Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Стресс и пути его преодоления".
материал на тему

Фролова Татьяна Владимировна

Семинар - практикум для педагогов на тему: "Стресс и пути его преодоления".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stress_i_puti_ego_preodoleniya.docx22.68 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов ДОУ

«Стресс и пути его преодоления».

Цель – создание позитивного настроения, выработка навыков и способов снятия эмоционального напряжения, снятие психоэмоционального напряжения, развитие способов эффективной профессиональной саморегуляции.
                             
Игровое упражнение «Похвали себя»

Цель: настройка на работу в группе, заряд положительных эмоций.
Инструкция: на любом мероприятии с практической направленностью у каждого участника есть свое имя. Назовите свое имя ласковым словом, как вас называют ваши близкие люди и вам хотелось бы, чтобы вас так называли и к своему имени подберите качество, которым вы обладаете или то качество, которое вам больше всего подходит. Теперь мы видим….. какие у нас участницы, педагоги и просто женщины. Давайте похлопаем в ладоши и потопаем ногами в честь себя любимых.

Упражнение «Импульс»

Цель: создание благоприятных и доверительных отношений в группе.
Инструкция: «Давайте встанем в круг и возьмемся за руки, закроем глаза и передадим друг другу всю свою доброту, что живет в нашем сердце. Начинаем с меня…Пожмите правой рукой руку соседа. Почувствуйте, как по вашим рукам, из ладошки в ладошку передается ваша теплота и доброта. А теперь открыли все глаза, улыбнулись своим соседям справа и слева и сели на стулья.
                                           
Теоретическая часть

Многие женщины – педагоги, имеющие семьи и детей, находятся в постоянном напряжении из-за того, что они стремятся сделать много дел одновременно и везде успеть. Некоторые составляют для себя списки дел, которые вычеркивают по мере их выполнения. Педагоги говорят о том, что имеют постоянный страх, что «они не успеют», ускоряют ритм собственной жизни, стараясь ценить каждую минуту и не разрешая себе «отвлекаться по пустякам». К таким «пустякам» они часто относят минуты отдыха, созерцания и наслаждения маленькими радостями жизни. Как следствие этого, женщины начинают раздражаться, испытывают переутомление, и чувство стресса. Стрессу подвержен любой человек вне зависимости от занимаемой им должности, положения в обществе и материального достатка. В России, на сегодняшний день, нет точной статистики, но по приблизительным оценкам примерно 70% россиян постоянно находятся в состоянии стресса, а треть всего населения – в состоянии сильного стресса. Вследствие постоянных стрессов, почти 80% людей зарабатывают болезнь, называемую синдромом хронической усталости. Симптомы этого заболевания – быстрая утомляемость, слабость по утрам, «песок» в глазах, частые головные боли, бессонница, конфликтность и пр. Стресс в переводе с английского означает «напряжение». Стресс – общее состояние организма, возникающее под воздействием чрезвычайного раздражителя. Современная медицина утверждает, что основная причина всех заболеваний – именно стресс. Постоянное пребывание в стрессовом состоянии может вызвать тяжелые заболевания, такие как, рак, гипертония, различные сердечно-сосудистые заболевания. Так как стресс - это автоматическая реакция организма на трудные или неблагоприятные условия, то его практически нельзя избежать Выделяются три основных стадии развития стрессового состояния у человека:
1 - РЕАКЦИЯ ТРЕВОГИ - нарастание напряженности;
2 -ФАЗА СОПРОТИВЛЕНИЯ - собственно стресс;
3 - ФАЗА ИСТОЩЕНИЯ  - снижение внутренней напряженности.
Всех людей можно условно разделить на 4 группы по стрессоустойчивости:
Стрессоустойчивые люди всегда готовы к любым переменам и с легкостью их принимают.
Стрессонеустойчивым людям сложно адаптироваться к любым изменениям, им непросто менять свое поведение, установки, взгляды.
Стрессотренируемые люди в общем готовы к изменениям, но только не к мгновенным и не к глобальным.
Стрессотормозные люди не станут меняться под воздействием внешних событий, они имеют твердые позиции и свои мировоззренческие установки.
Стрессы современного человека.
КУЛЬТУРНЫЙ СТРЕСС. Он возникает в том случае, когда нельзя ударить, убежать или хотя бы накричать. Такой стресс чаще всего встречается в работе младшего и среднего состава при общении с начальством и коллегами. Естественная реакция в данном случае запрещена нормами трудовой этики и культурными традициями, сложившимися в обществе.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ СТРЕСС. Наиболее часто этот вид стресса встречается у бизнесменов и любого руководящего состава. Каждый, кто раз брал на себя какую-либо ответственность, в той или иной степени знаком с информационным стрессом: нужно срочно принять оптимальное решение, для которого необходимо быстро и правильно оценить имеющуюся информация.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС. Это один из ведущих стрессов современности. Каждую минуту нас окружают сотни и тысячи людей. Мы находимся в непрерывном процессе общения. Находясь на работе, человек не имеет права отказаться от общения с окружающими, однако человек – не робот. Неизбежно возникают обиды и разногласия, как результат – эмоциональный стресс. Этот стресс распространяется повсеместно. Наибольшую нагрузку испытывает некоммуникабельный человек, попавший в большой коллектив или на работу, требующую постоянных контактов с людьми, зачастую совершенно незнакомыми.
СТРЕСС БЕЗДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Возникает он в том случае, когда человеку, настроенному на активное действие, оказывается, нечего делать, им овладевает скука. Современная медицина утверждает, что основная причина всех заболеваний – именно стресс.
Признаки стресса.
Они делятся на три категории:
физические (бессонница, боли в груди, в животе, в спине, высокое кровяное давление, диарея, головные боли, головокружение, тики, хроническая усталость, тошнота, частые простуды и т. д.);
эмоциональные (излишняя агрессивность, повышенная возбудимость, депрессия, импульсивное поведение, нарушения памяти и концентрации внимания, истерики, ночные кошмары, паника, раздражительность, частая слезливость и т. д.);
поведенческие (злоупотребление алкоголем, постоянный поиск у себя различных заболеваний, потеря интереса к своему внешнему облику, привычка кусать и грызть ногти, притопывание ногой или постукивание пальцем, усиленное курение и т. д.); Многие из перечисленных выше состояний вначале являются незначительными раздражителями, но со временем усиливаются и под действием стресса могут привести к серьёзным заболеваниям. Профилактика стрессов должна начинаться с выяснения причин, их порождающих. Перечень причин стрессов необъятен. Значительная часть провоцирующих стресс факторов связана с выполнением наших профессиональных обязанностей.
В любой работе бывают стрессовые ситуации, вот некоторые из них:

  • неорганизованность и как следствие неправильное распределение времени, нехватка его
  • конфликт с начальником или коллегами
  • недостаточная квалификация
  • чувство перегруженности работой, переутомляемость
  • слишком высокая / низкая ответственность
  • скука и т.д.

К этим стрессорам добавляются и проблемы в личной жизни человека, доставляющие немало оснований для неблагоприятных эмоций. Неблагополучие в семье, проблемы со здоровьем, «кризис среднего возраста» и прочие подобные раздражители обычно остро переживаются человеком и наносят существенный урон его стрессоустойчивости.
ПОСЛЕДСТВИЯ СТРЕССА
Любая стрессовая ситуация может стать основной причиной психических и эмоциональных расстройств. Однако нарушения психики развиваются под воздействием целого комплекса условий, и будет преувеличением приписывать все проблемы такого рода только стрессу. Но то, что на душевное состояние и его стабильность оказывает сильное влияние наша реакция на стресс, не подлежит сомнению. Последствиями стресса могут быть:
чувство опустошенности;
депрессия;
суицид;
шизофрения;
сексуальные расстройства;
неврозы;
физические боли и т. д.
                           
Тест «О плохой погоде и нестиранных носках».
Сядьте поудобнее на стульях. Закройте глаза и представьте, что вы за пультом «Машины времени». Нажмите кнопку пульта. Вы перенеслись назад во времена, когда все стирали руками и вывешивали белье сушиться во двор. Представьте, что у вас скопилось много грязного белья и вам необходимо заняться стиркой прямо сейчас. Однако, посмотрев на небо, вы видите большую черную тучу, предвещающую дождь. Какие мысли проносятся в вашей голове?
1. «О нет, это, вероятно, шутка! Это значит, что я должна ждать до завтра? Что же мне делать?»
2. «Подождем немного и посмотрим, может погода прояснится»
3. «Ну хорошо, в конце концов, мне не придется сегодня стирать»
4. «Я займусь этой чертовой стиркой независимо от того, будет дождь или нет».
1.Уровень стресса: 80. Вы позволяете всяким мелочам портить вам жизнь, и теперь стресс накопился до такой степени, что даже малейшее раздражение может испортить вам настроение на весь день. Самое время сделать перерыв и расслабиться, прежде чем это серьезно повлияет на ваше здоровье.

2.Уровень стресса: 50. Вы не поддаетесь стрессу, вам удается сохранять позитивное видение, даже когда все идет не так, как было запланировано. Продолжайте работать над теми проблемами, которые вы можете решить по мере возникновения, и все будет в порядке. Помните: не всякий стресс плох. Пусть стресс будет в вашей жизни побуждающим фактором.
3.Уровень стресса: 0. Вы не позволяете маленьким проблемам беспокоить вас и не видите смысла волноваться. Ваша философия очень проста: вы не можете остановить дождь тем, что будете беспокоиться о нем.
4.Уровень стресса: 100. Вы чувствуете такой огромный стресс в своей жизни, что игнорируете реальность и пытаетесь достичь невозможного. И, когда вы терпите неудачи, все заканчивается тем, что проблем и стресса становится больше, чем прежде. Если бы вы только перестали торопиться, расслабились и обдумали все, то увидели бы, как много ваших усилий уходит в пустоту. Сбавьте обороты и легче относитесь к происходящему. Вы не умрете, если наденете ту же самую пару носков еще раз или купите новую.
                                                 
Практическая часть
Стресс – это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспримимаете. Упражнение «Ловец блага» - Упражнения на развитие уверенности в себе (поможет развить умение вставать в позицию независимого наблюдателя по отношению к самому себе и к своей ситуации; формировать позитивное принятие самого себя). Ведущий: Чтобы с вами ни происходило, во всём старайтесь находить положительные стороны. Речь идет не о самообмане, а о том, чтобы во всём научиться видеть хорошее.
Инструкция: Назовите положительные стороны дождя. Он прибивает пыль – воздух становится чище. Поливает всё живое – растительный мир предстаёт во всей своей красе. Дождь смывает грязь с улиц, наполняет водой канавки в саду – теперь её надолго хватит для полива. Благодаря дождю вы можете наконец заняться насущными домашними делами. Когда идет дождь, хорошо читается, спится и т. д. дождь благотворно влияет на качество подземных вод – значит не нужно искать мастера, чтобы углубить колодец. От дождя растут грибы, лучше клюёт рыба. И ещё – кое-кто перестанет придираться к тому, что вы моете машину водой из водопровода. Педагоги по очереди устно дают варианты ответов. Затем им предлагают следующие ситуации.
1.Что может быть хорошего в том, что вы опоздали на автобус или трамвай?
2. Что может быть положительного в том, что у вас нет денег, чтобы уехать куда-нибудь в отпуск?
3. Какой плюс можно обнаружить в том, что вы потеряли работу?
4. Какую позитивную сторону можно увидеть в ситуации развода?
Гимнастика против стресса.
1. Растягивание плеч. Встаньте прямо и положите руки на плечи. В тот момент, когда Вы делаете вдох, поднимайте локти рук, как можно выше и опрокиньте голову назад. На выдохе вернитесь в исходное положение. Повторите это упражнение несколько раз, чтобы снять напряжение в шее, плечах и спине.
2. Дотянуться до звезд. Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Во время вдоха вытяните руки вверх и потянитесь так, как будто Вы пытаетесь дотянуться до звезд. На выдохе отпустите и встряхните руки, примите исходное положение. Повторить 5 раз. Для большего эффекта от упражнения старайтесь дышать очень глубоко и растопыривайте пальцы рук в тот момент, когда Вы тянитесь к верху.
Дыхательные упражнения для снятия стресса
3. Вдох и выдох через разные ноздри. Примите расслабляющую для Вас позу и закройте глаза. Это упражнение очень простое. Заткните пальцем руки левую ноздрю и сделайте вдох через правую, задержите дыхание и выдохните через левую, заткнув при этом правую ноздрю. Потом держите закрытой правую ноздрю и сделайте вдох через левую ноздрю. Сделав вдох через левую ноздрю, выдох сделайте через правую ноздрю, закрыв при этом левую ноздрю. Повторите данное упражнение несколько раз. Не рекомендуется делать это упражнение перед сном.
Рефлексия
Самое главное – целительные возможности смеха. Научитесь жить с юмором «Юмор – соль жизни, кто лучше просолен, тот дольше живет». (Карел Чапек)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми"

Содержание семинара - практикума "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми" направлено на повышение коммуникативной компетентности педагогов детского сада по  проблеме детской а...

Семинар-практикум "Адаптация молодых педагогов к ДОУ"

Адаптация работника - это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу. Таким образом, когда в организацию приходит новый сотрудник, наблюдается процесс привыкания. Поэтому...

Семинар-практикум «Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»

Семинар-практикум«Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»...

Семинар-практикум «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми»

Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской агрессивности  у дошкольников.Задачи:познакомить педагогов с понятием «агрессивность», групп...

Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...

Семинар-практикум "Психологическое здоровье педагогов"

Семинар-практикум  для педагогов ДОУ по теме "Психологическое здоровье педагогов"...

Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».

Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....