Статья "Использование здоровьесберегающих технологий в развитии детей раннего возраста"
статья (младшая группа) на тему

Галина Михайловна Вершинина

Предназначена для воспитателей групп раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.75 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №39 общеразвивающего вида Кировского района Санкт-Петербурга

Статья

Для воспитателей детских садов

 (групп раннего возраста)

«Использование здоровьесберегающих технологий в развитии детей раннего возраста»

Статья составлена: воспитателем

Вершининой Галиной Михайловной

Санкт-Петербург 2017г


Актуальность

«Здоровье  –  бесценный  дар.  Потеряв  его  в  молодости,  не  найдешь  до самой старости.» Так гласит народная мудрость.                            

Дети- самое  ценное,  что  есть  в  жизни.  А  их  здоровье - одна  из  самых наиважнейших составляющих благополучия семьи и общества, поэтому проблема здоровья детей является особенно актуальной в жизни нашего общества.

Главной целью образовательных учреждений является - формированию  здорового  поколения.  Средством  решения  ее являются  здотовьесберегающие технологии,  без  которых  немыслим  педагогический  процесс  современного детского  сада.  Здоровьесберегающая  технология-это  система  мер, направленная  на  обеспечение  физического,  психического  и  социального благополучия ребенка.

Задачи здоровьесберегающих технологий:

  • сохранение уровня здоровья
  • создание обстановки для комплексного психофизиологического развития ребенка; 
  •  обеспечение комфортных условий жизни на протяжении нахождения ребенка в детском саду.

Этапы работы

Подготовительный:

Особое внимание следует уделить ППРС. Необходимо учитывать, что ведущая деятельность детей раннего возраста предметная, большая часть пространства насыщена дидактической игрушкой. Все игрушки должны быть экологически чистыми, опрятными, не травмоопасными.

Наличие в помещении подвесных фигурок, бабочек, птичек, сердечек- создает атмосферу, в которой постоянно что-то движется и меняется. Это не только  украшает  и  делает  необычным  помещение,  но  и  способствует дополнительному проведению глазной и дыхательной гимнастик.

Так же не маловажную роль играет правильный подбор мебели: она должна быть ярких, но не раздражающих тонов, обязательным условием при подборе мебели, является соблюдение ростовки (воизбежании развития сколиоза).

Необходимо обратить внимание на цветовую гамму стен в помещении- они должны носить успокаивающий характер, без всяких раздражителей.

Обобщая данный этап работы, можно сказать, что: необходимо  создать  в  группе  такую  здоровьесберегающую  среду, которая будет  способствовать  гармоничному  и  всестороннему  развитию  детей раннего возраста, и, вместе с тем, обеспечивать им возможность сохранения здоровья.  

Основной:

С момента поступления ребенка в детский сад, необходимо строить совместную работу с родителями так,  чтобы  помочь  детям  быстро  и  безболезненно  адаптироваться. Самым первым шагом на пути формирования эмоционального благополучия является  сбор  информации  об  индивидуальных  особенностях  малыша  и составление  на  основе  этой  информации  рекомендаций  для  родителей. Обсуждаются вопросы, наиболее значимые для воспитания и развития детей раннего возраста: уход за ребенком, формирование культурно-гигиенических навыков, развитие речи, игры с детьми. Немаловажным фактором работы с родителями являются к папки передвижки, например: «Маленькие советы для больших родителей», «Советы по адаптации Вашего малыша в детском саду», «Если Ваш ребенок капризничает» …

На первое родительское собрание, лучше всего пригласить медицинского работника, который расскажет о всех медицинских мероприятиях, которые будут проходить в детском саду, а так же у родителей появится возможность получить квалифицированный ответ на интересующие их вопросы.

Понимая  значимость  работы  по  формированию,  укреплению  и сохранению  здоровья  малышей, педагог обязан  целенаправленно  работать  над  созданием благоприятного  здоровьесберегающего  пространства.  Прежде  всего -это спокойный,  доброжелательный  психологический  климат, разговор  с детьми  негромким  голосом,  использую  в  своей  речи  стихи,  песенки, потешки.  

Например,  встречая  утром  плачущего  ребенка,  можно  с  улыбкой произнести слова   потешки  « Это  что тут за рев?» Настроение ребенка,  как правило,  меняется  в  лучшую    сторону.

 Положительный  эмоциональный настрой важен для общего физического состояния детей. Ранний  возраст  характеризуется  обостренной  чувствительностью  к разлуке  с  мамой  и  страхом  новизны,  поэтому  адаптация  может  проходить крайне  болезненно.  Понимая  это, педагог должен  стараться  так  организовать этот  период, чтобы как можно меньше травмировать ребенка. Одним из вариантов  создания  эмоциональной  комфортности  и  позитивного психического  самочувствия,  можно  использовать  сказкотерапию.  Правильно подобрав сказку, можно решить многие проблемы ребенка: побороть страхи и  капризы,  развить  волю  и  смелость. Такие занятия можно  проводить  в  различной  форме:  чтение,  рассказывание,  показ  на  фланелеграфе,  вместе  с  детьми  слушать сказки на магнитофоне. Для небольших инсценировок можно использовать различные виды театров: деревянные, пальчиковые, би-ба-бо, театр ложек.    

 Вот прошел период адаптации- и воспитатель начинает начинает работу по формированию у детей культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания.  Этот этап необходим, как  неотъемлемой части культуры поведения, он позволяет  воспитывать    такие  качества,  как  опрятность,  аккуратность, соблюдение  чистоты  и  порядка,  навыков  культуры  еды. Привитие этих навыков необходимо проводить в игровой форме, с использование песенок, потешек, прибауток. Всем известно, что гигиенические процедуры- это не только залог чистоты и культуры поведения, но и, в первую очередь- здоровья, поэтому в детском саду этому этапу уделяется большое внимание именно с раннего возраста.

Принципы оздоровления детей раннего возраста:

 1. Оптимизация режима:     Игровая  деятельность,  сон,  питание,  прогулка,  совместная  и самостоятельная  деятельность  должны  сменять  друг  друга  с  наиболее целесообразной последовательностью.

  • Каждое  утро в детском саду  начинается  с  гимнастики.  Веселая  музыка  создает бодрое  настроение,  развивает  координацию  движений.  
  •   Кинезиология (  пальчиковые  игры  )  обеспечивает  развитие  моторики, внимания,  памяти,  мышления.  Каждое  занятие  имеет  свое  название проводится в течении нескольких минут, два-три раза в день. Малыши быстро  запоминают  несложные  стишки,  сопровождающие  движения пальчиков. В группе должна быть подобрана картотека пальчиковых игр. Помимо пальчиков игр в группе раннего возраста целесообразно проводить глазные и дыхательные гимнастики. Все они так же сопровождаются наличием картотеки.
  • Обязательные  ежедневные  прогулки  утром  и  вечером  в  любое  время года  за  исключением  особо  неблагоприятных  погодных  условий.  А когда  дети  находятся  на  улице,  в  группе  проводится  кварцевание, проветривание, влажная уборка.
  • Обязательный  дневной  сон  как  один  из  периодов  отдыха  организма. Перед сном очень полезно применить метод релаксации- это успокаивает и убаюкивает.
  •   А  чтобы  пробуждение  было  приятным,  необходимо уделить немного  времени  бодрящей  гимнастике.  Делать  ее  можно  прямо  в кроватке.

 2.Организация двигательной активности:   

  • Проведение с детьми раннего возраста физкультурных занятий  способствует не только физическому развитию малышей, но и  формирует  у  них  жизненно  необходимые,  в  различных  видах деятельности, двигательные умения и навыки.
  •   Особое внимание уделяется  подвижным  играм.  В  них используются, знакомые детям, основные движения: ходьба, бег в одном направлении,  бег  врассыпную,  прыжки. Трудно  переоценить  пользу подвижных  игр  для  малышей.  Во  время  активного  движения активизируются  дыхание,  кровообращение  и  обменные  процессы  в организме. В одну и ту же игру можно играть несколько раз подряд, в зависимости от настроения детей, но не  более 10-15 минут.

3.Закаливание с учетом состояния ребенка 

Цель: Выработать  способность  организма  быстро изменять  работу  органов  и  систем  в  связи  с  постоянно изменяющейся внешней средой.  

 К закаливанию относится:

  • Правильный подбор одежды ребенка по сезону- это является одним из звеньев  профилактики  простудных  заболеваний.  Зачастую родители кутают своих малышей и здесь, актуально будет применить, папку- передвижку для родителей «Как правильно одеть Вашего ребенка на прогулку и в группу»
  • Поддержание  нормальной  температуры  воздуха  в  помещении (младшая группа+19 +20градусов)
  • Мытье рук до локтя, умывание водой комнатной температуры.
  • Воздушные ванны после дневного сна, хождение босиком по коррегирующим дорожкам, дорожкам здоровья, коврику «Травка».

Подведение итогов:  

В раннем возрасте решающее значение для правильного, всестороннего развития ребенка имеет  состояние  его  здоровья. Здоровый  малыш,  если  его правильно воспитывать, эмоционален, ест с аппетитом, деятелен. Вырастить  здорового  и  развитого  ребенка  можно  только  тогда,  когда есть  возможность  действовать  с  любовью,  вниманием    и  терпением, действовать  чутко  и  творчески.  Справиться  с  этой  нелегкой  задачей   помогает любовь к детям и знание их возрастных особенностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в развитии детей дошкольного возраста

Краткое описание здоровьесберегающих технологий, применияемых в ДОУ....

Внедрение здоровьесберегающих технологий в группе детей раннего возраста.

В наше время одной из наиболее важных проблем является состояние здоровья детей. Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психологическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из при...

Применение здоровьесберегающих технологий в развитии детей дошкольного возраста через подвижные игры

Всем известно, что здоровье человека начинается с самого рождения. Точнее сказать, здоровье человека закладывается задолго до появления ребенка на свет и формируется в период детства....

Здоровьесберегающие технологии. Рекомендации родителям детей раннего возраста.

Здоровьесберегающие технологии. Рекомендации родителям детей раннего возраста.«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:забота о здоровье – это важнейшийтруд воспитателя. От жизнерадостности,бодрости детей ...

«Использование здоровьесберегающих технологий в приобщении детей раннего возраста к ЗОЖ»

«Использование здоровьесберегающих технологий в приобщении детей раннего возраста к ЗОЖ»...

Стендовая презентация "Система использования здоровьесберегающих технологий в группе детей раннего возраста"

Цели:Обеспечить дошкольнику возможностей сохранения здоровья;Воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека;Формирование у ребенка необх...

Совместное оздоровительное мероприятие Мастер – класс для родителей «ПОИГРАЕМ ВМЕСТЕ» или «Использование здоровьесберегающих технологий для развития детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Совместное оздоровительное мероприятие Мастер – класс для родителей «ПОИГРАЕМ ВМЕСТЕ» или «Использование здоровьесберегающих технологий для развития детей раннего и  младш...