения; так же затем работают и указательные и средние пальцы обеих рук. Далее большие пальцы каждой руки зажимают согнутые указательный и средний пальцы. Свободные мизинцы, а затем и безымянные пальцы осуществляют волнообразные движения вперед. з) Руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти сильно сжаты в кулак, смотрят вниз. Резко разжимать сжатые в кулаки кисти, расставляя прямые пальцы в стороны. и) Руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти рук опущены вниз. Поболтать пальчиками в разные стороны. й) Руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти смотрят вверх. Вращение и повороты рук в кистях.

       IV. Пальчиковая гимнастика      Данные упражнения можно разнообразить и усложнять от этапа к этапу любыми играми с пальчиками, учить детей рассказывать стихотворения и сказки руками, ногами, глазами, телом, поиграть в пантомиму и другие интересные игры. Например, отработка парной работы пальцев рук выполняется так.     1) “Пальчики здороваются”. Одна рука на поясе, другая согнута в локте на уровне груди. Подушечки пальцев соприкасаются и нажимают (“здороваются”) друг на друга: 1и2, 1и3, 1и4, 1и5, 1и4, 1и3, 1и2. Сначала работает ведущая рука, потом не ведущая, затем обе руки сразу. То же самое можно повторить, нажимая и на подушечку пальчика и на его ноготь. Дети обязательно должны проговаривать свои действия: “Здравствуй пальчик” или “Здравствуй большой (указательный, средний, безымянный, мизинец) пальчик”.    На 2-м и 3-ем этапе движения носят реципрокный характер: а) попеременно “здороваются” то 1и2 палец правой руки, то - левой; то же с остальными парами пальцев; б) одновременно “здороваются” 1и2 палец правой руки и 1и5 – левой (т.е. пальцы одной руки “приветствуют” друг друга от мизинца к большому пальцу, а другой – от большого к мизинцу).

        V. “Глазодвигательный праксис”        Упражнения вводятся в коррекционный курс в начале (середине) 2-го этапа. Каждое задание выполняется стоя, 2-3 раза, очень медленно и тщательно; иногда целесообразным бывает начать отработку навыков лежа, затем - сидя. Дети учатся следить только глазами, не поворачивая голову, за движением какого-либо предмета (например, игрушки или яркого шарика, надетого на палочку). Вначале ребенок пассивно следит за рукой взрослого, перемещаюшего предмет, затем – за своей рукой, направляемой взрослым, наконец – перемещает предмет сам.       Упражнения выполняются сначала одной рукой, потом - другой, потом – обеими вместе.

    Необходимо внимательно следить за плавностью движения взгляда ребенка и его стабильным удержании на предмете.  Например, следить глазами за двигающимся предметом: вверх-вниз, вправо-влево, по кругу, к себе (к переносице) и от себя.   Упражнения выполняются на расстоянии: вытянутой руки; локтя; 10 -15 см от глаз. (*)

    VI. “Артикуляционный праксис и межсистемные взаимодействия”   Все упражнения выполняются стоя, по 4-6 раз.  В этот цикл логопедической гимнастики можно вставлять и другие артикуляционные упражнения. Когда они начинают сочетаться с глазодвигательными этюдами, их следует делать 2-3 раза. В данном разделе представлены упражнения для губ. “Рыбки разговаривают”. а) Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук). Руки на поясе. б) Сжать большим и указательным пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз. в) Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения раздавался характерный звук “поцелуя”.(*)

    VII. Механическая гимнастика для тела   Механическую гимнастику проводят с помощью разнообразных контрастных средств: жестких и мягких щеточек, горячих и холодных предметов, мягких и колючих шариков и специальных массажеров, тканей различной фактуры и т.п. В данном разделе представлен механический массаж рук.

       Например, взрослый проводит жесткой щеткой вперед-назад по внутренней стороне руки (от кисти и до локтевого сгиба) ребенка; затем  делает тоже с мягкой пушистой кисточкой.

      Так на контрасте (мягко-жестко, лед-тепло, шершавое-гладкое, сухое-мокрое и т. д.) оптимизируется чувствительность рук.   Как только ребенок научится описывать и сравнивать свои ощущения, ему можно предложить игру “Угадай, что я нарисовала на руке?” (геометрические фигуры, цифры, буквы, образы) и “Чем я дотронулась?” (щеткой, кистью, льдом и т.п.).   Подобная работа проводится  и с ладонями ребенка.

       В заключение мы хотим сказать, что нам представляется важным транслировать именно идеологию данного подхода к психологопедагогическому сопровождению детей с ОНР, поскольку многолетний опыт позволяет высоко оценить его эффективность. По окончании описываемого цикла упражнений у большинства детей улучшается игровая, учебная, изобразительная и конструктивная деятельность.

        В контексте логопедической работы, сформировавшийся на уровне “языка тела” интегративный сенсомоторный базис обнаруживает свое активирующее влияние на аналогичные речевые структуры: наблюдается внешне “спонтанный” дебют адекватной речевой деятельности.     Дальнейшее наращивание и автоматизация этого сформированного потенциала дает возможность эффективной работы с вышележащими уровнями речевого процесса: фонетическим, лексическим, грамматическим и синтаксическим.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Комплекс физических и дыхательных упражнения китайской оздоровительной гимнастики Цигун «Комплекс У Цинь Си»

    Комплекс У Цинь Си «Игры пяти животных» лёгок в освоении, упражнения этого комплекса несложные, им могут заниматься люди всех возрастных групп, с различным уровнем физической подготовки. Упражнения эт...

    Статья. Развивающе-коррекционный комплекс на основе технологии функционального биоуправления с биологической обратной связью. Комплекс БОС.

    В данной статье предоставлен материал, о том. как Комплекс БОС, влияет на положительное развитие детей....

    Комплексы «бодрящей» гимнастики. Комплексы упражнений после дневного сна.

    Комплексы «бодрящей» гимнастики.  Комплексы упражнений после дневного сна....

    Комплексы общеразвивающих комплексов с художественным словом для старшей группы

    В последнее время вопрос о состоянии здоровья наших детей, к сожалению, встает особенно остро, как перед родителями, так и перед педагогами. Если обратиться на несколько десятилетий назад, то можно ув...

    Комплексы «бодрящей» гимнастики. Комплексы упражнений после дневного сна

    Комплексы «бодрящей» гимнастики.Комплексы упражнений после дневного сна...