Проблемы и современные подходы к сохранению и укреплению здоровья педагога – как полноправного субъекта воспитательной системы дошкольного образовательного учреждения
статья по теме

Шенкао Асят Арабиевна

Изучение  вопросов касающихся  профессионального  здоровья педагогов дошкольных образовательных учреждений  и моделирование  здоровьеразвивающих технологий   целью которых является  снижение степени напряженности  нагрузки педагогической деятельности  в обстановке инновационных  преобразований современного дошкольного учреждения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx102.63 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГА - КАК ПОЛНОПРАВНОГО СУБЪЕКТА   ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ  ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В нашем дошкольном образовательном учреждении в течение 15 лет проводится инновационно-экспериментальная работа. В ходе нее серьезно возник вопрос о состоянии здоровья педагогов. Материал по этой теме я привожу сегодня.

В дошкольном детстве, как ни в каком другом возрасте, важнейшей  особенностью социального плана является ведущая роль взрослого в обеспечении  психофизиологического и социального  благополучия ребенка. Эта особенность обусловлена генетически запрограммированной беспомощностью ребенка и отсутствием целенаправленных  форм врожденного поведения.  И поэтому,  все более  популярным в мировой медицине и педагогике является принцип раннего  вмешательства в  совершенствование методов первичной профилактики здоровья детей, ориентированных на управление развитием ребенка и формирование его потенциальных  возможностей во всех сферах жизнедеятельности к периоду взрослости. А такое вмешательство возможно лишь, если рядом с ребенком будет физически и психически  здоровый и социально адаптированный педагог.

Проблема состояния здоровья ребенка и зависимости его  благополучия от здорового или нездорового в  физическом, психическом  плане окружения чрезвычайно актуальна. Однако, современные исследования в этом направлении, в основном касаются проблем взаимодействия личности членов семьи. Очень малочисленны исследования о взаимоотношении здоровья  дошкольника и  педагога.

Актуальность исследования тем более очевидна, что с развитием системы инновационных образовательных учреждений, направленных на интенсификацию  педагогической деятельности,  выраженной в разработке и внедрении современных технологий  дошкольного образования и  повышением степени  напряженности  педагогической  нагрузки,  ухудшается  состояние  профессионального здоровья педагогических работников (психофизического и социального благополучия)  снижается  мотивационный, личностный, интеллектуальный потенциал современного педагога

Отсюда сущностью проблемы явилось изучение  вопросов касающихся  профессионального  здоровья педагогов дошкольных образовательных учреждений  и моделирование  здоровьеразвивающих технологий   целью которых является  снижение степени напряженности  нагрузки педагогической деятельности  в обстановке инновационных  преобразований современного дошкольного учреждения.

Отсюда главным является совершенствование механизмов управления педагогическим процессом  ДОУ в обстановке инновационного функционирования  и разработки  оптимальных условий  для сохранения и развития здоровья  педагогических работников, обеспечения их оптимальной работоспособности и творчества.

По данным микроисследований, организованных в дошкольных учреждениях города Ставрополя (обследовано около 50 человек) были выявлены проблемы здоровья педагогов, что  безусловно отражается на работоспособности педагогов и связано с  вовлечением  в исследовательскую и опытно-экспериментальную работу,  участием в разработке содержания дошкольного образования и технологий обучения на гуманистических принципах,  отражается на качестве образования,  способствует  текучести кадров.

С помощью разработанного нами экспресс - опросника мы получили  следующую информацию, касающуюся самооценки собственного состояния здоровья, степени удовлетворенности своим физическом, психическим состоянием и социальным положением  без учета специфики заболеваний, т.е. использовалась донозологическая диагностика. Состояние своего здоровья как  плохое оценили  14% респондентов, 52%- дали удовлетворительную  оценку, менее 30% - хорошую и лишь  5%- отличную. Довольно часто среди опрошенных можно обнаружить  так называемые состояния  дезадаптации, с функциональными, чаще всего обратимыми нарушениями со стороны отдельных органов и систем- преимущественно  со стороны Сердечно сосудистой и нервной  систем, с жалобами характерными для нейроциркуляторной дистонии – 24 %, гипертонические состояния- 42 %, мигренеподобная головная боль  у 18 %. К заболеваниям, имеющим как и  перечисленные выше, чрезвычайно тесную связь с психоэмоциональной сферой, как известно относятся и  язвенная болезнь, нарушения  моторной  функции желчевыводящих путей и кишечника, симптомы которых предварительно выявлены нами у 15% опрошенных.

Таким  образом, эти предварительные данные позволяют считать, что существенную роль в заболеваемости педагогов  ДОУ играют болезни с психосоматической направленностью в происхождении которых ведущее значение имеет состояние психоэмоциональной  сферы, что требует разработки  адекватных  лечебно- профилактических программ.

Педагогическая деятельность насыщена разного рода напряженными ситуациями и различными   факторами, связанными с  возможностью повышенного эмоционального реагирования.

        Большинство исследователей сходятся во мнении, что причины напряженности  педагогической деятельности обусловлены объективными  и субъективными факторами. Если к первым относится, например,  загруженность рабочего дня, это может быть  2-х сменная работа в течении  продолжительного времени, повышенные интеллектуальные нагрузки, особенно в  условиях инновационного учреждения и т.д.) К субъективным факторам относится чувствительность человека к определенным  профессиональным трудностям.

        К напряженным ситуациям педагогической деятельности исследователи (А.К. Маркова, Л.М. Митина, М.М. Рыбакова, И.И.Рыданова и др.) относят:

  • Ситуации взаимодействия педагога с детьми (нарушение дисциплины и правил поведения на занятии, конфликтные ситуации, непослушание, игнорирование требований воспитателя, глупые вопросы детей и т.д.)
  • Ситуации, возникающие во взаимодействии с коллегами и  администрацией ДОУ (резкие расхождения во мнениях, перегруженность поручениями, конфликты, чрезмерный контроль, непродуманность нововведений в  учреждении  и т.д.)
  • Ситуации взаимодействия воспитателя с родителями детей

Поведение современных педагогов характеризуется повышенной напряженностью, ощущением  эмоциональной  усталости следствием которой является: грубость, несдержанность, окрики оскорбления детей и т.д.

Агрессивная реакция педагога противоречит педагогической целесообразности воздействия на ребенка и является причиной невротизации  детей.  Эмоциональные взрывы не проходят бесследно  и для здоровья  педагога, отравляя его организм  «стрессовыми  токсинами».

Отсюда следует, что психическое  благополучие детей напрямую зависит от психического здоровья педагога.

        Наверное  сложно в наше кризисное время поддерживать  психическое здоровье педагога, когда  на него унижающе действует низкая зарплата и отсутствие социального престижа профессии.  Ведь педагог должен получать удовлетворение от своей работы,  возможность самореализации.  Однако, необходимо помнить, что  наше психологическое  здоровье зависит от  личностного восприятия  жизненных проблем.

        В современной американской педагогике существует специальный термин «эффективный учитель».  К основным качествам эффективного учителя можно отнести:

  • стремление  педагога к максимальной гибкости
  • высокая самооценку, т.е. позитивная оценка себя как способного человека, достойного уважения
  • уверенность педагога в себе
  • эмоциональная стабильность

У 26,9% педагогов  отмечен  очень высокий уровень самооценки, у  46,2% средний уровень самооценки и  низкий уровень  самооценки у  26,9% опрошенных. Можно сделать  некоторые выводы о том, что у педагогов сформирована позитивная «Я -концепция» и самосознание.

Критическое отношение к себе, безусловно,  является  важным  качеством личности педагога, т.к. способствует  саморефлексии и является мотивом  для самосовершенствования и развития навыков  общественной жизни. Однако  именно навыки   общественной  жизни требуют  психологической коррекции  и развития.

        55,6 % педагогов находятся постоянно в стрессовой  обстановке (сверхурочная работа, неопределенность и противоречивые требования начальства,  чрезмерная нагрузка,  невозможность продвижения по службе, не реализованность способностей,  конфликтные ситуации).  23,9% педагогов иногда находятся в стрессовой обстановке. Примерно 20,5% педагогов не подвергаются  на работе стрессу. (1\5 часть).

Высоким уровнем уверенности обладают 26,3% педагогов,   средним- 43,6%,  низкий уровень уверенности показали 30,1% респондентов (так, проявляют  неловкость при начальнике  58% педагогов,  смущаются  когда им говорят комплимент  37,1 %, уважают себя 40%,  считают себя неполноценными  20,5 %,  50 % считают, что у них нет достаточных сил и способностей, чтобы чего то добиться в жизни).

Диаграмма № 2

На наше психическое здоровье оказывают влияние различные факторы. Особенно хотелось бы обратить внимание на субъективные  факторы, это прежде всего особенности личности, которые провоцируют чрезмерную чувствительность человека  к определенным профессиональным трудностям.

К таким трудностям, как мы выяснили относится эмоциональная напряженность педагога, ощущение эмоциональной усталости, деперсонализация как следствие снижения уровня личных достижений, заниженная самооценка.  Для преодоления эмоциональной напряженности, усталости и деперсонализации, а также повышения самооценки в нашем ДОУ  начали  работать  мастер-классы,   которые подразделяются на  «Тренинги эмоциональной устойчивости», «Тренинги уверенности в себе»,  « Тренинги общения» и т.д.  целью которых является формирование готовности  воспитателей к напряженным ситуациям педагогической деятельности, развитие навыков эффективного консультирования, «психологической защиты», стрессоустойчивости,   что способствует развитию  позитивных лидерских устремлений, уверенности в себе, повышения самооценки.

Также Мастер- классы задуманы с целью повышения профессиональной  компетентности педагогов  в области  психолого- педагогического консультирования. Ведь никому не секрет, что долгое время в ДОУ не было профессиональных психологов, да и сейчас их недостаточное количество. Поэтому  психологическую помощь детям оказывают именно педагоги- воспитатели. Дети  рассказывают им  о своих проблемах во взаимоотношениях со сверстниками, с родителями и  ждут от педагогов помощи, поддержки. Но, к сожалению, как  показывает практика, педагоги  не всегда проявляют навыки психологического консультирования. Также  необходимо отметить отсутствие у некоторых педагогов личных качеств консультанта (эмпатические  слушание, эмоциональная теплота, искренность, позитивное отношение, конкретность, чувство юмора и т.д.) Отсутствие психологической помощи детям  со стороны  воспитателя  оказывает пагубное воздействие на  формирующуюся психику ребенка.  

На мастер- классах  предлагаются  конфликтные педагогические ситуации с возможными вариантами решения. На тренингах эмоциональной устойчивости  педагогам предлагается различная психологическая информация, которая направлена прежде всего на  формирование самосознания педагога (когнитивной, аффективной, поведенческой), развитие его  позитивной «Я»- концепции. Например, такие упражнения как «Кто я?», «Самокритика», «Сколько во мне людей», «Мой портрет» (Я глазами группы) направлены на осознание педагогом особенностей самовосприятия себя и восприятия себя другими. Упражнения «Контраргументы»,  «Сильные стороны», «Достоинства» и др. направлены на развитие позитивного самовосприятия. Также большое внимание на тренингах уделяется развитию эмоциональной культуры педагога, чтобы не произошел синдром «Эмоционального выгорания», что так свойственно для педагогов со стажем работы 15-20 лет. Для них характерны «педагогические  кризисы», «истощение», «сгорание».

Для повышения квалификации  и мотивации профессионального роста предлагаются упражнения, направленные на  развитие  позитивных лидерских устремлений  у педагогов, повышения самооценки и уверенности в себе.  Обсуждаются вопросы «Как стать  более компетентным и более эффективно выполнять свою работу?». Советы тем, кто хочет получать удовлетворение  от своей работы. Больше внимание  уделяется проблеме стресса.  Предлагается психологический материал: Что такое стресс и как превратить стресс из врага в союзника. Реализуется практикум по управлению стрессом. На мастер- классах используются методы группового тренинга, методы психокоррекции, аутотренинг, арттерапия и т.д.

В  ходе нашего  исследования  также  были  изучены механизмы  формирования социального благополучия  педагогов

Социальное здоровье рассматривается как состояние жизнедеятельности, характеризующее способность человека к самосохранению,   самосовершенствованию своего физического, психического и социального статуса, позволяющее адекватно приспособляться к изменениям окружающей среды и полноценно выполнять свойственные человеку функции. Ведущим показателем социального здоровья человека является здоровый образ жизни. В свою очередь ведущими составляющими здорового образа жизни являются следующие:

  1. Высока трудовая активность человека, успешность выполнения своих профессиональных обязанностей.
  2. Физическая активность и физическое благополучие человека.
  3. Психологическое благополучие человека, отсутствие беспокойства, депрессии.
  4. Социальное благополучие человека, успешность выполнения своих ведущих социальных ролей в условиях семьи, работы, общения.
  5. Общее восприятие благополучия, самооценка текущего здоровья человека.

        Результаты проведенного нами исследования показали высокую степень трудовой активности среди воспитателей. На это указывают  22% опрошенных, 21 % присуща активная жизненная позиция, социальный оптимизм. При этом, в качестве позитивных сторон своего профессионального труда 45% опрошенных выделяют получение удовлетворения от общения с детьми,  25% указывают на возможность для самореализации, проявления творчества, и 25 % на удобный график работы, длительный отпуск, возможность пребывания на свежем воздухе.

Таблица № 2

Положительные стороны педагогической профессии:

Получения удовлетворения от общения с детьми

 45%

Возможность для самообразование и творчества

 25%

Удобный график и режим работы

 25%

Ничего

 5%

Отрицательные стороны педагогической профессии:

  1. Низкая оплата труда

 34%

  1. Эмоциональные и психологические нагрузки, стрессы

 32%

  1. Непонимание важности педагогического труда

 11%

  1. Подготовка к занятиям

10 %

  1. Высокая степень ответственности

 7%

  1. Другое

 6%

        Однако, некоторые факты вызывают опасение. Так, например, только трое из опрошенных нами  воспитателей указали, что  стремятся к рациональному и сбалансированному питанию,  своевременно посещают медицинские учреждения, регулярно занимают физкультурой и спортом.

        Для 59 % характерно состояния беспокойства, неудовлетворенностью жизнью, а для 13 % депрессии и напряженности. Чувство гнетущей тревоги, подавленности, неудовлетворенности жизнью «время от времени» испытывают 58% опрошенных нами педагогов, 22% достаточно часто, а 4% постоянно. При этом ведущими  факторами, вызывающими это состояния являются семейные конфликты (52%) и общение с родителями детей (36%), деятельность администрации учреждения (26%).

        Вызывает опасение высокая степень общего недовольства различными аспектами своей жизни у большинства педагогов. Наибольшую степень недовольства вызывает  уровень доходов (88%), качество отдыха (56%), условия проживания (36%), уровень медицинского обслуживания (30%), отсутствие жизненных перспектив (30%). Оценивая возможность получения

Диаграмма № 3

помощи со стороны государства, правительства края и города, педагоги указывают на экономические механизмы: необходимость повышения заработной платы, улучшения материальной базы дошкольных учреждений.

         

Для того, чтобы изменить существующую ситуацию, не нужно увеличивать количество врачей и средних медицинских работников. Единственный путь, ведущий к здоровью каждого человека  - это изменение отношения человека к своему здоровью. В течение нескольких десятилетий в сознании большинства населения нашей страны формировался несколько иждивенческое отношение к своему здоровью.

 

        В общественном сознании до сих пор еще не сформирована установка о том, что физиологическое, психическое и социальное благополучие человека – это его личная забота и ответственность. Сформировать здоровый образ жизни у человека возможно лишь в том случае, если человек сам будет заинтересован в сохранении и укреплении своего здоровья.

        Ведущим направлением формирования здорового образа жизни педагога должна стать нравственная составляющая – это мотивация здорового образа жизни, установка на долгую и полноценную жизнь, отсутствие иждивенческого отношения к медицине, самостоятельная активность в формировании и укреплении собственного здоровья, уважительное отношение к жизни и здоровью других.

        Мотивация – это осознанная необходимость заботиться о своем здоровье.

Основные мотивы формирования стиля здоровой жизни

  1. Самосохранение. Осознание человеком того, что то или иное действие угрожает его жизни.
  2. Получение удовольствия от самосовершенствования. Эта простая гедоническая мотивировка формулируется так: «Ощущение здоровья приносит мне радость, поэтому я делаю все, чтобы испытать это чувство». Большую роль в этом сможет сыграть доступность для педагогов культурно-оздоровительных учреждений. Об этом говорили и многие наши респонденты. У многих есть желание посещать бассейн, тренажерные залы, группы здоровья.
  3. Достижение максимально возможной комфортности. «Я здоров, меня не беспокоит физические и психологические неудобства».
  4. Подчинение этнокультурным требованиям. В процессе развития человеческой цивилизации общество выработала полезные привычки, систему защиты от неблагоприятных факторов внешней среды. Пропаганда здорового образа жизни средствами массовой информации, администрацией края, города, конкретного образовательного учреждения.

        Естественно, что  здоровье педагога должно стать первостепенной задачей  государства. И причины этого мне видятся в следующем:

  1. В условиях социально-экономического, политического кризиса, перехода к новым рыночным отношениям педагоги стали одной из самых социально незащищенных категорий населения. Уровень заработной платы педагогических работников едва равняется прожиточному минимуму.
  2. Успешность реформирования современной системы образования, реализации современных инноваций технологий зависит от физического, психического и социального благополучия педагога. Благополучный педагог – благополучные дети.
  3. Педагог является носителем, «распространителем»  культуры, социальных норм и правил. Педагог является образцом для подражания у детей, источником формирования здорового образа жизни у детей. Здоровый педагог – здоровые дети.

        Основные направления социально-психологической поддержки педагога.

        Анализ существующей ситуации в современной системе образования позволяет говорить о том, что назрела необходимость в выработке основных направлений социально-психологической поддержки педагогов.

  1. Укрепление психологического самочувствия (благополучия) педагога. Здесь огромную роль могут сыграть психологи образовательных учреждений, профессиональные психотерапевты, которые смогли бы обучить педагогов навыкам снятия стрессовых ситуаций, выхода из конфликтов, повышения социальной компетентности  и т.п.
  2. Разработка системы профилактических мероприятий по укреплению здоровья педагога, льготного обслуживания педагога в культурно-оздоровительных учреждениях города. Пропаганда здорового образа жизни.
  3. Повышение правовой культуры педагогов. Большинству педагогов просто необходимы рекомендации и консультации профессионального юриста по защите своих прав. Так, например, в одной их анкет респондент просит: «защитить от родительского произвола».
  4. Консультации специалиста социальных служб для знакомства педагогов с системой социальных льгот и возможностей их получения для педагогических работников.

        Возможно, идеальным вариантом решения данных проблем могла бы стать социально-психологическая служба поддержки педагогических работников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная система дошкольного образовательного учреждения «Развитие субъектности детей дошкольного возраста как условие успешной социализации в обществе»

Современная социокультурная среда создает подвижные, вариативные взаимоотношения между человеком и обществом, характер развития которых детерминирован в значительной степени самим человеком, его субъе...

ПРОГРАММА «Нетрадиционный подход к сохранению и укреплению здоровья воспитанников через использование солетерапии

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 20 » г. Усинска (далее – Детский сад) задачу сохранения и укрепления здоровья...

Проблема организационного аспекта преемственности учителей-логопедов в системе «Дошкольное образовательное учреждение- общеобразовательная школа»

В настоящее время наиболее остро возникает необходимость преемственности учителей – логопедов в системе «дошкольное образовательное учреждение – общеобразовательная школа»....

Комплексный подход к сохранению и укреплению здоровья дошкольников.

В статье описывается система закаливания в ДОУ....

Проект «Классики» (Бифункциональный подход в сохранении и укреплении здоровья детей дошкольного возраста)

Инновационный проект по здоровьесберагеющим технологиям в Дошкольном отделении...

Презентация к педсовету «Целостный подход к сохранению и укреплению здоровья воспитанников в процессе детско-родительских проектов»

Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И  если  мы  хотим  вырастить ...

Профессиональная компетентность воспитателей является основой для реализации подходов к сохранению и укреплению здоровья детей.

Данная статья посвящена проблеме повышения профессиональной компетентности воспитателя в организации, сберегающей здоровье, обслуживания воспитанников. Автор указывает факторы готовности педагога к фо...